Значение слова идиот. кого в древней греции называли идиотами?

Краткое содержание

Роман начинается с того, что из Швейцарии в Петербург прибывает князь Лев Мышкин. За границей он провёл несколько лет, проходя лечение от эпилепсии. Князя нельзя назвать помешанным, однако он страдает от своей болезни. Он легко одет, с собой у него один небольшой узелок с пожитками. Молодой человек приходит в дом Епанчиных — единственных родственников. Персонажи, с которыми он знакомится в генеральском доме:

  • секретарь Ганя Иволгин;
  • генеральша Л. П. Епанчина;
  • сёстры Аглая, Александра, Аделаида — дочери генерала.

По дороге в Россию Мышкин узнал некоторые подробности, касающиеся семьи. В частности, попутчик по фамилии Рогожин поведал, что влюблён в Настасью Филипповну. В генеральском доме князь увидел портрет этой девушки и узнал, что в семье разрабатывается план выдать её замуж за секретаря Ганю. Потенциальный кандидат в мужья привлечён богатым приданым — 70 тыс. рублей. Секретарю претит мысль о том, что придётся жить с нелюбимой, но его манят деньги.

На глазах Мышкина другие претенденты начинают торговаться за руку и сердце красавицы, в конце они сходятся на сумме 100 тыс. рублей. Князь влюбляется в Настасью Филипповну, очарованный её обаянием. Вечером он приходит к ней в дом, а там уже находятся гости:

  • Ганя;
  • Тоцкий;
  • Фердыщенко;
  • Епанчин.

Через некоторое время приходит Рогожин. Как и обещал, он приносит 100 тыс. в свёртке, но девушка бросает их в огонь и предлагает Гане достать их без перчаток и забрать себе. Пока секретарь растерянно думает, что ему делать, Настасья щипцами достаёт деньги — они почти не повреждены. Девушка кладёт купюры рядом с Ганей и уезжает с Рогожиным.

Князь по-прежнему влюблён в Настасью Филипповну. Спустя 6 месяцев Мышкин приходит на Гороховую улицу, в дом, где проживает Рогожин. Парфён и Лев обмениваются крестами и становятся назваными братьями, получив благословение от матери Рогожина.

Мышкин узнаёт, где живёт отставной чиновник Лебедев, и едет к нему. Увидевшись с Аглаей, Лев назначает ей встречу. После свидания он понимает, что испытывает к девушке далеко не дружеские чувства, однако за ней ухаживает Евгений Павлович Радомский. Проходит несколько дней, после чего родственники объявляют о том, что Аглая и Лев Николаевич помолвлены.

Настасья Филипповна пишет Аглае письмо. В своём послании она уговаривает девушку выйти замуж за князя Льва Николаевича. Спустя несколько дней соперницы встречаются, и после их беседы помолвка Мышкина и Аглаи оказывается расторгнутой. Теперь окружающие ждут, что Мышкин женится на Настасье Филипповне, однако этого не происходит.

В день, на который запланировано бракосочетание, невеста уезжает с Рогожиным. Мышкин начинает её искать, спрашивает у окружающих, не видел ли кто Настасью, но никто ничего не знает. Потом происходит встреча Льва Николаевича и Парфёна. Молодые люди заходят в дом Рогожина и видят тело Настасьи, накрытое простыней. После всех потрясений Лев лишается рассудка, и на этой трагической ноте заканчивается роман.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Почему стоит прочитать роман «Идиот»?

«Идиот» — одно из лучших произведений в мировой литературе. А почему так? Потому что критики так сказали? Стоит ли вообще читать это произведение? Естественно, что только вы сами сможете сформировать для себя окончательное мнение о романе, о его литературной ценности, но у него ряд черт, которые делают его действительно гениальным.

Среди них можно назвать глубочайший психологизм — автор проникает в самую суть человеческой души, создавая живые и красочные образы, которые мы с лёгкостью можем рассмотреть в повседневной жизни. Мы видим мотивацию персонажей, их внутреннюю борьбу и переживания.

Особенно детально прописан образ князя Мышкина. Он очень наивен, добр, предельно честен с собой и окружающими. Лев Николаевич является некой интерпретацией христианского мученика. Возможно даже Фёдор Михайлович изобразил через Мышкина своё видение образа Иисуса.

Именно поэтому князь лишний в этом мире ожесточённых и корыстолюбивых людей. В своей доброте и любви к миру он подобен ребёнку, чистому и непорочному. И всё это делает его в глазах окружающих идиотом, неким слабоумным простаком. Неужели действительно святой и чистый человек должен быть идиотом? Или это, опять-таки, всего лишь суждение слепцов, из которых состоит всё общество?

В книге внешняя динамика заменена внутренней, психологической. Кроме этого, роман написан лёгким и простым языком, что делает чтение очень увлекательным. И это вряд ли можно считать умышленной примитивизацией, творение от этого нисколько не проигрывает, а делает содержание книги ближе, понятнее читателю. «Идиот» изобилует увлекательными диалогами, значительно оживляющими повествование.

Ещё одним замечательным аспектом этой книг являются небольшие, но ёмкие ремарки, уводящие нас на время от основного сюжета. В них автор затрагивает всевозможные философские, а также социальные вопросы. Они не только вставлены именно в том месте, где это необходимо, но и придают произведению своеобразную глубину.

Персонажи

  • Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
  • Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого, который ее обольстил в подростковом возрасте, будучи ее опекуном. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
  • Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.

Семейство Епанчиных:

  • Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
  • Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
  • Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
  • Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
  • Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».

Семейство Иволгиных:

  • Ардалион Александрович Иволгин — отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
  • Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
  • Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну.
  • Николай (Коля) Ардалионович Иволгин — младший брат Гани, в начале произведения — 13 лет, в конце романа — 16.
  • Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести Аглаю с Ганей.
  • Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.

Другие значимые лица:

  • Фердыщенко — арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
  • Афанасий Иванович Тоцкий — миллионер. Растлил, а затем содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
  • Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
  • Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
  • Лукьян Тимофеевич Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.
  • Князь Щ — общественник, земский деятель, корреспондент нескольких русских учёных обществ, первоначально состоял на службе. Родственник Евгения Павловича Радомского, помолвлен с Аделаидой Ивановной Епанчиной.

Критика

Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу

Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором

В чем суть концовки

Скитания героев не приводят к счастью. Рогожин, измученный сомнениями и отсутствием взаимности, преступает закон. Саморазрушение Настасьи доводит ее до гибели. Мышкин не нашел места в обществе и не избежал участи, подобной Христовой. Он лишь ускорил процесс и стал детонатором готовящейся к взрыву бомбы.

В произведении «Идиот» смысл безумия Мышкина можно трактовать по-разному, как и смерть самого Христа:

  1. Гибель, «выпадение» из безумного эгоистичного мира, который становится недоступен ему. Вместе с князем погибает все лучшее.
  2. Обретение спасения от страшной реальности в безумии, где нет больше зла, обмана и боли.

Роман Достоевского Идиот, смысл которого раскрывается ближе к финалу, поднимает извечную тему добра и зла. Главный герой является воплощением добродетели, а все вокруг – зло, в котором он пытается существовать.

Мышкин – лакмусовая бумажка, проявляющая суть общества. Такие личности лишь иконы, рядом с ними спокойно, светло и тепло. Общение с князем для персонажей равноценно исповеди. Сам герой лишен мотивов, он не совершает поступков, влияющих на события. Но остается надежда, что приход князя Мышкина не был напрасен, и его духовная смерть побудит общество к пониманию истин.

Персонажи

Отзывы об «Идиоте» Достоевского были преимущественно положительными. Главные герои романа хорошо известны всем знатокам отечественной литературы. Главным героем становится князь Мышкин. В «Идиоте» Достоевского перед нами предстает русский дворянин, который возвращается в Россию из Швейцарии, где на протяжении последних четырех лет лечился от эпилепсии. Автор его описывает как молодого человека невысокого роста, белокурого и с голубыми глазами. Он умен, чист душой и помыслами, поэтому в обществе его и называют Идиотом. У Достоевского князя это нисколько не смущает.

Еще одним центральным персонажем становится Настасья Филипповна Барашкова. В романе «Идиот» Федора Достоевского мы читаем описание симпатичной женщины из дворянской семьи. При этом она находится в положении содержанки у Афанасия Ивановича Тоцкого. Своим положением Барашкова вызывает жалость у князя Мышкина. В «Идиоте» Достоевского подробно описываются их отношения, то, чем жертвует главный герой, чтобы ей помочь.

Наконец, третий главный персонаж — Парфен Семенович Рогожин. В романе «Идиот» Ф. М. Достоевского он описывается как темноволосый и сероглазый 27-летний купец. Он страстно влюблен в Настасью Филипповну, получает большое наследство, которое целиком готов потратить на объект своей страсти.

Среди остальных героев «Идиота» Достоевского нужно выделить семейство Епанчиных. Оно состоит из дальней родственницы Мышкина Лизаветы Прокофьевны, ее мужа генерала Ивана Федоровича и их трех дочерей — Александры, Аделаилы и Аглаи.

Важную роль среди персонажей «Идиота» Достоевского играет также семейство Иволгиных. Это отставной генерал Ардалион Александрович, его супруга Нина Александровна. Надеждой их семьи является сын — амбициозный чиновник среднего класса Гаврила, которого многие зовут Ганя. Он любит Аглаю Ивановну, но ради денег готов на все, даже на то, чтобы пойти под венец с нелюбимой женщиной. У него есть младший брат Коля 16 лет, а также сестра Варвара с мужем Иваном Петровичем Птицыным, который работает ростовщиком.

Среди остальных ключевых героев «Идиота» Достоевского читателю необходимо помнить о Фердыщенко, который арендует комнату у Иволгиных, умышленно исполняя роль шута, миллионере Тоцком, который воспитал и содержит Настасью Филипповну, чахоточном друге Коли Ипполите, поручике в отставке и боксере Келлере, сильно пьющем и подобострастном чиновнике Лебедеве.

Проблемы

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Характеристика романа «Идиот»

Роман «Идиот» можно охарактеризовать следующим образом:

✓      название романа имеет несколько значений, что умело используется автором, и среди этих значений можно выделить следующие:

•        бранное, которое означает, что к герою, обладающему высоким интеллектуальным уровнем развития, другие персонажи относятся с опаской, считая его не таким, как они, чужим, и сами ощущают условность такого словоупотребления;

•        народное, и в этом случае оно соотносится с такими словами, как «убогий», «божий человек» и т. п.;

•        указывающее на болезнь главного героя князя Мышкина, который страдал нервным расстройством — эпилепсией;

•        шутовское, основанное на использовании этого слова в эпоху Возрождения XVII в. по отношению к шутам, которые могли быть глупыми, а могли и иметь острый ум;

•        применяемое в средние века для названия человека, у которого было немного знаний, но он обладал душевной мудростью;

✓      место и время действия романа имеют следующие характеристики:

•        герой приезжает в Россию из Швейцарии, где долгое время был на лечении, и здесь сталкивается с хаосом российской действительности;

•        время действия охватывает около семи месяцев (ноябрь 1867 — лето 1868 гг.), что соответствует времени написания романа, поэтому в нем очень ярко и реалистично отражена русская жизнь того времени и ее кризис, что делает роман необычайно ценным и исторически-конкретным;

✓      в романе мастерски показано петербургское общество того времени, изображение которого можно охарактеризовать следующим образом:

•        развивает традиции «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя;

•        ряд персонажей Гоголя воплотились в героях романа;

•        в качестве инструмента изображения выступает психологический мир различных характеров романа, социальные отношения и семейные связи, описанные в романе;

•        изображаются два генеральских семейства — Епанчины и Иволгины, на примере отношений которых и раскрываются реалии жизни петербургского общества;

✓      главный герой романа — князь Мышкин — имеет следующих прототипов:

•        сам автор, и это выражается в следующем:

—        схожесть нервного недуга — эпилепсии;

—        способность к озарению;

—        схожесть пережитых жизненных потрясений (казнь человека);

•        Иисус Христос, что выражается в соотнесении Мышкина с идеальным образом человека любящего, сострадающего, смиренного и т. п. и наделении его такими же качествами;

✓      в образе главного героя отражены лучшие традиции мировой литературы, которые выражаются в следующем:

•        связь с «естественными» идеями Ж. -Ж. Руссо;

•        параллель с «рыцарем печального образа» Дон Кихотом Сервантеса, которая прослеживается в преобладании у обоих героев таких черт и особенностей, как обаяние, наивность, стремление к поиску добра и зла в людях, некоторая комичность в реальном мире и т. п.;

•        соотнесение с пушкинским образом бедного рыцаря из баллады 1826 г., которая используется Достоевским в романе;

•        отклик на статью И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот»;

✓      женские образы в романе; особенно важен образ Настасьи Филипповны, который имеет богатую предысторию и может быть охарактеризован так:

•        он связан с реальными прототипами;

•        тесно связан с темой красоты, причем не только и не столько внешней, сколько внутренней, которая утверждается автором как единственное средство спасения мира;

•        является и жертвой и преступницей, выступает как антипод и в то же время как двойник Мышкина;

•        через него выражается обвинение и осуждение автором современного общества.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Сюжет

В основе сюжета романа Ф.М. Достоевского лежит демонстрация деградации дворянства, на фоне которого выделяется образ «идиота» Мышкина.

Сюжетных линий в романе две: история Мышкина и Аглаи, а также история Рогожина и Настасьи Филипповны. Однако эти сюжетные линии существуют не отдельно, а, наоборот, соединяются друг с другом, образуя своеобразный «любовный четырехугольник».

Особенностями сюжета являются динамичность различных сцен и эпизодов, в то же время – снижение и замедленность темпа повествования. Сюжетные линии, которые соединены между собой, начинают распутываться лишь в финале произведения, получая трагическую развязку.

История создания

Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.

Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.

Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.

Идеал доброты

По мере работы над романом писатель осознал, что в России, в обществе его персонаж не мог вырасти таким, каким был задуман, то есть образцом добродетели и сердечности. Поэтому детство Мышкина прошло в маленькой швейцарской деревушке, почти в одиночестве, в тесном контакте с природой. С деревенскими жителями Лев общался мало. Более близкие отношения завязались лишь в последние годы.

Князь бессребреник. Из-за особых условий своей жизни он не привык к роскоши, ему непонятна власть, которую дают деньги. Наследство, свалившееся на него, ему почти безразлично. Богатый наследник без споров и судебных разбирательств удовлетворяет все претензии к своему покойному благодетелю. Даже самозванному «сыну Павлищева» с приятелями, позорящими его имя в печати, князь помогает по мере сил.

Обидеть Мышкина невозможно. Иволгин, несколько раз назвавший его идиотом в лицо, Лебедев, участник затевавшихся против Льва Николаевича интриг, Келлер, автор гнусной клеветнической статьи, и другие — все в своё время становятся его сторонниками, помощниками, друзьями.

Особенно тянутся к князю подростки. Они чувствуют его искренность, неумение что-то скрывать, кривить душой. Это взрослые доверчивую открытость считают недостатком, признаком идиотизма. А для подростков это проявление доброты и высшей честности.

Мышкин и Барашкова

События следующей части романа развиваются через полгода. За это время Мышкин получает наследство от своей тетки. Он теперь самодостаточный и состоятельный аристократ. У него был роман с Настасьей Филипповной, которая так и не вышла ни за него, ни за Рогожина.

На фоне нервного напряжения, связанного с проблемами в личной жизни, у Мышкина прогрессирует душевная болезнь и эпилепсия. Он лечится. После реабилитации князь приезжает в дом Епанчиных. Аглая в него влюблена, Лев Иванович решает на ней жениться. Идет подготовка к свадьбе, но внезапно появляется Настасья Филипповна, и Мышкин уже сомневается в правильности своего решения.

В результате он снова отдает предпочтение своей бывшей любовнице. Князь предлагает Барашковой выйти за него замуж. Настасья Филипповна соглашается. Готовится новая свадьба, но невеста сомневается в своем решении. Она просит помощи у Рогожина, который приезжает к ней и забирает к себе.

Основная мысль и анализ

Свое произведение Федор Достоевский написал в 1869 году, на его создание ушло почти два года. В романе явно прослеживается нравственно-философская позиция русского писателя.

  • религия;
  • смысл жизни;
  • любовь.

Автор хочет донести до своих читателей, как низко пала русская интеллигенция, на что люди способны ради собственного обогащения.

Основная мысль произведения показать людям явное снижение духовности в обществе. Практически все герои Достоевского изменяют и ведут двойную жизнь, но для них эта ситуация обыденная, они считают такое поведение нормой. А человек, проявляющий искренность, доброту и всепрощение, воспринимается как сумасшедший.

Печальная развязка

После того как срывается венчание, князь является к своему названому брату (мужчины обменялись крестами). Он знает, что его невеста сбежала с Рогожиным. У него в доме и подтвердились худшие опасения. Рогожин (Достоевский не пытался показать какого-то ужасного злодея, лишь человека, которого довела до последнего предела страсть) все-таки убил свою любимую женщину.

Сделал он это потому, что устал терпеть ее насмешки и ревновал к князю. Настасья никогда не любила его, чего не скрывала, в открытую издевалась над несчастным кавалером. Купцу, который не привык обуздывать свой темперамент, переносить подобное поведение со стороны женщины было нелегко. Когда же он понял, что отношение к нему не изменится, решился завершить все одним ударом ножа для разрезания бумаг.

Трагизм финала романа в том, что никому так и не удалось спасти отчаявшуюся женщину. Пострадали и все остальные участники драмы. Князь Мышкин теряет единственную девушку, которая могла бы сделать его счастливым как мужчину (Аглаю Епанчину). Парфен Семенович лишается всего — и ту, которой он был одержим, и свободу, и собственный разум.

Проблемы

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Тайна убийства Настасьи Филипповны

«Я ее клеенкой накрыл, хорошею, американскою клеенкой, а сверх клеенки уж простыней, и четыре склянки ждановской жидкости от­купоренной по­ста­вил, там и теперь стоят», — рассказывает Рогожин князю Мышкину. Детали этого убийства Достоевский взял из реальной жизни.

Как известно, Достоевский использовал выдержки из криминальной хроники при работе над романом «Преступле­ние и наказание». Таким же был метод работы над «Идиотом». Достоевский тогда находился за границей и очень переживал, что утрачивает связь с роди­ной и книга не станет злободневной

Чтобы сделать роман современным и правдоподобным Наблюдение исследовательницы творчества Достоевского, Веры Сергеевны Любимовой-Дороватов­ской., он читал все попадавшиеся ему российские газеты, обращая особенное внимание на сообщения о громких происшествиях

Герои романа «Идиот» активно обсуждают два криминальных случая. Первый из них — это убийство шести человек в Тамбове. Преступником был 18-летний юноша Витольд Горский, его жертвами — семья Жемариных, в которой он да­вал уроки. На суде обвинители пытались представить преступление как поли­тическое и идеологическое, однако не смогли доказать эту версию. Второй ин­цидент — это убийство и ограбление ростовщика в Москве, совершенное 19-летним студентом Московского университета, которому не хватало денег на свадьбу Эти два случая не имеют отношения к сюжету «Идиота», но могли заинтересовать Достоев­ского перекличками с его предыдущим рома­ном «Преступление и наказание». Писатель переживал, что читатели не увидят в его про­изведениях связи с реальностью. В «Идиоте» он настойчиво пытается убедить читателей и крити­ков в том, что его предыдущий роман не был пустой фантазией..

Но главным газетным заимствованием «Идиота» стало убийство Настасьи Филипповны. В 1867 году газеты сообщили об убийстве ювелира Калмыкова в Москве. Совершил его московский купец Мазурин. Как и Рогожин, после смерти отца он стал полноправным наследником огромного купеческого со­стоя­ния и большого дома, где в итоге и совершил свое преступление. Не зная, что делать с трупом, он первым делом пошел и купил американскую клеенку и ждановскую жидкость — специальный раствор, который применяли для борьбы с сильными неприятными запахами и обеззараживания воздуха. И если эта жидкость была уникальным в своем роде товаром, то выбор клеенок в ма­газинах был довольно широким. Тот факт, что и реальный убийца, и Рогожин выбирают именно американскую, которая обычно использовалась для обивки мебели, можно считать прямой отсылкой для читателей, знакомых с делом Мазурина.

К слову сказать, современники писателя почти никогда не обвиняли его в кро­вожадности, не концентрировали внимание на том, как подробно он описывает преступления, и не допускали, что он может на досуге продумывать убийства. Судя по всему, они сразу разгадывали все загадки, которые оставлял для них писатель

Другие сочинения по этому произведению

Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»).В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?Идеальные герои Ф. М. ДостоевскогоКаково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского «Идиот»)Настасья Филипповна — «гордая красавица» и «оскорбленное сердце»Образ князя МышкинаОбраз князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»Отзыв о романе Ф. Достоевского «Идиот»Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот»)Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).Ф.М. Достоевский. «Идиот». (1868)Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)Трагический итог жизни князя МышкинаНастасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)Сцена венчания Настасьи Филипповны с РогожинымВ чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот»Описание действующих лиц в романе «Идиот»Сцена чтения пушкинского стихотворенияНастасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеровВ романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и НастасьяОбразы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот»Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)Сочинение по роману Достоевского «Идиот»Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот»Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот»Образ главного героя в романе «Идиот»Полифония и композиция романа «Идиот»Утопический идеал в романах Достоевского«Некоторые последствия нигилизма»Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот»Роман о “положительно-прекрасном” человеке«Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»ИдиотСтрасти и пороки в романе Достоевского «Идиот»Жажда красоты и идеала (по роману «Идиот»)Трагичная любовь князя МышкинаНесостоятельность Ставрогина в романе «Идиот»Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот»Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот»Этический идеал автора и его герояАнализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот»«Положительно прекрасный человек»Трагедия индивидуализма в романе «Идиот»В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского «Идиот»Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа «Идиот»)Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот»Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот»)Предыстория князя МышкинаВ романе «Идиот» (1868) два главных лицаКнязь Мышкин — новый ХристосРоман о «положительно прекрасном»Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)Рогожин — характеристика литературного герояОбзор романа Достоевского «Идиот»Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector