Свято-николаевский верхотурский мужской монастырь

Храм преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе (с 2010г. Храм Пресвятой Троицы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря)

В 1824 году недалеко от восточных врат монастыря была поставлена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм этот был перевезен сюда из села Ям и предназначался для прихожан Махринской слободы.

В 1764 году, после упразднения монастырских вотчин и передачи их государству, жители Махринской слободы и 12 селений, входивших во владения Махрищского монастыря, образовали самостоятельный приход.

Новый приход, находясь во Владимирской губернии, подчинялся епархиальному архиерею, тогда как сам Махрищский монастырь — находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры.

Прихожане и духовенство, однако, не имели своего храма, и по распоряжению митрополита Московского Платона (Левшина), богослужения и требы совершались в надвратном монастырском храме преподобного Сергия с отдельно устроенным входом снаружи.  

Храм был холодный, и потому в зимнее время многочисленные прихожане охотнее посещали теплый монастырский храм, что приводило к частым недоразумениям между приходским духовенством и монастырским начальством. После   1824 года за крайней ветхостью Сергиевская церковь была запечатана, и приход остался без собственного храма.

Об этом затруднительном положении  стало известно Преосвященному Парфению, епископу Владимирскому. В 1824 г. владыка помог приходу купить деревянную церковь в селе Ям у помещика Яковлева.

В 1832 году махринский священник Иван Герасимов обратился с просьбой к Преосвященному Парфению об освящении вновь устроенной каменной теплой церкви в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1851 году прихожане сумели собрать средства для переустройства храма. Была возведена новая трехъярусная колокольня  и устроены два придела: по правую сторону в честь святителя Николая, а по левую – в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Одноэтажная каменная церковь имела вид корабля. Северный и южный приделы были размещены в трапезной части, с западной стороны располагался притвор, с пристроенной к нему  трехъярусной колокольней.

В 60 – 70 годы храм благоукрашался усердием и на средства ревностного приходского старосты крестьянина деревни Юрцово Ильи Васильевича Дворецкого. В храме был настелен мраморный пол, позолочен центральный четырехъярусный резной иконостас, стены были расписаны масляными красками, росписи выполнял Ф.Д.Лавровский. С 1877 по 1879 год, на средства того же старосты, была возведена каменная ограда. При храме действовало церковно-приходское училище и библиотека.

В конце 30-х годов XX века храм был закрыт, разобраны алтарная часть и верхний ярус колокольни. В советское время в стенах храма размещался клуб, чайная, библиотека.

Замечательный памятник архитектуры, включенный в ансамбль памятников Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, долгое время пребывал в запустении, так как средств на его восстановление у возрождающейся обители не было. Лишь в 2006 году нашлись  благотворители, и были начаты реставрационные работы.

6 мая 2006 года, в день памяти вмч. Георгия Победоносца, был отслужен водосвятный молебен, состоялась закладка первого камня в основание разрушенной части  Сергиевского приходского храма. Всего за три с половиной года удалось заново восстановить разрушенный храм. Летом 2009 года иконописцы художественной мастерской «Киноварь» под руководством А.А. Лавданского расписали алтарь храма.   К концу 2009 г. основная часть реставрационных работ завершилась, храм был готов к освящению. В течение почти 70 лет Троицкая обитель не имела главного престола: храм Пресвятой Троицы в 1942 г. взорвали, щебень был использован на сооружение военного аэродрома в д. Слободка Киржачского района. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла восстановленный храм преподобного Сергия решено было переосвятить во имя Святой Живоначальной Троицы. 

15 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого храма и возглавил Божественную литургию.

3 сентября 2010 г. по благословению Святейшего Патриарха в храм Пресвятой Троицы были перенесены мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, прежде почивавшие в храме преподобного Стефана Махрищского.

21 июня 2012 года правый придел храма Пресвятой Троицы был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Торжественное освящение и Божественную литургию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский.                

История основания обители

Точная дата основания его неизвестна, но его упоминание впервые находят в документах 1505 года, которые сохранились. Более ранние и точные исторические грамоты были похищены в 1614 году при нападении на настоятеля игумена Феодосия, который направлялся в Москву для переписи этих грамот. Сегодня точно не известно, когда именно и при каких обстоятельствах была создана обитель и кто ее основатель.


Свято-Николаевский Рыльский монастырь в Курской области

Архивы с XVI века рассказывают о неоднократном опустошении подворья, многочисленных восстановительных работах и деятельности, которую осуществляли монахи. Доподлинно известно о разорении его во время войн с Польско-Литовским княжеством и последующем восстановлении в 1618-1620 гг. игуменами Корнилием и Мисаиле. В то время монастырь имел два подворья, снаружи и внутри города Рыльска.

При правлении царя Михаила братии жилось хорошо, поскольку царь распорядился о возвращении церковного места, а также даровал монахам ряд земель, на которых они могли возделывать поля, заниматься хозяйством и рыбной ловлей. Иноки имели собственную мельницу, хозяйственные угодья и пользовались покровительством местных помещиков.

Изначально все здания на подворье были деревянные и пришли в негодность к началу XVIII века, поэтому купцы из Рыльска начали спонсировать перестройку храмов в каменные. Особенно много потрудился для этого купец Шелехов и его сын, которые полностью взяли на себя строительство Крестовоздвиженского храма. После возведения трех каменных церквей их неоднократно позже перестраивали и восстанавливали. В 1784 году на территории подворья начало действовать Духовное училище, позже была открыта больница и баня для больных.

К концу XVIII века обитель была процветающей и активно вела просветительскую работу среди населения.

Но XX век особенно тяжело отразился на всех духовных заведениях бывшей Российской империи, в том числе и на Рыльской обители. В 1925 году новая власть полностью закрывает ее и передает помещения в ведение Красной армии. В 1941-1943 годах обитель была под немцами и стала мощной огневой точкой их укрепления.

На заметку! Стоит отметить, что за все время оккупации и освобождения на территории подворья не была взорвана ни одна бомба или снаряд.

После войны на территории в разное время размещались МТС, лесхоз, помещения колхозного управления.

Только 17 июня 1991 года обитель была вновь передана Русской православной церкви и в ней начались восстановительные работы. Уже в октябре этого же года была впервые за 70 лет проведена служба на первом этаже Николаевского храма

Сегодня подворье все еще полностью не восстановлено, но оно тем не менее стал важной точкой паломнических маршрутов и центром духовной жизни Рыльского района

Подземные ходы Верхотурья

В Верхотурье есть свои подземные тайны. В 1980-е – начале 1990-х годов в Верхотурье работало несколько экспедиций Уральской архитектурно-художественной академии. Искали подземные ходы.

В книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий» приводятся результаты исследований и свидетельства очевидцев. В качестве примера один из них — от Ивана Михайловича Добрынина. Всеволод Слукин так описывал слова старожилы:

Схема подземных ходов на территории Верхотурского кремля (из книги В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий»)

Подземные ходы расходились от Свято-Троицкого собора верхотурского кремля. С помощью приборов исследователи обнаружили аномалию между собором и воеводским домом, а также от собора к зданию канцелярии. Также возможные пустоты были выявлены от Свято-Троицкого собора в сторону Воскресенской церкви и гостиного двора. Выявлена аномалия и в направлении «торговой стороны», но по показателям было ясно, что этот ход в полузасыпанном состоянии.

Был выявлен и возможный ход от кремля к речке Свияге. О провале, который вел в загадочный тоннель, укрепленный лиственничными плахами, сообщал исследователям и местный житель. Возможно, один из ходов вел в некогда густой Калачинский лес.

Один из ходов показал краеведу Слукину верхотурец Владимир Копылов. Вертикальный лаз уходил вниз во внутристенном ходе кремля, но ход был завален мусором.

По свидетельствам очевидцев, были подземные ходы и под территорией Николаевского монастыря (помимо того, что вел в кремль). Над старинными ходами часто случались провалы, хотя обычно натыкались на остатки старой дренажной системы. Данные геофизиков подтвердили наличие пустот на территории монастыря.

Схема подземных ходов под Николаевским монастырем(из книги В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий»)

По легендам по подземным ходам и вовсе можно было дойти от Николаевского мужского монастыря до кремля и далее – до Покровского женского монастыря. Однако последнее маловероятно. Хотя, по всей видимости, свои подземные ходы существовали и в женском монастыре. Свидетельств о подземельях на территории старого монастыря немного, не было обнаружено заметных аномалий и геофизическими методами. Зато точно существовали подземные ходы между постройками на новой территории монастыря. На них неоднократно натыкались строители, местные жители и сотрудники размещавшихся тут в советское время организаций. Подтвердили наличие подземных ходов и геофизики с помощью приборных исследований.

Схема подземных ходов под Покровским монастырем(из книги В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий»)

Гражданская застройка

В городе в силу его истории много старинных деревянных и каменных зданий конца 19-начала 20 веков

Многие здания жилых домов получили статус архитектурных памятников.
Обращают на себя внимание:. бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения

бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения.

Сохранилось много интересных объектов жилой застройки как деревянные с резными наличниками, так и каменные. Особый интерес представляет каменный мост 19 столетия над речкой Дернейка, тоже памятник архитектуры.

Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви

Симеоно-Аннинская надвратная церковь открывает проход на территорию монастыря. Находится она на центральной оси расположения главного храма, т. е. точно по линии соединения севера и юга. Проход открывается на площадь, которую формируют внутренние храмы монастыря и Настоятельский корпус.

Спасо-Преображенская церковь монастыря создана в начале 19-го века. В связи с недостатком финансирования, строительство затянулось дольше, чем на 10 лет. В 1837 году оно было закончено, а храм – посвящен. За клиросами находятся захоронения владыки Неофита справа и архимандрита Гавриила слева, почивших в 1880 году.

История

  • Основан в 1621 году первым епископом Сибирским Киприаном — первый женский монастырь за Уралом. Поначалу был построен деревянным, а затем из-за частых пожаров постепенно в XVIII веке отстроен в камне.
  • Иждивением Максима Походяшина построены церкви Покрова Богородицы (1744—1753 гг.) и Рождества Иоанна Предтечи (1768 г.).
  • Упразднен в 1782 г.
  • Возобновлён в 1896 г. В связи с тем, что храмы ранее принадлежавшие обители к тому времени были приходскими, в 1898—1902 гг. построена Ново-Покровская церковь.
  • В июле 1914 г. во время паломнической поездки в монастыре останавливалась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
  • Закрыт в 1926 г.
  • Возвращен Русской православной церкви в 1991 г.
  • Весной 2012 г. завершен проект реставрации церкви Рождества Иоанна Предтечи

В монастыре находятся мощи сибирского юродивого Космы Верхотурского. В 2006 году для них были изготовлены новая рака и сень над ней.

История

Основал обитель прп. Стефан Махрищский. Постриженный в Киево-Печерской лавре, он покинул Киев вместе со многими печерскими братьями после 1339 г., когда усилились гонения поляков на православных. Отказавшись от предложения московского князя Иоанна II поселиться в любом московском монастыре, Стефан в поисках пустынного места выбрал урочище Махрище. Срубил келью, начал обрабатывать землю, молился в уединении. Стефан долго не соглашался принимать на жительство иноков и желающих ими стать. Но со временем согласился. Не позднее 1358 г. по благословению святителя Алексия был освящён первый храм – в честь Святой Живоначальной Троицы. Устав обители Александрова был общежительным.

Стефан Махрищский и Сергий Радонежский не раз посещали друг друга в своих обителях. Когда прп. Сергий, убегая от зависти родного брата, покинул Троицкий монастырь и отправился на р. Киржач, по пути он пришёл в обитель Стефана. Стефан со всей братией вышел навстречу Сергию. Святые поклонились друг другу до земли, прося друг у друга молитв и благословения; никто не хотел признать своего первенства, и лишь как гостя удалось упросить прп. Сергия благословить обитателей Махрищ.

Около 1370 г. из-за споров о земле местные землевладельцы пригрозили Стефану смертью, если он не покинет пустынь. Преподобный с учеником ушёл на север и на р. Сухоне основал Троицкую Авнежскую пустынь. Позднее Стефан вернулся в свою Махрищскую обитель и преставился здесь в 1406 г. В 1550 г. его мощи были обретены нетленными, но чудеса по молитвам святому начались ещё раньше. Память преподобного празднуется 14 (27) июля.

В 1557 г. игуменом обители стал Варлаам; его прадед был монахом Махрищского монастыря, помнил прп. Стефана и Сергия и рассказывал о них правнуку. В первый год игуменства Варлаама на праздник Пятидесятницы в обитель собралось около 2000 богомольцев. Такого количества хлеба в обители не было, но Варлаам у гроба Стефана взмолился к нему – и хлеба хватило, да ещё обители осталось на 3 месяца. При Варлааме обитель достигла своего расцвета. Он же собрал все доступные сведения о жизни Стефана и о его чудесах после смерти, чем способствовал прославлению преподобного.

Варлаам возобновил устроенную Стефаном Троицкую Авнежскую пустынь. В 1570 г. игумен Варлаам был посвящён во епископа Суздальского и Тарусского. В 1583 г. он вернулся на покой в Махрищский монастырь в Александрове, где вскоре скончался.

При Иоанне Грозном и отчасти на его пожертвования в монастыре в Александрове был построен каменный Троицкий собор с приделом в честь прп. Стефана. В Смутное время монастырь разорили. Попечением митрополита Московского Платона, который отдыхал здесь почти каждое лето, его отстроили вновь в 1791-1808 гг. Закрыв обитель, коммунисты уничтожили Троицкий собор и церковь прп. Стефана.

Симеоновское подворье в Меркушино

Древнее село прославил своим житием почитаемый в православной церкви Святой Симеон Верхотурский. Никому не известный праведник жил здесь в XVII веке, шил шубы, ловил рыбу и был похоронен. В 1692 году произошло чудесное обретение нетленных останков, позже перенесенных в Верхотурье.
А в 2002 году обнаружены останки канонизированного святого мученика Константина Меркушинского (Богоявленского). Его нетленные мощи стали православной святыней и покоятся в новом, освященном во имя священномученика храме. В гробнице праведника забил цельбоносный святой источник, исцеляющий многие недуги по молитвам верующих.

Паломнику

Монастырь открыт для посещения паломниками с 6:00 до 19:00. В это время можно посетить храм, помолиться, приложиться к святыням, приобрести иконы, книги и сувенирную продукцию, заказать требы. Богослужения являются неотъемлемой частью монастырской жизни, совершаются ежедневно согласно расписанию.

Паломникам, желающим пожить, помолиться и потрудиться на благо обители продолжительное время, предоставляется бесплатное проживание в паломнической гостинице при монастыре. Монастырь предоставляет трехразовое питание в паломнической трапезной по установленному расписанию. Остающимся в обители на несколько дней необходимо иметь при себе паспорт. Желательно две смены одежды: для посещения храма и несения послушания.

По монастырской традиции мужчины и женщины размещаются отдельно, за исключением семейных пар с детьми. Священникам (при наличии священнического удостоверения или письма из епархии) и насельницам монастырей проживание предоставляется безвозмездно. Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства. Препятствием к поселению является наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий.

Телефон: 8 (343) 892-22-07

Сайт монастыря

Описание архитектуры

Обитель включает в себя три больших храма и колокольню. Каждое здание построено в традиционном русском стиле и представляет памятник архитектуры. Главный соборный храм — это Николаевский, который полностью восстановлен после советского упадка и отреставрирован. В нем сегодня ежедневно совершается суточный круг богослужений.


Собор Николая Чудотворца, Рыльский Николаевский мужской монастырь

Главный храм обители Николаевский был построен в 1753 году, когда монахами руководил игумен Матфей. Именно он обратился в Московскую Духовную консисторию с прошением начать строительство. После разрешения монахи воздвигли двухэтажное здание, которое стало главным и самым большим на подворье. Стиль его — это сочетание русского барокко и украинского.

После создания церковь неоднократно реконструировалась, а также полностью восстанавливалась после упадка советского времени. Сегодня на первом этаже храм чудотворной иконы Богоматери «Знамение», а на втором двухпрестольная церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Купол покрыт сусальным золотом, а внутри украшен росписью и иконами. При отделке внутреннего помещения использовали мрамор для арок и чугун для полов.

Прочие два храма — Троицкий и Крестовоздвиженский в настоящее время реконструируются.

Крестовоздвиженский храм является первым каменным на подворье, который был построен на месте деревянной церкви Георгия Победоносца. Строительство этого здания спонсировал в 1733 году купец из Рыльска Прокофий Шелехов и его сын Иван по личному одобрению императрицы Анны Иоанновны.

В советское время это здание пострадало больше других, поскольку тут размещали камнедробильный цех и для большего комфорта рабочих была полностью снесена стена. Сегодня реставрационно-восстановительные работы тут почти завершены, но служения еще не проводятся.

Троицкий храм является вторым каменным строением, воздвигнутым в 1747 году по указу Духовной консистории и личному прошению помещицы из Рыльска Анны Забелиной. Она была сестрой игумена Матфея и лично спонсировала строительство. После освещения в 1751 году здание неоднократно подвергалось перестройке, например, его северные пределы дважды возводили и разбирали. Купол отделан чугуном, а внутри здание все еще восстанавливают после упадка во время СССР.


Церковь Троицы Живоначальной Рыльского Никольского монастыря

Колокольня на территории имеет 5 ярусов и впервые в записях обители упоминается в 1764 году. Историки считают, что она была построена в 1740 году при содействии помещиков из Рыльска и имела в среднем ярусы часы. По внешнему виду колокольня имеет вид башни, поскольку в ее ярусах заложены уступы восьмериков, которые с каждым новым ярусом уменьшаются. Верхушка имеет вид луковицы с золотым покрытием, а также крест.

Сегодня колокольня полностью восстановлена и отреставрирована, на ней вновь разместили колокола и восстановили узорчатые орнаменты.

Немного истории

Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.

История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.

Расцвету города поспособствовали два государственных указа:

Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.

Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.

В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.

В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.

Деятельность прихода

Настоятель монастыря в данное время игумен Панкратий, который руководит братией. Монастырь ведет активную послушническую жизнь — в нем постоянно пребывает до 25 братьев, которые смотрят за территорией, совершают службу и несут обязанности по подворью.

Паломники могут прибыть и принять участие в любой из совершаемых служб, которые происходят по регулярному расписанию и составляют суточный круг богослужений:

  1. В будние дни: полунощница в 6 утра, Божественная литургия в 7 утра, вечерня в 5 вечера, а также совершение повечерия и вечерних молитв.
  2. В воскресные дни: полунощница в 7 утра, молебен с водоосвящением в 7:30 утра (читаются торжественные акафисты Николаю Чудотворцу и преподобному Иоанну Рыльскому), Божественная литургия в 8:30 утра.
  3. В праздничные дни полунощница читается в 7 утра вместе с канонами и акафистами, а Божественная литургия начинается в 8 утра.


Богослужение в Рыльском Свято-Николаевском монастыре

Кроме богослужений, монастырь ведет и личное хозяйство, которое позволяет монахам существовать независимо от внешних источников. Для этого в окрестных селах оборудованы несколько скитов:

  • Никольский;
  • Успенский;
  • Покровский;
  • Скит в селе Тимохино;
  • Скит Рождества Христова.

В скитах монахи выращивают необходимые овощи и фрукты для пропитания, а также держат небольшое животное хозяйство. Обычно в скитах проживают от 2 до 6 монахов. Братия занимается и возделыванием земельных угодий монастыря — ежегодно обрабатывается до 950 гектаров земли, на которой выращивается гречка, соя, зерновые культуры и овощи.

Помимо хозяйственной и богослужебной деятельности, обитель совершает просветительскую работу среди местного населения, особенно большое внимание уделяя воспитанию молодежи. Священнослужителя регулярно проводят семинары и беседы для школьников и учителей, выпускают просветительскую литературу, устраивают фотоконкурсы, интеллектуальные игры и праздники для населения

На заметку! Братия готова принимать в монастыре с ночлегом до 150 человек, так что паломники могут приехать на вечерние службы и остаться до утра, проведя сутки или более времени в стенах обители. При этом братия кормит и размещает всех желающих по предварительному согласованию, именно поэтому нужно заранее связываться с монастырем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector