Иисус христос: сын божий, рожденный в хлеву
Содержание:
- Святой Дух — присутствие Бога в мире смертных
- Богословское развитие
- Благая весть о рождении Мессии
- Детство, воспитание и образование Иисуса Христа
- Парадигма изменилась
- Точки зрения на происхождение Иисуса
- Иисус — Сын Божий
- Иисус Христос, Бог или человек? Как Церковь породила духовный разврат
- Почему полагают что Иисус Христос родился в Вифлееме
- Разберемся в вопросе
- Астрономическое явление
- Иисуса Христа считают человеком, пророком, архангелом, выдумкой и Богом
- Что может означать учение Христово
- Предательство Иуды
- Христос как ангел
Святой Дух — присутствие Бога в мире смертных
Теперь поговорим про Святой Дух. Русский язык чуть искажает это понятие. У нас духами принято называть бесплотные сущности вроде привидений. Здесь же Дух — всепроникающая энергия. Так мы говорим, например, про воинский дух. Но у Святого Духа есть ещё и личность, так что это не просто настроение. Это проявление Бога, Его часть.
В христианстве о Святом Духе говорят неоднозначно. А иудеи вообще считают Его качеством или проявлением Бога. Но православие верит, что Святой Дух — это такой же Бог, истинный. Его задача — входить в сердца людей, освещать земное и делать его одухотворённым, святым, исполненным Божественного.
Примечательно, что на иврите Святой Дух — женского рода. Наш перевод это не передаёт. Евангелие от Иоанна описывает облик Святого Духа:
(Е. 1:32)
Этот эпизод мы можем наблюдать на изображениях, посвящённых крещению Иисуса.
При крещении Иисуса люди видели две ипостаси Бога: Христа и Святого Духа
А в Деяниях святых апостолов Святой Дух выглядит как языки пламени:
(Д.А. 2:3)
Собственно, иначе и быть не могло. Дух не имеет постоянной физической формы.
Богословское развитие
Император Константин и отцы Первого Никейского собора 325 г. с Никено-Константинопольским символом веры 381 г.
На протяжении веков богословское развитие концепции Сына Божьего взаимодействовало с другими христологическими элементами, такими как предсуществование Христа , Сына Человеческого , ипостатический союз и т. Д. Например, в Иоанновой «Христологии свыше», которая начинается с предсуществованием Христа Иисус не стал Сыном Божьим через непорочное зачатие , он всегда был Сыном Божьим. Термин «Сын Божий» также встречается в виде небольшого фрагмента вместе с другими свитками Мертвого моря под номером 4Q246 .
Ранние христиане выработали разные взгляды на то, как Иисус относился к Богу и какую роль он играл в Божьем плане спасения.
Ко II веку между различными христианскими группами возникли разногласия, и, чтобы защитить господствующую точку зрения в ранней церкви , св. Ириней ввел исповедание: «Только один Христос, Иисус Сын Божий, воплотившийся для нашего спасения». Ссылаясь на воплощение, это исповедует Иисуса как ранее существовавший Логос , то есть Слово. Он также исповедует его как Христа и единородного Сына Божьего.
Чтобы установить общую основу, Никейский символ веры 325 года начинается с исповедания Всемогущего Отца, а затем утверждает веру:
Святой Августин подробно писал о Сыне Божьем и его отношениях с Сыном Человеческим , позиционируя эти два вопроса с точки зрения двойственной природы Иисуса как божественной и человеческой с точки зрения ипостатического союза . Он написал:
Однако, в отличие от Сына Божьего , провозглашение Иисуса Сыном Человеческим никогда не было символом веры в христианстве . Интерпретация использования слова «Сын Человеческий» и его отношения к Сыну Божьему остается сложной задачей, и после 150 лет дебатов среди ученых не возникло единого мнения по этому вопросу.
Подобно тому, как в Послании к Римлянам 10: 9–13 Павел подчеркивал спасительную ценность «устного исповедания», что Иисус есть Господь (Кирион Иесун), Августин подчеркивал ценность «исповедания Иисуса как Сына Божьего» как пути к спасению.
Для св. Фомы Аквинского (который также учил о Совершенстве Христа ) «Сын Божий — это Бог, известный Богу». Фома Аквинский подчеркнул решающую роль Сына Божьего в рождении всего творения и учил, что, хотя люди созданы по образу Божьему, они терпят неудачу, и только Сын Божий действительно подобен Богу, а значит, божественен.
Благая весть о рождении Мессии
Родилась Марияв семье Анны и Иокима, проповедников. Семья ее жила в Вифлееме. Именно здесь в 12 лет верная Господу девочка дала Ему обет девства вечного. Позже ее выдали замуж. Мужем благочестивой стал Иосиф из Назарета, старец, к которому все, включая саму Марию, относились с уважением. Тем же он и сам отвечал своей супруге.Вспоминается в родословной его Иоаким, давший жизнь Иехонию и его братьям до того, как домом их стала Вавилония. После того, как Иехоний поселился в Вавилонии, он продолжил свой род. 12 поколений разделяет его с Иосифом, ставшим хранителем девства Пречистой.
Как-то к Деве пришел Гавриил. Явившийся ей архангел принес благую весть о том, что именно она была избрана матерью Спасителя. Так Мария и узнала о том, что ей суждено родить мальчика, зачатого Святым Духом. При этом посланник Господний назвал Пречистой и точную дату появления малыша на свет.
Этому событию, как известно, предшествовало решение Августа, правившего в то время Иудейский царством, провести перепись населения. Согласно приказу, который отдал римский император, всем нужно было «регистрироваться» по месту, где проживал их род.
Иосиф вместе с Марией были вынуждены отправиться в Вифлеем, где обитали их предки. Здесь, как гласили ветхозаветные пророчества, и было суждено родиться Мессии. Так оно и произошло. Мать Божья вместе со своим супругом не смогла найти в городе свободное место в гостиницах, поэтому была вынуждена остаться в пещере, которую пастухи превратили в хлев для скота.
Детство, воспитание и образование Иисуса Христа
Детство Иисуса прошло в Назарете. Мария считала, что именно здесь ребенок сможет чувствовать себя в безопасности и нормально развиваться. Поэтому они пришли в город, поселились вместе с семьей Иосифа, его взрослыми сыновьями.
В Писании сказано, что плотник быстро нашел себе работу и семья жила в достатке.
С первого дня рождения Мария чувствовала ответственность за своего избранного сына. Она беспокоилась не только о его здоровье, но и занималась с ним даже после того, как Иисус пошел в школу. Историю рождения Христа и его назначение родители договорились никому не рассказывать.
После школы мальчик свободное время делил пополам. Он занимался с матерью, которая кроме бытовых вопросов, обучала его вере, правильному поведению, посвящала его в уход за различными растениями, и другим вопросам, которые знала сама. После того, как Мария помогла соседской женщине разродиться, мальчик стал расспрашивать ее, каким образом появляются на свет люди и разные живые существа.
По традиции, матери занимались воспитанием детей и их образованием до 5 лет. Именно в этом возрасте Мария «передала» Иисуса отцу, и тот продолжил его обучение профессии, правильному поведению в обществе и другим наукам.
У отца в мастерской мальчик изучал плотницкое дело, осваивал основы коммерции. Окружавшие их семью люди удивлялись, какой умный и рассудительный сын плотника, как грамотно он умеет все объяснить, растолковать.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: Икона Воскресение Христово.
Когда Иисус вырос и начал проповедовать христианство, отец Его уже завершил свой земной путь. Он многому научил своего сына, был для него примером в жизни.
Земным отцом Иисуса был Иосиф. Именно он радовался первым шагам мальчика, учил его грамоте и профессии. Учитывая праведную жизнь плотника, и его происхождение, выбор был сделан не случайно.
Парадигма изменилась
Сообщество ученых, изучающих Новый Завет, пришло к осознанию того, что Христа считали Богом уже в первохристианской общине, лишь во второй половине XX века. Прежде доминировала старая парадигма критической немецкой школы истории религии (Адольф Гарнак, Вильгельм Буссе), согласно которой религиозный культ поклонения Христу не мог возникнуть на ранних этапах в монотеистической среде первых учеников-иудеев, но явился следствием эллинизации первохристианства, ставшей результатом его переноса в языческую среду. Именно там произошла переинтерпретация таких титулов, как «Христос», «Сын Божий» и «Господь»: они потеряли в этой среде свой аутентичный иудейский смысл и приобрели иные значения. А идея Божественности Христа признавалась лишь более поздним богословским развитием.
Большинство современных исследователей предлагают искать истоки «высокой христологии» (верования, согласно которому Христос был предсуществующим Божественным существом — Логосом, Который стал человеком) в богатой древнеиудейской традиции фигур небесных посредников литературы эпохи Второго Храма. В иудейской традиции в качестве таких небесных посредников могли выступать три группы фигур: 1) великие ангелы (Михаил, Йахоэль, Метатрон); 2) прославленные праведники (Мельхиседек, Енох, Моисей); 3) персонифицированные аспекты Самого Бога, внутренне присущие Его уникальной идентичности Творца (Премудрость, Логос, Мемра).
Однако, по мнению других ученых, методология, согласно которой единственная возможность понять, как в парадигме иудейского монотеизма могла развиться «высокая христология», — это показать существование чего-то подобного в дохристианском иудаизме, является ошибочной. В действительности, чтобы понять, как была возможна ранняя христология без какого-либо посягательства на иудейский монотеизм, необходимо показать, что понимание единобожия в эпоху Второго Храма не было непреодолимым препятствием для включения в него Иисуса. Иудейский монотеизм межзаветной эпохи предоставлял совсем немного прецедентов для этого шага, но он имел характеристики и структуру, которые делали его открытым для такого развития.
Точки зрения на происхождение Иисуса
Какое же оно происхождение Мессии на самом деле? В христианстве принято считать, что, как и гласит древнее пророчество, Иисус был Сыном Божьим, рожденным непорочно Пречистой Девой и Святым Духом в Вифлеем.
Рождение Спасителя в разное время пытались объяснить рядом различных альтернативных версий о его происхождении. Часть их полностью перечила толкованию предсказания пророка Исаии, согласно которому Мессия должен был быть произведен на свет девственницей. Такую позицию прежде всего занимали иудеи. Они утверждали, что пророческие слова Исаии вообще не связаны с появлением Сына Божьего, ведь они относятся к событиям, современных по отношению к моменту, описанному в предсказании. Того же мнения придерживаются и некоторые светские исследователи Священного Писания.
Что касается античной эпохи и поздней антихристианской полемики, то для них характерна точка зрения о появлении на свет Спасителя от внебрачной связи. Эту гипотезу оспаривают, как того и следовало ожидать, христиане. При этом они указывают на противоречия, на ряд обстоятельств, которые описаны в Новом Завете. В частности, речь идет о посещении Христом и близкими Его Храма в Иерусалиме, а также об описании пребывания Его там в возрасте 12 лет (читайте в Евангелие от Луки).
Но даже это не мешает критикам стоять на своем, то есть, сомневаться в том, что Новый Завет аутентичен. Не останавливает их даже тот факт, что Евангелию написали свидетели всего, что происходило с Иисусом. Более того, эта книга создавалась при участии учеников Мессии, Иоанна и Матфея.
РЕКОМЕНДУЕМ: Все храмы Иисуса Христа.
Иисус — Сын Божий
Прежде чем привести стихи из Нового Завета, указывающие на то, что Иисус является Богом, рассмотрим вопрос, который задал иудейский первосвященник во время суда над Иисусом, и краткий ответ Господа. В Евангелии от Марка 14:60-62А написано: «И первосвященник, встав посередине, спросил Иисуса: Ничего не отвечаешь? Что это, что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и ничего не ответил. Первосвященник опять стал спрашивать Его и говорит Ему: Ты Христос, Сын Благословенного? И Иисус сказал: Я…»
Ясный, однозначный и прямой ответ Иисуса здесь указывает на то, что Он является Христом (Мессией), Сыном Благословенного (Бога). Хотелось бы задать вопрос из зала знатоку Нового Завета: «Доктор, вы говорите, что верите в то, что написано в Инджиле (Евангелиях), и в то, что Иисус является Мессией; верите ли вы в то, что Он также является Сыном Божьим?»
Вряд ли доктор верит в это, поскольку Коран со всей определённостью отрицает то, что у Бога может быть Сын. В аяте 4:171 написано: «Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын».
Возможно, доктор ответит, что Иисус в Мк. 14:62 подтвердил, что Он является Мессией, но не сказал «ясно, однозначно и прямо» о том, что Он является Сыном Божьим. Тогда мы предложим ему процитировать наизусть Евангелие от Иоанна 10:32-36. Судя по всему, для него это не будет чем-то сложным. Ниже мы приводим этот отрывок из Нового Завета:
Услышав от Иисуса слова «Я Сын Божий», иудеи однозначно расценили их как притязание на Божество, поэтому они «взяли камни, чтобы побить Его» (ст. 31) «за богохульство» (ст. 33). Нужно отдать им должное: они отлично понимали значение того, что сказал Иисус. Само выражение «Сын Божий» указывает на Его Божество. В Ин. 5:18 написано: «Итак, из-за этого иудеи ещё больше искали возможности убить Его, потому что Он не только нарушал субботу, но и называл Бога Своим собственным Отцом, делая Себя равным Богу». Отметим, что апостол Иоанн, написавший эти слова, тоже понимал глубинную суть того, кем является Христос.
Иисус Христос, Бог или человек? Как Церковь породила духовный разврат
Пожалуй, самый важный вопрос христианской религии – кем считать Иисуса Христа, Богом или человеком? От ответа зависит вся последующая жизнь верующего. Но сначала давайте разберёмся, откуда взялось убеждение, что Иисус Бог?
В Библии нигде не говорится, что Иисус Христос Бог, наоборот, утверждается обратное:
Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Числа 23:19)
…так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Матф. 12:40)
…ибо придёт Сын Человеческий (Матф. 16:27)
Библия часто называет людей сынами человеческими, это можно сказать распространённое утверждение, обычное для Ветхого Завета. И значит, пророки, предсказавшие приход мессии, имели ввиду приход человека, а не Бога, да и может ли Бог прийти в собственно творение?
Вот и сам Иисус никогда не говорил о себе, как о Боге, а наоборот призывал людей чтить лишь одного Отца, который на Небе:
Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Матф. 19:17)
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Иоанн 17:3)
Более того, всеми своими действиями Иисус Христос подчёркивал, что не является Богом:
В те дни взошёл Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу (Лука 6:12)
Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение (К Евреям 5:7)
Кому молился Христос, неужели самому себе? Конечно же, он молился тому, кто даровал жизнь всем сынам человеческим и кто являет людям милость от начала времён.
Но если, ни пророки, ни священное писание не утверждают, что Иисус Христос Бог, тогда откуда взялась эта вера?
Обожествление Христа произошло вместе с усилением священнослужителей, как только Церковь окрепла, она вознесла образ Иисуса на недостижимые высоты, и навсегда определила для себя роль посредника между людьми и Богом.
На Вселенском соборе было решено, что отныне Иисус Христос милостивый, но недостижимый Бог, а Церковь единственное место, где Он может услышать грешников. Т.е. автоматически все люди, которые игнорируют Церковь, становятся богоотступниками.
С этого утверждения и начался духовный разврат, который разрушил единую Церковь, приведя ко множеству расколов.
Но именно этому разврату вас учат священники, когда говорят: «Поверьте в Христа и спасётесь!»
Зачем это нужно?
Дело в том, что Иисус Христос учил людей свободе, соблюдению заповедей и служению лишь одному Богу, а это шло в разрез со всей государственной и церковной системой.
Ну, подумайте сами, что произойдёт, если каждый будет следовать божьим заповедям?
Сильные мира сего потеряют свою силу, ведь никто не будет служить им против совести, священники потеряют власть. Если люди будут слушать, лишь Бога, зачем им другие руководители?
Церковь не могла допустить, чтобы люди следовали за Христом, и потому возник соблазн сделать так, чтобы люди поклонялись Христу. Согласитесь, это совсем разные вещи.
Следовать, означает поступать как он. Открываем Евангелие и видим: поступать по совести, помогать ближним, пресекать несправедливость, презирать богатство и стремиться к истине. При такой вере невозможно современное мироустройство.
Совсем другое дело поклоняться, как Богу. Слушаем поучения Церкви и впитываем: повинуйся начальникам они от Бога, посещай церковь только там Бог, моли о прощении, лишь хлопоты священника (исповедь, крещение, отпевание) могут помочь тебе войти в Царствие Небесное.
Совершенно противоположные идеи. Если Христос человек, то всякому следует поступать, как он поступал, но если Иисус Бог, тогда никому не дано так поступать, и остается, лишь ждать милости.
Выбор за вами, только не забывайте, что в Евангелии говорится – Царство Небесное берётся силой…
Share the post «Иисус Христос, Бог или человек? Как Церковь породила духовный разврат»
Почему полагают что Иисус Христос родился в Вифлееме
Историки и богословы сходятся во мнении о то, что именно Вифлеем является родиной Иисуса Христа, но что именно дает им основания утверждать это? Опираются они на Евангелие, в котором сказано, что Иосиф, супруг Пречистой Девы, происходил из земель колена Иудина, но жил он вместе со своей женой в Назарете, что в северной стороне Галилеи.
Оставить это место супруги были вынуждены после того, как правитель Римской империи решил провести перепись населения. Они направились в Вифлеем, ведь только здесь по закону им можно было зарегистрироваться. Назад семья уже не вернулась.
О том, что масштабная перепись действительно проводилась императором Августом, свидетельствуют древние писания, открывающие истину об обстоятельствах данного процесса. Эти документы хранятся водном из британских музеев. Здесь, правда, можно увидеть их не в полном объеме. Однако, одного папируса, пронумерованного цифрами 904, достаточно для того, чтобы развеять сомнения относительно того, что упомянутая выше перепись и вправду совершалась.
В приказе речь идет о том, что всем людям необходимо зарегистрироваться по месту их рождения. Каждый, кто по какой-то причине окажется за пределами родной провинции, по распоряжению египетского префекта Гая Вибия Максима, будут принудительно возвращены в их дома. Только в таких условиях, по мнению императора и его приближенных, можно было проводить перепись, не нарушая принятые законы.
Разберемся в вопросе
Фото: Stihi.ru
Еще в Ветхом Завете можно встретить словосочетание «Божий Сын», также сыновьями и дочерями Господа называют всех верных ему людей. Иисус является Божьим Сыном в единственном и уникальном смысле, поэтому во многих частях Библии можно прочитать о том, что является Он Единородным. Если человек является Божьим сыном из-за того, что есть творением рук Его, то Иисус по своей природе не является Твореньем Господа. Иисус является Богом по своей природе, он является единосущным Творцу и находится на Его стороне.
Более двух тысяч лет назад, в наш мир пришел Творец всего живого в лице Иисуса, что и помогло Ему стать ближе к каждому Своему творению, соединившись с ним. Иисус – это одновременно Бог и Сын, то есть, Он является одной из ипостасей неразделимой Святой Троицы. Еще в Ветхом Завете можно найти упоминания о том, что Сын происходит от Отца и является с ним единым целым. Стихи о равности Сына и Отца можно найти и в текстах Евангелия, еще можно найти о том, что Иисус является соучастником Божьего промысла.
Еще стоит обратить внимание на то, что Христос называл Себя одновременно Сыном Божьим и человеческим поскольку был Он Богом и человеком одновременно. Христос родился в облике человека и отличался от обычных людей только тем, что был Он полностью безгрешным
Иисус стал человеком, но при этом он не прекратил быть Богом, а его человеческой и божественное естество стали неразлучными.
Астрономическое явление
В небе, накануне рождения младенца, появилось удивительное астрономическое явление, которое можно было наблюдать в течение долгого времени, даже из неблизких земель.
Небесное знамение
Современные астрономы говорят о сближении Юпитера и Сатурна, которое привело к особому свечению в восточной стороне небосклона. Знакомые с предсказанием мудрецы, маги из восточных стран, смогли связать это астрономическое явление с пророчествами о рождении царя царей и поспешили навстречу этому событию.
Караван волхвов, конечно же, выделяясь на палестинских дорогах, привлекал к себе внимание и нет ничего удивительного, что царь Иудеи Ирод призвал волхвов к себе, чтобы расспросить о цели путешествия. Их ответы повергли его в смятение, он понял, что сейчас речь идет об угрозе его царству и решил проявить хитрость
Чтобы выведать место появления на свет мессии, в честь которого в небе сияет ослепительно яркая звезда.
Ирод попросил волхвов на обратном пути еще раз заехать к нему и рассказать, где точно произошло удивительное рождение. Но во сне волхвы получили откровение не делать этого, они пришли к младенцу, поклонились ему, подарили золото, ладан и смирну, и удалились путем, который проходил подальше от Иерусалима.
Напрасно прождав возвращения волхвов и не узнав точного места, где мессия появился на свет, Ирод решил обеспечить безопасность своего царства иначе и приказал убить всех детей до двух лет ради смерти одного, чтобы устранить любую угрозу своему правлению.
«Избиение младенцев». Маттео ди Джованни
Но пророчество не может не исполниться, и мессия не должен умереть ребенком. В одну из ночей ангел предупреждает Иосифа о том, что его семье надо не просто уехать из города, а эмигрировать в другую страну, в Египет. Поспешность, с которой святое семейство покидает Вифлеем, сохраняет жизнь младенцу.
Вернуться на родину Иосиф мог решиться только после смерти Ирода. Когда это произошло, святое семейство из Египта переезжает в Назарет. Здесь пройдут все детство, юность и отрочество Иисуса Христа вплоть до 12 лет. Незадолго до тридцатилетия Спасителя по всей Палестине распространились слухи о странном человеке, который призывает всех к спасительному крещению водой.
При Иоанне Крестителе река Иордан становится местом многочисленного паломничества, приходят многие, а он ждет только одного. Они никогда друг друга не видели, но при встрече Иоанн сразу узнает Иисуса.
Иисуса Христа считают человеком, пророком, архангелом, выдумкой и Богом
Иисус Христос — центральная фигура в библии
Даже Ветхий Завет, который повествует о событиях до рождения Спасителя, всё равно акцентирует внимание на Его пришествии
Множество пророчеств и указаний подогревают многовековое ожидание иудеев. Чувствуется, что вот-вот придёт Мессия, который навсегда изменит мир.
4
столько евангелий написано о жизни Иисуса
В Новом Завете об Иисусе Христе на земле сказано не так уж и много. Всего четыре Евангелия свидетельствуют о Его жизни. Это даёт почву для домыслов и спекуляций.
А потому и оценка личности Христа довольно неоднозначна. Православие видит в нём Сына Божьего — ещё одну ипостась Троицы, равную по силе и значимости остальным. Но с этим согласны далеко не все. Есть иные трактовки событий Евангелия:
Утверждение первое. Иисус был человеком. Иисус при земной жизни в тексте библии ни разу не называет себя Богом. Иисус говорит
(Е.И. 10:30)
Это, как полагают некоторые исследователи, может быть просто философской идеей. Хотя апостол Фома обратился к Иисусу «Господь мой и Бог мой!», тот никак не комментирует эту фразу, оставляя её на совести ученика.
Христос упоминает себя как Сына Божьего, но в некотором смысле все мы дети Божьи.
Утверждение второе. Иисус был пророком. Ислам не рассматривает Христа как Бога, но считает Его одним из величайших пророков Аллаха.
Также Коран отрицает распятие Иисуса. В исламе Иисус Христос — особо почитаемый пророк, известный как Иса ибн Марьям аль-Масих.
Утверждение третье. Иисус был архангелом Михаилом. Этой идеи придерживаются Свидетели Иеговы, опираясь на стих
(Фесс. 4:16)
Утверждение четвертое. Иисуса не существовало.Эта идея базируется на малом количестве письменных источников о жизни Христа
Важно понимать, что в своё время Он терялся среди других странствующих проповедников
Историкам до них не было никакого дела. И всё же есть ряд свидетельств (Иосиф Флавий, Тацит, апокрифы).
Спорить с каждым утверждением сейчас не станем. В следующем разделе изложим православную и самую популярную в христианстве (и в мире) точку зрения.
Что может означать учение Христово
Давайте определимся в терминах: 1) Учение (греч. διδαχη, слово, подчеркивающее власть) это: а) то, чему учат: Мат. 7:28: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его«. Титу 1:9: «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать«. б) акт (процесс) научения: Мар. 4:2: «И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им«. Рим. 16:17: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них«. 2) Христос: Мессия, обещанный Богом Спаситель. В евангелии от Иоанна 1:40,41 читаем: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос«.
Я хочу показать, что Библия учит, что учение Христово – это учение Иисуса Христа (всё, чему Он учил по разным темам), а не просто учение об Иисусе, как некоторые хотят видеть это выражение во 2 Иоанна 9, чтобы оправдать своё общение с конфессиями. В свою очередь, учение, которое проповедовал Иисус, является учением Бога: «…Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоан. 7:15-17). После вознесения Иисуса апостолы проповедовали то, чему учил Иисус: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мат. 28:18-20). В книге Деяний мы видим, что они проповедовали заповеданное Иисусом учение (4:19,20,24-31; 5:20,21). Итак, учение Бога, Христа и апостолов – это одно и то же учение.
Давайте сначала отметим некоторые ложные представления об учении Христовом. А далее мы рассмотрим, почему следующие идеи не могут быть верными. а) Учение Христово – это учение о Христе (то есть о Его жизни и том, что Он делал, живя на земле). Если это так, то эти стихи не запрещают поддерживать духовное общение с религиозными группами, если те верят в Иисуса, как Сына Божьего. б) Учение Христово – это учение об Иисусе, пришедшем во плоти (подчеркивается только эта идея). Если это так, тогда нельзя поддерживать духовное общение только с теми, кто отвергает факт воплощения Бога в плоть (гностиками или так называемыми «свидетелями Иеговы»). в) Учение Христа – это учение о любви (обычно любовь рассматривают в человеческом понимании, когда подчеркивается только добрые отношения между людьми, но закрываются глаза на свои ошибки и ошибки других). Полагают, что надо говорить только о том, что людей соединяет, а не разъединяет. Надо признать, что это очень популярная идея, потому что таким образом можно «избежать» конфронтаций и быть хорошим в глазах других людей.
Всегда надо помнить, что лучшим толкователем Писаний является сама Библия, поэтому давайте проанализируем другие подобные отрывки Божьего слова, чтобы понять, что означает выражение «учение Христово». Вот некоторые выражения, встречаемые в Новом Завете: а) Мат. 16:12: «Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского«; б) Деян. 2:42: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах«; в) Откр. 2:14,15: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу«. Очевидно, что речь идет об учениях, источником которых были эти люди, а не учение об этих людях. Также мы отметим, что контекст посланий апостола Иоанна указывает на то, что учение Христово связано с исполнением заповедей, и что там описываются не просто факты о Христе.
Предательство Иуды
Роковые события приближаются с неотвратимой быстротой. В среду Иуда заключает с Синедрионом свою страшную сделку, что выдаст им своего учителя, и получает в качестве оплаты постыдные 30 серебренников. Настанет момент, и он попытается расторгнуть этот договор, но будет поздно. Иуда вернул эти деньги членам Синедриона, прежде чем повесился после своего предательства.
«Иуда Искариот» — Илья Ефимович Репин
В четверг Спаситель собирает своих учеников на пасхальную трапезу – Тайную вечерю, чтобы дать им новое и главное таинство во взаимоотношениях с Богом и для спасения души, таинство, которое с этого момента будет определять жизнь всех христиан. Это чудо, доступное каждому человеку, но без которого невозможен путь в Царствие Небесное – причастие, когда вино становится кровью христовой, а хлеб – его телом.
Христос омывает своим ученикам ноги, разрушая все представление о статусе человека в обществе, потому что в его удивительном мире не будет ни рабов, ни господ, ни слуг, ни хозяев, и все будут равны друг другу.
Иуде, который присутствует на вечере, Иисус открыто говорит, что знает о его измене, а Петру о том, что этой ночью до первых петухов он трижды отречется от него. Вместе с учениками Спаситель покидает дом, в котором проходила прощальная трапеза, они переходят через Кедронский поток, подходят к Елеонской горе и вступают в Гефсиманский сад.
Спаситель молится до кровавого пота и обращается к своему отцу: он просит пронести мимо чашу своих будущих страданий. Как никогда прежде, в эти минуты, он нуждался в присутствии рядом учеников. Трижды прервав свою молитву, приходил к ним Христос и просил о поддержке, трижды находил их спящими.
Старинные оливковые деревья видели, как Иисуса обступила стража, как Иуда осуществил свое предательство, как был совершен самый страшный в человеческой истории поцелуй.
«Христос в Гефсиманском саду» – Илья Ефимович Репин
Ученики неумело пытаются защищать своего учителя, Петр даже умудряется отсечь мечом ухо одного из людей первосвященника, Спаситель останавливает любое сопротивление, исцеляет раны и отдается в руки солдатам.
Иисуса хватают, само это событие довольно быстро происходит, и его волокут, ведут назад в город. Начинается допрос, который длится не менее двух часов. Во-первых, это процедуально, а во-вторых, в это время во дворе первосвященника находится Петр и успевает трижды отречься, прежде чем прокричал петух. Петухи кричат около 4-го часа в начале 5-го, Петр отрекается, допрос заканчивается тем, что Иисуса на 3-4 часа заключают в тюрьму, затем ведут к Понтию Пилату.
Христос как ангел
Идея отождествления Иисуса Христа с архангелом Михаилом имеет весьма древние корни. Святитель Епифаний Кипрский писал, что, согласно верованиям иудеохристианской секты эбионитов, Христос — это «один из архангелов, царствующих над ангелами и над всеми делами Всемогущего» (Панарион, XXX, 16, 4). Подобное отождествление отнюдь не случайно: в литературе эпохи Второго Храма архангел Михаил чаще всего описывается как самый возвышенный из архангелов. Он же выступает защитником и хранителем Израиля, предводителем небесных воинств, ходатаем и первосвященником небесного святилища.
В научном сообществе идея отождествления первыми христианами Христа с архангелом («ангельская христология») бытовала до середины XX века. Однако позднее она была опровергнута как необоснованная. Вместо «ангельской» ученые стали говорить об «ангеломорфной» христологии новозаветных и раннехристианских текстов. Под ней понимается архаичная традиция описания воскресшего и прославленного Христа как уникального посланника от Отца, осуществленная средствами языка образов иудейской традиции ангельских небесных посредников, несущих Божественное откровение.
Заимствование образов ангельских существ в новозаветных текстах было необходимо для описания посланнической функции Христа, Который передает небесное откровение от Отца, а не для отождествления с ангелами. Использование по отношению ко Христу ангеломорфных образов и функций совсем не обязательно предполагает, что Логос онтологически относится к разряду ангелов. Здесь аналогией может служить антропоморфное описание Бога в Танахе (иудейском Ветхом Завете), которое совершенное не предполагает, что Яхве это человек.
Хотя большинство ученых не считают, что дохристианское почитание ангелов среди иудеев могло сыграть ключевую роль в формировании ранней христологии, запрет поклоняться и взывать к ангелам в иудейской раввинистической литературе воспринимается некоторыми авторами как доказательство бытования подобной практики среди иудеев.
Наиболее серьезным аргументом против идеи выведения практики поклонения Христу из иудейской традиции призывания ангелов служит Апокалипсис Иоанна, где подчеркнуто проводится принципиальное различие между статусом ангелов и Агнцем (Иисусом Христом). Апокалипсис содержит прямой запрет на поклонение ангелам (Откр. 19, 10; 22, 8–9). Данный мотив типичен для апокалиптической древнеиудейской традиции. И напротив, поклонение Агнцу описывается как совершенно нормативная и правоверная практика (Откр. 1, 17; 5, 8. 12). Более того, мотив поклонения в Апокалипсисе отнюдь не вторичен и имеет явное теологическое значение. Композиционно культ поклонения образу зверя противопоставляется на страницах Апокалипсиса поклонению истинному Богу и Агнцу. В ближайшей исторической перспективе под поклонением образу зверя подразумевался идолопоклоннический культ поклонения римскому императору.