Что означает анафема? смысл провозглашение анафемы

Православная Жизнь

ФОМА

Церковь вынуждена ограждать своих членов от общения с раскольниками и еретиками с помощью отлучения — анафемы.

Анафема — это не «церковное проклятие», а полное отлучение человека от Церкви за тяжкие грехи — намеренное искажение догматов (ересь) или разделение внутри Церкви (раскол). На практике это выглядит так: человек больше не может участвовать в церковных таинствах, главное из которых — Причастие.

Согласно Православной Энциклопедии, термин «анафема» изначально греческий (ἀνάθεμα, ἀνάθημα) и означал у языческих авторов «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм» — то есть нечто отдельное, не употребляемое в обиходе. Его же использовали в греческом переводе Библии для передачи древнееврейского термина «herem», который означает нечто проклятое и отверженное. Так слово «анафема» получило свой негативный оттенок.

Церковь считает раскол и ересь одними из самых тяжких грехов: раскольники и еретики не только сами отступают от Церкви, посягают на основы ее учения и единство, но соблазняют на это других верующих. Поэтому Церковь вынуждена ограждать своих членов от общения с ними с помощью отлучения — анафемы.

Есть два вида отлучения от Церкви: «малое отлучение» и анафема. «Малое отлучение» — это временное исключение человека из церковной общины и запрет на участие в таинствах. Такой вид церковного наказания налагается на определенное время — от нескольких месяцев до нескольких лет за самые тяжкие грехи, такие как блуд, воровство и другие, после того, как человек покаялся и прекратил грешить. Анафема же провозглашается на неопределенное время, до раскаяния человека в своих поступках, тем самым не лишая его надежды на спасение, но указывая всем, что он грешит против Церкви и все, кто за ним последует, также из Церкви уйдут и будут повинны в грехе против нее. Анафеме предают только после неоднократного увещевания человека раскаяться.

Предать анафеме могут только члена Церкви, то есть как минимум крещеного человека, который считает (или считал) себя православным и участвовал в церковных таинствах. Поэтому атеиста или агностика предать анафеме нельзя — такой человек изначально не считал себя христианином и никогда не был членом Церкви.

Самым знаменитым «анафематствованным» человеком называют Льва Николаевича Толстого. Писатель не раз высказывался против Церкви, а потом и вовсе стал искажать ее учение. Его колоссальный авторитет и популярность были источником большого соблазна для интеллигенции той эпохи. Знаменитый писатель не только сам придерживался антицерковных, иногда прямо кощунственных религиозных взглядов, но и претендовал на роль своего рода религиозного учителя. В 1901 году за «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» Святейший Синод постановил: «Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Технически слово «анафема» не произнесли, но суть та же.

Одним из последних предали анафеме бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) за раскол в Церкви (создание так называемой Украинской православной церкви Киевского Патриархата). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1997 году постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». До этого раскольника лишили всех степеней священства и неоднократно призывали покаяться.

В Русской Православной Церкви предать анафеме может действующий епископ в своей епархии, Патриарх и Священный Синод, но только после решения Церковного Суда.

Кирилл Баглай

Какое значение имеет анафема в традиции православия?

Фото: Kerpc.ru

Согласно православным канонам и уставам, анафема является отлучением прихожанина от общения с любыми Церковными Таинствами. Это считается высшим церковным наказанием, которое используется на протяжении многих столетий как кара за особенно тяжелые грехи, например, измену православной вере.

Само понятие «анафема» пришло из греческого языка. Оно образовано от древнегреческого глагола, в дословном переводе означающего «откладывать», «выставлять» или «отсрочивать». Если обращаться к православному контексту, то трактовать этот термин нужно как «отделение», «выставление», «вынесение в сторону», то есть за пределы христианской церкви.

Когда церковнослужители подвергают человека анафеме, они официально и публично признают, что человек своими поступками или мировоззрениями совершил серьезные нарушения, которые не могут иметь ничего общего с православной церковью.

Следует отличать анафему от епитимьи, когда человека на определенное время лишают церковного общения. Анафема предполагает полную изоляцию человека от церкви. После ее провозглашения верующий больше не имеет права быть членом ни одного православного прихода. Однако он может покаяться в своих прегрешениях. В этом случае, возможно, анафема будет снята.

Что такое анафема и когда она была наложена на Филарета

Анафема (согласно Православной Энциклопедии)- это «отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое. Церковную Анафему не следует смешивать с «отлучением» (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также «малым отлучением», оно в отличие от Анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например, воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

В 1992 году на тогдашнего предстоятеля Украинской православной церкви (Московского Патриархата) митрополита Киевского и всея Украины Филарета была наложена анафема. Решение принял архиерейский собор РПЦ. Причиной было нарушение митрополитом семи канонов православной Церкви. С Филарета сняли все ступени священства за “жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж”, клятвопреступление, клевету на архиерейский собор, а также за рукоположения епископов и священников, пребывая в состоянии запрещения. По сути, бывший иерарх РПЦ тогда начал формировать раскол, наполняя свою религиозную организацию новыми иерархами.

С просьбой снять наложенную на него анафему Филарет обратился в Константинопольский патриархат еще летом. Статус Филарета являлся препятствием получения автокефалии, а удовлетворенная Варфоломеем апелляция продемонстрировала насколько серьезны намерения Константинополя дать Томос сторонникам украинской автокефалии.

Ранее «Вести» писали о том, что из Стамбула приходит противоречивая информация по поводу Томоса. Сегодня же стало известно, чтоСинод Вселенского патриархата снял вопрос об автокефалии с повестки. ни сегодня, ни завтра вопрос о томосе рассматриваться не будет. Синод Константинопольского (Вселенского) патриархата завершается 11 октября в 11.00. Затем начнется синопсис – заседание иерархов по вопросам вероучения, на который подобные вопросы вообще не выносится. Также мы рассказывали о возможных последствиях предоставления автокефалии Украине.

Тем временем, в соцсетях шутят по поводу «несчастливого октября» у Петра Порошенко в плане реализации повестки, сформулированной в предвыборных слоганах главы государства – «Армия! Язык! Вера!». Сначала в Ичне взорвался склад боеприпасов («армия»), теперь выходит, что и томос уже «не светит» («вера»), остался один язык – но и он под вопросом.

Внешние ссылки

О других проектах Викимедиа:

Анафема , на Викискладе?

  • Авторитетные записи  :

    • ( )

Анафема

Винсент Кавана  · Дэнни Кавана  · Джейми Кавана  · Джон Дуглас  · Ли Дуглас Даррен Уайт  · Дункан Паттерсон  · Шон Тейлор-Стилс  · Мартин Пауэлл  · Дэйв Пибус  · Смит
Студийные альбомы Серенады (1993) · Тихая загадка (1995) · Вечность (1996) · Альтернатива 4 (1998) · Суд (1999) · Прекрасный день для выхода (2001) · Стихийное бедствие (2003) · Мы здесь, потому что мы Здесь (2010) · Погодные системы (2012) · Далекие спутники (2014) · Оптимист (2017)
Живой альбом Неприкасаемые / Универсальный (2013)
EP Падшие (1992) · Пятидесятница III (1995)
Сборники Резонанс (2001) · Резонанс 2 (2002) · Взгляд в прошлое (2008) · Падение глубже (2011)
DVD Видение умирающих объятий (2002) · Были ли вы там? (2004) · Момент времени (2006) · Универсальный (2013)
Дискография
  • Металлический портал
  • Портал прогрессивного рока
  • Ливерпульский портал

Анафема в Православной Церкви

Применение этой меры наказания за особые грехи существовало и в Православной церкви. Имелись особенности, отличающие акт отречения от осуществляемого в древней церкви. Основное отличие – меньшее количество ереси, так как случаев отречения от христианской веры или перехода в иную, практически не фиксировалось. Наказание следовало за идолопоклонничество, приношение жертв иным богам (в язычестве).

Поклонения идолам язычества приводило к осуждению

Наказание могло последовать в отношении тех людей, которые не заключали христианского брака или не соблюдали его правил, пренебрегали причащением или совершали его реже, чем раз в год. Также возрастала вероятность быть отлученным от церкви у тех, кто устраивал шумные гуляния в дни особых торжеств и праздников, значимых для православия. Особенность – если в это время проводились кулачные бои и в них имелись погибшие, то такой случай рассматривался, как пособничество в делах разрушения церкви, умершие могли быть подвергнуты «проклятию». Христианство карает за употребление мяса в дни Постов, но покаяние способствует смягчению наказания.

Кулачные бои в Великие праздники могли стать причиной анафемы

Снятие анафемы в православии: мнение православной церкви

Церковное учение указывает, что таинство отлучения от обрядов не является событием бесповоротным. Человек всегда может вернуться к вере. Снятие производится в несколько этапов:

  • покаяние лица в публичном порядке;
  • обращение к лицу или органу церковной власти, которые произнесли анафему;
  • если имеются достаточно значимые основания, принимается решение о прощении.

На положительный исход дела влияют искренность и полнота раскаяния, исполнение возложенного на человека наказания в полном объеме, понимание лицом, что значит и чем является анафема в духовной судьбе личности.

Чин торжества Православия

Происхождение термина и его значение

Слово анафема пришло в нашу речь из греческого языка. Сперва оно означало “отлучение” от глагола  ἀνατίθημι — “возлагать”, “откладывать”, то есть жертва или посвящение Богу по обету. Постепенно слово изменило свое значение, и стало обозначать изгнание, либо отлучение от общества, проклятие. 

В просторечии под анафемой подразумевают проклятие, слово использовалось как бранное — анафема, анафемский. 

В Православии под словом анафема понимают:

  • чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Церкви;
  • чинопоследование на праздник Торжество Православия с провозглашением анафемы еретикам и догматов веры, пением “Вечной памяти” усопшим и многолетия живым;
  • анафема — публичное отлучение христианина от Церкви, запрет на участие в таинствах Церкви; извержение из членов Церкви.  

Анафема — самое строгое церковное наказание, которое следует за тяжкие грехи против Церкви — уклонение в ересь, хулу на Церковь, сознательную нераскаянность в этих грехах. Решение о предании анафеме принимается соборно и в крайне редких случаях. 

Человек, преданный анафеме, не принадлежит больше лону Церкви, он становится чужим для верных, отлучен от общения с Церковью и ее членами до тех пор, пока публично не принесет покаяние.

Многие понимают анафему, как церковное проклятие. На самом деле, Церковь не проклинает отступников, а призывает к покаянию виновных, это последний призыв одуматься. Анафема — это предание кого-то или чего-то в абсолютное владение. В церковном понимании, анафема — это передача христианина на Суд Божий. Церковь снимает с себя заботы о человеке, прекращает молитвы о нем, и передает его Богу. Объявление анафемы свидетельствует о том, что человек, хотя бы и называл себя христианином, таковым не является: его поступки, мироощущение, взгляды идут вразрез с церковными. 

Публичное проклятие

«Предать анафеме» — что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, — «иже с ними».

В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.

В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.

За что отлучают от Церкви

Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение». В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения:

  • уклонение в ересь,
  • раскол.

Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия.

Торжество Православия

История происхождения термина и его употребление в Библии

Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».

Полезные материалы

В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению».

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника.

Интересный факт

В церковной практике в качестве термина слово «анафема» вошло в употребление в IV веке.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Сентябрь 2021  (37) Август 2021  (61) Июль 2021  (95) Июнь 2021  (64) Май 2021  (101) Апрель 2021  (85) Март 2021  (71) Февраль 2021  (86) Январь 2021  (98) Декабрь 2020  (116) Ноябрь 2020  (109) Октябрь 2020  (135) Сентябрь 2020  (135) Август 2020  (162) Июль 2020  (143) Июнь 2020  (141) Май 2020  (173) Апрель 2020  (256) Март 2020  (195) Февраль 2020  (127) Январь 2020  (106) Декабрь 2019  (151) Ноябрь 2019  (122) Октябрь 2019  (132) Сентябрь 2019  (140) Август 2019  (132) Июль 2019  (150) Июнь 2019  (118) Май 2019  (130) Апрель 2019  (136) Март 2019  (122) Февраль 2019  (137) Январь 2019  (156) Декабрь 2018  (182) Ноябрь 2018  (143) Октябрь 2018  (146) Сентябрь 2018  (104) Август 2018  (82) Июль 2018  (99) Июнь 2018  (63) Май 2018  (67) Апрель 2018  (65) Март 2018  (69) Февраль 2018  (64) Январь 2018  (69) Декабрь 2017  (59) Ноябрь 2017  (70) Октябрь 2017  (56) Сентябрь 2017  (55) Август 2017  (55) Июль 2017  (75) Июнь 2017  (62) Май 2017  (64) Апрель 2017  (46) Март 2017  (54) Февраль 2017  (35)

[править] Also

  • Anathema — винрарнейшая английская дум-метал группа (в последнее время играющая атмосферный рок), поющая о грусти, обречённости, одиночестве, отчаянии и утрате.
  • Анафема — имя (по паспорту) героини винрарной книги Пратчета и Геймана «Благие знамения». А фамилия её — Device , у разных переводчиков «Деталь», «Гаджет» или «Прибор».
  • Официально в этой стране богобан можно получить, позвонив Давыдовой Зинаиде Николаевне.
  • Anathema — амарский ковер (корабль для тайных операций) из игры EVE Online.
  • «Анафем» (именно так, без «а» на конце) — свежий роман фантаста Нила Стивенсона. Место действия — планета (спойлер: аналог Земли в параллельной Вселенной) , на которой в один не особо прекрасный момент разошлись пути науки и 95%: носители знаний почти полностью отгородились от мира в своих обителях, где в течение многих веков накапливали и перерабатывали знания, а за это время снаружи успела развиться, пережить ядерную войну и снова восстановиться внешняя цивилизация. Доставляет качественной проработанностью научной и философской терминологии чужого мира. Анафем здесь — процедура изгнания из обители.
  • Анафема — неофициальное, употребляемое богами Хаоса, имя Императора.

Осужденное зло

Анафема — это (в широком смысле) что-то или кто-то, кого ненавидят или избегают. В своем другом основном трактовании — формальное отлучение. Последнее значение, его церковный смысл, основан на использовании Нового Завета. В Ветхом Завете анафема указывала либо на то (живое или неживое), что было освящено, либо на то, что было осуждено как зло, или проклято и отложено для жертвоприношения.

Анафема»(в значении «проклятие»), приписываемая папе Григорию XI, означало «подношение» или «ничего специального», и происходит от глагола «предлагать». В Ветхом Завете речь шла как об объектах, посвященных божественному использованию, так и о предметах, подлежащих уничтожению во имя Господа, таких как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечистым, смыслом стало «все, что посвящено злу» или » проклятие». Изначально суть анафемы заключалась в отлучении от церкви нераскаявшегося еретика. К VI веку литургическое значение вновь стало означать формальное церковное проклятие, отлучение от храма и осуждение еретических доктрин.

В 1526 году слово «анафема» впервые появилось в английском языке и использовалось в значении «что-то проклятое». Через некоторое время было принято значение «освященный предмет», но широкого использования не получило.

Что такое анафема, какой её смысл

Анафема является воспитательным актом, который главной своей целью имеет не наказание оступившегося человека, а приведение его на праведный путь. Основное определение указывает, что возложение анафемы происходит для того чтобы человек смог совершить духовное приношение богу. Во время перевода Евангелия на греческий язык этот термин был употреблен в искаженном значении – «унижение» или «проклятие». С тех пор совершение акта считается самым страшным, что может произойти с христианином.

Если изучить каноны православной веры, anathema – это высший акт наказания человека, принадлежащего к церкви. В результате он утрачивает возможность:

  • причислять себя к вере;
  • принимать участие в обрядах;
  • касаться святых;
  • совершать таинства;
  • общаться с другими верующими;
  • посещать храмы и церкви, как в дни празднований особых событий, так и в повседневности.

В христианстве считается, что даже негативные мысли несут в себе угрозу для единства и целостности церкви. Проступки и действия, направленные на раскол или изменения устоявшихся канонов подвергаются осуждению, за которым следует совершение акта порицания, которым и является анафема.

Подобное наказание предполагает полное отчуждение человека от церкви. Если он принадлежит общине, то производится его исключение. В число запретов входит и обряд причащения вином и хлебом. Подвергнуться наказанию может не только «мирянин», но и священнослужитель. Для него в случае произнесения слов порицания и совершения акта становится невозможным возвращение к занимаемой в церкви должности, совершать все положенные по канону обряды и таинства.

Наказание не получит верующий, который не грешит

Церковь не наказывает так жестко даже за самые сильные грехи и проступки сразу. Грешнику всегда дается возможность вернуться на праведный путь. Для этого он должен осознать тяжесть совершенного деяния, понять, какие последствия повлечет за собой его деятельность. Если будет признана вина, принесено покаяние, то отлучение производиться не будет. Для достижения положительных изменений с оступившимся проводятся беседы. Они необходимы для того чтобы  донести всю тяжесть и опасность поступков для души человека и веры в целом. В том случае, когда человек не приходит к покаянию или отказывается признать свою вину, не осознает ответственности, то его подвергают церковной каре под названием анафема

Важно помнить: есть временное отлучение от церкви, что не является анафемой в полной мере

История и Происхождение термина

Первые упоминания термина встречаются еще в древних текстах. В них анафема и что это такое разбирается с точки зрения приношений даров божествам, позже – единому богу. Увидеть термин можно в произведениях:

  • Гомера;
  • Геродота;
  • Софокла.

Мыслители древности упоминали об анафеме в своих трудах

О первых приданиях анафеме, как мере наказания, написано в апостольских посланиях. Считается, что официальной датой вынесения подобного наказания является IX век. Церковные осуждения известны и ранее:

  • 4 век – осужден пресвитер Арий;
  • V век – патриарх Нестория;
  • VII Вселенский Собор – придание анафеме иконоборцев.

Церковное отлучение в правилах разделяется на три степени:

  • отлучение от таинств, но позволение произносить церковные молитвы. Общаться с другими верующими также не запрещается;
  • запрет на осуществление духовных таинств и общение с верующими;
  • отлучение или изгнание из общины. В этом случае производится лишение всех привилегий, связанных с возможностью посещения церкви. Общение с верующими в этом случае запрещено.

Впервые термин встречается в канонах Эльвирского собора. Упоминание датируется началом 4 века.

Духовное осуждение Ария

Сущность и смысл анафемы

Православие предполагает расшифровку термина, как наказание за особый тяжести грех. В этом случае судить душу может только Бог. Церковь же в этом случае снимает с себя обязанности по вознесению молитв и осуществлять попечение кого-либо или чего-либо. Если требуется объяснить сущность и смысл акта наказания, то нужно сказать, что это не проклятие в прямом смысле, но символ, указывающий на отступника, как предателя. В этом случае анафема и полное значение слова для верующих – наказание, акт воспитания духовной стороны личности. Человек может называть себя христианином, но своими действиями и поступками доказывал обратное, за что и понес наказание. С момента его вынесения церковь не имеет к грешнику никакого отношения.

Утверждение церковных правил и законов

[править] Ссылки

  • Аудиозапись: Давыдова Зинаида Николаевна кастует анафему
  • АНАФЕМА И КАТАФЕМА, МАРАНФА И ФРИ ФРИ!!!!!!!
«Анафема — опиум для народа
Боги и пророки Mihole-Христос • Б-г • Будда • Иисус (Jesus Is a Jerk • Jesus lol • Jesus saves • Raptor Jesus • What would Jesus do?) • Император Человечества • Ктулху • Левашов • Ошо • Покровитель интернетов • Распутин • Спиноза • Шри Япутра
Cекты и сектанты Аум Синрикё • Вселенные люди • Движение Объединения • ДРУГГ • Долбославие • ИГИЛ • ИПХ (Владыка Амвросий) • Источник Жизни • Каббала • КОБ • Монолит • Мормоны • РоСД • Саентология • Сатанизм (666 • Лавей) • Сетевой маркетинг • Синтон • Союз православных хоругвеносцев • Тренинги личностного роста • Харизматы
Культы от балды Inglip • Абдуловера • Джедаизм • Культ Богини (Silvy • Культ Гаечки • Харухизм) • Онотоле • Пастафарианство • Теория Разумного падения • Угнетатель • Церковь Евгения Вагановича Петросяна
Непременные атрибуты Агасфер • • Анафема • Духовность • Иван Купала • Исламский туалетный этикет • Каналы информации (Tomorrow’s Pioneers • Радио Радонеж) • Канонiчно/Православно • Нарекаю тебя Коловратом • ПГМ • Пентаграмма • Платочек • Помолясь • Принять ислам • Просветление • Свобода воли • Священная корова • Сотворение Адама • Споры с наукой • Тайная вечеря (Святой Грааль) • Три обезьяны • Хиджаб • Шахсей-вахсей • Экзистенциальный кризис
Ревнители веры MC Покайся • Аббатус • Агещев • Даниил • Дворкин • Димитрий-Сергий • Достоевский • Дугин • Журавлёв • Инквизиторы • Кураев • Мамонов • Мельков • Милонов • Охлобыстин • Папа римский • Патриарх • Поклонская • Проханов • Стерлигов • Сысоев • Тагава • Торквемада • Трехлебов • Фролов • Холмогоров • Энтео
Язычники Аратов • Асов • Ахиневич • Добролюбов • Доброслав • Крада
Крамольные книги Божественная комедия • Векторная религия • Книга Велеса • Православный ёжик • Роза мира • Священный Ахредуптусъ (Адъ и Израиль • Титановый лом) • Турбо-суслик
Ересь Brb, church • Pope song • Pussy Riot • Ансамбль Христа Спасителя • Жопа Хэнка • Карикатуры на Мухаммеда • Матильда • Невзоров • Мы евреи • Невинность мусульман • Оскорбление чувств верующих • Чудо

Происхождение термина

У античных авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое Богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. ‏חֵרֶם‏‎ (херем) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению (Чис. , Лев. , Втор. , Втор. , Нав. , Нав. , Зах. ). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Слово «анафема» в данном случае переведено как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его, когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор. ), показывая, что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянам, дважды в его послании к Галатам (Гал. ), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда своё мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года).

Провозглашение анафемы

Процесс провозглашения анафемы – констатация того факта, что человек более не принадлежит к церкви и должен до конца своих дней пребывать вне ее стен. В этом случае вина отлучаемого должна быть классифицирована, доказана и обоснована. В большинстве случаев провозглашение происходит в отношении предводителей еретиков. Если вместе с ними имеется группа последователей, то имена их не перечисляются, что позволяет сохранить возможность общения с верующими.

Случаи анафемствования

Анафематствование, как акт крайний и необходимый для сохранения силы веры, применялось с древних времен. В документах и писания имеются множественные упоминания подобных случаев.

  • 325 год – анафема арианству (Первый Вселенский Собор);
  • 518 год – отлучение от церкви епископа Севира Антиохийского (распространение ереси);
  • 680 год – анафема ряду патриархов, которые были уличены в распространении еретических взглядов;
  • 878 год – придание анафеме патриарха Фотия;
  • 1054 год – анафема патриарху Константинопольскому и кардиналу Гумберту (обоюдная);
  • 1329 год – отлучение тверского князя Александра Михайловича и его последователей;
  • 1375 год – анафема стригольникам;
  • 1378 год – отлучение от церкви Дмитрия Донского (позже он был причислен к Лику Святых);

Дмитрий Донской

  • 1667 год – наказание в отношении раскольников – старообрядцев;
  • 1775 год – анафема Пугачеву (с последующим снятием непосредственно перед казнью);
  • 1901 год – отлучение от церкви Льва Толстого (официального упоминания о событии нет ни в одном из храмов).

Отлучение Льва Толстого

В современной истории также фиксировались случае отлучения от церкви, как крайняя мера в отношении человека:

  • 1959 год – наказание в отношении Евграфа Дулумана и его последователей;
  • 1970 год – анафема в отношении В.И. Ленина со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей;
  • 1983 год – наказание для последователей экуменизма (со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей);
  • 1997 год – анафема Якунину Г. П. и Филарету (Денисенко).

Случай отлучения от церкви также фиксировался в 2009 году по отношению к Дементьеву О, но решение не вступило в силу, так как человек оказался некрещеным. В некоторых случаях решение о анафематствовании, как наказании – это подчеркивание особой опасности от деятельности человека по отношению к церкви или народу.

Духовные последствия анафемы

Основное значение процедуры – исключение из церковной общины. Приводит к этому официальное провозглашение с указанием имени и деяния лица, совершившего проступок или тяжкий грех и не пожелавшего принести покаяние. Духовные последствия:

  • отлучение от всех или большинства духовных таинств;
  • запрет на посещение церквей;
  • исключение из общины;
  • невозможность погребения по христианским правилам и требованиям.

В западных странах в период Средневековья придать анафеме могли человека, который был замечен в общении с тем, кто ранее был отлучен от церкви. Также он получал ограничения в праве выступать истцом и свидетелем на суде. Если преданного анафеме убивали, то это деяние не считалось преступлением. Покаяние со стороны человека могло дать ему шанс вернуться к вере.

Получить прощение возможно — нужно покаяться в грехе

За что церковь предаёт анафеме?

Человек может быть отлучён от церкви:

  • за еретизм;
  • раскольничество;
  • грубые преступления против православных государственных деятелей;
  • грубые нарушения церковных правил.

Предать анафеме можно и человека, которого уже нет в живых. В этом случае церковь отказывается проводить отпевание усопшего, заупокойные службы, читать молитвы.

Еретизм

Еретизм — это учение, которое противопоставляло себя господствующей религии. Еретики не следовали установленным церковным правилам, отказывались исповедовать религию или подвергали сомнению религиозные истины.

В наши дни еретик — это человек, который непочтительно относится к религии. Таких людей ещё называют безбожниками.

Раскольничество

Раскольничество или старообрядчество — это течение, которое возникло как результат реформ патриарха Никона в 17 веке.

Патриарх Никон (1605–1681)

Раскол Русской церкви: Никон против старообрядцев

Религиозные и политические распри не обошли стороной и Русскую Православную Церковь, официально ставшую независимой от Константинополя в 1589 году. Тем не менее в середине 17-го века царь Алексей Михайлович и патриарх Никон решились на проведение церковной реформы, направленной на унификацию литургии и исправление церковных книг. Радикальные шаги реформаторов были вызваны стремлением на деле доказать преемственность Русской церкви по отношению к Константинопольской, тем более, что недавно присоединённые территории Малороссии в религиозном отношении находились ближе к византийским, нежели к русским традициям.

В 1654 году на церковном соборе было объявлено о проведении реформ. Практически сразу нашлись те, кто отказывался принимать нововведение — они через два года были преданы анафеме, но гонения на «старообрядцев», защитников уже устоявшихся традиций, начались сразу же после провозглашения изменений. Моральным лидером сопротивлявшихся стал протопоп Аввакум Петров, несмотря на преследования активно критиковавший Никона и его реформы.

Низложение патриарха Никона в 1666 году, тем не менее, не остановило раскол. Большой Московский церковный собор подтвердил решения двенадцатилетней давности, а отказ Аввакума от своих взглядов предопределил его судьбу: непокорный протопоп был сослан в Пустозёрск, где он продолжал критику церкви и царя. В 1682 году вместе со своими сторонниками он принял мученическую смерть через сожжение.

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. 1897. (pinterest.ru)

Противостояние старообрядцев и Русской Православной Церкви продолжалось ещё долгие годы и сопровождалось жестокими гонениями на первых. Лишь начиная с 19-го века в религиозных делах наметились послабления в сторону ревнителей старой веры, а в 1971 году Поместный собор РПЦ окончательно «реабилитировал» старообрядцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector