Монастыри задонска: что посмотреть и куда ехать
Содержание:
- Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
- «Церковники мешают строить коммунизм»
- Возведение обители
- Липецкие монастыри
- Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
- Паломничество в Задонск
- Карта Задонска
- Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
- Свято-Тихоновский монастырь в наши дни
- Настоятели, наместники
- История основания обители
- Святитель Тихон
- Святые и подвижники
- Богослужения в монастырях Задонска
- Развитие Задонского мужского монастыря в XVIII-XIX вв.
Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
Уже четыре столетия Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь стоит на левом берегу Дона.
Рождество-Богородицкий монастырь
Здесь находятся две святыни: Владимирская икона Божией Матери и мощи Святителя Тихона Задонского.
С 1610 года список иконы Владимирской Божией Матери, принесенный из Сретенского монастыря, освящал Задонский монастырь и прославлял его многими чудесами:
- В 1692г. пожар уничтожил все постройки монастыря – целой и невредимой осталась лишь икона. Жителей поразил этот факт. К иконе стали притекать паломники, каждый стремился помочь возрождению обители: кто деньгами, кто продовольствием, кто своим трудом.
- В 30-е — 40-е годы XIX века в Задонске дважды свирепствовала холера. Не обошла стороной она и монахов, но из молившихся перед святой иконой ни один не умер от страшной болезни.
- В 1861 и 1869 годах в Задонске опять запылали дома. Икону с молитвой подносили к очагам огня – и стихия отступала, позволяя людям тушить пожар.
Традиционно с престольными праздниками Владимирской Божией Матери были связаны Задонские ярмарки, проводившиеся трижды в конце мая, июня и июля. Они вызывали огромный приток паломников и способствовали развитию монастыря.
Чудотворной иконе посвящена главная постройка монастыря – Владимирский собор. Огромный трехэтажный красавец-храм с колоннадами возведен в середине XIX века по проекту знаменитого архитектора К. А. Тона. Украшенная жемчугом и драгоценными камнями икона находится справа у клироса — это восстановленный по описаниям список чудотворной Владимирской иконы Задонского Богородицкого монастыря. Сама она, к сожалению, была утеряна в годы большевистского лихолетья.
Рождество-Богородицкий монастырь, Владимирский собор
Вторая святыня Богородицкого монастыря — мощи Тихона Задонского. Он провел в обители последние 15 лет своей жизни, удалившись на покой после служения в должности Воронежского епископа.
- 1769-1783 гг. — Тихон жил в Задонском мужском монастыре, обретя дар непрестанной молитвы, чудотворения, прозорливости, любви к ближнему; создавал творения, которые стали духовной пищей для многих православных; здесь же, в Задонском монастыре, он и был похоронен под алтарем Владимирского собора;
- 1846 г. — при перестройке собора тело угодника Божия было обретено нетленным, началось стихийное народное почитание его мощей;
- 1861 г. — состоялась официальная канонизация Тихона Задонского;
- 1919 г. — мощи святого были вывезены из монастыря в Орел;
- 13 августа 1991 г. — святыня была возвращена в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — возобновились чудесные исцеления, документально подтвержденные врачами.
Образ святителя в полный рост в архиерейском облачении — единственная икона, сохранившаяся в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске.
«Церковники мешают строить коммунизм»
Настоятель Богоявленского собора протоиерей Николай Карасёв скончался через месяц после проведения освидетельствования мощей, когда новая «антимощейная» кампания только набирала обороты. Говорят, не выдержало сердце. Ему хватило и первых раскатов грома. В полной мере антирелигиозная стихия разгулялась по Орлу в 1960 году. Ключарь собора протоиерей Алексий Беляев попал в эпицентр сразу двух скандалов. 1 мая во время Крещения полуторамесячного младенца, которое совершал отец Алексий, случилась трагедия. Крещаемый (Серёжа Сиротин) умер. Газета «Орловская правда» откликнулась на это событие разгромной публикацией «Убийство во имя бога». Но ни правоохранительные органы, ни священноначалие не нашли вины священника. Однако после раскрутки истории с мощами святителя Тихона и новых публикаций в прессе протоиерею Алексию Беляеву пришлось покинуть Орловскую епархию и искать места во Владимирской области. Он не был запрещён в служении и, тем более, не снял сана.
В эпоху хрущёвских гонений на Церковь наблюдалось такое явление, которое метко назвали «парадом ренегатов». Были свои ренегаты и в Орле. Василий Околович, прослуживший в Богоявленском соборе с 1942 по 1959 года, заявил, что в храме есть просто кости и «нет никакой гарантии, что кости эти принадлежат именно скелету Тихона. Такие кости можно найти в любой могиле». И вообще, по словам бывшего священника, «эта бутафория была сделана лишь в целях личного обогащения духовных лиц».
Корреспонденты «Орловской правды» В. Бакаев и И. Михайлов написали большую статью «Ложь, шитая белыми нитками». Они призывали вспомнить распоряжение рабоче-крестьянского правительства от 1920 года и «на основании настойчивого требования трудящихся» предложили передать мощи в музей.
Статья орловских авторов была перепечатана в задонской районной газете «За победу коммунизма». Подобные статьи появились в центральной прессе: газете «Советская Россия» и журнале «Крокодил». Не заставили себя ждать и «требования трудящихся».
Бригада коммунистического труда завода тракторных запчастей обратилась с гневным письмом к председателю исполкома Орловского облсовета депутатов. В письме выражен протест против «новых жульнических методов церковных служителей» . «Эти церковники мешают нам работать, строить коммунизм, бороться за мир, – возмущалась бригада, как один человек. – Новая возня с «нетленными» костяшками какого-то Тихона – это злобная попытка церковников дать нам, советским людям, строителям нового общества, бой… Не место этим церковным штучкам в славном, боевом городе Орле! …Вон их из Орла и Орловщины!».
Отреагировал на публикацию в газете и уполномоченный Совета по делам русской православной церкви по Орловской области Н. Зверев. 4 августа 1960 года он просил у московского начальства «указаний о мерах, которые следует применить для ликвидации «мощей»». Из Москвы ответили: «Вопрос о ликвидации «мощей» Тихона Задонского должны рассматривать местные органы власти. Мы в это дело вмешиваться не должны».
Интерес к мощам проявили работники Орловского краеведческого музея, обратившись к местным светским и церковным властям с просьбой вернуть им этот «экспонат». 23 сентября того же года Н. Зверев, исполняя распоряжение Исполкома Орловского облсовета депутатов трудящихся, передал мощи святителя Тихона директору музея «тов. Кореневой». О чём и отчитался прокурору Орловской области. В письме же Орловскому епископу Иерониму Зверев напомнил, что разрешения органов советской власти на возвращение мощей из музея в церковь не было.
Таким образом, мощи Задонского святителя, вопреки требованиям бригады коммунистического труда, остались в Орле. Но этот город пришлось покинуть третьему участнику освидетельствования мощей – иерею Владимиру Отту.
Возведение обители
Обустройством занялся архимандрит Серафим. Он установил дубовый сруб на источник, возвел несколько деревянных изб для иноков и заложил пасеку. Так скит просуществовал до 1864 г.
На следующий год установили деревянную церковь, на первом каменном этаже обустроили трапезную. Уединенное место привлекало все больше и больше иноков, поэтому основание монастыря оставалось лишь вопросом времени. Тяжести строительства пали на плечи архимандрита Дмитрия. Немалую помощь ему оказал помещик В. Воейков. Тихоновский мужской общежительный нештатный монастырь открыли 7 октября 1873 г.
На территории возвели:
- двухэтажный собор;
- трехпрестольную церковь;
- колокольню;
- расширенную пасеку;
- корпусы для братии.
Помещик подарил монастырю ближайший лес, поэтому владения могли жить за счет своего промысла. Также построили гостиницы для иноков и паломников, часовню, конюшню. На территории работала даже больница, куда провели специальный проход, чтобы люди могли слышать проповеди.
Липецкие монастыри
Липецкая область богата историческими культовыми сооружениями, относящимися к православию. На территории Липецкой области насчитывается 9 действующих монастырей, 281 приход, 316 храмов, 34 часовни, а количество священнослужителей составляет 365 человек. Такое духовное богатство, естественно, не может не привлекать паломников и туристов. Одни едут сюда, надеясь на чудесное исцеление, другие — за советом или благословением, иные просто полюбоваться на монастыри Липецкой области. Удовлетворить духовные потребности страждущих сегодня могут следующие монашеские обители, расположенные в этом регионе:
- Задонский Рождество-Богородицкий монастырь;
- Задонский Свято-Троицкий Тихоновский монастырь;
- Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский монастырь;
- Задонский Тихоновский Преображенский монастырь;
- Троицкий Елецкий монастырь;
- Знаменский Елецкий монастырь;
- Троекуровский Дмитриевский Илларионовский монастырь;
- Троицкий Лебедянский монастырь;
- Успенский Липецкий монастырь.
Наибольшей популярностью у паломников и туристов заслуженно пользуются именно Задонские монастыри. Фото этих произведений архитектуры можно видеть в этой статье, расписание богослужений и новости духовного мира можно посмотреть на сайте Липецкой епархии.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
В 7 километрах от Богородицкого монастыря на склоне холма в лесу укрылся от посторонних глаз Свято-Тихоновский монастырь.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь (фото: sezenovo-mon.ru)
Это место 250 лет назад святитель Тихон называл «земным раем» — он основал здесь скит, выкопал колодец, молился и работал над книгой «Сокровище духовное от мира собираемое». Сразу после канонизации Тихона, в лесной глуши на берегу речки Проходня в его честь была основана новая обитель. В 1920 году Тихонов Задонский монастырь был разрушен, буквально стерт с лица земли. Но через 70 лет в нем снова затеплилась жизнь. В апреле 1991 г. насельницами «земного рая» стали монахини. Первым был восстановлен надвратный храм Преображения, и обитель получила название: Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. На её территории находятся три храма — Троицкий, Преображенский и Успенский, есть гостиница для паломников, купальня на Святом источнике.
Ю. Демьянов «Лето красное»
Возрождение монастыря сопровождалось чудесными знамениями, которые укрепляли дух сестер, трудившихся во славу Божию:
- Келья святителя Тихона возникла на месте полуразрушенной башенки в стене. Проходя однажды мимо неё крестным ходом, все сестры почувствовали там чудесный запах ладана. Было решено оборудовать в угловой башне часовню в память о молитвенном уединении и духовных трудах Тихона. Часовня так и называется – Келья Тихона Задонского.
- Иверская икона Божией Матери – образ, прибывший в Свято-Тихоновский Скит с Афонской горы еще до революции. В советские годы святая икона служила дверью на скотном дворе, пока не попала в боголюбивую семью. Через три поколения пронесли члены семьи святую реликвию и передали её в Тихоновский монастырь, не подозревая, что это и было её законное место. Иверская икона находится в Троицком сборе — мироточит, исцеляет и дарит бездетным семьям родительское счастье.
- В 2000 году в Тихоновском монастыре появилось Кровоточивое Распятие: из-под тернового венца, на пробитых гвоздями руках просочились капельки крови. Это произошло в день памяти всех российских святых. Сегодня чудесная реликвия находится в Успенском соборе Свято-Тихоновского монастыря.
- Камень здоровья – место, к которому с молитвой и надеждой на исцеление припадают многие паломники и получают просимое. Предполагается, что под камнем находится захоронение нетленных мощей одного из прежних насельников монастыря. Камень лежит неподалеку от часовни на месте бывшего монастырского кладбища.
Сегодня в Тихоновском Преображенском монастыре живет около ста сестер. Их стараниями место уединенных подвигов Тихона Задонского стало настоящим раем на земле для многих сотен людей.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
Паломничество в Задонск
Ежегодно тысячи паломников устремляются в Задонск. Больше всего посетителей приезжают сюда в дни празднования больших православных праздников: Пасхи, Рождества, Покрова. Чаще всего мотивом паломничества являются желания исповедаться, помолиться, прикоснуться к нетленным мощам или чудотворной иконе, обрести благодать, получить благословение, искупаться в священном источнике, а также сделать пожертвования или даже принять обет. Много православных приезжает сюда с целью заказать требы в Задонском мужском монастыре.
Считается, что совершенные здесь подобные таинства имеют огромную силу. Самостоятельно отправляясь в такое путешествие, следует учитывать, что в дни праздников поселиться в Задонске практически невозможно, город наполнен приезжими, поэтому о поселении договариваются заранее, заказав жилье по телефону или через интернет. Проблем с посещением монастырей практически не существует. Задонский монастырь – это место, где никому не откажут, а может, еще и покормят. Здесь можно приобрести товары и экологически чистые продукты, произведенные членами общин, начиная от кваса и молока и заканчивая посудой и изделиями из дерева, не считая сувениров и предметов культа.
Карта Задонска
Собираясь посетить Задонск, не поленитесь изучить карту города с улицами и номерами домов. Она расскажет немало интересного об истории города и поможет создать интересный маршрут прогулки.
Со времен Екатерины II Задонск застраивался строго по плану, с ориентацией улиц по сторонам света. Русло реки Тешевки делит город на 2 части: Северную – Дворянскую и Южную – Мещанскую. Параллельно Дону с юга на север тянутся самые длинные улицы города: Карла Маркса (бывшая улица Дворянская) и ул. Крупской (бывшая Соборная).
Главные храмы города занимают доминирующие высоты, отражают развитие города с юга на север.
Успенский собор (ул. Урицкого 15) – центр Мещанской слободы, на Базарной площади перед собором проходили задонские ярмарки.
Здесь же стоит знаменитый «золотой Ленин», указывающий энергичным жестом на великолепный ансамбль Богородицкого монастыря (ул. Коммуны, 14).
Следуя от монастыря по улице К. Маркса, мы видим пламенеющий Троицкий собор (ул. К. Маркса, 85) а дальше на горизонте высится его двойник – Вознесенский собор в Тюнино (начало ул. К. Маркса).
Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.
С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.
В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители — Владимирского собора — началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть – это собственные средства и пожертвования.
Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.
Свято-Тихоновский монастырь в наши дни
Сегодня завершена реконструкция комплекса.
На данный момент в монастыре проживает около 100 насельниц. Они работают на пасеке, в церковной лавке, в просфорне, на огороде, птичнике, в библиотеке, занимаются рукоделием и благоустройством. На территории возвели гостиницу для паломников, с удовольствием принимают группы по предварительной договоренности.
Несколько раз в год совершают крестный ход.
Расписание богослужений:
- В будние дни. Утром в 5:40, 6:00, 7:00. В разные дни проводят разные молебны или литию по усопшим. В 16:00 вечернее богослужение.
- В воскресенье. Утром в 7:00, 7:20, 8:00. Накануне в 16:00 всенощное бдение.
- Каждый вечер перед трапезой крестный ход вокруг обители.
Каждую недель проводят соборование — помазание человека елеем и исцеление души и тела. Помазание происходит в Успенском соборе обители. Перед обрядом нужно записаться, взять с собой свечу и пожертвовать на храм. Других специальных приготовление не требуется.
Монастырь находится в лесу, на север от Задонска 7 км. Есть несколько автобусов из других населенных пунктов, проходящих через обитель. Более подробная информация на сайте https://www.zadonsk-skit.ru/. По вопросам служб и расселения по телефонам 8-920-512-47-86, 8-904-289-67-97. Электронная почта
Настоятели, наместники
- Прохор (упом. в 1632 году. Можно предположить, что он был первым преемником в управлении благочестивых старцев Кирилла и Герасима Задонских — основателей Задонского монастыря).
- Леонид
- Ефрем I
- Ефрем II
- Трифон (1693 — 1697)
- Игнатий
- Филарет
- Антоний
- Евфимий I
- В схим. Авель
- Евфимий II, в схим. Евсевий (1735-1745)
- В схим. Никита
- В схим. Иринарх
- В схим. Пахомий
- В схим. Тихон I
- В схим. Тихон II
- В схим. Питирим
- Стефан
- Тихон III
- Варсонофий I (- 1735)
- Варсонофий II (1751 — ?)
- Корнилий, в схиме Кирилл (1763 — ?)
- Зосима
- Нифонт, в схиме Николай (1767 — 1774)
- Феодосий (1774 — 1776)
- Самуил I (1776 — 1777)
- Венедикт (конец 1777 — 14 июля 1778)
- Самуил I (14 июля 1778 — 1787)
- Климент (Белошапкин) (конец 1787 — 1789)
- Тимофей (Самбикин) (1789 — 1805)
- Зосима, в миру Михаил
Иннокентий (Алексеев) (1805 — 1807)
Евграф (1807 — 1814)
Самуил II (Стебловский) (1814 — 1833)
Иларий (Иродионов) (1834 — 1836)
Досифей (Немчинов) (1836 — 1840)
Мартирий (Горбачевич) (1840 — 1842)
Иларий (Иродионов), 2 раз (1842 — 1845)
Серафим (Покровский) (1845 — 1855)
Дионисий (Долгополов) (1855 — 1860)
Варсонофий (? — 1861)
Димитрий (Григорьев) (25 мая 1860 -13 июля 1882)
Прокопий (Тенеровский) (1882 — 1893)
Иоанникий, в схиме Иоанн (1893 — 19 января 1902)
Леонид (Быковский) (1902 — 1904)
Нафанаил (Чулков) (1904 — 1912)
Александр (Зеленев) (1913 — 1920)
Митрофан (Гринев) (1920 — 1921)
Никандр (Стуров) (1923 — 1925)
Иосиф (Пальчиков) (весна-осень 1990, строитель)
Нафанаил (Черняк) (конец 1990 — (июнь-неофиц.) октябрь 1991)
Никон (Васин) (с октября 1991)
- Гермоген (Крицын) (2004 — 2005)
- Трифон (Голубых) (2005 — 2011)
Трифон (Голубых) (с 30 мая 2011)
История основания обители
Новейшая история святой обители началась в 1991 году, когда территорию бывшего мужского тихоновского монастыря возвратили Православной Церкви. В прошлом этого красивого, благодатного места были и периоды расцвета, и времена тяжёлых испытаний.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, Задонск
Скит святителя Тихона
Уйдя на покой и обосновавшись в Богородицкой мужской монашеской общине города Задонск, Божий угодник Тихон Задонский часто приезжал на берег небольшой реки Проходня, протекающей среди холмов, чтобы уединиться для молитвы. У подножия одной из возвышенности святитель вырыл колодец, а на лесистой вершине любил погружаться в раздумья, итогом которых стал труд «Сокровище духовное от мира собираемое».
После окончания земного пути задонского старца, люди не забыли об этом намоленном месте и часто приходили к тихоновскому колодцу за водой, проявляющей чудесные свойства.
Лесной скит
В 1861 году Тихона Задонского причислили к лику святых. Настоятель Задонского Богородицком монастыря — архимандрит Димитрий — решает организовать у лесного колодца святого старца скит для братьев, желающих совершать молитвы вдалеке от городской суеты.
Святой источник Тихона Задонского
В 1865 году на вершине лесистого холма поставили первый храм — деревянную церковь во имя святителя Тихона, освященную святым мужем в середине XVIII века в селе Гнилуши. Её поставили на каменную постройку, в которой размещались хозяйственные помещения. К постройке примыкал келейный корпус, сложенный из дерева. Жизнь братьев, переселившихся в скит, регламентировалась строгими правилами, примером для которых служили традиции монашеского послушания, сложившиеся в Оптиной пустыни.
Интересно! Установление строгого оптинского устава для насельников Тихоновского скита связано с тесной связью его основателя с оптинскими старцами. Архимандрит Димитрий почитал своего учителя старца Леонида и святителя Феофана Затворника.
Основание монастыря
Получением статуса самостоятельного монастыря Тихоновский скит обязан своему основателю и помещику В. П. Воейкову, на средства которого обустроили территорию Задонского Тихоновского мужского монастыря, официально учрежденного в 1873 году.
К началу XX века монастырский комплекс состоял из следующих построек:
- Троицкий собор;
- трёхъярусная колокольня с надвратной Преображенской церковью;
- ограда из камня, ограниченная по углам шатровыми башнями;
- настоятельский корпус с больницей для братьев и домовой церковью;
- братский корпус;
- трапезная.
Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря
В обители постоянно проживали более 100 монахов.
Интересно! Архитектором, работавший над проектом Троицкого собора являлся К. А. Тон, создавший храм Христа Спасителя в Москве.
Время испытаний
Задонскую Свято-Тихоновскую мужскую монашескую общину закрыли в 1920 году. Монастырские ценности и иконы разграбили. Уничтожили часть ограды, купола главного храма, колокольни и угловых башен. В уцелевших зданиях обители размещались следующие советские учреждения:
- концентрационный лагерь для врагов советской власти;
- детская колония «Уют»;
- военный госпиталь;
- интернат для душевнобольных.
В годы Великой Отечественной войны в здесь располагался госпиталь, все пациенты которого погибли во время немецкой атаки. Их останки обнаружили в новое время при расчистке храма.
Возрождение
Возвращение монастырской территории во владение Русской православной церкви произошло в апреле 1991 года. Лесная обитель стала пристанищем для женской монашеской общины. Сестры возвели над святым источником часовню, а рядом соорудили купальню.
В праздник Преображения Господня в одноимённом храме, расположенном в звоннице, произошло первое богослужение в восстанавливающейся обители. В течение 10 лет благодаря Божией помощи и стараниям настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского монастыря монахине Зиноне монастырский ансамбль полностью восстановили.
Интерьер Троицкого собора Задонского Тихоновского монастыря
Его центр — Троицкий храм — восстановили и освятили в 1993 году. В 2000 году началась реставрация его нижнего уровня — Успенской церкви. Через год после освящения главного храма восстановили колокольню. В 1995 году расширили купальню, устроив отдельное помещение для священнослужителей. В следующем году построили каменную ограду с угловыми башнями, в одной из которых устроили часовню Тихона Задонского. Насельницы и паломницы проживают в двух просторных корпусах: сестринском (1997 г.) и гостевом (2001 г.).
Святитель Тихон
Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий умер рано, а учитывая, что семья жила очень бедно, по исполнении сыну 14 лет мать отправила его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав хорошие знания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить преподавателем риторики при семинарии, однако все больше его посещали мысли о монашестве. После одного загадочного случая, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он окончательно принимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именем Тихон. В этом же году его возвели в сан архимандрита и назначили ректором в Тверской семинарии.
Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. В то время Воронежская епархия переживала не лучшие времена: донские степи населяли разнообразные сектанты и старообрядцы, а среди образованных людей большая часть поклонялась языческим богам. Известен случай, когда епископ узнал о празднованиях в честь бога Ярилы в самом центре Воронежа. Он лично прибыл на площадь и произнес речь, от которой часть толпы разбежалась, а другая часть встала на колени с прошением о помиловании. После этого события все языческие празднования прекратились. Заботясь о привлечении в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, а также учил паству почитать Церковь и священнослужителей. По ночам писал свои работы, посвященные православной вере.
Со временем здоровье Тихона стало ухудшаться, и он вынужден был отправиться на покой, удалившись в Задонский монастырь и раздав все свое имущество. Но и здесь святитель продолжал работать. Он написал книги «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные», которые в дальнейшем сыграют важнейшую роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего своего дня.
В 1783 году Тихон Задонский скончался. Похоронили его в специальном склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строительных работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Несмотря на разрушенный склеп и время, прошедшее со дня погребения епископа, его тело осталось нетленным, так же как и облачение. Об этом удивительном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тысяч паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.
Святые и подвижники
Святитель Тихон Задонский, на века прославивший обитель, был одним из сонма подвижников связанных с монастырём в XVIII-XIX веках. Наиболее чтимые из них находили упокоение в усыпальнице под алтарём трапезного Вознесенского храма, над пещерой затворника Георгия. Здесь часто служили панихиды и были засвидетельствованы многочисленные случаи чудесной помощи, исцелений и заступничества. После закрытия обители в 1920-х годах останки одиннадцати чтимых Задонских подвижников были вывезены на городское Тюнинское кладбище. В октябре года место захоронения было найдено и останки были возвращены в монастырь, где рядом с мощами святителя Тихона по благословению митрополита Воронежского Мефодия (Немцова) была устроена мраморная гробница, перед которой стали служить панихиды по «Задонским старцам» в дни их памяти. В сонм «Задонских старцев» вошли:
- Евсевий (Евфимий II), схиигум. (+ 1745)
- Агапит (Болховитинов), иеросхим. (+ 1825)
- Антоний (Соколов), архиеп. Подольский (+ 1827)
- Георгий Машурин, в монашестве Стратоник, затворник (+ 1836)
- Павел, иером. (+ 1837)
- Нафанаил (Остапов), иеросхим. (+ 1849)
- Антоний Монкин, Христа ради юродивый (+ 1851)
- Авраамий, иеросхим. (+ 1852)
- Ириней, иером. (+ 1863)
Богослужения в монастырях Задонска
Главное действие, ради которого паломники едут в Задонск – богослужение, таинства Исповеди и Причастия. Расписание служб каждого монастыря и храма в Задонске имеет свои особенности.
Расписание служб в задонских монастырях:
Время | Рождество-Богородицкий монастырь | Богородице-Тихоновский монастырь (Тюнино) | Свято-Тихоновский Преображенский |
Владимирский собор | Храм Рождества Богородицы | ||
2:45 | Ранняя литургия (воскресенье, праздники) | ||
5:40 | Сестринский молебен Тихону Задонскому | ||
5:45 | Средняя литургия (воскресенье, праздники) | ||
6:00 | Утренние молитвы. Полунощница. Акафист | Утренние молитвы. Полунощница. Акафист иконе
«Живоносный источник» |
Утренние молитвы. Полунощница. |
7:00 | Поздняя литургия | Часы. Литургия. Молебны | |
7:30 | Литургия | ||
8:00 | Литургия (воскресенье) | ||
9:30 | Молебен | ||
10:00 | Панихида | ||
12:00 | Молебен с акафистом у мощей свт. Тихона | ||
13:00 | Соборование (Успенский храм, суббота) | ||
16:00 | Вечернее богослужение | Вечернее богослужение. Акафисты | |
16:40 | Вечерня. Утреня | ||
16:50 | Всенощное бдение с елеосвящением (суббота, праздники) |
Развитие Задонского мужского монастыря в XVIII-XIX вв.
Монастырь был перестроен и имел пять этажей в русско-византийском стиле. Интерьер удивлял своим великолепием и уникальностью, настенными росписями. Есть в них сцены, рассказывающие о житие святого Тихона.
Задонский монастырь на пике своего исторического развития, имел:
- крупную ферму;
- два кирпичных завода; усадьбу;
- семь церквей, колокольню и другие здания.
Монастырь посещали многие церковнослужители и известные личности, среди которых: Святые Феофан Отшельник и Иннокентий; Митрополит Исидор; Воронежские архипастыри Святого Антония; Тихон; Захария и многие другие. Монастырь посетил Петр I, Александр II, старший прокурор синода, губернаторы. В начале XX века храм занял Седьмую ступень в списке храмов России.