Догматизм

Догмат

Значение слова Догмат по Ефремовой: Догмат — Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

Значение слова Догмат по Ожегову: Догмат — Основное положение религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике

Догмат в Энциклопедическом словаре: Догмат — в религии — утвержденное высшими церковными инстанциямиположение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, неподлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм идр. 2) То же, что догма.

Значение слова Догмат по словарю Ушакова: ДОГМАТ

, догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении.Догмат непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Значение слова Догмат по словарю Брокгауза и Ефрона: Догмат

— Значение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателемдогматов аттических, учения Платона и стоиков — догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должныбеспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα называется повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских — законы царские, в послании к Колоссянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20—28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о Д. выясняется с большей подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими (δ. τοΰ Θεοΰ), божественными (δ. Θεία), господними (δ. τοΰ Κυρίου) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям; 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается отправил жизни, или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα), и 4) Д. есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.Н. Б. Догма Смита Догмат Догматизация

Догматизм и религия

Фото автора Arina Krasnikova: Pexels

Для верующего человека недопустимо сомневаться в том, что говорит ему религия. Это и есть догмы – правила, описание мира и жизнеустройства. Любая религия объясняет человеку кто он, для чего рождается, как устроен этот мир и как стоит жить. Это такой свод правил.

Свои правила религия делает догмами – нерушимым знанием, и напоминает человеку, что сомнение недопустимо. В некоторых религиях так и говорится, что сомнение – это грех. Догматизм поддерживается давлением на простые человеческие чувства – страх наказания, желание угодить кому-то, кто управляет твоей жизнью.

Религиозные догмы проникают во все слои жизни человека. Всё регламентируется: работа, личная жизнь, физическая активность. Человек привыкает опираться на эти правила, не задумываясь, верно ли это, полезно ли.

Часто, сознание человека так охвачено догмами, что он умело игнорирует их вред и чудесным образом находит позитивные подтверждения. Например, справляясь с болезнью, человек много молится, постится, невзирая на рекомендации врачей. Ведь он свято верит, что лекарства – ничто, благодать – всё. Да и болезнь свою он объяснит духовными причинами – за какой-то грех. В случае выздоровления, он будет уверен, что ему помогли молитвы и пост, и он «отработал» свой грех. Антибиотики тут ни при чём.

Или неудачи в личной жизни. Религия будет диктовать свои правила. Дело не в самом человеке, и не в том, что подходящего партнёра нет. А в нарушении целомудрия, например. Одна из распространённых догм – про нравственность и целомудрие. Их хранение «гарантирует» счастье. Конечно, в этом есть и здоровое зерно: разборчивость и бережное отношение к своему телу – залог здоровья. Но религиозные догмы делают из целомудрия сверхценность. Женщина просто делает на это ставку.

Любые примеры против действия этого правила будут игнорироваться и переворачиваться в нужную сторону. Догма нерушима.

Или, например, что касается брака. Во многих религиях институт брака превозносится как самоценность. Что происходит между людьми внутри него – вопрос совсем другой. Но брак охраняется различными «нельзя» и «надо». Прогресс общества в целом приходит к тому, что цель брака уже не рождение потомства, а совместная жизнь двух близких людей.

Мужчина и женщина объединяются потому, что их ведут чувства и желание быть рядом, создавать что-то общее. И не всегда этот общий проект – ребёнок. Соответственно, и расходятся люди потому, что совместных целей больше нет и рядом уже не хорошо, а мучительно и неудобно.

Религиозные догмы не рассматривают человеческие чувства и желания, они диктуют свои правила: брак нужен для продолжения рода и рождения потомства, это единственная норма близких отношений между мужчиной и женщиной и рушить его нельзя. Формулируется это примерно так: «что Бог сочетал, человек не разрушает». И всё. Живи и терпи. Особенно если есть дети.

Догма — что это такое простыми словами

Этот термин многогранен по смысловым оттенкам и объемен по спектрам употребления. Он принадлежит не одной сфере и поэтому имеет несколько значений, которые связаны между собой одной общей по принципу идеей:

  1. в религии догма (религиозный догмат) – это истина, закон или концепция (что это такое?), принимаемая всеми верующими как непреложный догмат, неизменный в любом контексте (например, положение о триединстве бога);
  2. в науке догмы – это важные положения, суждения и утверждения, которые были исследованы экспертами и подтверждены научным путем, это могут быть и доктрины, не вызывающие сомнений в своей достоверности (о разнице между догмой и доктриной читайте чуть ниже);
  3. в обществе догма – это понятие, утверждение, суждение, изначально принимаемое как неоспоримая истина и не подлежащее обсуждению, перепроверке и/или критике.

К слову «догма» можно подобрать достаточно много синонимичных определений, но самым близким по смысловой нагрузке понятием является «доктрина» – это учение, система воззрений либо теорий, используемых в науке, политике и юриспруденции.

Что касается разницы между этими понятиями, то она кроется только в степени признания: догма – это нечто подтвержденное, своего рода аксиома (что это такое?), официально признанная обществом или просто принимаемая на веру каким-либо сообществом.

Доктрина же – это конкретное мнение или учение, которое может быть сформировано одним отдельным человеком или небольшой группой единомышленников.

Так, например, в религии один священник может нести свою мысль, не обязательно принятую всей церковью. Это будет доктрина. Она же станет догмой или догматом, как только ее признает руководящий орган этой церкви либо глава религиозного объединения.

Признаки прагматика

Прагматичные люди – это сильные, решительные личности, которые вызывают у окружающих уважение и восхищение. Такие люди редко пускают дела на самотек, предпочитают управлять всеми процессами и событиями в жизни. Такой человек не призовет на помощь фортуну и не станет оглядываться на кармическую предрасположенность, справедливо полагая, что ключ к решению задач находится у него в руках. Прагматики – это люди, которым присущи признаки:

  1. Самостоятельность. Независимость в принятии решений основывается на единоличном разделении ответственности за них.
  2. Четкость и ясность позиции. Они четко обозначают жизненные ориентиры, предпочитают действовать, а не ждать, планировать результат, а не мечтать.
  3. Отказ от случайных, лишних действий. Действия, которые предпринимает прагматик, направлены на достижение поставленной цели. Поступки ведут к конкретному результату, поэтому носят практический характер. Такие люди не поступят в ВУЗ, чтобы исключительно получить диплом, считая подобные действия лишней тратой времени и сил.
  4. Отношение к личному времени, как к бесценному, невосполнимому ресурсу. Управление личным временем состоит в четком планировании дел, составлении удобного, рационального, максимально объемлющего текущие задачи графика. Такие люди умеют разрабатывать план действий, учитывая даже минуты времени.
  5. Логический образ мышления. Неприятие эфемерных, необоснованных, неподтвержденных аргументами позиций и идей. Фундаментальные знания и способность делать верные выводы помогают найти логическое объяснение любой ситуации. Они не верят в неизбежность и неотвратимость доли, потому что считают возможным менять жизнь к лучшему.
  6. Умение рационально использовать обстоятельства, регулировать ситуации с позиции поиска выгоды независимо от исходных условий. Прагматики не станут уповать на везение и удачу или бездействовать в ожидании, когда подарки судьбы их настигнут. Они – хозяева собственной жизни и направляют ее течение в нужное русло, добиваясь успехов в сферах, которые считают приоритетными.

Само значение слов «прагматичный человек» предполагает отсутствие излишней эмоциональности, безрассудности, беспечности и легкомыслия. Обычно прагматики – мужчины, несклонные к сантиментам, спонтанным поступкам и неоправданному риску. Они – интеллектуалы, быстро обучающиеся и стремящиеся к овладению новыми, полезными знаниями.

Женщина-прагматик скрупулезно заботится о чистоте и порядке в доме. В ее доме мало роскошных предметов обихода. Обстановка подбирается с учетом практичности и целесообразности. Обычно в интерьере преобладает функциональная мебель, которая не требует особого ухода, легко чистится и моется.

Нередко прагматичность принимают за меркантильность. В отличие от меркантильных индивидов, прагматичная личность ставит цели и достигает их, преследуя материальную выгоду и получение морального удовлетворения. Причем чаще осознание своей правоты, душевное равновесие, саморазвитие, движение вперед для таких людей важней финансовой прибыли.

Быть прагматиком – значит быть ответственным, дисциплинированным, исполнительным и обязательным. Прагматичным людям не чужда любовь к искусству, но без фанатизма и преклонения. Для них важней результат, а не его планирование или процесс достижения. Им чужды такие свойства личности, как предвзятость, мечтательность, эйфория.

Религия

Формально термин догма использовался некоторыми теистическими религиозными группами для описания совокупности позиций, формирующих наиболее центральные, основополагающие или существенные убеждения группы, хотя этот термин также может использоваться для обозначения всего набора формальных убеждений, определенных теистическая или нетеистическая религиозная группа. В некоторых случаях догму отделяют от религиозного мнения и то, что в доктрине считается менее значимым или неопределенным. Формальные церковные догматы часто уточняются и развиваются в их сообщениях.

христианство

В христианской церкви догма означает веру, переданную посредством божественного откровения и определяемую церковью. В более узком смысле официальной церковной интерпретации божественного откровения богословы различают определенные и неопределенные догмы, первые из которых изложены авторитетными источниками. такие органы, как Римская курия для католической церкви, причем последняя является общепринятой, но официально не определена, примером чего является природа Христа как универсального Искупителя. Этот термин возник в юридической практике поздней греческой философии, в которой он означал указ или приказ, и стал использоваться в том же смысле в раннехристианском богословии.

Христианство определяется набором основных убеждений, разделяемых практически всеми христианами, хотя способы их реализации и второстепенные вопросы варьируются в пределах христианства. Когда организация официально сообщает об этих убеждениях, их иногда называют «догматами». Официальные религиозные позиции организации могут быть разъяснены новым членам или просто доведены до сведения тех, кто решит стать членами. Согласие с официальным положением организации редко является требованием для посещения, хотя членство может потребоваться для некоторых церковных мероприятий. Протестанты в разной степени менее формальны в отношении доктрины и часто полагаются на верования конкретных деноминаций, но редко называют эти верования догматами. Первым неофициальным институтом догмы в христианской церкви был святой Ириней в его « Демонстрации апостольского учения» , в котором содержится «руководство по основам», составляющее «тело истины».

Католицизм и восточное христианство

Для католицизма и восточного христианства догматы содержатся в Никейском символе веры и канонических законах двух, трех, семи или двадцати Вселенских соборов (в зависимости от того, является ли один из них Церковью Востока , Восточно-православным , Восточно-православным или римско-католическим ). . Эти принципы резюмирует Иоанн Дамаскин в его « Точном изложении православной веры» , которое является третьей книгой его основного труда под названием « Источник знаний» . В этой книге он применяет двойственный подход к объяснению каждого символа веры: один направлен на христиан, где он использует цитаты из Библии, а иногда и из трудов других отцов церкви , а второй направлен как на членов христианской веры. -Христианские религии и атеисты , для которых он использует аристотелевскую логику и диалектику .

Решения четырнадцати более поздних соборов, которые католики считают догматическими, и небольшое количество декретов, обнародованных папами, осуществляющими непогрешимость папы (например, см. Непорочное зачатие и Успение Марии ), считаются частью священной доктрины католической церкви.

ислам

В исламе Коран , хадис и акида соответствуют, хотя и по-разному в зависимости от культуры и богословия, латинским терминам догма / догматы .

Взгляд или позиция ( пали diṭṭhi , санскрит дои ) — центральная идея буддизма, которая соответствует западному понятию догмы. В буддийской мысли воззрение — это не простой абстрактный набор утверждений, а заряженная интерпретация опыта, которая сильно формирует и влияет на мысли, ощущения и действия. Поэтому правильное умственное отношение к взглядам считается неотъемлемой частью буддийского пути, поскольку иногда правильные взгляды необходимо применять на практике, а неправильные взгляды отвергать, в то время как в других случаях все взгляды рассматриваются как препятствия на пути к просветлению.

Где же истина?

Как доказывает свою правоту догматик? Это, по мнению древних любителей мудрости, происходит в виде утвердительного монолога. Диалектики строили доказательство по-иному, предпочитая задавать вопросы в свободной дискуссии.

Догматик, даже если спрашивает, то скорее риторически, не ожидая конструктивного ответа. Его вопрос может звучать примерно так: «Вы видели, что натворил этот идиот?»

Непоколебимый догматик – это человек, имеющий сложившуюся систему убеждений, которая позволяет ему доказывать свою правоту, даже если факты говорят об обратном. Истина по определению не может родиться в споре с настоящим догматиком – он ее или утверждает, или отбрасывает.

О догматах религиозных

Христианство основано на догматах и ограничениях. И тем оно ценно. Ведь это – единственная в обществе формальная система взглядов, согласно которой жизнь человека реально является высшей ценностью. (Светское законодательство в этом плане крайне противоречиво и, скорее, декларативно, чем искренно.)

Ограничениями в области христианской морали являются заповеди, в области дисциплины – каноны. Причем православное христианство представляет собой веру, наиболее догматическую. Ведь если в других верах догматик – это придерживающийся догм ортопраксии (правильности действий), то в православии для такого человека дополнительно актуален принцип ортодоксии (правильности суждений), т. е. обязательных суждений о Боге. Такое состояние дел вызвано тем, что православие – религия любви и откровения, а эти категории требуют защиты от человеческих страстей.

Церковные догматы имеют высокое назначение. Образно говоря, это сохраняющие души стены – не тюремные, а крепостные.

Методы по временным периодам

Естественно, философские методы различаются в зависимости от того, в какую историческую эпоху использовались

В частности, особенное внимание следует уделить методиках, использованным в учениях средневековой философии, а также философским методикам нового времени

Методы средневековой философии

Если говорить о методах средневековой философии, то они были непосредственно связаны с христианской религией. Прежде всего, христианские проповедники нуждались в обязательном обосновании собственных позиций. Поэтому христианство было основным ориентиром философской мысли того времени.

Тесные связи средневековых философских течений с монотеистическими религиозными взглядами считались одной из наиболее существенных отличий средневековой философии от учений других эпох.

Можно выделить такие периоды, через которые прошла средневековая философия в собственном развитии:

  • Патристика;
  • Схоластика.

В частности, патристика предполагает систему теологических взглядов, принадлежащих основателям церкви и тем, кто разрабатывал христианские идеи. Схоластика является средневековой ученостью, которая была связана с западной образовательной системой. Основанием схоластических учений служила святоотеческая литература.

Представители западной патристики составляли свои труды на латыни, а представители восточной патристики – на греческом. Самыми известными представителями считаются Иоанн Златоуст, Климент Александрийский и так далее.

Метод в философии нового времени

Если говорить о методах философии нового времени, то они связаны с переходом экономики от феодальных отношений к капиталистическим. Одним из основателей таких методик был мыслитель Фрэнсис Бэкон, провозгласивший о том, что настоящей силой является знание.

Направление применяемых методов связано с выявлением причин всех явлений, которые могут происходить в окружающем мире посредством научных методов (особенное развитие в этой время получили естественные науки).

Наука рассматривалась главной силой, способной одолеть природу и властвовать над ее законами. В частности Бэкон делал акцент на существовании двух основных научных методов:

  • Догматическом;
  • Эмпирическом.

Мыслители, придерживающиеся догматических методик, начинают собственную работу с каких-нибудь общих положений и стремятся под это положение подводить все остальные явления. Ученые же, опирающиеся на эмпирические методики, занимаются максимальным накоплением разных фактов.

По мнению Бэкона методы познания должны начинаться с изучения отдельных позиций и фактов и приближаться к общим результатам. Собственно, это индуктивный способ, который может быть:

  • Полным;
  • Неполным.

Полная индукция предполагает исследование явлений одного класса, а неполная индукция связана с изучением даже тех фактов, которые не входят в область явления и даже могут отрицать его.

Догматизм в философии, политике и религии, определение догматизма

Каждый человек придерживается определённой философии. Его нормы поведения и мышления могут напрямую зависеть от философских взглядов на жизнь, от его отношения ко всему происходящему вокруг.

Философия рассматривает самые разные точки зрения и различные образы мышления. Люди по-разному воспринимают происходящее и по-разному к нему относятся. Позиции людей в определённых ситуациях нередко являются отражением их философских взглядов.

Некоторые люди придерживаются в жизненных ситуациях определённого догматизма. Это также некоторая философская позиция к жизни, но в то же время имеет свои определённые минусы. Что такое догматизм, его положение в философическом смысле, суть понятия – об этом будет рассказано в этой статье.

Религия и политика

В религии догматизм встречается довольно часто. Вера обычно предполагает, что её последователи обязательно должны слепо верить в религиозные догмы, не пытаясь их оспорить.

В принципе, догматическое учение является чуть ли не основой для возникновения фанатических убеждений и радикальных взглядов.

Чаще всего догматическая точка зрения является одним из признаков сект, где их последователи не должны никаким образом даже задумываться о неправильности сектантских религиозных догм и являются рьяными догматиками.

Если рассматривать использование термина “догматизм” в политической сфере, то можно выделить его применение теоретиками коммунистической идеологии.

Данный термин является своего рода особым политическим клише. Коммунисты использовали понятие “догматизм” вместе с другим термином – “ревизионизм”.

Первое означало недопустимую неизменность марксистского учения, а второе – недопустимую степень изменения марксизма.

Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения.

Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина “догматизм” и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно.

Именно поэтому они называли “догматиками” всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах.

Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение “мне так кажется”, а также сомневаться во всём, что есть.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Критическая философия

В Новое время термин “догматизм” был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа. Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии.

Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно.

В его работе “Критика чистого разума” использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду.

Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины “метафизика” и “догматизм” к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление, которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

Ссылки

  • Восточное исповедание христианской веры Патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса (недоступная ссылка), Константинополь, 1631 г.
  • Послание восточных патриархов о православной вере 1723 г.
  • Краткий катехизис митрополита Филарета
  • Подробный католический катехизис
  • Раковский катехизис, Раков,1619 г.
  • Большой катехизис доктора Мартина Лютера
  • Вестминстерское исповедание веры 1648 г., Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания (недоступная ссылка)
  • Каноны Дордрехтского Синода 1619 г., Дордрехт, Нидерланды (недоступная ссылка)
  • Реформатская Пресвитерианская Церковь. Гейдельбергский катехизис.
  • Реформатская Пресвитерианская Церковь. Детский катехизис.
  • Решения 2-го Оранжский Собор 529—531 гг — собор осудил пелагианство как ересь. (недоступная ссылка)
  • Решения 7-го Вселенского собора 754 года — об иконопочитании
  • Современный православный катехизис для просвещаемых. Автор о. Георгий Кочетков.
  • Обоснованность и польза вероисповеданий, доктор богословия Роберт Пол Мартин (недоступная ссылка)

Значение слова догматик

Примеры употребления слова догматик в литературе.

А Адоратский был человеком совсем иного типа: сухим догматиком, продуктом казанской семинарии, без какого-либо намека на бухаринскую романтику. Подобно Банзарову, он принимает исторически сложившийся синкретизм за догматику положительной религии.

Как мы видим, здесь алхимия разрабатывает уже свои собственные представления о мироздании, параллельные христианству, но вместе с тем весьма далекие от его канонической догматики.

Шопенгауэр как бы отвечал религиозным базисным потребностям человека, лишенным церковной догматики.

История философии превращалась в беллетристическую догматику, психология же вырождалась в ветреную пустяковину брошюрного пошиба.

В доме хранилась старая книга по медицине, изданная в конце прошлого века, и, чтобы не ударить лицом в грязь, Мелбери после рабочего дня раскладывал эту книгу на коленях и читал о Галене, Гиппократе и Герофиле, о догматиках, эмпириках и герметиках, соперничавших между собой в истории медицины.

Интеллектуалист Сенсуалист Идеалист Материалист Оптимист Пессимист Религиозен Безрелигиозен Индетерминист Детерминист, фаталист Монист Плюралист Догматик Скептик Это сопоставление затрагивает различные проблемы, уже знакомые нам по главе о номинализме и реализме.

Такая традиционная цепь пророков и посланников вполне в духе Корана и мусульманской догматики, но в истории религии вообще она не оригинальна.

Номинализм является, в некотором роде, научным скептицизмом внутри самой косной догматики.

Я замечу, однако, что этот вопрос принадлежит к числу важнейших и в то же время труднейших вопросов человеческого познания и философии, что, явствует уже из того, что вся история философии вращается, в сущности говоря, вокруг этого вопроса, что спор стоиков и эпикурейцев, платоников и аристотеликов, скептиков и догматиков в древней философии, номиналистов и реалистов в средние века, идеалистов и реалистов, или эмпириков, в новейшее время сводится всецело к этому вопросу.

В теологии патристика является частью догматики или патрологии, с которой она по преимуществу отождествляется.

Обе идеологические системы — теистическая и спиритуалистическая — на протяжении многих веков соседствовали, сосуществовали и взаимодействовали, но не сливались, ибо догматика и генезис были разными.

Далеко не все из тех, к кому он обращался, соглашались безоговорочно подписать документ: одни — из несогласия с формулировками, другие — исходя, подобно Черткову, из догматики толстовства, третьи — считая подобного рода антивоенную акцию непатриотичной, четвертые — попросту из страха.

Его гуманистический скепсис в вопросах религиозной догматики, его защита терпимости и снисходительности, его лукиановски непочтительная форма обращения со священными предметами оставляли слишком много места — даже с точки зрения протестантского богословия — для свободного исследования и были опасны для церкви как новой, так и старой.

В марксистско-ленинской догматике бонапартизм рассматривался как консервативная диктатура крупной буржуазии, не только опирающейся на армию, но и лавирующей в условиях неустойчивого равновесия классовых сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector