Казачий храм иконы божией матери «отрада и утешение» на ходынском поле в москве

Церковь при Боткинской больнице

Храм иконы Богоматери «Отрада и утешение» на Ходынском поле расположен рядом с Боткинской больницей. Благодаря такому месторасположению пациенты и родственники могут посетить святое место, чтобы получить утешение в болезни, помолиться и испросить у Бога исцеления. Эта святая церковь расположена недалеко от станции метро Беговая. Добраться до нее можно не только на метро, но и на рейсовых автобусах.

В стенах обители совершаются церковные таинства крещения, причастия, исповеди, венчания, соборования и священства. При необходимости, если человек не может самостоятельно прийти в церковь, священник может приехать к нему домой или в больницу для совершения таинства.

При Боткинской больнице также расположен еще один храм, освященный в 1911 году в честь святых Асийских бессребреников Космы и Дамиана. Изначально его использовали для проведения таинства отпевания. Сегодня эта небольшая церковь приписана к храму иконы Богородицы «Отрада и утешение». Здесь священнослужители проводят службы, читают молитвы о болящих и акафист Богородице «Всецарице». Церковь можно посетить в любое время, чтобы поставить свечку, вознести хвалу и благодарность Богу.

История

Самому храму всего чуть больше века: он был построен в 1907-1909 годах в Николаевских казармах. По проекту церкви на этом месте не должно было быть, и государство ничего не выделило на это дело. Средства передал статский советник Колесников, архитектором стал Адамович. На освящении присутствовала великая княжна Елизавета Федоровна, которая позднее стала основательницей Марфо-Мариинской обители.

После революции храм в 1922 году закрыли, здание отдали под общежитие, позднее – под строительных цех . Были снесены купола и главы, разрушена ограда и звонница. Храм должны были сравнять с землей, чтобы расширить территорию Боткинской больницы во время ее реконструкции, но за церковь вступился главный врач Кузин. Благодаря его влиянию в 1990 году здание передали обратно Русской православной церкви. Через год оттуда было вывезено оборудование, оставшееся от строительного цеха, его освятили и начали восстанавливать. Ремонт закончился только через 5 лет.

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле: расписание служб

В церкви отмечаются два престольных праздника. Один (18 июля) посвящен чудотворному обретению мощей Преподобного Сергия Радонежского. Второй праздник приходится на 8 октября. В этот день вся православная церковь чтит память чудотворца, игумена Радонежского и всея Руси Преподобного Сергия. Поскольку в храмовый комплекс входит часовня, посвященная Архангелу Гавриилу, отмечаются праздники 8 апреля и 26 июля по новому стилю. Но и в обычное воскресенье можно прийти в храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Настоятель, Василий Биксей, в сане иерея, служит в 15:30 молебен с чтением акафиста.

Храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» или Храм-памятник Русской Скорби на Ходынском поле

Храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» или Храм-памятник Русской Скорби на Ходынском поле

Ходынское поле – это местность на северо-западе столицы, названная так по реке Ходынке, которая сейчас заключена в трубу. В XIX в. здесь находились военные лагеря, в конце XIX-начале XX столетий — Николаевские казармы. В частности на Ходынском поле стояли Донской 1-й казачий полк и 1-я Гренадерская бригада графа Брюса — именно для них статский советник И. Колесников решил построить храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Также в своём прошении о строительстве он указал, что храм хочет возвести (за свой счёт) в память о великом князе Сергее Александровиче, который расстался с жизнью в пылу революции 1905 года.

Фактически обитель строилась в честь всех, кто погиб от рук революционеров, исполняя свой служебный долг, поэтому второе её название — Храм-памятник Русской Скорби. Торжественный чин на основание храма был совершён 29 апреля 1907 г., в день рождения великого князя. Освящение обители состоялось в апреле 1909-го.

Журнал «Верность», фото 1910 г.

По задумке архитектора В. Адамовича храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле был возведён в русско-византийском стиле. Стены облицованы жёлтым и красным кирпичом, колоны и лепнина – имитация камня. Основной объём здания поддерживают четыре массивных пилона, каждый из которых венчает небольшая приземистая глава. Центральный купол расположился на широком световом барабане, украшенном аркатурно-колончатым поясом. Над западной стеной возвышается трёхарочная звонница, крайние арки которой поддерживают изящные колонны. Здание пронизано высокими щелевидными окнами; западный вход оформлен в виде перспективного портала. В целом экстерьер изобилует арками, дугами, колоннами, а карнизы украшены орнаментом, что характерно для русско-византийской архитектуры.

Внутреннее убранство обители также было богатым. В ней находились отделанный золотом иконостас из белого мрамора и вышитая шёлком и золотом плащаница (по особому рисунку В. Васнецова). Царские врата (главные двери иконостаса), боковые двери в алтарь, а также паникадила и разная утварь были выполнены из золота и серебра. На стенах святой обители были огромные мраморные мемориальные доски с именами убитых в 1904-1907 гг. должностных лиц, также написанными золотом. Все иконы храма, кроме одной, принадлежат руке В. Гурьянова — «Тайная Вечеря» была написана Васнецовым. Ещё несколько образов Храм-памятник Русской Скорби получил в дар.

Храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» или Храм-памятник Русской Скорби на Ходынском поле

В церковь на Ходынском поле приходили молиться все – от простых солдат до царских особ. Была здесь и княгиня Елизавета Фёдоровна. Но, к сожалению, всё изменилась после революции 1917 года — имя Сергея Александровича новым властям был ненавистно, а обитель была богата, и её начали грабить. В 1922 г. вынесли серебряную утварь общим весом порядка 31 кг. А в феврале 1924 г. храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле закрыли и частично разрушили.

В разное время в его здании находились клуб, общежитие, склад и строительный цех авиазавода. В 80-х здание хотели снести, чтобы освободить больше места для машин, подъезжающих к моргу больницы им. Боткина. Однако главврач предложил восстановить обитель. В итоге, в январе 1991 года церковь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» была возвращена верующим.

Где остановиться

Прихожане, приезжие из других городов, могут выбрать несколько вариантов, чтобы остановиться по близости.

Отель Берлин

В 5 мин. ходьбы от храма по адресу ул. Малая Юшуньская, д. 1, корп. 2 находится отель «Берлин».

Для размещения предлагают 6 категорий номеров для 1-местного или 2-местного размещения. Завтрак включен в стоимость номера (шведский стол).

Категория Стоимость (руб.) Вместимость (кол-во чел.) Описание
Стандарт 2350 1 Площадь номера 17 м². В номере 1-местная кровать, гардероб, рабочий стол, ванная комната.
Стандарт TWIN 2600 2 Площадь номера 17 м². В номере 2 2-х местные кровати, гардероб, рабочий стол, ванная комната.
Стандарт DOUBLE 2600 2 Площадь номера 17 м². В номере 1 2-х местная кровать, гардероб, рабочий стол, ванная комната.
Джуниор Сьют 2 категории 3350 2 Площадь номера 34 м². В номере 1 2-х местная кровать, гардероб, рабочий стол, мягкая мебель, ванная комната.
Джуниор Сьют 1 категории 4350 2 Площадь номера 37 м². В номере 1 2-х местная кровать, гардероб, рабочий стол, ванная комната.
Люкс 5350 2 Площадь номера 57 м². В номере 1 2-х местная кровать, гардероб, рабочий стол, ванная комната.

Гостиничный комплекс «Севастополь»

В 7 мин ходьбы от храма по адресу ул. Большая Юшуньская, д. 1 «А» находится гостиничный комплекс «Севастополь».

Для размещения предлагают 6 категорий номеров для 1-местного или 2-местного размещения. Завтрак оплачивают отдельно.

Категория Стоимость (руб.) Вместимость (кол-во чел.) Описание
Стандарт 1250 1 Площадь номера 19 м². В номере 2-местная кровать, гардероб, рабочий стол, чайная зона, ванная комната.
Стандарт 1350 2 Площадь номера 21 м². В номере 2 1-местные кровати или 1 2-х местная, гардероб, рабочий стол, ванная комната.
Стандарт 2-х комнатный 2250 4 Площадь номера 37 м². В номере 2 1-местные кровати, гардероб, рабочий стол, ванная комната.
Студия 2000 4 Площадь номера 33 м². В номере 2 1-местные кровати или 1 2-х местная, гардероб, рабочий стол, мягкая мебель, ванная комната.
Люкс двухкомнатный 2150 4 Площадь номера 33 м². В номере 2 1-местные кровати, раскладной диван, 2 кресла, гардероб, рабочий стол, ванная комната.
Апартаменты 4500 3 Площадь номера 36 м². В номере 1 2-х местная кровать, журнальный столик, кресло, оборудованная кухня, гардероб, рабочий стол, ванная комната.

Апартаменты «Азовская»

В 3 мин. ходьбы от храма есть апартаменты по адресу ул. Азовская, д.21. Апартаменты находятся на 7 этаже и вмещают до 6 чел. Внутри есть оборудованная кухня с духовкой и микроволновой печью. На кухне есть стол со стульями и набор посуды. В 2-х комнатах большая кровать и 2 раскладных дивана.

Стоимость проживания за 1 ночь с 2-х чел. составляет от 3000 руб.

Квартира на Каховке

В 5 мин. ходьбы от храма есть квартира под сдачу по адресу ул. Чонгарский бульв., д. 26А, корп.1. В квартире площадью 35 м² есть спальня с 2-х местной кроватью, диван, телевизор. На кухне есть стол со стульями, холодильник, микроволновая печь и плита. В ванной душевая кабина, санузел, раковина, полотенца и набор гигиенических одноразовых принадлежностей, а также стиральная машина.

Стоимость проживания за 1 ночь с 2-х чел. составляет от 4000 руб.

Храм «Отрада и Утешение» на ул. Каховка подходит к завершающей стадии строительства, но поскольку у храма отсутствуют спонсоры, все этапы строительства проходят через сборы и пожертвования прихожан. На территории действует отапливаемый временный храм, где сейчас проходят все службы и действует Воскресная школа.

История и современное состояние

Победа над революцией 1905 г. – это именно та причина, по которой было решено воздвигнуть Казачий храм во имя богородичной иконы «Отрада и утешение». Он строился три года и был освящен в 1909 г. Изначально церковь задумывалась как духовный центр памяти всех тех, кто отдал свою жизнь за мирный народ, поэтому заложена она была при казармах первой Гренадерской бригады, а также четвертого Донского Казачьего полка. Строительные работы спонсировались государством при участии старообрядческой общины.

Здание воздвигалось по проекту известного архитектора Владимира Дмитриевича Адамовича. Зодчий взял за основу ранневизантийский стиль, в котором были построены древние афонские святыни, датируемые IX-XII столетиями. Таким образом, храм получился компактным, но довольно вместительным – одновременно здесь могло находиться почти пять сотен человек.

Храм «Отрада и утешение» на Ходынском поле

После революции 1917 года Казачий храм на Ходынке был первым, который национализировала большевистская власть. Из-за контрреволюционной позиции святыню и вовсе предлагали снести, однако, к счастью, уникальное здание осталось нетронутым.

Вплоть до 1990 г. в церкви иконы Богородицы «Отрада и утешение» не велось никаких реставрационных работ. Восстановление началось только после передачи православной постройки под управление Московского патриархата. Ремонт осуществлялся за счет средств РПЦ, приходских пожертвований, а также спонсорской помощи епископа Красногорского Иринарха.

На текущий момент реставрация Казачьего храма завершена. До первоначального вида восстановлены практически все элементы здания, кроме колоколов и куполов. Последние пришлось отливать с нуля, ориентируясь лишь на фотографии начала ХХ столетия. Так, сегодня церковь на Ходынском поле продолжает выполнять функции православного центра памяти, а также принимать паломников и туристов со всех уголков страны.

Святой новомученик Феодор (Пальшков)

Мученик Феодор родился в 1871 году в селе Прудки Касимовского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Луки Павловича и его супруги Александры Федоровны Пальшковых. В 1894 году Федор окончил Московскую Духовную семинарию и стал безвозмездно преподавать в московской Скорбященской двухклассной церковноприходской школе, что в Ямской Коломенской слободе.

В 1890 году в соответствии с решением Московской Городской Думы на средства благотворителей, и в частности городского головы Николая Александровича Алексеева, начала строиться Скорбященская церковь и некоторые здания при Алексеевской психиатрической больнице. В 1896 году епископ Можайский, викарий Московской епархии Тихон (Никаноров) освятил храм в верхнем этаже центрального административного здания; в том же году Федор Лукич был назначен туда псаломщиком.

История изменений в ЕГРЮЛ за 2014–2016 года

2016

Внесение сведений о регистрации в ПФ РФ

2014

  • 11.03.2014
  • ГРН 2147799032918
  • Код СПВЗ

    13400

  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Внесение сведений о регистрации в ФСС РФ

  • 24.02.2014
  • ГРН 2147799025515
  • Код СПВЗ

    13200

  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Внесение сведений об учете в налоговом органе

  • 24.02.2014
  • ГРН 1147799003131
  • Код СПВЗ

    11201

  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

(Р11001) Создание НКО (по документам из Минюста)

Документы:

  • Р11001 заявление о создании ЮЛ
  • Распоряжение министерства юстиции РФ от 18.02.2014
  • Указ от 28.11.2012
  • Выписка из журнала № 109 от 26.06.2012
  • Указ от 12.12.2013
  • Устав ЮЛ от 30.12.2013

История

В конце 19 столетия на поле около Большой Всехсвятской рощи, вблизи речки Ходынки, располагались летние лагеря 1-ой Гренадерской артиллерийской бригады. По названию речки поле стало называться Ходынским. Здесь проводились учения юнкеров Московского военного и Тверского кавалерийского училищ, а в Николаевских казармах размещалась Первая артиллерийская бригада графа Брюса.

Для солдат, офицеров и юнкеров на Ходынском поле был открыт летний военный госпиталь. При нем в 1897 году, по инициативе Великого Князя Сергея Александровича, командующего войсками Московского гарнизона, была возведена небольшая деревянная церковь с традиционным, для больничных церквей, посвящением – великомученику и целителю Пантелеимону. Скромный храм, представляющий собой деревянный сруб с алтарем и одноярусным иконостасом был построен всего за месяц и 27 июля (9 августа по новому стилю) освящен протопресвитером военного и морского духовенства — отцом Александром Желобовским. Автор проекта — архитектор Молчанов.

Средства на строительства храма пожертвовал московский купец Тимофей Павлович Городничев.

Помещение почти целиком занятое алтарем, было крохотным и вмещало всего 15-20 молящихся. К концу 1899 года количество живущих в летних лагерях возросло до трехсот человек. И 31 января 1901 года начальник штаба Московского военного округа генерал – лейтенант Л.Соболев просит протопресвитера Александра Желобовского утвердить план уже каменного храма. Проект каменного храма был утвержден (чертежи храма не сохранились и архитектор неизвестен) и 8 июля 1901 года благочинный церквей Первой гренадерской дивизии протоиерей Иоанн Орлов совершает чин закладки храма. 17 июля из духовной консистории был получен освященный антиминс. Храм строился попечением статского советника Ивана Андреевича Колесникова в память об избавлении от болезни Государя Императора.

Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был освящен 1/14 августа 1902 года протопресвитером армии и флота А. А. Желобовским соборно с многочисленным военным духовенством. Освящение храма ознаменовалось парадом войск в присутствии Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

После революции 1917 года здание церкви было закрыто. Оно использовалось для размещения различных складов. Деревянная церковь великомученика Пантелеимона была снесена, звонница каменного храма разобрана, а главка с крестом разрушена. Внутреннее убранство храма было утрачено. Храм не ремонтировался. Его помещения и прилегающая территория пришли в сильное запустение. Последний арендатор здания – объединение «Роскварцсамоцветы», приспособившее храм под склад полудрагоценных камней поставило последнюю точку: стены внутри были заштукатурены, надстроен второй этаж, в алтаре устроен душ и туалет. Окна и двери переделаны по светским образцам.

Решением правительства Москвы от 22 сентября 1992 года храм был передан верующим. К этому времени территория вокруг храма была плотно застроена жилыми домами.

В день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 ноября 1992 года, в храме был совершен первый молебен после его передачи верующим. С этого памятного дня в храме было возобновлено постоянное богослужение.

Первый подсвечник, а также купель для крещения были пожертвованы храмом Пресвятой Троицы в Хорошеве, где раньше отец Алексий был настоятелем.

В октябре 1992 года на храме был установлен деревянный крест, а в апреле 1994 года — металлический крест. Летом 1997 года восстановлена и каменная (псковская) звонница над храмом, а в конце 1997 г. построена новая металлическая ограда на каменных столбах. В том же году были построены трапезная и новое здание воскресной школы.

В Великую субботу 14 апреля 2001 года, совершая предпасхальный объезд храмов города Москвы, Святейший Патриарх Алексий II посетил храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.

Вековые девушки графини

Мария Владимировна Орлова-Давыдова была правнучкой графа Владимира Орлова – младшего из пяти братьев, прославившихся в царствование Екатерины II. В роду Орловых Мария была не первая, кто отказался от роскошной жизни в пользу дел милосердия и монашеских обетов. Ее двоюродная бабушка Анна Алексеевна Орлова-Чесменская тоже не вышла замуж, а отцовское состояние жертвовала монастырям. В конце жизни Анна Алексеевна поселилась недалеко от Юрьева монастыря в Новгороде и тайно приняла монашеский постриг с именем Агния.

На нравственный склад Марии Владимировны – будущей игуменьи Магдалины – сильно повлияла ее мать Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. Религиозность последней поразила писателя и философа-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. Он владел имением в Турово Серпуховского уезда на реке Лопасне недалеко от усадьбы Орловых-Давыдовых и трижды бывал у семьи графа в гостях. В письме приятелю Аксаков писал: «Мне хочется тебе порассказать о моем знакомстве с Орловыми-Давыдовыми и передать тебе мои впечатления. Они были вызваны… разными учреждениями его жены и дочерей, так сказать, православным демократизмом». Аксаков стал свидетелем доверительных отношений аристократов со своими крестьянами. Он подчеркивал, что благотворительные заведения графини «не были снисхождением знатной барыни, исполненной приторного сострадания к бедному простолюдину». Графиня хорошо понимала русскую деревню и создала для нее особый тип сестер милосердия.

Графиня Ольга Ивановна знала, что у крестьян, особенно среди раскольников, существовал чин женщин, которых называли «вековушками» или «вековыми девушками». Они не выходили замуж, посвящали жизнь молитве и богоугодным делам, но жили в миру. Графиня привлекала таких благочестивых крестьянок из своих деревень и назначала каждой определенное послушание: ходить к больным, обучать детей, помогать старикам. Такое деятельное понимание христианства Ольга Ивановна, возможно, унаследовала от своей матери – немки и набожной протестантки. В имении Отрада была создана больница, а потом и община «Добрых Девушек».

Мария Владимировна продолжила дело матери. Вблизи села Щеглятьево в пустыни Добрыниха, которая досталась ей после отца, она основала женскую общину по образу общины «Добрых Девушек». Это не был монастырь в полном смысле слова, а скорее обитель милосердия. В 1893 году при благотворительных учреждениях был построен домовой храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Для общины привезли с Афона список ватопедской иконы. В 1904 году был возведен огромный по сельским меркам Успенский собор. В его архитектуре прослеживаются отсылки к владимиро-суздальскому зодчеству XII века. У общины появились нарядные святые ворота со звонницей, но они, к сожалению, не сохранились.

После революции 1917 года общине милосердия «Отрада и Утешение» удалось просуществовать еще десять лет под видом хозяйственной артели. В 1927 году артель в Добрынихе закрыли, но Успенский храм еще несколько лет продолжал действовать как приходской. В 1931 году престарелая игуменья Магдалина – графиня Мария Орлова-Давыдова – скончалась в соседней с Добрынихой деревне Степыгино. После закрытия Успенского храма верующие перенесли чтимую афонскую икону в ближайшую действующую церковь в село Михайловское. Там икона «Отрада и Утешение» находится и сегодня.

Благое начинание

В декабре 1906 года московский генерал-губернатор С. К. Гершельман получил прошение от действительного статского советника И. А. Колесникова, в котором тот выражал желание за собственный счёт построить храм на Ходынском поле, где в то время размещались казармы 1-го Донского казачьего полка. Этим благочестивым деянием сановник желал выразить признательность казакам, принимавшим активное участие в подавлении народных волнений, вспыхнувших в Москве в 1905 году.

Кроме того, храм «Отрада и утешение» – именно так, в честь одноименной иконы Божьей Матери пожелал назвать его господин Колесников — должен был служить памятником прежнему московскому генерал-губернатору, великому князю Сергею Александровичу, погибшему за год до этого от руки террориста Ивана Каляева. В нём же планировалось увековечить память всех, отдавших жизнь в борьбе с великой смутой, зародившейся в России и прорвавшейся наружу в 1905 году.

Трагедия Ходынского поля

Следует отметить, что выбор места для будущего храма был весьма смелым, поскольку среди москвичей Ходынское поле пользовалось дурной славой. Ещё свежа была память о трагедии, разыгравшейся 30 мая 1896 года, в день проведения на нём народных гуляний в честь коронации государя Николая II.

За несколько дней до торжеств было объявлено, что во время праздника намечена раздача сувениров и бесплатных угощений. Это соответствовало действительности, поскольку правительством Москвы было заготовлено для этого случая 400 тыс. кульков, в каждом из которых находилась эмалированная кружка с императорским вензелем и некоторое количество сладостей и орехов. Народная молва прибавила к этому и якобы приготовленные монеты.

Ещё с вечера 29 мая на поле стала собираться толпа охотников за дармовщинкой, и к утру она достигла невероятных размеров. Когда же открылись специально построенные для раздачи сувениров ларьки, народ ринулся к ним с таким неистовством, что в образовавшейся давке 1379 человек погибли, а ещё 900 получили тяжёлые увечья.

Общая информация

Икона Богоматери «Отрада и утешение» является нерукотворным образом, явленным в Ватопедском монастыре на Афоне. Изначально это была обычная икона Богородицы с младенцем Христом на руках. Однажды в час опасности для монастыря она ожила, чтобы предупредить монахов о грозящей им беде. После этой вести фигуры Богородицы и Иисуса Христа застыла уже в другом положении. Этот образ пользуется великими почестями во всем христианском мире. Он является поистине чудодейственным. Образ защищает верующих от различных несчастий, природных катаклизмов, врагов и болезней. День почитания иконы – 21 января.

Храм Отрада и утешение в Москве на улице Каховка посвящен чудотворному образу Богородицы. Святой образ Богоматери для этой обители был написан и освящен непосредственно на оригинале в Ватопедском монастыре. Он является точной копией Ватопедской Богоматери. Написанный на Афоне свиток был торжественно внесен в храм 7 ноября 2020 г. С этих пор прийти и поклониться святому образу и испросить у него защиты может каждый верующий человек.

На сегодняшний день храм Отрады и утешения представляет собой небольшое деревянное здание, возведенное в 2014 г. На ближайшее время на его месте запланировано строительство большого кирпичного храма.

Церковь нуждается в финансовых средствах от благодетелей, которые помогут завершить строительные работы и облагородить это святое место.

При храме действует воскресная школа, которая начала свою работу в 2014 году по благословению настоятеля этой обители Александра Мелина. Проходить здесь обучение могут дети в возрасте от 3 до 16 лет. На занятиях ученики воскресной школы изучают:

  • Закон Божий,
  • хоровое церковное пение,
  • историю православной России,
  • рукоделие.

В святой обители на Каховке работает социальная служба, а также проводятся различные общественные мероприятия, такие как велопробеги, праздничные концерты, фестивали, празднования масленицы, Рождества Христова и Пасхи, открытые уроки и просмотры фильмов на богословскую тематику.

Полезная информация:

Наиболее знаменитые священнослужители храма

В историю русского православия навсегда вошла трагическая и до сих пор несколько спорная фигура иеромонаха Иеракса (И.М. Бочарова). После того как этот последователь старца Зосимы в 44 года лишился своей церкви, прихожане храма не только вспоминали его с теплотой, но и ходатайствовали перед Патриархом Тихоном о его награждении золотым нагрудным крестом.

Иеромонах Иеракс не принял декларации митрополита (позже — патриарха) Сергия Страгородского и в 30-х годах перешел на подпольное положение. В 1943 году был арестован и отправлен в ГУЛАГ, где, впрочем, ему были созданы особые условия, как и знаменитому епископу Ковровскому, владыке Афанасию. Оба вышли из ГУЛАГа живыми и впоследствии жили в домах для бывших политзаключенных.

На заметку! О. Иеракс-Бочаров был осужден за подпольную антисоветскую деятельность и за «профашистские настроения», в 1943 году, когда отношение Сталина и его окружения к церкви начало меняться в лучшую сторону. Но именно в том году бывший митрополит Сергий, «декларацию» которого иеромонах в 1927 году подверг резкой обструкции, становится русским Патриархом. Так что неясно, по чьей инициативе состоялся арест.

Церковь на Ходынском поле

В Москве расположена еще одна православная церковь, построенная в честь чудотворного образа Божией Матери «Отрада и утешение». Ее история насчитывает более одного столетия. Церковь была возведена в начале XX века на участке земли, отведенном на территории Ходынского поля рядом с казармами. Освящена она была в присутствии княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Позже при участии благоверной княгини в стенах обители был создан орден милосердия, который помогал всем страждущим и неимущим людям преодолеть тяжелый жизненный период и обрести веру в Господа. Однако при советской власти церковь два раза была на грани сноса. Но по милости Бога она уцелела и сегодня принимает в своих стенах многочисленных верующих людей, которые желают вознести молитву к Господу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector