Анализ произведения «фауст» (гёте)

Рабочая комната Фауста

Собаку Доктор решает забрать с собой. Все действие показывается в рабочем кабинете Фауста, где тот занят переводом. Он переводит Новый Завет на немецкий язык. Пес же все это время сходи с ума, поэтому Фауст просит его успокоиться и лечи около печи. Доктора немного смущает дословность перевода, но его начинает опять отвлекать пес. Он не на шутку разыгрался, и Фауст видит, как тот превратился в Дьявола. Доктор пытается применить  на нем свои знания в области магии, но у него ничего не выходит. Мефистофель предстает перед ним в образе мудреца. Фауст решает уточнить у него, кто он такой, на что получает весьма странный ответ:

Дьявол начинает рассказывать Фаусту о том, что тьма – это и есть венец всего. В то время как свет лишь способен сотворить тела, но они не вечны и разлагаются, так же как и он. Мефистофель высмеивает страхи Фауста, считая их беспочвенными. Он решает уйти, но его останавливает начерченная на полу пентаграмма. Тут уже приходит очередь Фауста, посмеяться над попытками Дьявола уйти. Он не хочет его отпускать, но Мефистофель настроен решительно. Он делает так, чтобы доктор уснул, а сам исчезает. Помощь ему оказала крыса, которой он приказал выгрызть начерченный знак.

Действующие лица

Благодаря краткому содержанию «Фауста» для читательского дневника можно ознакомиться с основными персонажами. Автор представил читателям сразу несколько образов, например:

  1. Фауст Генрих — ученый, доктор, ищущий ответы на жизненно важные вопросы.
  2. Мефистофель — дьявол, мечтающий заполучить душу доктора.
  3. Гретхен — простая девушка, которую очень любил Фауст. Она перенесла немало тягот и испытаний.
  4. Вагнер — ученик и сосед главного героя.
  5. Валентин — брат Гретхен, который трагически погиб, отстаивая честь сестры.
  6. Елена — возлюбленная доктора.
  7. Эвфорион — сын Елены и Фауста.

Рыцарский зал

Все собираются при дворе в ожидании Париса и Елены. Мефистофель берет на себя обязанность руководить всем происходящим. Когда появилась Елена, все присутствующие женщины не оставили без внимания её сильные и слабые стороны. Мужская же часть собравшихся людей, во всю обсуждали Париса. К нему, почему то, у них были особо высокие требования, которым он не соответствовал.

Фауст влюбляется в Елену, как и половина мужчин. Когда была разыграна сцена, где Парис похищает Елену, Доктор пытается спасти столь прекрасную девушку. Он понимает, что снова влюбился как мальчишка. Но духи решают резко исчезнуть. Мефистофель не доволен тем, что Фауст настолько быстро способен влюбиться.

Творческая история драмы Иоганн Вольфганг фон Гёте «Фауст»

Фауст

Творческая история трагедии «Фауст»— дело всей жизни Й. Гете, итог не только немецкого, а и европейского Просветительства. Недаром она переведена на многие языки. Трагедия «Фауст» называют «поэтическим завещанием человечеству от Гете». Замысел этого произведения возник в 1773 г., то есть еще в штюрмерский период, а завершен был в 1832 г., незадолго до смерти писателя. Итак, работа над трагедией длилась почти шестьдесят лет!

Сюжет о Фаусте писатель заимствовал из немецкого средневекового фольклора. Прототипом героя трагедии Гете был реальный маг и колдун Фауст (первая половина XVI ст.), легенда которого возникла на рубеже средневековья и Возрождения. Причем этот Фауст представлен в различных качествах то колдуном, то поэтом.

В родном городе Гете Франкфурте-на-Майни Иоганн Шпис выдал первую литературную версию легенды о Фаусте (1587) под очень длинным названием. Это название было настолько длинное, что в нем отражался практически весь сюжет трагедии. И прочтя его, читатель уже понимал, о чем будет рассказ. 

Шпис обвинил Фауста, что тот мол «привязал орлиные крылья к себе и стремился исследовать и землю и небо – все до конца». Для этого чернокнижник подписал своей кровью сделку с Мефистофелем (этот момент использует Гете), после окончания, которого тот безжалостно убил Фауста.

Интересно переосмыслив образ Фауста, современник Шекспира, талантливый английский драматург Кристофер Марло. В трагедии «Трагическая история доктора Фауста» (1589; вид. 1604) он создал образ богоборца, который для освобождения личности от религиозных предписаний окунулся в тайну черной магии. И хотя знания ему были нужны для обогащение и власти, он предстает как смелый мятежник против закостенелых общественных законов, как человек с до пытливым «ренессансными» умом.

В XVIII ст. выдающийся немецкий просветитель Г. Е. Лессинг в набросках драмы «Фауст» впервые изобразил не поражение, а победу Фауста. Его герой — ученый, одержимые жаждой познания (это близко к толкованию этого образа Гете).

Этот образ особенно заинтересовал штюрмеров. Так, в философском романе Клингера «Фаустова жизнь, деяние и гибель в аду» (1791) соединено двух Фаустов: уже упомянутого средневекового мага и выдающегося мастера-книгопечатания XV ст. Такая ассоциация основывается не только на совпадении фамилий, а и на средневековом восприятии книгопечатания как бесовского дела. К тому же в процессе написания «Фауста» писатель использовал сюжеты кукольных драм о Фаусте, виденные им еще в детстве на народных гуляньях. Итак, Гете начинал свое произведение не на пустом месте, а учел длительную и разнообразную инородную традицию.

Проблемы

Проблематика «Фауста» не менее насыщенна интересными вопросами:

  • Неудовлетворенность жизнью – писатель показывает, как несовершенство мира может вызвать разочарование у человека во всём, во что он верил. В таком состоянии человек способен пойти на самые крайние меры, которые едва ли принесут счастье ему и окружающим. Но автор показывает, что даже эта проблема решаема, было бы желание ее решать.
  • Поиск смысла жизни – Фауст многие годы думал над тем, с какой целью он пришёл в этот мир. Ни любовь, ни семья, ни пьянство, ни власть, ни богатство не удовлетворили его. В конце концов, он решил, что его предназначение — помогать людям. Гёте явно восхищается выбором своего героя, его выбор совпал с идеалами эпохи, в которую жил и творил автор.
  • Самоуверенность – Гёте осуждает человеческую гордыню и самоуверенность. По его мнению, человек обязан подвергать критике свои действия и знания. Фауст знает больше своего ученика Вагнера, но он сомневается и видит, как мелок человек на фоне мироздания. Он не может знать всего, и эта ограниченность удручает Фауста.
  • Порок и добродетель – Гёте превозносит в пьесу такие добродетели, как доброта, щедрость и сострадание, и осуждает гордыню, безнравственность, жадность и лицемерие. Эти крайности переполняют человека и борются в нем, создавая неповторимую по сложности человеческую личность.
  • Двоякая природа человека – по мнению Гёте, человек способен как на великое добро, так и на великое зло. Фауст совершает множество ужасных поступков, но в то же время пытается совершать добро. Маргарита впадает в грех, убивает ребёнка, но после этого возвращается к свету и умирает, как христианка. В этом мире нет абсолютного добра или зла, даже в рамках одного человека.
  • Цели и средства – цель Фауста была благородной, но средство, которое он выбрал для её достижения, того не стоило. Гёте призывает людей быть разборчивее и не забывать о человечности и благоразумии.

Большой двор перед дворцом

Доктор превращается в старика, лишенного дара видеть. Но слух у него по-прежнему есть. Поэтому когда он услышал стук лопат, он уверен в том, что это строится замок, тем самым воплощая его мечту в реальность. Но это далеко от правды. Мефистофель распорядился о том, чтобы призраки выкопали могилу для Доктора

Фауст продолжает верить в то, что его мечта воплотится, и на его владениях будут жить свободные и трудолюбивые люди. Одним из последних его деяний становится уничтожение болотистой местности, которая негативно сказывается на окружающей среде. В последние дни он, наконец-то, обретает истинный смыл жизни, который заключается в помощи людям.

Фауст осознает всю суть своей жизни и понимает, что данной время – это то, к чему он шел всю свою жизнь. Поэтому восклицает: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!», после чего умирает.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.

Сюжет

Доктор Генрих Фауст чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Всю свою жизнь он посвятил изучению мира, его тайн и загадок, но так и не смог разгадать их все. В отчаянии Фауст хотел даже прибегнуть к алхимии, чтобы вызвать духа, но ему помешало появление соседа Вагнера. Оставшись один, доктор решил покончить жизнь самоубийством при помощи яда, но и в этот раз он был спасён: прозвучало пение ангелов в преддверии Пасхи, и Фауст, мысленно поблагодарив их, отправился на прогулку с Вагнером.

Встречные прохожие уважительно кланялись Фаусту, но доктор был не рад своей славе. По дороге за ним увязался чёрный пудель, которого Фауст решил забрать с собой. В доме доктора пудель неожиданно превратился в Мефистофеля.

Дьявол предложил отчаявшемуся доктору заманчивую сделку: исполнять его желания до тех пор, пока тот, восхищённый прекрасным мгновением, не захочет остановить его навеки. Если это произойдёт, душа доктора окажется в полной власти Мефистофеля. Фауст, которому была безразлична загробная жизнь, с легкостью согласился на сделку.

Доктор стал молодым, весёлым повесой, который беззаботно проводил время в кутежах. Он соблазнил простую крестьянку Гретхен, которая ради свиданий с ним каждую ночь поила старую мать снотворным. Однако эта связь стала для девушки роковой: брат Валентин, желавший заступиться за честь сестры, погиб, а старушка-мать умерла, не выдержав очередной дозы снотворного. Гретхен родила девочку, которую утопила в реке, чтобы скрыть свой позор. Однако об этом стало известно властям, и её посадили в тюрьму.

От пережитых страданий девушка сошла с ума. Поражённый этим, Фауст хотел помочь ей сбежать из темницы. Но Гретхен, увидев Мефистофеля, узнала в нём дьявола и наотрез отказалась покидать тюрьму. Она осознала всю свою вину и захотела принять заслуженное наказание. Господь принял её раскаяние и забрал душу на небеса.

Спустя время Фауст благодаря стараниям Мефистофеля повстречал прекраснейшую из женщин – тут самую Елену, из-за которой в древности началась Троянская война. Плодом их страстного романа стал сын Эвфорион, который улетел ввысь и исчез навсегда. Елена тоже вскоре покинула Фауста.

Главный герой вновь начал стареть, слепнуть, разочаровываться в жизни. То, что предлагал ему Мефистофель, уже не интересовало его. Лишь одно дело занимало все мысли старика: он мечтал соорудить плотину и построить большой город для свободных людей. Эта мысль так увлекла Фауста, что он воскликнул запретные слова, умоляя время замедлить свой бег. Однако Мефистофель рано торжествовал победу: за душой Фауста явились ангелы и вознесли её в рай, поскольку доктор постиг величайшую из истин.

Императорский дворец. Маскарад

Когда в дворце императора проходит собрание, Мефистофель решает явиться в образе шута. Ведутся серьезные разговоры, в которых идет речь об упадке страны и проблемах государства. Но Мефистофелю нет дела до этих проблем, он жаждет веселья. Тогда генерал становится в поддержку канцлера, объясняя, что дальше игнорировать проблему не представляется возможным.

Тогда черт предлагает обогащаться за счет природы. На что ему отвечают, что это большой грех. Другие же начинают упрекать в том, что это только лишь слова, которые никогда не перейдут в дело. Дьявол же входит в сговор с астрологом, которому удается всех убедить в правильности данного решения. Дьявол даже решает объяснить суть своего предложения, что только лишь мудрец способен найти клад, которые хранятся в недрах земли.

Легенда о докторе Фаусте и ее переработка Гете

Народная немецкая легенда о докторе Фаусте родилась в Средние века и была основана на суеверных рассказах о договоре человека с дьяволом. Согласно легенде, человек идёт на сговор с нечистой силой, желая обрести магическую власть над старением, получить тайные знания и овладеть силой, способной управлять своей жизнью и жизнью других людей. Легенда отражает языческие представления людей о существовании тайной магии, колдовстве и чудесах, прибегая к которым они могут бороться с неизбежностью смерти. Христианская церковь активно противостояла такого рода богоотступничеству, которое называла греховной ересью.

Народные легенды позднее стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью — учёным-чернокнижником Георгом Фаустом, жившим в германском городе Гейдельберге в начале XVI века. Впоследствии легенда о Фаусте проникла в литературу и стала основой ряда литературных сюжетов, например театральных пьес времён Шекспира и театра эпохи Возрождения, но продолжает существовать и в форме фольклорной легенды. В середине XVIII века легенда оказалась востребованной в новой культуре Германии, и именно в силу её фольклорного происхождения была взята молодым Гёте в качестве сюжета о человеке, оказавшемся в сложной ситуации выбора между сомнением и порождаемым им искушением, с одной стороны, и подлинной жизнью — с другой.

Внутренний конфликт доктора Фауста в трагедии Гёте иной, чем в легенде и её литературных вариантах. Фауст Гёте, заключая договор с сатаной, не стремится к простому продолжению жизненных удовольствий, он не жаждет власти или бессмертия. Фауст Гёте более всего желает поверить в то, что жизнь наделена смыслом. Сомнения Фауста порождены его разочарованием в самых глубинных ценностях, ради которых он жил, — науке, истине, любви, дружбе, семье.

Трагедия начинается с того, что, разочарованный в традиционных средствах прийти к истине, доктор Фауст взывает к духам. Однако эти попытки оказались бесплодны, зато о сомнениях Фауста узнаёт дьявол и является к Фаусту в образе демона-искусителя Мефистофеля. Главную идею о сущности человека Гёте вкладывает в условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Родился этот договор из спора: Мефистофель обещает служить Фаусту так, чтобы удовлетворять все его желания; Фауст же в презрении отвергает возможность для чёрта насытить человеческий дух:

Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?

Дух человеческий и гордые стремленья

Таким, как ты, возможно ли понять?

Ты пищу дашь, но не дашь насыщенья…

Отсюда рождается условие Мефистофеля, состоящее в том, что, когда Фауст воскликнет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!», — его душа будет предана искусителю, и тот унесёт Фауста в преисподнюю. Эта фраза также известна в переводе Б.Л. Пастернака: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Смысл спора таков: жизнь человека и его поиск вечны, но если он прервёт его на мгновенье, тогда жизнь остановится, и тьма поглотит человека.

Идея трагедии «Фауст» отражает уровень развития и понимания жизни человеком Нового времени. Высказанные на рубеже XVIII и XIX веков, эти идеи оказали огромное влияние на мировую литературу и особенно на творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Вариант 2

Произнося имя великого немецкого писателя Иоганна Гете, невольно ловишь себя на мысли, что сразу вспоминается его трагедия «Фауст». Мистическое, уникальное по своему смысловому жанру произведение — это тридцатилетний труд автора, признанный потомками лишь после смерти Гете. Название драмы говорит о прототипе главного героя — доктора Иоганна Фауста, жившего в XVI веке. Этому человеку приписывают не реальные возможности, существовала легенда о воскрешении врачом мертвых людей. Великий Гете изложил события того периода по- своему.

Тема продажи своей души темным силам актуальна и в настоящее время. Драматическое произведение построено на споре между людьми (поэт, директор театра и актер) и небесными существами (Бог и Мефистофель). Именно в форме спора автор подчеркивает вечную борьбу между добром и злом, духовностью и безбожием.

Произведение начинается посвящением зрителям. Автор обращается к читателю с вступительным словом. Далее идет театральное вступление, в котором разгорается спор между тремя персонажами. Поэт считает, что произведение не должно быть рассчитано на толпу, а должно отвечать душевным потребностям. Директор театра считает, что нет необходимости в творении талантливого произведения, поскольку зрители не пойдут на сложное произведение. Актер же интересуется лишь коммерческой составной произведения, ему все равно, что играть лишь бы нравиться поклонникам и иметь с этого доход. Автор не высказывает своего отношения к героям, у них у каждого своя правда.

Следующая часть – пролог на небесах переносит читателя в абсолютно другой мир, где обитает Бог, Мефистофель, архангелы и небесное войско. И в этом мире существуют споры о добре и зле, о вечном блаженстве после смерти, о ценности жизни человека. Бог с Мефистофелем определяются с жертвой спора — Фауста.

Следующие две части посвящены искушению Фауста дьяволом. Для своей победы Мефистофель прибегает к все возможным способам: коварство, любовь, пьянство, богатство, веселье, безграничная власть над людьми. Для Фауста сделка с дьяволом скорее любопытство и философское познание смысла жизни.

Само произведение сложное по составу. Первая часть драмы состоит из 25 действий, вторая часть из 5 картин. Объединены обе части единым смысловым значением и целостностью происходящего.

Особенно интересен образ главного героя доктора Фауста. Человек умный, много знающий разочаровывается в жизни. Его посещают даже мысли об окончании своего жизненного пути. Появление искушающего дьявола дает герою надежду на понятие смысла жизни.

Трагедия Гете – философское произведение, над тематикой которого до настоящего времени спорят литературоведы всего мира. Однако основной темой является осмысление предназначения человека в его земной жизни и вера в существование высших божественных сил. Сила разума, человеческая любовь, верность традициям побеждают зло – это основной вывод великого произведения Гете «Фауст».

Фауст, часть первая

Фауст I , первое издание, 1808 г.

Основные персонажи Фауста, часть первая :

  • Генрих Фауст , ученый, иногда говорит, основываясь на Иоганн Георг Фауст , или Иаков Bidermann театрализованного счета «s в Легенде доктора Парижа , Cenodoxus ; см. также Фауст
  • Мефистофель , дьявол
  • Гретхен , любовь Фауста (сокращенно от Маргарет; Гете использует обе формы)
  • Марта Швердтлейн , соседка Гретхен
  • Валентин , брат Гретхен
  • Вагнер , слуга Фауста

«Фауст, часть первая» происходит в нескольких сеттингах, первая из которых — Небеса . Демон Мефистофель заключает пари с Богом: он говорит, что может заманить любимого человека Бога (Фауста), который стремится узнать все, что можно узнать, вдали от праведных занятий. Следующая сцена происходит в кабинете Фауста, где Фауст, отчаявшись от тщеславия научных, гуманистических и религиозных знаний, обращается к магии для излияния бесконечного знания. Однако он подозревает, что его попытки терпят неудачу. Разочарованный, он обдумывает самоубийство, но отвергает его, когда слышит эхо приближающихся празднований Пасхи . Он идет на прогулку со своим помощником Вагнером, а домой его преследует бездомный пудель .

В кабинете Фауста пудель превращается в Мефистофеля. Фауст заключает с ним договор: Мефистофель будет делать все, что хочет Фауст, пока он здесь, на Земле, а взамен Фауст будет служить дьяволу в аду . Урегулирование Фауста таково, что если он доволен чем-то, что дает ему Мефистофель, что он хочет остаться в этом моменте навсегда, тогда он умрёт в этот момент.

Когда Мефистофель говорит Фаусту подписать договор кровью, Фауст жалуется, что Мефистофель не доверяет честному слову Фауста. В конце концов, Мефистофель побеждает в споре, и Фауст подписывает контракт каплей собственной крови. Фауст совершает несколько экскурсий, а затем встречает Маргарет (также известную как Гретхен). Его привлекает она и украшения, и с помощью соседки, Марты, Мефистофель привлекает Гретхен в объятия Фауста. С помощью Мефистофеля Фауст соблазняет Гретхен. Мать умирает Гретхен из спящего зелья , в ведении Гретхен , чтобы получить частную жизнь так , что Фауст мог посетить ее. Гретхен обнаруживает, что беременна. Брат Гретхен осуждает Фауста, бросает ему вызов и падает замертво от рук Фауста и Мефистофеля. Гретхен топит своего незаконнорожденного ребенка и обвиняется в убийстве . Фауст пытается спасти Гретхен от смерти, пытаясь освободить ее из тюрьмы. Обнаружив, что она отказывается бежать, Фауст и Мефистофель бегут из темницы, в то время как голоса с Небес объявляют, что Гретхен будет спасена — « Sie ist gerettet » — это отличается от более сурового финала Урфауста  — « Sie ist gerichtet! » — «она есть». осужден «.

Проблемы

Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.

Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.

Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить

В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами

Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.

Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.

Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.

Иоганн Гёте — атеист и алхимик?

Нет. В юности Гёте пережил увлечение алхимической литературой, что потом вылилось в интерес к естественным наукам, которым писатель был верен на протяжении всей своей жизни. Также Гёте прекрасно знал Библию. В его семье ее читали на латинском и греческом языках. В автобиографии писатель рассказывает о том, как в детстве был очарован Ветхим Заветом и пытался читать его на древнееврейском языке с помощью учителя. Для него Библия была собранием поразительных историй о страданиях и радостях «героев веры», живших в непоколебимой уверенности в том, что Бог рядом, Он посещает их, сострадает, ведет их и спасает от бедствий. Бог в этих историях — знакомый и близкий, и когда ты смотришь на Него глазами персонажей, то и для тебя он кажется родным.

Иоганн Гёте в период начала работы над «Фаустом» (худ. Г.О. Май) Гёте пережил в молодости сложную эволюцию взглядов, и не принадлежал, по его словам, ни к противникам, ни к отрицателям христианства. Он уважал религиозное чувство других и говорил о христианской религии уважительно и серьезно. Церковным человеком он не был, нередко признавал, что «слаб в вере», но к самой религии относился с глубоким почтением. В тех произведениях Гёте, где затрагиваются религиозные темы, он никогда не выступает как богослов, а только как художник слова. «Заметим, кстати, что тот взгляд на мир, который транслируется в «Фаусте», может вызывать вопросы с христианской точки зрения. Вы наверняка, даже если не читали Гете, знаете фразу: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Русскому читателю она знакома благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако герой Булгакова на самом деле цитирует текст Гете: «Частица силы я, желавшей вечно зла, творившей лишь благое». Из этих слов можно сделать вывод (и некоторые читатели его делают!), что зло в мире — не так уж и бесполезно. Оно как бы дополняет добро, а в сложном сочетании добра и зла рождается гармония земной жизни. Однако христиане не видят в зле основания какой бы то ни было гармонии. Зло — это лишь порча добра, а не «естественная» составляющая мира. Разумеется, «Фауст» — не богословский трактат и не справочник по учению Церкви, и Гете вряд ли хочет подорвать основы веры. Он — поэт, и создает такую картину мира, которая позволила бы придать сюжету максимально высокий драматический накал

Обратите внимание, что в самом начале «Фауста» писатель настоятельно предупреждает, что перед нами будет разворачиваться не подлинная жизнь, а поэтический вымысел. Даром свыше Гёте считал поэзию: «истинная поэзия возвещает о себе тем, что она, как мирское Евангелие, освобождает нас внутренней своей радостью и внешней прелестью от тяжкого земного бремени»

Когда император Наполеон впервые увидел Гёте, то воскликнул: «Вот это человек!» Действительно, Гёте был исключительным человеком своего времени: знатоком языков, поэтом, ученым, государственным деятелем, художником, актером и театральным режиссером, долго руководившим Веймарским театром; человеком, который одновременно со стихами, поэмами, романами, драмами, критическими статьями писал сочинения по естествознанию, искусствоведению, занимался химическими опытами, оптикой, минералогией, геологией, ботаникой, зоологией, педагогикой, вопросами организации войск, финансами, народным просвещением, горнодобывающей промышленностью и ткацким ремеслом. Он знал передовую философию своего времени, интересовался взглядами Канта, Фихте и Спинозы, чьи натурфилософские идеи были наиболее близки ему. Гёте восторгался драмами Шекспира, полотнами Леонардо да Винчи и Рафаэля, увлекался античным искусством, народной поэзией, принимал у себя французскую писательницу Анну де Сталь и русского поэта Василия Жуковского. Таким человеком был Иоганн Гёте.

Сюжет и композиция

Повесть представляет собой 9 писем, написанных Павлом Алексеевичем Б… своему другу Семёну Николаевичу В… Восемь из девяти писем написаны в 1850 г. из имения Павла Александровича. Последнее написано двумя годами позже из глуши, в которой он оказался после печальных событий. Эпистолярная форма повести не может ввести в заблуждение читателя, потому что её композиция – классическая для этого жанра. Она включает в себя портреты и пейзаж, бытописание, философские рассуждения и выводы.

В следующих письмах описана история отношений Павла Александровича и Веры в 1850 г. и воспоминание об их молодости. Девятая глава – рассказ о болезни и смерти Веры и философские рассуждения героя по этому поводу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector