Митра (головной убор)

Содержание:

Священнослужители в Православии

Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.

В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.

Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.


Митра — богослужебный головной убор епископа

Повседневная одежда священнослужителей

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового).

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Священнослужители в Православии

Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.

В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.

Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.


Митра — богослужебный головной убор епископа

Священнослужители в Православии

Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.

В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.

Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.


Митра — богослужебный головной убор епископа

«Оружие» монахов

Для истинно монашеской жизни является необходимым исполнение молитвенного правила.

Со времен первых египетских монахов сохранилась практика постоянно совершать молитву, называемую по-гречески «monologistos» (молитва, заключающаяся в одной фразе). Так среди монашествующих получила распространение Иисусова молитва. Она включает в себя имя Спасителя и обычно ассоциируется с молитвой мытаря:

Святые Отцы говорили, что постоянное призывание имени Иисуса есть вернейшее средство для спасения и единственная помощь и милость молящегося.

Для того, чтобы держать ум сосредоточенным на чтении Иисусовой молитвы, не поддаваться сонливости и не сбиваться в подсчетах молитв, монахи используют четки. Это нанизанные на нить бусины или навязанные на плотной нити узелки («зерна»). Концы нити связаны в кольцо и увенчаны небольшим крестом. Наиболее распространенное число узелков на четках — 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат их 1000. Для исполнения монашеского правила, предусматривающего сотни кратких молитв и поклонов, они очень удобны.

Четки монахи получают при постриге и потому ношение их на руке является естественным

Святой старец Паисий Святогорец (1924-1994) особое внимание уделял молитве монаха по четкам:

Богослужебные облачения архиереев

Архиереи во время совершения богослужений облачаются в подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу и саккос (длинную верхнюю одежду без рукавов). Саккос символически напоминает о царском достоинстве Иисуса Христа. Облачение епископа имеет особую деталь — омофор (с греческого — «носимый на плечах»), очень широкую ленту, которая особо укладывается на плечах архиерея. Это знак высшего архиерейского служения.

Символически омофор указывает на заблудшую овцу, то есть людей, которых Иисус, как добрый пастырь, «взял» на свои плечи, чтобы вернуть их Богу (Евангелие от Иоанна, 10:11). Епископы также имеют знак церковной власти — жезл. Он напоминает верующим, что все люди являются странниками на земле. Жезл также является атрибутом пастыря: по примеру Христа епископ это пастырь, а верующие — агнцы Божьи, которыми он руководит.

Богослужебный головной убор архиерея — митра.

Почему мужчины в церкви снимают головной убор

В православной церкви нет прямого запрета на ношение мирянами головного убора в храме. Скорее, мужчины, снимающие шапки и шляпы при входе в церковь, отдают дань древней традиции. Основана она на послании к коринфянам Апостола Павла. Согласно нему, мужчины не должны покрывать свои головы, так как они являются образом и славой Божией. Женщины же являются славой своих мужчин, поэтому они, наоборот, должны прикрывать голову в храме.

А у православных священников ношение головных уборов регулируется особыми правилами Устава. Во время служб головной убор должен находиться на голове священника практически постоянно.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Почему женщина в церкви в платке?

Как мы говорили ранее, необходимость покрывать голову скорее всего была обусловлена традициями определенной местности и времени. В современном же мире дело обстоит немного по-другому.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Согласитесь, сейчас никто не скажет, что вы дама легкого поведения, если вы подстрижетесь или даже побреетесь на лысо. В крайнем случае, о вас отзовутся, как о весьма эксцентричной особе.

И это мы уже не говорим о наших бабушках, которые стригутся, потому что им неудобно ухаживать за длинными волосами.

А если говорить о знаке власти над замужней женщиной, то сейчас обручальное кольцо исполняет роль подобного покрывала.

В довершение всего, мы обычно не ходим везде и всюду в платках, за исключением сибирячек холодной зимой. Поэтому смысл надевать платок перед входом в храм, в общем-то тоже, теряется.

Можно ли молится дома без покрытой головы или платка?

К тому же, богобоязненные женщины молятся ещё и дома. Но нужно ли надевать платок при молитве, там, где никто вас не видит? А если у вас большое желание помолиться где-то в дороге, а платка нет? Неужели из-за его отсутствия ваша молитва не будет услышана?

Священнослужители обычно говорят, что молиться с непокрытой головой – не грех, но женщина по своему усмотрению в знак смирения может надеть платок, произнося молитву дома.

Так почему же так обязательно надевать платок или шарф на голову именно в церкви?

По словам Апостола, покрывалом для женщины являются волосы (мы не говорим здесь, что вместо платка их обязательно распускать). Но, тем не менее, из данного высказывания следует вывод о том, что платок во время молитвы не настолько важен для Бога и для вас, как, может быть, для окружающих вас людей.

И, конечно же, мы не призываем вас устраивать в святом месте революцию, мы просто пытаемся обратить ваше внимание на вещи, которые могут быть намного важнее формального ношения в храме головного убора, важнее непокрытой головы в церкви. Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он просто сегодня говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он просто сегодня говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Не резонно ли тем, кто считает себя верующим, ещё и одеваться и вести себя соответственно такому высокому званию? И делать это, конечно же, не только перед дверью храма, но и в повседневной жизни, чтобы не бесчестить себя и не гневить Бога.

А надевать ли платок при входе в церковь мы считаем что личное дело каждого, хотя, возможно, оно и должно быть согласовано с представлениями окружающих людей, для того чтобы не давать им повода для осуждения.

Церковное правило для женщин

В общем единственным весомым аргументом в пользу того, что женщинам нужен платок в церкви, является то, что приходя туда, мы принимаем и уважаем церковные правила. Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А покрывать голову женщине – действующее церковное правило.

Думаю на этом, мы разъяснили, почему современные женщины покрывают голову в церкви и выразили собственное мнение об этой традиции. Конечно, это лишь точка зрения, но она более чем логична иимеет право на существование.

Ну и конечно не забывайте что на нашем портале саморазвития вы также можете найти ещё много другой полезной информации о разных религиях, об изначальной сути христианства, о церковных праздниках и правилах, о сути христианского поста, о том, как не попасть в секту, как правильно отмаливать грехи в церкви, как узнать волю Божью о себе и многое много другое.

Священнослужители в Православии

Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.

В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.

Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.


Митра — богослужебный головной убор епископа

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Облачение архиерея


Архиерей, совершающий богослужение, символизирует собой Христа.

Подсаккосник

– аналог священнического подризника. Отличается от него тем, что имеет гамматы – полосы, которые символизируют кровь, истекшую из ран Спасителя при Его распятии.

Саккос

– длинная просторная одежда с широкими рукавами. Напоминает стихарь, но шире и богаче. Еще одно отличие: у саккоса разрезаны не только бока, но и нижняя часть рукавов. Это символизирует единство Ветхого и Нового Заветов. Соединяются передняя и задняя половины саккоса особыми пуговицами – звонцами, издающими при движении мелодичный звон. Слово «саккос» в переводе с древнееврейского языка означает «рубище, вретище».

Крестчатый фелонь (полиставрий, полиставрион)

в старину (до XVIII в.) архиерей во время службы надевал не саккос, а длинный фелонь, украшенный крестами. Такое одеяние мы можем увидеть на иконах древних святителей – к примеру, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Омофор

– имеет приблизительно то же символическое значение, что и епитрахиль у священника, то есть напоминает об овечке, которую добрый пастырь поднимает на плечи.


Различают большой и малый омофоры. Большой омофор архиерей надевает во время всех богослужений. Он представляет собой ленту плотной ткани, которая с двух сторон спускается с шеи на грудь, при этом один ее конец перекидывается назад через плечо. Малый омофор, используемый во время Литургии после чтения Апостола, спускается на грудь обоими концами.

Отличие русского омофора

от епитрахили состоит еще и в том, что первая лежит на шее священника, прилегая к ней, а второй стоит на плечах, как оплечье фелони.Греческий жеомофор лежит на плечах – как и греческая фелонь.

В наши дни омофор обычно шьют из той же материи, что и остальные предметы архиерейского облачения. В древности же его ткали из белой шерсти ягненка, что напоминало о Непорочном Агнце – Спасителе.

Поручи (нарукавники)

– надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.


Пояс

– надевается поверх подсаккосника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.

Палица

– ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны.

Митра

– головной убор архиерея, имеющий форму короны. Символизирует одновременно царственное и божественное величие Христа и Его Терновый венец. В наши дни, как правило, митры бывают обтянуты тканью в цвет богослужебного облачения. На них крепятся небольшие иконки – дробницы. На вершине архиерейской митры крепится вертикально стоящий крест.

История стихаря

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Орарь (устар. — орарий) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона. В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов, а также соответствующих им в черном духовенстве — иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения. В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников.

Митра в церквах византийской традиции

Греческая митра, 1715 год

В восточных Церквах митру носят архиереи, архимандриты, а также священники, которым право ношения митры дается в качестве награждения (священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными); головной убор формы, близкой к сферической. Иногда на митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима. Однако, существуют протоиерейские и архимандричьи митры и без икон. До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В современной практике Русской православной церкви архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом. В некоторых Поместных православных церквах митру с крестом имеет право носить только предстоятель церкви. Начальник Иерусалимской духовной миссии в сане архимандрита также носит митру с крестом.

До 1786 года митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов. В 1786 году произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Иоанна Памфилова. Однако, до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостаивали игуменов крупных монастырей.

Разновидностью православной митры является митра-корона, имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило из 12 лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры.

Головной убор в церкви для женщин

Традиционно женщина, пришедшая в святую обитель, обязана быть с покрытой головой. Это связано с тем, что во многих культурах закрытые волосы были предметом, определяющим статус женщины. Покров говорил о подчиненности мужу, и появление на улице без платка позволяло судить о нескромности дамы.

В своих посланиях апостол Павел утверждал, что женщина в церкви должна прятать волосы от окружающих. Если же она отказывается надевать убор, то ей придется стричься как мужчине. А если же боится стыда, то должна голову укрыть.

В Древней Руси все замужние дамы надевали платок, чтобы не опозориться перед людьми. Именно оттуда пришло выражение «опростоволоситься». До настоящего времени обычай дошел видоизмененным: женщины покрывают голову по желанию, но в храме наличие убора обязательно.

Волосы в священной обители должны быть спрятаны под платок не только у замужних дам, но и у молодых девушек

Можно ли в церковь в шапке женщине

Под шапкой понимается любой головной убор. В церкви нет конкретного указания того, чем должны быть покрыты волосы. И использовать платок женщины стремятся лишь потому, что это один из древних головных уборов сохранившихся и по настоящее время.

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Что понтифик носит летом

Летом используют дзукетто или пилеолус. Он появился по необходимости. Голова католического служителя церкви имеет пробритую тонзуру, которую потребовалось защищать от холодной температуры в церкви. Дзукетто сшит из восьми клиньев и имеет маленький хвостик сверху, и у понтифика пилеолус всегда белого цвета, в отличие от шапочек кардинала, епископов и других прелатов.


Его святейшество Иоанн Павел II нередко отдавал свой дзукетто гостям на память. А с понтификом Франциском в Италии произошел небольшой казус. Пока он благословлял и целовал пятилетнюю девочку, наклонившись к ней, она в это время сняла дзукетто с его головы, что не обидело, а только позабавило Папу Римского, который посмеялся над этим вместе со всеми остальными.

Головной убор Папы Римского, пилеолус, обязательно надевается, когда служится Святая Месса. Потом на некоторое время он снимается, и его располагают на небольшой медной или деревянной подставке. После обряда причащения его вновь надевают.

Священнослужители в Православии

Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.

В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как  через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.

Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.

Митра — богослужебный головной убор епископа

Значение головных уборов священников


Священник в скуфье

По сути своей облачение православного священника является его формой. И головной убор — неотъемлемая часть, играющая символическую роль. Уборы священников как бы отображают терновый венец, надетый на Христа, и покрывало смирения. Кроме того, раньше небольшой чёрной мягкой шапочкой — скуфьей — священники покрывали выбритое на голове гуменцо. Сейчас святые отцы гуменцо не выбривают, но продолжают носить скуфьи, причём независимо от сана. Чёрные скуфьи могут надевать все священнослужители церкви, в отличие от фиолетовых. Фиолетовые скуфьи являются наградными и выдаются за особые заслуги.

А ещё головные уборы православных священников служат своеобразными знаками отличия. Чёрные скуфьи надевают после получения первого сана. Фиолетовые скуфьи священники могут надеть только после получения права носить камилавку. Камилавка — это головной убор, похожий на цилиндр, чёрного, фиолетового или тёмно-синего цвета. И она символизирует умерщвление плоти и терновый венец. Камилавку священник может надеть только после окончания духовной академии. Примечательно, что чем выше сан православного священника, тем богаче его головной убор.

Например, головной убор, напоминающий царскую корону, — митру — носят только архимандриты и епископы. Но за особые заслуги правом носить митру могут наделить и священнослужителей более низкого сана. Куколь, или кукуль, похожий на капюшон, в русской православной церкви носят монахи великой схимы. Куколь считается шлемом спасительного упования. Также монахи в священном сане носят клобук — чёрную камилавку с шлейфом позади. Интересно, что митрополиты надевают белые клобуки с вышитым крестом, а архиепископы — чёрные. Но самый роскошный головной убор в повседневной жизни и во время богослужений носит Патриарх Русской православной церкви. Он так и называется — куколь русского Патриарха. Его маковку венчает небольшой крест, что отличает куколь Патриарха от других головных уборов.


Патриарх РПЦ Кирилл

Головной убор епископа: повседневный вариант

К повседневным головным уборам православного духовенства относится скуфья. В переводе с греческого это слово означает «чаша». Она представляет собой небольшую мягкую остроконечную шапочку, складки которой формируют изображение креста. Для епископов на скуфью черного цвета нашивается дополнительно крест.

Клобук в переводе с тюркского языка означает «колпак». Этот черный головной убор является атрибутом монашеского облачения. Клобук — цилиндрическая шапка с обрезанными краями (она же называется камилавкой) с прикрепленным к нему покрывалом, которое имеет три длинных конца («наметки»). Это «шлем спасения» и «покрывало послушания», как сказано в чинопоследовании монашеского пострига. Свою современную форму клобук приобрел в 17 веке сначала в Греческой Православной Церкви. Затем получил распространение и в Русской Церкви. До этого времени он имел сферическую форму.

Также клобук является головным убором для епископов и носится вне богослужений. У митрополитов клобук белый с нашитым крестом. Для епископов и архиепископов он черного цвета.

Клобук, сохранивший полусферическую форму, с нашитыми крестом и изображениями серафимов является внебогослужебным головным убором патриарха.

Митра у католиков и протестантов[править | править код]

Католическая митра

В католической церкви митра (инфула) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В соответствии с нормами права римско-католической церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие «подлинной юрисдикцией» (лат. vera iurisdictio). Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» Павла VI, правом на ношение митры пользуются следующие прелаты, не имеющие епископского достоинства: легаты Римского понтифика, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию на территории, отделенной от какого бы то ни было диоцеза, апостольские администраторы, апостольские префекты и апостольские викарии. Ранее право на ношение митры и использование других знаков епископского достоинства (понтификалий) могло быть связано с титулом, не предполагающим юрисдикции, либо дароваться в виде особой привилегии.

Современная митра состоит из двух частей, с лобовой и затылочной частей головы, каждая из которых имеет завершение конической формы. Сзади к митре прикреплены две ленты, символизирующие Ветхий и Новый Завет. Исторически форма митры претерпела существенные изменения: в X веке она имела вид конической шапочки с острым завершением, к XII веку она приобрела вид короны с двумя заострениями с височных частей головы, а с конца XII века — со стороны лба и затылка. К XVII веку митра приобрела современную форму

В исторические времена у католиков было три типа митр:

  • простая митра (лат. mitra simplex) из белой шёлковой или льняной материи без каких-либо украшений;
  • драгоценная митра (лат. mitra pretiosa), украшенная золотым шитьём и драгоценными камнями;
  • золотая митра (лат. mitra auriphrygiata) из материи золотого цвета или из шёлковой материи белого цвета с золотой, серебряной или цветной вышивкой.

После реформ Второго Ватиканского собора остались два типа митр:

  • простая митра: белая у епископов, муарово-белая у кардиналов; носится в большинстве случаев;
  • украшенная митра: митра с золотым шитьём; носится по большим церковным праздникам.

Греко-католические иерархи, архимандриты, протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в православной церкви.

В старокатолических, англиканских и некоторых лютеранских церквах употребляются митры традиционной западной формы. Право носить митру в этих церквах принадлежит исключительно епископам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector