Мужской монастырь челтер-коба

Балка Хор-Хор

Ниже виноградодавилен дорога снова уходит в лес и, в конце концов, выводит к широкому наезженному проселку с автомобильными колеями, который выведет нас к тому же месту, откуда мы начали путь. Мы обогнули по периметру западную оконечность мыса Ай-Тодор, мыс Бараний лоб и восточную окраину мыса Джаниче–бурун. Балка, огражденная этими мысами, называется «Хор-Хор». «Хор» — по-татарски «плохой». Почему местные жители так окрестили это живописное ущелье с прекрасным освежающим источником, непонятно. Может, соседство святынь иноверцев вызывало у них некие негативные эмоции. Но, скорее всего, причина в мощных селевых потоках, время от времени скатывающихся по балке. Последняя такая напасть приключилась здесь в начале июня 1998 года после почти двухчасового ливня, интенсивность которого достигала 1мм в секунду. Вызванный таким огромным количеством выпавшей воды селевой поток, перемещал за секунду 6-7 кубометров грязе-каменной массы, увлекая за собой глыбы в тонну весом. Пронесясь по балке, сель достиг окраины поселека. К счастью, никто из людей не пострадал, но был причинен ущерб постройкам, повалены заборы, огороды местных жителей оказались залиты толсты слоем грязи. В самой балке днище было размыто местами до материнской породы, став глубже на 0,5-2 м. Ну что можно сказать по такому поводу? Только: «хор-хор».

Кстати:

Если посмотреть современную карту-пятисотку, где рядом с теперешними названиями в скобках написаны старые, то можно выяснить, что село Малое Садовое раньше называлось Кучук-Сюйрень (кучук –малыентький (тат)), а село Танковое Биюк-Сюйрень (биюк-большой). Оба «Сюйреня» в старые времена не пересекали русла реки Бльбек и лежали на его правом берегу. Напротив Кучук-Сюйреня, у подножья мыса Куле-Бурун, по словам Кёппена, находилась татарская деревушка Таш-Баскан-Кой. Любопытно, что на карте, составленной тем же Кеппеном в 1836 году Таш-Баскан-Кой, показана совсем не там, а на правом берегу, между Большим и Малым Сюйренями, чуть выше по склону. На трехверстовке 1865-1874 годов деревушки Таш-Баскан-Кой уже нет, зато меду мысами Куле-Бурун, Джаниче-Бурун и Ай-Тодор обозначено селение Таш-Басты, что в переводе означает «камень вытоптал». Может этот один и то же населенный пункт? Составители карт в те времена обходились с топонимикой достаточно вольно

Специально для фотографов. место для удачных фоток

Возрождение обители

Этот храм является значительным православным памятником в Крыму. Необыкновенное строение разместилось в обширном естественном гроте, площадь которого составляет 150 м². До наших дней дошли только следы прошлого величия этого архитектурного монумента. В древние времена пещерные комнаты закрывались каменными кладками, служившими защитой монахов от непогоды и вторжения разбойников, которые слонялись в здешних окрестностях ради наживы.


Храм в пещерном монастыре Челтер-Коба

Чтобы пробраться в монастырь Челтер-Коба, необходимо миновать заросли кизила и пройти вверх по ущелью, которое создает неоднозначное ощущение. Некоторые считают этот проход мрачным и пугающим, но благочестивые паломники в этом месте успокаиваются в душевном равновесии и обретают возвышенное состояние ума.

  • Пещера обладает скругленной формацией и сужается на восточную и западную сторону.
  • Чтобы соорудить алтарь, строители вырубили здесь прямоугольную нишу, в стенах которой образовали специальные проемы.
  • Небольшая преграда отделяла апсиду (нижний выступ) от основания храма.
  • В северо-восточной части можно увидеть следы давно разрушенной купели.
  • Вдоль противоположных стен, с севера и юга, стоят скамьи, а также сформированы усыпальницы. В полу вырублены четыре могилы, одна из которых отличается меньшим размером.
  • В храме есть трапезная и находятся постаменты с останками святых и иные религиозные реликвии.
  • Когда туристы проходят по краю обрыва, они видят следы келий и глубокий грот, который приводит путешественников к источнику с живительной водой. Паломники с большим благоговением приближаются к святыне, которая питала здешних иноков в древние времена.

Важно! Пережив непростую историю борьбы с османскими захватчиками, безбожных гонений и запустений, монастырь был восстановлен и великолепно украшен милостью Всевышнего. Здесь стали проходить богослужения, где прихожане погружаются в атмосферу искреннего смирения

В храм святого Феодора приходит большое число приверженцев религии, чтобы прикоснуться к святыням, искупаться в святых водах и вознести молитвенные песнопения Всемогущему Творцу

Здесь стали проходить богослужения, где прихожане погружаются в атмосферу искреннего смирения. В храм святого Феодора приходит большое число приверженцев религии, чтобы прикоснуться к святыням, искупаться в святых водах и вознести молитвенные песнопения Всемогущему Творцу.

  • В 2006 г. облагородили источник и отреставрировали купель, а через год монастырь полностью отгородили, установили двери и отопление.
  • В 2007 г. поставили звонницу, через несколько месяцев в монастыре прошло таинство Крещения.
  • В 2011 г. здесь совершили первый постриг в монахи за 5 столетий. В августе этого года рядом с храмом открылась воскресная школа, предназначенная для прихожан. В ноябре 2011 начинается постройка подворья.
  • В 2012 г. в монастыре Челтер-Коба установили благолепные иконостасы и Престол. Вскоре открылась уютная гостиница для паломников с ограниченным количеством мест. Поэтому перед поездкой следует позаботиться о ночлеге (палатка).
  • В 2012 г. обитель навестил правящий архиерей Лазарь, а в феврале 2013 на территории построили дом-общежитие для монахов. В этом же году в монастыре открылась собственная просфорня, где изготавливаются церковные блюда.

Сегодня строится подворье, способное принимать паломников и тех, кто пришел здесь трудиться.

История

Впервые крепость и приход Фуна упоминается в патриарших актах 1377—1379, 1384 и 1390 годов как предмет спора между Херсонским, Готским и Сугдейским митрополитами, а также в схожих по датам казначейских списках Каффы. В средневековье мимо укрепления пролегал торговый путь из Горзувита (Гурзуфа) и Алустона (Алушты) в степной Крым. После перехода под контроль Генуэзской республики крымского побережья от Кафы до Чембало и образования Газарии, княжество Феодоро построило ряд крепостей, располагавшихся выше в горах, напротив главных крепостей генуэзцев. Они контролировали и сдерживали продвижение противника вглубь Крымского полуострова, с другой стороны, являлись плацдармами для захвата прибрежных городов. Их возведение было вызвано борьбой между княжеством и генуэзцами за контроль над торговлей в регионе. Крепость Фуна в этой системе выполняла роль восточного пограничного форпоста, центра округа Кинсанус, которая не только противостояла генуэзской крепости Луста, но и контролировала важный караванный путь.

Закладная плита 1459 года (из раскопок 1982 года, реконструированная копия, оригинал фрагментирован на 3 части)

Согласно данным В. П. Кирилко, обобщившим ранние работы и проведшим комплексное архитектурно-археологическое исследование памятника, крепость была возведена не ранее 1422 и не позднее конца 1423 года, вероятней всего, весной-летом 1423 года. В октябре-ноябре 1423 года укрепление подверглось разрушению в результате землетрясения. Предположительно, в 1425 году Фуна была восстановлена, однако после пострадала от пожара, причины и дата которого неизвестны. Предать укрепление огню могли генуэзцы, в ходе войны 1434 года предпринявшие против феодоритов экспедицию во главе с Карло Ломеллини, либо османы, которые в 1447 и 1454 годах грабили побережье. В 1459 году крепостной ансамбль претерпел основательную перестройку и был превращен феодоритами в замок. Сохранилась однозначно датированная и богато украшенная закладная плита. Был возведен 15-метровый трёхъярусный донжон, внутренние размеры которого составляли примерно 6 на 10 метров при толщине стен 2,3 метра. Он был расположен в районе ворот, обеспечивал прикрытие вылазных калиток и прострел прилегающей площади цитадели. Гарнизон замка составлял примерно 30—40 воинов. В оборонительную структуру стен была встроена и двухэтажная одноапсидная церковь.

Вид на развалины крепости Фуна и храм Феодора Стратилата, почтовая карточка, конец XIX века

Это было главное, но не единственное культовое сооружение поселения Фуна. За пределами крепости археологами была обнаружена также маленькая кладбищенская часовня.

В 1475 году в результате захвата Крыма турками-османами крепость Фуна прекратила своё существование как фортификационное сооружение и пришла в упадок. Церковь Феодора Стратилата уцелела. Позднее она неоднократно перестраивалась и служила главным храмом для христиан Алуштинской долины.

В 1778 году после русско-турецкой войны, желая ослабить Крымское ханство, Российская империя инициировала переселение христианского населения Крыма в северное Приазовье. Приход и церковь в Демерджи (бывшей Фуне) опустели, однако даже в первой половине XIX века, после вхождения Крыма в состав Таврической губернии, здание находилось в удовлетворительном состоянии. Храм был описан П. И. Кёппеном. Примерно к этому же времени (1836) относятся письменные опросы старожилов Алушты, греков Мариупольского уезда, о наименовании храма и зафиксировано его посвящение святому Феодору Стратилату.

В 1842 году по указанию М. С. Воронцова в Алуште по проекту Г. И. Торичелли был построен и освящён новый храм Феодора Стратилата, причем он рассматривался как преемник исторического.

В 1889 году храм в Демерджи был обследован, измерен и сфотографирован А. Л. Бертье-Делагардом, который в 1918—1920 годах опубликовал несколько работ, имеющих научное значение до настоящего времени.

В результате обвала южной скальной стены Демерджи 1894 года и последующих обвалов селение переместилось на 1,5 км южнее. Храм тоже пострадал, но не рухнул. Значительный урон зданию нанесли землетрясения 1927 года. Стены строения обрушились, сохранился лишь первый этаж и одиночная боковая стена.

Форпост Византийской империи

В отличие от внушительных стен и башен Мангупской крепости, укрепления Эски-Кермена не сохранились. Лишь в некоторых местах просматриваются отдельные камни и фрагменты кладки. Но Репникову удалось воссоздать линию стен по их «постелям» – вырубкам в скале, служившим основанием для облицовочных каменных блоков.

«Постелей», как правило, две, и они идут параллельно друг другу. По их линиям в несколько рядов в высоту укладывались большие тесанные каменные блоки, промежуточное пространство между которыми заполнялось бутом на известковом растворе. Поверху находилось перекрытие из больших каменных плит, положенных плашмя. Следов парапетов и зубцов не выявлено, т.е., по сути, стены служили бруствером, защищавшим от выстрелов.

Эски-Кермен. Боевые стены. Фото: Эски-керменской экспедиции, 1928.

В древности линия обороны тянулась вдоль всего южного фаса плато. На западе она доходила до неприступных северных обрывов, высотой 20-25 метров. В узкой северной оконечности необходимости в стенах не было. Здесь существовал укрепленный «Северный дозорный комплекс». Восточный край, хорошо защищенный отвесными обрывами и вертикальными скальными выступами, не имел непрерывной линии стен. Их следы просматриваются лишь в тех местах, где существуют кулуары, позволяющие подняться на плато .

В ходе археологических раскопок 2005-2007 гг., проводившихся Крымским отделением Института востоковедения НАН Украины, был повторно исследован участок оборонительной стены на восточном склоне между храмом «Успения» и так называемым «пещерным казематом V», общей длиной около 40 метров.

Эски-Кермен. Участок оборонительный стены на восточном краю плато. Фото: Андрей Васильев, 2006.

Стена была двухпанцирной. Ее облицовку соорудили из хорошо обтесанных прямоугольных блоков известняка длиной до 2,3 метров, плотно подогнанных друг к другу. Высота стены и количество рядов кладки зависели от микрорельефа местности и колебалась от 2,5 до 3,6 метров с напольной стороны и от 2,4 до 2,6 метров с внутренней. Внешний панцирь был поставлен в «постель», а внутренний на предварительно очищенную и подготовленную скальную поверхность. Для выравнивая крутого склона участок, примыкавший к стене, подсыпали слоем грунта, в результате чего вдоль нее была создана горизонтальная площадка шириной около метра. Сверху она была перекрыта большими прямоугольными плитами, длиной 1,7 м., шириной 1 м. и толщиной 0.5 м. .

Раскопки позволили уточнить хронологию создания оборонительного комплекса Эски-Кермена, который был датирован концом VI века .

История Челтер-Коба (Крым)

Расположен монастырь в балке Хор-Хор (с крымско-татарского «бедственная») на склоне мыса Ай-Тодор (не имеет отношение к своему южнобережному собрату). Пещерный монастырь Челтер-Коба (название переводится как «пещерная решетка») был возведен на границе XIV-XV веков возле Сюйреньской крепости, возвышающейся на вершине соседней балки.

Территориально монастырь, названный в честь святого Федора, располагался в княжестве Феодоро, которое в тот период было могущественным и обладало значительными территориями, в том числе к ее владениям относились Мангуп-Кале, Алустон и Горзувиты.

Известно, что монастырь назван в честь святого Феодора. Однако точного его имени не знают. Существовало сразу 3 святых, в честь которых могли бы быть назватьЧелтер-Коба:

  • Стратилат;
  • Тирон;
  • Студит.

Однако было выбрано имя Феодора Стратилата, который и стал покорителем этой обители святых.

Мужской пещерный монастырь Феодора Стратилата Челтер-Коба — это 23 помещения, вырубленных в скале. Располагается он в 4 яруса. В нишах были расположены храм, кельи, хозяйственные помещения.

Храм был разрушен турками после взятия приступом в 1475 году Сюйреньской крепости. Долгое время храм пустовал, а его пещеры использовались в качестве загонов для скота.

Вторая жизнь пещерному монастырю Челтер-Коба была дана в 2005 году. Он снова заполняется монахами. В честь Феодора Стратилата освящается источник, расположенный по соседству. Рядом с ним расположена купель.

Братия монастыря невелика, однако в праздничные дни и воскресения совершаются богослужения. А 21 числа в феврале и июне проходят богослужения в честь святого. Сегодня это исключительно мужской монастырь.

Челтер-Коба — как добраться в монастырь

Чтобы попасть в монастырь, нужно приехать в село Малое Садовое. Сюда ходят рейсовые автобусы из Симферополя, Бахчисарая и Севастополя. Вам подойдут рейсы до Богатого Ущелья, Соколиного, Счастливого.

Попасть в монастырь можно 2 способами:

  • Выбрав путь через Малое Садовое, необходимо пройти насквозь село и от стенда, посвященного Сюйреньской крепости, свернуть на дорогу влево. Чуть дальше по балке будет развилка, где необходимо выбрать правую дорогу, которая приведет вас в соседнюю долину Хор-Хор. Ошибиться будет сложно, поскольку на дороге находится крест.
  • Второй вариант пути — пройти к монастырю с тыла, зайдя через балку Джаныче-Бурун.

Кстати, в Крыму есть еще один пещерный монастырь Челтер, расположенный неподалеку от Терновки. Называется он Челтер-Мармара.

Архитектура и интерьер

Выбор неоготического стиля для алуштинской православной церкви приписывают заказчику строительства, генерал-губернатору новороссийскому и бессарабскому, графу Михаилу Семеновичу Воронцову. В свое время он славился пристрастием к английскому кантри. В итоге получилась русская псевдоготика с характерными для Запада архитектурными элементами — стрельчатыми проемами, разноцветными витражами, островерхими фронтонами приделов, четырехугольной формой колокольни (теперь она выше прежней), пирамидальными кровлями-шатрами.

Церковь и колокольня, Николай Птицин

Здания комплекса венчают главки темного цвета с золочеными крестами и звездами. По углам кровель колокольни и основного куба церкви установлены отсутствовавшие в изначальном проекте Торричелли компактные башенки с небольшими луковками и крестами. Со всех сторон четырехугольный световой барабан имеет по три проема стрельчатой формы. Центральный входной портал украшен резными дверными полотнами и витражом Распятия Христова.

Северный фасад храма украшает мозаика с изображением Феодора Стратилата. Подобные работы с образами Сергия Радонежского, архистратига Михаила, Серафима Саровского и Иоанна Крондштадского размещены на стенах часовни, где сегодня находится церковная лавка.

Цистерны со святой водой, Николай Птицин

Внимание проходящих по переулку Калядина невольно привлекают две огромные многогранные емкости из металла с главками и крестами. Они были изготовлены стараниями протоиерея Михаила Халюты в 2006 году специально для святой воды

Могила священнослужителя находится во дворе храма, напротив мозаики с образом Феодора Стратилата.

В главный церковный зал ведет длинный переход с оконными проемами. У главного алтаря расположен иконостас. С потолка спускается массивное золоченое паникадило. Стены и своды храма расписаны яркими фресками, выполненными современными мастерами. На изображениях — святые и сцены из Библии. Особое место занимает «Покров Пресвятой Богоматери».

Интерьер, Наталия Семчина

Монастырь Челтер-Коба

  1. /
    /
    /

Епархия неизвестна / Благочиние неизвестно

Монастырь. Действует. все монастыри в каталоге →Год основания:Ссылки:Адрес:

Республика Крым, Бахчисарайский район, Большое Садовое

Координаты:44.631385, 33.830655

Турбаев Роман
7 сентября
2017

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Турбаев Роман
7 сентября 2017

Общий вид мыса, под которым находится грот с монастыремТурбаев Роман
7 сентября 2017

Карта и ближайшие объекты

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Марина Зуйкова, 
20 августа 2020

Монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата— один из древнейших пещерных монастырей Крыма. Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» – «пещера»). Пережив непростую историю завоеваний и гонений, безбожия и запустения, монастырь милостью Божией возрожден. Возобновлены богослужения, восстановлен и благолепно украшен храм. Тысячи верующих, паломников и туристов поднимаются в горы, чтобы прикоснуться к святыне, помолиться Богу, окунуться в святых водах источника. Строится монастырское подворье и теперь небольшая монастырская гостиница готова принять паломников и трудников. В монастыре под духовным руководством настоятеля подвизается братия. Обитель живет полноценной жизнью.

Осенью 2000 г. в заброшенной обители по благословению Владыки Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского, поселяется монах Даниил. Начало возрождения монастыря. С 2002 г. в монастыре возобновлены богослужения. Летом 2006 г. облагорожен источник и оборудована купель. Весной 2007 г. храм отгорожен, установлена перегородка, дверь. Храм в зимнее время отапливается. Осенью 2007 г. установлена звонница. Летом 2008 г. впервые совершено таинство Крещения в купели. В марте 2011 г. впервые за 500 лет совершен монашеский постриг. Июнь 2011 г. — Определение священного Синода: “Благословить открытие монастыря в честь святого великомученика Феодора Стратилата в с. Малосадовое Бахчисарайского района АР Крым”. В июне 2011 г. издан подарочный альбом «ВОЗРОЖДЕНИЕ» — книга о возрождении монастыря Феодора Стратилата. В августе 2011 г. открыта воскресная школа для прихожан. В ноябре 2011 г. начало строительства монастырского подворья во имя свщм. Парфения Кизилташского. 2011-2012 г. — установлены благолепные иконостас и новый Престол. В апреле 2012 г. открыта паломническая гостиница на монастырском подворье. В июне 2012 г. монастырь посетил правящий архиерей Владыка Лазарь. В феврале 2013 г. построен дом-общежитие на монастырском подворье. В июне 2013 г. по просьбе прихожан издана книга «Проповеди» — сборник избранных проповедей настоятеля. Июль 2013 г. — в монастыре начали выпекать просфоры, оборудована собственная просфорня. Май 2015 г. — начались работы по добыванию воды на подворье. В апреле 2017 г. установлена новая чаша купели на источнике. Май 2018 г. — облагораживается источник, установлен мостик.

Летопись

Комментарии и обсуждение

Пещерный храм Святого Феодора Стратилата расположен в огромной карстовой пещере, да и сам необыкновенно велик. По своей площади (около 150 кв. м) это самый значительный в Горном Крыму пещерный храм.

Из книги: «Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри». — Санкт-Петербург. Издательство: ООО «Торговый Дом Медный Всадник», 2017

4 ноября 2020,
Алексей Кротов.

Архитектура храма и её исследования

Храм Феодора Стратилата в крепости Фуна до разрушения. Фото А. Л. Бертье-Делагарда. 1889 год

Благодаря работам исследователей XVIII—XIX веков , а также раскопкам второй половины XX века, крепость Фуна и храм Феодора Стратилата описаны довольно детально.

Крепость Фуна была расположена западнее селения, на кромке гребня, в месте, удобном для обороны и контроля над дорогой. Размеры фортификационного сооружения составляли по оси север-юг 106 м, по оси запад-восток 57 м. С запада крепость была ограничена обрывистыми скалами, с остальных сторон её окружали мощные стены. Стены сохранились на высоту около 4,5 м. Толщина их на этом уровне достигает 1,85 м, у основания она значительно толще. На пятом метре крепостных стен находился нижний этаж алтарной апсиды двухэтажного храма Феодора Стратилата, включенного в систему фортификации. Использование церквей как части системы оборонительных сооружений характерно для средневековой эпохи. Храмы-бастионы, подобные храму Феодора Стратилата в Фуне, имеются во многих оборонительных комплексах Крыма — Эски-Кермене, Сюйрени, Мангупе и других.

Крепостная церковь Фуны была одноапсидной, с коробовым, то есть цилиндрическим, сводом и арками — стрельчатой и килевидной формы. Размеры — 15×10,4 м, храм приобрёл после перестройки после XV века. Ориентировано здание было в христианской традиции с запада на восток. Снаружи наличники окон церкви украшал резной орнамент в сельджукском стиле, характерный для Малой Азии в период позднего средневековья. Нижний этаж храма с утолщенной кладкой служил одним из опорных бастионов крепости. Для служб предназначался второй этаж. По бокам вдоль его стен располагались небольшие колонны, увенчанные капителями с резьбой в виде стилизованных листьев аканфа — популярный в поздней Византии вариант коринфского ордера. Зарисовку одной из них привел А. Л. Бертье-Делагард. Подобная капитель, которую использовали, как строительный камень при перестройке церкви, была обнаружена при раскопках в 1966 году в кладке западной стены.

Храм имел два входа. Один в западной стене, с восьмиугольными колоннами по сторонам, с капителями, высотой 1,2 м и диаметром 0,46 м. Он вёл на первый этаж, в оборонительный каземат. Отсюда по внутренней лестнице можно было подняться на второй этаж, непосредственно в храм. Вторая дверь была расположена на уровне второго этажа в южной стене, близ юго-западного её угла. К ней снаружи храма была пристроена лестница. Наличник двери венчала большая каменная плита со сложным растительным орнаментом, варьирующим малоазийские декоративные мотивы. При раскопках первого этажа были обнаружены средневековая черепица, осколки гончарной и поливной посуды. Доля посуды тут оказалась меньше по сравнению с собранной на поселении. Это косвенно указывает на то, что в каземате постоянно не жили. В храме же использовалась более дорогая, парадная посуда.

В ходе раскопок в западной части храма было установлено, что церковь перестраивалась после XV века. При этом южная и северная стены храма были укорочены, а западная, которую пришлось в связи с этим перекладывать заново, утолщена. Северная стена была укреплена тремя контрфорсами, а к южной добавлена пристройка. Сохранившаяся высота алтарной апсиды достигает 5 м. Толщина стены у верхнего края апсиды равна 2,25 м и на 0,4 м больше, чем у самого основания оборонительных стен. При перестройке стена апсиды была расширена к основанию, и крепостная церковь стала одним из самых мощных участков обороны укрепления. У входа в храм и вдоль всей западной стены была обнаружена отмостка из крупного камня. Её сооружение предположительно связано с тем, что во время больших праздников храм не мог вместить всех верующих и часть их оставалась снаружи. Для условий византийской провинции и её приемника княжества Феодоро, по сути захолустья, храм мог считаться большим и богато украшенным.

О месте Пещерный монастырь Челтер-Коба

Три скальных мыса, словно огромные сказочные драконы, охраняют колоритную Бельбекскую долину. В уступе мыса Ай-Тадор укрылся монастырь Челтер-Коба, чье название в переводе с крымско-татарского означает «Пещерная решетка».История
Нет достоверных данных, доказывающих точную дату возникновения монастыря. Считается, что Челтер-Коба построили между XIII и XIV веками иконопоклонники из Византии. В XV веке храм разрушили турецкие воины. В дальнейшем жители окрестных сел использовали пещеры для хозяйственных нужд. Около пяти веков монастырь «ждал» своего второго рождения. И только 11 лет назад в него вдохнули второе дыхание. Сейчас в нем проживают не более 20 монахов, добровольно посвятив свою жизнь служению богу и людям.Архитектура
Более 20 пещер, вырубленных в скальной породе, которые располагаются в четыре яруса, представляют собой монастырь Челтер-Коба.
Жилые помещения разнятся по площади, от совсем  маленьких и низких до более вместительных. Кроме келий для монахов, есть помещения, предназначенные как складские комнаты, большой зал для приема пищи и главный храм. Все эти помещения соединяются между собой путями — лабиринтами, которые прорубили в скальной породе монахи. Если подойти к монастырю по дороге мимо мыса Джаныче-Бурун, вы окажетесь в естественном гроте, одна часть которого сверху донизу перекрыта досками, образуя помещение. Возле лестницы растут деревья с развешанными на ветках колокольчиками. Слева грота – иконная лавка и всего лишь несколько ступеней отделяет вас от главного храма монастыря. Он очень просторный. Сделанное самой природой 150-метровое углубление прекрасно подходило для культовых обрядов. Средневековые  обитатели лишь немного углубили место, предназначавшееся для алтаря, а в стене сделали выемки для алтарной преграды и икон.  В полу находятся неглубокие склепы. С северной и южной стороны храма высечены скамьи. У края уступа начинается глубокий грот, длиною 140 сорок метров, ведущий к святому источнику. В самом низу живительная прохлада, а из скальной щели стекает кристально чистая вода, попадающая в довольно большую чашу, куда окунаются паломники. Вокруг источника очень живописно: скалы, лес, голубое небо и чистейший воздух, а вокруг звенящая тишина, нарушаемая журчаньем живительного источника. По приданиям источник имеет силу исцеления, поэтому так много желающих получить избавление от многих болезней.Окрестности
Не только исцеляющим источником почитаемо это место. Природа щедра на чудеса и одним из таких чудес является тисовый лес, который находится в окрестностях монастыря. Деревья необыкновенно высокие и крона ярко-изумрудного цвета. Тис редкий и один из самых твердых пород древесины. Ценность его в прочности, долговечности, и поэтому он нещадно вырубался людьми. Древесину использовали в строительстве зданий, изготовлении мебели и столярных изделий. Цветовая гамма тиса варьирует от оранжево-коричневого до бурого. Всего несколько мест, кроме Бельбекской долины на Крымском полуострове, где произрастают эти гиганты-деревья: Большой Каньон, Ай-Петри, массив Тырке.
Чуть дальше, у основания мыса Джениче-Бурун находятся помещения, предназначенные для выдавливания винограда – тарапаны.Туристу на заметку
Добраться к Челтер-Кроба от Бахчисарая можно автобусом к с. Малое Садовое и дальше идти по дороге, заросшей кустарниками кизила и можжевельника по ущелью.  Свернув с этой дороги вправо, нужно подняться к основанию скалы, откуда уже видно пещеры монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector