Канон пасхи (полный текст 9 песен, видео)

Краткое содержание

Давайте разберемся, что именно представляет из себя канон, о чем говорится в каждой его части. Это древний текст и нужно быть внимательным при его чтении.

О чем говорится в песнях и седалене

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаяния в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах, чтобы можно было оплакать свои злодеяния. Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. Также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу.

Вторая песнь, как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты и лишь в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук, призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук.

Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

Восхваление творца

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу, для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

https://youtube.com/watch?v=j2EVeaB2BuY

Обращение к душе и всем святым

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности раскаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст — ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Христу Иисусу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому испрашивает у Господа прощения и исцеление своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Песнь 3

Ирмос: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, сей
бысть во главу угла: той есть камень, на немже утверди
Церковь Свою Христос, Юже от язык искупи.

Припев: Видев, еже виде, солнце ужасеся и потаи
лучи в полудне; како же не хоте заити, со страхом зря
Владыку моего на Кресте? Сице бо мне и всем источает
жизнь.

Камение како разседашеся, и земля како,
ужасающися, трясяшеся; како же убо не разседашеся, како
ли не трясяхуся горы и всяческая, страшным чудом висения
Твоего на Кресте, яко Бог сый волею страждаше?

Соборище непокоривое и беззаконное
иудейское, яко печати налагаете тогда камени Гроба, сами
исперва неверующе Воскресшему из мертвых: и тако бысте
сынове погибели и беззакония.

Ей убо, яко вы солгасте, яко Христос
украден бысть. Како же и украден бысть, наг сый, злодеи?
И тая чудеса се во гробе суть. И сударь Его ныне
свидетельствует Воскресение Его.

Грядите, торжествуйте, сынове
человечестии. Сей день, рече певец, Егоже сотвори
Господь, воскрес из Гроба. Радуйтеся, земнии: всех бо
Христос созывает.

Да станут плачевныя слезы и да отымется
плач. Преста скорбь первыя Евы, Христу воскресшу. Жены
быша благовестницы Ему, первыя Его сретша.

Несть, якоже вы вопиете: Христос украден
есть. Како кустодия печатленна внутрьуду лежит на
камени, имже печатлен есть, и отвален есть камень? Жив
бо есть Христос, якоже воскресе.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен: Единому покланяемся Божеству в триех
Лицех, Безначальному Отцу и Сыну и Духу: Троице во
Единице нераздельней и несозданней в Существе Своем, Юже
богословлю, и хвалю, и чту.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Единаго Тя Сына славим, яко от Девы
плоть приимшаго и неизменнаго отнюдь, пострадавшаго
волею и погребеннаго нас ради, и воскресшаго из мертвых,
Единаго Христа Бога от Девы Матере.

Песнь 1

Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему
дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко
прославися.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Зиждитель и Избавитель мой на древе
висит, и на судищи стоит, и Бог страждет, безстрастен
сый, и терпит вся досаждения нас ради, да мы спасемся.

Егоже трепещут Ангели, волею распинается
и погребается, и связует смерть, и терпит вся нас ради,
и Страстию страсти убивает, Безстрастный стражда.

На Кресте распинался, солнце омрачил еси
в полудни, Господи, и месяц яко в сени постави, и солнце
потаи лучи, и потом свет возсия.

Велия дела Твоя, и дивны муки, Христе
Боже наш. Страшна же чудеса Твоего Воскресения: Крестом
бо ад разруши и гробы истощи.

Свыше сошед Ангел, камень от Гроба
отвали, и на нем седя, мироносицам вопияше: не требует
мира, ни плача Воскресый из мертвых.

Что плачетеся со Пречистою, что
ужасаетеся? Воскресе Господь: шедше рцыте апостолом
скоро, – Ангел женам плачущимся глаголаше.

Со Петром тецем и Иоанном ко гробу и
видим ризу, идеже лежит, и убрус иже бе на главе Иисуса
Воскресшаго.

Омертвеша стражие сущии пред Гробом:
Христос востал есть, и иудее мятутся, земля же веселится
и небо играется светло и вси роди земнии.

Светло празднующе веселимся: Пастырь
пожреся, Агнец предлагается, Христос востал есть, всем
просветившимся воскресением Его.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Поем и славим Тя, Безначальне Отче, Сыне
и Душе Божественный, Свет Животворящий воистинну,
Безначальную, Сродную, Троицу Нераздельную.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Во утробе вместила еси, Егоже земля во
чреве прияла есть, и преисподняя ужасошася: Того родила
еси без истления, Богородице Чистая.

Значение Пасхального канона

Отличительная особенность пасхальной службы от остальных богослужений состоит в том, что она вся поется. Центральное место в песнопениях занимает Пасхальный канон, составленный одним из отцов церкви — Иоанном Дамаскиным. В этом каноне есть как описание произошедших тогда библейских событий, так и их богословская оценка.

В воскресшем Иисусе Христе воплощено обетование Спасителя, которое он дал своим ученикам, никогда не покидать их. Уверовавший в Господа человек не только получает защиту и покровительство при жизни на земле, но и может рассчитывать в загробной жизни оказаться в обителях Христовых. Канон, посвященный Воскресению Спасителя, это ода радости и торжества света над тьмой.

Канон Ангелу Хранителю перед Причастием

Из представленного выше указания чтения правил по неделям легко заметить, что канон покаянный ко Ангелу Хранителю (или просто канон) повторяется практически каждый день. Также обязателен он и перед подготовкой ко Причащению.

https://youtube.com/watch?v=qG6b-fSSPEw

Обязательное включение правила к хранящим нас Ангелам при подготовке к Евхаристии появилось неспроста. Объясняется это ролью духовного покровителя в жизни каждого человека. Об этом подробнее мы поговорим ниже, а пока коснемся вопроса о самом каноне.

Канон (в переводе с греческого это «правило», «порядок») — это молитвенное гимнографическое произведение, построенное по определенным правилам.

Канон к хранящему нас Ангелу традиционно в себя включает:

  • 8 песен;
  • ирмосы перед каждой песней;
  • запев перед каждым тропарем;
  • тропари (обычно 2−3);
  • один седален после 3 песни;
  • один кондак после шестой песни;
  • икос после кондака;
  • молитвы после песней.

Канон членится всего на восемь песен, хотя произведение имеет девятую песнь. Это объясняется тем, что вторая песнь в таких церковных молитвословиях пропускается, а читается лишь в некоторых канонах Великого поста или в произведениях, отражающих особо важные или трагичные церковные события.

Состав

Ирмос представляет собой предваряющее песнопение, распеваемое на один из основных напевов (гласов). Этим объясняется частая пометка «глас такой-то». Это произведение предназначено для церковного (коллективного) исполнения, где чаще всего имеется хор, поэтому пометка номера гласа имеет значение в основном для певчих. Если вариантов распевов у ирмосов много, то тексты этого песнопения не меняются. В них чаще всего вспоминаются ветхозаветные события, хотя это и необязательно. Ирмос играет роль связки между песнями.

Запевы представляют собой краткое молитвенное воззвание к Хранителю и звучат примерно так: «Ангеле Божий, Хранитель мой святый, помилуй мя». Буква «е» в слове «ангеле» — это старинная форма слова, равно как и окончание -ый в слове «святый». Это не следует расценивать как ошибку и изменять на современный лад.

Тропари — это основная смысловая часть произведения. В них выражаются все основные чувства души верующего человека:

  • Сокрушение о своем недостоинстве (ведь люди, как и ангелы, призваны к духовному совершенству, но в большинстве своем мало к этому стремятся),
  • Благодарность служителю Богу за постоянное и добровольное нахождение рядом и безотказную помощь, когда требуется,
  • Надежда на помощь в нелегком деле спасения собственной души,
  • Выражается также просьба о молитвенной помощи и поддержке в дальнейшем.

Существует отдельный тропарь Ангелу Хранителю — неизменяемое песнопение, специально ему посвященное. Для него установлен и один из тропарных гласов — шестой, минорный и молитвенный.

Заключительный тропарь каждой песни посвящен Пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарем всегда учитывается обычное прославление Господа «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и читается предпоследний тропарь, а перед завершающим песнь — обычное окончание «и ныне и присно и во веки веков». Добавляют «Аминь» и читают тропарь Богородице.

По завершении третьей песни зачитывают седален. Во время его чтения разрешено сидеть тем, кто не имеет силы молиться стоя. Для немощных и болящих можно сидеть на протяжении всего чтения.

После шестой песни следует кондак и икос. Кондак представляет собой небольшой текст. Он заключает в себе объяснение, почему и с какой целью написано это произведение. В данном случае это будет обращение к самому Ангелу с просьбой о молитве к Богу.

Икос — это текст, который по смыслу повторяет кондак, но более развернуто поясняет его содержание.

После окончания девятой песни зачитывается развернутая молитва к Хранителю. По благочестивому обычаю христиан она чаще всего является коленопреклоненной.

В состав молитвенного правила ко Святому Причащению входят не все тропари канона к Хранителю, а лишь некоторые из них. Вместе с покаянным правилом ко Иисусу Сладчайшему и молебным ко Пресвятой Богородице канон к Ангелу довершает обязательную часть подготовки к принятию Святых Христовых Таинств.

Песнь 9

Первый ирмос: Сотвори державу мышцею Своею, низложи бо сильныя со престол и вознесе смиренныя Бог Израилев, в
нихже посети нас Восток с высоты, и направил ны есть на
путь мирен.

Припев: Вознес Себе пригвоздил еси на Древе
крестнем: вознесл еси род человеческий. Принзел же еси
на Кресте рукописание наше, имже написал еси, Спасе,
нашу свободу, и оставил еси нам осуждения написание.

Погреблся еси, Безсмертне, и воскресл
еси, в мертвых погребый наше прегрешение, и воздвигий
Адамов падший образ. Темже поклонимся Погребению Твоему
и Воскресению, Иисусе всех Царю: Тя прославляем.

Воскрес явился еси святым учеником: дана
Ми есть всяка власть, – глаголя к ним, – на земли и на
небеси. Темже и послал еси их в языки вся крестити,
Иисусе, приходящия к ним.

Пасха велика и честна Христова светлый
приготови день божественныя тайны Воскресения Его,
воньже, празднолюбцы людие, светло торжествуйте
восклицанием, и радостию, и добродетелию.

Богородичен: Пресвятая Богородице, спаси
нас.

Обновила еси естества в рождестве Твоем,
Чистая: Зиждителя бо миру воплощенна породила еси,
земным – Бога Израилева, и пребыла еси без тли, якоже
древле рай прадеда Адама, воздвигши его.

Второй ирмос: Живонбсный Источник прис-нотекущий,
светоносный Светильник Благодати, Церкве Ббжия Покров
славный, небесе и земли Пространнейшую, Богородицу
Чистую величаем.

Припев: Приидите, празднолюбцы, приидите и
видите величия Христа Бога нашего: распятием бо Своим
воздвиже Адама падшаго, и в мертвецех вменися мертвецы
Воставляяй, и воскресе из мертвых вся Спасаяй.

Вси язьщы, восплещите руками днесь,
якоже Давид воспет, и верно воскликнем, и согласно
воспоим: яко воскресе Христос, якоже прежде рече, и
сущия во гробех мертвыя вся воскреси.

Весна Господня светла и Воскресение,
составльшия Пасхи торжество: сие празднуем таинство,
празднолюбцы, яко Пасха наша Сам пожреся Христос,
великий Пастырь, яко и Овча.

Христос воскресе, и жив есть Бог наш.
Свет бо есть, и Жизнь, и Воскресение. Мироносицы
радуются, ученицы веселятся, людие, колена земная
радуются: яко воскресе Жизнь наша.

Благообразуйте вси просвещающеся,
торжествуйте и верою ликуйте; священницы, возноситеся,
царие, веселитеся, людие вси земнии, радуйтеся: яко
воскресе Жизнь наша.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен: Преначальный Свете, Животе наш: Отче и
Сыне и Душе Святый; в триех Ипостасех и во Едином
Божестве Пресущнаго присно богословлю: Троицу
приснородную и вкупечтомую.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Радуйся Мати Божия, Граде Одушевленный,
в немже вместитися изволи: не оставив бо Вышних, в Тебе
вселитися изволи, яко да на земли, Богородице, обновит
мя утробою Твоею.

Андрей Критский, святитель

Цитировано по:

«Богослужения Страстной седмицы и
Пасхи».

М.: ПСТГУ, 2005. – С 550

Молитвы на Пасху 2021 что нужно читать

Если вы совершаете молитвенное правило по молитвослову, стоит учесть, что после Пасхи порядок молитв меняется. Молитвы на Пасху читаются в особом порядке. На Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы, а после некоторые молитвы, привычные до Пасхи, заменяются на другие.

Молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина читается перед Пасхой и в Великий пост.

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Христос Воскресе из мертвых

Молитва Христос Воскресе из мертвых читается на Пасху. Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи. В этот период все молитвословия принято начинать с Тропаря Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды)

«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем».

«Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». (Читается трижды)

До Вознесения не читаются молитва «Царю Небесный», так как она обращена к Святому Духу.

На первой неделе после Пасхи вместо утренних и вечерних молитв читаются часы Пасхи.

Вместо молитвы «Достойно есть» читается задостойник Пасхи.

Задостойник Пасхи

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

Также до праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — задостойник «Ангел вопияше».

Часы Пасхи

Тропарь:

Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)

Ипакои:

Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Кондак:

Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.

Господи помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Как правильно вести себя во время причастия?

На богослужении после возгласа «Святая Святым» и пения «Един Свят, Един Господь», закрываются Царские врата – батюшка сам потребляет Евхаристию. В это время певчие обычно поют стихиры дня или читают молитвы ко Причащению, которые полезно ещё раз прослушать.

Когда открывают Царские врата, священник выходит с Чашей к мирянам, он возглашает важные слова:

Это два обязательные условия для принятия в себя Христа: страх Божий и настоящая вера в Господа и Таинство. На Литургии Преждеосвященных Даров произносится:

То есть именно Веру и Любовь ко Христу, к этому Таинству и к ближним нужно хранить в себе.

Верующие складывают руки на груди, правую кладут на левую, изображая крест. Это делается, чтобы люди не крестились, подходя к чаше, ведь так можно случайно толкнуть кого-то и нечаянно перевернуть Святые Дары.

Подойдя к священнику, нужно четко и понятно назвать свое имя при Крещении и открыть широко рот. Тогда священнослужитель произносит специальную молитву и лжицей (ложечкой) кладет Тело и Кровь Христовы вам в рот.

Причастие нужно проглотить и желательно не разжевывать. Сразу после потребления Святых Даров нужно подойти к столику, где раздают запивку. Это обычная вода, иногда в нее добавляют вино. Ею нужно запить и съесть антидор (частица служебной просфоры). Это делается, чтобы случайно не осталось во рту никакой части Причастия.

Потом стоит тихонько отойти на свое место, чтобы не создавать очередь, дальше молиться и слушать службу.

Что читать после Причастия и как себя вести?

Смысл частого причащение в том, что пребывать в Благодати Божией. Нужно уметь Ее хранить. Именно поэтому и вести себя нужно достойно после принятия Христа во внутрь себя.

После Литургии во многих храмах принято читать благодарственные молитвы по Святом Причащении. Они начинаются возгласом: «Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.». Но, если по какой-то причине вы не смогли их прослушать в храме, то стоит вычитать самостоятельно.

При этом разрешается целовать Крест и иконы, подходить к священнику за благословением. Но рекомендуется воздерживаться от супружеского общения, именно поцелуев. Следите за тем, чтобы не плеваться при покашливании или разговоре.

Желательно пребывать в немногословии. Постараться подольше сохранить в себе то благодатное состояние, которое вы получили во время Евхаристии. А для этого не рассеивайтесь помышлениями о житейских делах, старайтесь держать ум в размышлениях о Таинстве и молитве. Непрестанно молитесь, чтобы вам не приходилось делать во всей этой суете житейской.

Стоит стараться уклониться от ситуаций, которые могут вызвать ссоры, конфликты, страсти – всего, что вытисняет Благодать из сердца. Надо понимать, что эта Благодать – Божий дар, он непреложный, то есть Господь сам Его не отнимает, никто не может этого сделать. Только сам человек своими действиями, поступками, мыслями, вытесняет все то, что приобрел в Таинстве Святого Причащения.

Для насущного примера представьте, что священник сам дал вам Чашу со Святыми Дарами. Этого делать никак нельзя, но, если задуматься, как бы вы себя вели? Несли бы с особым благоговением, не давая себе даже думать о чем-то постороннем

Участвуя в Евхаристии, мы сами становимся этой Чашей, поэтому так важно благочестиво пронести ее хотя бы до конца дня, не забывая о том, что Господь в нас

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое – мирским делам.

Каноны перед причастием можно читать каждый вечер, а можно ограничиться одними молитвами. Если христианин искренне желает покаяться в своих прегрешениях, то и подготовка его будет соответствующая.

Канон перед причастием, текст его создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни — попросить божьего прощения, за другие — поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Песнь 4

Ирмос: Духом провидя пророк Аввакум Словесе
воплощение, проповедаше глаголя: егда приближатся лета
познаешися, егда приидет время, явишися: слава силе
Твоей, Господи.

Припев: Камения печати видяще распадение, что
льститеся, беззаконнии, отметающеся Света? Се камень, се
и кустодия, с теми же и гроби вопиют, яко воскресе и жив
есть Христос.

О лесть, о неистовство, о беззаконное
нечестие! Жизни отвергошася, солгавше Христу: воскресе
бо, и свидетельствуют печати, и не украден бысть. Ризы
вопиют, яко воскресе и жив есть Христос.

Жены, что ужасаетеся и плачете зело? Что
миро носите Живому, яко мертвому? Яко воскресе, – Ангел
вопияше мироносицам: приидите и видите место, идеже, яко
мертв, положен бяше Живый.

Возсиял еси из Гроба, Свет от Света, и
землю озарил еси Божественным Твоим Светом, и во аде
держимыя мраком Своим Воскресением просветил еси,
вопиющия: слава страшному Твоему Воскресению.

Начните Гбсподеви, веселитеся людие и
торжествуйте и хвалите Его: се бо прииде Спасый образ,
погребенный Адамовым преступлением. Слава страшному
Твоему Воскресению, Христе.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен: Троицу во Единице славим, людие, во
Едином Божестве: Отца и Сына и Божественнаго Духа, и Сию
Едину, естеством неразделиму, и неразлучиму, и
нераздельну: Един бо в Троице Лиц Бог.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Во Пречистую Твою утробу вселися,
Чистая, Бог и Творец мой, без семене воплощься, и
Богородицу яви Тя, Дево. К Немуже непрестанно молящи не
престай, да избавимся напасти лютыя.

Сошествие
Христа во ад. Икона, XIII век. Монастырь святой Екатерины на Синае

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector