Отдых в дивеево: чем заняться?
Содержание:
Целебные источники батюшки Серафима Саровского
Это место стало самым популярным у паломников в России. Источники находятся в селе Дивеево в Нижегородской области. По преданию, именно здесь жил и молился святой чудотворец Серафим Саровский. По указу Богоматери он помогал послушницам местной обители.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Источник появился еще при жизни старца, как символ его боголюбия. И по сей день, святая вода славится своими целебными свойствами. Так здесь исцелилась девушка, которая более чем 18 лет провела в кровати, не вставая с нее.
История источников не всегда была светла. После смерти святого Серафима Саровского они стали местом посещения паломников. Люди приезжали сюда в течение всего года за помощью чудотворца. Однако к власти пришли коммунисты, которые были ярыми атеистами, и источники несколько раз подвергались уничтожению. Власти не позволяли народу припадать к святому месту.
Источники неоднократно заваливали землей, но вода все равно пробивалась на поверхность. Тогда противники веры прибегли к другому способу, который и погубил святое место. Источники забетонировали.
Рядом со святыней была выставлена охрана, которая никого к ней не подпускала. В упадок пришла и сама Дивеевская обитель. Прошло время, и сам Серафим Саровский явил народу новое чудо. Старец перенес святой источник в другое, нетронутое место.
Интересно! По преданию, примерно в 60-ые годы близ охраняемой территории ниоткуда вдруг появился старик. Он был сгорбленный, имел седую бороду, был одет в белый балахон. Старик держался за один только деревянный посох. Солдат крикнул: » Дед, откуда ты взялся?». Старик ответил ударом посохом о землю. В этот же миг он испарился, а на берегу реки Сатис землю пробил новый источник.
В 90-ые годы все, ранее закрытые источники, вновь отреставрировали и открыли для паломников. Дивеевская обитель стала набирать популярность благодаря не только источникам, но и мощам самого Серафима Саровского, которые тоже дарили людям чудеса.
Рака с мощами Серафима Саровского. Дивеевская обитель
Так простые источники обустроили для большого числа людей. Построили специальные подходы к небольшому пруду. Возведена рядом и часовня святого чудотворца Серафима.
Преподобный Серафим Саровский и его святые источники
Преподобный Серафим Саровский. XIX век
В России много святых намоленных мест, одно из таких вдоль берегов рек Саровка, Сатис, Вичкинза. Народная душа, чувствуя святость, тянется в эти места, где жил и молился преподобный Серафим Саровский, где и сейчас можно черпать благодать пригоршнями и пить, как сладкую студеную воду святого источника.
История
Село Дивеево располагалось на пересечении паломнических дорог и многие путники, шедшие в Саровский монастырь, останавливались на отдых в местной деревянной церкви в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. Сюда прибыла и странница Агафья Семёновна Мельгунова, пришедшая из Киева в поисках места для основания новой обители.
Здесь на свои средства она построила каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. После освящения всех его приделов матушка Александра (в миру Агафья Мельгунова) решила устроить общину. В 1788 году помещица Жданова подарила ей 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где были сооружены кельи и надворные постройки.
В 1789 году после смерти матери Александры попечителем обители стал молодой иеродиакон Саровской обители Серафим.
Для справки: Преподобный Серафим родился 19 июля 1754 года в семье Исидора и Агафьи Мошниных в Курске. С юности Прохор (так звали его в миру) решил посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь.
Мать не препятствовала его решению и благословила сына медным крестом, который Прохор всю жизнь носил на груди.
С ноября 1778 года он проходил многие послушания в Саровской обители, выполняя все работы с усердием, как бы служа самому Богу.
Восемь лет Прохор был послушником в монастыре, после чего принял иноческий постриг под именем Серафим, а через год был посвящен в сан иеродиакона.
По благословению Серафима Саровского в 1826 году в Дивеево была устроена Мельничная община.
Провидец умел видеть сердца людей и исцелял душевные и телесные болезни благодатным словом и молясь Богу. С ласковыми словами «Радость моя, сокровище мое» обращался он к людям и они чувствовали его любовь.
В последние годы старец особенно заботился о Дивеевской обители и для всех сестер, которые шли к нему со своими духовными и жизненными трудностями, он был настоящим отцом.
Умер Серафим 2 января 1831 года в своей келье во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Божией Матери. При жизни он неоднократно говорил, что «плотию будет лежать в Дивееве» и это предсказание, как и все остальные, сбылось — в 1991 году рака со святыми мощами Преподобного Серафима была передана из Казанского собора Санкт-Петербурга в Троицкий собор Дивеевского монастыря.
Исторические места и музеи
Царский скит
Адрес: пос. Прибрежный, 30 км от Дивеево
История скита началась в 1860 году, когда император Александр II подарил Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю земельные угодья. Монахини обустроили на этом месте скит. Его назвали Царским в благодарность императору за щедрость.
Тогда скит состоял из деревянной церкви, келий и хозяйственных построек. От былой красоты осталось несколько полуразрушенных домиков и рукотворная аллея – Богородичная тропка. При монастыре была традиция: когда монашка принимала постриг, она сажала деревце сосны.
Существует легенда, что среди монахинь скита были и члены царской семьи. Однако документальных подтверждений этому нет.
Царский скит известен еще и тем, что в отдалении от него находятся “Серафимовы камни”: большой и малые валуны. На этом месте молился Серафим Саровский.
Местные утверждают, что камни не подлинные: большой разобрали на части и развезли по монастырям, а маленькие никогда и не были молитвенным местом Серафима. Они стали пристанищем для верующих из города Сарова, закрытого в 1947 году.
У “малых” камней есть целебный источник.
Дом Галактионовых
Адрес: Дивеево, ул. Советская, 5
Этот дом был построен в начале ХХ века. Принадлежал сестрам Галактионовым – монахине Серафимо-Дивеевской женской обители Михаиле и ее сестре Екатерине.
В доме жили благотворители этого монастыря. Он сохранился до наших дней в первозданным виде.
В настоящее время в доме живут послушницы. Посещение практически невозможно.
Дом Долгинцевой
Адрес: ул. Советская
Еще один особняк начала ХХ века – построен рядом с домом Галактионовых. Он принадлежал богатому человеку – Федору Васиьевичу Долгинцеву, почетному гражданину Москвы.
Федор Васильевич переехал в Дивеево из Москвы и поселился в этом доме со своей дочерью Софьей. Долгие годы он был благотворителем Серафимо-Дивеевского монастыря. Незадолго до смерти он тайно принял постриг.
В доме осталась жить его дочь, ставшая послушницей монастыря и принявшая имя Серафима.
В 1927 году схимонахиня Серафима переехала в Муром, а в апреле 32-го была арестована советскими властями за монашескую деятельность. У нее забрали находившиеся на хранении святыни и приговорили к 3 годам ссылки в Казахстане. Однако дальнейшая судьба Софьи Долгинцевой неизвестна.
Домик Блаженной Паши Саровской
В начале XIX века в крестьянской крепостной семье в Тамбовской губернии родилась девочка Ирина. Подростком она стала экономкой в господском доме. Однажды прислуга обвинила ее в якобы краже. Хозяева не стали разбираться и в наказание отдали Ирину солдатам.
Не выдержав унижения, девушка сбежала в Киев, приняла тайный постриг, а вместе с ним имя Параскева. Схимница стала называть себя Пашей и поселилась в саровских лесных пещерах. Спустя 30 лет она стала жить в Дивееве при монастыре.
Блаженная Паша Саровская ночами молилась за людей, а днем работала на монастырском хозяйстве. Монахиня отличалась даром предсказания.
В 1903 году ее навестили император Николай II и его супруга Александра Федоровна. Параскева разместила их на ковре и рассказала, что скоро в семье родится наследник, но царский род прервется, а монархия рухнет.
Блаженная скончалась в 1915 году в возрасте 120 лет.
В настоящее время в домике работают три выставочных зала. В комнатах хранятся личные вещи Паши Саровской и других блаженных, которые жили здесь после ее смерти.
Музей истории Серафимо-Дивеевской обители в XX веке
Музей посвящен жизни монастыря в истории России и Советского Союза. В залах реконструированы комнаты сестер и настоятельниц. Здесь хранятся многие личные вещи монахинь, их гостей, блаженных.
В одном из помещений воссоздали интерьер гостиной подмосковной дачи, где провел последние годы жизни Серафим Саровский.
Свершения Серафима Саровского
Прежде чем рассказать о самом источнике, стоит узнать и о святом. Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске. Ему было дано имя Прохор. Семья была небедная, купеческая. С самого детства родителям и горожанам казалось, что Прохора будто защищает сам Господь. Однажды мальчик упал с высокой колокольни, что было равно смерти. Однако он не получил даже царапины, а не только остался жив. Будучи отроком, будущий чудотворец тяжело заболел. Во сне к его матери пришла сама Богородица и пообещала скорое выздоровление сына.
Икона Серафима Саровского
В семнадцать лет юноша принял решение об оставлении мирской жизни. Так Прохор попал сначала в Саровскую Успенскую пустыню, где в 1786 году принял постриг и новое имя — Серафим. Чудотворец долгие годы подвергал себя тяжелым испытаниям. Серафим взял подвиг пустынножительства и безмолвия.
Это интересно! Пустынножительство означает житие в пустыни или в одиночестве, то есть отшельничестве. Это один из самых популярных подвигов в Русской православной церкви. Человек уходил из общества, и жил в полном единении с природой и Богом.
За свои свершения Серафим был награжден Богом. Святому был дан дар исцеления и творения других чудес. Серафим обладал огромными знаниями и был мудр. Именно поэтому к нему стали приезжать другие люди за помощью или советом. Преподобный Серафим Саровский умер в 1833 году. Его нашли в молитвенной позе перед иконой Богоматери «Умиление».
Даже после своей смерти Серафим Саровский приносил чудеса в мир — на его могиле выздоравливали больные. В 1903 году чудотворец был причислен к лику святых. На протяжении всей своей жизни Серафим приносил в мир только добро. Он был смиренен перед богом и милосерден к врагам. Его молитвы исцеляли людей и дарили им долгожданный покой. Так появились и его святые источники, несущие людям благословение чудотворца.
Краткое житие
Преподобный Серафим Саровский (г. рожд. ок.1754/9г.г.) жил на рубеже XVIII и XIX веков, подвизался в Саровском монастыре, известен подвигами молитвы на камне тысячу дней и ночей, отшельничеством, постом и бдением, старчеством и чудотворениями. Духовно окормлял и поддерживал сестринскую обитель в Дивееве. По своей чистой вере и трудам сподобился неоднократного явления Божией Матери и Ее благословения словами: «Сей есть от рода Нашего».
Скончался батюшка Серафим на молитве в своей келии 2 января 1833 года, в лике святых прославлен через 70 лет после смерти в 1903г.
После революции Саровский Успенский монастырь был закрыт, мощи святого Серафима вывезены, одни храмы были взорваны, другие разобраны или превращены в советские учреждения. А потом город Саров вообще пропал со всех карт. В конце 40-х годов XX века вся территория города и окрестностей стала закрытым военным объектом стратегического назначения «Арзамас-16». Ученые, собранные в этот секретный город, разрабатывали здесь ядерное оружие – щит страны.
Интересно, как духовная сила молитв о защите от врагов невидимых, не уязвляясь обидами на сокрушение обители, претворилась в реальную военную мощь страны, основу независимости государства в современном мире, а значит – в защиту свободы, самобытности, традиций и веры.
Источник Преподобного Серафима
Еще при жизни Святой Серафим помогал людям, если бессильны были врачи и медикаменты. Среди частых рассказов о том, кому помогал источник, — случаи с заболеваниями людей нервными болезнями, расстройствами памяти и эпилептическими припадками.
Существует легенда или быль о том, как в этом месте, находящемся на запретных территориях в шестидесятые годы, во время обхода пограничниками огражденной местности Сарова случилось у них видение. В довоенные годы источник существовал, но его неоднократно пытались зацементировать или закопать. В 1947 году военный объект присвоил этой местности статус закрытой, и пустошь была безлюдной. Поэтому военные удивились, заприметив фигуру старца в белом балахоне с посохом, и, окликнув его, увидели, как старик стукнул оземь посохом трижды и исчез. На этом месте из трех точек стал бить ключ. В шестидесятые источник обрел славу, воду из него везли во все концы России. Сюда же приезжали, чтобы искупаться в нем. В начале девяностых военными было принято решение источник засыпать. Однако во время подготовительных работ к машинисту-экскаваторщику явился Преподобный Серафим, прося его не делать этого, а напоследок сказал, что этого все равно не произойдет. И действительно, почва не поддалась ковшу экскаватора, и источник сохранился.
Впоследствии приказ отменили, затем был восстановлен Дивеевский монастырь, и сегодня источник Серафима Саровского числится в его ведении, а вблизи него выстроили бревенчатую часовню.
Говорят, даже во время восстановительных работ по укреплению линии берега потока для безопасности страждущих был один рабочий, который повредил свою спину. Явление Серафима Саровского исцелило его. Сегодня сюда устремляются люди за исцелением физических недугов. Купание в источнике или хотя бы омовение должно непременно сопровождаться определенным настроем, молитвой от чистого сердца.
Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?
На данный момент слава Серафима-Дивеевского монастыря гремит на всю Россию, и даже за ее пределами. Так что пункт посещения Дивеева можно встретить не только в паломнических церковных поездках, но и в обычных туристических.
Как доехать до монастыря?
Если же вы предпочитаете посещать святые места самостоятельно, без суеты и спешки, вы можете совершено спокойно добраться до Дивеева на личном или общественном транспорте. Если вы живете за пределами Нижегородской области, скорее всего, вам, придется провести часть пути в поезде. Добираться следует до города Арзамаса, до станций Арзамас–1, или Арзамас-2. (станция зависит от направления железнодорожного пути – одно южное, другое восточное). В городе Арзамасе местным транспортом добирайтесь до автостанции и автобусом следуйте до станции Дивеева (60 км).
Где находятся мощи?
Мощи Серафима Саровского находятся в Троицком, главном соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В левом пределе стоит рака с мощами, к которой почти все время стоит очередь. Время посещения – это время когда открыт храм. С 6 утра, как только начинаются первые богослужения в храме и до конца вечерней службы.
К мощам можно прикладываться во время церковной службы (останавливается очередь лишь на самые важные молитвы, после чего снова возобновляется). Между службами, когда в храме идет уборка, для желающих помолиться доступ к раке святого не прекращается. Тут же служатся молебны или читаются акафисты.
Стоять в очереди стоит благоговейно, и лучше использовать это время для внутренней молитвы. Просить в душе обо всем, о чем вы хотели попросить батюшку Серафима. Святой был при жизни очень любвеобильным старцем, он и после своей кончины слышит сердечные молитвы.
Чудеса исцеления по молитве Серафима Саровского происходили с самого обретения мощей, еще в 1903 году. О чем есть множество документированных свидетельств. Исцелялись люди и после повторного обретения мощей в 1991 году, происходят чудеса и поныне. В монастыре ведут записи, засвидетельствованные со слов самих исцеленных, или их родственников. Многие исцеленные или получившие помощь батюшки Серафима в других важных прошениях, часто приезжают повторно с благодарностью и укрепленной верой.
Татьяна Страхова
Следующая статья >
Целебные источники
Приезжающие хотят посетить в Дивеево источники, которые наиболее популярны, слухи о которых и привели их в Нижегородскую область.
В этих местах чтят:
- источник иконы Божией Матери Казанской и источник Серафима Саровского в Цыгановке,
- источник святого врачевателя Пантелеймона,
- источник основательницы храмов в Дивеево матушки Александры,
- Явленный источник в Кременках,
- равноапостольных Константина и Елены в Хрипуново,
- источник Сошествия Духа Святаго в Автодеево и Сатисе,
- источник Святой Троицы в Канерге,
- источник Николая-Чудотворца в Хохлово.
Есть и другие небольшие источники, которые начинают пробиваться из-под земли внезапно в других местах. Вся местность будто пронизана ключами, бьющими из-под земли, и чем больше страждущих обращаются сюда, тем богаче край на водицу, нескончаемый поток которой открыт для всех.
Источники
Источник преподобного Серафима открылся на берегу реки Сатис в первой половине XX века, когда саровские источники Батюшки стали недоступны для посещения, потому что там разместился военный объект. Сохранилось предание, что в 60-х годах ХХ века солдаты-охранники однажды увидели старца в белом балахончике, с посохом в руке. Он стоял на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Старец трижды ударил посохом о землю — и из трех мест забили родники. Несомненно, что на них перешли сила и слава знаменитых саровских Серафимовых источников. В 1994 году русло реки отвели и устроили искусственное озеро из святой ключевой воды. Часовню 17 июля 2009 года освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в честь преп. Серафима Саровского. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды. На источник батюшки Серафима от Паломнического центра отправляется автобус (билеты можно приобрести в Паломническом центре не ранее, чем за 1 день до предполагаемой поездки).
Летом бывает несколько поездок:в 10.00, 12.00, 14.00 — в будние дни, в 11.00, 13.00, 15.00 − в воскресные и праздничные дни. Осенью, зимой и весной поездки совершаются: в 12.00, 14.00 – в будние дни, в 13.00, 15.00 – в воскресные и праздничные дни.
Где находятся источники, можно посмотреть здесь.
Источник прп. Серафима Саровского
Источник прп. Серафима Саровского
Источник прп. Серафима Саровского
Казанский источник за Голубиным оврагом — самый старинный из дивеевских источников. Источник был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня, которая была разрушена в 1939 году. В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня. Здесь совершается таинство Крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода. В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление».
Где находятся источники, можно посмотреть здесь.
Источник Казанской Иконы Божией Матери
Источник Казанской Иконы Божией Матери
Источник вмч. Пантелеимона
До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинзы. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов источник был затоплен. Современный источник возник под горою за аптекой сам; есть мнение, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде. На Крещение, на праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются Крестные ходы и освящается вода.
Где находятся источники, можно посмотреть здесь.
Источник прп. Александры Дивеевской
Источник прп. Александры Дивеевской
Источник прп. Александры Дивеевской
Иверский источник находится на юг от источника матушки Александры, на берегу старого русла реки Вичкинзы. Так же, как и на других дивеевских источниках, здесь устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды.
Где находятся источники, можно посмотреть здесь.
Источник Иверской Иконы Божией Матери
Источник Иверской Иконы Божией Матери
Источник Иверской Иконы Божией Матери
Явленный источник. Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в источнике проявился лик Божией Матери, Которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник «Явленным». По преданию, Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.
Где находятся источники, можно посмотреть здесь.
Явленный источник
Явленный источник
Явленный источник
Явленный источник
В трех километрах от села Автодеева, где находится один из Дивеевских скитов — Никольский, в оврагах прячется источник, освященный во имя Святой Троицы. До революции в престольный праздник Святого Духа отправлялся Крестный ход на источник. После того, как в Автодееве обосновался дивеевский скит, возобновилась традиция ходить Крестным ходом на источник и совершать там молебен.
Где находятся источники, можно посмотреть здесь.
Дивеевские источники
Дивеево является одним из духовных центров православного паломничества России. Людей сюда привлекает особая благодать, сосредоточение на одном месте множества святынь, и, конечно же, святые источники.
Родников на Дивеевской земле большое множество. Их даже ученные исследуют, и, кстати, подтверждают особый минеральный состав воды, называют ее живой.
Феномен такого большого количества природных родников на одном месте вызывает порой недоумение. Но часто история святых мест показывает, что Господь приводил своих святых возводить монастыри на особых местах.
Так в середине 20 века гидрогеологи обнаружили на территории Нижегородской области огромное подземное пресноводное море, протянувшиеся от Арзамаса до Ардатова через весь Дивеевский район. А в некоторых исторических источниках встречается один из вариантов трактовки названия реки Вичкинзы как река ключей. Вичкинза протекает мимо д. Маевки, пересекает все Дивеево с западной стороны и впадает в реку Сатис в 12 км от села.
Неудивительно, что с зарождением здесь Дивеевской обители, а еще раньше, с молитвенным подвигом преподобного Серафима Саровского, стали выходить наружу родники. Ведь тогда никто не знал, что здесь есть подземные воды. Но Бог приводил своих святых и по их молитве образовывались источники там, где их не было.
Так по молитве святого Серафима уже после его смерти, чудесным образом был явлен источник в Цыгановке и в поселке Сатис.
В других вновь возникших родниках люди видели явления. Так, источник в селе Кременки даже носит название «Явленный», и существует предание о том, как перед страшной битвой люди видели там Лик Богородицы.
В других источниках находили иконы святых и Богородицы. На Казанском источнике в Дивеево была обретена Казанская икона Богородицы, на Ильинском в с. Глухово – икона Ильи Пророка, на «Спиринском» источнике близ села Суворово – икона Спиридона Тримифутского.
Существует в Дивеевской округе даже «говорящий» родник! Это Троицкий источник в селе Канерга. Когда сестры скита поют молебны, среди множества молитвословий вода источника реагирует на величание Пресвятой Троице – она начинает бурлить.
Приводим здесь список всех ныне известных источников в Дивееской округе.
- Источник Серафима Саровского в д. Цыгановка;
- Источник Явленный в Кременках и рузановский источник близ д. Рузаново;
- Дивеевские источники на Северном поселке: Казанский, святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиления»;
- Дивеевские источники в центре села: Матушки Александры и в честь Иверской иконы Богородицы;
- Источники, находящиеся на Аразамасском направлении: Ильинский в с. Глухово и источник Спиридона Тримифунского в с. Суворово;
- Источники, находящиеся в Ардатовском направлении: Троицкий родник в селе Канерга, источник Святого Духа близ села Автодеево, источник св.равноапостольных царей Константина и Елены в с. Кутузово;
- Источник Михаила Архангела и родник, названный в честь иконы Богородиы «Всецарица» близ д. Маевка;
- Малоизвестные источники на реке Сатис и в Дивеево, близ д. Осиновка
Святой источник пророка Божия Илии
Этот источник находится в открытом поле на окраине села Глухово и хорошо виден с трассы. К нему можно добраться по полевой дороге, извивающейся сред оврагов.
Об истории возникновения родника повествует старое предание. В овраге была найдена икона святого пророка Илии, и там же образовался родничок. Вода была чудодейственной, и по молитве исцеляла от многих болезней, особенно от болей и ломоты в суставах.
Источник освятили, и стали к нему приходить за водой. И люди подметили, что кто пил воду без благоговения и молитвы – заболевал. Так сам святой пророк Илия напоминал о должном уважении к святыне.
В 2008 году на источнике была освящена часовня в честь пророка Илии и построены купальни. Интересно, что руководителем спонсорской программы по благоустройству родника был Илья Николаевич Губин.
Святая Канавка
Дивеевский монастырь отличается от всех других обителей тем, что здесь есть особая святыня, — это канавка вокруг монастыря, по которой прошла сама Пресвятая Богородица.
Канавку эту заповедовал вырыть преподобный Серафим Саровский, один из самых любимых в народе старцев, который говорил: «И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит».
Канавку эту рыли сестры до самой кончины батюшкиной и зимой и летом не переставая. Пресвятой Серафим говорил: «Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!»
Святая канавка была разрушена в советское время, когда монастырь был закрыт. 25 августа 1997 года началось ее восстановление и 31 июля 2006 года она была полностью благоустроена.
Вот уже почти два века по завету Преподобного Серафима Саровского идут и идут по Канавке люди за Царицей Небесной, по Ее следам.