Николо-перервинский монастырь в москве
Содержание:
- Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
- Рождественский сочельник
- История
- Экскурсионные программы
- История обители
- Память священномученика Владимира (Богоявленского)
- Крещенский сочельник
- Хроника Николо – Угрешского храма
- Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
- В каком месте располагается и как добраться к монастырю?
- Деятельность
- Православная Церковь празднует отдание Пасхи
- Информация паломникам
- Великий пост
- Православная Церковь празднует день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
- Архиерейское богослужение на праздник святителя Николая Чудотворца
- Праздник Крещения Господня
- Престольный праздник в больничном храме при ГКБ №68
- История создания Николо-Угрешского монастыря
- История обители
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
21.11.2019 18:00
21 ноября, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, на Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря, а также в храме «Неопалимая Купина» православной гимназии имени митрополита Платона (Левшина) были совершены праздничные богослужения.
Позднюю Божественную Литургию в Иверском соборе возглавил настоятель Патриаршего Подворья, ректор Перервинской семинарии, протоиерей Владимир Чувикин в сослужении клириков обители и выпускников семинарии. В своей проповеди отец Владимир рассказал об архангеле Михаиле, его заступничестве за людей, и об ангелах-хранителях, которые даются каждому человеку в Таинстве Крещения.
Рождественский сочельник
06.01.2011 17:34
Православные с нетерпением готовятся к великому празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Воспитанники Перервинской Православной Духовной семинарии украсили обитель разноцветной гирляндой, новогодними украшениями обвесили ели, соорудили вертеп из еловых ветвей, который установили в Иверском соборе. Девушки и юноши из православного молодежного объединения “Держава” на территории обители из снежных кубов воздвигли пещеру, в которую мог пройти любой желающий, чтобы поклониться родившемуся младенцу Иисусу Христу.
В вечер Рождественского сочельника настоятель Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря и ректор Перервинской Православной Духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин возглавил праздничное Всенощное бдение.
История
Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.
Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.
Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.
В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.
В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым.
В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шесть человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I, тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в угрешский монастырь был назначен, по рекомендации Игнатия, его знакомый монах Иларий, который несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей».
В ноябре 1874 года послушником Николо-угрешского монастыря стал К. Н. Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).
1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.
В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже, колония, преобразованна по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.
В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.
В 1980-х годах на территории монастыря располагалось общежитие, а также секция дзюдо ДЮСШ «Союз».
30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — в сане епископа Люберецкий, викарий Московской епархии; 31 мая 2010 г. освобожден от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).
В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.
В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.
В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор.
В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.
24 декабря 2010 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви новым наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).
Экскурсионные программы
Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.
Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.
Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.
Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.
Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:
- внутри не курят и не пьют;
- не проходят в ворота обители пьяными;
- под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
- если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.
Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.
История обители
Название обители сформировалось из-за расположенной поблизости области, которую называли Перервой, что значило «поворот русла реки». Согласно преданию, начало монастыря было положено в 1380 г., во время Куликовской битвы. Однако первые документальные подтверждения существования на том месте церкви датируются XV в.
Николо-Перервинский монастырь на берегу Москвы-реки
Во времена правления первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, на том месте стояла небольшая деревянная церковь в честь свт. Николая Чудотворца. Предполагается, что во время Смуты на нее совершали набеги поляки. Патриарх Адриан, не разделявший взгляды императора Петра Великого, объединил возведенные к тому времени храмы в один собор и освятил его в 1700 г.
Облик монастыря в середине XVIII столетия
Во время правления митрополита Платона (Левшина) обитель претерпела значительных положительных изменений:
- открытие семинарии в 1775 году;
- создание трапезной для семинаристов;
- роспись третьего яруса колокольни, установка на ней часов;
- восстановление Успенской церкви;
- внутреннее оформление надвратного храма;
- возведение архиерейского дома;
- оборудование помещений для семинаристов и учителей.
История «Перервы» до 1917 года
Обитель получала много внимания со стороны архиереев. Она достраивалась и благоустраивалась. Кроме трудов над созданием хороших условий для семинарии проводились работы над реставрацией и построением храмов. В 1904 г. в монастырь был привезен Иверский образ Пресвятой Богородицы. Было решено возвести большой Иверский собор на 3000 человек, который сохранился до наших дней.
Историческое фото 1990-х годов
Трудные времена
В 1928 г. в монастыре осталось три насельника, а сама обитель была практически закрыта. Советская власть была настоящей бедой для обители. С Иверского собора и Толгского храма снесли кресты и купола, на их крышах росли кусты. В храмах закрашивали и забеливали стенную роспись, заменили витражи обычными стеклами, закладывали боковые проемы. Храмы лишились своего внутреннего убранства. В Никольском соборе организовали склад, а затем завод. Из-за отсутствия ремонтных работ появилась угроза разрушения здания. Учебные корпуса отдали под жилье.
Современное состояние
Никольский собор вернули РПЦ в 1991 г., а спустя три года – остальной комплекс. После длительной масштабной работы монастырь остается действующим, в нем постоянно служится литургия, функционирует воскресная школа и гимназия, духовная семинария. Сейчас это патриаршее подворье. Настоятелем обители является протоиерей Владимир Чувикин.
Память священномученика Владимира (Богоявленского)
07.02.2011 16:26
Попущением Божьим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. Вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христово полилась кровь мучеников.
Невозможно исчислить всех новомучеников Церкви Российской 20 века.
Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и простотой утвердил в своём архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой «даже до смерти». Своё земное служение Богу и Церкви он завершил 7 февраля (25 января ст. ст.) 1918 года в граде Киеве — колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.
Крещенский сочельник
18.01.2011 13:43
В канун праздника Крещения Господня настоятель Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря митрофорный протоиерей Владимир Чувикинсовершил Божественную литургию Василия Великого, в начале которой торжественно читались пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. После Божественной литургии отец-настоятель в сослужении клириков Патриаршего подворья совершил первое Великое водоосвящение.
Вода, освященная на Великом Водосвятии, в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения Господня, является одной из величайших святынь Церкви. Однако даже среди верующих людей распространены связанные с ней суеверия.
Существует ошибочное мнение, согласно которому вода, освященная в Крещенский сочельник, отличается по своим качествам от воды, освященной в сам день Богоявления. Это не так. В эти два дня совершается один и тот же чин Великого освящения воды, и вода, освященная во время него, приобретает одни и те же свойства.
Хроника Николо – Угрешского храма
Как — то раз, ехав по дороге на Куликово поле, на поединок с монголами (пятнадцати поприщ от города Москвы) российский правитель Димитрий Донской на сосне заметил образ Николая Чудотворца. Правитель, полководцы и все воины вознесли моление чудодейственной иконе. Затем Димитрий вскрикнул « это всё угреша души его». С того периода икону начали именовать Угрешой. Сражение российского князя одержало победу. Впоследствии после победы Димитрий отдал приказ на местности, где был обнаружен образ, построить монастырь в почтительность Николая Чудотворца за признательность в знаменитой победе.
Монастырь был создан в 1380 году. В пятнадцатом веке был открыт постоялый двор в Кремле. В 1521 году сооружение было испепелено монгольским правителем в период атаки. Однако московский правитель моментально дал указ восстановить храм.
В семнадцатом столетии данный монастырь был на пике популярности. Все величавые персоны постоянно навещали его. Этаким способом монастырь имел возможность пополняться внушительными взносами и демонстрировать собственное высочайшее состояние.
В завершении восемнадцатого века монастырь приобрёл чудодейственный образ Блаженной Божьей Матери «Взыграние». Сначала последующего столетия храмом завладели французские воины. Однако все без исключения значимые вещи не были повреждены, потому что они заранее были перенаправлены в Вологду.
По приходу русского правительства стартовала компания по конфискации монашеских драгоценностей. Позднее старцев целиком лишили права проживания, а в их сооружениях расположили отели, средние учебные заведения, общественные места питания, фабричные мастерские и прочие учреждения. В 1940 году был целиком разбит основной монастырь.
Восстановление и возрождение священного монастыря началось в семидесятых годах. До окончания века возобновили 6 храмов, десять святилищ и тронов.
Невзирая на всё это в девяностых годах положение всех монастырей было печальным. По этой причине было общепринято постановление об усиленном ремонте, в котором взяло соучастие большое число управляющих персон и обычных жителей города. Едиными стараниями получилось совершить подобный величавый монастырь.
Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
26.03.2011 14:19
Что христианину следует знать о поминовении?
Главную молитву о здравии и об упокоении усопших православных христиан совершают на Божественной литургии. На проскомидии, которая совершается перед началом Литургии, из просфор священник вынимает частицы за здравие или за упокоение человека, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов.
Подавать записки с именами следует перед началом литургии или накануне вечером. В верхней части записки обычно обозначают восьмиконечный Православный Крест, затем указывают вид поминовения: “О здравии” или “О упокоении”. Затем, крупным разборчивым почерком пишут имена поминаемых в родительном падеже. Первыми в поминовении упоминают священнослужителей и монашествующих с указанием сана и степени монашества, затем мирян (в поминальные записки допустимо вписывать только крещеных).
В каком месте располагается и как добраться к монастырю?
Можно добраться в храм Николо – Угрешский некоторыми способами:
• Следует добраться от Казанского вокзала до площади Люберцы, а потом на общественном транспорте (автобусом) номер 20 и номер 21 необходимо доехать до остановки площадь Святителя Николая;
• Возможно доехать от станции метрополитена Люблино на общественном транспорте номер 305;
• Можно добраться от станции метрополитена Кузьминки на общественном транспорте номер 470.
Любой религиозный человек хотя бы единожды обязан посетить данное Господнее обиталище, ощутить данную благосклонную безмятежную обстановку, взглянуть на абсолютно все святая святых, святилища, монастыри, соборы, часовни и образы Николо – Угрешского храма. Для того чтобы без помощи других удостовериться в силе данной величавой местности.
Да пускай Вас всегда оберегает и защищает Всевышний!
https://youtube.com/watch?v=bUWekKkhIXY
Деятельность
21.07.2010 14:43
Что касается сегодняшней жизни Николо-Перервинской обители, то, кроме неукоснительно совершаемых ежедневно богослужений, клир, воспитанники духовных школ и прихожане обители несут самые различные послушания, многие из которых связаны с социальным служением .
Это прежде всего — окормление тюремного храма святой равноапостольной Марии Магдалины в женском следственном изоляторе, расположенном неподалеку от монастыря. Храм был освящен 3 августа 1996 года. Здесь проходят регулярные богослужения, во время которых семинаристы исполняют обязанности певчих и пономарей.
Кроме того, студенты вместе со священнослужителями встречаются с воспитанниками общеобразовательных школ , детских домов и интернатов, посещают больницы , тюрьмы и военные части, проводя беседы о православной вере. Эти встречи чрезвычайно полезны, особенно для молодежи. Насколько действенно бывает для молодых людей живое слово о Христе и Православной вере, услышанное от своих сверстников!
Особое место в жизни обители по праву занимает деятельность молодежных театральных коллективов «Лампадка» и «Вера, Надежда, Любовь» . Основная тема всех постановок — воспитание христианской нравственности, напоминание людям о Боге.
В Воскресной школе, которая принимает всех, кого Господь невидимой Своей десницею приводит в святую обитель, вот уже на протяжении более чем 10-ти лет проводятся занятия для взрослых и детей, начиная с 4-х летнего возраста.
Отроковицы, закончившие курс занятий в Воскресной школе, собираются в школе «Молодой хозяйки », где получают начатки тех знаний, которые нужны благочестивой девушке, а в будущем — грамотной хозяйке, верной супруге, любящей и заботливой матери-христианке.
Отроки занимаются в школе «Петрофлот»
Здесь опытные моряки, ветераны русского флота, делают дело огромной важности, — учат подростков военному делу, основам искусства мореплавания, а главное — от сердца к сердцу передают им любовь к нашему православному Отечеству. Ребята изучают Закон Божий, историю Отечества, морское дело, занимаются физической подготовкой
А летом на ладьях «Петрофлота» выходят в настоящее плавание по рекам.
При «Петрофлоте» есть часовня, освященная во имя свят. Николая. В настоящее время в ней покоятся частицы мощей преп. Феодора Санаксарского и святаго прав. Феодора Ушакова. В этой деревянной часовне на берегу Москва-реки, недалеко от Николо-Перервинской обители, служатся молебны, в которых неизменно участвуют и юные петрофлотовцы.
Частью забот монастыря всегда были дела, связанные с воспитанием подрастающего поколения в духе христианства и благочестия. Так и ныне осуществляется попечительство о детях-сиротах, детях из многодетных и малоимущих семей. С лета 2000 года с помощью Божией на подворье Николо-Перервинской обители под Звенигородом при храме Живоначальной Троицы на время школьных каникул обитель организует детский православный лагерь-приют . Речка и лес, совместные молитвы в храме и крестные ходы по вечерам, различные послушания и беседы с батюшкой у костра, — все это доброй памятью остается в сердцах детей и воспитателей. Для многих это является началом воцерковления, становлением на путь христианской жизни.
…Неспешно течет под стенами обители Москва-река. Неспешно течет и духовная жизнь обители. Осененная небесным покровом, освященная молитвами многих святых и подвижников, — она хранит безценное сокровище, — Православную веру, единственную надежду и утверждение Святой Руси.
Православная Церковь празднует отдание Пасхи
01.06.2011 20:02
В среду 6-й седмицы по Пасхе, накануне праздника Вознесения Господня, православные христиане отмечают день отдания Пасхи.
В этот день настоятель Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря митрофорный протоиерей Владимир Чувикин совершил праздничную Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Иверском соборе обители. Его Высокопреподобию сослужили протоиерей Андрей Лешов, иерей Леонид Тепляков, диакон Сергей Шевелкин.
На утрене отдания праздника в последний раз хор целиком пропел Пасхальный канон, также в последний раз с амвона прозвучали пасхальные поздравления.
За Божественной литургией пел Братский хор Перервинской Православной Духовной семинарии.
Информация паломникам
Подробная информация о жизни обители представлена на официальном сайте: pererva.org. При необходимости все вопросы можно уточнить по телефону: +7 (495) 354-49-65.
В монастыре действует запрет на фото- и видеосъемку. При крайней необходимости нужно получить разрешение у настоятеля.
Совет автора
Престольные праздники
Престольные праздники в обители празднуются несколько раз в год:
- в Никольском храме в честь святителя Николая Чудотворца – 22 мая и 19 декабря;
- в Иверском соборе – 6 мая, 26 октября, 25 февраля и вторник Светлой седмицы;
- в церкви Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа;
- в надвратном храме в честь Толгской иконы Божией Матери – 8 августа, 16 сентября;
- в церкви Иоанна Богослова – 21 мая, 9 октября;
- в нижнем храме Никольского собора в честь св. Сергия Радонежского – 18 июля, 8 сентября.
В эти дни богослужения особенно торжественные. В обитель стекается множество паломников. Служба проводится при участии многих священников их других храмов.
Интерьер собора Иконы Божией Матери Иверская
Режим работы
Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе. Его двери открыты для прихожан с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений следующее:
- Литургия. В будние дни в 7:30. В воскресные и праздничные дни в 6:30 и в 9:00, в 8:00 для детей.
- Вечернее богослужение – 17:00.
- Акафист – 16:00.
К таинствам исповеди и причастия верующие могут приступить на каждой литургии. Венчание и крещение проводятся только в выходные дни. Предварительно нужно согласовать осуществления Таинства в иконной лавке и записаться там же. Перед Венчанием священник проводит с будущими супругами беседу по понедельникам в 20: 00. Перед Крещением крестные родители и сам желающий принять таинство, если он уже взрослый, должны поучаствовать в двух огласительных беседах. Они проводятся по пятницам в 19:30.
Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе
Как добраться
Монастырь находится в Москве по адресу: ул. Шоссейная, 82. Район Печатники довольно уединенный. Обитель здесь оказалась окруженной железной дорогой, рекой и промышленной зоной.
Удобнее всего доехать сюда на метро:
- от станции метро «Текстильщики» идут автобусы №703 и 161, маршрутное такси №38М. Ехать необходимо до остановки «Николо-Перервинский монастырь»;
- от станции «Печатники» до обители идет автобус №292.
От платформы «Депо» курской Ж/Д можно дойти до монастыря за 15 мин.
Николо-Перервинский монастырь – уникальная обитель, хранящая тайны старой Москвы. Несколько веков назад на берегу реки стали возносить молитвы и проводить богослужения. Несмотря на тяжелое испытание коммунизмом, обитель остается духовным щитом русского православного народа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Великий пост
07.03.2011 18:16
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.
Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью.
В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается канон св. Андрея Критского припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи.
Православная Церковь празднует день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
12.07.2011 12:20
Апостол Павел и апостол Петр, много потрудились в распространении Христовой веры и справедливо почитаются вместе “столпами” Церкви Христовой и первоверховными апостоломи. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день 12 Июля.
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Архиерейское богослужение на праздник святителя Николая Чудотворца
19.12.2019 16:38
19-го декабря, в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поздравить прихожан и гостей Николо-Перервинского монастыря прибыл викарий Святейшего Патриарха архиепископ Егорьевский Матфей, который возглавил Божественную Литургию в Иверском соборе обители. Владыке сослужили: настоятель протоиерей Владимир Чувикин, благочинный Петропавловского округа архимандрит Алексий (Вылажанин), клирики Николо-Перервинского монастыря и выпускники семинарии в священном сане.
Праздник Крещения Господня
20.01.2021 17:21
Совсем недавно Святая Церковь отмечала светлый день Рождества Христова, день, когда Христос пришёл на землю, родился от Девы Марии. Сегодня, в праздник Богоявления, или Крещения, мы вспоминаем ещё одно явление Сына Божия, когда Христос открыто явил Себя народу как Мессия, воплощённый Бог, Спаситель мира.
«От Вифлеема на Иордан перейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает» — так поётся в стихире предпразднства Крещения. С момента Богоявления начинается дело спасения рода человеческого. Христос выходит на проповедь, и Богоявление Его, как и Рождество, исполнено смирения. Господь принимает крещение от Иоанна и этим подаёт пример послушания воле Своего Небесного Отца, пример исполнения закона. Он принимает крещение в Иордане и принимает его от Своего собственного творения. Такова глубина смирения Господа нашего.
Престольный праздник в больничном храме при ГКБ №68
03.02.2011 16:59
3 февраля 2011 г. в храме иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” при городской клинической больнице №68, приписанный к Патриаршему подворью Николо-Перервинского монастыря, была совершена праздничная Божественная литургия.
Богослужение возглавил иерей Евгений Толмачев в сослужении дьякона Сергия Шевелкина.За Божественной литургией к Святым Христовым Таинам приступило 28 человек, из них 18 – тяжелобольные, которых батюшка, иерей Леонид Толмачев причастил в больничных палатах.
По окончании Литургии был совершен Крестный ход вокруг больничных корпусов.
История создания Николо-Угрешского монастыря
Основали эту обитель в 1380 году, а неподалеку находилось дворцовое село, где часто отдыхали князья. Они щедро жертвовали монастырю не только деньги, но и земли. Через полтора века после основания обитель сожгли крымские татары во время набега, но позже ее восстановили. Иван Грозный не только выделил лесные угодья монастырю, но и освободил его от таможенных пошлин.
Знаете ли вы? Здесь некоторое время жил Лжедмитрий Второй.
До XVII века обитель занимала высокий статус: сюда регулярно приезжали царские особы, патриархи, однако уже в следующем столетии монастырь начал угасать, денег на его содержание практически не выделяли. Постепенно площадь монастырских земель сокращалась, а на подворье размещали отставных военных, а позже организовали лазарет.В начале XIX века монастырь заняли французы, однако не разрушили ее. С середины этого столетия начался новый этап развития обители: в это время и был создан ее уникальный ансамбль строений. С приходом советской власти обитель закрыли, а многие ценности изъяли. В этот период на территории монастыря размещались фабрики, трудовые колонии, цеха, школы. Возродилась обитель в 90-х годах: в храмах вновь стали совершать богослужения, сюда вернулась иноческая братия. Постепенно отстроили и разрушенные церкви.
История обители
По преданию, в 1380 году великий князь Дмитрий Донской со своим войском, следуя на Куликово поле, сделал здесь привал, и после горячей молитвы Богу ему чудесным образом явилась на дереве икона Николая Угодника. Это чудо очень укрепило веру князя и дало ему победный дух.
Князь с трепетом сказал: «Сия вся угреша сердце мое», что означает: «это все согрело сердце мое» (отсюда и название «угрешский»). И уже на обратном пути, после победы в битве, князь велит возвести здесь монастырь в честь этого великого святого.
В XVII веке сюда любили приезжать цари и великие князья. Эти паломнические царские выезды стали называть «угрешские походы». Цари из династии Романовых всячески помогали монастырю. Но не всегда в истории монастыря все было хорошо: он много раз подвергался разорению, осаде и поджогам со стороны татаро-монголов, литовских и французских армий. Но с Божией помощью он всегда восстанавливался.
XIX век стал для обители переломным: из-за больших налогов монастырь оказался на грани закрытия, здесь остались всего 6 монахов. В эти самые годы митрополит Московский Филарет сначала думает назначить настоятелем монастыря Игнатия (Брянчанинова), но тот ему советует поставить на эту должность иеромонаха Оптиной пустыни Илария.
Под руководством игумена Илария обитель переживает значительный подъем. Позже наместником становится Пимен (Мясников), который сейчас является святым покровителем обители, при нем она переживает свое второе рождение: существенно вырастает число монахов, монастырский устав становится более строгим, возрождаются старые сооружения и строятся новые.
Создаётся архитектурный ансамбль, доминантой которого становятся Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница. Территория монастыря значительно расширилась, теперь здесь стало 10 храмов и еще несколько часовен.
Рисунок. 1. Вид на обитель сверху
Не обошла стороной эту обитель тяжелая участь большинства монастырей в безбожные времена. После октябрьской революции здесь располагается колония для несовершеннолетних. Монахов власти определяют в трудовую общину. В 20-е годы в монастыре закрывают все храмы. В 30-е все ценности вывозятся в музей «Коломенское», в 40-м году уничтожается древнейший храм монастыря — Никольский собор.
В 70-х гг. монастырь в Дзержинском начали реставрировать, но реставрация проходила медленно. В 1990-м здесь возобновляются богослужения. А в 1991 году монастырь возвращается церкви и получает статус ставропигиального. В конце XX — начале XXI века здесь проходит активная реставрация, восстановление храмов и иных сооружений.