Что такое крещение руси

Краткая история Крещения Руси

Владимир Святославович был крещен в Корсуни (Херсонес, нынешняя территория Севастополя) по просьбе византийских императоров Василия II и Константина VIII. Накануне он захватил Корсунь с требованием выдать за него сестру византийских императоров Анну. Монархи согласились при условии, что князь Киевский сам примет христианство.


Крещение святого князя Владимира (фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1890 г)

Князь Владимир Великий окрестился и получил новое имя Василий, в честь того же константинопольского императора Василия II. Он женился на Анне и отпустил всех своих наложниц, которых у Владимира было немало. После возвращения в Киев князь Владимир начал устанавливать христианство на Руси.

Языческое капище было разрушено, а статуи богов свергнуты. Согласно летописи, статую Перуна привязали к хвосту коня и волокли по Киеву, избивая палками. Сам князь разослал людей, которые огласили о крещении всех жителей Киева в водах Днепра. Воспользовавшись своим авторитетом, князь Владимир с корсунскими священниками беспрепятственно окрестил киевлян в 988 году. Случилось это в месте, где воды реки Почайны впадают в Днепр.

На других славянских землях язычество «притиралось» еще несколько столетий после Крещения. На некоторых землях (Ростов, Новгород, Муром) то и дело случались языческие бунты и восстания, которые жестоко подавлялись.

Крещение Руси князем Владимиром история кратко

До того, как Киевская Русь приняла православие, русичи были язычниками. И попытки систематизировать религию не увенчались успехом, так как невозможно было создать структуру, которая бы объединяла обряды и обычаи всех племен.

Следует сказать, что еще до официального крещения на Руси стали прорастать зерна православия. В археологических раскопках найденные нательные кресты датируются серединой десятого века. Не стоит забывать и принятие православия княгиней Ольгой в 957 году. Примерно с того же времени имеются упоминания о тайных христианских встречах.

Итак, Великий князь Владимир поставил целью объединить все племена, населявшие тогда территорию Древней Руси одной религией. Но тут возникла проблема: какую из существовавших на тот момент выбрать? Тогда к князю потянулись делегации представителей той или иной церкви с предложениями принять их веру.

Так, Волжские Булгары рассказывали о преимуществах Ислама, немецкие послы от папы
Римского  призывали принять христианство от них, хазарские иудеи склоняли к решению в пользу иудаизма. И даже после беседы с представителем Византии князь не дал окончательного ответа. После совета с боярами было принято решение побывать на богослужениях  вышеперечисленных церквей, в результате чего единогласно выбрали православную религию.

И в 988 году сначала крестился великий князь в Херсонесе (по некоторым данным в Константинополе и Киеве), а затем массово крестили население Киева в  водах Днепра.

Позже постепенно в православие обращали остальные племена и княжества. Следует отметить, что не везде этот процесс проходил мирно. Некоторые княжества, в том числе Ростовское, оказали сопротивление, однако где словом, а где и силой население принудили принять новую веру. Окончательно процесс крещения Руси закончился к XII веку.

День Крещения Руси 28 июля – установление памятной даты

День Крещения Руси 28 июля впервые отмечался официально в 1888 году. В 1988 году, в связи с «научным атеизмом» советской партии, празднование 1000-летнего юбилея Крещения Руси не было помпезным. Однако все же состоялось несколько научных и общественных мероприятий, приуроченных к этому событию. В 2010 году День Крещения Руси вошел в перечень государственных памятных дат. По всей стране в этот день совершаются богослужения по уставу праздника. А ровно в полдень из храмов доносится колокольный звон.

Как Крещение Киевской Руси празднуют в 2020 году?

В 2021 году, в связи с пандемией коронавируса, формат празднований в честь принятия христианской веры несколько изменен. Молебна в храмах будут проводится с соблюдением карантинных ограничений, а крестный ход в Киеве в честь Крещения Руси в 2020 году не состоится вовсе.

Аскольдово или Фотиево крещение

По одной из версий Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика, но вскоре после приезда в Новгород они отказались подчиняться чужой воле и двинулись на юг в поисках лучшей доли. Согласно древним летописям в Киеве на тот момент правили Хорива и Щека, другие источники указывают, что поляне в ту пору остались вовсе без правителя и вынуждены были платить дань хазарам. Аскольд и Дир остались в Киеве и стали княжить на полянской земле, защищая ее от воинственных и недружелюбных соседей.

Вскоре их южное княжество окрепло и начало представлять угрозу для Византийской империи. Даже Черное море, которое в древности именовали Русским, не могло стать надежной защитой от воинственных русичей. Византийцы в таких случаях поступали очень мудро: тем или иным способом они обращали грозных соседей в свою веру. Так произошло с Болгарией и Моравией, а чуть позже и с Киевской Русью.

Константинопольский патриарх Фотий послал в русские земли своих миссионеров, которые, согласно летописям, и обратили в христианскую веру Аскольда, Дира и ряд влиятельных киевских бояр. Это событие можно считать первым проникновением христианства на территорию Древней Руси. Крещение двух киевских князей вошло в историю как Аскольдово или Фотиево крещение и датируется 860-ми годами, почти за век до крещения Ольги.

День крещения Руси: народные поверья и приметы

Сколько лет уже празднуется День крещения Руси, а мы до сих пор верим в приметы. Так, говорят, что на 28 июля чаще всего идет дождик. Считается, что в этот день женщины поклоняются защитнице Улите – она «оберегает баб от мужа буйного, невзгоды лихой и болезней».

Молиться Улите не надо, вспомнить защитницу и попросить заступы – этого достаточно для женского здоровья и благополучия. А вот еще несколько примет, связанных с 28 июля:

  1. День солнечный – будет удача. Если есть возможность, стоит провести время на природе. Полезно походить босиком по траве, зарядиться энергией солнца, земли, всего живого. В этот день даруется великая сила и здоровье. Кто исполнит все указания, тому не грозят болезни и печали еще на целый год.
  2. Начинать уборку урожая 28 июля запрещено. Крестьяне не выходили в поле, не затевали жатву – все боялись нечистой силы, которая выходит в поля.
  3. В язычестве день определял перелом лета и подготовку природы к осени. В это время начинали собираться различные мавки, болотницы, прочая нечисть для пересчета и переклички. Потому не стоит ходить в одиночку за ягодой, грибами и вообще, от компании лучше не удаляться. А то заговорят малые лешачата и свернет человек с тропинки, поминай потом как звали.

Хозяйкам 28 июля надо вымести избы чистыми вениками. Причем составить веник так, чтобы в нем были ветки лиственных и хвойных деревьев. По поверьям такая уборка выгоняла из дома беду, напасти и прочие неприятности.

Традиции ко Дню крещения Руси

Праздник Крещения Руси имеет не так много традиций, как многие другие религиозные праздники. Но в этот день также проводятся церковные обряды. Традиционным является проведение молебна перед иконами Пресвятой Богородицы. В этот день в храмах совершаются божественные литургии, акафисты и молебны. Каждый верующий прихожанин молиться о чём-то личном, волнующим только его, а также о актуальном и таком необходимом всем украинцам – мире в родной стране. Для столицы традиционным является проведения праздничного молебна на Владимирской горке, куда сносят иконы со всех храмов.

Во многих христианских храмах в этот день проводиться благотворительное крещение для всех желающих. В этот день и родители могут покрестить своих младенцев, а также люди взрослые, которые за свою жизнь по какой-то причине не пришли к крещению и принятию для себя христианской веры.

Как и на январское крещение люди ныряют в проруб, так и на летнее крещение, люди тоже окунаются в моря или водоёмы в зависимости от места их проживания. Считается, что если человек действительно верующий, то в этот день купание в водоёмах принесёт ему духовную силу, очищение и просто подъём сил.

Крещение Руси в живописи

Такое важное событие, как Крещение Руси было запечатлено на картинах известных художников. Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси

Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе

Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси. Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе.

Еще одна известная работа принадлежит кисти Федора Андреевича Бронникова и датирована 1883 годом.

А это – полотно Андрея Иванова 1829 года.

Темой Крещения Руси также вдохновлялись такие художники, как Василий Перов, Алексей Кившенко, Клавдий Лебедев и другие.

Крещенияе Руси: молитвы

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели, радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися, Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.

Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси

Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына.

Предания и мифы о крещении Руси

Конечно, точная дата крещения Руси, день и месяц неизвестны, летописи гласят, что в период становления православия пантеон языческих богов насчитывал сотни имен. В связи с такой «насыщенностью» переход в единую веру был вопросом щекотливым. Предания говорят, что князь долго искал вариант, подходящий для власти и народов. Христианство базировалось на страхе перед Всевышним, кара Господня была неплохим методом управления людьми, и такое положение дел устраивало как самого князя, так и властвовавшие роды.

Источники рассказывают и о том, почему отметался ислам, католицизм. Болгары на Волге предлагали именно ислам, но как сильный союзник они не годились. Католики из Германии получили отказ из-за сложности переводов письменных текстов на латиницу. Хазарам-иудеям отказали по причине большого количества выходных дней. Но это только одна версия.

Есть вторая. Якобы в период исполнения обряда в Царьграде князь Владимир ослеп, и спасла его только молитва ангельская и святая вода. Уверовав в Чудо Господне, правитель укрепился в желании привести славян именно в христианскую веру.

Кроме дальновидности, правитель Руси обладал немалым тактом. Отправлять послов с открытым отказом он не мог, потому искал обходные мотивы. Например, мусульманам было сказано: «Веселие на Руси есть питие», а по вере мусульманской спиртное нельзя. К сожалению, до сих пор фраза воспринимается как доказательство приверженности славян к хмельному. И это неправда, поскольку в отличие от Европы с ее развитым виноделием, Русь практически не признавала спиртных напитков. Да и языческие боги были посуровее, запреты и табу распространялись на многие, разрешенные в христианстве вещи.

https://youtube.com/watch?v=Y46fjuM_M5U

История и традиции праздника

Примерно за 100 лет до всеобщего крещения христианство уже было известно на Руси. Сначала православие распространял князь Аскольд, но его постигла неудача, как и позднее Игоря, Ольгу – последние два правителя приняли христианство в Константинополе. До правления князя Владимира, православие на Руси особо никто не поддерживал. Да и сам князь Владимир поддерживал язычество и поклонялся Перуну.

Так продолжалось до 986 года. Укрепившись на престоле, ведя войны с разными странами, правитель Руси задумался о союзниках и сплочении славянских племен. Чтобы создать единое государство, нужна идея, князь задумался о принятии единоверия для всех.

Историки на основании летописей заявляют, что при дворе побывали представители множества религий и каждую делегацию князь Игорь удостаивал личной беседы. Выбирая между исламом, католицизмом и православием, Владимир долго думал. Православие оказалось ближе по духу, да и храмы в Константинополе произвели на бояр большое впечатление.

Решающим фактором для принятия христианства стал брак с Анной – сестрой византийского императора. Как итог – князь Владимир принимает вместе с войском православие, женится на Анне, возвращается в Киев и начинает приводить славян к единой вере.

Безусловно, процедура отягощалась всяческим сопротивлением – славяне не особо желали расставаться с язычеством. Войску князя пришлось разрушить немало капищ, проводить обряды массового крещения. Все эти процедуры видели волны Днепра. Затем обряды крещения пошли по всей территории Руси.

Несмотря на то что год и месяц первого массового крещения точно не известны, историки склоняются к IX веку, а духовенство ведет отсчет с 1888 года. Как Дата крещения Руси день и месяц канонизации князя Владимира также остаются тайной. Но уже много лет подряд в праздник православные вспоминают святопрестольного Владимира как единственного, кто смог привести Русь к Христу.

Традиции и приметы памятного дня

Несмотря на то, что на официальном уровне в Российской Федерации памятная дата стала отмечаться сравнительно недавно, у торжества имеются свои собственные традиции. Еще в Российской империи, по инициативе обер-прокурора Синода (патриаршество было отменено по указу Петра I) К. Победоносцева в 1888 году прошли торжественные собрания и народные гуляния в честь юбилея Крещения русских земель. Повод был большой – 900 лет принятия христианства, поэтому в храмах велись церковные службы, крестные ходы.

Уже в XX веке, по инициативе ЮНЕСКО, с большим размахом отмечалось 1000-летие введения христианства на Руси. 1988 год стал во многом определяющим для Русской Православной Церкви, так как прошли важные встречи руководства страны и православных иерархов, возвращены церковные земли и некоторые монастырские обители. Власть смягчила политику в отношении церкви, верующие смогли свободно посещать храмы, службы, отмечать праздники.

Традиционно празднества проходят в крупных городах России, а также в Киеве. В 2008 году Крестный ход был организован по всем епархиям Украины, а годом позже в дни праздника в Киеве с визитом побывал Патриарх Московский и всея Руси Святейший Кирилл. Ежегодно увеличивается число паломников, приезжающих на праздничные мероприятия в столицу Украины, среди них – верующие из России, Беларуси, Молдовы, Греции.

В этот день под запретом любая работа, ругань, конфликты и оскорбления. В светлый праздник принято окунаться в водоемах – для очищения от грехов, негативной энергетики, наполнения духовными силами, позитивом. Желательно не злоупотреблять с алкоголем, умеренно отмечать торжество в застольях.

Во многих храмах проводят обряды крещения – для младенцев и взрослых людей, которые в силу определенных причин не принимали ранее православие. Поздравляют с именинами Владимиров, примечают погоду, обязательно посещают праздничные службы.

Считается добрым знаком дождик с утра, значит, Бог освятил землю и народ. После обеда в этот день ждут солнечную погоду, уповая на то, что дата посвящена князю Владимиру Красно Солнышко, поэтому обязательно должно быть вёдро (ясно). В сельской местности примечали, что если громко на лугах стрекочут кузнечики, то ждать жару и зной, а если ближе к вечеру на полях лег туман, назавтра будет ливень.

Если на этот день на липе и березе много желтых листочков, то осень будет ранней. Ждать тепла в сентябре не стоит, быстро придут холода, дожди и слякоть. Работу желательно перенести на другой день, иначе ночами будут сниться кошмары.

Князь Владимир: от языческой реформы до Крещения Руси

Князь Владимир Великий правил в Киеве с 979 по 1105 год. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши (согласно преданию, дочери древлянского князя Мала). Бабушкой князя Владимира была княгиня Ольга, которая приняла христианство еще в 957 году.

Сам Владимир изначально был язычником. Согласно «Повести временных лет» он ступил на княжеский престол в Киеве в 980 году. Его первые попытки свержения многобожья на Руси свелись к сокращению количества богов. Велением князя на Старокиевской горе было сооружено капище с идолами 6 главных богов славянского язычества. Однако единобожье в разных его формах (христианство, мусульманство, уже тогда распространялось по территории Киевской Руси. Перед князем предстал вопрос выбора веры. После длительных раздумий, он выбрал православную веру, по примеру Византии.


«Великий князь Владимир избирает религию», полотно И. Е. Эггинка

Крещение Руси в живописи

Такое важное событие, как Крещение Руси было запечатлено на картинах известных художников. Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси

Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе

Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси. Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе.

Еще одна известная работа принадлежит кисти Федора Андреевича Бронникова и датирована 1883 годом.

А это – полотно Андрея Иванова 1829 года.

Темой Крещения Руси также вдохновлялись такие художники, как Василий Перов, Алексей Кившенко, Клавдий Лебедев и другие.

Крещение Руси в живописи

Такое важное событие, как Крещение Руси было запечатлено на картинах известных художников. Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси

Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе

Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси. Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе.

Еще одна известная работа принадлежит кисти Федора Андреевича Бронникова и датирована 1883 годом.

А это – полотно Андрея Иванова 1829 года.

Темой Крещения Руси также вдохновлялись такие художники, как Василий Перов, Алексей Кившенко, Клавдий Лебедев и другие.

5 первых канонизаций святых на Руси

Рисунок 4. Борис и Глеб – первые святые, канонизированные русской православной церковью

  1. Борис и Глеб – дети святого князя Владимира от греческой царевны Анны. Убиты собственным братом – Святополком в борьбе за власть. Святые были первыми, кого канонизировали именно в русской церкви.
  2. Преподобный Феодосий Печерский – отец русского монашества, живший в XI веке. Один из основателей Киево-Печерской лавры.
  3. Преподобный Авраамий Смоленский – святой родился в Смоленске в XII веке. Он проповедовал покаяние и Страшный Суд.
  4. Святитель Стефан Пермский – русский епископ проповедовал христианство на территории Коми. Он перевел для местных жителей святые книги, для чего ему пришлось придумать для них алфавит.
  5. Преподобный Сергий Радонежский – иеромонах Русской церкви, основатель нескольких монастырей, в том числе подмосковного Свято-Троицкого монастыря.

Знаменательное событие, связанное с Крещением Руси

Рисунок 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве

Знаменательная дата приурочена ко дню памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир – сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги – Малуши. Путь к власти у будущего крестителя Руси был сложный. Он запомнился в истории жестким правителем. Однако принятие христианской веры коренным образом изменило характер Великого князя.

Личное крещение правителя состоялось в 988 году в Херсонесе. Это дата считается и годом крещения всего русского народа. Крещение Руси началось в Киеве, куда князь привез греческих священников. Затем процесс христианизации начался на всей остальной территории.

Приняв православие, Владимир изменился коренным образом:

  • он заключил мир практически со всеми соседями. Военные конфликты продолжались только с кочевыми племенами, которые регулярно совершали набеги на Русь;
  • были распущены все жены и наложницы. Князь, согласно всем христианским традициям, обвенчался с греческой царевной Анной;
  • на Руси была отменена смертная казнь. Вернули эту форму наказания преступников по просьбе греческих епископов;
  • Владимир занялся благотворительностью: доступ к князю был открыт всем нуждающимся.

Скончался князь Владимир 15 (28) июля 1015 года. Случилось это недалеко от Киева в селе Берестовом. Похоронили его в основанной им Десятинной церкви.

Обретение мощей Владимира случилось в 1635 году.

Видео «Князь Владимир. Креститель Руси». Документальный фильм

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские  ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно  вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII  вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими  свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector