Обзор монастырей крыма
Содержание:
- Скала «Загайтанская» — уникальное достопримечательное место в Инкермане
- Монастырь Челтер-Коба
- История монастыря в Инкермане
- Описание
- Исторические предания
- История монастыря
- Благовещенский мужской пещерный монастырь в наши дни
- Бесценный памятник истории и архитектуры Крыма
- Примерами героизма и стойкости в вере пропитана наша история
- Успенский монастырь
- Успенский Пещерный монастырь
Скала «Загайтанская» — уникальное достопримечательное место в Инкермане
Загайтанская скала — это южная часть Инкерманской куэсты, завершает собой Гайтанскую балку с восточной стороны. Уникальность скалы в том, что она пронизана большим количеством пещер (около 300), что делает саму скалу похожей на пчелиные соты. Загайтанская скала создана природой из мягких пород, поэтому за прошедшие века претерпела бесчисленные мелкие и крупные разрушения как природного, так и рукотворного характера. Известно, что очень сильные разрушения случились в 1794 году, когда здесь произошел крупнейший обвал породных масс. По этой причине многие пещеры оказались в изоляции, став недоступными для посещения туристами ввиду полной заваленности имевшихся ранее входов и выходов.
Монастырь Челтер-Коба
- /
/
/
Епархия неизвестна / Благочиние неизвестно
Монастырь. Действует. все монастыри в каталоге →Год основания:Ссылки:Адрес:
Республика Крым, Бахчисарайский район, Большое СадовоеКоординаты:44.631385, 33.830655
Турбаев Роман
7 сентября 2017
Турбаев Роман
7 сентября 2017
Турбаев Роман
7 сентября 2017
Турбаев Роман
7 сентября 2017
Турбаев Роман
7 сентября 2017
Общий вид мыса, под которым находится грот с монастыремТурбаев Роман
7 сентября 2017
Карта и ближайшие объекты
Фильтр объектов
Показать только действующие
Яндекс-карты
- Яндекс-карты
- Google maps
- OpenStreetMap
- Wikimapia
- 2Gis Карты
- Bing maps
дороги
- дороги
- спутник
- гибрид
Статьи
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,
20 августа 2020
Монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата— один из древнейших пещерных монастырей Крыма. Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» – «пещера»). Пережив непростую историю завоеваний и гонений, безбожия и запустения, монастырь милостью Божией возрожден. Возобновлены богослужения, восстановлен и благолепно украшен храм. Тысячи верующих, паломников и туристов поднимаются в горы, чтобы прикоснуться к святыне, помолиться Богу, окунуться в святых водах источника. Строится монастырское подворье и теперь небольшая монастырская гостиница готова принять паломников и трудников. В монастыре под духовным руководством настоятеля подвизается братия. Обитель живет полноценной жизнью.
Осенью 2000 г. в заброшенной обители по благословению Владыки Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского, поселяется монах Даниил. Начало возрождения монастыря. С 2002 г. в монастыре возобновлены богослужения. Летом 2006 г. облагорожен источник и оборудована купель. Весной 2007 г. храм отгорожен, установлена перегородка, дверь. Храм в зимнее время отапливается. Осенью 2007 г. установлена звонница. Летом 2008 г. впервые совершено таинство Крещения в купели. В марте 2011 г. впервые за 500 лет совершен монашеский постриг. Июнь 2011 г. — Определение священного Синода: “Благословить открытие монастыря в честь святого великомученика Феодора Стратилата в с. Малосадовое Бахчисарайского района АР Крым”. В июне 2011 г. издан подарочный альбом «ВОЗРОЖДЕНИЕ» — книга о возрождении монастыря Феодора Стратилата. В августе 2011 г. открыта воскресная школа для прихожан. В ноябре 2011 г. начало строительства монастырского подворья во имя свщм. Парфения Кизилташского. 2011-2012 г. — установлены благолепные иконостас и новый Престол. В апреле 2012 г. открыта паломническая гостиница на монастырском подворье. В июне 2012 г. монастырь посетил правящий архиерей Владыка Лазарь. В феврале 2013 г. построен дом-общежитие на монастырском подворье. В июне 2013 г. по просьбе прихожан издана книга «Проповеди» — сборник избранных проповедей настоятеля. Июль 2013 г. — в монастыре начали выпекать просфоры, оборудована собственная просфорня. Май 2015 г. — начались работы по добыванию воды на подворье. В апреле 2017 г. установлена новая чаша купели на источнике. Май 2018 г. — облагораживается источник, установлен мостик.
Комментарии и обсуждение
Пещерный храм Святого Феодора Стратилата расположен в огромной карстовой пещере, да и сам необыкновенно велик. По своей площади (около 150 кв. м) это самый значительный в Горном Крыму пещерный храм.
Из книги: «Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри». — Санкт-Петербург. Издательство: ООО «Торговый Дом Медный Всадник», 2017
4 ноября 2020,
Алексей Кротов.
История монастыря в Инкермане
Создание монастыря историки связывают с сидевшим в то время на католическом престоле Климентом I, который хорошо относился ко всем христианам, за что его почитали даже в древней Руси и за что он в итоге и пострадал.
По дошедшим до нас преданиям, император Рима Траян именно за христианские проповеди сослал Климента в Инкерманские каменоломни, где он и умер мученической смертью, а скорее всего — был убит и впоследствии причислен к лику святых.
Вехи истории Инкерманского монастыря:
- I век от Рождества Христова — Римский форпост северного Причерноморья;
- раннее Средневековье — Пещерная Фиваида, Византийское монашество, обретение и перенесение мощей священномученика Климента;
- Крещение Руси — княжество Феодоро, форпост Византии;
- Турецкое завоевание — изгнание христиан;
- присоединение Крыма к Российской Империи;
- XIX век — возрождение монашеской жизни;
- Крымская война — первая оборона Севастополя, Инкерманское сражение;
- Великая Отечественная война — вторая оборона Севастополя;
- восстановление монастыря в ХХ веке.
Большая часть монастыря высечена прямо в скале, рядом с родником чистейшей воды, который, по сказаниям, с помощью чуда открыл для облегчения тяжелой участи каторжан все тот же святой Климент. Правда из-за строительных работ в 70-х годах прошлого столетия источник иссяк.
Пещеры монастыря, Маргарита Кушниренко
Время, турецкие войны, революция и борьба с фашизмом не прошли для монастыря бесследно. Однако в 1991 году принято решение о начале постепенного возрождения святого места. Восстановлена уже большая часть келейных корпусов и принадлежащих монастырю храмов. Вслед за этим из Киева была привезена и установлена рака с частицей святых мощей мученика Климента.
Описание
Свято-Успенский пещерный монастырь уютно располагается в 2 километрах от г. Бахчисарай, в скале ущелья Святой Марии (Марьям-Даре), где ещё сохранились фрагменты татарских построек XVI века.
Находясь в сердце ущелья, среди живописнейших, созданных природой красот земли крымской, окружённое мощными и высокими скалами, это белоснежное, рукотворное чудо ничуть не диссонирует с окружающим его горным ландшафтом.
Дорога к обители пролегает по балке ущелья Марии, где по правую руку опасливо нависают горные глыбы, а по левую – крутизна обрыва. Выше по дороге, в гладких, обработанных скалах, располагаются вырубленные натруженными руками монахов пещеры-кельи.
Далее, неожиданно, как из сказки, в высоте появляется белый купол Успенского храма монастыря, к которому восходит просторная, величественная лестница. Путешествие в глубь веков начинается здесь, где присев под сенью вековых деревьев, можно внимательно рассмотреть стену с множеством изображений всемирно известных храмов и монастырей.
Убранство храма поражает своей аскетичностью – в нём нет расписных потолков, изразцовых стен и богатой мозаики. Ничто не отвлечёт внимания паломников от основной святыни лавры – чудотворной иконы Божьей Матери «Троеручица».
В главном пещерном храме, вырезанном в горе, светлый, выполненный из камня, иконостас отделяет алтарную часть. Пол покрыт незатейливым мозаичным орнаментом, напоминающим херсонесские творения. Справа от входа вдоль стены расположена небольшая колоннада. Слева, из окон, в помещение проникают неназойливые лучи южного солнца.
Среди колонн, в стене справа, имеется небольшая пещера, где хранится почитаемый список с образа Бахчисарайской Божьей Матери. Сама же икона, ставшая причиной для возведения монастыря, была перенесена в процессе переселения христиан из Крыма (XVIII в.). Она долгое время, до 1918 г., хранилась в Успенском храме около Мариуполя, а далее след её теряется.
За забором лавры расположено несколько храмов, кельи монахов, звонница и хозяйственные постройки. Некоторые помещения для туристов открыты.
Несколько ниже храма Успения находится вырубленный в скальных породах миниатюрный храм Марка. Искусно отделанный деревом, он выглядит очень уютно. Здесь происходят будничные богослужения, а воскресные и праздничные – в главном храме.
На главной монастырской площади, в честь иконы Божьей Матери, расположен «Животворящий источник», и сооружённая над ним в виде фонтана часовня. Изначально образ «Живоносного Источника» существовал в списках без его изображения. Позднее в композицию включили фиалу, а затем на иконе появились изображения водоёма и фонтана.
Появление мозаичной иконы Богоматери «Живоносный Источник» связано с чудотворным исцелением Богоматерью слепого, произошедшим в V веке у источника недалеко от Константинополя. Ставший свидетелем этого чудесного исцеления воин Лев Маркелл, возвысившийся затем до императора (455— 473), возвёл на месте источника одноимённый храм («Живоносный Источник»).
С 1993 года в обители открыт мужской монастырь. Церковь Успения Богородицы отреставрировали. Отдельные внутренние постройки монастыря до сих пор находятся на стадии реконструкции.
На другой стороне долины виднеются необычные хозяйственные постройки, похожие на большие украинские хаты, с типичными для них крышами. Однако это не крыши, а выступающие скальные породы, к которым изобретательные монахи пристроили лишь стены, получив удобные хозяйственные помещения. Там содержат различную живность и овощи для пропитания.
Ныне, кроме двух восстановленных пещерных храмов, возведено немалое количество наземных строений: среди них братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские. В долине активно строятся новые и реставрируются старые здания.
На выходе из обители – дорога дальше в гору, на Чуфут-Кале.
Исторические предания
Свято-Успенский пещерный мужской монастырь в Бахчисарае — святыня, признанная Крымской Лаврой, Афоном Крыма.
История не сохранила точной даты появление пещерных храмов на крымской земле. Существует несколько легенд, передаваемых из поколения в поколение христиан.
Пастух Михаил и икона
Некий пастух, выпасая коз на горах, однажды вечером увидел в одной из пещер яркий свет. Заглянув в пещерное углубление, Михаил обнаружил сияющую икону Божьей Матери, которую он перенес в свой дом. Это случилось на Успение Богородицы.
Наутро пастух не обнаружил Святого Лика в доме, расстроенный потерей иконы, Михаил пошел на пастбище, и здесь его ждал сюрприз — сияющий образ снова был в пещере.
Пастух перенес икону Богородицы домой, и на следующее утро вновь обнаружил ее в пещере.
Узнавшие об удивительных событиях люди из окрестных мест устроили в скале пещерный храм.
Пресвятая Богородица и дракон
Другая легенда рассказывает о том, что в горах жил страшный дракон, который постоянно требовал жертвоприношения в виде человеческих жизней. Обессилевшие от борьбы горцы вскричали к Деве Марии, прося Ее о защите и помощи.
Вскоре дракон исчез, а через некоторое время пастухи нашли пещеру, в которой стояла икона Божьей Матери, горела свеча, и на полу валялся побежденный дракон.
В память и благодарность о спасении в пещере была устроена церковь, в которой люди собирались для благодарственной молитвы Богоматери и ее Сыну.
Икона Пресвятой Богородицы
Греческие монахи из Афона
Третья легенда является самой правдоподобной. Во времена гонений, когда в мире правили римляне, греческие монахи искали убежище в горах и нашли его в ущелье Марьям-дере, так по-татарски звучит ущелье Марии. Удивительная природа, скалы напоминали грекам о родном Афоне.
Древние люди умели ценить красоту окружающего мира, выбирая для христианских храмов самые красивые места. Обнаружение в горах источника с пресной водой окончательно решило вопрос о выборе места поселения, греки начали около него выдалбливать свои кельи и храм.
Обнаруженные впоследствии могилы христиан, датированные шестым веком, подтверждают третью версию возникновения Успенского монастыря.
История монастыря
Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.
За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.
Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.
Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.
Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.
В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.
С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.
В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.
Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.
Благовещенский мужской пещерный монастырь в наши дни
По обе стороны площадки перед большим природным гротом располагаются монастырские помещения. Кстати, с этого места открываются невероятные пейзажи, рассматривать которые можно часами. При этом совершенно не чувствуя усталости. Уже тут понимаешь почему монахи облюбовали именно это место.
Своеобразной прихожей служит скальное углубление, ведущее в середину грота. Женщинам там приготовлены платки, халаты. Традиционных правил посещения святынь там никто не отменял. Далее необходимо преодолеть каменную лестницу. Она приведет к средней части пещерного монастыря. С левой (на запад) стороны размещены кельи монахов.
На востоке, практически на краю обрыва, действующая церковь. Богослужения там проходят по установленному расписанию. Рядом с храмом, в каменных нишах горят свечи, освещая некоторую часть пещеры. В церкви, в полу, вырублены гробницы, которые в свое время скорей всего принадлежали князьям. Небольшой храм оборудован старинной колокольней.
Благовещенский пещерный мужской монастырь на горе Мангуп в целом состоит из двух комплексов. В общей сложности это 2 десятка пещер, расположенных в два яруса, разного предназначения. Одна пещера выделяется особенно – самая большая. По мнению некоторых исследователей, в древности служила помещением для собраний.
Кельи монахов, подсобные помещения, отделения храма – все располагается в пещерах, гротах, вырубленных вручную. И это без сомнения впечатляет. В одной из пещер на стенах сохранились древние фрески. К сожалению, пока монастырь был без присмотра нерадивые туристы уничтожили некоторые экземпляры. Печально.
Не совсем естественно смотрятся современные окна в пролетах скал. Но оригинальное сочетание практически нетронутой природы, старинного облика пещерного монастыря и современных элементов декора. Делают это место еще более удивительным, привлекательным. Естественно это далеко не Инкерманский пещерный монастырь. Но, посетить его однозначно стоит.
Бесценный памятник истории и архитектуры Крыма
Посетителей ждёт довольно утомительный подъём по крутому склону, но все старания будут вознаграждены великолепным видом древнего монастыря и окрестностей. Более 50 помещений, среди которых трапезная, кельи, хозяйственные и подсобные комнаты, расположены в 5 ярусов. Путешественникам предстоит увидеть:
- ямы для сбора воды и зерна;
- углубления под очаги;
- тарапан для изготовления вина;
- гнёзда для светильников.
Кроме того, сохранились изображения людей и животных, а также сделанные тысячи лет назад памятные надписи. Правда, разглядеть их уже сложно: время и неблагочестивые гости сделали свое дело.
Примерами героизма и стойкости в вере пропитана наша история
Отец Иакинф, человек теплый в общении – как правило, он встречает путников сердечным обращением «родной человек», «роднулечка» – о славном прошлом этого святого места готов рассказывать и рассказывать. Есть у него боль, что современные православные христиане не уделяют должного внимания важным историческим сведениям. О Херсонесе как о колыбели русского Православия и местопребывании святого апостола Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря», многие, правда, знают. Однако о «последнем осколке» Византии – православном княжестве Феодоро, которое существовало на Крымской земле в XIII-XV веках и в эпоху своего расцвета имело широкие международные связи, в том числе и с Московским княжеством, далеко не все слышали. И мало кто знает, что символом княжеского рода, правившего Феодоро, был двуглавый орел. Он достался ему в наследство от Византии, а впоследствии, через родство с восточноевропейскими правителями, оказался на российском гербе.
Столицей княжества Феодоро был город-крепость Мангуп, построенный на высоком плато. Много чего интересного связано с той давней исторической эпохой, но особо в ней выделяются такие «узловые» моменты, как замужество Марии Мангупской, ставшей женой благоверного Стефана Великого, господаря Молдавского, и его помощь княжеству Феодоро при защите Мангупской крепости от турецкого нашествия. Известно, что Стефан III Великий (или Штефан чел Маре) спасал и восстанавливал монастыри на Святой Горе Афон. Также он, первый господарь созданного им Молдавского княжества, где население придерживалось Православия, за 47 лет своего правления основал немало православных церквей и монастырей в самой Молдавии. А когда пришла беда на родную землю его супруги Марии, которая была сестрой князей княжества Феодоро Исаака и Александра, в 1475 году воевода отправил в этот один из оплотов православного мира 300 молдавских воинов, чтобы те вместе со своими соплеменниками держали оборону от турок-османов. И они держали! Несмотря на многократное численное превосходство врага, защитникам христианского княжества удалось на протяжении шести месяцев сдерживать около 70 тысяч завоевателей, осадивших город – как указывают историки, рекордное время сопротивления для той эпохи! (В конечном счете это затормозило продвижение османских вооруженных отрядов по территории полуострова). Но расправа турок с побежденными была жестокой. Все 300 молдавских рыцарей полегли. Большинство жителей Феодоро приняли мученическую смерть, немало людей попало в плен.
В ноябре 2018 года в пещере обители был установлен памятный знак – мемориальная доска в память о тех событиях, которые исторически определили нерушимую связь между Молдавией, Крымом и Россией. А 15 июля нынешнего года, в день успения святого благоверного Стефана Великого, у октагональной церкви Мангупской цитадели состоялось Соборное братское поминовение молдавских воинов. Затем члены Федеральной Национально-Культурной Автономии молдаван России и представители других национальных общественных объединений возложили цветы к мемориальной доске. Настоятель Свято-Благовещенского монастыря игумен Иакинф сказал молдаванам: «Здесь ваши предки получили венцы бессмертные». Еще один участник церемонии, депутат Госдумы Российской Федерации, член комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Павел Шперов, мысленно обращаясь к событиям более чем пятивековой давности, добавил: «Все прекрасно понимали, что город окружен и вырваться отсюда невозможно. Мы должны почтить память тех людей, которые знали, на что шли и чем рисковали». По признанию отца Иакинфа, его радует, что и молодежь, и детвора (так ласково он называет ребятишек) – словом, те из них, кто поднимается на гору Мангуп, интересуются далеким героическим прошлым. Отец Иакинф вспомнил, как один мальчонка-молдаванин прочитал текст на мемориальной доске и, глядя на батюшку широко распахнутыми глазами, спросил у него: «Это правда?» – «Правда, сынок!» – ответил настоятель.
Успенский монастырь
Этот монастырь считают главной пещерной обителью Крыма, а причиной этому является чудодейственное явление иконы Богородицы на том месте, где сейчас находится монастырь. Достопримечательность расположена в южной части полуострова, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере. Одну из главных православных святынь полуострова ежегодно посещают тысячи паломников.
Людей, далеких от религии, это место также не оставит равнодушными, поскольку территория монастыря обладает уникальной атмосферой. У монастыря интересная и богатая история. Обитель грабили, рушили, восстанавливали и использовали как госпиталь, но от этого она стала еще более величественной. Глубокие пещеры, белоснежные церкви, каменные фасады и фигуры, вырезанные в стенах создают невероятный вид.
Успенский Пещерный монастырь
Рекомендовать место
23
3
Одной из главных достопримечательностей Бахчисарая является Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. ОНа прилегающей к монастырскому комплексу территории расположено кладбище воинов, павших во времена Крымской войны 1854—1857 годов. Успенский пещерный монастырь был возведен в VIII веке византийскими монахами.
В XIII веке он временно прекратил свою деятельность, а затем в начале XIV века вновь возродился. В 1475 году Успенский монастырь чудом избежал разгрома во время турецкого набега и стал резиденцией митрополита. Не смотря на это, материальное положение храма было бедственным, его настоятели были вынуждены просить помощи у московских великих царей и князей. С XV по XVIII века Успенский монастырь выполнял главенствующую роль в религиозной жизни православного населения Крыма.
Главной святыней обители является икона Богородицы, в монастыре ее также называют Панагия (Всесвятая). К другим ценным образцам можно отнести икону Успения Богородицы, а также копии икон Богородица Киево-Печерская и Богородица Троеручица.
Координаты: 44.74466100,33.90988600