Образ мефистофеля в трагедии гете «фауст»

Легенда о докторе Фаусте и ее переработка Гете

Народная немецкая легенда о докторе Фаусте родилась в Средние века и была основана на суеверных рассказах о договоре человека с дьяволом. Согласно легенде, человек идёт на сговор с нечистой силой, желая обрести магическую власть над старением, получить тайные знания и овладеть силой, способной управлять своей жизнью и жизнью других людей. Легенда отражает языческие представления людей о существовании тайной магии, колдовстве и чудесах, прибегая к которым они могут бороться с неизбежностью смерти. Христианская церковь активно противостояла такого рода богоотступничеству, которое называла греховной ересью.

Народные легенды позднее стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью — учёным-чернокнижником Георгом Фаустом, жившим в германском городе Гейдельберге в начале XVI века. Впоследствии легенда о Фаусте проникла в литературу и стала основой ряда литературных сюжетов, например театральных пьес времён Шекспира и театра эпохи Возрождения, но продолжает существовать и в форме фольклорной легенды. В середине XVIII века легенда оказалась востребованной в новой культуре Германии, и именно в силу её фольклорного происхождения была взята молодым Гёте в качестве сюжета о человеке, оказавшемся в сложной ситуации выбора между сомнением и порождаемым им искушением, с одной стороны, и подлинной жизнью — с другой.

Внутренний конфликт доктора Фауста в трагедии Гёте иной, чем в легенде и её литературных вариантах. Фауст Гёте, заключая договор с сатаной, не стремится к простому продолжению жизненных удовольствий, он не жаждет власти или бессмертия. Фауст Гёте более всего желает поверить в то, что жизнь наделена смыслом. Сомнения Фауста порождены его разочарованием в самых глубинных ценностях, ради которых он жил, — науке, истине, любви, дружбе, семье.

Трагедия начинается с того, что, разочарованный в традиционных средствах прийти к истине, доктор Фауст взывает к духам. Однако эти попытки оказались бесплодны, зато о сомнениях Фауста узнаёт дьявол и является к Фаусту в образе демона-искусителя Мефистофеля. Главную идею о сущности человека Гёте вкладывает в условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Родился этот договор из спора: Мефистофель обещает служить Фаусту так, чтобы удовлетворять все его желания; Фауст же в презрении отвергает возможность для чёрта насытить человеческий дух:

Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?

Дух человеческий и гордые стремленья

Таким, как ты, возможно ли понять?

Ты пищу дашь, но не дашь насыщенья…

Отсюда рождается условие Мефистофеля, состоящее в том, что, когда Фауст воскликнет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!», — его душа будет предана искусителю, и тот унесёт Фауста в преисподнюю. Эта фраза также известна в переводе Б.Л. Пастернака: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Смысл спора таков: жизнь человека и его поиск вечны, но если он прервёт его на мгновенье, тогда жизнь остановится, и тьма поглотит человека.

Идея трагедии «Фауст» отражает уровень развития и понимания жизни человеком Нового времени. Высказанные на рубеже XVIII и XIX веков, эти идеи оказали огромное влияние на мировую литературу и особенно на творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Перед дворцом Менелая в Спарте

Когда Елена прибывает на один из берегов Спарты, она весьма расстроена тем, что её похитили. Она скучает о семье и хочет вернуться. Правда, поведение её мужа было весьма настораживающим. Он с тоской взирал на супругу, и от былой приветливости не осталось и следа. Девушка размышляет о своей дальнейшей судьбе. Супруг готовится к жертвоприношению, но скрывает от жены то, кого именно принесут в жертву. Ей становится страшно, но она берет себя в руки.

Позже девушке становится известно то, что жертва это она и есть. Ей об этом рассказывает Форкиада, которая исполняет роль ключницы. Она помогает Елене остаться в живых, сбежав в замок, который находится по соседству. Вожак – прекрасный и сильный мужчина, который отличается благородством. Елена решает просить у него помощи.

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.


Мефистофель

Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.


Мефистофель соблазняет человека

Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.


Фауст и Мефистофель играют в шахматы

Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.


Фауст и Маргарита

Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

Горная местность

Облако доносит Доктора до скалы, которая раньше исполняла роль дна преисподней. Фауст понимает, что он не смог сохранить свои самые лучшие качества, они растворились так же, как и его любовь. Когда к Фаусту прилетает Мефистофель, то он рассказывает Доктору о том, что большинство природных явлений появились именно благодаря бесам, а не Богу, как принято считать. Мефистофелю не дает покоя то, что же именно задумал Фауст. Он считает, что тот захочет уединения.

Но цели Фауста гораздо масштабнее. В его планы входит отвоевать часть земли у моря. Его совершенно не интересует слава, как таковая. Он хочет власти.

Внезапно раздаются звуки борьбы. Это идет война у императора, которому в свое время Фауст с Мефистофелем пришли на помощь. Но помощь они оказали не честно, прибегнув к обману. И вот теперь народ взбунтовался и требует нового правителя.

Дьявол дает совет Доктору прийти на помощь императору, тем самым получить желанную часть земли у моря. Именно так и оборачиваются события.

Темы

  1. Любовь – на примере Маргариты писатель демонстрирует, как неконтролируемая страсть может погубить даже самого хорошего человека. По мнению Гёте, любовь – это крайне опасное чувство, которое, выйдя из-под контроля, приносит человеку только страдания. Он, как человек эпохи Просвещения, превозносит разум в ущерб чувству и ставит мысль выше эмоции. По его мнению, любовь не может быть смыслом жизни, человек должен стремится к высокому предназначению, чтобы раскрыть все сияние «божьей искры».
  2. Мистика – главный герой произведения окружён различными таинственными, сверхъестественными явлениями. Однако интерес Фауста направлен не на сверхъестественный, а на реальный мир, который он хочет улучшить с помощью новых знаний и власти. Тем не менее, он сам пытается вызвать духов, ведь является чернокнижником и знатоком оккультных наук. Именно тайные знания помогли ему познать смысл жизни и найти себя, ведь без магии Мефистофеля он не смог бы дойти до этой истины.
  3. Борьба добра и зла в человеке – Фауст и Маргарита проходят сложный путь, постоянно искушаемые силами тьмы. Однако в итоге добро одерживают победу. Маргарита, совершив грехопадение, отвергает помощь злых сил и выбирает искупление через смерть, а Фауст, хоть и совершив множество чудовищных деяний, да самого конца пытается использовать свою мудрость ради человечества, а не ради себя.
  4. Религия – для Фауста истинная религиозность заключается не в следовании догматам, а в человеколюбии и доброте, которые продемонстрировали Фауст и Маргарита, за что их души и были спасены. Бог у Гете — не суровый судья, а высшая сила, которая дарует людям свободу воли.
  5. Предназначение человека – Гёте показывает, что каждый человек должен стремиться помогать людям и пытаться сделать мир лучше. Зачастую, этот путь ведёт лишь к отчаянию и гибели, однако только следуя по нему, человек становится настоящим собой и находит свое место в жизни.
  6. Идеал и реальность – перемещение в Древнюю Грецию из Германии Нового времени символизирует желание человека сбежать от неприглядной реальности в мир грёз. Однако в итоге Фауст отвергает наваждение Мефистофеля и решает бороться за то, чтобы реальный мир стал лучше. Гёте призывает людей не сбегать от разочаровывающей реальной жизни, а бороться с ней.

Императорский дворец. Маскарад

Когда в дворце императора проходит собрание, Мефистофель решает явиться в образе шута. Ведутся серьезные разговоры, в которых идет речь об упадке страны и проблемах государства. Но Мефистофелю нет дела до этих проблем, он жаждет веселья. Тогда генерал становится в поддержку канцлера, объясняя, что дальше игнорировать проблему не представляется возможным.

Тогда черт предлагает обогащаться за счет природы. На что ему отвечают, что это большой грех. Другие же начинают упрекать в том, что это только лишь слова, которые никогда не перейдут в дело. Дьявол же входит в сговор с астрологом, которому удается всех убедить в правильности данного решения. Дьявол даже решает объяснить суть своего предложения, что только лишь мудрец способен найти клад, которые хранятся в недрах земли.

Правда ли, что, если не знаешь немецкого языка, за чтение «Фауста» лучше и не браться?

Гарри Кларк. Иллюстрация к «Фаусту» Гете. Обложка. 1925

Это заблуждение! За перевод великого творения Гёте на русский язык бралось огромное количество талантливых и смелых переводчиков. Самый известный и чаще всего цитируемый перевод был выполнен Борисом Пастернаком в 1948–1953 годах. Однако переводческий опыт писателя нередко признавался специалистами как вольный и мало совпадающий с достоинствами немецкого оригинала. Существуют также переводы Афанасия Фета и Валерия Брюсова, Константина Иванова, Дмитрия Цертелева, Павла Трунева, Александра Струговицкого и ряда других специалистов. Самой же высокой точностью обладает перевод Николая Холодковского. Именно в его исполнении мы и советуем читать историю о Фаусте. Холодковский начал переводить «Фауста» шестнадцатилетним юношей, а закончил его уже «убеленный сединами». Для него это был труд всей жизни. Он многократно перерабатывал текст, чтобы максимально усовершенствовать перевод, а также снабдил получившийся в итоге эталонный вариант подробным комментарием и примечаниями к отдельным стихам гётевской поэмы. Для читателя это настоящий клад и прекрасная возможность глубже понять творение Гёте.

Положение в гроб

Доктор умирает. Дьявол же находится в ожидании того, когда его душа покинет тело, чтобы, наконец, получить обратную часть договора. Ведь он ждал этого много лет. Но душа все никак не хочет покинуть тело, тем самым заставляя бесов ждать. Дьявол уже открыл зев ада, и находится в предвкушении всех тех мук, на которые обречет Фауста. Он готов сражаться с ангелами за его душу и даже вступить в бой.

Когда же появились ангелы, то они просто оттолкнули бесов, чтобы спокойно забрать душу Доктора. Они возносят его душу на небо. Ангелам удалось отвлечь чертей, чтобы те пропустили то, чего так долго ждали. Мефистофель очень огорчен этим.

Другие сочинения по этому произведению

Образ МефистофеляОбраз Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)Сюжет трагедии Гёте «Фауст»Тема любви в трагедии Гёте «Фауст»Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии ГетеТрагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и МефистофеляТрагедия Гете «Фауст»Характеристика образа ФаустаФольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст»Образы главных героев трагедии «Фауст»Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия ФаустаПоиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст»Общий смысл трагедии «Фауст»Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человекаХарактеристика образа ВагнераХарактеристика образа ЕленыХарактеристика образа МаргаритыОбразы главных героев трагедии «Фауст» ГётеРелигиозно-философский смысл образов Фауста и МефистофеляФилософский смысл образа ФаустаТрагедия «Фауст» вершина творчества ГетеОбраз и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» — выражение передовых просветительских идей эпохиБоротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст»»Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» (по трагедии Гете «Фауст»)»Фауст» — Трагедия познанияИз всех чудес … самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текстаФилософская глубина великого творения Гете «Фауст»МаргаритаПересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст»Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»«Фауст» — легенда или жизньЖизнь действие и гибель ФаустаФауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике»Жажда познания была творца «Фауста»Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, МаргаритаОбщечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст»Знакомство Гете с Фаустом и РафаэлемРусский «Фауст»Фауст: Чернокнижник и чародей“Фауст” – драматическое произведениеГероиня трагедии Гете «Фауст»Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и злаСвоеобразие и мировое звучание «Фуста»Роль злого начала в исканиях Фауста»Я дух, всегда привыкший отрицать» (по трагедии Гете «Фауст»)Противостояние Фауста и РафаэляСочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст»)Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст»Характеристика образа МефистофеляХарактерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга ГётеКосмогонический мир «Фауста»Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии «Фауст» Гете)Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»Противоречивость образа ФаустаСюжетное построение второй части поэмы «Фауст»Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека«Фауст» история создания композиция и проблематикаОтражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохиНародная основа «Фауста» ГётеВеликий немецкий поэт и мыслительФауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасногоРоль злого начала в судьбе человека(по трагедии «Фауст»)Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии ГетеСтруктура и сюжет трагедии Гете «Фауст»

Вторая часть «Фауста» — хуже первой?

Гарри Кларк. Иллюстрация к «Фаусту» Гете. Прогулка. 1925

Они разные. Когда вторая часть трагедии появилась в печати, многие читатели посчитали, что она уступает первой. В первой духовные метания Фауста и его трагическая любовь находили отклик в сердцах чувствительных читателей. Вторая же часть написана в иной манере. Здесь почти нет психологических мотивов, отсутствуют изображение страстей и романтический элемент. Персонажи здесь не столько жизненные характеры, сколько обобщенные фигуры, символы определенных идей и понятий. Гёте здесь выражает свои взгляды на современную ему эпоху, затрагивает вечные проблемы и вопросы, пишет о поисках духовной красоты и, конечно, смысла жизни.

Переводчик «Фауста» на русский язык и крупный исследователь этого текста Николай Холодковский писал: «Если на других планетах живут разумные существа, и если эти существа захотели бы ознакомиться в общих чертах с сущностью человеческого духа и человечества, с теми вопросами, которые его мучают и волнуют, то нельзя было бы посоветовать им ничего лучшего, как внимательно прочесть и продумать гётевского “Фауста”».

Фауст обретает смысл жизни в исканиях, в действии, в усилии. Он прошел через сомнения, лишения и страдания. Высшую мудрость герой обретает на исходе своей жизни. После смерти Фауста Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваются божественные силы и уносят ее на небо, где ей предстоит встреча с душой Маргариты. Его душу осеняет «божественная благодать». Смысл жизни, по Фаусту (и, конечно, по самому Гёте), — в стремлении человека осмыслить свое существование в мире. Человеческое существование — это факт, и все, что может и должен сделать человек, — это стремиться осмыслить его.

Главное, о чем нам своим «Фаустом» хочет сказать Гёте, — это постоянная работа над собой, упражнение и развитие вложенных природой в человека способностей и совершенствование через это его духовного существа. Только так человек может найти подлинное удовлетворение и только этим он может быть по-настоящему полезным людям. «Я думаю, — говорил Гёте Эккерману, — что каждый должен начать с самого себя».

Ночь

Все происходящее сконцентрировано в небольшой комнате, которая является весьма темной и мрачной. Фауст борется с бессонницей, коротая время за книгой. Его мысли направлены на то, что познав большое количество наук, он по-прежнему едва сводит концы с концами и весьма не уверен в своих умственных достижениях. У него появляется идея раскрыть смысл бытия, обратившись к магическим силам. Неожиданно судьба сама подкладывает ему подсказку – он находит в книге некий знак Макрокосма. Он решает, что это и есть тот самый знак, который натолкнет его на раскрытие тайн. Преградой на его пути становится то обстоятельство, что божественная гармония остается для него закрытой и неизвестной. Он находится в полной растерянности, поскольку не имеет понятия своей конечной цели. Когда он видит знак земли, то понимает, что данная стихия ему намного ближе всех остальных. Он готов рискнуть многим, чтобы, наконец, познать её. Прибегнув к потусторонним силам и вызвав духа, он получает лишь насмешку над своими страхами. Фауст пытается настоять на том, что они абсолютно равны,  но дух с ним в корне не согласен, поэтому предпочитает исчезнуть.

Пришедший Вагнер – ученик Фауста – не соглашается с Фаустом, когда тот начинает ему рассказывать о том, что люди не имеют никаких знаний о древности. Фауст весьма разочарован в такой точке зрения Вагнера, потому что он убежден – человек не может понять сложность мироздания.

После ухода Вагнера, Фауст дальше придается рассуждениям о том,  что ранее был очень самоуверен и считал себя равным Богу. Хорошо, что позже смог убедиться, что это не является истиной. Если разобраться, то, что такое знания? Это тот самообман, который рассыпается на глазах при встрече с той самой стеной, которая стоит между людьми и Богом.

Он начинает понимать всю бесполезность своих действий, поэтому решает выпить яд. Он решается на этот отважный поступок, хотя понимает, что тем самым обрекает себя на муки. И вот когда от смерти его отделял один лишь глоток, Доктор слышит песню, которую поет ангельский хор. Их песня о Воскресении Христа. После услышанного, Фауст решает повременить с самоубийством.

Суть произведения

Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.

В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.

Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.

Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.

Неужели «Фауст» — это о любви?

Франц Ксавер Симм. “Фауст и Маргарита”. 19 век

Да. История большой человеческой любви Фауста и Маргариты (Гретхен — ее уменьшительное имя) подлинно трагична. У главного женского персонажа трагедии были реальные прототипы, начиная с первой возлюбленной Гёте — девушке из народа по имени Маргарита. Во Франкфурте Гёте услышал историю девушки простого звания по имени Сюзанна Маргарета Брандт, которая, родив ребенка вне брака, утопила его. Когда ее арестовали, она созналась во всем и была осуждена на смертную казнь. В трагедии Гретхен также совершает преступление: топит своего новорожденного ребенка. Ее приговаривают к смерти, хотя убийство она совершила в состоянии умопомрачения. Фауста терзает мысль о страданиях, которые должна перенести несчастная девушка. «Меня убивают страдания этой единственной, а его (Мефистофеля) успокаивает, что это участь тысяч». Это та же самая мысль, которую потом выразит Федор Достоевский: каждое человеческое существо обладает ценностью, и нельзя быть равнодушным к страданию одного несчастного и безвинного. Зло и горе стали для Фауста страшной реальностью. Единственным его желанием стало спасти Маргариту. Мефистофель же уверен, что Гретхен будет осуждена небесами, но в ответ на его слова об этом раздается голос свыше: «Спасена!»

Мефистофелю разрешено низвести человека в глубочайшие бездны зла, но Бог не сомневается в том, что лучшие начала в нем восторжествуют. В конце «Пролога на небе» Господь обращался к архангелам с призывом:

Что борется, страдает и живет,
Пусть в вас любовь рождает и участье.

Становится ясно, почему Мефистофель терпит поражение и голос свыше возвещает, что Маргарита спасена, почему ей, страдалице, грешной, преступнице, дано прощение. Она любила. И сама Любовь прощает ее.

У Гёте, как и великого итальянского поэта Данте, схожее понимание любви. «Божественная комедия» Данте заканчивается словами о высшей силе, управляющей вселенной, и это: «Любовь, что движет солнце и светила». У обоих поэтов высшей и благой силой провозглашена Любовь.

Действующие лица

Благодаря краткому содержанию «Фауста» для читательского дневника можно ознакомиться с основными персонажами. Автор представил читателям сразу несколько образов, например:

  1. Фауст Генрих — ученый, доктор, ищущий ответы на жизненно важные вопросы.
  2. Мефистофель — дьявол, мечтающий заполучить душу доктора.
  3. Гретхен — простая девушка, которую очень любил Фауст. Она перенесла немало тягот и испытаний.
  4. Вагнер — ученик и сосед главного героя.
  5. Валентин — брат Гретхен, который трагически погиб, отстаивая честь сестры.
  6. Елена — возлюбленная доктора.
  7. Эвфорион — сын Елены и Фауста.

«Фауст — Пасмурный день. Поле»

Фауст и Мефистофель

Одна, в несчастье, в отчаянье! Долго нищенствовала — и теперь в тюрьме!
Под замком, как преступница, осужденная на муки, — она, несравненная,
непорочная! Вот до чего дошло! — И ты допустил, ты скрыл это от меня,
ничтожество, предатель! — Можешь торжествовать теперь, бесстыжий, и в дикой
злобе вращать своими дьявольскими бельмами! Стой и мозоль мне глаза своим
постылым присутствием! Под стражей! В непоправимом горе! Отдана на расправу
духам зла и бездушию человеческого правосудия! А ты тем временем увеселял
меня своими сальностями и скрывал ужас ее положения, чтобы она погибла без
помощи.

Она не первая.

Стыдись, чудовище! — Вездесущий дух, услышь меня! Верни это страшилище
в его прежнюю собачью оболочку, в которой он бегал, бывало, передо мною
ночами, сбивая с ног встречных и кладя им лапы на плечи. Возврати ему его
излюбленный вид, чтобы он ползал передо мною на брюхе и я топтал его,
презренного, ногами! — Не первая! — Слышишь ли ты, что говоришь? Человек не
мог бы произнести ничего подобного! Точно мне легче от того, что она не
первая, что смертных мук прежних страдалиц было недостаточно, чтобы искупить
грехи всех будущих! Меня убивают страдания этой единственной, а его
успокаивает, что это участь тысяч.

Ну вот опять мы полезли на стену, ну вот мы снова у точки, где
кончается человеческое разумение! Зачем водиться с нами, если мы так плохи?
Хочет носиться по воздуху и боится головокружения! Кто к кому привязался —
мы к тебе или ты к нам?

Не скалься так плотоядно! Мне тошно! — Неизъяснимо великий дух, однажды
явившийся мне, ты знаешь сердце мое и душу, зачем приковал ты меня к этому
бесстыднику, который радуется злу и любуется чужой гибелью?

Ты кончил?

Я не могу разбить ее оков, не могу взломать двери ее темницы! «Спаси
ее!» Кто погубил ее, я или ты?

Доставь меня к ней! Она должна выйти на волю!

А опасность, которой ты себя подвергаешь? Отчего мы бежали? В городе
свежа еще память о пролитой тобою крови. Над местом убийства реют духи
мщенья, подстерегающие возврат убийцы.

Что еще ты мне скажешь? Пусть обрушится на тебя вселенная, чудовище!
Перенеси меня к ней, сказано тебе, и освободи ее!

Ну вот что. Я доставлю тебя туда. Но ведь не все на земле и небе в моих
силах! Вот что я могу сделать. Я усыплю смотрителя. Завладей ключами и
выведи ее из темницы своими силами. Я буду стеречь снаружи, волшебные кони
будут со мною, я умчу вас подальше. Это в моей власти.

В путь немедля!

Стихотворение Гёте Иоганн — Фауст — Пасмурный день. Поле

См. также Гёте Иоганн (Johann Wolfgang von Goethe) — стихи :

Фауст — Ночь в поле Фауст и Мефистофель проносятся на вороных копях. Фауст Зачем они к ло…

Фауст — Тюрьма Фауст со связкой ключей перед железной дверцей. Фауст Сжимается от бо…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector