Обзор старинных крестов
Содержание:
- Золотые и серебряные нательные кресты
- Самый высокий крест в мире
- Из истории процветшего креста
- Особенности распятия
- Дореформенные кресты
- Особенности старой веры
- «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
- Нововведения Патриарха Никона стали причиной Церковного раскола и образования староверов
- Перста
- Разница староверов и православных
- Меднолитые кресты
- Терминология
- Разновидности крестов
- Всё, что нужно знать о старообрядческих нательных крестах
- Как началась история православной церкви
Золотые и серебряные нательные кресты
Одновременно с обозначенной семантической типологией нательных крестов можно отметить и типологические группы, используя материал и технику, применявшуюся при изготовлении крестов. Часто задаётся вопрос, насколько были распространены золотые кресты? На территории Руси таких крестов обнаружено очень мало. При этом они вовсе не редкость на территории Византии.
Нательные кресты, относящиеся к XI-XIII векам, изготовленные из серебра, — это довольно немногочисленная группа предметов. Форма у них, в основном, простая, при которой окончаниями «ветвей» являются бусины. Встречаются кресты довольно крупных размеров, имеющие «скандинавский» орнамент. Кресты, изготовленные из серебра, лишь в редчайших случаях имеют необычную форму. Некоторые археологические публикации информируют о погребальных крестах, материалом которых служило листовое серебро, однако это происходит совсем нечасто.
Самый высокий крест в мире
В России и за её пределами установлены десятки тысяч поклонных крестов. Но некоторые из них, подобно кресту в Красноярске, получили особенную известность.
Самый высокий крест в мире находится в Испании, в 58 километрах от Мадрида, в горах Гвадаррамы. Здесь расположен огромный мемориальный комплекс, известный как «Долина павших», и построенный генералом Франко в качестве памятника погибшим в гражданской войне.
Крест в “Долине павших”, Испания
В доминирующей над долиной скале вырублена базилика, где совершают богослужения монахи из расположенного поблизости бенедиктинского монастыря. На высоте 25 метров над скалой располагаются статуи четверых евангелистов работы знаменитого скульптора Хуана де Авалоса. Еще примерно в 15 метрах вверх – его же скульптуры, изображающие главные христианские добродетели.
Венчает же памятник гигантский железобетонный крест высотой 150 метров, ширина поперечной перекладины которого достигает 46 метров. Внутри креста движется лифт, доставляющий посетителей мемориала к смотровым площадкам. Крест-памятник в «Долине павших» виден с расстояния сорока километров.
Из истории процветшего креста
Процветшие кресты в разных вариантах своего изображения – от предельно условного до натуралистичного – встречаются в христианском искусстве едва ли не всех стран и эпох.
Вариации процветшего креста появились еще в первохристианском искусстве, а затем в Византии, и перешли оттуда в разные страны. Например, в катакомбах Понциана (Рим, VI век) сохранилось изображение креста, нижний рог которого «процвел» небольшими, под углом устремленными вверх, цветочками.
Процветший крест
любим в Армении, где он фактически стал символом национальной церкви; встречаются процветшие кресты в грузинском и греческом церковном искусстве, а также в Западной Европе.
В отечественном искусстве, в том числе в мелкой пластике, процветший крест появился с первых времен христианства на Руси. Его изображение можно увидеть и в убранстве храмов. Например, гробницу великого князя Ярослава (XI век) в Софийском соборе г. Киева украшает несколько изображений процветшего креста: в одном случае он увит покрытой цветами и плодами виноградной лозой, в другом – произрастил из себя довольно мощные деревья.
Особенно широко процветший крест распространился в отечественном церковном искусстве XVII столетия. Это не случайно: именно в этом веке русские ювелиры и иконописцы шире всего использовали разнообразные христианские символы, а церковное искусство стало особенно декоративным. В этом веке образ процветшего креста сделался особенно пышным. Причудливая поросль окружила Крестное Древо со всех сторон, «разрослась», сделавшись великолепной и сложной.
Особенности распятия
В середине 17 века Православная церковь претерпела определенные потрясения. Это были реформы, которые проводил Патриарх Никон. Хоть основной сферой реформирования была внешняя обрядовая сторона богослужения, и религиозная догматика не затрагивалась, но это все-таки привело к расколу церкви.
Староверы решили отделиться от официальной церкви, но недолго оставались единым движением. Вскоре оно также распалось на несколько групп, которые имели каждый свой старообрядческий крест.
К основным особенностям этих крестов относят:
- Восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного.
- Следующим отличием есть старообрядческие кресты без распятия. Для создателей такого креста была важна лишь форма, которая несла в себе символ христианства.
- Наличие двух перекладин: верхней и нижней, которые символизируют собой табличку и подпорку для ног. На верхней табличке писали грех, за который осужден разбойник, а нижняя символизировала своеобразные весы, на которых взвешивались людские грехи.
- Еще одним отличием старообрядческого креста от православного есть наличие навершия – верхняя часть креста. У одной группы старообрядцев оно может изображаться в виде нерукотворного образа Спасителя или Бога Саваофа. У других же может быть изображение Святого Духа в виде голубя.
- Еще одной особенностью является так называемая Пилатова надпись. В Евангелии написано, что она была сделана Пилатом, по приказу которого и был казнен Иисус. Именно с надписями на старообрядческих крестах связано много споров. Многие представители данного группы поддают сомнению тот факт, что достойна ли быть эта надпись на кресте. Ведь именно этот человек проклял церковь.
Дореформенные кресты
Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.
Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.
Особенности старой веры
Глобальным отличием старообрядческого от православного креста является то, что первый не содержит изображение распятого Иисуса. Для староверов данный факт имеет большое значение.
Двойное распятие
Во-первых, нательный крест — не только символ веры, знак причастности к православию, но и ежесекундное напоминание человеку о мученической смерти Христа во благо спасения человечества. Сам по себе крест — это и есть распятие. Потому изображение на нём Спасителя фактически означает, что его распинают ещё раз. Что, по мнению старообрядцев, является глумлением над Иисусом.
Оскорбление святыни
Во-вторых, сторонники старой веры разделяют понятия «символ» и «образ». Так, нательный крест — это символ искренней веры в Бога, а изображение Христа — образ, соответствующий иконному изображению. Потому старообрядцы считают, что скрывая под одеждой икону с изображением Спасителя человек, в сущности, обращает её в языческий амулет. Что, безусловно, нельзя считать христианским поведением.
Мужской и женский крест
Ещё одной особенностью символа веры старообрядцев является то, что мужские и женские тельники отличаются по форме. Первые — имеют ровные боковые грани, строгую форму. Что символизирует силу, мужество, защиту семьи. Вторые — похожи на цветочные лепестки. Что символизирует зарождение новой жизни, гибкость, кротость.
Женский крест староверов
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
Наперстный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.
Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» .
Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).
Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.
Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»
Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.
Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).
Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера
Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).
Нововведения Патриарха Никона стали причиной Церковного раскола и образования староверов
Чтобы разрешить вопросы и создать единые обычаи и традиции в русском православном мире в 1656 году Патриархом Никоном был созван Церковный Собор в Москве. На Собор были приглашены представители восточных иерархов, которые в главном вопросе крестного знамения, провозгласили:
В скрижали были письменно зафиксированы слова трех восточных иерархов о трехперстном крещении, которое признавалось единственно верным. Скрижаль. — Москва : Печатный двор, X. 1655; дополнительные статьи 2. VI. 1656 с. 429 В результате последовали нововведения. Главные реформы коснулись унификации церковных обрядов согласно греческим, в первую очередь совершать крестные знамения тремя, а не двумя перстами; Реформа также затронула корректировку русских православных книг по новопечатным греческим.
Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881гг. Староверы вели рьяную дискуссию со сторонниками реформ о том, какие традиции Православия истинные
После Собора Русской Православной Церкви совершающие крестное знамение двумя перстами были преданы анафеме. Спустя два года анафема распространилась на древние церковные обряды, а тех, кто следовал им, признавали еретиками. Отлучения от церквей стали главными причинами раскола, и появления старообрядчества.
П.Е. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума» (протопоп Аввакум был старовер и один из рьяных противников реформ Никона). После реформ Никона все староверы были объявлены еретиками и приговаривались к смертной казни
Поэтому староверами принято сейчас называть людей, которые живут и служат по законам древнего православия дореформаторской Руси, до Церковного раскола.
Не смотря на долгие, жестокие гонения и преследования старообрядчества, стоит отметить, что его отличие от православной церкви не столь велико. Изменения в обрядах затронули лишь некоторые составляющие: как крестились, как писали имя Христа, какой крест признавался, каким образом совершали крестные ходы (по солнцу или против) и несколько других.
Перста
Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.
Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.
Разница староверов и православных
Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.
Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.
Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.
Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.
Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:
- Имеет старообрядческий крест отличие от православного, но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
- Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
- Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. л дан указ всем выполнять православие крестное знамение троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
- Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
- Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
- Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
- Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.
Меднолитые кресты
Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.
В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.
Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.
Терминология
Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.
В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.
Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».
В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства
Разновидности крестов
Для лучшего понимания, чем же отличается киотный крест от остальных, необходимо разобраться, какие же вообще бывают разновидности крестов и для каких целей они используются. Все кресты можно разделить на 3 основных группы:
- Нательные. Такие изделия имеют самые небольшие размеры. Зачастую они не имеют более 8 см в высоту. Они оборудованы небольшим ушком и предназначены только для ношения на теле.
- Металлические наперсные. Это крупные изделия, которые также используют для ношения на груди. Они очень похожи на киотные, однако их главное отличие – отверстие для подвешивания. В большинстве случаев оно находится сверху (как в нательных), но иногда оно может быть и сзади изделия.
- Киотные кресты. Такие изделия также изготавливались массивными и тяжелыми. В основном они размещались у людей среди икон. Также их могли врезать в ставротеки. Стоит отметить, что киотные кресты были в большом почете у староверов, как правило, их ставили в самом почетном месте дома.
Всё, что нужно знать о старообрядческих нательных крестах
Находки нательных крестов среди поисковиков отнюдь не редки. Основная причина – это верёвочки, которые часто перетирались, чуть реже отламывалось ушко. Таким образом, после монет, крестики самая частая находка.
Довольно часто нашу команду приглашают люди поискать фамильный клад где нибудь у себя в огороде. Мы не отказываемся, но предварительно договариваемся, что независимо от результатов поиска, сопутствующие находки, типа монеток и крестиков, мы оставляем себе. Обычно люди соглашаются на такие условия.
Мужской старообрядческий крест с остатками голубой эмали
Бывает найдёшь крестик в огороде, а у людей в глазах баксы, думают, что он стоит невероятных денег, а когда слышат слово “старообрядческий”, так и вовсе за голову хватаются от того, что договорились, что находки наши.
Ну, да не о том статья. Я заметил, что почти никто не не знает, что значит старообрядческий крест и чем он отличается от православного креста. (Друзья кладоискатели, конечно, я не вас имею ввиду)
Чтобы не затягивать публикацию в мелкие подробности вдаваться не буду. Всё будет коротко и по существу.
Итак, после реформы патриарха Никона в середине 17 века, значительная часть людей не приняла обрядовых нововведений и произошёл раскол. Этих людей и стали называть “раскольники” и “старообрядцы” ибо они отстаивали прежние ритуалы проведения обрядов.
Это православные крестики. На них допускается изображать святых.
Что касается нательного крестика, то старообрядцы признавали только одну форму – восьмиконечный крест. Чаще всего он был вписан внутрь четырёхконечного. Обязательным считалось наличие на кресте, с обратной стороны, молитвы: “Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»
Различают два типа нательных старообрядческих крестиков: женский и мужской. У женского более плавные формы и в народе он получил название листик.
Крестик листик моей супруги. Из земли, батюшка освятил. Типичный крест старообрядцев.
Основное отличие между старообрядческим и православным крестами – это отсутствие фигуры Иисуса Христа у старообрядцев. Они считали, что изображать Христа можно только на иконах.
Простому православному человеку нет смысла вдаваться в теологические прения возникшие после реформы Никона. Достаточно знать, что основные изменения коснулись лишь обрядовой стороны. Старообрядцы такие же христиане как и все остальные. А их тельник это восьмиконечный крест вписанный в четырёхконечный с молитвой на обратной стороне. Если есть изображение Иисуса Христа – крест “новообрядный”.
Например на юге России старообрядческие кресты были распространены вплоть до 20-х годов 20 века.
43+
Подпишитесь на новости сайта, чтобы получать уведомления о новых публикациях
Подписаться
Как началась история православной церкви
Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.
Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.
Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.
Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.
При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:
- 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
- 990 году Ростовская епархия;
- 992 году Новгородская епархия.
В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.
К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.
Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.
В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.
Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:
- исправление текста в богослужебных книгах;
- написание икон, похожих на византийские;
- вместо Исус появилось написание Иисус;
- ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
- земные поклоны были заменены поясными;
- движение во время служения стало посолонь;
- стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
- была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.