Александровский мужской монастырь в суздале

Содержание:

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь(Лукианова пустынь)

Начало истории монастыря относит­ся к 1594 г., когда в с. Игнатьеве расположен­ном неподалеку от нынешнего Лукьянцева, была построена деревянная церковь Рождества Богородицы. Храмовая икона Рождества Богородицы из этой церкви, по пре­данию, несколько раз исчезала и явля­лась в урочище посреди лесов, называв­шемся «Псковитино Раменье». Эти чудеса были приняты за указание к перенесению храма на место чудесного явления иконы.

В 1640 г. монах Илларион, получивший монашеское имя Лукиан, основал здесь мужскую оби­тель. Каменное строительство в монастыре началось в конце XVII века.

В 1920 г. монастырь был закрыт. 12 мая 1991 г. Богородице-Рождественская Лукианова мужская пустынь была возрождена.

Рака с мощами преподобного Лукиана находится в храме Богоявления Господня на территории обители.

Лукианова пустынь редкий во Владимирской области пример позднесредневекового монастыря с сохранившимся ансамблем построек рубежа XVII-XVIII вв. Центральным сооружением комплекса является Богородице-Рождественский собор (1712 г.). Он принадлежит к характерному для конца XVII- нач.XVIII в. типу бесстолпного пятиглавого кубического храма на подклете с обиходными галереями. В декоре использованы элементы архитектуры барокко. В интерьере собора сохранились фресковые росписи в стиле позднего классицизма, выполненные в середине XIX в.

Адрес:Телефон:Сайт:http://slpustin.ru/

Церковь преподобного Серафима Саровского, г. Александров

Храм был построен в 1904 г. и был одним из первых в России, освященных во имя канонизированного в 1903 г. великого русского святого Серафима Саровского. В 1910 г. храм был расписан в византийском стиле. Закрыт в 1928 г., капитально перестроен.

1 августа 2003 года у храма была возведена одноименная храму часовня. С 2007 г. открыт для верующих.

Храм был построен в русском стиле с высокой пирамидальной крышей, увенчанной главой и золоченым крестом. Колокола висели на звоннице на северной, внешней стене храма. Угловые пилястры основного объёма храма были украшены чудесными полихромными изразцами. http://www.xramserafima.ru/

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь(Зосимова пустынь)

Зосимова пустынь основана во второй половине XVII в. схимонахом Зосимой.

После смерти старца пустынь переживала периоды расцвета и упадка. Во второй половине XIX в. началось постепенное возрастание и процветание пустынной обители.

В конце XIX- начале XX вв. Зосимова пустынь получила широкую известность как центр духовничества и старчества. За сотни верст от пустыни были известны старцы Герман и Алексий Зосимовские.

Зосимову пустынь называли миниатюрой Оптиной. Под духовным руководством Зосимовских старцев находились вел. княгиня Елизавета Федоровна и сестры Марфо-Мариинской обители, философы С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев, о. Павел Флоренский. В 1923 году Зосимова пустынь была закрыта. Жизнь Зосимовой пустыни возродилась 15 марта 1992 г.

В монастыре покоятся мощи святого угодника Владимирской земли Зосимы, а также мощи его последователей — схиигумена Германа и схимонаха Алексия.

Постройки Зосимовой пустыни выполнены в русском стиле, характерном для архитектуры 2-й половины XIX в. Они отмечены необычайной узорностью декора и стилизацией форм под древнерусское зодчество.

ХРАМЫ

На территории Александровского района Владимирской области находятся 23 прихода, часовни и поклонные кресты, расположенные более, чем в 65 населенных пунктах. Приходские храмы города и сельской местности представляют собой основные этапы развития русского зодчества от XVII до XX вв. В некоторых храмах сохранилась масляная живопись 2-й половины XIX в.

Фото и описание

В городе Суздаль, на одном из берегов речки Каменка стоит старинный Александровский монастырь. Согласно древним легендам, он был выстроен при поддержке Александра Невского, ведь в 1240 году он решил возвести монастырь в честь победы над шведскими войсками и освятить его во имя своего ангела-хранителя.

Известно, что в 14 столетии монастырь пользовался особой популярностью среди московских князей, например, сам Иван Калита, а также его сын Иван завещали монастырю большие земельные наделы. Именно с этого момента Александровская женская обитель, вскоре ставшая мужской, стала называться как «Великая лавра». Существует мнение, что в этот промежуток времени обитель была усыпальницей, предназначенной для суздальских княгинь, ведь об этом доказательно свидетельствует несколько сохранившихся надгробий, на которых имелись надписи – Агриппина (1362) и Мария (1363).

Первые постройки были сделаны из дерева и до настоящего времени не сохранились. Начиная с 1608 и заканчивая 1610 годами, польско-литовское войско буквально полностью сожгло Суздаль, а вмести с ним и Александровскую обитель. Прошло много десятилетий, когда началось долгожданное возрождение монастыря. В 1695 году митрополит города Суздаль получил от Натальи Кирилловны – матери Петра Великого и царицы – денежные средства для цели возведения нового храма с колокольней, которую после постройки освятили во имя праздника Вознесения Господня.

В первые десятилетия 18 столетия один из наиболее востребованных и талантливых мастеров города Суздаль И. Грязнов самостоятельно обнес Александровский монастырь высокой каменной оградой, оснащенной башенками, которые были изящно стилизованы под оборонительные сооружения; этот человек выстроил и Святые ворота.

В середине 1764 года, когда императрица Екатерина II проводила реформу, касающуюся секуляризации земель, было предусмотрено закрытие некоторого количества монастырей. Согласно сохранившимся источникам Александровская обитель подлежала упразднению, при этом главная церковь монастыря – Вознесенская – стала действовать как приходская.

В конце 2006 года Александровский монастырь был передан под власть Владимиро-Суздальской епархии, поэтому он снова возобновил свою работу только как мужской монастырь.

При обители находится колокольня, которая расположена рядом с Вознесенской церковью. Колокольню можно заметить издалека, она поражает своей высотой и статностью по причине стройного шатра. Уникальность колокольни состоит в том, что она является единственной во всем Суздале, выстроенной согласно шатровому типажу и совершенно не содержащей фасадных украшений. Для звонницы характерен восьмигранный массивный столп, который выставлен на небольшой низкий четверик, фактически полностью лишенный декорного оформления. Шатер декорирован при помощи скромных арочных проемов, а также оснащен слуховыми оконными проемами; он отлично подчеркивает чистые и ровные грани четверика. С самой вершины звонницы можно увидеть удивительной красоты панораму, которая открывает все окрестности города Суздаль.

Александровская обитель по всему периметру окружена кирпичной оградой, построенной в 18 веке; от нее сохранились только некоторые фрагменты, а также главные ворота, оснащенные надвратной башней. Архитектурное оформление ворот очень просто – имеются два восьмерика, которые поставлены друг на друга и перекрыты при помощи тёса. В самом первом ярусе ворот размещается проездная широкая арка, при этом верхняя часть башни венчается небольшой главкой

Важно отметить, что совершенно неслучайно весь ансамбль ворот очень похож на Святые ворота известного Ризоположенского монастыря. Оба объекта проектировал и выстраивал один и тот же мастер по имени Иван Грязнов, который играл ключевую роль в строительстве Ризоположенского монастыря

Собор Рождества Христова, г. Александров

В 1627 г. на месте, где ныне возвышается Рождественский собор стояли две деревянные церкви — Рождества Христова и Николая Чудотворца. В 1696 г. вместо двух деревянных церквей на Царской горке был построен каменный храм Рождества Христова с приделом святителя Николая Мирликийского. В 1825 г. по заказу городского головы И. Никитина и купца Н. Каленова крестьяне Е. Борисов и Л. Дмитриев возвели новую колокольню. В 1847 г. на средства местного фабриканта И.Ф. Баранова храм был надстроен вторым ярусом и расширена трапезная. В трапезной собора два придела: Святителя Николая и Михаила Архангела. Двухэтажное здание богадельни, стоящее севернее храма, на противоположной стороне Соборной площади, было выстроено в 3-й четверти XIX в., тогда же у южного фасада собора появилась одноэтажная сторожка.

В конце 1920-х г. храм был закрыт. Колокольня и завершение храма разобраны. В 1992 г. храм был открыт для верующих. С 2013 г. — кафедральный Собор Александровской епархии.

Монументальное сооружение с оригинальной объемной композицией, возведенное на основе храма конца XVII в., получило в результате перестроек XIX в. своеобразный облик, в котором сочетаются черты позднего классицизма и русско-византийского стиля. От первоначального собора, возведенного в 1696 г., сохранился нижний ярус четверика и апсида.

Экспозиции

В рамках самостоятельного посещения или с экскурсией вы сможете посетить Кремль за крепостной стеной, Успенский собор, многочисленные церкви Александровской слободы, а также экспозиции внутри зданий.

Ежедневно для одиночных посетителей организуются экскурсии: со вторника по пятницу в 12:00, в выходные в 11:00 и 14:00.

Государев двор в Александровской слободе

В рамках экспозиции рассказывается о становлении столицы опричнины на месте дворцовой деревни

Особое внимание привлекает «Домовой храм Ивана Гроздного» и росписи шатра. Это единственный сюжетно расписанный шатер из сохранившихся в стране

Роспись отличает тонкий рисунок и лаконичный художественный язык.

Царственные особы в Александровской слободе

В белокаменной палате XVII века рассказывается о династиях Рюриковичей и Романовых, силами представителей которых поддерживался статус Александровской слободы, как царского имения.

Столовая палата XVI века

В рамках экспозиции воссозданы интерьеры, представлена утварь, кубки и чарки, бывшие в столовой палате для «малых приемов», где встречали иностранных послов и бояр.

Иван IV Грозный в художественных произведениях

В палате, бывшей «казнохранилищем», разместилась выставка художественных произведений, посвященный царю. Выставка отражает различные взгляды художников различных эпох на личность одного из самых неоднозначных правителей РУси.

Сенник постельный

В Александровской слободе для подтверждения ее столичного статуса проходили свадьбы Ивана Грозного. Первую брачную ночь полагалось проводить в специальном помещении, сеннике, который декорировался специальным образом. В палате воссоздан такой свадебный сенник.

Сокровища земли Александровской

Здесь собрана коллекция художественных произведений, созданных в Александровской слободе. Лучшие образцы иконописи, книги начала XVI века, предметы декоративного искусства — оклады, кресты, кадила, а также образцы шитья, созданные местными вышивальщицами.

Александровская слобода. Легенды и были

На выставке можно узнать историю таинственных событий Александровского кремля: загадка смерти Ивана III Васильевича, судьба либерии Ивана Грозного, конфликты царской семьи и многое другое.

Экспозиции Александровской слободы на официальном сайте

Сергей Кузнецов

Как добраться

Александровская слобода находится в центре города Александров Владимирской области, по адресу Музейный проезд, 20.

GPS-координаты: 56°24’01.3″N 38°44’24.6″E

На электричке

Электрички стартуют с Ярославского вокзала с периодичностью примерно 1 раз в час. Время в пути до станции «Александров-1» около 2 часов. Расписание на Яндекс.Расписания

Добраться от вокзала до музея-заповедника можно на автобусах № № 4 и 7, пешком или на такси. Стоимость поездки — до 100 рублей. Из приложений для вызова такси в Александрове действует Яндекс.Такси и местное Твое.Такси.

Александровская слобода на Google-панорамах

Очень подробное видео об Александровской слободе (Александровском Кремле)

Достопримечательности

В пределах музея-заповедника много архитектурных достопримечательностей. Расскажем о некоторых из них.

Троицкий собор

Самый старый храм Александровской слободы был построен в 1513 году. Это прекрасный памятник русского зодчества, после создания имевший разноцветные стены. Основная достопримечательность Троицкого собора — «васильевские» ворота, привезенные сюда из разграбленного Великого Новгорода великим князем Василием.

Покровская церковь

Покровская церковь закрыта на реставрацию до 31 декабря 2020 года.

Покровская церковь изначально была освещена как Троицкая. Построена в 1510-х годах. Является первым каменным шатровым древнерусским храмом. Архитектором был Алевиз Новый, итальянский архитектор, привнесший в стрельчатую архитектуры русских церквей элементы Ренессанса.

Распятская церковь-колокольня

Церковь известна, прежде всего, как своеобразная родина русского воздухоплавания. По легенде холоп Никита спрыгнул с нее с прикрепленными к руками деревянными крыльями с перьями. По счастливой случайности он перелетел через реку. Впрочем, после приземления его ждала казнь, так как «не положено летать человеку, аки птице».

Еще одна легенда ходит о толстых стенах церкви, которые гасили крики пыток времен Ивана Грозного.

Церковь Сретения Господня

Одноэтажная белена церковь, выстроенная в лаконичной псковской архитектуре, была построена с больничными кельями для размещения больных и умирающих монахинь монастыря.

Иван Грозный в Александровской слободе

Марина Гололобова

Место в истории Александровская слобода получила благодаря имени царя Ивана Грозного. Однако история ее началась чуть раньше.

Строительство Александровской слободы связано с именем царя Василия III. Он в 1505 году он основал здесь дворец, который служил загородной резиденцией по образу и подобию популярных тогда европейских резиденций.

В 1564 году сюда переезжает Иван Грозный и Александровская слобода на 17 лет становится столицей Руси и центром опричнины. Иван Грозный до переезда продолжительное время усердно молится в храмах и соборах Москвы. Затем приказывает собрать самые ценные сокровища церкви и государственную казну, приближенным боярам забрать с собой семьи. Вместе с армией они отправляются в Александровскую слободу. Иван Грозный, по его собственному высказыванию, отправился сюда, чтобы «слушать наставления Божие».

Царь основал своего рода «монашеское братство», в которое вступил весь его опричный корпус, а сам он стал игуменом. Царь звонил в колокола, служил молебен, неоднократно заявлял о своей желании постричься в монахи. Он повелел изготовить особую монашескую одежду из грубой ткани на козьем меху. Под которой, к слову, носили богатые одежды. Впрочем, долго особое братство не продлилось и уже в 1570–71 годах многие братья были казнены по приказу царя.

Отдельное монашеское братство было одним из проявлением опричнины и укреплением ее статуса. Опричнина — это личный удел Ивана Грозного, отделенный от страны с государственным аппаратом и собственным войском. Период опричнины сопровождался репрессивными мерами, конфискацией имущества в пользу государства, борьбе с возможными изменниками в среде бояр. Этот период ознаменовался массовыми казнями знати.

Отсюда Иван Грозный управлял Московской Русью, здесь принимал иностранных послов и направлял войска в захватнические походы.

Здесь же умер сын царя, Иван Иванович, убитый, по известной версии, самим Грозным. Однако историки сходятся во мнении, что достоверных доказательств тому нет.

Марина Гололобова

По прошествии Смутного время — периода русской истории, с 1598 по 1613 год, ознаменованного гражданской войной, интервенциями, тяжелейшим политическим и экономическим кризисом, на престол избирается Федор Михайлович, первый из династии Романовых. Александровская слобода теряет свое столичное значение.

Когда на троне царствовал Алексей Михайлович (будущий отец Петра I), местные купцы добились у царя разрешения организовать в бывшей царской резиденции монастырь для женщин, которые оказались в бедственном положении после Смуты. Так в 1650 году зародился Свято-Успенский монастырь.

Александровская слобода становится излюбленным местом для ссылки нового царя Петра I. Он насильно постригает в монахини сводную сестру Марфу, обвиненную в пособничестве стрельцам, а затем — и свою первую супругу Евдокию.

В 1923 году монастырь закрыли, а все его ценности и помещения передали только что созданному музею-заповеднику. Территорию резиденции стали называть поселок «Заря». На территории собора разместили огороды, в кельях стали жить люди. В 1970-х внутри организовали планетарий.

В 90х годах прошлого века монастырь возродился и сейчас действует. Монахини занимаются художественными ремеслами, в том числе золотошвейным производством.

Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба, с. Волохово

В 1699 г. на месте, где стоит храм существовала древняя деревянная церковь. По преданию, здесь был монастырь, сожженный поляками в 1609 г. В 1805-15 гг. на средства помещика А.А. Баскакова был построен существующий храм. В трапезной имелись пределы: Алексия Митрополита и великомученицы Варвары.

Закрыт в 1930-х гг. С 2006 г. храм открыт для верующих. В настоящее время подворье Смоленской Зосимовой пустыни. Идет реставрация храма. Один из самых ярких в области примеров усадебного храма в стиле зрелого классицизма; особенности архитектуры позволяют предположить участие в его создании московских архитекторов круга М.Ф. Казакова. Сохранились фрагменты масляной живописи 2-й половины XIX в. http://www.hram-volohovo.ru/

Александровский монастырь: что рядом?

Александровский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Петропавловская и Никольская церкви ~ 0,3 км. Покровский собор Покровского монастыря ~ 0,3 км

Покровский собор Покровского монастыря ~ 0,3 км

Благовещенская надвратная церковь Покровского монастыря ~ 0,3 км

Покровский монастырь ~ 0,3 км

Приказная палата Покровского монастыря ~ 0,3 км

Ризоположенский монастырь ~ 0,5 км

Ризоположенский собор Ризоположенского монастыря ~ 0,5 км

Памятник Д.М. Пожарскому ~ 0,5 км

Создание музея

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская cлобода» был основан в 1919 году и за прошедшие сто лет прошел большой путь развития.

Сначала он находился в подчинении Исторического музея Москвы, затем, с 1974 года — в подчинении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, но получение федерального статуса в 1994 году смогло по-настоящему преобразить Александровский Кремль и спасти его от разрушения. На всех 14 объектах памятника были проведены реставрационные работы. Была разработана особая концепция развития музея, согласно которой главными объектами стали сами здания и их интерьер. В создании ансамбля Александровской слободы приняли участие важнейшие архитекторы того времени, представители русской и итальянской архитектурных школ. Это были мастера, участвовавшие в создании Московского Кремля.

Сейчас музей известен далеко за пределами Владимирской, Московской области, а также туристического маршрута «Золотое кольцо», частью которого он является. В год музей-заповедник «Александровская слобода» посещает более 500 000 человек, здесь созданы более 20 интерактивных музейных программ, проводятся международные научные конференции, где рассматривается проблематика русского средневековья. Важным событием в жизни музея является историко-культурный фестиваль «Александровская слобода», который здесь проводится уже более 16 лет.

Сергей Кузнецов

Свято-Успенский женский епархиальный монастырь(Успенский монастырь)

В середине XVII в. на месте запущенной и полуразрушенной царской резиденции Ивана Грозного в Александровской слободе, при участии преподобного Лукиана (основателя Лукиановой пустыни), зарождается Успенский девичий монастырь, для которого в 1651 г. царь Алексей Михайлович жалует землю вокруг церкви Успения. Монастырь со временем восстановил некоторые храмы бывшей царской резиденции, разрушенные во времена Смуты XVII в.

В 1660-е гг. Успенская и Троицкая (Покровская) церковь перестраиваются, а в 1675 г. при Успенской церкви возводят каменную колокольню. В 1680-е гг., уже при царе Федоре Алексеевиче, завершается сооружение каменной монастырской ограды с надвратной церковью Феодора Стратилата, а так же строятся келейный и больничный корпуса, с церковью Сретения при больничных покоях. На рубеже XVII-XVIII вв. к Успенскому храму примкнули двухэтажные кельи

Внимание к монастырю царской семьи и, как следствие, обильные вклады не прекращались до конца XIX в

В 1923 г. Успенский монастырь был закрыт. В 1991 г. монастырская жизнь была возобновлена.

Несмотря на разновременность сооружений (XVI-XVIII вв.), архитектурный ансамбль Успенского монастыря обладает большой зрительной цельностью. Первоклассные постройки XVI в. с развитым декором фасадов и, особенно, интерьеров соседствуют с сооружениями следующего столетия, которые достаточно скромны, хотя и создавались в эпоху чрезвычайной живописности русского зодчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector