Ковчег заветов, высокие технологии чужого мира

дальнейшее чтение

  • Карью, Майрид, Тара и Ковчег Завета: поиски Ковчега Завета британскими израильтянами на холме Тара, 1899–1902 . Ирландская королевская академия, 2003. ISBN  0-9543855-2-7
  • Клайн, Эрик Х. (2007), От Эдема до изгнания: разгадывая тайны Библии , Национальное географическое общество, ISBN  978-1-4262-0084-7
  • Фишер, Милтон К., Ковчег Завета: жив и здоров в Эфиопии? . Библия и лопата, 8/3, стр. 65–72, 1995.
  • Фостер, Чарльз, По следам Ковчега Завета . Монарх, 2007.
  • Грирсон, Родерик и Манро-Хей, Стюарт, Ковчег Завета . Orion Books Ltd, 2000. ISBN  0-7538-1010-7
  • Хэнкок, Грэм , Знак и Печать: Поиски Утраченного Ковчега Завета . Книги Touchstone, 1993. ISBN  0-671-86541-2
  • Харран М. Исчезновение ковчега , IEJ 13 (1963), 46-58.
  • Герц, Дж. Х., Пятикнижие и Гафторас. Второзаконие . Издательство Оксфордского университета, 1936.
  • Хаббард, Дэвид (1956) Литературные источники доктора философии Кебры Нагаста. диссертация, Университет Сент-Эндрюс, Шотландия
  • Манро-Хей, Стюарт, Поиски Ковчега Завета: Истинная история Скрижалей Моисея . LB Tauris & Co Ltd., 2006. ISBN  1-84511-248-2
  • Ритмейер Л. Ковчег Завета: где он стоял в храме Соломона . Обзор библейской археологии 22/1: 46–55, 70–73, 1996.
  • Штольц, Фриц. «Ковчег Завета.» В Энциклопедии христианства под редакцией Эрвина Фальбуша и Джеффри Уильяма Бромили, 125. Vol. 1. Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс , 1999. ISBN  0802824137.

Версия о Храмовой горе

В XX веке некоторые авторитетные деятели иудаизма предположили, что Ковчег Завета вовсе не покидал Иерусалим. Например, главный раввин Израиля Шломо Горен считал, что святыня спрятана под Храмовой горой и, когда в мир придет Мошиах (Мессия) и будет возведен Третий храм, туда и доставят святыню.

Но вот с археологической точки зрения проверить эту теорию пока что очень трудно. Дело в том, что на Храмовой горе находится третья по значимости святыня ислама — мечеть Аль-Акса. Самой территорией управляет специальный палестинский орган — вакф. А хранитель мусульманских святынь — король Иордании. Территорию же вокруг горы, включая Стену Плача, часть фундамента храма, контролирует Израиль.

Неоднозначный правовой статус Храмовой горы препятствует проведению полномасштабных изысканий. Конечно, израильские археологи неоднократно проводили раскопки у ее основания, но это приводило к международным скандалам и росту напряженности в ближневосточном регионе.

Храмовая гора и Стена Плача в Иерусалиме

Впрочем, немало историков считают версию о том, что Ковчег Завета спрятан в Иерусалиме, несостоятельной. Ведь, как известно, в 516 году до нашей эры началось восстановление разрушенного храма Соломона, которое закончилось почти шесть веков спустя.

«В таком случае логично предположить, что как только Второй храм был достроен царем Иродом Великим и его потомками в I веке нашей эры, туда бы могли перенести Ковчег Завета. Но этого так и не произошло — Иосиф Флавий, иудейский историк того времени, отмечал, что святая святых была пустой», — пишет в своей работе австралийский исследователь Эндрю Снеллинг.

По его мнению, Ковчег Завета все же уничтожили вавилоняне. Однако критики этой версии отмечают, что разрушение столь значимой святыни обязательно было бы зафиксировано в одной из библейских книг.

Город Аксум — возможное местонахождение

Еще один авторитетный источник свидетельствует о том, что в городе Аксуме, в соборе Святейшей Девы Марии Сиона, местными священниками охраняется Ковчег Завета. Фото этого собора представлено ниже (он расположен на переднем плане снимка, а позади него находится часовня).

Святилище было воздвигнуто в IV веке, однако много раз перестраивалось. Здесь правители Эфиопии уже много столетий подряд принимают корону. Нынешнюю церковь построил Хайле Селассие в 50-х годах прошлого века. Жена его приказала возвести на территории собора крошечную часовню. Задумана она была как последнее место, где мог храниться Ковчег Завета. Фактически часовня возведена вокруг священной реликвии. В ней есть узкий проход, который не позволяет вынести Ковчег. Только один Хранитель видит его. Он всю жизнь проводит внутри огороженной территории в четверть акра, которая окружает часовню, и никогда и никому, кроме него, не позволено видеть Ковчег.

В каждом эфиопском храме имеются копии реликвии. Ежегодно они выносятся на всеобщее обозрение во время церковного праздника. «Слава царей», литературный источник XIV века, рассказывает о том, как в Эфиопию попал Ковчег. Согласно ему, Байна Легкем, сын Соломона и Македы, царицы Савской, который позже стал царем Менеликом, а также основателем династии негусов, перенес тайно Ковчег в эту страну, в один из храмов бывшей ее столицы – Аксума.

Однако это не единственная версия того, как святыня оказалась в Эфиопии. Существует мнение, что Ковчег вынесли когены (церковные священники) из храма. Это произошло в правление Манассии. Когены побоялись, что этот царь может осквернить Ковчег, и забрали его. И им было чего опасаться: Манассия установил в молельнях идолов, впал в поклонение им, подражая жестоким кровавым культам Ближнего Востока, предусматривавшим, кроме прочего, человеческие жертвоприношения. Он отступил от ясных и простых заповедей Торы, установил даже алтари, посвященные Астарте и Ваалу – языческим божествам, а также небесным светилам в Храме Господнем, самом святом месте во всем Израиле.

Это переполнило чашу терпения здешних священников, и они вынесли в Египет из оскверненного храма Ковчег. Здесь он очутился на острове Ив, более известном как Элефантина. Построен был на этом месте новый храм, в котором следующие 200 лет пребывал Ковчег. Однако затем и этот собор разрушили. Ковчег со временем попал на остров Тана-Киркос в Эфиопию. Он был установлен, как в далекие времена скитаний по пустыне евреев, в шатре и служил восемь лет объектом поклонения. Ковчег перенесли после обращения в христианство эфиопского царя в собор, расположенный в Аксуме (Святейшей Девы Марии Сиона). Фото собора представлено ниже. Согласно еще одной из версий, Ковчег Завета найден и в тайном месте содержится. Здесь он пребывать должен до того времени, пока в Иерусалиме не будет восстановлен храм.

Ковчег символизирует в синагогах арон-а-кодеш – шкаф, в котором находятся свитки Торы. Подобным олицетворением священного ларца в христианских храмах являются дарохранительницы, которые размещаются обычно в алтарной части. В них находятся Кровь и Тело Христовы, символы Нового Завета с верой человека в Бога. В Апокалипсисе Иоанна Богослова, библейском Откровении, говорится о том, что Ковчег Завета вернется, когда начнется второе пришествие.

Хранитель знает истину?

Самая перспективная версия связывает пропажу Ковчега не с царствованием Иосии, а с его предшественником, царём Манассией, при котором Иудея была вассалом Ассирийского царства. Вероятно, из-за желания поладить со своим сюзереном, Манассия возводил жертвенники главному и ёесьма свирепому ассирийскому божеству Ваалу, что, конечно, воспринималось в штыки ревнителями древнего благочестия. Согласно этой версии, у первосвященника и хранителей возникло опасение, что и главный Иерусалимский Храм будет «перепрофилирован» под святилище Ваалу. И тогда, во избежание поругания Ковчега, они решили переправить его в безопасное место. Место выбрали весьма далеко — аж в Египте, из которого некогда пророк Моисей выводил евреев в Землю обетованную. На одном из островов Нила, известном как Ив, или Элефантина (современный Гезирет-Асуан, неподалёку от возведённой советскими инженерами знаменитой Асуанской плотины), обустроили Храм, где Ковчег и хранился в течение двух столетий. То, что на острове действительно существовала еврейская община, имевшая свой «дом» для богослужений, подтверждается археологическими и рукописным источниками. Но в 411 году до нашей эры этот еврейский храм был разрушен египетскими жрецами. Святыню эвакуировали на остров Тана-Киркос и поместили в обычном шатре, что явно рассматривалось в качестве некоего временного варианта. Но временные варианты могут существовать долго — в данном случае, в течение нескольких столетий. Что именно заставило хранителей святыни снова тронуться в путь, не совсем ясно, но, в конце концов, Ковчег прибыл в город Аксум на территории современной Эфиопии. Образовавшееся здесь царство приняло христианство в качестве государственной религии ещё в 333 году — первым в Африке. К святыне пускай не из Нового, но из Ветхого Завета отнеслись здесь с должным прочтением, поместив в главном храме Святой Марии Сионской. Возведён он был в 372 году и сегодня является главным храмом Эфиопской православной церкви. Официально именно здесь Ковчег завета и хранится — точнее не в самом храме, а в возведённой рядом с ней часовне. Казалось бы, вопрос, где находится святыня, снят? На самом деле, нет. Удивляют особые условия хранения Ковчега, строгость которых чересчур велика. Раньше, вроде бы, святыня выносилась на большие церковные праздники, но этого сегодня уже никто не помнит. Теперь Ковчег хранится в глубоком подвале, именуемом Сокровищницей, а публике демонстрируется только его копия. Более того, даже патриарх эфиопской церкви доступа к настоящему Ковчегу не имеет. Видеть подлинник может только один человек — Хранитель, который не имеет права покидать храмовую территорию и о чем-либо разговаривать с посторонними. Понятно, что должность эта пожизненная. С одной стороны, логически такие меры безопасности можно объяснить. Для трепетно относящихся к своим реликвиям иудеям ценность Ковчега ни с чем не сравнима, а эффективность израильских спецслужб известна во всём мире. Уж они смогли бы организовать похищение святыни из христианского храма в сравнительно близкой Эфиопии. С другой стороны, отказ показать реликвию провоцирует разговоры о том, что Ковчег вовсе и не находится в эфиопском храме. А ведь речь идёт не просто о религиозной святыне, но об артефакте всемирного культурного значения. И здесь возникает подозрение, что положить конец разговорам не то чтобы не хотят, а просто не могут по причине отсутствия святыни. Ведь даже в виде копии она привлекает в Аксум десятки тысяч паломников, что обеспечивает финансовый доход и повышает значимость города.

Город Аксум — возможное местонахождение

Еще один авторитетный источник свидетельствует о том, что в городе Аксуме, в соборе Святейшей Девы Марии Сиона, местными священниками охраняется Ковчег Завета. Фото этого собора представлено ниже (он расположен на переднем плане снимка, а позади него находится часовня).

Святилище было воздвигнуто в IV веке, однако много раз перестраивалось. Здесь правители Эфиопии уже много столетий подряд принимают корону. Нынешнюю церковь построил Хайле Селассие в 50-х годах прошлого века. Жена его приказала возвести на территории собора крошечную часовню. Задумана она была как последнее место, где мог храниться Ковчег Завета. Фактически часовня возведена вокруг священной реликвии. В ней есть узкий проход, который не позволяет вынести Ковчег. Только один Хранитель видит его. Он всю жизнь проводит внутри огороженной территории в четверть акра, которая окружает часовню, и никогда и никому, кроме него, не позволено видеть Ковчег.

В каждом эфиопском храме имеются копии реликвии. Ежегодно они выносятся на всеобщее обозрение во время церковного праздника. «Слава царей», литературный источник XIV века, рассказывает о том, как в Эфиопию попал Ковчег. Согласно ему, Байна Легкем, сын Соломона и Македы, царицы Савской, который позже стал царем Менеликом, а также основателем династии негусов, перенес тайно Ковчег в эту страну, в один из храмов бывшей ее столицы – Аксума.

Однако это не единственная версия того, как святыня оказалась в Эфиопии. Существует мнение, что Ковчег вынесли когены (церковные священники) из храма. Это произошло в правление Манассии. Когены побоялись, что этот царь может осквернить Ковчег, и забрали его. И им было чего опасаться: Манассия установил в молельнях идолов, впал в поклонение им, подражая жестоким кровавым культам Ближнего Востока, предусматривавшим, кроме прочего, человеческие жертвоприношения. Он отступил от ясных и простых заповедей Торы, установил даже алтари, посвященные Астарте и Ваалу – языческим божествам, а также небесным светилам в Храме Господнем, самом святом месте во всем Израиле.

Это переполнило чашу терпения здешних священников, и они вынесли в Египет из оскверненного храма Ковчег. Здесь он очутился на острове Ив, более известном как Элефантина. Построен был на этом месте новый храм, в котором следующие 200 лет пребывал Ковчег. Однако затем и этот собор разрушили. Ковчег со временем попал на остров Тана-Киркос в Эфиопию. Он был установлен, как в далекие времена скитаний по пустыне евреев, в шатре и служил восемь лет объектом поклонения. Ковчег перенесли после обращения в христианство эфиопского царя в собор, расположенный в Аксуме (Святейшей Девы Марии Сиона). Фото собора представлено ниже. Согласно еще одной из версий, Ковчег Завета найден и в тайном месте содержится. Здесь он пребывать должен до того времени, пока в Иерусалиме не будет восстановлен храм.

Ковчег символизирует в синагогах арон-а-кодеш – шкаф, в котором находятся свитки Торы. Подобным олицетворением священного ларца в христианских храмах являются дарохранительницы, которые размещаются обычно в алтарной части. В них находятся Кровь и Тело Христовы, символы Нового Завета с верой человека в Бога. В Апокалипсисе Иоанна Богослова, библейском Откровении, говорится о том, что Ковчег Завета вернется, когда начнется второе пришествие.

Давид и ковчег завета

Став царем, Давид одной из первейших задач считал возвращение ковчега завета, который довольно долгое время находился у филистимлян. Испытав на себе проклятие Господне из-за кощунственного отношения к ковчегу, они решили сами отдать израильтянам их святыню

Водрузив ковчег на колесницу, запряженную двумя коровами, филистимляне осторожно пустили ее по дороге, следя за тем, чтобы ничего не случилось с ковчегом. Они опасались, что в этом случае Бог Израиля нашлет на них новое прок­лятие

Филистимляне не могли знать, что сами небесные ангелы охраняли колесницу с драгоценной поклажей на всем пути ее следования.

Когда израильтяне, населявшие Вефсамис, увидели, что по дороге к ним приближается колесница, в которой находился ковчег, они исполнились радости. Обгоняя друг друга, торопились они к ковчегу, но праздное любопытство заставило их совершить святотатство: забыв о страхе Божьем, они заглянули внутрь ковчега. За это «ангелы, охранявшие ковчег, поразили более пятидесяти тысяч человек». Напуганные вефсамитяне не нашли ничего лучшего, как просто отказаться от ковчега. Они отправили послов к жителям соседнего Кириафиарима сказать: «Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе». После этого ковчег около двадцати лет оставался в Кириафиариме5.

Когда Давид решил, что пришло время вернуть ковчег в Иерусалим, он сделал это по своему усмотрению, а не так, как диктовала Божья воля. Вместо того чтобы нести ковчег на плечах, царь решил, что проявлением уважения и любви будет перевозка ковчега на новой колеснице, •запряженной волами. Со всем народом Давид шел рядом с колесницей с музыкой и песнопениями. И вместе со всеми он застыл на месте от ужаса, когда волы наклонили повозку, и показалось, что ковчег вот-вот упадет. Оза, сопровож­давший колесницу, бросился удержать ковчег и прикоснулся к нему. И тут же умер, так как Господу было неугодно, чтобы без Его повеления кто-либо прикасался к ковчегу.

Этим и завершились празднества, устроенные Давидом. Раздраженный и напуганный, царь оставил ковчег в доме у человека по имени Аведдар, где ковчег и пробыл три месяца. Узнав, что дом Аведдара не только не понес на себе проклятия, но получил Божье благословение, Давид решил продолжить «перевозку ковчега в Иерусалим. Однако на этот раз он твердо придерживался Божественных установлении. Ковчег несли на своих плечах священники в сопровождении музыкантов, прославлявших Господа пением. Наконец, охраняемые ангелами, Давид и его народ внесли ковчег в Иерусалим и установили его в скинии6.

Ковчег Завета и место милости

(Исх 25:21) И положи крышку на ковчег сверху.

Место милости — это один слиток золота. Он сделан из отбитого золота, что говорит о побоях и страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

(Исх 25:22) Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою.

Это место общения с Богом. Слышание Его голоса.

Внутри ковчега три предмета

  1. Золотой сосуд с манной. Манна — это символ ропота народа. Когда народ роптал, Бог давал манну.
  2. Расцветший жезл Аарона. Это произошло в момент бунта народа против Божьего лидера — Аарона. Бог сделал так, что его жезл расцвел и принес плоды миндаля.
  3. Две скрижали. То есть десять заповедей — отвержение человеком Божьих стандартов.

Все эти предметы показывают отвержение человеком Божьего обеспечения.

И Бог сказал: «Вложи все внутрь ковчега»

Первый раз слово «ковчег» упоминается в значении слова «гроб», куда положили тело Иосифа. Три предмета также положены в гроб. Это значит, что чашу с манной, скрижали и жезл нужно убрать из вида и закрыть крышкой — то есть покрыть.

Покрытие — жертвенный телец на кресте.

Сведения о Ковчеге из исламских источников

Мы получаем не менее ценную информацию об этой святыне также из исламских книг. Коран указывает на то, что хранились в Ковчеге дарованные Аллахом каменные скрижали Завета, которые с горы Синай принес Моисей; кроме того, располагались в нем жезл Моисея и митра пророка Аарона. Мусульмане называют эту святыню «Табут Сакина», то есть «Хранилище Благодати». В ходе войн, как повествует Коран, был утрачен этот Ковчег израильтянами.

Мусульмане знали о том, что Навуходоносор, вавилонский царь, совершил поход на иудеев и завоевал Иерусалим после тяжелой битвы. Местный народ оказался плененным, а город – разрушенным. Мусульманам было известно также о том, что через сорок лет иудеи вернулись из вавилонского плена и восстановили храм. И все же зал, в котором находился Ковчег Завета, оказался пустым.

Куда же исчез он по версии мусульман? Ответ на этот вопрос есть у последователей Мухаммеда. Как известно, священные тексты этой религии включают в себя, кроме Корана, также и хадисы. Это достоверные высказывания пророка Мухаммеда, основателя исламской религии. Согласно им, Ковчег Завета найден на территории современной Турции. Он укрыт в городе Антакья, недалеко от границы с Сирией. Попасть он мог сюда лишь с ессеями, последователями еще одного религиозного течения.

Ессеи — это община иудеев, существовавшая на рубеже нашей эры, которая находилась в оппозиции фарисеям, господствовавшим в то время в Иерусалиме. Они покинули город вскоре после того, как в 70 г. н.э. его захватили римляне. Ессеи поселились у Мертвого моря, на северо-западном его побережье, в Кумранских пещерах. Здесь они переписывали и сохраняли Тору. В середине ХХ века были найдены эти тексты. Еще одна группа ессеев поселилась в районе Антакьи. Они хранили бережно величайшую святыню, принесенную с собой, прервав любые контакты с миром. Местность, где находилась Антакья, была богата пещерами. Ессеи могли укрыть надежно святыню в одной из них, где сейчас находится Ковчег Завета. В суре «Пещера» (в Коране) идет речь о семи верующих юношах, которые укрылись от безбожного правителя, своего преследователя, в пещере. Как считают знатоки Корана, расположена она была в Антакье. Возможно, что здесь и по сей день хранится Ковчег Завета Господня, ожидая своего часа.

Согласно учению ислама, святыня обретена будет вновь в конце времен, когда по Корану станет жить все человечество. Данное событие означать будет, что близок приход Махди (Мессии). Он установит на земле справедливое правление, царство заповедей Господа и морали.

Следует отметить, что мусульманские воззрения по этому вопросу удивительно похожи на взгляды христиан и иудеев. Так, последние считают, что Ковчег найден будет с приходом Машиаха (Мессии), посланного Богом. Христиане убеждены, что он будет обнаружен перед вторым пришествием Христа.

Содержимое Ковчега Завета

Согласно Корана, в Ковчеге Завета находились (2:248) «… спокойствием от вашего Господа, и оставшимися (реликвиями), оставленными семейством Моисея и семейством Аарона…»

Согласно Торы, в Ковчеге Завета находились Скрижали с Десятью заповедями. см. (Тора, Второзаконие 10:2)

В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской. (Танах, Третья книга Царств 8:9)

Согласно Псалтиря, в Ковчеге Завета находились «жезл» и «посох Моисея». см. (Псалтирь, Псалом 22)

Ковчег и нацисты

Известно, что поиском христианских реликвий занимались нацисты. Для этого в Третьем Рейхе даже было создано специальное общество «Аненербе». Обладание христианскими (и не только) реликвиями было важным пунктом в фашистской идеологии. Стараясь возродить язычество в его германской форме, нацисты верили, что эти предметы своей «магической силой» помогут им установить власть над всем миром. Как обычно бывает, «возрождение язычества» сводилось ко вновь придуманным ритуалам и идеологической мешанине из разных религий. К счастью, в руки нацистов Ковчег Завета так и не попал.

Эпопее с поиском ими реликвии посвящён легендарный фильм Стивена Спилберга о приключениях Индиана Джонса. За яркими спецэффектами, шокирующими трюками актёров и быстро развивающимся сюжетом режиссёр попытался донести до нас мысль о том, что человечеству неполезны такие находки. Люди не умеют разговаривать с Богом и не знают, что им делать, лицом к лицу представ перед святыней. Для большинства из них такое общение послужит только во вред и даже может навлечь кару Божию.

Автор фильма провёл и другую мысль, предположив, что было бы, если бы Ковчег Завета действительно был найден. Люди быстро привыкли бы к святыне и не обращали бы на неё никакого внимания, а сама бы она хранилась где-нибудь в спецхранилищах, в пыльном ящике с инвентарным номером, среди тысяч точно таких же. Что ж, возможно, он недалёк от истины. Тем же, кто всё-таки хочет продолжить поиски дальше, предлагаем ещё раз вернуться к книгам Ветхого Завета.

Страсти у Храмовой горы

Другие версии предлагают искать Ковчег на территории древней Иудеи. Так, согласно одному из преданий, святыня была спрятана пророком Иеремией, знавшим о скором захвате Иерусалима Навуходоносором. И спрятал он Ковчег в пещере на горе Нево, известной также как гора Моисея, поскольку именно отсюда по Ветхому Завету Бог показывал Моисею Землю обетованную. Согласно Книге Маккавеев: «Придя туда, Иеремия нашёл жилище в пещере и внёс туда скинию, и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его». Надо сказать, что на вершине горы находятся руины христианского храма и монастыря IV-VI веков, которые в теории вполне могли быть возведены именно на месте хранения Ковчега. Казалось бы, все, что требуется, — организовать здесь полноценные археологические раскопки. Но проблема упирается в противоречия политико-религиозного плана. Гора Нево находится на территории мусульманского королевства Иордания и поиски здесь столь дорогого иудеям артефакта могут привести к взрывоопасным (возможно, даже в буквальном смысле) последствиям. Аналогичная проблема стоит и перед сторонниками третьей версии, согласно которой Ковчег спрятан в недрах иерусалимской Храмовой горы, по приказу предчувствовавшего тяжёлые времена царя Иосии. Однако на Храмовой горе находится мечеть Аль-Акса — третья по значимости святыня ислама, хранителем которой является король Иордании. Территория самой горы контролируется палестинскими структурами, а территория вокруг — израильскими. Однажды израильские археологи попытались немного покопаться у подножия, и ситуация сразу накалилась… Впрочем, есть ещё одна версия, согласно которой Ковчег давно уже найден, но пока утаивается от публики, до восстановления главного иудейского Храма. Поскольку восстановить его в Иерусалиме можно только после серьёзного конфликта между израильтянами и арабами, невольно возникает мысль — пусть лучше и дальше хранится где-нибудь в тайном месте. Уж больно опасная эта святыня.

Метки: Загадки истории, религия, храм, золото, Вавилон, реликвия, Иудея, артефакт, Соломон, ковчег

Религиозное значение Ковчега[править | править код]

Ковчег Завета служил зримым напоминанием о Завете между Всевышним и сынами Израиля, и о присутствии Всевышнего среди еврейского народа. Ковчег Завета вызывал у народа благоговение, веру и надежду, в особенности в те времена, когда им угрожала война.

Бог сообщил Моисею, что над Ковчегом между двумя херувимами он будет открываться ему и, через него, давать заповеди народу Израиля (отсюда второе название реликвии — Ковчег откровения).

— Исх. 25:22

Внутри Ковчега находились исключительно Скрижали Завета — первые разбитые, и вторые — целые. Считается также, что в Ковчеге хранилось и непроизносимое Имя Бога с другими Его эпитетами.

Рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем. Также в Святая святых хранились сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания, а впоследствии также и золотые дары филистимлян.

В Святая святых разрешалось входить одному Первосвященнику и только раз в году, на Йом Киппур. Это место было овеяно Шехиной — присутствием Божьим. Никто без опасности для жизни не мог смотреть на Ковчег или прикасаться к нему. Тревожили Ковчег только тогда, когда сыны Израиля снимались со стоянки для путешествия. Священники предварительно снимали со столбов завесу — парохет, которой покрывали Ковчег, сверху клали второе покрывало из кожи тахаша и над ним третье покрывало из голубой ткани.

Ковчег завета перемещался вместе с разобранной Скинией и устанавливался в Святая святых Скинии на стоянках. Переносился он левитами из семьи Кегата на плечах. Во время странствования Ковчег перемещался в центре израильского стана и над ним висело облако.

Как хранилась святыня?

Разрешено было приближаться к Ковчегу только первосвященнику и лишь раз в году, точнее, на Йом Киппур. Его могли переносить на плечах монахи-левиты. Надежно укрытой от людских взоров была эти святыня, так как обычному человеку было опасно смотреть на нее.

История Ковчега Завета отмечена тем, что по дороге в Святую землю народ Израиля переселялся с места на место, водимый Богом. Моисей взывал перед тем, как отправиться в путь вместе с Ковчегом: «Восстань, Господь, и рассеются враги Твои». Когда же построенный по «ополчениям» и «станам» народ останавливался, Моисей говорил: «Вернись, Господь…».

Ковчег переносился при вхождении в Землю Обетованную израильтян из одного населенного пункта в другой несколько раз. Он находился сначала у горы Гевал, в стане евреев, после чего – в Шило и в Бет-Эле. Святыню захватили в битве возле города Мицпа филистимляне. Однако города, в которые был перевезен Ковчег, постигли бедствия. Поэтому ничего не оставалось филистимлянам, кроме как возвратить святыню евреям. Царь Давид после завоевания им Иерусалима решил перевезти ее в новую столицу Израиля. Однако сперва Ковчег три месяца простоял в доме одного левита. В Иерусалиме царь Давид построил новую скинию – это шатер, в который была помещена реликвия.

Для нее царь задумал также возведение храма, но Господь ему этого сделать не разрешил. Соломон, сын Давида, все же построил собор. Установлен был Ковчег в его святая святых. Соломон, по агадическому преданию, предусмотрел заранее в подвалах храма специальный тайник, где можно было бы укрыть священную реликвию, которую и спрятал пророк Иеремия.

Жертвенная Кровь на месте милости

Раз в год первосвященник заходил в Святое Святых, там, где находится ковчег и кропил место милости (крышку).

(Лев 16:14)

И возьмет крови тельца и покропит перстом.

Первосвященник брал кровь тельца и перстом своим кропил на месте милости. Первосвященник — прообраз Иисуса (по чину Мелхиседека).

Перст — когда Бог начертал слова закона. А теперь первосвященник кропит место милости на крышку ковчега. Каждое нарушение закона покрывает кровь, кровь жертвенного животного. Самое большое жертвенное животное, не агнец, а телец. Дух Святой показывает символ смерти Иисуса на кресте, как телец на кресте.

(Лев 16:14)

И возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего

На место милости один раз, а перед ним семь раз.

Почему семь раз перед местом милости?

Семь — это число совершенства. Кто предстанет перед Богом, должен быть совершенным.

(Рим 3:24)

Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.

«Получая оправдание даром» — безвозмездно, незаслуженно. Если вы оправданы и при этом пытаетесь заработать спасение своими делами, то это уже не безвозмездное оправдание.

Слово «оправданы» в греческом языке стоит в настоящем длительном времени пассивного залога. Это значит, что все верующие в Иисуса, всегда оправдываемые в настоящем времени даром.

(Рим 3:25-26)

Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, вовремя долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, даявится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Умилостивления в Крови Его через веру (умилостивление — место милости), которого Бог предложил, как место милости.

Иисус — это место милости.

(Рим 3:26)

Да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Праведным — значит и правосудным.

Неканонические книги Библии о тайне исчезновения Ковчега

Любители детективных загадок и расследований знают, что след нужно вести от того, кто последним упоминал или видел искомый предмет. В нашем случае это всё тот же пророк Иеремия. Просто ли он предсказал об исчезновении Ковчега или знал об этом нечто большее? Ответ мы находим в неканонических книгах Священного Писания Ветхого Завета, а именно, во второй книге Маккавейской.

Тут впору процитировать подробный рассказ о переселении иудеев в Вавилон, найденный автором этой библейской книги в не сохранившемся до наших дней свитке — «записях пророка Иеремии»:

1 В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано

2 и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их.

3 Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего.

4 Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.

5 Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.

6 Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его.

7 Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа.

8 И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место (2 Мак. 2 гл.).

Упоминаемая в начале история с огнём подробно приводится в первой главе этой книги. Там рассказывается о том, что уводимые в плен иудеи взяли с собой священный огонь с жертвенника при Храме, но по пути вынуждены были его спрятать. Они опустили сосуд с горящим огнём в пустой колодец. По прошествии многих лет возвращающиеся из вавилонского плена заглянули туда, и оказалось, что в колодце была какая-то густая вода. Пророк Неемия велел вылить её на камни сооружённого жертвенника, и на жарком солнце вещество вспыхнуло. Знал ли пророк об этом фокусе с нефтью или для него самого это стало неожиданностью — можно лишь гадать. Во всяком случае, евреи прозвали это место Нефтай…

Эта история с огнём очень показательна: евреи действительно успели взять что-то из храма до того, как вавилоняне ворвались в город. Однако они не успели спрятать взятое и пытались делать это по пути в Вавилон, куда их вели под стражей…

Если посмотреть по карте, то гора Нево, с которой пророк Моисей обозревал Землю Обетованную и на которой почил, тоже находится на пути из Иерусалима в Вавилон. Пророк Иеремия поднялся на эту гору и оставил Ковчег в одном из её гротов втайне от всех, завалив вход камнями. Он взял с собой лишь несколько самых близких учеников, которые, вернувшись, чтобы хорошенько запомнить место, уже не могли его отличить от других груд камней на этой горе.

Даже пророк Ездра, впоследствии выведший израильтян из вавилонского плена и возглавивший строительство Второго Храма, был абсолютно уверен, что Ковчег Завета похищен вавилонянами (2 Езд. 1:54; 3 Езд. 10:22). Именно по этой причине никто в его время не обратился к поиску святыни или же к раскопкам на Храмовой горе, хотя энтузиазм у вернувшихся из плена был такой, что городскую стену Иерусалима они отстроили за 52 дня. При желании могли бы перерыть камни и заглянуть — что же там, под Храмовой горой.

Была ли известна вернувшимся иудеям вторая книга Маккавейская? Нет, она была написана позже и дошла до нас только на древнегреческом языке. Это послужило тому, что её даже долгое время не хотели включать в канон. Неканонические, написанные не на древнем иврите, книги не вошли в канон Священного Писания у иудеев. Позднее их не приняли и протестанты, которые вслед за иудеями соблюдают субботу и чтут другие обычаи

Это стало причиной того, что западный научный мир напрочь забыл о Маккавейских книгах или же не принимает их во внимание

Сегодня гора Нево находится на территории соседней с Израилем страны — Иордании. Это также затрудняет какие-либо раскопки на ней. В последний раз они велись в 1933 году. В результате были обнаружены руины византийской базилики, построенной на верху горы в память о пророке Моисее. Эти же археологи попытались отыскать и Ковчег, но безуспешно. Сейчас на горе расположен францисканский монастырь.

В любом случае, несмотря на все усилия археологов, Ковчег Завета будет сокрыт до времени, которое определит Сам Господь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector