Республика южная осетия

Появление христианства в Осетии

Как же стали христианами осетины? Религия эта пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках — это по официальным данным, но не многим известно, что познакомился народ с этой верой намного раньше. И входила в их жизнь она постепенно.

Ещё в IV веке южные осетины приняли христианство от западной Грузии. Но из-за ослабления веры после отхода Лазика к персам, религиозное учение не стало распространяться дальше. Снова христианство заявило о себе при походе Юстиана на Осетию и Кабарды. Произошло это уже в VI веке. При деятельности Юстиниана как миссионера стали строиться церкви, и из Греции пришли епископы. Именно на этот период припадает приучение осетин к элементам христианского культа и к обрядам. Но уже в VII веке начались походы завоевателей-арабов, что вновь приостановило развитие христианства.

Много веков религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной. Были и осетины-христиане, и те, кто придерживался исламской веры. Обе ветви стали для них родными.

Язык осетин

Осетинский язык, хоть и относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков, сильно отличается от иранского языка. Скорее всего, этот язык напрямую происходит от вымершего языка скифов и сарматов, которые взаимодействовали с аланами в древности.

Начиная с VIII века до нашей эры иранский язык получил распространение на обширной территории. Его разновидностями пользовались жители Персии, Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы. Из них только осетинская разновидность дошла до наших дней. Ближайшим родственником осетинского языка считается ягнобский язык, которым пользуются в Таджикистане.

О древнем происхождении осетинского языка свидетельствуют недавно найденные книги, написанные на древнем осетинском. В зависимости от этнической группы этот язык видоизменялся и обогащался диалектами.

По своему грамматическому строю он со временем стал похож на другие кавказские языки. Особенно это проявляется в фонетическом и лексическом разборе. Однако схожесть с иранскими языковыми семьями у осетинского языка прослеживается и сегодня. Первый осетинский алфавит на основе латинского письма был создан в 1920 году.

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.

Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.

Религиозные праздники в Осетии

Многочисленные праздники в Осетии отличаются по форме проведения и содержанию, причем во горных селениях они отличаются своими правилами и обычаями. Основные религиозные празднества осетин следующие:

  • Ног Аз (Новый год) отмечается 1 января всей семьей, когда на стол выставляют угощения: традиционные 3 пирога, физонаг, фрукты и праздничные блюда. Для детей ставят елку с игрушками. Самый старший, сидя во главе стола, читает молитву Богу о благах, ожидаемых в наступающем году.
  • Доныскафан — отмечается через 6 дней, с утра все женщины берут кувшины «басылта» и идут за водой, где молятся о достатке и счастье в семье, проносят домой воду и обрызгивают все стены и углы, умываются ею. Считается, что такая вода способствует очищению души, ее заготавливают впрок.
  • Хайраджыты Ахсав — празднуется ночью, чтобы задобрить чертей, которые по древним преданиям когда-то жили вместе с людьми. В «Ночь чертей» принято резать козленка (курицу и т.д.), а кровь его закапывать, чтобы никто не нашел. Накрытый к полуночи стол с угощением оставляли сначала для «нечистых», а потом пировали всей семьей.
  • Куадзан (соответствует Пасхе) — отмечается окончание поста на первое воскресенье после полнолуния в апреле. Все приготовления идентичны православному празднику: красят яйца, готовят пироги, мясо. За праздничным столом старший в семье молится, обращаясь к Иисусу Христу обо всем, во что верят осетины: о благе для семьи, о поминании умерших родственников и др. Устраивается праздник всего села (кувд), общее веселье, танцы, ходили в гости по соседям.
  • Таранджелоз — относится к древнейшим традиционным празднованиям, отмечается через 3 недели после Пасхи. Таранджелоз — название божества плодородия, чье святилище расположено в Трусовском ущелье. Ему приносят жертвенного барашка, отмечается праздник несколько дней, устраиваются скачки для молодежи.
  • Никкола — имя древнего святого, известного со времен Алании, считается божеством хлебных злаков, которое помогает убирать урожай. Праздник приходится на вторую половину мая.
  • Реком — мужской праздник, названный по имени святилища, особенно почитаем среди горцев Алагирского ущелья. По традиции закалывается жертвенный барашек, устраиваются всенародные гуляния и спортивные состязания. На время проведения (7 дней) многие семьи переселяются во временные постройки, расположенные около Рекома, вокруг святилища устраиваются ритуальные танцы и шествия, за столы с угощением приглашаются соседи из других селений.

  • Уацилла — Бог-громовержец, заботящийся обо всем, что растет из земли, традиционный праздник земледелия со времен Алании. Святилища его расположены в разных местах, основное в Даргавсе на горе Тбау. Для праздничного стола пекут пироги, забивают барана, во время застолья возносят молитвы. В святилище может входить только жрец, который заносит подношения и чашу с пивом, сваренным специально к этому дню.
  • Хетаджы Бон — день Уастырджи, который помог кабардинскому князю Хетагу бежать от врагов, преследовавших его за принятие христианства. Празднуется в Святой Роще недалеко от с. Суадаг во 2-е воскресенье июля, это всенародный праздник с ритуалом жертвоприношения барана и застольем.

Осетины — это, в основном, христианский, православный народ

К какой религии относятся осетины можно понять, изучив историю этого народа. Дело в том, что в 916 году состоялось великое крещение Алании. При этом Николай Мистик учреждает Аланскую епархию.

Три аланских храма (IX—Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами (осет. Аргъуан) на территории России. Благодаря христианству у осетин появляется письменность на основе греческого алфавита (Зеленчукская надпись).

Северный зеленчукский храм X века. Христианство проникло на территорию Осетии ещё в древние времена. Фото: upload.wikimedia.org

Зихская и Аланская митрополия объединились. Произошло это в 4-й четверти XIII века. Оно сопровождалось уходом христианского населения в Сарайскую митрополию.

После падения Византии и разрушения Аланского государства, под натиском варварваров-кочевников население Северной Осетии подверглось почти полному уничтожению, а христианство регрессировало к народному обычаю.

Для него характерно смешение христианских и языческих обрядов и обычаев. При этом археологии говорят о смешанном христианско-исламском населении Древней Алании.

1745
в этом году произршло второе крещение Северной Осетии

Его провела русская православная духовная комиссия во главе с архимандритом Пахомием. Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году. Для осетинского православия характерно «народное христианство».

Для него характерно наличие в центре религиозных церемоний семейной трапезы, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера.

Особая роль отводится святилищам (дзуар), где совершались моления, жертвоприношения и торжества (куывд). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) может быть только глубоко религиозный человек, старший в своём роде. Мужчины и женщины дзуар посещают отдельно.

Евангелие на осетинском языке. Евангелие на осетинском языке было написано после её присоединения к России. Фото: i.ironau.ru

В современной Северной Осетии 49% населения является прихожанами Русской православной церкви. Кроме того, в наши дни в Осетии ограниченно распространен католицизм и протестантизм (баптизм, лютеранство), а также неохристианские течения (адвентисты седьмого дня, пятидесятники).

Некоторые представители христианства, при этом, заявляют об их притеснении со стороны последователей традиционной осетинской религии.

Осетины в древности

Издавна национальность осетин носила различные названия. К примеру, сами себя они именовали «ирон адам», а страну, в которой жили, — «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну, соответственно, «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры народ жил на Северном Кавказе, в Аланском царстве. Со временем осетин сильно потеснили монголы и войска Тамерлана, после чего их жизненный уклад очень видоизменился. Попав под влияние Грузии, они стали менять свою жизнь, а с ней и конфессиональную принадлежность. Народу довольно сложно стало жить по новым условиям и пришлось обживаться в суровых горах.

Люди, которые наблюдали за жизнью осетин со стороны, очень им сочувствовали, поскольку их страна была закрытой и недоступной внешнему миру из-за гор, окутанных льдом и снегом, а ещё из-за наличия скал и быстротечных рек. Из-за окружающей среды плодородность Осетии невелика: кроме злаков, таких как овёс, пшеница и ячмень, фактически ничего там не родится.

Осетины, религия которых с древних времён считалась христианской, сегодня только считаются таковыми из-за соблюдения Великого поста, почитания икон, вере священникам и церквам. Больше ни в чём они отношения к христианству не имеют. Раньше осетины почитали многих богов природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в мусульманстве. Очень часто приносили они жертвы и христианским святым, таким как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и прочим.

Российская Алания

Находясь в окружении мусульманских соседей, аланы постоянно подвергались набегам черкесских феодалов.В 18 веке осетины попросили российский престол принять их в свое владение, мотивируя общей религией и желанием находится в орбите близкого государства, а не Оттоманской империи.Прошение было удовлетворено и Россия присоединила Осетию, а потомки аланов массово влились в русскую армию, часто составляя ее самые боеспособные части.

Бега Кочиев

Но, как это бывало и с другими народами, осетины быстро поняли, что русский царизм и крепостничество немногим лучше монгольского рабства. В начале 19 века были многочисленные крестьянские восстания, которые жесткого подавлялись русской армией, а осетины привычно уходили в горы.Фактически, это было ответом на откровенно колониальную политику России на Кавказе. Выступления быстро подавлялись, так как осетины были малочисленны и разрознены, а также им давались временные послабления, которые потом отменялись, после успокоения региона. Весь 19 век регион периодически сталкивался с войной против царизма…

Осетины — это, в основном, христианский, православный народ

К какой религии относятся осетины можно понять, изучив историю этого народа. Дело в том, что в 916 году состоялось великое крещение Алании. При этом Николай Мистик учреждает Аланскую епархию.

Три аланских храма (IX—Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами (осет. Аргъуан) на территории России. Благодаря христианству у осетин появляется письменность на основе греческого алфавита (Зеленчукская надпись).


Северный зеленчукский храм X века. Христианство проникло на территорию Осетии ещё в древние времена. Фото: upload.wikimedia.org

Зихская и Аланская митрополия объединились. Произошло это в 4-й четверти XIII века. Оно сопровождалось уходом христианского населения в Сарайскую митрополию.

После падения Византии и разрушения Аланского государства, под натиском варварваров-кочевников население Северной Осетии подверглось почти полному уничтожению, а христианство регрессировало к народному обычаю.

Для него характерно смешение христианских и языческих обрядов и обычаев. При этом археологии говорят о смешанном христианско-исламском населении Древней Алании.

1745

в этом году произршло второе крещение Северной Осетии

Его провела русская православная духовная комиссия во главе с архимандритом Пахомием. Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году. Для осетинского православия характерно «народное христианство».

Для него характерно наличие в центре религиозных церемоний семейной трапезы, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера.

Особая роль отводится святилищам (дзуар), где совершались моления, жертвоприношения и торжества (куывд). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) может быть только глубоко религиозный человек, старший в своём роде. Мужчины и женщины дзуар посещают отдельно.

Евангелие на осетинском языке. Евангелие на осетинском языке было написано после её присоединения к России. Фото: i.ironau.ru

В современной Северной Осетии 49% населения является прихожанами Русской православной церкви. Кроме того, в наши дни в Осетии ограниченно распространен католицизм и протестантизм (баптизм, лютеранство), а также неохристианские течения (адвентисты седьмого дня, пятидесятники).

Некоторые представители христианства, при этом, заявляют об их притеснении со стороны последователей традиционной осетинской религии.

Осетины сегодня

Немалая часть осетин по сей день верна традиционным верованиям. Разные сёла республики имеют свои святилища и молельни. На сегодняшний день Осетия восстанавливается и реконструируется. Из-за неудовлетворительной социально-политической ситуации многие граждане покинули страну, а те, кто остались, живут на маленькую зарплату. Людям очень тяжело заниматься строительством или приобретать необходимые продукты питания, поскольку таможенные службы России продолжают работать по той же схеме, что и до войны с Грузией. Культура осетин недостаточно быстро развивается, пока что у них нет возможности получить хорошее образование и чего-то добиться в жизни. И это невзирая на то, что Осетия богата на цветные металлы, у них замечательная древесина, возрождается текстильная промышленность. Государство может начать развиваться и стать одним из самых современных, но для этого понадобится много усилий и новое правительство.

Православие в Осетии

Многие осетины придерживаются основных канонов православия, но вместе с тем в их верованиях присутствуют особые черты. Они обусловлены историческими обстоятельствами, при которых жители Осетии знакомились с разными мировыми религиями.

Христианство знакомо осетинам с незапамятных времен. В 2014 г. торжественно отмечалось 1100-летие Крещения Алании (современной Северной Осетии). Сохранились сведения о том, что аланский народ принял христианскую веру от руки константинопольского епископа Петра, который крестил его.

По официальной версии, христианство пришло в Осетию из Грузии в XI–XIII столетиях. Однако на самом деле жители горного государства познакомились с ним гораздо раньше – еще в IV веке нашей эры:

  • в этот период население южной части страны приняло христианство от западных грузин;
  • после того как древнее государство Лазик стало сближаться с персами, учение Христа на время замедлило свое распространение;
  • во времена правления Юстиана, жившего в VI веке, стали возводиться православные церкви, в Осетию прибыли византийские священнослужители, население страны стало приобщаться к христианской морали и новым обрядам.

Параллельно сохранялись отголоски язычества, поскольку осетины приносили жертвы не только духам, но и великим христианским святым – Георгию Победоносцу, Архангелу Михаилу, Николаю Угоднику и другим.

Влияние России на религию осетин

Уже при первой Гражданской войне Православную Российскую Церковь объявили оплотом контрреволюции. Впоследствии произошли репрессии, направленные против духовенства. Они растянулись на несколько десятков лет, стали уничтожаться церкви и храмы. Владикавказская епархия уже в первые 20 лет советской власти была разгромлена. Осетины, христиане или мусульмане, не имели единой веры. А уже в 32-37 годах прошла вторая волна репрессий, тогда пострадало и христианство, и мусульманская вера. Именно в эти годы в Осетии наблюдались массовые разгромы и закрытия храмов. К примеру, во Владикавказе из 30 соборов уцелели всего два, которые действуют и сегодня.

Специфика верований осетин

Осетины, мусульмане или христиане, те кто исповедуют традиционную религию или другие течения, все они остаются одним сплоченным народом, толерантным к другим культурам и при этом приверженным своим древним ценностям.

Бог один для всех — так думали древние, так учат старейшины. И до сегодняшнего дня осетинский народ очень терпим к самым разным религиям.

Культура осетинского народа складывалась веками. Ее уникальные особенности во многом определены религиозными мотивами.

Первобытная религия сформировала у этноса уважение к женщине, почитание старшего поколения, внимательное отношение к природе, гостеприимство и т. п.

Эти принципы были подкреплены и исламом, который также влиял на формирование управленческих принципов, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.

Влияние христианства внесло свои коррективы в быт народности обрядами и корректировкой календаря праздников.

Различные религии, приходившие на землю иронов, оставляли свой вклад в развитие искусства.

Тяжело разграничить влияние отдельных религий на конкретные аспекты культуры осетин. Однако можно уверенно сказать, что культура и религия этого народа идут рука об руку и дополняют друг друга.

Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Этногенез Осетинов

Впервые гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

1 из 2

Скифские находки на Кавказе 7-6 в д.н.э.

В далёком прошлом иранские племена заселяли Дон и Дунай, а страна, в которой они проживали, именовалась Скифией – по названию доминирующего там народа. Но потом на этой территории возобладали сарматы, и она стала называться Сарматией, писал во II веке до нашей эры Птолемей. Сарматия граничила с Хазарским каганатом, который воспринимал аланов как серьёзную угрозу, чем пользовалась Византия, стараясь ещё больше их рассорить.

Осетины — потомки аланов?

Основная теория этногенеза осетинского народа послужило объединение аланских племен с местным кавказским населением. Всвязи с этой гипотезой республика Осетия была переименована в Осетию-Аланию. Однако у этой теории есть и противники, которые считают, что связь с аланами недостаточно доказана.

1 из 2

Аланы вышли из среды пошедших на спад сарматов и часто отождествлялся с ними. Именно сарматы изобрели стремена, и как следствие – тяжелую кавалерию – катафрактов, ставших прототипами европейского рыцарства. Аланы же распространили эту культуру на огромные пространства.

Аланы прославились как великолепные конные наемники, которые повсюду входили в военную элиту. Действительно, аланы жили в Причерноморье в дальнейшем они прошли всю Европу, оставив анклав на территории Венгрии, Франции, Испании и даже дошли до Британских островов и Северной Африки, основав там государство в союзе с вандалами. В Европе сохранилось множество этнонимов, связанных с аланами и сохранилось даже имя — Алан, например Ален Делон.

Однако, более правильной считается теория иранского происхождения осетин, которую впервые выдвинул польский учёный Ян Потоцкий, а позднее подтвердили русские учёные. Согласно этой теории, осетины являются потомками иранского племени, которое в древности называли сарматами, а в Средние века – аланами.

При этом степень родства кавказских аланов и европейских до сих пор неясна.Согласно академику Клесову, это совершенно разные народы.

По основной версии, к началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою, пока монголам не удалось договориться с половцами, и половцы ушли. Затем монголы разбили алан, а впоследствии — и половцев в союзе с русскими.

Аланское население сохранилось в горах, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское, Тырсыгомское, Кударское, Ксанское.

Присоединение Осетии к России в 1774 г.

В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства Елизаветой Петровной. В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными».

Присоединение Осетии к России в 1774 году, отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин с гор на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с Россией.

Вскоре на берегу Терека вырос город-крепость Владикавказ. В конце XVIII века от стен Владикавказа через Кавказский хребет прошла важная магистраль – Военно-Грузинская дорога, охрана которой была поручена отважным воинам – осетинам. Осетины участвовали во многих войнах России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин.

Христианская церковь в Осетии

Экстремистская политика тбилисских властей поставила жителей Южной Осетии перед выбором – «быть или не быть», сохранить свое национальное лицо или раствориться в грузинском этносе. После длительной эскалации конфликта, приведшего к трагическим событиям августа 2008-го, осетины однозначно выбрали самобытность.

Экономика

В последние годы экономическое развитие Северной Осетии-Алании было успешным; Показатели социально-экономического развития республики с 2005 по 2007 год показали стабильный рост всех секторов экономики и основных социальных показателей. Природно-климатические условия республики способствуют успешному развитию различных секторов экономики, чему способствует обилие природных ресурсов. Валовой региональный продукт на душу населения области в 2006 году составил 61 000 рублей (2596 долларов США) и увеличился на 30% за период 2005–2007 годов. ВРП на душу населения в 2007 году составил 76 455 рублей. С 2005 по 2007 год среднемесячная заработная плата в Северной Осетии-Алании увеличилась вдвое, при этом фактические денежные доходы увеличились на 42,5 процента. По приросту среднемесячной заработной платы республика занимает первое место на Северном Кавказе.

В число экономических приоритетов правительства области входят промышленный рост, развитие малых предприятий, санаториев и курортов, а также укрепление бюджетной и налоговой дисциплины.

К крупнейшим предприятиям региона относятся Электроцинк , Севкавказэнерго , Победит (производитель вольфрама и молибдена).

Природные ресурсы, сельское хозяйство и промышленность

Наиболее распространенными ресурсами являются цинк- и свинцовые комплексные руды. Есть месторождения известняка , доломитов , мрамора и пробного камня . Также имеется большое количество строительных материалов, таких как глина , песок и гравий . Запасы местного нефтяного месторождения оцениваются в 10 миллионов тонн.

Сельскохозяйственный сектор разнообразен и специализируется на выращивании пшеницы, кукурузы и подсолнечника; садоводство; виноградарство; животноводство и овцеводство.

Промышленность Северной Осетии в основном сосредоточена во Владикавказе . Крупные компании , расположенные здесь , включают Электроцинк , Gazoapparat , завод по производству приборостроения, Elektrokontraktor , завод по производству автомобильного электрооборудования, строительный комплекса крупнопанельного и компаний в пищевой промышленности. Промышленный центр Садонского вырос вокруг горнодобывающих и лесной промышленности.

Туризм

Канатная дорога в Цейском ущелье.

Куртатская долина

Художественный музей М. Туганова во Владикавказе

Несмотря на близость к Чечне, Северная Осетия прилагает усилия для развития туристической индустрии. По словам главы областного правительства, в горной части республики успешно реализованы проекты в рамках программы развития санаторно-курортного и туристического комплекса. В республике около 3000 исторических памятников, более половины ее площади занимают национальный парк «Алания» , Северо-Осетинский национальный заповедник и заказники. В республике более 250 лечебных, минеральных и пресноводных источников с расчетными суточными запасами 15 000 кубических метров. Помимо того, что эти минеральные воды служат основой для оздоровительных курортов, их также можно разливать в бутылки и продавать. Минеральные воды Северной Осетии известны своими уникальными качествами, а также особым минеральным составом.

Инфраструктура

По инфраструктуре Северная Осетия-Алания занимает второе место в Южном федеральном округе и 10-е место в стране. В республике одни из самых разветвленных телекоммуникационных сетей на Северном Кавказе и в России . Занимает первое место по разводке сетей связи в Южном федеральном округе.

Республика занимает четвертое место в России по площади дорог с твердым покрытием, а ее расширяющийся транспортно-логистический комплекс обеспечивает сети связи между Россией и Южным Кавказом, а также Центральной Азией. В состав комплекса входят две федеральные трассы ( Военно-Грузинская дорога соединяет Владикавказ с Закавказьем ), проходящие через Большой Кавказский хребет , два таможенных пункта пропуска автомобилей, развитую железнодорожную сеть, международный аэропорт Владикавказа и хорошо оборудованные транспортные терминалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector