Понимание традиционности ислама в дагестане

Данные по Республикам

На территории национальных республик данные статистики будут зависеть от религиозных традиций основного, населяющего её народа. Приводим наиболее характерные примеры.

Татарстан

В основе этнического состава данной республики две нации: Русские (39,65 %) и Татары (39,65 % и 53,15% соответственно, по данным общероссийской переписи населения 2010). Подобное соотношение является причиной примерно равного соотношения православных и мусульман на этой территории. При этом, значительная часть татар исповедует православие (основной религией этой нации является ислам).

Изначально, Ислам суннитского направления являлся официальной религией для ряда государств на территории современного Татарстана. С включением Казани в состав Московского царства происходило постепенное смешение представителей титульной нации с русскими. На территории республики 1428 мечетей и 319 церквей. Ислам исповедует более 38% населения.

Дагестан

Дагестан является самой «исламской» республикой в составе Российской Федерации, к этой конфессии относится 95% населения территории. Представительства остальных религиозных направлений незначительны:

  • Христианство – менее 5%, из них 3,8% относят себя к православным.
  • Остальные – доли %.

Северная Осетия

Несмотря на территориальное расположение – Северный Кавказ, преобладающей религией является православие (51,4%). Представительства остальных конфессий:

  • Ислам – 7,5%.
  • Традиционные верования предков – 20,3%.
  • Другие и атеисты – 20,8 %.

*Данные от СМИ «Кавказский Узел» со ссылкой на региональные социологические исследования.

Якутия

Проведённый в 2012 году опрос исследовательской службы «Среда» показал следующие данные:

  • Православные – 38%.
  • Атеисты – 26%.
  • Не могут конкретизировать ответ – 17%.
  • Исповедуют традиционную религию предков и верят в силы природы– 13%.
  • Иные направления христианства – менее 1%.
  • Ислам – 3%.
  • Нет ответа – 2%.

Сведения о численности представителей разных религиозных конфессий по городам страны противоречивы. Приведём пример по Москве и Санкт-Петербургу:

По заявлениям главы совета муфтиев России, в Москве проживает примерно 4 миллиона представителей данной конфессии. Эти данные были опровергнуты экспертом Российской академии народного хозяйства и гос. службы: «такие цифры связаны с включением в статистику мигрантов, в основном из Средней Азии. Реальная численность сторонников этой религии в столице составляет примерно 400 тысяч».

Картина по Санкт – Петербургу следующая: 57% придерживаются православия, вторая по численности конфессия – мусульмане (точные данные неизвестны).

Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках

Какова же численность лезгин? Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее,  лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане они населяют многие районы. По переписи на 2010 год лезгины составляют 13, 3% населения республики Дагестан.

13,3%
столько лезгонов проживало в Дагестане по данным на 2010 год

Эксперты Института Этнологии и Антропологии РАН и института истории археологии и антропологии ДНЦ РАН считали, что в Азербайджане число лезгин значительно выше. На тот момент их насчитывалось около 350 тысяч человек.

Они также объясняли, почему именно так происходило. Такое расхождение объяснялось обстоятельством, что многие лезгины жили в Азербайджане, а фиксировались как азербайджанцы.

Лезгины — один из больших народов, которые проживают на территории Дагестана. Их численность значительно выше, чем о ней пишут во многих источниках. Фото: welcomedagestan.ru

В 1993 году в докладе министерства юстиции США статус армян, русских и евреев было значительно больше, чем предполагалось. Считалось, что их около 800 000 человек. Тогда считалось, что лезгинский народ самый крупнейший северо-кавказский народ.

Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал именно поток беженцев и соседнего Азербайджана. Поэтому по этим данным, мы можем судить, что их было значительно выше, чем описывалось во многих источниках.

Осетины — это, в основном, христианский, православный народ

К какой религии относятся осетины можно понять, изучив историю этого народа. Дело в том, что в 916 году состоялось великое крещение Алании. При этом Николай Мистик учреждает Аланскую епархию.

Три аланских храма (IX—Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами (осет. Аргъуан) на территории России. Благодаря христианству у осетин появляется письменность на основе греческого алфавита (Зеленчукская надпись).

Северный зеленчукский храм X века. Христианство проникло на территорию Осетии ещё в древние времена. Фото: upload.wikimedia.org

Зихская и Аланская митрополия объединились. Произошло это в 4-й четверти XIII века. Оно сопровождалось уходом христианского населения в Сарайскую митрополию.

После падения Византии и разрушения Аланского государства, под натиском варварваров-кочевников население Северной Осетии подверглось почти полному уничтожению, а христианство регрессировало к народному обычаю.

Для него характерно смешение христианских и языческих обрядов и обычаев. При этом археологии говорят о смешанном христианско-исламском населении Древней Алании.

1745
в этом году произршло второе крещение Северной Осетии

Его провела русская православная духовная комиссия во главе с архимандритом Пахомием. Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году. Для осетинского православия характерно «народное христианство».

Для него характерно наличие в центре религиозных церемоний семейной трапезы, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера.

Особая роль отводится святилищам (дзуар), где совершались моления, жертвоприношения и торжества (куывд). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) может быть только глубоко религиозный человек, старший в своём роде. Мужчины и женщины дзуар посещают отдельно.

Евангелие на осетинском языке. Евангелие на осетинском языке было написано после её присоединения к России. Фото: i.ironau.ru

В современной Северной Осетии 49% населения является прихожанами Русской православной церкви. Кроме того, в наши дни в Осетии ограниченно распространен католицизм и протестантизм (баптизм, лютеранство), а также неохристианские течения (адвентисты седьмого дня, пятидесятники).

Некоторые представители христианства, при этом, заявляют об их притеснении со стороны последователей традиционной осетинской религии.

Лучшие люди.

Указанные три поколения (сподвижников, табиинов и табиу табиинов) – три лучшие поколения, три золотых века, по свидетельству самого Пророка (мир ему и благословение). Они лучшие в познаниях, в деяниях, в богобоязненности, в обладании совершенными нравственными качествами и в твёрдом следовании во всём пречистой сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Именно ими было собрано и подвергнуто доскональному анализу, а в дальнейшем сохранено всё научное и духовное наследие Пророка (мир ему и благословение). Это были времена, когда были широко открыты врата иджтихада. Иджтихад переводится с арабского языка как «усердие, старание». Юридически-богословское значение иджтихада — это достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать вопросы юридическо-богословского характера.

Величайшие люди тех веков всю жизнь посвятили изучению и распространению Ислама. Они защитили религию Аллаха от ереси, нововведений, искажённых взглядов и различных философских школ и мнений, которые широким, грязным потоком хлынули на её лоно после того, как Ислам стал принимать огромное множество народов и племён. На основе Корана, сунны Пророка (мир ему и благословение), кияса и иджма (единогласие на чём-либо сподвижников после смерти Пророка (мир ему и благословение)) ими были основоположены все религиозные исламские науки.

Ислам состоит из трёх неотъемлемых частей: имана, ислама и ихсана. Тавхид (единобожие) – наука, изучающая и раскрывающая сущность первой из трёх основ Ислама – имана (веры); фикх (исламская юриспруденция) – наука о второй основе; тасаввуф (суфизм, тарикат) – наука о способах достижения искреннего поклонения Творцу во всех деяниях и состояниях (ихсан).

Основателями науки единобожия стали имамы Ашари и Матруди, в области фикха основоположники мазхабов – имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад, а в области тасаввуфа Джунайд аль-Багдади. Они-то и передали религиозные знания последующим поколениям, уделом которых стали систематизация, уточнение и сохранение. В последующих веках и поныне, несмотря на множество течений и расколов в Исламе, которые в своё время предсказывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), большинство мусульман придерживается именно их пути: в вероубеждении, в следовании одному из четырёх мазхабов, а также в признании необходимости очищения и улучшения своих нравов, т. е. пути тассавуф. И это подтверждает слова Пророка (мир ему и благословение) предвидевшего, что большинство его общины не пойдёт по пути заблуждения. Поэтому он так настойчиво и призывал – «Держитесь большинства коренными зубами, т. е. очень крепко держитесь». Вот этот путь следования большинству и преемственности получений знаний от учителя к ученику мы и называем традиционным. Традицию, которую установил Сам Аллах.

Ответы знатоков

Steven Gerrard:

ислам

Дмитрий Аркадьевич:

Ислам

Ренат Абдулин:

мусульмане

Uranus:

Подавляющее большинство верующих среди нахско-дагестанских и тюркских народов региона —мусульмане (сунниты на севере, шииты на юге) , горские евреи исповедуют иудаизм, а русские —православное христианство.

_Ангелочек_:

Конечно, Ислам. Азербайджанцы, чеченцы, Дагестанцы, ингуши, кабардинцы-они все мусульмане

Батюшка Мойша:

вообще то, нету нации ДАГЕСТАНЕЦ.. есть народы Дагестана.. а там живут и евреи, мусульмане (суниты, шииты, вахабиты, исамаилиты) есть христиане, индусы. . а где то, 49 национальностей

Рита Ри:

До 95 % верующих — мусульмане, в том числе, по разным данным, от 1 до 4 % — шииты, остальные — сунниты. Около 5 % верующих — христиане (в основном, православные) . Горские евреи, большая часть которых ныне записана татами, исповедуют иудаизм — около 1 %

Максим Казловский:

Основная религия-ислам

ultj fghj:

нет такой наций как дагестанец большинство мусульмани

Юляша:

Ислам.

Синий Айсберг:

В основом Ислам.

Марк Марк:

ultj fghj 2 года назадУченик (94)нет такой наций как дагестанец большинство мусульманиЕсть такая нация дагестанцы их до прихода России называлимаг1арулал (то есть жители гор) и все их объединяло один длявсех общий язык: бол мац! То есть армейский или войсковойязык!

Илья Калягин:

Они мусульмане! ! Ходят в мечети… Верят в Аллаха!

alexandr:

ислам

sUnset man:

Мусульмане.

ilana moses:

даги мусульмане. верят в аллаха.

Loser:

а в Израиле знаете какая вера?

Александр Грушин:

Дагестан республика многоконфессиональная, хотя большая часть дагестанцев исповедует ислам

АндрЪй:

Нет такой национальности—дагестанец. Это тоже самое, что спросить какая вера у Москвичей и жителей Московской области

Антонина Смирнова:

мусульмане.

Фантом:

Народы Дагестана — аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, ахвахцы, табасаранцы, ногайцы, лезгины и др. исповедуют ислам.

А вот такие личности как Магомедали Вагабов, Ибрагимхалил Даудов, Умар Шейхулаев, Раппани Халилов, Рустам Асельдеров, Омар Рамазанов и др. были или проникнуты манией ваххабизма, фанатизмом радикального ислама.

путиндроты путидранцы путитутки:

они верят в приору

AKMS PBS:

В Дагестане проживают около 20 народностей и национальностей, в основном они мусульмане, но встречаются и евреи правда горные.

Елена Шалыгина:

В Дагестане есть представители практически всех конфессий, светские люди (атеисты) тоже. Самой многочисленной национальностью Дагестана считаются аварцы, многие аварцы исповедуют ислам.

Валерий фон Оглио:

У дагестанцев первоначально переход от язычества к монотеистической религии был в принятии христианства, затем они от христианства перешли в ислам.

Гасан Абушев:

с каких пор мусульмани перешли с христианства в ислам?? ? читай историю!!!! 90% дагестанцев мусульмане а остальные русские и евреи

Синий Айсберг:

В основном Ислам. В Аллаха. Но и Иисуса признают.

Марк Марк:

аппани Халилов, Рустам Асельдеров, Омар Рамазанов и др. были или проникнуты манией ваххабизма, фанатизмом радикального ислама. Никаких «вахабизмов»в природе не было нет и не будет до судного дня а есть Салафиты!А вахабит это очень большой и ужасный таракан в головах суфиев-ширкачей -танцоров !

Кумыки

Кумыки тоже являются коренными жителями Дагестана. Они мусульмане суннитского толка. Считается, что язык кумыков начал складываться еще в домонгольскую эпоху. Кумыкию пересекали все путники Великого шелкового пути. Первый национальный театр в Дагестане появился именно у этого народа.

Кумыки очень гордятся своими учеными, деятелями искусства (артистами, писателями) и спортсменами. Особенная гордость народа — Герой Советского Союза Абдулхаким Исмаилов, который вместе с киевлянином Алексеем Ковалевым и минчанином Леонидом Горичевым водрузил Знамя Победы над поверженным Рейхстагом в Берлине. Два представителя кумыкского народа стали полными кавалерами ордена Славы.

Лакцы

Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами. Язык – лакский, вероисповедание – ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие — выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.

Куда поехать отдыхать

Некоторые крупные города Дагестана уже зарекомендовали себя как вполне комфортные и недорогие для проживания курортные зоны. В отдыхе в Дербенте, Каспии, Избербаше и Махачкале есть много преимуществ, кроме теплого моря и горных красот: вполне доступные отели и пансионаты, недорогие кафе и рестораны, в которых подается вкусная национальная еда, экскурсии к достопримечательностям, которые предложат местные гиды.

Махачкала

Столица Дагестана расположена на побережье Каспийского моря, недалеко от горного хребта Анджи-Ака. Искусственная бухта и порт были сооружены рядом с этим некогда важным укрепленным районом в 1870 г. Но поселения на месте Махачкалы были известны еще с 15 в., так как в этой местности проходил оживленный караванный путь в Дербент.


Вечерняя Махачкала

Где лучше жить

Город является одним из самых больших и благоустроенных в регионе. Популярны у туристов отели и мини-отели недалеко от набережной, пляжа и озера Ак-гель. К интересным вариантам проживания можно отнести мини-отели «Крепость», «Жак», «Лорд»,«Восток» и Ak Gel.

В городе и неподалеку есть несколько хороших оздоровительных (многопрофильный, лечение горным воздухом, минеральной водой, цена от 1800 руб. в день), ведомственный санаторий «Дагестан».

Куда сходить

Хорошее место для прогулок – парк рядом с озером Ак-гель около памятника русской учительнице. Место красивое и умиротворяющее.

Приятно погулять по набережной или пройтись вечером по оживленному проспекту Расула Гамзатова с подсвеченными зданиями разных архитектурных стилей и русским театром в форме усеченной пирамиды.

Можно проехаться к панорамной площадке с видом на город у поселения Тарки и оценить прекрасную панораму Махачкалы с гор.

Что посмотреть

В городской черте можно посмотреть на Джума-мечеть, красивое белое здание в восточном стиле, Свято Успенский собор, памятник Расулу Гамзатову, Защитнику отечества.

Интересные экспозиции в музее Изобразительных искусств Дагестана и маленьком музее «Дагестанский аул».

Что привезти

Из Махачкалы можно привезти вкусные и полезные сувениры:

  • варенье из фейхоа (повышает иммунитет и просто замечательно подходит к местному чаю с чабрецом);
  • приправа «ореховая трава», ароматная смесь трав подходит для мяса разных сортов и супов;
  • курагу «шоколадного цвета», экологически чистую, высушенную на солнце;
  • коньяки местного производства.

Дербент

Город Дербент гораздо древнее столицы республики. Его истории посвящено много научных исследований, согласно которым первые упоминание о крепости «Каспийские ворота» относятся еще к 4 в. до н.э. Через город проходил участок знаменитого Шелкового пути.

Издавна за господство над Дербентом шли войны, и одна культура сменяла другую: персы, арабы, албанцы, турки, русские. Но крепость, выстроенная много веков назад, оставалась на том же месте и закрывала проход к Каспийскому морю нежеланным гостям.

После присоединения к Российской Империи город стал центром производства красителя марены, который был известен по всему миру. Армяне, проживавшие в городе, производили хороший коньяк из местного винограда, что дало толчок современному производству.


Вид из города на крепость в Дербенте

Цезская группа народов

К Цезским народам относятся гинухцы, бежтинцы, цезы, гунзибцы и хваршины. Общего языка нет, народы общаются на своих наречиях. Для этих народностей издавна огромное значение имели кровные узы семей, так называемые тухумы. Эти объединения помогали каждому члену, подбирали наиболее выгодную партию для брака. Из продуктов использовали молоко, сушеное и свежее мясо, крупы, муку, свежие и сушеные фрукты. Хотя эти народи и исповедуют ислам, верования в джиннов, домовых, чертей и ведьм сохранились.

Таким образом, Дагестан является колыбелью множества народов. Культура и традиции народов Дагестана и в наше время сохранила свои отличительные черты, что делает их интересными для изучения. Их вера соединила в себе основные черты ислама с пережитками языческого прошлого, что делает их уникальными.

Предложения гидов

В Дербенте можно совершить экскурсию в крепость Нарын-кала, включенную в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внутри находится цитадель и раскопки самого древнего слоя поселения с термами, зернохранилищами и большой церковью. В музее очень интересная экспозиция прикладного искусства Дербента. С цитадели открываются захватывающие виды на город и Каспийское море.

Что взять с собой

Если поездка совершается в разгар дня и летом, нужно захватить воду и защитные средства от солнца: головной убор, очки, зонт. Летом в крепости очень жарко и можно получить ожег.

Что посмотреть

Кроме крепости в Дербенте стоит посмотреть Джума-мечеть, собор Святого Георгия (по легенде могила святого также находится в окрестностях города и около нее бьет чудотворный родник), Старинный маяк.

Можно посетить музеи Ковров и Историко-архитектурный (в городе более 10 музеев) и зайти на крытый городской рынок.

Шопинг

В качестве сувениров из Дербента можно привезти знаменитое Кубачинское серебро. Кольца, перстни, браслеты, столовое серебро с резьбой, орнаментом и чернением смотрятся очень элегантно и роскошно. Можно приобрести эти изделия в специальных магазинах и посетить Этнодом Кубачинь.

Интересно смотрятся и предметы холодного оружия местного производства.

Путешественники часто увозят с собой знаменитый Дербентский коньяк и вина отменного качества.


Серебряные Кубачинские браслеты

Активный отдых в окрестностях города

Местные гиды предлагают экскурсии в уникальный Самурский лиановый лес, расположенный в 30 км от города в дельте реки. В заповеднике много птиц и животных, рыбы. Под тенью деревьев на поверхность выходят чистые ключи.


Самурский лиановый ле

Неподалеку от города расположен 30-ти метровый водопад Хучини рядом с Ядыгской крепостью. Под водопадом есть озеро, в котором летом можно купаться. Про крепость сложена красивая легенда о сестре и семи братьях.

В Шамильском районе есть заповедной ущелье с 7-ю водопадами, к которому организуются туры (цена — от 1600 руб.)

Где остановится

В Дербенте много гостиниц с умеренными ценами в шаговой доступности от моря, например «Моряна», «Элит», «Арбат» (цена — от 1290 руб. за сутки).

Горы Дагестана

Половину всей площади республики Дагестан занимают горы. Очень разные горы: и покрытые альпийскими лугами высокогорья, и ледяные вершины юга республики, и Внутренний Дагестан, с его ущельями и острыми скалами. Средняя высота гор Дагестана – 960 м, но на его территории насчитывается около 30 пиков с высотой более 4 000 м.

Юг и запад Дагестана заняты Водораздельным хребтом Большого Кавказа. Именно эти горные массивы формируют погоду в республике: они задерживают влажные потоки воздуха с юга, поэтому в Дагестане климат преимущественно сухой.

Базардюзю

Базардюзю – самая большая гора Дагестана. Высота ее 4 466 м. Базардюзю – вершина Водораздельного хребта и находится на самой границе России и Азербайджана. От этой горы рельеф хребта в восточном направлении понижается, поэтому Базардюзю – самая высокая точка Азербайджана и так называемый «полюс холода» этого государства.

Ледники горы представляют собой самую восточную группу ледников всего Главного Кавказа. На северном склоне Базардюзю лежат два ледника – Тихицар и Муркар. От них спускаются вниз пять небольших языков. Добраться проще до Тихицара. Его длина – чуть менее километра, ширина – 150–200 м. Особенность Тихицара в его огромном уклоне – разница в высотах составляет 250 м, поэтому ледник быстро движется вниз – до 9 см в сутки.

Ледник Муркар вытянут на северо-восток. Он значительно больше своего соседа: длина Муркара около 1400 м, ширина – 300–450 м. Ледники горы Базардюзю стремительно сокращаются. В 1897 году их площадь составляла 13,8 кв. км, сейчас она меньше почти в четыре раза – лишь около 3,8 кв. км.

На горе Базардюзю рождается множество рек. Здесь берут начало притоки реки Самур. Склоны горы покрыты живописными альпийскими и субальпийскими лугами. Растительный и животный мир разнообразен и удивителен: в достаточном количестве встречаются туры, серны и косули. Высоко у ледников и на труднодоступных утесах обитают горные индейки и улары.

Диклосмта

Горный массив, лежащий на границе Дагестана, Чечни и Грузии, в восточной части Большого Кавказа, Диклосмта входит в гребень Снегового хребта и имеет в своем составе несколько высоких вершин, покрытых вечными снегами:

– Центральная Диклосмта (4 285 м) – самая высокая гора массива;

– Восточная Диклосмта (4275 м);

– Западная Диклосмта.

Массив заметен издалека. На Диклосмте лежит несколько больших ледников. Общая площадь девяти постоянных и самых значительных из них составляет более 5 кв. км. Эти ледники дают жизнь рекам Хуландой, Черо, Гакко.

Шалбуздаг

Одна из вершин юго-восточной части Главного Кавказского хребта – Шалбуздаг – расположена так, что кажется, будто это самая высокая гора юга Дагестана, ее высота – 4 142 м. На самом деле окружающие Шалбуздаг вершины значительно выше. Уникальность горы объясняется множеством легенд, связанных с нею.

Шалбуздаг – священная для мусульман гора. Каждый день в летние месяцы на ее вершину поднимаются сотни паломников. Есть поверье, согласно которому много веков назад на Шалбуздаге жил святой, потомок пророка Мухаммада, шейх аль-Бурзи. Он примирял враждующие народы. Считается, что шейх жил на горе, там же умер и похоронен.

Но есть на вершине Шалбуздага и другая могила, находится она в святилище «Пир Сулеймана». Существует легенда, что у подножья горы жил очень набожный и благочестивый человек Сулейман. Когда он почувствовал, что пришла его пора покидать этот мир, он простился с односельчанами, лег на носилки и умер. С гор спустилась стая голубей, подхватила носилки и унесла их на Шалбуздаг. Сулейман был там похоронен. Сейчас на месте его могилы сооружен небольшой склеп, сама могила заключена в мрамор. В склепе все обустроено для молитвы.

В окрестностях Шалбуздага есть также две мечети. Кстати, на одном из склонов горы находится самое высокогорное селение Европы – аул Куруш, он возвышается над уровнем моря на 2560 м.

Пушкин-тау

В окрестностях города Избербаш стоит небольшая, но очень известная гора. Называется она Изберг-тау, но в народе больше известна как гора Пушкина. Дело в том, что на высоте 150 м очертания скал накладываются друг на друга таким образом, что при определенном угле зрения появляется устремленный ввысь профиль поэта. Лучше всего смотреть с трассы Ростов – Дербент. Пушкин-тау любима местными жителями, туристами, а также парапланеристами.

Агульцы

Агульский народ Дагестана проживает в южной его части. Численность этого населения приблизительно равна 8-9 тыс. человек. Для общения они используют агульский язык, который является родственным для лезгинского. Проживает эта народность в 21 поселении юго-восточного Дагестана.

Традиции этого народа, как и традиции народов Дагестана в целом, уникальны. Главным занятием на протяжении веков для агульцев было скотоводство. Только мужчины имели право ухаживать за овцами. Женщины же занимались исключительно крупным рогатым скотом.

Обработка металла была очень важным аспектом жизни агульцев. Кузнецы изготовляли топоры, косы, ножи и серпы, которые пригодятся в любом хозяйстве. Агульцы были превосходными строителями. Они строили мосты, дома и мечети. Украшали свои сооружения искусно вырезанными камнями, в орнаментах которых отображалась вся культура народов Дагестана.

Лакцы

Собственное название народа – лаку-чу, лак. Большая часть проживает в центральной части Дагестана. Их численность – 139 тыс.чел, что составляет 5% от всего населения Республики. Представители народа проживают также: в Турции, на Украине, в Азербайджане, Казахстане, Туркмении, России и др.
Лакцы являются последователями основного направления ислама – сунна. Частично сохранены доисламские верования, обряды, представления. Национальные праздники: Новый год, начало весны и сбор урожая.

Основа социума – сельские общины (джамаат), управляемые советом старейшин. Имели место родственные группы по линии отца (тухумы), община делится на сословия. Сохраняются обычаи кровной мести, взаимопомощи, гостеприимства.
Поселения располагались на склонах гор, современный народ селится на равнинах. Дома представляют собой двухэтажное здание с небольшим балконом. На нижнем ярусе располагаются хозяйственные помещения, а на втором – жилые.

Национальная одежда мужчин – рубаха-туника, кафтан или полукафтан, штаны. У женщин – платье-туника и штаны. Обувь из кожи и войлока. Головы покрыты платками и длинными покрывалами.

Основа рациона состоит из молока, мяса и молочных блюд. Картофель и овощи стали популярны в ХХ веке. Хлеб выпекали в специальной печи из глины, расположенной во дворе.
Занимались разведением скота и земледелием. Широко развито рукоделие, производство керамической посуды, ювелирное и гончарное дело, изготовление обуви. Некоторые поселения славились кондитерскими изделиями и торговцами.

Древняя религия осетин имеет синкретические черты

Для национальной осетинской религии характерны черты синкретизма. Дело в том, что осетинами издавна почитались многочисленные покровители природных стихий, при этом осетинская религия всегда испытывала значительное давление со стороны христианства и ислама.

Именно поэтому осетины для древних божеств искали параллели в пантеоне христианских и мусульманских святых. Так, например, у этого народа Уацилла (Еллэ, Илия) — это покровитель грома и молнии. Пораженных молнией людей считали избранниками Бога за чистоту их души.

В современной Осетии идет процесс возрождения древней осетинской религии.

Представители православия в связи с этим говорят о давлении на них со стороны неоязычников-осетин

На всем Северном Кавказе поклонение богу-громовержцу повторялось в той или иной интерпретации и было схоже с осетинским. Культ почитания убитых молнией путешественники XIV-XVIII вв. отмечали у адыгов, черкесов, кабардинцев.

Другие христианские святые также ассоциировались у осетин с языческим культом. Жертвы-кувды приносились Николаю Угоднику, Георгию Победоносцу, Архангелу Михаилу. Кувд-моление, включает в себя обряд кровавого жертвоприношения.

Для жертвоприношения осетины режут быка или барана. Обычно такая жертва приносится в священных местах, например, рощах. Последователи национальной осетинской религии практикуют кровавые жертвоприношения.

Осетины верят в Великого Бога — Стыр Хуыцау, Творца мира. Он один обладает божественными функциями. Хуыцау создал все сущее на земле, в том числе ангелов и людей.

После Хыуцау чтят небожителей: Уасилла (Илья Пророк), Мады Майрам (мать Мария), Никкала (Николай Угодник), Мыкалгабырта (архангелы Михаил и Гавриил), Уастырджи (Святой Георгий). Кроме того, в Осетии почитание старших, унаследованное ими от предков, и  культ домашнего очага.

Современное изображение Уастырджи (Святого Георгия). В Северной и Южной Осетии развит культ Уастырджи, которого часто отожествляют со Святым Георгием. Фото: pravoslavie.ru

На сегодняшний день древняя осетинская религия находиться как в Северной, так и Южной Осетии находиться в состоянии возрождения после проведенных в её отношении гонений со стороны советской власти.

Для современной её версии характерно потребность человека стремиться к добру и свету, бороться со злом, также должен подчиняться человек старшим.  Эти заповеди, с точки зрения древней осетинской религии, должны исполняться всем живущим на земле.

У этой религии отсутствуют храмы, вместо храма ей служит святилище или дзуар.

Представители православия в Осетии заявляют о том, что они испытывают давление со стороны представителей неоязычества в Осетии. Периодически между представителями этих религий вспыхивают конфликты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector