«фауст» (гёте)

Жанр и направление

Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы

Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении. Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты

Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии.

В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.

Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.

Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику. Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.

Главные герои и их характеристика

герои пьесы «фауст» характеристика
фауст способный врач, пессимист, скептик и оккультист, разочаровавшийся в жизни и ищущий возможность прожить жизнь по-новому и по-настоящему принести пользу людям. после сделки с мефистофелем переживает множество приключений, которые не приносят ему облегчения, а только страдания как самому фаусту, так и окружающим. и все же за это время он отыскал смысл жизни и смог отвоевать участок суши у моря, построив плотину и применив свои научные знания на практике. в итоге бог прощает грехи фауста, поскольку герой всю свою жизнь стремился помогать людям и нашел себя в спасении прибрежных жителей от губительной стихии.
мефистофель демон-обольститель. шутливый, энергичный и авторитетный бес, который даже с богом общается на равных. его уважает нечесть, а люди каждый раз доверяются ему. все плохие события в произведении происходят исключительно по его вине, потому что он презирает людей и считает их создание ошибкой. красноречив и обаятелен до крайности. ради достижения своей цели – души фауста, готов на любые поступки. в итоге терпит поражение и упускает столь желанную душу.
маргарита обычная девушка, живущая в городе. красивая, добрая, скромная и сострадательная. становится первой жертвой фауста и мефистофеля. не сумев побороть соблазн, героиня отдаётся фаусту, от этой связи рождается ребёнок, от которого впавшая в безумие героиня избавляется. маргариту заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, героиня отказывается от спасения и отдаёт себя в руки судьбы, надеясь таким образом очиститься от грехов. бог прощает ее за искреннее раскаяние и избавляет от мук.
елена знаменитая героиня античных легенд, самая прекрасная женщина на земле. это добрая, любящая и нежная женщина. она — жертва судьбы и своей красоты. на роду ей было написано несчастье, и все события в ее жизни совпали с прогнозом. полюбив фауста, она рожает от него сына, но он падает со скалы, и мать следует за ним в подземное царство, оставляя мужа.
вагнер

ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать.

Твір на тему: «Характеристика Фауста» за трагедією Йоганна Гете «Фауст»

Фауст — це головний герой величної трагедії з двох частин, яку написав Йоганн Вольфган фон Гете. Твір вражав читачів і літераторів нашої країни, але перекласти повністю його зміг лише Микола Лукаш. Ця трагедія вражає й захоплює кожного, хто намагається осмислити й пізнати її глибину.

Головним героєм є високоінтелектуальна людина, яка прагне зрозуміти, як влаштований Всесвіт. Фауст — це персонаж, який уособлює все людство. Всі прагнення героя втілені в одній особі. Протягом цілого твору автор створює певні ситуації, коли Фауст повинен вибирати між добром і злом. Такий прийом є корисним для читачів, бо дає можливість побачити поведінку героя в різних ситуаціях.

Ким насправді був Фауст? Однозначно можна сказати, що він — це професіонал своєї справи. Герой та його батько лікували людей, рятували їх від хвороб. Міщани поважали його за це. На початку твору, коли Фауст та його помічник Вагнер йшли містом, то люди проявляли повагу до головного героя: вони кланялися йому та поступали дорогу.

Фауст — це інтелектуал і людина, що вміє не тільки говорити, але й діяти. Головний герой твору перекладає Новий завіт на німецьку мову.

Фауст незадоволений життям. Він хоче відчути справжню насолоду існування. Мефістофель допомагає йому в цьому: робить його молодшим. Головний герой твору стає красивим, кров його кипить, і він готовий на різноманітні подвиги. Перший важливий крок у новому тілі — це відкриття себе новим почуттям. Фауст закохується в молоду дівчину, яка виросла в маленькому містечку й була дуже працьовитою. Її звали Маргарита або Гретхен. Він зустрів красуню, коли та поверталася з церкви. Саме тоді герой зрозумів, що таке справжнє кохання. За допомогою Мефістофеля, Фауст зміг приворожити серце дівчини й відчути душевну красу.

Упродовж усього твору Фауст подорожує разом з Мефістофелем. Він прислуховується до його думок і легко піддається впливу. Прикладом цього може слугувати випадок з Валентином, братом Маргарет. Останній, зустрівши Фауста, кидається відразу в бій. Головний герой, послухавшись Мефістофеля, приймає виклик і заколює брата коханої. Якщо би Фауст був далекоглядніший, то смерті можна було б уникнути.

Незважаючи ні на що, Фауст намагається повернути Маргарет. Він з’являється у в’язницю й хоче врятувати дівчину від покарання. Вона розповідає йому про жахливу річ, яку вчинила: убивство дитини. Він благає її покинути це жахливе місце й утекти разом із ним. Гретхен була дуже рішучою й запевнила, що покориться Божому суду.

В кінці твору Фауст знову стає старим, але він має ще велику мету. Його мрія — це побудувати греблю. Він вірить Мефістофелю, який скликав усіх для приготування могили. Фауст хоче відновити землю, яку затоплюють морські хвилі. Головний герой забуває, що зв’язався з демоном. Він сподівається, що Мефістофель здійснює його мрію, і Фауст говорить заповітні слова про те, щоб зупинилася мить.

Автор зображує проблему добра й зла. Сам Фауст знаходиться в центрі конфлікту. Думки головного героя є високі, він прагне допомогти людям, але водночас він чинить зло й підштовхує людей на гріх. Фаусту вдається зберегти чистоту душі й здолати нечисту силу. На мою думку, цим автор підкреслює, що рано чи пізно добро перемагає зло.

Помітили помилку? Будь ласка, виділіть її мишкою та натисніть CTRL + ENTER.

Образ и сюжет

Биография вымышленного Фауста окутана ореолом таинственности. Известно, что вся его жизнь представляет собой неустанные искания. Отец главного героя был доктором, который и привил отпрыску безграничную любовь к науке.

Фауст в комнате

Несмотря на тонкости врачевания, родитель Фауста не мог спасти всех пациентов. Во время эпидемии чумы каждый день умирали тысячи больных. Тогда Фауст обратился с мольбой к небесам, чтобы Бог остановил поток смертей. Но так как молодой человек не дождался помощи, он отверг религию и начал погружаться в науку. Если взглянуть на рабочую комнату Фауста, то можно заметить лампаду, стеклянные колбы, пробирки, книги и химические вещества.

С Фаустом автор знакомит читателей на первых страницах произведения. Гете сразу же погружает читателей в философию, в спор о ценностях человечества и рассматривает проблематику «небес, земли и ада». В первой сцене взору книгочеев предстают архангелы, Мефистофель и Бог. Между представителями разных инстанций добра и зла возникает диалог, в котором впервые было упомянуто имя Фауста.

Фауст и Мефистофель

Властитель небес уверяет искусителя в том, что доктор – верный раб, а Мефистофель замечает противоречивую натуру героя, давая ему такую характеристику:

Тогда Бог дал Мефистофелю возможность искусить Фауста, веря в то, что чутье молодого человека выведет его из любого тупика. Примечательно, что искуситель встречается с доктором, когда тот уже прошел свой тяжелый жизненный путь.

Злой дух явился к Фаусту тогда, когда тот помышлял о самоубийстве, ибо разочаровался в своих стараниях. Нужно отметить, что Мефистофель, как и Воланд, совсем не похож на черта из наивных народных преданий. Например, в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» обладатель рогов и копыт не блещет сообразительностью, тогда как властитель ада дьявольски умен и не представляется читателям исключительным воплощением зла.

Фауст и Маргарита

Мефистофель, желающий выйти победителем из пари, толкает Фауста на дурные поступки, однако неожиданно у главного героя в «моменты испытаний» открываются положительные стороны. Первое, что предлагает спорщик своему новому знакомому, – сходить в местный кабак на пиршество студентов. Дьявол надеется, что Фауст проведет свое время праздно в компании горячительных напитков и позабудет о своих изысканиях, но сломить Фауста не так-то просто, ибо этот герой не приемлет общество любителей алкоголя.

Затем с помощью колдовских чар дьявол возвращает Фаусту молодость в надежде на то, что главный герой поддастся романтическим чувствам. Действительно, доктор влюбляется в красавицу Маргариту, но и здесь Мефистофель потерпел поражение, потому что это увлечение ученого затем сменяется истинной любовью.

Гете и Шиллер

Одним из переломных моментов в жизни и творчестве Иоганна Вольфганга стало знакомство с Шиллером. Два первоклассных автора не только вместе начинают развивать веймарский классицизм, основанный Гете, но еще и постоянно подталкивают один другого на новые шедевры. Под влиянием Шиллера Гете пишет несколько романов и продолжает работу над «Фаустом», которую так хотел увидеть Фридрих. Тем не менее «Фауст» вышел лишь в 1806 году, когда Шиллера уже не было в живых. Первая часть была создана под неустанным слежением Эккермана, личного секретаря Гете, который настаивал на выходе трагедии в печать. Вторую же часть по велению самого автора выпустили уже посмертно.

Проблемы

Проблематика «Фауста» не менее насыщенна интересными вопросами:

  • Неудовлетворенность жизнью – писатель показывает, как несовершенство мира может вызвать разочарование у человека во всём, во что он верил. В таком состоянии человек способен пойти на самые крайние меры, которые едва ли принесут счастье ему и окружающим. Но автор показывает, что даже эта проблема решаема, было бы желание ее решать.
  • Поиск смысла жизни – Фауст многие годы думал над тем, с какой целью он пришёл в этот мир. Ни любовь, ни семья, ни пьянство, ни власть, ни богатство не удовлетворили его. В конце концов, он решил, что его предназначение — помогать людям. Гёте явно восхищается выбором своего героя, его выбор совпал с идеалами эпохи, в которую жил и творил автор.
  • Самоуверенность – Гёте осуждает человеческую гордыню и самоуверенность. По его мнению, человек обязан подвергать критике свои действия и знания. Фауст знает больше своего ученика Вагнера, но он сомневается и видит, как мелок человек на фоне мироздания. Он не может знать всего, и эта ограниченность удручает Фауста.
  • Порок и добродетель – Гёте превозносит в пьесу такие добродетели, как доброта, щедрость и сострадание, и осуждает гордыню, безнравственность, жадность и лицемерие. Эти крайности переполняют человека и борются в нем, создавая неповторимую по сложности человеческую личность.
  • Двоякая природа человека – по мнению Гёте, человек способен как на великое добро, так и на великое зло. Фауст совершает множество ужасных поступков, но в то же время пытается совершать добро. Маргарита впадает в грех, убивает ребёнка, но после этого возвращается к свету и умирает, как христианка. В этом мире нет абсолютного добра или зла, даже в рамках одного человека.
  • Цели и средства – цель Фауста была благородной, но средство, которое он выбрал для её достижения, того не стоило. Гёте призывает людей быть разборчивее и не забывать о человечности и благоразумии.

Фауст, часть вторая

Фауст II , первое издание, 1832 г.

Обложка первого издания Фауста, часть вторая , 1832 г.

1876 ​​г., Фауст , большое издание (51 × 38 см)

Богатая классическими аллюзиями, во второй части романтическая история первого Фауста откладывается в сторону, и Фауст просыпается в поле фей, чтобы начать новый цикл приключений и целей. Пьеса состоит из пяти актов (относительно изолированных эпизодов), каждый из которых представляет отдельную тему. В конце концов, Фауст попадает в рай, поскольку проигрывает только половину ставки. Ангелы, которые прибывают как посланники божественного милосердия, провозглашают в конце Акта V: «Тот, кто стремится и живет, чтобы бороться / Может еще заслужить искупление» (V, 11936–7).

Пролог на небесах

Господь, архангелы, потом Мефистофель.

Рафаил

Звуча в гармонии вселенной
И в хоре сфер гремя, как гром,
Златое солнце неизменно
Течёт предписанным путём.
Непостижимость мирозданья
Даёт нам веру и оплот,
И, словно в первый день созданья,
Торжественен вселенной ход!

Гавриил

И с непонятной быстротою,
Кружась, несётся шар земной;
Проходят быстрой чередою
Сиянье дня и мрак ночной;
Бушует море на просторе,
У твёрдых скал шумит прибой,
Но в беге сфер земля и море
Проходят вечно предо мной.

Михаил

Грозя земле, волнуя воды,
Бушуют бури и шумят,
И грозной цепью сил природы
Весь мир таинственно объят.
Сверкает пламень истребленья,
Грохочет гром по небесам,
Но вечным светом примиренья
Творец небес сияет нам.

Все трое

И крепнет сила упованья
При виде творческой руки:
Творец, как в первый день созданья,
Твои творенья велики!

Мефистофель

Опять, о господи, явился ты меж нас
За справкой о земле, — что делается с нею!
Ты благосклонностью встречал меня не раз —
И вот являюсь я меж челядью твоею.
Прости, не мастер я по части громких слов;
но если б пышный слог я в ход пустить решился,
Сам рассмеялся б ты — ручаться я готов, —
Когда б от смеха ты давно не отучился.
Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Ему немножко лучше бы жилось,
Когда б ему владеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовёт он: свойство это
Он на одно лишь смог употребить —
Чтоб из скотов скотиной быть!
Позвольте мне — хоть этикет здесь строгий —
Сравненьем речь украсить: он на вид —
Ни дать ни взять кузнечик долгоногий,
Который по траве то скачет, то взлетит
И вечно песенку старинную твердит.
И пусть ещё в траве сидел бы он уютно, —
Так нет же, прямо в грязь он лезет поминутно.

Господь

Ты кончил? С жалобой одною
Являешься ты вечно предо мною!
Иль на земле добра совсем уж нет?

Мефистофель

Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!
Бедняга человек! Он жалок так в страданье,
Что мучить бедняка и я не в состоянье.

Господь

Ты знаешь Фауста?

Мефистофель

            Он доктор?

Господь

                    Он мой раб.

Мефистофель

Но не такой, как все; он служит по-иному;
Ни пить, ни есть не хочет по-земному;
Как сумасшедший, он рассудком слаб,
Что чувствует и сам среди сомнений;
Всегда в свои мечтанья погружён,
То с неба лучших звёзд желает он,
То на земле — всех высших наслаждений,
И в нём ничто — ни близкое, ни даль —
Не может утолить грызущую печаль.

Господь

Пока ещё умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарён;
Сажая деревцо, садовник уже знает,
Какой цветок и плод с него получит он.

Мефистофель

Бьюсь об заклад: он будет мой!
Прошу я только позволенья, —
Пойдёт немедля он за мной.

Господь

Пока живёт он на груди земной,
Тебе на то не будет запрещенья:
Блуждает человек, пока в нём есть стремленья.

Мефистофель

Благодарю: не надо мёртвых мне!
От трупов я держуся в стороне.
Нет, дайте мне здорового вполне:
Таких я мертвецам предпочитаю, —
Как кошка с мышью, с ними я играю.

Господь

Тебе позволено: иди
И завладей его душою
И, если можешь, поведи
Путём превратным за собою, —
И посрамлён да будет сатана!
Знай: чистая душа в своём исканье смутном
Сознанья истины полна!

Мефистофель

Сознаньем слабым и минутным!
Игра мне эта не страшна,
Не проиграю я заклада;
Но только знайте: если мне
Поддастся он, пусть будет мой вполне:
Триумф победы — вот моя награда!
Пусть вьётся он в пыли, как тётушка моя,
Достопочтенная змея!

Господь

Тогда явись ко мне без колебанья!
К таким, как ты, вражды не ведал я…
Хитрец, среди всех духов отрицанья
Ты меньше всех был в тягость для меня.
Слаб человек; покорствуя уделу,
Он рад искать покоя, — потому
Дам беспокойного я спутника ему:
Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу!

А вы, сыны небес и рая, —
Пусть вечно радует вас красота святая,
И ко всему, что есть и будет вновь,
Пусть проникает вас священная любовь,
И всё, что временно, изменчиво, туманно,
Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна.

Небо закрывается. Архангелы расходятся.

Мефистофель(один)

Охотно старика я вижу иногда,
Хоть и держу язык; приятно убедиться,
Что даже важные такие господа
Умеют вежливо и с чёртом обходиться!

Фауст
2 стр. →
Страницы: 1                                        →Всего 51 страниц

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

III

Чего вы от меня хотите,
Чего в пыли вы ищете моей,
Святые гласы, там звучите,
Там, где сердца и чище и нежней.
Я слышу весть — но Веры нет для ней!
О, Вера, Вера, мать чудес родная,
Дерзну ли взор туда поднять,
Откуда весть летит благая!
Ах, но к нему с младенчества привычный,
Сей звук родимый, звук владычный,
Он к бытию манит меня опять!
Небес, бывало, лобызанье
Срывалось на меня в воскресной тишине,
Святых колоколов я слышал содроганье
В моей душевной глубине,
И сладостью живой была молитва мне!
Порыв души в союзе с небесами
Меня в леса и долы уводил —
И, обливаясь теплыми слезами,
Я новый мир себе творил.
Про игры юности веселой,
Про светлую весну благовестил сей глас —
Ах, и в торжественный сей час
Воспоминанье их мне душу одолело!
Звучите ж, гласы, вторься, гимн святой!
Слеза бежит! Земля, я снова твой!

Фауст, часть первая

Фауст I , первое издание, 1808 г.

Основные персонажи Фауста, часть первая :

  • Генрих Фауст , ученый, иногда говорит, основываясь на Иоганн Георг Фауст , или Иаков Bidermann театрализованного счета «s в Легенде доктора Парижа , Cenodoxus ; см. также Фауст
  • Мефистофель , дьявол
  • Гретхен , любовь Фауста (сокращенно от Маргарет; Гете использует обе формы)
  • Марта Швердтлейн , соседка Гретхен
  • Валентин , брат Гретхен
  • Вагнер , слуга Фауста

«Фауст, часть первая» происходит в нескольких сеттингах, первая из которых — Небеса . Демон Мефистофель заключает пари с Богом: он говорит, что может заманить любимого человека Бога (Фауста), который стремится узнать все, что можно узнать, вдали от праведных занятий. Следующая сцена происходит в кабинете Фауста, где Фауст, отчаявшись от тщеславия научных, гуманистических и религиозных знаний, обращается к магии для излияния бесконечного знания. Однако он подозревает, что его попытки терпят неудачу. Разочарованный, он обдумывает самоубийство, но отвергает его, когда слышит эхо приближающихся празднований Пасхи . Он идет на прогулку со своим помощником Вагнером, а домой его преследует бездомный пудель .

В кабинете Фауста пудель превращается в Мефистофеля. Фауст заключает с ним договор: Мефистофель будет делать все, что хочет Фауст, пока он здесь, на Земле, а взамен Фауст будет служить дьяволу в аду . Урегулирование Фауста таково, что если он доволен чем-то, что дает ему Мефистофель, что он хочет остаться в этом моменте навсегда, тогда он умрёт в этот момент.

Когда Мефистофель говорит Фаусту подписать договор кровью, Фауст жалуется, что Мефистофель не доверяет честному слову Фауста. В конце концов, Мефистофель побеждает в споре, и Фауст подписывает контракт каплей собственной крови. Фауст совершает несколько экскурсий, а затем встречает Маргарет (также известную как Гретхен). Его привлекает она и украшения, и с помощью соседки, Марты, Мефистофель привлекает Гретхен в объятия Фауста. С помощью Мефистофеля Фауст соблазняет Гретхен. Мать умирает Гретхен из спящего зелья , в ведении Гретхен , чтобы получить частную жизнь так , что Фауст мог посетить ее. Гретхен обнаруживает, что беременна. Брат Гретхен осуждает Фауста, бросает ему вызов и падает замертво от рук Фауста и Мефистофеля. Гретхен топит своего незаконнорожденного ребенка и обвиняется в убийстве . Фауст пытается спасти Гретхен от смерти, пытаясь освободить ее из тюрьмы. Обнаружив, что она отказывается бежать, Фауст и Мефистофель бегут из темницы, в то время как голоса с Небес объявляют, что Гретхен будет спасена — « Sie ist gerettet » — это отличается от более сурового финала Урфауста  — « Sie ist gerichtet! » — «она есть». осужден «.

I

Звучит, как древле, пред тобою
Светило дня в строю планет
И предначертанной стезею,
Гремя, свершает свой полет!
Ему дивятся Серафимы,
Но кто досель Его постиг!
Как в первый день непостижимы
Дела, Всевышний, Рук твоих!
И быстро, с быстротой чудесной
Кругом вратится шар земной,
Меняя тихий Свет небесный
С глубокой Ночи темнотой.
Морская хлябь гремит валами
И роет каменный свой брег,
И бездну вод с ее скалами
Земли уносит быстрый бег!
И беспрерывно бури воют
И землю с края в край метут,
И зыбь гнетут, и воздух роют,
И цепь таинственную вьют.
Вспылал предтеча-истребитель,
Сорвавшись с тучи, грянул гром,
Но мы во свете, Вседержитель,
Твой хвалим день и мир поем.
Тебе дивятся Серафимы!
Тебе гремит небес хвала!
Как в первый день, непостижимы,
Господь! руки твоей Дела!

Темы

Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.

  1. Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
  2. После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
  3. «Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
  4. Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
  5. Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
  6. Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.

Легенда о докторе Фаусте и ее переработка Гете

Народная немецкая легенда о докторе Фаусте родилась в Средние века и была основана на суеверных рассказах о договоре человека с дьяволом. Согласно легенде, человек идёт на сговор с нечистой силой, желая обрести магическую власть над старением, получить тайные знания и овладеть силой, способной управлять своей жизнью и жизнью других людей. Легенда отражает языческие представления людей о существовании тайной магии, колдовстве и чудесах, прибегая к которым они могут бороться с неизбежностью смерти. Христианская церковь активно противостояла такого рода богоотступничеству, которое называла греховной ересью.

Народные легенды позднее стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью — учёным-чернокнижником Георгом Фаустом, жившим в германском городе Гейдельберге в начале XVI века. Впоследствии легенда о Фаусте проникла в литературу и стала основой ряда литературных сюжетов, например театральных пьес времён Шекспира и театра эпохи Возрождения, но продолжает существовать и в форме фольклорной легенды. В середине XVIII века легенда оказалась востребованной в новой культуре Германии, и именно в силу её фольклорного происхождения была взята молодым Гёте в качестве сюжета о человеке, оказавшемся в сложной ситуации выбора между сомнением и порождаемым им искушением, с одной стороны, и подлинной жизнью — с другой.

Внутренний конфликт доктора Фауста в трагедии Гёте иной, чем в легенде и её литературных вариантах. Фауст Гёте, заключая договор с сатаной, не стремится к простому продолжению жизненных удовольствий, он не жаждет власти или бессмертия. Фауст Гёте более всего желает поверить в то, что жизнь наделена смыслом. Сомнения Фауста порождены его разочарованием в самых глубинных ценностях, ради которых он жил, — науке, истине, любви, дружбе, семье.

Трагедия начинается с того, что, разочарованный в традиционных средствах прийти к истине, доктор Фауст взывает к духам. Однако эти попытки оказались бесплодны, зато о сомнениях Фауста узнаёт дьявол и является к Фаусту в образе демона-искусителя Мефистофеля. Главную идею о сущности человека Гёте вкладывает в условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Родился этот договор из спора: Мефистофель обещает служить Фаусту так, чтобы удовлетворять все его желания; Фауст же в презрении отвергает возможность для чёрта насытить человеческий дух:

Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?

Дух человеческий и гордые стремленья

Таким, как ты, возможно ли понять?

Ты пищу дашь, но не дашь насыщенья…

Отсюда рождается условие Мефистофеля, состоящее в том, что, когда Фауст воскликнет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!», — его душа будет предана искусителю, и тот унесёт Фауста в преисподнюю. Эта фраза также известна в переводе Б.Л. Пастернака: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Смысл спора таков: жизнь человека и его поиск вечны, но если он прервёт его на мгновенье, тогда жизнь остановится, и тьма поглотит человека.

Идея трагедии «Фауст» отражает уровень развития и понимания жизни человеком Нового времени. Высказанные на рубеже XVIII и XIX веков, эти идеи оказали огромное влияние на мировую литературу и особенно на творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Суть произведения

Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.

В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.

Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.

Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.

История персонажа

В мире существуют литературные произведения, которые отражают дух времени лучше, чем учебники по истории. В такой список можно внести «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Дона Кихота» Мигеля де Сервантеса, «Войну и мир» Льва Толстого и, конечно же, «Фауста», которого нередко называют поэтическим завещанием миру от Гете.

Мефистофель и Фауст играют в шахматы

Действительно, эта мистическая и готичная трагедия нашла толпы поклонников по всему миру, а имена героев стали нарицательными. В России переводом произведения о чернокнижнике, которое создавалось порядка 60 лет, занимались Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Афанасий Фет, Николай Холодковский и другие представители литературной диаспоры.

Кроме того, трагедия «Фауст» была любимой книгой Михаила Булгакова, который позаимствовал нетривиальный сюжет для создания «Мастера и Маргариты». Хотя автор «Собачьего сердца» и говаривал, что у Воланда нет прототипов, исследователи сходятся во мнении, что сатана безумно похож на «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – Мефистофеля.

Сюжет трагедии в тезисах

Доподлинно известно, что произведение писалось на протяжении 60 лет, в период с 1773 по 1831 годы. Автор начал работу над ним в 20-летнем возраста и закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. В основу трагедии Гете положил пересказ немецкой легенды о Фаусте – известном алхимике и чернокнижнике, жившим в Германии в шестнадцатом веке. Истории об этом герое носят преимущественно мрачный характер. Многие современники обвиняли его в поклонении дьяволу, занятиях черной магии и разгульном образе жизни. По легенде, Чернокнижник не жил подолгу на одном месте, много путешествовал с бродячими артистами, показывая фокусы с воскрешением мертвых и исцелением серьезно больных.

До Гете никто не пытался посмотреть на жизнь Фауста совершенно под другим углом. И только автор предпринял попытку представить этого человека как великого ученого, который пытается найти ответы на вечные вопросы, используя всевозможные способы. Знакомство с кратким содержанием бессмертного произведения Гете «Фауст», откроет перед читателем философскую трактовку цели жизни каждого человека, которая, по мнению автора, заключается в служении обществу. В завязке композиции Господь и Дьявол спорят о том, что на земле еще остались чистые души, которые помнят и чтят святые заветы. В своем споре они ставят на кон душу доктора Фауста.

Дьявол уверен, что, несмотря на великие идеи ученого и его заявления о том, что он предан Господу, Мефистофелю удастся соблазнить доктора земными удовольствиями, заставив отказаться от науки и великого предназначения. В начале оперы Фауст предстает перед нами человеком в возрасте, который сумел постигнуть все науки и добиться уважения окружающих. Однако, даже всеобщее признание не способны доставить герою удовольствия. Он недоволен собой настолько, что уже готов завершить свой земной путь.

Самоубийству Фауста мешает Мефистофель, который является доктору в образе студента и предлагает заключить сделку: все удовольствия мира и исполнение любых желаний в обмен на бессмертную душу. Ученый соглашается на предложенную сделку, после чего в компании Мефистофеля отправляется в захватывающее путешествие не только по миру, но и по основным вехам истории. Дьявол сумел дать своему подопечному богатство, власть и множество возможностей, которые, однако, так и не смогли принести счастье и покой доктору.

Он неоднократно становится причиной трагической гибели простых людей, имевших несчастье повстречаться на его пути. В конце своей жизни Фауст осознает, что власть и деньги – это все пустое, истинное наслаждение заключается в пользе для общества, что в итоге позволяет ему искупить грехи и спасти свою души от власти темных сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector