Что это за служба парастас и отличия от панихиды, полный текст

Отпевание младенцев

Дети до семи лет отпеваются особым младенческим чином, поскольку они остались непорочными, безгрешными созданиями. Некрещеных младенцев погребать с церковным отпеванием запрещается, так как они не очищены от первородного греха и не причислены к стаду Христову. Но чрезмерно скорбеть об этом не нужно. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся и не накажутся Праведным Судией, как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания» (Слово 40-е на Крещение).

Отпевание младенцев короче отпевания взрослых мирян и имеет следующие особенности:

а) в его состав не входит кафизма;

б) не поются тропари «по Непорочных»;

в) припев канона: «Господи, упокой младенца»;

г) вместо разрешительной молитвы читается молитва: «Храняй младенцы…»;

д) при последнем целовании поются особые стихиры.

В чине младенческого погребения есть свидетельства.

о вере Церкви в то, что младенцы после своей смерти становятся молитвенниками о любящих их и обо всех живущих на земле.

Что содержит текст панихиды

читать еще:

  • Зачем отпевают усопших
  • Панахида по новоприставленному: как происходит ритуал

Панихида на греческом языке означает всенощную. Это сокращенная утренняя молитва, которая имеет четкое проследование

Особое внимание уделяется вопросу мирских дел. Правила погребения мирянина и тексты молитвенных обращений четко регламентированы церковными канонами

Часть элементов по отпеву усопших выделяется лаконичностью и краткостью.

Таинство в обязательном порядке выполняется на 3,9 и 40-е дни. Обряд проводится в день рождения человека и в год смерти.

Панихиду следует реализовать перед кануном. Это специальный столик с распятием.

Текст службы тесно коррелируют с разновидностями молитв. После возгласа священника повторяется великая ектения. Миряне повторяют громко Господи, помилуй, высказывая соболезнование. Основными молитвами панихиды по умершим являются:

  1. Глас 8. Текст представлен обращением к Творцу с целью упокоить души усопших. Акцент делается на Богородице, которая пришлет спасение.
  2. Глас 5. Лик святых обретает источник жизни и райскую дверь. Душа древней добротой вообразится.
  3. Канон гласа 6. Светом Божьим утреннюю душу согреет. Житейское море забыто, а тайны мира неизведанного впереди. Напасти бурь уложатся в тихом пристанище. Воскресение души возможно с разрешения Творца.
  4. Кондак глас 8. Текст гласит, что в жизни бесконечной нет печали и горя. Дух усопшего переживет все тяготы встречи с искушениями. Творец величественно ублажит нуждающихся.
  5. Тропарь Глас 4. Помилование грешников неизбежно. Усопшим рабам будет сотворена вечная память. Их душа во благе водворится. Род продолжит процветать и приумножаться.

Выполнение панихиды должно основываться на непоколебимой вере в благодать. Перед посещением храма настройтесь на позитив. Не допускается раздражение и спешка

Важно спокойно и внимательно слушать тексты молитв. Во время службы думайте о близком вам человеке, который умер

Искренне и с любовью желайте ему покоя и прощения всех грехов от Творца. Отпевание в Радоницу обладает особым эффектом.

Значение панихиды для верующих

Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.

Согласно верованиям христианства, молитвы живых способны улучшить загробную жизнь усопших. Во время парастаса происходит проскомидия, то есть поименное упоминание умерших людей. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойника. Парастас считается единственным средством поддержки умерших их родственниками.

Во время богослужения читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога смилостивиться над ними и простить их грехи. Верующие молят святых мучеников о заступничестве. Христиане обращают свои молитвы к Пресвятой Деве и просят ее заступиться за грешников перед Всевышним. Во время парастаса молятся за души усопших, а также за живущих. На богослужении каждый верующий может раскаяться в своих грехах и попросить Бога о прощении.

Молитва за упокой души умершего, новопреставленного

Дни поминовения | Траурная речь

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о том, зачем нужно молиться об умерших (хронометраж: полторы минуты)

Со святыми упокой, Христе,Души раб Твоих,Идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание,

Но жизнь безконечная.

Текст «Со святыми упокой» современным языком

Со святыми упокой, Христе,Души рабов Твоих,Там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,

Но жизнь бесконечная.

Заупокойная ектиния в исполнении хора Екатеринбургской Православной Духовной Семинарии под управлением регента Антона Лебедева и Квартета (хронометраж: шесть минут)

Молитва о упокоении усопших

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея, души усопших раб Твоих) (имярек) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон).

Молитва за упокой всех усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священничестем, церковнем и монашестем чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братии и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов, за веру и отечество живот свой положивших; верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, мразом замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примирится со своими враги; тех, о коих заповедали и просили нас молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных – в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. И, яко благ и человеколюбец, прости вся вольная их согрешения и невольная и избави их муки вечныя, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты един еси кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и Ты еси един Бог милости и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вселенская родительская суббота

Доступно о вселенской мясопустной родительской субботе

Протоиерей Андрей Ткачев о ценности заупокойных молитв за усопших (хронометраж: восемь минут)

Молитва за упокой близких и всех усопших

Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини, святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в притче церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениях со святыми упокой.

(Поклон) Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

(Поклон) Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

(Поклон) Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отошедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братьям и сестрам нашим, и сотвори им вечную память. (Трижды)

Заупокойное богослужение в православии:

  • На 3, 9 и 40 день со дня кончины и ежегодно.
  • Две Вселенские* субботы.
  • Родительские субботы (2, 3 и 4 субботы Великого поста).
  • В богослужении вообще всякой субботы**.
  • В том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно.
  • Подробнее о днях поминовения усопших:

* Вселенские субботы — перед неделей о Страшном суде (1-я, мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая).

** Обычное субботнее богослужение содержит немного заупокойных текстов — примерно столько же, сколько и рядовое вседневное.

«Отче наш»: тексты молитвы, видео и толкование.

Поминки | Поминальная трапеза | Траурная речь | Слова соболезнования | Похороны человека

Также может быть полезно:

Почему усопшим необходимы наши молитвы

Любовь Творца даже к согрешившему, отступившему от верного пути человеку трогательно изображена в Евангельской Однако далеко не все при жизни успевают вернуться к отчему порогу, совершить путь покаяния, то есть измениться к лучшему, вернуться к первообразу, явленному Богочеловеком — Христом. Иных Смерть, утратившая нераздельную власть, но не потерявшая силу, застигает в дороге. Парастас — это возможность продолжения пути к вечному благу по молитвам живущих для тех, кто ожидает дня последнего Суда, не имея возможности к дальнейшему покаянию. Православие утверждает возможность изменения к лучшему загробной участи человека. Главным средством для этого становится Проскомидия — поименное поминовение на Литургии. Священные узы любви позволяют и совершаемые нами дела веры — милостыню, церковную и домашнюю молитву посвятить Богу от лица усопших. Парастас по усопшим — это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким.

Служится вечером в пятницу.

Главным звеном Парастаса является 17 кафизма (псалом 118), которая на вечернях родительских суббот исполняется особым чином.

Нередко прихожане задаются вопросом, почему именно 17 кафизма используется на заупокойных богослужениях либо трактуют ее как заупокойный псалом, хотя такое мнение является крайне неверным.

Так, хор параллельно с чтением кафизмы священником непрестанно поет припев: «Спасе, спаси мя» или «Благословен еси Господи».

Особое значение парастаса для наших усопших родственников

Неоднократно приходится встречаться с утверждениями далёких от православия адептов различных культов: парастас – отмаливание рода, восходящее к древним языческим практикам и замещающее их. На чём основано это утверждение? На Литургии православная проскомидия поименна, молитва возносится за тех наших родственников, кто перечислен в подаваемых к началу службы записках. Благочестивая традиция знать и передавать из поколения в поколение имена своего рода многими из нас давно утрачена. Парастас – это возможность усиленной соборной молитвой достичь тех глубин наших родословных, память о которых не запечатлелась ни в нашем разуме, ни в семейных преданиях. Но дело здесь не в “особого рода мистериях”. Главная сила церковной молитвы – в её соборности, в согласии со словами Спасителя: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:20).

Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу.

Парастас – (греч. “ходатайство”, “стояние”) – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот. По структуре такая служба построена по типу утрени. Служится обычно вечером в пятницу или накануне особых памятных дней, например, накануне отпевания священнослужителя или по случаю трагического события. Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).

Кратко об особенностях парастаса:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо “Бог Господь…” – “Аллилуиа” и тропари “Глубиною мудрости…”

Примечание. После “Аллилуиа” и тропарей на парастасе поются “непорочны”, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии – “Блажени непорочнии в путь…”, припев: “Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)”, на 2-й статии – “Твой есмь аз, спаси мя”, припев: “Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих”.

После тропарей на панихиде (а на параста́се после “непорочных”) поются тропари по “непорочных”: “Святых лик обре́те источник жизни…” с припевом: “Благословен еси, Господи…”

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален “Покой, Спасе наш…”, читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).

На панихиде поется канон глас 6-й: “Яко по суху пешешествовав Израиль…” или 8-го гласа: “Воду прошед…” На парастасе поется канон 8-го гласа: “Воду прошед…”, вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: “Упокой (или – покой), Господи, души усопших раб Твоих”. На парастасе тропари канона читаются с припевом: “Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев”. После 3-й песни поется седален, после 6-й – кондак “Со святыми упокой…” и икос: “Сам Един еси Безсмертный…”

После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: “Помилуй нас, Боже…”, после которой бывает отпуст, и поется “Вечная память”.

См. также: Великопостные субботы прот. А. Шмеман

Некоторые примеры схем совершения парастаса:

  • Парастас. Схема совершения во Вселенскую родительскую субботу (2012 г.) скачать
  • Парастас: схема совершения во Вселенскую родительскую субботу (2013). скачать
  • Парастас: схема совершения в Димитриевскую родительскую субботу (2013 г.) скачать

Подготовил чтец Сергий Забавнов

Назад к списку

Идя по жизни, естественным образом каждый человек задумывается о смерти и ставит перед собой вопросы о том, что произойдёт после того, как его сердце перестанет биться. Некоторые говорят, что душа уходит в небытие. Другие — что душа переходит в другое тело. Истинные последователи Иисуса Христа всегда верили в то, что после смерти душа человека возвращается к Богу. Душа попадает на Божий справедливый суд, на котором решается, где будет она проводить вечность, в раю или же в аду.

Чтобы понять, как православные христиане понимают жизнь после смерти и как верующие, которые ещё живут, относятся к тем, кто уже ушёл в мир иной, нужно подробнее узнать о заупокойной службе в православной церкви.

Лития и панихида: длительность службы

Можно заказывать разные виды богослужений для совершения поминовения усопших. Лития – один из вариантов. Место проведения – притвор храма. Литией может называться всенощное бдение (его часть) или шествие/молебен, когда проводятся богослужения в честь общественных бедствий. Но прихожане знают и часто заказывают поминовение во время одноименной службы. Лития в данном значении – короткое богослужение длительностью до 7 минут.

Панихида по сравнению с поминальной литией – более длительное богослужение. Проводится в течение 20-30 минут. За это время священнослужитель успевает произнести целый ряд молитвенных текстов, тогда как лития – сокращенный вариант панихиды. Оба вида служб могут проводиться во время поминальных дней, установленных церковью, а также любые другие.

Церковные свечи и икона

Усопшие — не значит неживые

Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое — появление на свет, второе, главное событие — Святое Крещение и третье — переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в церковных песнопениях как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?» — в этом вопрошании заключена уверенность в том, что «у Бога все живы». Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения «домой», к Небесному Творцу из долгого земного странствия.

Даты и порядок проведения

Среди общего числа литургий, называемых панихидой, можно выделить два типа:

Личная — эта служба проводится в день похорон, а также по возможности в третий, девятый, сороковой дни либо в годовщину от смерти или от рождения. Естественным образом служба должна проходить в церкви, но допускается совершение в доме усопшего или на кладбище. В редких случаях при сложных обстоятельствах священник приходит даже на место смерти

Важно отметить: это не одно и то же, что гражданская панихида или траурная речь. Парастас также практикуется в домах людей, которые перенесли утрату близкого человека

Это может происходить в особые дни, отведенные для поминания (например, третий, девятый, сороковой) после смерти человека.
Всеобщая — этот тип службы предназначен для всех усопших. Такого вида парастас происходит в определённые даты. Текст службы предписан в Требниках и является обязательным. В православном календаре это выглядит следующим образом (дни отличаются в различные года): 1 февраля (14 февраля);
22 февраля (7 марта);
1 марта (14 марта);
8 марта (21 марта);
8 апреля (21 апреля);
26 апреля (9 мая);
17 мая (30 мая);
25 октября (7 ноября).

В русском православии также имеются некоторые дни которые не прописаны в Требниках:

  • 29 августа — день поминания православных воинов;
  • Покровская суббота.

Последование парастаса в церкви

Православные священники ставят особый акцент на правильно исполненных ритуалах и глубоко верят, что Бог есть Бог порядка. По предписаниям в Требнике, должно ставить коливо на канун — маленький столик с образом распятия Иисуса Христа. Но в большинстве случаев коливо отсутствует. В целом текст службы парастас состоит из пений и молитв и во многом очень похож на утреню. Отмаливание тоже происходит в виде отпевания.

В первую очередь идут начальные молитвы. Затем псалом 90, следуемый ектеньёй и аллилуйя с тремя стихами. После этого — ряд тропарей, ектений и чтение псалмов 50 и 118 (полностью). Служение заканчивается словами «вечная память», повторяемыми 3 раза.

Семнадцатая кафизма псалтири

Ещё одна отличительная черта состоит в том, что на этом богослужении поётся псалом 118-й, который ещё называют «семнадцатая кафизма». Суть или главная мысль текста этого псалма — «блаженны непорочные». Считается что люди, которые покинули этот мир, будучи православными, уже утратили способность грешить, таким образом становясь безгрешными или непорочными.

Самым важным для усопших считается их упоминание через «Божественную литургию». Верующие приносят к Святому Алтарю помельник, в котором записаны те, о ком Церковь молится для прощения их грехов, и чтобы они обрели спасение. Через молитвы в дни парастаса верующие просят, чтобы Бог сделал усопших причастниками вечной радости в Нём. В то же время они молят о том, чтобы при суде всего мира Бог совершал его со многой благостью и снисхождением.

Краткий парастас ещё называют заупокойной литией. Парастас, который имеет место во Вселенские родительские субботы, именуется Вселенским. Эта панихида совершается в пятницу вечером и длится до утра субботы.

Хотя известно, что молитва за души умерших не является учением, взятым из Священных Писаний, все-таки православные верующие уделяют ему особое внимание. Они признают, что это учение является традицией, но не догмой Церкви

Истории гласят, что Макарий Великий при молитве за грешников из других народов помогал им облегчить страдания. Души, которые мучались в аду, получали утешение, а пламя огня отступало от них. Эту и многие другие истории можно услышать в подтверждение доктрины.

Богословское и историческое основания

Для того чтобы понять что такое парастас, и как он помогает нужно проникнуть немного глубже в его суть. Естественным образом возникает вопрос: откуда взялась эта церемония и почему православный мир ее практикует? Многих также волнует вопрос, что такое утреня с парастасом.

Церемония в ранней церкви

Церковная традиция рассказывает нам, что в первые века христианства по причине гонений верующие не могли открыто проводить богослужения, поэтому они собирались ночью и втайне проводили погребение умерших и молились. Сама церемония длилась всю ночь, поэтому сегодня её называют всенощным богослужением. Молитвы произносились за благочестивых людей, которые стали жертвами жестоких преследований.

Молитвы за мучеников постоянно произносились в ранней церкви. К четвёртому веку стало обычной практикой хранить останки мучеников под алтарём в христианской церкви, подражая видению апостола Иоанна в Откровении (6:9−10). Во время литургии в церкви молились о мучениках, которые умерли, оставаясь верными Господу. Было широко распространено мнение, что мученики слышат такой зов и, в свою очередь, молятся и помогают живущим.

Таким образом, можем заметить, что эта практика берет начало на ранней стадии развития Церкви. Погребальная литургия была в те времена выделена из всенощного богослужения. На сегодняшний день оба термина стали синонимами.

Душа после смерти

Православные догмы учат что живые люди могут повлиять на души тех, кто уже умер. Это может происходить в различных формах добродетельности в память тех, по кому тоскует душа. Это может быть помощь ближнему, личная молитва или молитва священника, зажжённая свеча в память о человеке, пожертвование денег. Православные христиане верят, что христианин проходит через 3 рождения:

  • естественное рождение — когда приходит в мир;
  • рождение свыше — когда проходит Крещение;
  • прославление — когда душа возвращается к Богу во славу.

Причиной, по которой к православные христиане не применяют слово «мёртвые», является вера в то, что душа продолжает жить после смерти. Они глубоко убеждены, что когда-то встретятся со своими близкими на небесах. Но до тех пор всем людям предстоит предстать перед Великим Судом, перед Белым Престолом Того, Кто держит в Своих руках начало и конец мироздания. Суть в том, чтобы помочь усопшим кровным родным получить больше милости от Бога на Его справедливом суде.

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: оба-че очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

«Слава» – Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

«И ныне» – Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеко-любче.

Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector