Арсений фиваидский

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Сла́вьте, ве́рныя, хвале́бными гла́сы Арсе́ния,/ Це́ркве па́стыря и Златоу́ста новоявле́ннаго./ Я́ко в животе́ се́м умира́ющи,/ житие́ дарова́ па́стве свое́й,/ живота́ лиши́вшися, Це́рковь Христо́ву оживотвори́./ Сла́ва Просла́вльшему тя́!/ Сла́ва ми́лостивому учи́тельству твоему́!// Сла́ва благове́стие тобо́ю везде́ и всю́ду Возсия́вшему!

Кондак, глас 1

Ка́ко имену́ем и́же ко святы́х чи́нам сопричте́ннаго?/ Ка́ко ли нарече́м па́стыря, свяще́нника,/ пропове́дника, благове́стника и учи́теля?/ Ка́ко нарече́м ми́лость Бо́жию, Аме́рике излия́нную?/ Благослове́нне о́тче Арсе́ние,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Почитание

Вся жизнь митрополита Арсения — это была борьба с раскольниками и вольнодумцами. О нем говорили, что он был человек сдержанного образа жизни и большой строгости. Сила характера, упрямство и глубокая вера в правоту своего дела не дали сломаться ему под гнетом царского недовольства и восстания собратьев по вере. Он был непреклонен в своих взглядах до конца жизни.

Как проповедник и просветитель, Арсений Мацеевич сделал очень многое для народа. В борьбе с раскольничеством часто больше рассчитывал на действенность грубой силы, чем на уговоры. И, хотя его предшественник Дмитрий Ростовский, действовал совершенно противоположными методами, владыка глубоко чтил святого и даже содействовал обретению его мощей.


Мощи Арсения Мацеевича находятся в Никольской церкви г. Таллина

Однако главным фактором, определившим трагическую судьбу Мацеевича, все же был протест против изъятия монастырских земель. Простой люд любил своего пастыря и очень сочувствовал ему, считая митрополита честным, правдивым поборником справедливости.

Интересно!Спустя несколько столетий на Поместном соборе РПЦ Арсения Мацеевича восстановили в архиерейском сане, так как он был лишен его по мотивам политического характера. Собрание состоялось в 1918 году в июне. А прославление пришлось на 2000 год. Ныне священномученик почитается православными христианами.

Труды

Написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).

Составил греч. службу св. Василию Блаженному.

Можно предположить, что по побуждению Патриарха Феофана Арсений Элассонский обработал свои заметки, которые он делал в Москве на протяжении многих лет, и превратил их в «Историю России» — первое греч. сочинение на эту тему, кратко излагающее русскую историю со времени Крещения до вступления на царство Михаила Феодоровича (более подробно описаны события после смерти Иоанна IV Грозного). В «Истории» Арсений Элассонский вновь рассказывает о событиях, приведших к учреждению Московского Патриархата. В разногласиях между Патриархом Иеремией и русской стороной, обнаружившихся в процессе переговоров, Арсений Элассонский винит спутников Патриарха. Для церковной истории имеют также значение подробные записи Арсения о пожертвованиях царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова храмам и монастырям России и правосл. Востока, а также Патриаршим кафедрам. Отдельные сведения, в этой связи сообщаемые Арсением Элассонским, являются уникальными. При описании Смуты Арсений Элассонский не касается религиозной стороны событий, рассматриваемых им как результат столкновений политических интересов отдельных группировок людей и государств. Подобно боярскому правительству в Москве, он видел выход из бедствий в приглашении на русский трон королевича Владислава; все, что мешало осуществлению этого плана, воспринимал враждебно: он называет участников восстания в Москве весной г. «глупыми и пьяными холопами». Лишь позднее, испытав ужасы пребывания в осажденной Москве, он изменил свое мнение. Большое значение имеют подробные описания в «Истории» коронации Лжедмитрия I и Марины Мнишек, уточняющие соответствующие рус. свидетельства, а также оценки Арсением Элассонским некоторых событий церковной истории тех лет. Так, он полагал, что Игнатий был поставлен Патриархом в соответствии с церковными канонами, низложен же без достаточных оснований. «История России» была переписана в Москве сопровождавшими Патриарха Феофана архим. Христофором и архидиак. Неофитом и увезена на Восток. Копия была найдена А. А. Дмитриевским в Сумелийском монастыре под Трапезундом в одной рукописи с житием Арсения Элассонского.

Существует мнение, что Арсений Элассонский является составителем рус. летописного свода 1-й пол. XVII в.- «Пискаревского летописца», однако эта точка зрения не получила признания в научной литературе.

Опубликованы:

  • Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории // Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 163-210. (История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XX);
  • Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества // БТ. 1968. Сб. 4. С. 257-276.

Обязанности митрополита

Сан митрополита Арсений получил в 2014 году. В круг его непосредственных обязанностей входит курировать столичные храмы в Южном и Центральном приходах столицы. С 2015 году митрополит Арсений входит в число членов Высшего Церковного Совета. Фактически это исполнительный орган власти, который функционирует при Русской православной церкви.

Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси занимается не только наблюдением за деятельностью приходов. Также он обязан отвечать за работу и исполнение своих обязанностей духовенством и приходскими советами при храмах, входящих в его подчинение.

Он является одним из постоянных членов комиссии, которая занимается освидетельствованием святых мощей, возвращаемых в церковь или обнаруживаемых вновь.

В последние годы комиссией была подтверждена подлинность мощей многих святых: в 1988 году Александра Невского, а в 1990-м — преподобных Савватия, Германа и Зосимы Соловецких (основатели всемирно известного Соловецкого монастыря еще в XV веке), Серафима Саровского (им была основана Дивеевская женская обитель), патриарха Тихона, руководившего Русской православной церковью в годы Октябрьской революции и Гражданской войны.

В 1998 году была засвидетельствована подлинность мощей Матроны Московской (Матрены Дмитриевны Никоновой) — святой Русской православной церкви, которая, по слухам, консультировала самого Иосифа Сталина.

Православное воспитание

Арсений Мацеевич, которого в миру звали Александром, происходил из рода польских шляхтичей. Он родился в семье православного священника в 1697 году. Родным городом Мацеевича был Владимир-Волынский. Источники сообщают, что начальное образование мальчик получил в Польше. В 1715 году он отправился учиться в Киевскую Духовную Академию, которую успешно окончил.


Священномученик Арсений, митрополит Ростовский

Получив впоследствии сан иеромонаха, Арсений отправился в длительное путешествие. Он побывал в Устюге, Холмогорах и Соловецком монастыре. В рамках своих поездок, отец Арсений встречался с заточенными староверами и подолгу с ними беседовал. Итогом этих разговоров стало его произведение «Увещевание к раскольнику».

В течение четырех последующих лет он ездил по просторам России с экспедицией, которая направлялась в Камчатку. По возвращении его направили к члену Синода, Амвросию (Юшкевичу), который на то время являлся одним из высших лиц церковной иерархии.

Эта встреча оказала немалое влияние на дальнейшую судьбу Арсения. Он стал митрополитом Тобольским и всея Сибири. В новой для себя роли святитель развернул масштабную борьбу с притеснителями новокрещенных инородцев Сибири, а также всячески настаивал на том, чтобы светские суды не вмешивались в дела церковного характера.

Членство в Синоде

Однако климатические суровые условия Сибири очень негативно сказались на здоровье митрополита — он заболел цингой. Когда на престол взошла Елизавета Петровна, Мацеевича перевели на ростовскую кафедру. В тот же период его назначили членом Священного синода. Получив определенную власть и влияние, владыка Арсений начинает высказывать свой протест против существующей синодальной системы. По его мнению, в Синоде не должны присутствовать светские чины и вообще синодальный строй не имеет канонической основы.

Важно! Мацеевич настаивает перед Екатериной II на необходимости вернуть патриаршество. Первым письменным свидетельством протеста по отношению к светской власти того времени стала записка митрополита «О благочинии церковном»

Напряженность в отношениях Арсения Мацеевича и действующей монархии с органами государственного управления еще больше усугубилась, когда начали выходить указы об ограничении прав управления земельными угодьями для монастырей и церквей. Эти новшества негативно восприняло духовенство высшей иерархии.

В 1763 году 9 февраля владыка провел в Ростове чин отлучения всех, кто решился посягать на права церквей и обителей, отбирая у них то, что было принесено в дар «боголюбцами» прошлых веков. Такую дерзость святителя императрица долго терпеть не могла.


Икона Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского

Апогеем стала подача в Синод Арсением двух донесений, о которых тут же сообщили царице, называя митрополита оскорбителем ее величества. Екатерина II велела разобраться с неугодным владыкой синодальному суду. Суд признал Арсения виновным и приговорил его к ссылке в Николо-Корельский монастырь. Митрополита разжаловали в сан обычного монаха.

Труды

  • «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви». Магистерская диссертация, издана отдельной книгой. СПБ и в «Страннике», 1868.
  • «Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев». Изд. Лавры, 1870.
  • Много статей и проповедей за 1874-1882 гг. напечатано в Таврическ. Епарх. Ведом., когда он состоял редактором эти ведомостей.
  • О святой православной вере. Рига, 1894.
  • О миссионерстве вообще и в Рижской епархии — особенно. «Приб. к «ЦВ» 1867, № 3, с. 77-90 (Рига, 1897).
  • «Путешествие на богомолье в Киев 6-21 сентября 1898 года». Путевые заметки. Казань, 1898. .
  • Путевые заметки во время его путешествия на богомолье в августе-сентябре 1902 года. «Изд. Каз. еп.» 1902, № 20, с. 911-927.
  • Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Харьков, 1903.
  • Слово при служении в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской инородческой семинарии 22 марта 1898 года. «Изв. Каз. еп.» 1898, № 9, с. 353-360.
  • Статьи, проповеди. «Рижские Епарх. Вед.» 1887-1897 гг.
  • Слова и речи, говоренные в разных местах служения. Рига, 1889.
  • Слова и речи, говоренные рижской пастве. Рига, 1894.
  • Собрание слов и речей высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения. Т. 2, кн. 1: 1887-1894 гг. Харьков, 1908.
  • Собрание слов и речей, говоренных в разных местах его служения. Т. 3, кн. 1-2: 1897-1903 гг. Харьков.
  • Речь наблюдателю миссионерских курсов архимандриту Андрею при вручении жезла. «Прав. Собес.» 1899, октябрь, с. 321-324.
  • Речь студентам Казанской духовной академии перед началом учения. «Прав. Собес.» 1899, октябрь, с. 319-320.
  • Речь новоназначенному ректору Казанской семинарии архимандриту Алексию при вручении жезла. «Прав. Собес.» 1899, ноябрь, с. 455-456.
  • Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения при прощании с Рижской паствой 2 ноября 1897 года. «Прав. Собес.» 1897, ноябрь, с. 513-517.
  • «Мое участие на юбилейном торжестве Рижской епархии». «Прав. Собес.» 1909, ноябрь, с. 473-482.
  • Слово при первом служении его в кафедральном Казанском соборе, 14 ноября 1897 года. «Прав. Собес.» 1897, декабрь, с. 665-668.
  • Слово при втором служении в Казанском соборе пред панихидой об усопших архиереях Казанских. 16 ноября 1897 года. «Прав. Собес.» 1897, декабрь, с. 669-673.
  • Речь на погребение архиепископа Владимира Казанского. «Прав. Собес.» 1897, октябрь, с. 360-361.
  • Беседа с о.о. благочинным Рижской епархии. «Церк. Вед.» 1888, № 48, с. 1330.
  • Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чебоксарскому Иоанну, второму вик. Казанскому. «Прав. Собес.» 1899, апрель, с. 3-6.
  • Слово к студентам духовной академии. «Прав. Собес.» 1899, май, с. 527-528.
  • Речь настоятелю Свияжского Успенского монастыря архм. Афанасию после возведения его в сан архимандрита, при вручении жезла. «Прав. Собес.» 1899, июль-август, с. 3-6.
  • Речь при вручении посоха настоятелю Михаило-Архангельского монастыря, игумену Аркадию. «Прав. Собес.» 1899, сентябрь, с. 177-178, «Изв. Каз. еп.» 1899, № 14, с. 634-636.
  • Речь при освящении здания Промышленного училища и при начале учебных занятий сказана 1 сентября 1899 года. «Изв. Казан. еп.» 1899, № 18, с. 789-790.
  • Слово, сказанное в селе Ишаках, Козьмодемьянского уезда. «Изв. Каз. еп.» 1898, № 12, с. 503-508.
  • Речь пред вручением жезла епископу Алексию, вик. Казанской епархии, после его хиротонии. «Прав. Собес.» 1900, октябрь, с. 325-329.
  • С о.о. законоучителями светских средне-учебных заведений г. Харькова. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 17, с. 717.

Епископ Ладожский

В 1989 году герой нашей статьи получил новое назначение. Он стал епископом Ладожским и викарием Ленинградской епархии. То есть помощником епархиального епископа, не имеющим собственной епархии.

В сентябре он принял монашеский постриг, получив имя Арсений в честь Арсения Коневского — православного новгородского монаха, жившего в XIV-XV веках. (Именно Арсений Коневский привез в Россию с Афона икону Божьей Матери, получившую впоследствии название Коневской. Вместе с этой иконой он обосновался на острове Коневце, расположенном на Ладожском озере. Со временем основал общежительный монастырь, который посвятил Рождеству Пресвятой Богородицы).

В это время оказалось, что не забыл своего бывшего секретаря-референта новый патриарх Алексий II. На первом же заседании Святейшего Синода, после его вступления в должность, герой нашей статьи стал митрополитом Истринским Арсением. Биография священника в дальнейшем складывалась весьма удачно. Он получил сан викария при Московской епархии.

В 1997 году был избран в секретариат Собора.

АРСЕНИЙ

(Епифанов Юрий Александрович; 3.03.1955, пос. Востряково Домодедовского р-на Московской обл.), митрополит Истринский, викарий Московской епархии. По окончании средней школы работал оператором на почтамте при Казанском вокзале в Москве, в 1973-1975 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1975-1976 гг. прислуживал при храме свт. Николая Чудотворца в Бирюлёве (Москва). В 1976-1979 гг. учился в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1983 г. В 1983-1986 гг. являлся референтом Управляющего делами Московской Патриархии митр. Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера; ныне Патриарх Московский и всея Руси), в 1986-1989 гг.- референтом и личным секретарем митр. Алексия, возглавлявшего в те годы Ленинградскую и Новгородскую епархии. 28 авг. 1984 г. Ю. А. Епифанов был рукоположен во диакона, 28 авг. 1986 г.- во священника, с 1988 г. служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Арсений (Епифанов), архиеп. Истринский Арсений (Епифанов), архиеп. Истринский

13 сент. 1989 г. определением Свящ. Синода свящ. Георгий Епифанов был назначен епископом Ладожским, викарием Ленинградской митрополии. 30 сент. пострижен в монашество с именем в честь прп. Арсения Коневского. 5 окт. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась архиерейская хиротония, к-рую возглавил митр. Ленинградский и Новгородский Алексий. 20 июля 1990 г. А. был назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии, с 25 февр. 1997 г. архиепископ. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II курирует приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Во время служения в Ленинградской и Московской епархиях участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского (1988), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990), прп. Серафима Саровского (1991), свт. Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского (1991), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991), прав. Матроны Никоновой (1998), а также чтимой иконы св. мц. Параскевы Пятницы из с. Ильеши Ленинградской обл. В 1994-1997 гг. являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова), за успешное осуществление к-рого удостоен диплома Святейшего Патриарха. Со дня основания возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии».

В декабре 2010 г. владыке поручено окормление приходских храмов на территории Центрального (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного административных округов г. Москвы (Даниловское благочиние).

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. архиеп. Арсений назначен управляющим Центральным викариатством в границах Центрального административного округа г. Москвы и Южным викариатством в границах Южного административного округа г. Москвы. Включён в состав Епархиального совета по должности.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возвел владыку Арсения в сан митрополита.

24 декабря 2015 г. решением Священного Синода митрополит Арсений включён в состав Высшего Церковного Совета.

Церковное служение А. отмечено медалью прп. Сергия 2-й степени (1979), орденами св. кн. Владимира 3-й степени (1989) и св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1995), орденом прп. Серафима Саровского 2-й степени (2015); гос. наградами: медалью «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1997), медалью «850-летие г. Москвы» (1998), Орденом Дружбы (2000), а также орденами и наградами Поместных Православных Церквей.

Соч.: Второе обретение мощей прп. Серафима Саровского // Угодник Божий Серафим. М., 1993. Т. 1. С. 250-254.

Лит.: Наречение и хиротония архим. Арсения (Епифанова) во еп. Ладожского // ЖМП. 1990. № 7. С. 32-34.

М. И. Кравченко

Русская Православная Церковь

Родился 3 марта 1955 г. в пос. Востряково Домодедовского р-на Московской области.

В 1976-1979 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1983 г.

В 1983-1989 гг. являлся референтом и личным секретарем митрополита Ленинградского Алексия, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси.

28 августа 1984 г. рукоположен в сан диакона, 28 августа 1986 г. — в сан иерея, с 1988 г. служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

30 сентября 1989 г. пострижен в монашество, 5 октября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ладожского.

20 июля 1990 г. назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии.

25 февраля 1997 г. возведен в сан архиепископа.

Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988 г.), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990 г.), прп. Серафима Саровского (1991 г.), свт. Иоасафа Белгородского (1991 г.), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991 г.), блж. Матроны (1998 г.).

В 1994-1997 гг. являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова).

С 1998 г., со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии».

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 1 апреля 2009 г. назначен первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве.

В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Центрального и Южного административных округов г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Центральным викариатством в границах Центрального административного округа г. Москвы и Южным викариатством в границах Южного административного округа г. Москвы.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

В 2015-2019 гг. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 9 июля 2020 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Липецким и Задонским, главой Липецкой митрополии.

Распоряжениями Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2020 г. освобожден от должности первого викария Патриарха Московского и всея Руси и от управления приходами Центрального и Южного викариатств г. Москвы.

Решением Священного Синода от 29 октября 2020 г. (журнал № 140) утвержден в должности священноархимандрита Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря г. Задонска Липецкой области.

Использованные материалы

  Известны варианты написания фамилии: Чаховцов, Чаховцев, Чаговцев, Чавцов, Чаговец. Также встречается вариант «Шаховцов» — «Братскій ежегодник: православныя церкви и русскія учрежденія за границею: справочная книжка с календарем на 1906 г» —

  Название указано по ст. Applegate, Andrew, Fr., «The Orthodox Church Process of Canonization/Glorification, and the Life of Blessed Archbishop Arseny», The Canadian Journal of Orthodox Christianity, vol. X, # 1, winter 2015, 19,

  См. 1936 Church Directory, SVS Library, BX 496 A5 S6, p. 163. Цит. по Hainsworth, 2004, 6-7,

  Максимов, Юрий, «Канадский Златоуст,» 23 марта 2010, указывает что владыка был возведен в сан архиепископа Собором Северо-Американской митрополии за заслуги в деле укрепления Православия на Американском континенте. Возможно Всезарубежный Собор только утвердил это определение.

  Людоговский, Феодор, свящ., Плякин, Максим, диакон, «Хвалебные гимны подвижникам. Современные особенности акафистного творчества», ЖМП, № 6, июнь 2010,

Примечания

  1. Журнал Московской патриархии. — 1987. — Вып. 1—6. 1987
  2. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 1. — С. 29.
  3. Архиерейский собор Русской православной церкви 18—23 февраля 1997 : Русская Православная Церковь.
  4. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 декабря 2008 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  5. Святейший Патриарх Кирилл издал распоряжение об изменении структуры Московской Патриархии. Патриархия.Ru, 2.4.2009.
  6. «Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви». Патриархия.Ru.
  7. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла назначены управляющие епархиальными викариатствами г. Москвы. Патриархия.Ru, 31.12.2011.
  8. В пятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия. Патриархия.Ru, 1.2.2014.
  9. Журналы заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года. Журнал № 89. Патриархия.Ru.
  10. В Неделю 2-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Иоанна (Мошнегуцу) во епископа Сорокского, викария Кишиневской епархии. // Патриархия.Ru
  11. В праздник Успения Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. // Патриархия.Ru

Успенский Желтиков монастырь

На время архиерейства святителя Арсения пришелся расцвет тверской школы иконописи, которая занимает выдающееся место в культуре Северо-Восточной Руси. Святитель Арсений пользовался большим авторитетом, и поначалу этому способствовали близость к митрополиту и поддержка великого князя. Со временем епископу Арсению удалось самому укрепить этот авторитет: он не участвовал в политических интригах, а занимался культурно-просветительской деятельностью. Святитель Арсений построил храмы на Городке: архангела Михаила — вместе с князем Михаилом Александровичем, святителя Николы. При личном участии епископа был реконструирован Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Успенский Желтиков монастырь. Конец XIX — начало XX в.

По подобию Киево-Печерского монастыря в 1394 году Арсений основал Успенскую Желтикову обитель. Топоним в его названии связан с местностью, именуемой Желтиковым урочищем (современная Тверская область). Из жития святителя следует, что он предполагал устроить в этом монастыре свою усыпальницу. Создав Успенский монастырь, святитель Арсений не только воздал благодарную память месту своего пострига, но и воздвиг впоследствии один из наиболее значительных религиозно-культурных центров Тверского княжества. Первый деревянный храм обители построен в 1394 году и освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1404 году в центре обители возвели главный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, как в Киево-Печерском монастыре. На XVIII в. пришелся расцвет монастыря. В 1709 г. была возведена церковь Антония и Феодосия Печерских и новый Успенский собор в 1713 г. В XX в. до 1929 года в монастыре проводились службы, но постепенно монастырская жизнь стала угасать. В основном монастырь пострадал в время Великой Отечественной войны. В послевоенное время на территории монастыря был устроен военный склад, больше половины строений были уничтожены. В 2017 г. археологами были обнаружены остатки фундамента и цоколя белокаменного храма Успения Пресвятой Богородицы, заложенного здесь в 1404 году. 21 августа 2017 года на территории Желтикова монастыря г. Твери был заложен первый камень в возрождение одной из древнейших обителей Тверской земли. С начала 2019 г. на территории бывшего монастыря ведется активная работа по реставрации монастырских зданий и обустройству монастырской жизни.

Успенский собор Желтикова монастыря. Начало XX в.

Святитель Арсений был духовным отцом тверского князя Михаила Александровича. Это подтверждает повесть о преставлении тверского князя, сохранившаяся в Рогожском летописце и Симеоновской летописи. В повести говорится о долгой и уединенной беседе в связи с предстоящим монашеским постригом тверского князя со святителем Арсением. В скором времени святитель Арсений совершил над умирающим князем постриг. Владыка также определил место погребения князя в кафедральном соборе Твери.

В 1406 г. по инициативе святителя Арсения был создан древнейший из дошедших до нашего времени списков (вариантов) Киево-Печерского патерика — сборника сочинений об истории основания монастыря и житий его первых насельников. Исследователи назвали эту редакцию по его имени «Арсеньевская».

Литература

  • «Церк. Вед.» 1899, № 9, с. 53, 1903, № 50, с. 391, 1904, № 46, с. 488, 1906, № 3, с. 39, 1907, № 8, с. 35, 1910, № 46, с. 427, 1912, № 50, с. 461.
  • «Приб. к «ЦВ» 1899, № 10, с. 418-422, 1900, № 24, с. 964-966, 1903, № 50, с. 1976, 1904, № 46, с. 1875, 1910, № 49, с. 2129-2132, № 51-52, с. 2246-2249, 1911, № 38, с. 1559, 1912, № 11, с. 478, № 34, с. 1343, 1918, № 5, с. 171.
  • «Церк. Вестн.» 1895, № 1, стб. 21-23, 1904, № 6, стб. 172, 1908, № 7, стб. 195, № 37, стб. 1166, 1910, № 7, стб. 215, № 20, стб. 607.
  • «Изв. Каз. еп.» 1905, № 1, с. 28, 1908, № 41, с. 1185, 1912, № 29, с. 848-849, № 47, с. 1451, 1914, № 11, с. 334, № 46, с. 1464.
  • «Прав. Собес.» 1897, февраль, с. 10, 1905, апрель, с. 727, 1914, ноябрь, с. 6, 1916, январь, с. 5 отчет.
  • «Русск. Паломн.» 1912, № 47, с. 742, 1904, № 2, с. 32, 1905, № 3-4, с. 53-54.
  • (Отзыв проф. А. Бронзова о его работах).
  • «ЖМП» 1932, № 11-12, с. 1, 1935, № 23-24, с. 1, 1957, № 12, с. 37.
  • «Богосл. Вестн.» 1899, март, 1901, март, с. 493, апрель, с. 665.
  • «Истор. Вестн.» 1904, июль, с. 281-283.
  • «Симбирск. Еп. Вед.» 1899, № 9, с. 344.
  • «Отдых христ.» 1908, август-сентябрь, с. 59.
  • «Красный Архив» 1928, т. 26, с. 120, 123.
  • «Кормчий» 1917, № 19, с. 224.
  • «Очерк жизни и деятельности Преосв. Арсения, епископа Псковского и Порховского». Псков, 1904.
  • «Мисс. Календарь» 1907, с. 129.
  • «Церк. Обновл.» 1923, № 8, с. 1.
  • Булгаков, с. 1406, 1407, 1410.
  • БЭС т. I, стб. 235, т. II, стб. 1936.
  • НЭС т. III, стб. 730, доп. т. I, c. 155.
  • ФПС I, № 4, с. 1, II, с. 1, 4, с. 2, 5, ? 31.
  • ФАМ I, № 28, с. 3.
  • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», с. 74-75.
  • M. Pol’skij, Novye muceniki I, 148-149; 181; II 281.
  • Корсунский И. Ректор Московской Дух. Академии пресов. Арсений, еп. Волоколамский. Наречение и хиротония во епископа и прибытие в Сергиеву лавру и академию. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. 25 с. (Богословский вестник. 1898. № 3; «Церковный Вестник». 1896; СПб., 1896).
  • Мануил, архиеп. Куйбышевский. Каталог русских архиереев. Ч. 1, 1959, с. 335-342.
  • Стадницкий А.. Материалы для истории Кишиневской духовной семинарии.. Кишиневские епархиальные ведомости.. Кишинев. 1888 — 1892. № 6, 11-12, 17, 20-21; № 19; № 12..
  • Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397, с..
  • Кашеваров, А. Н., Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922), Москва: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005, 316.

Чудеса святителя Арсения Тверского

Согласно житию святого, у раки святителя Арсения свершались многочисленные чудеса. Одно из чудес уже после его канонизации — воскрешение рыбака Терентия. В начале XVII в. от польско-литовских набегов пострадала Желтикова обитель. Иноки монастыря успели спрятать монастырские сокровища, только на мощах святителя Арсения оставался золотой покров. Не оправдав своих ожиданий, негодуя от неудачи, один из нападавших попытался увезти с собой покров с мощей святого. Но вдруг неприятель был поднят в воздух и низвергнут на землю, а покров вернулся на былое место. Еще одно из множеств чудотворений святителя относится к 1630-м гг. За дерзновение войти в храм в нетрезвом виде, один из братии монастыря, Гермоген, был вразумлен явлением святителя и в скором времени исцелен от недуга пьянства. По милости Божией, святитель Арсений подавал различные исцеления: исцеление ослепшей Дарьи, клирика Герасима и многим других просящих о помощи.

Епископ Арсений был горячо любим как духовенством и мирянами Твери, так и братией созданного им монастыря. Повесть о преставлении святителя Арсения, рассказ о последних днях святого, представляет собой один из самых эмоциональных и поэтических эпизодов древнерусской литературы.

Литература

  • Попов М. С. священник. «Арсений Мацеевич и его дело». СПБ, 1912.
  • Титов, «Летопись о Ростовских архиереях».
  • Морошкин, «Обзор литерат. об Арсении Мацеевиче». Библиография, 1886, NN 2, 3, 4.
  • Толстой М. «Древн. святыни Ростова Великого». Изд. 2-е, М-1860, стр. 26, 41, прил., стр. 26, 27.
  • Фон Эдинг Борис, «Ростов Великий», «Углич», памятники худ. старины. Москва, стр. 37-42.
  • Поселянин Е., «Русская Церковь и русск. подвижники XVIII и XIX веков». СПБ-1905, стр. 119-139.
  • Григоревский М., «Николаевский, Корельский 3 кл. монастырь». Архангельск, 1898, стр. 19-21, 35.
  • Зверинский, т. I, N 504, стр. 265, N 547, стр. 2.
  • Строев П., стр. 318, 334.
  • Денисов, стр. 5-7, 288, 294-296, 600-609.
  • Толстой Ю., N 62.
  • Булгаков, стр. 1415, 1418.
  • Голубинский, стр. 157, 427, 557.
  • Барсуков Н., стр. 56.
  • Филарет Черниговский, «Русские святые», т. I, стр. 182-184.
  • Соловьев С. М., «История России», кн. IV, стр. 312, 1081, 1362, 1363, 1444-1453.
  • Автобиографическая записка изд. Бартеневым.
  • Материалы для биографии преосвященного Арсения, указы о нем, дела его. («День», 1862, NN 15, 16, 19, 25; 1864, NN 39-40).
  • «Чтение в Моск. общ. истор. и древн.», 1862, II, III; 1864, IV, 1875.
  • «Летопись» Е.А.», стр. 723.
  • «Патриарх Сергий и его духовное наследство», стр. 312.
  • «Обзор рус. дух. лит.», стр. 343.
  • «Церковные вопросы в России или русское духовное ведом. Браила», 1896, стр. 64.
  • «Списки архиереев», N 62,
  • «Портреты имен. мужей Рос. Церкви», М-1853, стр. 41-42.
  • «Краткое истор. описание монастырей Архангельской епархии». (Архангельский Николаевск. Карельск. м-рь, 1902, стр. 297-299, 313).
  • «Сибир. Церковь», N 184.
  • «Православный собеседник»., 1874, июнь, стр. 92.
  • -«- -«- 1875, март, стр. 228-254; стр. 392-418.
  • -«- -«- 1897, январь, стр. 18.
  • -«- -«- 1898, июль-август, стр. 177.
  • -«- -«- 1907, сентябрь, стр. 449-490.
  • -«- -«- 1914, июль, стр. 1018.
  • «Русский Палом»., 1905, N 10, стр. 157-158.
  • -«- -«-
  • «Приб. к ЦВ», 1905, N 46, стр. 1985-1986.
  • -«- -«- N 17, стр. 728-729.
  • «Русский Инок», 1911, вып. 41-42, стр. 73-74.
  • «Русская Старина», 1874, август, стр. 778.
  • -«- -«- 1875, март, стр. 657 п/стр.; ночб. стр. 587.
  • -«- -«- 1876, т. XV, стр. 721-756.
  • -«- -«- 1877, март, стр. 546.
  • -«- -«- 1878, июль, стр. 474-475.
  • -«- -«- 1879, апрель, стр. 731-752; май, стр. 1-34; август, стр. 577-608; сентябрь стр. 34; октябрь, стр. 176-177, 179.
  • -«- -«- 1881, июнь, стр. 318.
  • -«- -«- 1883, сентябрь, стр. 555-558.
  • -«- -«- 1885, февраль, стр. 311-338.
  • -«- -«- 1886, январь, стр. 3.
  • -«- -«- 1888, март, стр. 755; февраль, стр. 419.
  • «Исторический Вестник», 1874, июнь, стр. 92.
  • -«- -«- 1875, март, стр. 228-254; апрель, стр. 392-418.
  • -«- -«- 1882, март, стр. 527-528.
  • -«- -«- 1884, февраль, стр. 433; т. 17, стр. 370, п/стр. 1; октябрь, стр. 14, 19 п/стр. 1.
  • -«- -«- 1885, март, стр. 726-727; октябрь, стр. 100-101.
  • -«- -«- 1887, январь, стр. 136-142; май, стр. 475.
  • -«- -«- 1888, февраль, стр. 424 п/стр. 2, 426 п/стр. 2; март, стр. 755-759.
  • -«- -«- 1895, август, стр. 402, 407-408.
  • -«- -«- 1896, апрель, стр. 181-182.
  • -«- -«- 1904, февраль, стр. 702.
  • -«- -«- 1905, июнь, стр. 907.
  • «Православное Обозрение», 1865, февраль, стр. 67.
  • «Русский Архив», 1895, кн. 1-я, N 4, стр. 478, п/стр. 2; стр. 558; кн. 2-я, N 5, стр. 6-8, 11, N 6, стр. 244 п/с, 244-247; N 10, стр. 10, п/с 1.
  • -«- -«- 1904, кн. 3-я, N 11, стр. 392-395.
  • -«- -«- 1905, кн. 1-я, N 1, стр. 114.
  • «Переписка епископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича». «(Рус. Архив», 1901, кн. 1, стр. 41-44.).
  • «Жития святых на русск. языке», кн. 1-я, изд. 2-е, М-1903, введение, стр. XXIX.
  • «Соврем. летоп.», 1862, NN 32, 49, 50.
  • «Сборн. русск. истор. общ.», т. VII.
  • «Обозрение епархии преосвященным Ионафаном епископом Ярославск. и Рост.». Ярославль, 1881, стр. 82, 182, 257.
  • «Архангельск. губернские Ведомости», 1875, NN 24-26.
  • Энциклоп. словарь, т. I, стр. 459 (ст. Пекарского).
  • Петров Л., «Словарь», стр. 27.
  • «Зритель», 1862, N 23.
  • ЖПБ, т. II доп., стр. 842-845.
  • НД, стр. 111, 24, 54.
  • ЖМП, 1944, декабрь, стр. 53-57.
  • БЭЛ, т. I, стр. 1062-1063.
  • БЭС, т. I, стр. 231-232; т. II, стр. 2167, 2403.
  • БЭЮ, т. II, стр. 98-99.
  • ЭС, т. II, стр. 172-173; т. XXIX, стр. 334.
  • РБС, т. II, стр. 311.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector