Как читать «правильные каноны» дома. приготовление ко святому причащению
Содержание:
Как правильно вести себя во время причастия?
На богослужении после возгласа «Святая Святым» и пения «Един Свят, Един Господь», закрываются Царские врата – батюшка сам потребляет Евхаристию. В это время певчие обычно поют стихиры дня или читают молитвы ко Причащению, которые полезно ещё раз прослушать.
Когда открывают Царские врата, священник выходит с Чашей к мирянам, он возглашает важные слова:
Это два обязательные условия для принятия в себя Христа: страх Божий и настоящая вера в Господа и Таинство. На Литургии Преждеосвященных Даров произносится:
То есть именно Веру и Любовь ко Христу, к этому Таинству и к ближним нужно хранить в себе.
Верующие складывают руки на груди, правую кладут на левую, изображая крест. Это делается, чтобы люди не крестились, подходя к чаше, ведь так можно случайно толкнуть кого-то и нечаянно перевернуть Святые Дары.
Подойдя к священнику, нужно четко и понятно назвать свое имя при Крещении и открыть широко рот. Тогда священнослужитель произносит специальную молитву и лжицей (ложечкой) кладет Тело и Кровь Христовы вам в рот.
Причастие нужно проглотить и желательно не разжевывать. Сразу после потребления Святых Даров нужно подойти к столику, где раздают запивку. Это обычная вода, иногда в нее добавляют вино. Ею нужно запить и съесть антидор (частица служебной просфоры). Это делается, чтобы случайно не осталось во рту никакой части Причастия.
Потом стоит тихонько отойти на свое место, чтобы не создавать очередь, дальше молиться и слушать службу.
Что читать после Причастия и как себя вести?
Смысл частого причащение в том, что пребывать в Благодати Божией. Нужно уметь Ее хранить. Именно поэтому и вести себя нужно достойно после принятия Христа во внутрь себя.
После Литургии во многих храмах принято читать благодарственные молитвы по Святом Причащении. Они начинаются возгласом: «Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.». Но, если по какой-то причине вы не смогли их прослушать в храме, то стоит вычитать самостоятельно.
При этом разрешается целовать Крест и иконы, подходить к священнику за благословением. Но рекомендуется воздерживаться от супружеского общения, именно поцелуев. Следите за тем, чтобы не плеваться при покашливании или разговоре.
Желательно пребывать в немногословии. Постараться подольше сохранить в себе то благодатное состояние, которое вы получили во время Евхаристии. А для этого не рассеивайтесь помышлениями о житейских делах, старайтесь держать ум в размышлениях о Таинстве и молитве. Непрестанно молитесь, чтобы вам не приходилось делать во всей этой суете житейской.
Стоит стараться уклониться от ситуаций, которые могут вызвать ссоры, конфликты, страсти – всего, что вытисняет Благодать из сердца. Надо понимать, что эта Благодать – Божий дар, он непреложный, то есть Господь сам Его не отнимает, никто не может этого сделать. Только сам человек своими действиями, поступками, мыслями, вытесняет все то, что приобрел в Таинстве Святого Причащения.
Для насущного примера представьте, что священник сам дал вам Чашу со Святыми Дарами. Этого делать никак нельзя, но, если задуматься, как бы вы себя вели? Несли бы с особым благоговением, не давая себе даже думать о чем-то постороннем
Участвуя в Евхаристии, мы сами становимся этой Чашей, поэтому так важно благочестиво пронести ее хотя бы до конца дня, не забывая о том, что Господь в нас
Таинство покаяния
ПОКАЯНИЕ — это таинство, в котором священник властью Господа нашего Иисуса Христа отпускает грехи искренне кающемуся в них на исповеди. В этом таинстве нам даруются прощение наших грехов, избавление от вечного наказания за них и особая благодать для борьбы с искушениями.
В Нагорной Проповеди Христос сказал об условии прощения Богом наших грехов: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6. 14-15). Итак, мы можем приступать к таинству покаяния только тогда, когда искренне простим всех своих обидчиков и должников, когда изгоним из сердца злобу на других людей, попытаемся примириться с теми, с кем были в ссоре, и попросить прощения у тех, перед кем мы виноваты.
Однако для того, чтобы получить прощение грехов в таинстве покаяния, необходимо выполнить еще пять условий:
- Испытание совести;
- Искреннее сокрушение о грехах;
- Твердое намерение больше не грешить;
- Искренняя исповедь;
- Удовлетворение за грехи Богу и ближнему — то есть, исполнение наложенной священником епитимий (как правило, это молитвы или дела милосердия), а также посильное возмещение ущерба причиненного другим людям.
Как часто необходимо причащаться?
Окунемся в историю. Первые христиане причащались ежедневно. С тех пор, конечно же, многое изменилось. И в наши дни можно причащаться хоть каждую неделю, если вести соответствующий строгий образ жизни. Иметь только хорошие помысли и творить добрые дела. А также соблюдать правило ко святому причащению: неизменно перед причастием поститься. Если так не получается, то желательно причащаться хотя бы во время постов, это минимум. Сейчас священники в большинстве своём рекомендуют делать это как можно чаще, потому что в наше время появилось слишком много искушений для человека, которые без принятия святых Тайн Христовых, человек зачастую может и не выдержать. К тому же христианин всегда должен быть готов к смерти и ко причастию. Без этого никак. Очень хорошо, когда человек причащается в свой день рождения, в день своих именин. Стоит задуматься над этим. Для супругов прекрасно было бы причаститься в день их бракосочетания. Перед венчанием. Также желательно причащаться и в дни памяти усопших родных и близких, это способствует единению во Христе живых и покинувших сей мир. Вообще христианин зачастую сам определяет для себя, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, или же нужно посоветоваться со своим духовником, который сможет подсказать, как правильно поступить.
Когда нужно читать
Православные молитвословы содержат покаянный канон Христу как в составе Правила ко Святому Причащению, так и отдельно. Обычно его читают:
- при подготовке к исповеди, с тем, чтобы правильно настроить душу на покаяние;
- при подготовке к таинству Причащения (Евхаристии), чтобы еще раз осознать свое недостоинство, помочь себе благоговейно приступить к святыне;
- в любом другом случае, когда душу тяготит уныние, сознание грехов, требуется поддержка свыше.
При подготовке к исповеди
Готовясь к таинству Покаяния, многим трудно увидеть свое духовное состояние. Другие, напротив, видя свое падение, отчаиваются, переживают, чрезмерно скорбят о грехах, перестают надеяться на помощь Бога. Найти верный баланс помогают проверенные временем церковные молитвы, составленные святыми, имеющими большой духовный опыт и умеющими правильно подвести человека к покаянию, не ввергая его в отчаяние. Один из таких текстов – Канон Иисусу Христу.
1-3 песни канона — не столько молитва Господу, сколько призыв верующего к своей душе покаяться, обратиться к Богу от мирских пристрастий. Здесь вспоминаются возможные человеческие грехи, удаляющие от Господа. Верующему напоминается о Страшном Суде, на котором произойдет не столько Божий Суд, сколько суд совести самого человека над своей душой.
Но зрелище своих постоянных падений не должно ввергать в отчаяние. 4-8 песни напоминают кающемуся о благости Творца и Его любви к людям, о премудром устроении мира. Душа призывается отрешиться от своих грехов, беззаконий, подумать о вечности, обратиться к своему Творцу – единственному реальному смыслу человеческого существования.
Наконец, 9 песнь – горячая просьба кающегося человека к Богородице, Ангелам, всем святым умолить Бога о помощи для исправления жизни человека, ведь без этого реальные изменения невозможны. Кульминация покаяния – завершающая покаянная молитва Христу.
Канон и Причащение
Готовясь к таинству Евхаристии, принято читать покаянный канон в составе так называемого Трехканонника, состоящего из канонов, которые можно читать или один за другим, или совмещенно:
- Христу;
- Богородице;
- ангелу хранителю.
При совмещенном чтении Трехканонника молитвословия читаются как один канон. После Трехканонника следует Правило ко Святому Причащению, помещенное в молитвословах.
Во всякой скорби
Покаянный канон можно читать также вне подготовки к таинствам, при любых тяжелых обстоятельствах, требующих помощи Господа. Это могут быть:
- болезни;
- житейские беды;
- сложности семейной, личной жизни.
Помощь, которую верующий получает, обращаясь ко Христу, связана, конечно, не с читаемым текстом как таковым. Покаяние, смирение, на которые настраивают слова древнего текста, меняют человека, его отношение к Богу, своей жизни. Сердечное покаяние призывает на верующего Божию помощь.
Один из священников рассказывает, что к нему пришла тяжело больная женщина, практически умиравшая от рака. Священник благословил ее читать покаянный канон Христу с сокрушением о своих грехах, и чаще исповедоваться. Через несколько месяцев эта прихожанка сама пришла благодарить священника: при помощи Божией она не только изменила свою жизнь, но и исцелилась от смертельного недуга.
Как подготовить к Причастию ребенка
У священнослужителей на этот счет имеются два разных мнения. Одни считают, что детей с малых лет необходимо приучать к соблюдению поста, в том числе и перед Причастием. Хотя бы один день ребёнок не должен принимать пищу животного происхождения и смотреть развлекательные передачи и представления. А также ребёнок должен прочитать хотя бы несколько молитв перед Причащением, можно вместе с родителями, и постепенно нужно увеличивать количество молитв.
Рис. 9. Не стоит напрягать ребенка вычитыванием всех правил перед Причастием, для него будет достаточно прочтения нескольких молитв.
Другие же считают, что для ребёнка будет достаточно хотя бы 1-3-дневного воздержания от сладкого, различных развлечений и увеселений.
Так ребёнок почувствует, что должно произойти что-то очень важное и будет на это настроен. Конечно, ребёнку нужно правильно объяснять, что такое Причастие на самом деле
Нельзя вводить его в заблуждение, говоря «сейчас тебе дадут вкусненького», нужно объяснить, что это Тело и Кровь Христа, который пожертвовал собой ради нашего спасения.
Для него будет вполне достаточно денёк попоститься и немного постоять вместе с вами на молитве.
Три совмещенные канона ко Причастию
Причастие – это залог человеческого воскресения, из чего можно сделать вывод, что к нему нужно готовиться со всей серьезностью. С этой целью необходимо провести ритуал очищения души от всего греховного. Причастные каноны не следует считать чем-то формальным. Для их чтения нужно определенное духовное настроение. Забудьте про злобное и гневное состояние, не предавайтесь ненужным размышлениям и болтовне. Подойдите к ритуалу со всей ответственностью – уединитесь и настройтесь на умиротворение и глубокомыслие, затем начните читать молитвенные тексты и каноны. Так ваша подготовка к Причастию будет правильной.
Одной из обязанностей каждого верующего считается чтение канонов ко причастию. Эти каконы содержат Покаянного канона к Господу Иисусу Христу, Молебный канон к Пресвятой Богородице и Канон Ангелу-хранителю. Не обязательно читать все каноны за раз, можно и по одному за вечер. Каждый христианин должен подготовиться таким образом дома и ввести это за обязательный ритуал.
Если говорить о совмещенном каноне более детально, то он может включать все песни, но тогда рекомендуется выключить тропарь перед каноном Богородице и Ангелу Хранителю и гимнографические тексты, которые следуют в заключении канона Божьей Матери. Для правильного совмещения канонов необходимо обратиться к молитвослову.
После того, как канон будет совмещен (совмещенный канон еще называют трехканонником), христианину, который хочет приступить к таинству по всем правилам, рекомендуется к прочтению специальное последование, которое состоит из канона к святому причащению, десяти молитв определенного количества псалмов. Также не следует забывать, что утренние молитвы и молитвы, читаемые вечером также не отменяются.
Структура канонов
Канон (греч. ) — это «норма, правило». Есть два значения этого слова:
- Канон — это список положений Православной церкви.
- Канон – особая песня, которая прославляет Православный праздник или праведника.
Он существует с VIII столетия. Состоит из девяти песен. Каноны могут быть большими и маленькими.
Песни канонов состоят из стихов. Первый стих, которым начинается каждая песня имеет название ирмос. Последующие называются тропари. Пред каждым стихом читается запев, что соответствует канону.
Любой канон включает в себе 4–7 тропарей. Вторая песня, как правило, отсутствует. Точнее она произносится лишь в праздничные дни
При чтении важно не забывать о совершении земных и поясных поклонов
Приготовление к Причащению требует чтения 3 канонов. При этом есть причастные каноны на русском языке, включая молитвы до и после ритуала. Они объясняют смысл ритуала, подготавливают наше тело и душу к Причастию Святых Христовых Тайн. Потому и необходима телесная чистота, которая достигается постом, а для очищения души нужны молитвы.
Испытание совести
Перед началом исповеди нужно постараться вспомнить все свои поступки со времени последней исповеди и внимательно разобраться не только в своем поведении, но и во всех состояниях своей души. Надо явственно осознать все ситуации, когда любовь к самому себе оказывалась сильнее любви к Богу и ближнему.
Если за это время были совершены какие-либо тяжкие грехи (либо если прежде при исповеди они были забыты или утаены, а также если упоминание их на исповеди не сопровождалось подлинным осознанием и раскаянием), в них следует раскаяться в первую очередь. Умолчание даже одного тяжкого греха лишает смысла всю исповедь.
Какие же грехи считаются тяжкими? Прежде всего, непосредственная измена Богу: отступничество, хула на Бога, обращение к темным силам, деятельность, направленная против Церкви и ее учения. К тяжким грехам относится также сознательное посягательство на человеческую жизнь, которая есть величайший дар Божий; не составляют исключения попытки прервать свою собственную жизнь, а также жизнь плода во чреве (таким образом, равнозначны убийству не только любые виды абортов, но ти использование тех противозачаточных средств, которые уничтожают уже зачатый зародыш). Тяжкими грехами считаются также сознательные посягательства на свободу, безопасность, здоровье и собственность других людей. Кроме того, тяжким грехом является нарушение супружеской верности. Ко всему этому следует добавить побуждение других к подобным поступкам или добровольное пособничество им; в числе тяжких грехов — вообще любое соблазнение ко злу других людей, особенно детей (ср. Мф 18.6-7). Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень того, что можно отнести к тяжким грехам: степень тяжести того или иного греха определяется совестью кающегося, поэтому к ней необходимо особенно внимательно прислушиваться при подготовке к таинству покаяния. Однако, если в чем-то трудно разобраться самому, об этом следует посоветоваться на исповеди со священником.
Помимо глубокого раскаяния в каждом грехе, результатом испытания совести должно стать и осознание кающимся того, каким грехам и каким дурным наклонностям он сейчас более всего подвержен. Соответственно, следует продумать и то, как успешнее бороться с ними в дальнейшем. В этом также бывает полезен совет священника на исповеди.
При испытании совести могут помочь следующие вопросы:
Когда ты был последний раз на исповеди? Сопровождалась ли она искренним раскаянием? Не забыл ли ты какого-нибудь тяжкого греха? Не утаил ли ты чего-нибудь из ложного стыда? Исполнил ли наложенную священником епитимию? Исполнил ли его советы? Принял ли ты решение бороться с твоим главным пороком? Если да, то осуществлял ли принятое решение? Не падал ли духом в борьбе со своими греховными наклонностями?
Молитвы перед Причащением
Верую, Господь мой Иисус Христос, что в Пресвятой Евхаристии Ты пребываешь как Бог и Человек, хотя и не вижу Тебя и не понимаю, как это может быть. Верую потому только, что Ты Сам уверил меня в этом, сказав: «Примите, вкусите, это есть Тело Мое». Как на Тайной Вечери Своими руками, так и сегодня руками священника Ты даешь нам под видом хлеба то самое Тело, которое Ты предал за нас на распятие, Ту самую Кровь, которую Ты пролил за нас во оставление грехов. Верую твердо Твоему слову и подчиняю ему мой разум и чувства.
За что мне послано такое счастье, что Ты Сам, о Иисус, Господь мой и Бог мой, снисходишь ко мне? Я слаб, ничтожен, грешен. Как мне приблизиться к бесконечно святому Богу и принять Хлеб Ангелов? Я не достоин этого и никогда не буду достоин. Склоняясь перед Тобою, я желал бы так смирить себя перед Твоим Божеством, как Ты смирил Себя, став Человеком из любви ко мне.
О Иисус, безгранично меня возлюбивший! Ты приходишь ко мне, несмотря на то, что грехи мои должны были бы удалить меня от Тебя. Всем сердцем стремясь возненавидеть грехи мои, я горячо желаю исправиться и смиренно прошу у Тебя прощения. Ты уже очистил меня в таинстве покаяния, освободи же меня и от моих греховных наклонностей.
С беспредельной надеждой прихожу к Тебе, о Иисус! Ты знаешь все мои нужды, Ты хочешь и можешь мне помочь. Ты зовешь меня к Себе и обещаешь прийти ко мне на помощь. Уповаю на Твое милосердие, откликаюсь на Твой зов, хоть я и не достоин принять Тебя в мою душу. Прихожу к Тебе — слабый, слепой, нищий — в надежде, что Ты укрепишь меня благодатью и воистину возродишь меня.
Люблю Тебя, о Иисус, всем сердцем моим и всею душою моею. Сегодня Ты неизъяснимым образом являешь мне, как Ты любишь меня, ибо только из любви ко мне нисходишь Ты в мою душу. Как я желал бы, чтобы каждое мое причащение свидетельствовало о том, что я все больше люблю Тебя и все более желаю принадлежать Тебе! Молю Тебя: согрей мое бедное сердце, чтобы оно могло стать жилищем для Тебя.
Чем глубже нищета моя, тем более горячо я желаю соединиться с Тобою, о Иисус, пребывающий в Пресвятом Таинстве.
Даруй мне Себя в пищу, Господи, потому что душа моя ослабеет в пути, если Ты не укрепишь ее; ибо Ты — Хлеб живой, сшедший с небес. Даруй мне Себя, Господи, ибо Ты Сам меня ободряешь словами: «Примите, вкусите». Я желаю идти с Тобою тем путем, которым Ты ведешь нас в жизнь вечную.
Молитва св. Фомы Аквинского
Всемогущий и всевечный Боже! Вот я приступаю к Таинству Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа; приступаю, как немощный ко врачевателю жизни, как нечистый к источнику милосердия, как слепой к сиянию вечного света, как бедный и нищий к Господу неба и земли. Посему молю безмерной щедрости Твоей изобилие, чтобы Ты исцелил мою немощь, омыл нечистоту, просветил слепоту, обогатил нищету, одел наготу, — дабы я воспринял Хлеб Ангелов, Царя царей и Господа господствующих, с таким почтением и смирением, с таким благоговением и сокрушением, с такою чистотой и верой, с таким расположением и намерением, какого требует спасение души моей. Я прошу: дай мне принять не только Таинство Господня Тела и Крови, но также существо и достоинство Таинства. О Боже кротчайший, дай мне так воспринять Тело Единородного Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего, которое Он принял от Марии Девы, чтобы я удостоился приобщиться Его таинственному Телу и сопричислиться к Его членам. О вселюбящий Отче, благоволи, чтобы я некогда непрестанно созерцал явленный лик Сына Твоего Возлюбленного, Которого я ныне, на пути, сокрытым воспринять намереваюсь, и Который с Тобою живет и царствует во веки веков. Аминь.
Непосредственно перед Причащением можно прочитать молитву св. Иоанна Златоуста:
Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, среди которых первый — это я. Еще верую, что это — само Пречистое Тело Твое и это — сама Драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои вольные и невольные, совершенные словом и делом, осознанно и неосознанно; и удостой меня причаститься пречистых Твоих Таин не во осуждение, но для прощения грехов и жизни вечной. Аминь. Вечери Твоей Тайной участником прими меня сегодня, Сын Божий. Да не открою врагам Твоим тайны и не дам Тебе поцелуя Иуды, но, подобно разбойнику, исповедую Тебя: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Аминь. Да будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, не в наказание или во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.
Можно также повторять краткую молитву:
Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя.
Или:
Господи, я как человек согрешил; Ты же как Бог щедрый помилуй меня, видя немощь души моей.
Или:
Иисусе, Боже сердца моего, приди и соедини меня с Тобою навеки.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии
(Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать
Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Тропари, глас 8-й
Беззакония моя презри, Господи, от Девы
рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя Пречистому
Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица,
без числа имеяй велию милость.
Слава:
Во причастие Святынь Твоих како дерзну
недостойный? Аще бо деозну к Тебе приступити с
достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и
осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти,
Господи, скверну души моея и спаси мя, яко
Человеколюбец.
И ныне:
Многая множества моих, Богородице,
прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя:
посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога
нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, едина
Благословенная.
Презри — оставь без внимания. Рождейся —
родившийся. Храм то творя — делая его храмом. Ниже — и
не. Без числа имеяй велию милость — имеющий бесконечно
великое милосердие (без числа — бесконечно; имеяй —
имеющий; велию — великую; порядок слов во фразе
отличается от свойственного современному русскому
языку).
Аще бо — потому что если. Хитон —
одежда. Яко несть вечерний — потому что он не таков, в
каком идут на Вечерю. Исходатайствую — здесь: доставлю,
получу, заслужу. Прибегох — я прибегнул, обратился за
помощью. Оставление — прощение. Яже содеях лютых — злых
(лютых) дел, которые я совершил (яже содеях).
Аще бо дерзну к Тебе приступити с
достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и
осуждение исходотайствую многогрешной души моей. Тропарь
обращает нас к евангельской притче о званых на брачную
Вечерю Сына: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел
там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит
ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же
молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и
ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет
плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных
(Мф.22:11-14).
Вечеря эта — Евхаристия, Таинство Причащения; слова
очисти, Господи, скверну души моея взывают ко Господу об
очищении хитона души.