Список князей феодоро

Взлет княжества Феодоро в XV веке

В 1411 году в итальянских документах впервые упоминается имя феодоритского князя Алексея I, правившего, по всей видимости, до 1446 года. В его правление княжество Феодоро достигает своего расцвета. Границы княжества стали занимать значительную часть юго-западного Крыма, простираясь вдоль береговой линии от Херсона до Алушты, включая сам Херсон, крепости Каламиту (Инкерман) и Фуну, но исключая селения консульства Чембало (Балаклава) и территорию капитанства Готия, принадлежавшую генуэзцам. Именно во время правления князя Алексея сам город Феодоро-Мангуп приобретает известный нам по сей день архитектурный облик. На территории города в 1425 году возводится дворец европейского облика с башней-донжоном, строится здание крепости-цитадели и храма-октагона. К 1420-м фактически завершается формирование княжества Феодоро, нового феодального государства на территории юго-западного Крыма со всеми атрибутами государственности — геральдической символикой, границами, внешней политикой, династическими связями с другими государствами.

VII век[править | править код]

В конце VII-й века Крымский полуостров переживал один из драматических моментов своей истории: «И было в лето 4450 (по еврейскому летосчислению, т.- е. в 690 г. по Р. Х.), и усилилась борьба между измаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими (измаильтянами), и пали они под их ноги, и спасались бегством многочисленные евреи из страны Парас (Персия), как от меча, и двигались они от племени к племени, от своего государства к другому (чужому) народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ и Швецию и нашли там много евреев, особенно в городе Галле, где похоронен Мар Зутра, и основали там духовные академии (ешиботы), дабы приобщаться к Закону Божию, и был над ними главой р. Вениамин, сын р. Зераха».

Согласно этому сообщению Лев Гумилёв приходит к выводу, что: «Путь еврейских эмигрантов из Ирана пролегал не через северокавказские степи, в те годы обагрённые болгарской и аланской кровью, а только через Малую Азию и Черное море к устью Днепра и в Русию, а оттуда – в земли, где уже были колонии западной ветви евреев, оставшихся в Европе после распада Римской империи».

Надобно полагать, что хронист и врач Иосиф б. Иегошуа Га – Коген, которому приписывается авторство еврейской летописи, под Швецией имел в виду будущую Землю Новгородскую, которая в то время входила в состав Великой Швеции или Годхейма. Но добраться туда, а оттуда в Галле могли только очень богатые и не многие семьи. В то время это были почти непреодолимые расстояния для бедных эмигрантов, даже если делать по двадцать километров в день

К тому же, надобно принять во внимание, что без хорошей охраны двигаться на такое расстояние было довольно таки не безопасно

Киевская Русь в то время ещё не существовала, поэтому евреям нечего было искать на берегах Днепра. Однако в то время существовала Азово-Черноморская Русь с центром в Неаполе-скифском, куда евреи могли прибывать с южного побережья Чёрного моря прямым путём в Крым.

Никакой «земли» Ашкеназ на севере Германии никогда не было. Земля Ашкеназ, известное впоследствии как еврейское княжество Феодоро, находилось в горной части юго-западного Крыма. Вот туда-то и шёл основной поток еврейских эмигрантов. Они бежали к своим: к евреям-руси. Именно в то время как свидетельствуют археологические раскопки, и начинается массовое заселение Крыма.

«В конце VII века произошли события, приведшие к появлению массы оседлых и полуоседлых селищ в степи и по берегам пролива. Резко изменился характер культуры и тех поселений, которые существовали в 5-6 веках. Возрождаются посёлки на месте Тиритаки, Гермонасы (будущего Тмутараканя), Кеп, Патрея, Мермекия и других боспорских городов. Новые поселенцы буквально встраивают свои жилища в развалины покинутых в III-IV веках античных поселений».

Благодаря прибытию в эти края новой волны эмигрантов в этих местах наблюдается значительное развитие земледелия, расцвет ремесла и торговли, рост городов. С этого момента и вплоть до 10-го века жизнь в Таврике вступает в полосу экономического подъёма и обновления, и не малое значение для этого имело фактическое падение византийского господства в этом крае и усиление хазарского влияния в нём.

Воспользовавшись временным ослаблением Руси, княжество Феодоро вновь захватывает Корсунь. Надо полагать, что Корсунь в это время сам искал протекторат Феодоро в связи с усилением гонений против ариан в Византии и торжеством православия на Руси, в связи с победой Ярослава Мудрого.

Это Ярослав Мудрый, а не князь Владимир, утвердил православие на Руси. Причём, сделал это совершенно неприметным и безболезненным способом. Пользуясь полнейшим равнодушием народа к тонкостям религиозных доктрин в христианстве, он перевел Русь из арианства в православие: переосвятил церкви, заменил арианских священников на православных, завёз христианскую литературу из Греции, подчинил русскую церковь в административном отношении константинопольскому патриархату.

Всё это толкало херсонесцев искать защиты под сенью Хазарского каганата. Мощь Хазарии была подорвана в борьбе с Русью, а Византия набирала силы.

Феодоро и Готия в XIV веке

История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой»

В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро. Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп

Темный фемный период в истории Крымской Готии

После подавления восстания Иоанна Готского в жизни Дороса и всей Крымской Готии наступает темный и малоизвестный «фемный» период: к середине IX века Византия создает в Крыму Херсонскую фему (округ), в которую включается также и зона «климатов», под которой следует понимать крепости юго-западного Крыма, т. е. фактически территорию Готии. Судя по найденной в Херсоне печати конца Х — начале XI веков, зона «климатов» действительно называлась «Готией». Резиденция византийского турмарха Готии была, вероятнее всего, в Доросе. Дорос и его окрестности вновь оказываются во власти византийцев. Несмотря на возврат Готии в состав византийских владений, по археологическим данным, в конце Х — начале XI века Дорос по не очень понятным причинам приходит в запустение. Этот этап в жизни Крымской Готии длится практически до второй половины XIV века.

Государство, рожденное в битвах

Мангуп-кале.

В конце VII в. земли и крепости Готии были захвачены Хазарским каганатом. Но власть хазар была недолгой — по историческим меркам, конечно. Через столетие с небольшим Византия вернула себе власть над половиной крымских земель, прихватив попутно и владения Крымской Готии. Ее земли вошли в состав так называемые фемы Климата (позднее — фемы Херсон). Правителя фемы назначали в Константинополе, а административным центром ее стал все тот же Дорос, но под новым именем — Мангуп.

В 1204 г., после захвата Константинополя крестоносцами, византийцам стало не до фемы Херсон. Воспользовавшись ослаблением Византии, один из правителей создал на землях бывшей Крымской Готии и бывшей византийской фемы новое государство — княжество Феодоро. Оно располагалось на гористой территории от Балаклавы до Алушты, и делилось на 11 округов.

Церковь

Большинство жителей княжества находились под церковной властью предстоятелей Готской митрополии Константинопольского патриархата, резиденция которых располагалась на Мангупе. Ее границы не соответствовали границам княжества, распространяясь на земли капитанства Готии, подконтрольные генуэзцам.

В XIV веке в Крым проникло учение исихазма, что связывают с появлением новых пещерных монастырей и скитов. В XV веке православные верующие княжества оказались вовлечены в процесс заключения унии с Римом, провозглашённой на Флорентийском соборе. Известны имена двух униатских митрополитов Готии. Однако уния не пустила в Феодоро глубоких корней.

Мангуп. Руины городских ворот. Из альбома А. Шарлеманя «Виды и типы Крыма»

Темный «фемный» период в истории Крымской Готии

После подавления восстания Иоанна Готского в жизни Дороса и всей Крымской Готии наступает темный и малоизвестный «фемный» период: к середине IX века Византия создает в Крыму Херсонскую фему (округ), в которую включается также и зона «климатов», под которой следует понимать крепости юго-западного Крыма, т. е. фактически территорию Готии. Судя по найденной в Херсоне печати конца Х — начале XI веков, зона «климатов» действительно называлась «Готией». Резиденция византийского турмарха Готии была, вероятнее всего, в Доросе. Дорос и его окрестности вновь оказываются во власти византийцев. Несмотря на возврат Готии в состав византийских владений, по археологическим данным, в конце Х — начале XI века Дорос по не очень понятным причинам приходит в запустение. Этот этап в жизни Крымской Готии длится практически до второй половины XIV века.

География

Максимильян Пресняков. Утёсы княжества Феодоро

Княжество Феодоро располагалось в Юго-Западном Крыму.

Южной его границей до 1365 г. служило черноморское побережье от Чембало (Балаклава) до крепости Алустон (Алушта), за исключением Ялиты (Ялты) — домена византийских императоров.

Северная граница княжества проходила с запада на восток по берегу р. Бельбек от места её впадения в Чёрное море до верховьев р. Качи, и доходила до горного массива Демерджи с дозорной крепостью Фуна в самой восточной точке.

Самой западной точкой княжества была крепость Каламита (Инкерман) с портом Авлита, расположенная в устье р. Чёрной при её впадении в Севастопольскую бухту.

Со второй половины XIV в. южная граница княжества была отодвинута генуэзцами к северу до р. Чёрной.

Экономика

Основу экономики княжества составляли различные отрасли сельского хозяйства: хлебопашество, садоводство, виноградарство, скотоводство.

Местные кузнечные мастерские обеспечивали подданных княжества орудиями труда и частично вооружением. Было развито гончарное производство. Интенсивное крепостное и гражданское строительство требовало наличия среди местного населения каменщиков и плотников.

Важную роль в экономике Феодоро играла посредническая торговля, которая велась через порт в Каламите. Таможенные сборы, взимавшиеся феодоритской администрацией, были основным залогом экономического процветания княжества. Из Крыма и Приазовья на рынки Каламиты доставлялись рабы, рыба, икра, сафьян, кинжалы и другие экспортные товары. Импортировались в первую очередь изделия из цветных металлов, ткани, предметы роскоши, бумага. Феодориты вывозили на экспорт кожу, зерно, а также, по всей вероятности, вино и соль.

Башни крепости Каламита. Фото Андрея Васильева (2008)

Готы и загадочная страна Дори

В раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попадают в сферу военных интересов Византии. С их помощью наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить свое влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и ираноязычных алан — предков современных осетинов) на военную службу в качестве союзников-федератов и возводили в стратегически важных районах укрепления. Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы).

Важное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в загадочной области Дори оставил византийский историк VI века н. э

Прокопий Кесарийский: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию… В этой стране император… укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

Среди ученых нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит гипотеза о том, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Черной и Балаклавы.

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

История Челтер-Коба (Крым)

Расположен монастырь в балке Хор-Хор (с крымско-татарского «бедственная») на склоне мыса Ай-Тодор (не имеет отношение к своему южнобережному собрату). Пещерный монастырь Челтер-Коба (название переводится как «пещерная решетка») был возведен на границе XIV-XV веков возле Сюйреньской крепости, возвышающейся на вершине соседней балки.

Территориально монастырь, названный в честь святого Федора, располагался в княжестве Феодоро, которое в тот период было могущественным и обладало значительными территориями, в том числе к ее владениям относился предгорный Крым — 
Мангуп-Кале, Алустон и Горзувиты.

Известно, что монастырь назван в честь святого Феодора. Однако точного его имени не знают. Существовало сразу 3 святых, в честь которых могли бы быть назвать Челтер-Коба:

  • Стратилат;
  • Тирон;
  • Студит.

Однако было выбрано имя Феодора Стратилата, который и стал покорителем этой обители святых.

Мужской пещерный монастырь Феодора Стратилата Челтер-Коба — это 23 помещения (так называемых келий), вырубленных в скале. Располагается он в 4 яруса. В нишах расположены храм, кельи, хозяйственные помещения. 

Храм был разрушен турками после взятия приступом в 1475 году Сюйреньской крепости. Долгое время храм пустовал, а его пещеры использовались в качестве загонов для скота.

Вторая жизнь пещерному монастырю Челтер-Коба была дана в 2005 году. Он снова заполняется монахами. В честь Феодора Стратилата освящается источник, расположенный по соседству. Рядом с ним расположена купель. Братия монастыря невелика, однако в праздничные дни и воскресения совершаются богослужения. А 21 числа в феврале и июне проходят богослужения в честь святого. Сегодня это исключительно мужской монастырь. Сейчас перед входом расположена красивая цветочная оранжерея.

Челтер-Коба — как добраться в монастырь

Чтобы добраться в монастырь, нужно приехать в село Малое Садовое. К обители ходят рейсовые автобусы из Симферополя, Бахчисарая и Севастополя — главных городов Крыма. Вам подойдут рейсы до Богатого Ущелья, Соколиного, Счастливого. Попасть в монастырь можно 2 способами:

  • Выбрав путь через Малое Садовое, необходимо пройти насквозь село и от стенда, посвященного Сюйреньской крепости, свернуть на дорогу влево. Чуть дальше по балке будет развилка, где необходимо выбрать правую дорогу, которая приведет вас в соседнюю долину Хор-Хор. Ошибиться будет сложно, поскольку на дороге находится крест.
  • Второй вариант пути — пройти к монастырю с тыла, зайдя через балку Джаныче-Бурун.

Альтернативой может стать экскурсия в пещерный монастырь на комфортабельном автобусе.

Кстати, в Крыму есть еще один пещерный монастырь Челтер, расположенный неподалеку от Терновки. Называется он Челтер-Мармара.

Население

Население княжества составляло 15-20 тысяч человек. При этом на Мангупе проживало около 1 700-2000 человек, в Каламите около 1 000 -1500 человек. Встречающаяся в научной литературе оценка населения в 150 000 человек является многократно завышенной.

Время существования княжества Феодоро – важный период в процессе этногенеза крымско-греческой народности, известной также как мариупольские греки. Еще в византийский период, проживавшие в горных областях полуострова готы и аланы оказались под сильным политическим, культурным и религиозным влиянием Византии. К началу XIII века население Готии в большинстве своем исповедовало православную форму христианства, использовало греческий язык и являлось носителем провинциальной византийской культуры. В некоторых общинах на протяжении XIV-XV веков сохранялся готский, а также возможно аланский язык. После татаро-монгольского завоевания усилилось тюркское влияние, что, в частности, привело к использованию тюркских имен наряду с христианскими.

В княжестве также проживали армянская, иудейская и караимская общины, но общая их доля в составе населения была относительно небольшой (2,5-5%).

Город Дорос — Феодоро (Мангуп) — столица Крымской Готии

Не вызывает сомнений, что после строительства византийцами крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство. На Мангупе, Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика. В VII веке в источниках впервые упоминается топоним «Дорас». Позднее расположенный неподалеку от Херсона крымский город Дорос (Дорас) упоминают византийские хрониcты Никифор и Феофан Исповедник. В настоящий момент подавляющее большинство исследователей отождествляет город Дорос-Дорас-Дорант, а также его позднесредневековый вариант — Феодоро — с городищем на плато горы Баба-Кая, ныне известном под названием Мангуп или Мангуп-Кале. Помимо чисто фонетического сходства (область Дори — город Дорас (Дорос) — Феодоро), на справедливость этого предположения указывают также и археологические и эпиграфические источники.

Осколок Великого переселения

История княжества Феодоро официально отсчитывается от середины XIV в. Однако его «непосредственным предком» является готское государство, возникшее на этой территории (Южнобережье, между современными Севастополем и Судаком).

Возникло оно ориентировочно в IV веке н. э., когда часть готов, попавших в Крым в ходе Великого переселения народов, решило не идти с королем Теодорихом громить Рим, а осталось на благодатных землях Тавриды. Об их стране – Готии – рассказывает знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский.

Держава была тесно связана с Византией. Ее жители приняли христианство по восточному образцу и использовали, наряду с собственным, схожим с немецким, греческий язык. Их столица называлась Дори, а после захвата хазарами (Хазарский каганат был весьма воинственен) получила новое имя – Мангуп.

С хазарами Византии в IX ст. удалось договориться и вернуть себе контроль над готскими землями. Но вот с европейскими крестоносцами этот номер не прошел – в 1204 г. они разорили Константинополь, что стало началом распада империи на независимые территории. Путем этим пошли и готы.

В середине XIII века их правитель объявил себя деспотом, то есть почти независимым феодалом – ничего плохого это слово тогда не значило, а генуэзцы, появившиеся в скором времени в Крыму, называли в своих документах его владения «Тодоро», «Теодоро». В греческом варианте получается «Феодоро». Вероятно, название пошло от бывшей столицы (но уж точно не от имени красавицы).

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

Город Дорос — Феодоро (Мангуп) — столица Крымской Готии

Не вызывает сомнений, что после строительства византийцами крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство. На Мангупе, Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика. В VII веке в источниках впервые упоминается топоним «Дорас». Позднее расположенный неподалеку от Херсона крымский город Дорос (Дорас) упоминают византийские хрониcты Никифор и Феофан Исповедник. В настоящий момент подавляющее большинство исследователей отождествляет город Дорос-Дорас-Дорант, а также его позднесредневековый вариант — Феодоро — с городищем на плато горы Баба-Кая, ныне известном под названием Мангуп или Мангуп-Кале. Помимо чисто фонетического сходства (область Дори — город Дорас (Дорос) — Феодоро), на справедливость этого предположения указывают также и археологические и эпиграфические источники.

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

Земли [0] ↑

  • Города

    • 2021-05-30 Инкерман: Монастырь Иоанна Предтечи
    • 2021-05-26 Инкерман: Монастырь св. Георгия (Климента)
    • 2021-04-19 Авлита: Морские ворота Готии
    • 2021-04-10 Последний бой Инкерманской крепости
    • 2021-04-07 Каламита: Короли Инкермана
    • 2021-04-01 Каламита: Под властью князей Феодоро
    • 2021-03-28 Каламита: от Юстиниана до Джанибека
    • 2021-02-04 Как жили эски-керменцы
    • 2021-01-30 Эски-Кермен. Базилика
    • 2021-01-24 Оборонительные сооружения Эски-Кермена. Часть 2
    • 2021-01-17 Эски-Кермен. Храм Успения
    • 2021-01-13 Эски-Кермен. Зал Суда
    • 2020-12-08 Оборонительные сооружения Эски-Кермена. Часть 1
    • 2020-12-06 Эски-Кермен. Подъемная дорога и главные ворота
    • 2020-11-23 Эски-Кермен. Некрополь и храм «Трех всадников»
    • 2020-11-14 Эски-Кермен: Безымянный город
    • 2020-03-31 Мангуп: Главные городские ворота в Капу-дере
    • 2020-03-28 Мангуп: Пещеры мыса Тешкли-бурун
    • 2020-03-22 Мангуп: Октагональный храм
    • 2020-03-19 Мангупская цитадель
    • 2020-03-14 Галерея: Мыс Тешкли-бурун
    • 2020-03-08 Мангуп. Фрески Южного монастыря
    • 2020-03-05 Наземные церкви Мангупа
    • 2020-03-03 Мангуп: Стены и башни в Гамам-дере
    • 2020-03-03 Галерея: Мангуп. Гамам-дере
    • 2020-02-26 Мангуп: Княжеский дворец
    • 2020-02-26 Галерея: Дворец правителей Феодоро
    • 2020-02-24 Мангуп: Большая базилика
    • 2020-02-21 Галерея: Большая мангупская базилика
    • 2020-02-18 Мангуп: Внутренняя линия обороны
    • 2020-02-17 Мангуп: Караимский некрополь и кенасса
    • 2020-02-09 Предместья Мангупа
    • 2020-02-09 Галерея: Мангуп. Оборонительные сооружения в Табана-дере
    • 2020-01-14 Тайная история Мангупа
    • 2020-01-05 История Мангупа. Часть 2
    • 2020-01-05 История Мангупа. Часть 1
    • 2020-01-04 Галерея: Оборонительные стены и башни Мангупа
    • 2020-01-03 Галерея: Донжон мангупской цитадели
    • 2020-01-01 Мангуп: Храмы, пещеры, некрополи (фотогалерея)
    • 2019-11-12 Галерея: Мангуп. Северный монастырь
    • 2019-07-13 Галерея: Мангуп — Отчая гора

    Карты

    • 2021-05-06 Карта Батурина
    • 2021-03-14 Княжество Феодоро на карте Николая Кузанского
    • 2020-10-11 Крымская Готия на карте фра Мауро
    • 2020-08-25 Крым на византийских картах
    • 2020-08-16 Княжество Феодоро на средневековых портоланах
    • 2020-05-03 Крым на средневековых картах мира
    • 2020-04-23 Крым на карте Аль-Идриси
    • 2020-04-21 Певтингерова таблица (Tabula Peutingeriana)
    • 2019-12-02 Карта-портолан из Хантингтонской библиотеки

    Крепости

    • 2021-09-17 Сандык-Кая
    • 2021-09-14 Пампук-Кая
    • 2021-09-12 Сюйрень – Золотая крепость
    • 2021-09-11 Чоргуньская башня
    • 2021-08-01 Басман – место, куда нельзя ступать
    • 2021-02-25 Черкес-Кермен и Кыз-Куле

    Монастыри

    • 2021-07-27 Данильча-Коба
    • 2021-06-27 Пещерный монастырь Челтер-Коба
    • 2021-06-20 Пещерный монастырь Шулдан
    • 2021-06-17 Пещерный монастырь Челтер-Мармара
    • 2021-06-14 Монастыри Гераклейского полуострова
    • 2021-06-06 Инкерман: Загайтанская скала
    • 2021-05-30 Инкерман: Монастырь Иоанна Предтечи
    • 2021-05-26 Инкерман: Монастырь св. Георгия (Климента)
    • 2021-05-08 Инкерман: Монастырь Святой Софии
    • 2021-05-02 Инкерман: Скит в Георгиевской балке
    • 2020-03-08 Мангуп. Фрески Южного монастыря
    • 2019-11-12 Галерея: Мангуп. Северный монастырь

    Храмы

    • 2021-02-07 Черкес-Кермен. Храм «Донаторов»
    • 2021-01-30 Эски-Кермен. Базилика
    • 2021-01-17 Эски-Кермен. Храм Успения
    • 2021-01-13 Эски-Кермен. Зал Суда
    • 2020-11-23 Эски-Кермен. Некрополь и храм «Трех всадников»
    • 2020-03-22 Мангуп: Октагональный храм
    • 2020-03-08 Мангуп. Фрески Южного монастыря
    • 2020-03-05 Наземные церкви Мангупа
    • 2020-02-24 Мангуп: Большая базилика

Образы [0] ↑

  • Живопись

    • 2021-08-07 Крым в «Русском художественном листке» В.Ф. Тимма.
    • 2021-05-04 Памятники Крыма глазами участников Восточной войны (1853-1856)
    • 2021-04-27 Виды и памятники Крыма в творчестве Н.Г. Чернецова
    • 2021-04-22 Рисунки памятников христианства в Тавриде Д.М. Струкова
    • 2021-03-22 Памятники Крыма в творчестве Уильяма Симпсона
    • 2021-03-14 Крым Карло Боссоли: известный и неизвестный
    • 2021-03-07 Путешествие Павла Свиньина по Крыму
    • 2021-02-28 Путешествие Джеймса Уэбстера в Крым
    • 2021-02-21 Альбом гравюр к «Досугам крымского судьи» П.И. Сумарокова
    • 2021-02-20 «Виды Крыма» Фридриха Гросса
    • 2021-02-13 Средневековый Крым в атласе Дюбуа де Монпере
    • 2020-12-19 «Виды Крыма» Карла Кюгельгена
    • 2020-12-15 Памятники Крыма в альбоме де Вильнёва. Часть 2
    • 2020-12-14 Памятники Крыма в альбоме де Вильнёва. Часть 1
    • 2020-10-30 Крымская Готия в Уваровском альбоме
    • 2020-10-20 Паллас и Гейслер – древности Крыма
    • 2020-10-18 Крымские древности в 1787 году
    • 2020-10-16 Памятники средневекового Крыма в акварелях М.М. Иванова
    • 2020-05-06 Памятники Крыма в творчестве К.Ф. Богаевского

    Фото

    • 2020-03-14 Галерея: Мыс Тешкли-бурун
    • 2020-03-03 Галерея: Мангуп. Гамам-дере
    • 2020-02-26 Галерея: Дворец правителей Феодоро
    • 2020-02-21 Галерея: Большая мангупская базилика
    • 2020-02-09 Галерея: Мангуп. Оборонительные сооружения в Табана-дере
    • 2020-01-04 Галерея: Оборонительные стены и башни Мангупа
    • 2020-01-03 Галерея: Донжон мангупской цитадели
    • 2020-01-01 Мангуп: Храмы, пещеры, некрополи (фотогалерея)
    • 2019-11-12 Галерея: Мангуп. Северный монастырь
    • 2019-07-13 Галерея: Мангуп — Отчая гора

Феодоро и Готия в XIV веке

История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой»

В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро. Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector