Бахчисарайский свято-успенский пещерный мужской монастырь

Архитектура

Прибывающие в обитель паломники и туристы проникаются возвышенной духовной атмосферой монастыря ещё на подходе к нему. Высокая древняя лестница и особенная архитектура обители, близость к первозданной природе и чему-то таинственному – всё это формирует необычные, непреходящие впечатления.

Кроме скального и наскального искусства, архитектурные особенности обители подчёркивают следующие строения.

  • Колокольня. Одноярусная, выстроенная в виде фигурного портика, на очень высоком цоколе отчётливо просматриваются аккуратные колонны тосканского ордера. Всё это сверкает золочёной крышей в виде прекрасного шатра. Над главным храмом возвышается особо почитаемая икона Богоматери, расположенная в углублении с витым изображением.
  • Фонтан, ближе к подножию лестницы, вдохновенно украшенный скульптурой ангела. Слева от фонтана уютный дом настоятеля монастыря, возведённый в XIX веке.
  • Обзорная площадка, находящаяся перед главным входом в храм, открывает чудесный вид на ущелье и древние руины греческого городка.
  • Подсобные комнаты обители со свисающими на них скалами, похожими на крыши.

Современное состояние

После полутора десятков лет реконструкции Успенский мужской монастырь, расположенный на окраине Красноярска, стал центром духовной и культурной жизни Красноярского края. Красивые храмы, расположенные на его территории, входят в экскурсионный маршрут, проходящий по культовым постройкам Красноярска.

Архитектура

На земле современной обители располагается несколько культовых построек. К ним относятся:

  1. Часовня в честь святого благоверного князя Олега Брянского. Средства на постройку храма выделили и участвовал в его постройке красноярец В. К. Шаешников. Как и церковь святого Константина, постройка имеет простую конструкцию, но отличается от неё цветом кровли и формой глав. Престольный праздник отмечается в часовне 3 октября.

    Храм святого праведного благоверного князя Олега Брянского

  2. Самый старый храм обители находится в одноэтажном храме, в котором кроме него располагаются кельи насельников. Успенская домовая церковь была освящена в 2005 г. На её месторасположение указывает небольшая позолоченная луковичная глава, венчающая центральную часть П-образного братского корпуса. Здание корпуса восстановлено в первозданном виде. Его фасады, покрытые белой штукатуркой, украшены декоративными элементами, свойственные русскому культовому зодчеству (лопатки, фигурные каменные наличники и карнизы, лопатки, барельефы в виде геометрических фигур).
  3. В 2002 г. на территории монастыря появилась небольшая деревянная церковь, освящённая в честь святого равноапостольного царя Константина и его матери Елены. Деревянный храм, построенный своими руками передал в дар обители житель Красноярска Ю. В. Кузьмин. Здание имеет простую конструкцию и состоит из четверика, к которому примыкают апсида, притвор и небольшая паперть. Во время престольного праздника, отмечаемого 3 июня, вокруг церкви проходит крестный ход. Постройка располагается напротив братского корпуса у кромки леса.
  4. В 2012 г. на площадке рядом с восточным фасадом братского корпуса было начато строительство церкви в честь иконы Божией Матери “Всецарица”. Проект храма был создан в начале прошлого столетия местным архитектором М. А. Чернышевым.

    Монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

    В силу объективных причин к строительству культовой постройки приступили после 100 лет после создания проекта. Средства на строительства на строительство предоставила строительная компания “Сибиряк”. Её же специалисты занимались возведением постройки. Храм, выполненный в стиле классической русской архитектуры XIV в, построили менее чес за год. Центральная часть представляет собой конструкцию, состоящую из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шатром с луковичной главой. Идентичные главы, установленные на узкие декоративные барабаны, расположены на углах четверика. К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида, а к остальным — притворы в форме килевидных закомар. Такую же форму имеет паперть с главным входным порталом, над которым располагается большое мозаичное панно. Внутренние стены белоснежного храма покрыты росписями. Освящение храма состоялось 4 декабря 2015 года. Престольный праздник в храме отмечается 31 августа.

Помимо культовых построек, на территории монастыря располагаются колокольня, здание культурно-исторического центра “Успенский”.

Интересно! На монастырской земле располагается храм во имя преподобного Сергия Радонежского, к которому примыкают архиерейские покои.

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре во имя Успения Пресвятой Богородицы проводятся ежедневно по следующему расписанию:

  • с понедельника по субботу проводятся 2 богослужения в 8 и 17 часов;
  • в воскресенье и праздничные дни службы проходят в 7, 9, 17 часов.


Богослужение в Успенском монастыре

Социальная деятельность

Совместно с департаментом культуры Красноярска Успенский монастырь создал культурно-исторический центр “Успенский”. Его деятельность направлена на развитие и укрепление культурных традиций и нравственных ценностей российского народа. На базе центра проводятся следующие мероприятия:

  • занятия для детей в творческих кружках;
  • выставки, посвящённые традиционным ремёслам и различным видам искусства;
  • организация и проведение православных музыкальных фестивалей.

Интересно! Занятия в творческих кружках и участие в мастер-классах проводятся на бесплатной основе.

Как добраться?

Быстро и просто можно добраться до монастыря автобусом №2, который следует от бахчисарайского ж/д вокзала до остановки «Староселье». Затем останется немного прогуляться.

На личном транспорте лучше ехать к обители с кольцевой трассы, что проходит перед Бахчисараем (если двигаться от Симферополя). На трассе имеется заметный указатель, показывающий путь к цели путешествия. Далее, минуя красивейшие скалы, доезжаем до Староселья и, припарковавшись на стоянке, продвигаемся к обители пешим порядком.

Следуем мимо старинной мечети Тахталы-Джами, построенной в XVIII веке, где можно утолить жажду в находящемся там фонтанчике, имея в виду предстоящий подъём к обители.

Святыни[править]

  • Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери, празднуемая 15 августа, — один из многочисленных образов Пресвятой Богородицы, известных христианскому миру. Явленная в незапамятные времена, ныне она считается главнейшей святыней Бахчисарайского Успенского монастыря. Икона Пресвятой Богородицы была чрезвычайно почитаемой за многочисленные чудотворения, которые происходили при молитвенном обращении к ней. Порой чудеса носили массовый характер. Так, в 1848 году икона прославилась рядом чудес во время эпидемии холеры. Н. В. Пивоварова приводит ряд примеров, свидетельствующих о глубоком почитании этого образа. Оригинальный образ оказался утраченным после вынужденного переезда в Мариуполь, никаких сведений о нем после 1918 года нет… Однако почитание иконы не кануло в лету. С возрождением монашеской жизни в Бахчисарайском Успенском монастыре возродилась и икона Божией Матери, некогда обретенная в этих местах. Новонаписанная копия образа, точь-в-точь повторяющая оригинал, ныне пребывает в главном храме обители. Зримым свидетельством преемства являются чудеса, которые снова стали происходить от Бахчисарайской иконы по молитвам верующих. Горит неугасимая лампада.
  • Святой источник Бахчисарайского монастыря

В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

  • Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе. Икона была пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верой приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной на этой скале, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконой на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
  • Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
  • Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне «Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года».
  • Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», пред образом этим горит неугасимая лампада.
  • Икона Успения Пресвятой Богородицы
  • Икона Божией Матери Всецарица
  • Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник
  • Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне

Интересные факты

Пещерные помещения монастыря обладают чудесными акустическими качествами. На площадке перед пещерной церковью шумят голоса посетителей, но стоит сделать пару шагов к северу и этот шум исчезает практически полностью. Так известняк со своей пористой структурой интенсивно поглощает шумы. Зная об этом, строители храма увеличили размеры помещений храма святых Константина и Елены, стены которых отражали звук.

Благодаря этому алтарь оказался в центре объёмного резонатора, и звуки молитв достигали до Чуфут-Кале, где попадая в пещерные рупоры, отражались и вновь возникали в монастыре. За счёт этого эффекта у молящихся христиан возникало впечатление, что вместе с ними молитву производят и близлежащие скалы.

О появлении храма бытует несколько красивых легенд. Так, молодой пастух, проводя стадо мимо одной из пещер, заметил в ней яркий свет. Внутри пещеры он с удивлением обнаружил освещённую пламенем свечи, парящую в воздухе икону Пресвятой Богородицы. Восхищению его не было предела, тем более что эпизод произошёл 15 августа — именно в День Успения Богородицы. Взяв икону домой, утром пастух обнаружил, что её нет.

Но, следуя на выпас, около той же самой пещеры он вновь увидел свет и икону. Пастух снова отнёс образ домой, но история повторилась. Односельчане, узнав об этом событии, догадались, что Дева Мария желает, чтобы на этом месте был выстроен храм в её честь.

Свято-Успенский монастырь посещали венценосные особы: императоры Александр I и II, Николай I. Происходящие здесь чудесные события и явления постоянно влекли и влекут сюда как христиан, так и просто любознательных людей, верящих в чудеса.

Главные святыни обители.

  • Икона Успения Богоматери в ризе из серебра – пожертвование коменданта Бахчисарая Тотовича. Верующие получают от этого дара исцеление душевных и физических заболеваний. Свидетельством тому – множество привесок из золота и серебра, как даров за избавление от неведомых хворей.
  • Дубликат иконы Божьей Матери в ризе из серебра, с драгоценностями. Пожертвование супруги генерала Мартынова в 1856 г.
  • Дубликат иконы Божьей Матери Киево-Печерской, в позолоченной ризе – дар митрополита Филарета по случаю торжества, посвящённого открытию скита.
  • Икона Спасителя с 84 фрагментами мощей святых – дар Корсунского Богородичного монастыря.
  • Крест с образом распятия Иисуса Христа. Композиция из трёх ценных пород древесины. Дар Старого Афона в 1850 г.
  • Образ Богоматери с младенцем. Отображён на скальных породах.

АЛАНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Аланский мужской монастырь – наиболее высокогорный

и южный православный оплот в России. Во времена Средневековья на его месте проживал старинный род Гусовых. Позже, в 17-м столетии, здесь появились сторожевые башни, сохранившиеся до сих пор. Теперь они служат колокольнями на подворье. В середине 19-го века на месте нынешней обители появилась церковь Святых жен мироносиц. Приход прослужил до 1928 года. После архимандрит Ипполит вдохновил братьев на поездку в Беслан, где в январе 2000 года был учрежден скит. Со временем он вернулся в Куртатинское ущелье – в 2004 году иноки восстановили храм Жен мироносиц и возвели братский корпус.

История монастыря

Староладожский Свято-Успенский женский монастырь — один из древнейших на Руси.

Свято-Успенский женский монастырь, вид с противоположного берега Волхова

Время основания Успенского монастыря точно неизвестно. Чаще всего в качестве даты основания обители указываются 1157-1158 годы. Но есть версии, относящие основание монастыря к началу 12 века или даже к концу 11-го.

Там, где находится монастырь, когда-то протекала маленькая речка Грубица, впоследствии засыпанная. Предполагают, что на мысу, образованном этой речкой и Волховом, еще задолго до монастыря существовало поселение, которое было одним из центров Ладоги.

По одной из версий монастырь был основан в начале 12 века, когда был построен древнейший из сохранившихся до наших дней каменных храмов Ладоги — церковь Успения Пресвятой Богородицы, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря.

Возможно, что основателем обители был князь Мстислав Великий. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он мог быть и заказчиком строительства Успенской церкви как усыпальницы для своей жены, шведской принцессы Кристины. Основательницей обители могла быть и сама Кристина; есть версия, что она была похоронена в Успенском монастыре.

Однако после того, как во время реставрационных работ на одной из арок в Успенском храме был обнаружен геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из сыновей Мстислава и Кристины, князю Ростиславу Мстиславовичу, возникло обоснованное предположение, что каменный храм Успения строили в 1157-1158 гг., когда князь Ростислав княжил в Новгороде; возможно, тогда же возник и сам монастырь.

Но, возможно, Успенский собор изначально был приходским, а монастырь вокруг него появился позднее; во всяком случае, первое упоминание о монастыре в летописях относится к 1500 году.

Есть и другая любопытная версия: монастырь с деревянной церковью Успения был основан еще в 11 веке дочерью шведского короля Олафа принцессой Ингигердой (она позднее стала известна как св. Анна Новгородская), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в качестве приданого.

В любом случае, Успенский монастырь является одним из древнейших монастырей Северо-Запада России, а Успенский храм — самым северным храмом в стране, построенным в домонгольский период, и самым древним храмом Ладоги.

Монастырь долгое время оставался одним из крупнейших религиозных центров на Русском севере.

Б. М. Кустодиев. Монахиня. 1908 г.
На картине изображена игуменья
Староладожского Успенского монастыря
Олимпиада.

В ходе русско-шведской войны 1610-1617 годов эти территории были захвачены противником, и Успенский монастырь был разорен. Монахини скитались по деревням. После заключения Столбовского мира в 1617 году и возврата земель России некая старица Акилина собрала оставшихся монахинь и возобновила монастырь. В том же году заново была освящена Успенская церковь — главный храм монастыря. Но многое пришлось строить заново.

В 1718-1725 гг. в монастыре находилась в заточении Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I и последняя русская царица. Во время ее пребывания здесь постоянно дежурил военный караул, было приостановлено пострижение новых послушниц и запрещен вход прихожанам на территорию обители.

Обитель стала пристанищем нескольких и других довольно известных женщин, о них — чуть ниже.

В 19 веке в монастыре началось интенсивное строительство: были построены Западные Святые врата, Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие здания.

Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, он избирал игумений из числа сестер обители для настоятельства в основанных им новых монастырях.

Многие известные люди делали пожертвования в пользу монастыря: супруга Александра II императрица Мария Александровна, меценат Алексей Томилов, живущий в усадьбе по соседству, граф Дмитрий Шереметев.

После революции монастырь был закрыт. Здесь размещался детдом, потом коррекционная школа. В 1958—1960 гг. была проведена комплексная реставрация храма, тогда были отреставрированы фасады и убраны более поздние пристройки.

В 2004 году все здания монастырского комплекса, — а они являются памятниками архитектуры федерального значения, — были переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии. Многие здания монастыря были в аварийном состоянии, начались ремонтно-восстановительные работы. В 2005 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. В августе 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия.

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь

На лесистых холмах к югу от Киево-Печерской Лавры издревле располагался Зверинец. Своё название, эта местность получила от княжеских «звериных ловов» в местных густых лесах, изобиловавших дичью.

Зверинецкий пещерный монастырь возник из нескольких пещерок монахов-отшельников. Пещерный храм, сохранившийся до наших дней, освящен в честь Архистратига Михаила. Примерно в конце XI века большая часть пещерножителей перешла в наземный монастырь. В пещерах же остались жить затворники и несколько монахов, которые совершали погребения усопшей братии.

По мнению историков, пещерная обитель на Зверинце была разрушена до середины XIII века во время одного из многочисленных набегов кочевников — печенегов, половцев или монголо—татар.

С июня 1911 г. тщанием  игумена Валентина (Коротенко) и попечителя скита князя Владимира Жевахова  у вновь обнаруженных пещер разворачиваются строительные и восстановительные работы. Был арендован участок земли над пещерами, привлечены опытные археологи, построен Надпещерный храм с кельями. Община на Зверинецких пещерах получила статус скита Киево-Печерской Лавры.

В 1912-1914 годах, во время раскопок в пещерах было найдено около 200 монашеских погребений, кипарисовая панагия (нагрудный епископский знак) и написанный на овальной железной пластине образ Богородицы, названный позже Зверинецким. Икона была помещена в драгоценный оклад, изготовленный на средства князя Жевахова.

После большевистского переворота и начавшихся гонений на Церковь Зверинецкий скит постепенно приходит в упадок, а из-за отсутствия средств и интереса со стороны государства дальнейшие исследования в пещерах были прекращены. В 30-е годы власти закрыли монастырь. Монахи были репрессированы, храм разрушен, имущество разграблено, а множество находок из пещер бесследно исчезли.

В 1997 году, милостью Божией, насельники Свято-Троицкого Ионинского монастыря положили начало возрождению Зверинецкого скита. А в  декабре 2007 года состоялась закладка храма Рождества Богородицы, главного в строящемся монастырском комплексе.

В апреле 2009 года было установлено местное празднование Собора преподобных отцов Зверинецких в 5-ю неделю Великого поста, а в июле того же года был учрежден Свято-Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь.

Адрес: Киев, ул. Мичурина 20-22, 01014.Телефон:(044) 285-24-40

Сайт монастыря: www.zvcaves.com.ua

Электронная почта: zvcaves@ukr.net

Свято-Успенский монастырь

В ущелье Марии (Марьям-дере) расположилась жемчужина бахчисарайских окрестностей —  Свято-Успенский монастырь. Его история начинается с VII века, когда греческие монахи основали здесь Успенскую церковь.

По местной легенде, именно в здешних скалах произошло явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии. Ее нашел пастух, икону перенесли к местному князю, но она все возвращалась и возвращалась на то место, где ее обнаружили. Это был красноречивый знак, что место это выбрано для храма.

В годы турецкого владычества церковь пережила упадок: состоялся исход христиан из этих мест (они основали город Мариуполь, куда и перевезли икону). Но после Крымской войны вокруг церкви стал отстраиваться монастырь.

В годы советской власти монастырь был закрыт, его возрождение началось с 1993 года.

Сейчас это очень популярное место для паломников и туристов.

Пещерный город Чуфут Кале

В окрестностях Бахчисарая много пещерных городов, но Чуфут Кале пользуется особой популярностью не только потому, что сюда просто и удобно добраться. Это еще и самый сохранившийся пещерный город в окрестностях.

Историки считают, что возник Чуфут Кале в IV-VI веках. Основало его племя сармато-аланов. По прошествии нескольких веков город превратился в мощную крепость, неоднократно осаждаемую татарами. Но покорить ее им удалось только в конце XIII века. В эпоху Крымского ханства татары покинули крепость, и здесь обосновались караимы. Отсюда и возникло название города: Чуфут-Кале значит «иудейская крепость».

Татарские ханы держали в здешних тюрьмах важных и знатных пленников: русские князья и воеводы, даже один польский гетман томились здесь в ожидании, когда за них заплатят выкуп.

Все экскурсии по Бахчисараю и пещерным городам

Караимская кенаса XIV века — молитвенный дом караимов.

А продолжаем гулять по территории пещерного города.

Дюрбе (мавзолей) Джаныке-ханым умершая в 1437 году. Дочь хана Тохтамыша, довольно влиятельная и мудрая правительница.

Когда вы гуляете по Чуфут Кале, не забывайте смотреть по сторонам.

Здесь много обзорных площадок, виды с которых прекраснее древнее памятников (ИМХО).

Чауш-Кобасы — подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века.

Усадьба Авраама Самуиловича Фирковича (1787-1874), известного караимского ученого-гебраиста. Он изучал иврит, а также написал очень спорный труд о караимском учении.

От усадьбы открываются потрясающие виды на пещеры средневекового города

Все экскурсии по Бахчисараю и пещерным городам

Дом Чал-Борю (Седой волк) восемнадцатого века.

Восточные ворота

Оборонительные стены VI-XV века

На территории городища двадцать лет назад был найден клад с монетами общим весом почти 5 килограммов.

Квартиры в Бахчисарае | Туры по Крыму | Аренда авто в Крыму

Святыни монастыря

В 1908 г. появился документ с описанием всех святынь храма. Одна из них – «Успенья Богоматери». Образ чудотворный, оформлен в серебряную рамку и многим дала желанное исцеление. Копию иконы «Панагия» когда-то нашли на скальной стене. Образ оформили в серебряную ризу, украсили драгоценными самоцветами и жемчугом. На стене находился образ Богородицы – как раз на месте появления «Панагии». Здесь всегда была неугасимая лампадка.

Копия с картины Божьей Матери Киево-Печерской появилась в храме в качестве подарка от митрополита Филарета. Этому предшествовало всенощное бдение. Также в храме хранился образ Спасителя с частичками мощей 84 святых. Икона была прислана из Корсунского монастыря. Еще одна святыня – крест с изображенным на нем Христом. Предмет был выполнен из кедра, кипариса. На одной стороне креста – надпись о том, что это – подарок со Старого Афона.

Во время Святой власти почти все реликвии оказались уничтожены, а уцелевшие отправлены в Мариупольский музей, но остались копии некоторых образов. Со временем восстановили и главную – икону Успенской богоматери.

Описание

Свято-Успенский пещерный монастырь уютно располагается в 2 километрах от г. Бахчисарай, в скале ущелья Святой Марии (Марьям-Даре), где ещё сохранились фрагменты татарских построек XVI века.

Находясь в сердце ущелья, среди живописнейших, созданных природой красот земли крымской, окружённое мощными и высокими скалами, это белоснежное, рукотворное чудо ничуть не диссонирует с окружающим его горным ландшафтом.

Дорога к обители пролегает по балке ущелья Марии, где по правую руку опасливо нависают горные глыбы, а по левую – крутизна обрыва. Выше по дороге, в гладких, обработанных скалах, располагаются вырубленные натруженными руками монахов пещеры-кельи.

Далее, неожиданно, как из сказки, в высоте появляется белый купол Успенского храма монастыря, к которому восходит просторная, величественная лестница. Путешествие в глубь веков начинается здесь, где присев под сенью вековых деревьев, можно внимательно рассмотреть стену с множеством изображений всемирно известных храмов и монастырей.

Убранство храма поражает своей аскетичностью – в нём нет расписных потолков, изразцовых стен и богатой мозаики. Ничто не отвлечёт внимания паломников от основной святыни лавры – чудотворной иконы Божьей Матери «Троеручица».

В главном пещерном храме, вырезанном в горе, светлый, выполненный из камня, иконостас отделяет алтарную часть. Пол покрыт незатейливым мозаичным орнаментом, напоминающим херсонесские творения. Справа от входа вдоль стены расположена небольшая колоннада. Слева, из окон, в помещение проникают неназойливые лучи южного солнца.

Среди колонн, в стене справа, имеется небольшая пещера, где хранится почитаемый список с образа Бахчисарайской Божьей Матери. Сама же икона, ставшая причиной для возведения монастыря, была перенесена в процессе переселения христиан из Крыма (XVIII в.). Она долгое время, до 1918 г., хранилась в Успенском храме около Мариуполя, а далее след её теряется.

За забором лавры расположено несколько храмов, кельи монахов, звонница и хозяйственные постройки. Некоторые помещения для туристов открыты.

Несколько ниже храма Успения находится вырубленный в скальных породах миниатюрный храм Марка. Искусно отделанный деревом, он выглядит очень уютно. Здесь происходят будничные богослужения, а воскресные и праздничные – в главном храме.

На главной монастырской площади, в честь иконы Божьей Матери, расположен «Животворящий источник», и сооружённая над ним в виде фонтана часовня. Изначально образ «Живоносного Источника» существовал в списках без его изображения. Позднее в композицию включили фиалу, а затем на иконе появились изображения водоёма и фонтана.

Появление мозаичной иконы Богоматери «Живоносный Источник» связано с чудотворным исцелением Богоматерью слепого, произошедшим в V веке у источника недалеко от Константинополя. Ставший свидетелем этого чудесного исцеления воин Лев Маркелл, возвысившийся затем до императора (455— 473), возвёл на месте источника одноимённый храм («Живоносный Источник»).

С 1993 года в обители открыт мужской монастырь. Церковь Успения Богородицы отреставрировали. Отдельные внутренние постройки монастыря до сих пор находятся на стадии реконструкции.

На другой стороне долины виднеются необычные хозяйственные постройки, похожие на большие украинские хаты, с типичными для них крышами. Однако это не крыши, а выступающие скальные породы, к которым изобретательные монахи пристроили лишь стены, получив удобные хозяйственные помещения. Там содержат различную живность и овощи для пропитания.

Ныне, кроме двух восстановленных пещерных храмов, возведено немалое количество наземных строений: среди них братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские. В долине активно строятся новые и реставрируются старые здания.

На выходе из обители – дорога дальше в гору, на Чуфут-Кале.

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector