Структура церкви: вселенская церковь
Содержание:
- Новости:
- Публикации:
- История
- Собрание святынь храма
- Использованные материалы
- Структура и епархии[править | править код]
- Роль в православном епископстве
- Вселенская церковь (Церковь Христова)
- Раскол в христианстве и восстановление общения между Церквями
- Отношение к Турецкой Республике
- Монашество:
- Использованные материалы
- С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
- Этимология
- История и значение
Новости:
15 октября 2018
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви
/Церковные новости
11 октября 2018
Константинопольским Патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие
/Церковные новости
14 сентября 2018
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви
/Церковные новости
04 сентября 2018
Член Коллегии СОММ архим. Алексий (Поликарпов) передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла участникам ежегодной международной конференции монашествующих в Свято-Благовещенской Супрасльской лавре
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
19 мая 2018
Предстоятель Эфиопской Церкви посетил Марфо-Мариинскую обитель
/Новости ставропигиальных монастырей
19 мая 2018
Зачатьевский монастырь посетила делегация Эфиопской Церкви
/Новости ставропигиальных монастырей
15 октября 2018
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви
/Церковные новости
11 октября 2018
Константинопольским Патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие
/Церковные новости
14 сентября 2018
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви
/Церковные новости
04 сентября 2018
Член Коллегии СОММ архим. Алексий (Поликарпов) передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла участникам ежегодной международной конференции монашествующих в Свято-Благовещенской Супрасльской лавре
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
19 мая 2018
Предстоятель Эфиопской Церкви посетил Марфо-Мариинскую обитель
/Новости ставропигиальных монастырей
19 мая 2018
Зачатьевский монастырь посетила делегация Эфиопской Церкви
/Новости ставропигиальных монастырей
Публикации:
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея
/Интервью
Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения
/Интервью
Митрополит Китирский Серафим
Об украинской «автокефалии»
/Статьи
Митрополит Волоколамский Иларион
Каким должно быть оружие журналиста в информационной войне против христианства?
/Статьи
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«Мы столкнулись с попыткой навязать Православной Церкви новую экклезиологию»
/Интервью
Архимандрит Лазарь (Терещенко)
Монастырь в медийном пространстве, или Для чего монахам информационная служба
/Интервью
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея
/Интервью
Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения
/Интервью
Митрополит Китирский Серафим
Об украинской «автокефалии»
/Статьи
Митрополит Волоколамский Иларион
Каким должно быть оружие журналиста в информационной войне против христианства?
/Статьи
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«Мы столкнулись с попыткой навязать Православной Церкви новую экклезиологию»
/Интервью
Архимандрит Лазарь (Терещенко)
Монастырь в медийном пространстве, или Для чего монахам информационная служба
/Интервью
История
В отличие от других четырех патриархальных резиденций Пентархии ( Иерусалим , Рим , Антиохия и Александрия ) Константинопольская кафедра не является апостольской , хотя традиция приписывает ей основание апостолом Святым Андреем . Однако после переоснования города как «Новый Рим» по Константину , в первом Константинопольском Соборе , в , признает его «Превосходство чести после римского епископа, потому что Константинополь есть Новый Рим».
Это решение подтверждается в каноне 28 Халкидонский в , но еще до того времени, патриархи Константинополя принял титул «вселенского патриарха», не уточнив , что это охватывает именно в вопросах юрисдикции. Пап Лев I — й и Григорий I — й , претендуя на их место юрисдикции над всеми церквами, отказались поддержать это использование.
Постоянство после варварских вторжений, которые затопили западную часть, восточной части Римской империи означает, что патриарх оставался под опекой имперской власти в системе разделения властей, которая могла меняться со временем. Даже больше, чем раскол 1054 года , это было падение Константинополя сначала крестоносцами в 1204 году , а затем турками в 1453 году , что значительно ослабило авторитет патриарха, еще более ослабившего возведение Москвы. автокефальной патриархии в , затем умножением национальных православных церквей ( автокефалии ) в течение XIX E века.
Тем не менее, султаны по Османской империи до сих пор предоставил ему некоторую власть над православными империями, под просом системы . В году с приходом Турецкой республики конфессиональная система была упразднена, и эта функция полностью прекратилась: турецкие власти учредили неканоническую Турецкую православную церковь .
Собрание святынь храма
«».
- Терновый венец
- Гвоздь Распятия
- Ошейник Христа
- Гробные пелены
- Лентион — полотенце, которым Христос вытер ноги апостолам
- Копие
- Багряница
- Трость
- Сандалии Господни
- Камень от Гроба
Помимо десяти реликвий Страстей Месарит сообщает что в храме сохранялись два важнейших Нерукотворных образах Христа, на плате и черепице:
- Мандилион — нерукотворный образ на плате
- Керамион — нерукотворный образ на черепице
Всего в привдорном Фаросском храме было сосредоточено более 20 наиболее значимых христианских реликвий, в том числе части Святого Креста. Все святыни, за исключением Мандилиона и Святого Чрепия, подвешенных в реликвариях на серебряных цепях в арках подкупольного пространства, хранились в южном пределе в специальном прозрачном хранилище-витрине из ценных пород дерева и полированных пластин горного хрусталя.
Использованные материалы
-
«Церковь Богородицы Фара», Попов И. Н., «БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ», Православная энциклопедия, т. 5, 671-677:
-
Лидов А. М., «О константинопольском прототипе царского храма», Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. Материалы и исследования, вып. XIX, М., 2008, 7-42:
-
Лидов А. М., «Реликвии Константинополя Нерукотворные образы в Византии», Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники, М., Прогресс-Традиция, 2006, 167-173:
-
«Храм Богоматери Фаросской (храм Богородицы при маяке; храм Владычицы Икокиры)», Византийский словарь: в 2 тт., СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 472-473:
Византийские историки сообщают: «Михаил велел сделать из саркофага Константина парапеты для церкви Богоматери Фаросской, которую он построил».
Николай Месарит, «Декалог о реликвиях Страстей, хранящихся в церкви Богоматери Фаросской» , Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира , М., 2000, 127-131.
См. ст. «Constantinople in Latin period» в Энциклопедии эллинского мира,
Структура и епархии[править | править код]
Имеет сложную административно-каноническую структуру на всех обитаемых континентах Земли, исключая Африку, которая полностью находится в юрисдикции Александрийского патриархата; включает шесть архиепархий, восемь Церквей и 18 митрополий, каждая из которых подчиняется непосредственно Вселенскому патриарху.
Кроме того, три из шести архиепархий имеют в своём составе митрополии — всего 17.
Две Церкви в составе патриархата имеют статус автономий: Финляндская и Эстонская. Критская архиепископия имеет статус полуавтономной церкви.
В Турцииправить | править код
На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется десять епархий:
- Константинопольская архиепископия, возглавляемая патриархом: Стамбул и окрестности;
- Адрианопольская митрополия: район Эдирне
- Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
- Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
- Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
- Деркская митрополия
- Писидийская митрополия
- Прусская митрополия
- Смирнская митрополия
- Силиврийская митрополия
В Америкеправить | править код
В 1921 году, была создана единая греческая архиепископия Северной и Южной Америки под юрисдикцией Элладской церкви, которая в следующем году была переведена в состав Константинопольской церкви. В 1996 году из её состава вывели митрополии: Канады (Торонтская), Мексики и Центральной Америки (Мехико), Южной Америки (Буэнос-Айрес). Таким образом, в составе Американской архиепископии остались только приходы в США.
Кроме того, в прямом подчинении Патриархата в Северной Америке пребывают:
- Албанская православная епархия в Америке
- Американская карпаторосская православная епархия учреждена в 1938 году.
- Украинская православная церковь в Канаде: украинские приходы в Канаде, принятые в юрисдикцию Вселенского престола в 1990 году от неканонического украинского автокефализма;
- Украинская православная церковь в США принята в юрисдикцию Константинопольского патриархата 12 марта 1995 года, в ноябре 1996 года объединилась с УПЦ в Америке;
Западноевропейский экзархат русской традицииправить | править код
Учреждён 17 февраля 1931 года патриархом Фотием II грамотою митрополиту Евлогию (Георгиевскому), на основании которой русские православные церкви в Европе во главе с управляющим ими митрополитом Евлогием были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха с преобразованием во временный экзархат. Экзархат объединял православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы, главным образом во Франции, существуя параллельно греческой Галльской митрополии и в юрисдикции Константинопольского патриархата в Европе. Был упразднён в 2018 году.
Роль в православном епископстве
Вселенский патриарх играет уникальную роль среди православных епископов, хотя и неоднозначно. Он является primus inter pares («первый среди равных»), так как он старший среди всех православных епископов. Это первенство, выражаемое в канонической литературе как presbeia («прерогативы», буквально «старшинства»), дает вселенскому патриарху право председательствовать на всеправославных соборах .
Кроме того, каноническая литература Православной церкви предоставляет вселенскому патриарху право рассматривать апелляции в случае спора между епископами. Однако вопрос о том, ограничиваются ли эти канонические права только его собственным патриархатом или являются универсальными для всей Православной церкви, является предметом споров, особенно между Вселенским патриархатом и Русской православной церковью .
Исторически сложилось так, что вселенский патриарх слышал такие призывы и иногда был приглашен вмешаться в споры и трудности других церквей. Еще в 4 веке Константинополь сыграл важную роль в смещении нескольких епископов за пределами его традиционной юрисдикции. Это происходит и сегодня, когда в 2006 году патриархат был приглашен помочь в объявлении архиепископа Кипрской церкви недееспособным из-за болезни Альцгеймера . Кроме того, в 2005 годе Константинопольский Патриархат созван всеправославный Синод , чтобы выразить православного мир подтверждения отложения Патриарха Иринея в Иерусалиме . В 2006 году патриархат был приглашен для слушания апелляции русского православного епископа в Соединенном Королевстве в споре с его настоятелем в Москве, хотя последний отклонил и результат этой апелляции, и право на ее подачу.
Вселенский патриарх не имеет прямой юрисдикции за пределами Константинопольского патриархата, предоставленного ему в православной канонической литературе, но его основная функция в отношении всей Православной церкви — это регулирование отношений между автокефальными и автономными церквями. То есть его основная роль заключается в продвижении и поддержании единства Церкви.
Эта уникальная роль часто предполагает, что вселенский патриарх в некоторых источниках упоминается как «духовный лидер» Православной церкви, хотя это не официальный титул патриарха, и он обычно не используется в научных источниках о патриархате. Такое название приемлемо, если оно относится к этой уникальной роли, но иногда приводит к ошибочному мнению, что эта должность, таким образом, эквивалентна православному папе. Однако нет православного понятия, эквивалентного папству: православные церкви действуют в синодической системе, в соответствии с которой церковные вопросы решаются компетентным синодом епископов, в котором каждый епископ имеет один голос. Пять патриархов древней пентархии (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим в указанном порядке) должны получить высшие чести, но не имеют никакой реальной власти над другими епископами, кроме власти синода, который они возглавляют ( и в котором они также обладают одним голосом).
В 2007 году патриарх одобрил Равеннский документ , католико-православный документ, подтверждающий, что епископ Рима действительно является прото («первым») Церкви, как в словах «первый среди равных», а не верховный, хотя в будущем должны быть проведены дискуссии о конкретных экклезиологических упражнениях папского первенства. Согласно Люмену Джентиуму , патриарх является законно посвященным епископом в римской экклезиологии, и существует просто несовершенное церковное общение между Константинополем и Римом, которое, тем не менее, существует и которое может быть улучшено в какой-то момент истории.
Вселенская церковь (Церковь Христова)
Существование Христовой Церкви как некоторого ноуменального принципа не является всеобщей очевидностью; поэтому от христианина требуется вера в неё. Об этом прямо говорит Никео-Цареградский Символ веры: «Верую во Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую церковь», признаваемый в исторических церквях и большинстве протестантских конфессий.
В Новом Завете содержится ряд образов, раскрывающих христианское понимание Церкви и её роли:
- образ виноградника (Мф. ; Лк. );
- образ виноградной лозы и её ветвей (Ин. );
- образ пастыря и стада (Ин. );
- образ рыболовного невода (Мф. , );
- образ засеянного поля (Мф. );
- образ строящегося здания (Еф. );
- образ дома (1Тим. ; Евр. );
- образ брачного союза (Еф. );
- образ невесты Христовой (Еф. ; 2Кор. );
- образ града Божия (Евр. );
- образ матери верующих (Гал. );
- образ главы и тела (Еф. , ).
Все эти образы раскрывают разные стороны одного явления — всемирного объединения верующих, прошедшего сквозь века и связанного центральной идеей, о которой говорится в Библии, имеющего свою историю и перспективу.
Раскол в христианстве и восстановление общения между Церквями
В 1054 г. произошла великая схизма, что привело к прекращению вначале церковно-канонического, а позже евхаристического общения между Константинополем и Ватиканом. В обеих Церквях винили противную сторону в том, что Единая Церковь раскололась. Кроме того, Константинополь назвал Папу еретиком.
В 1274 г. состоялся Лионский собор, где Ватикан и Константинопольская церковь впервые заключили унию, что повторилось в первой половине 15-го века во время проведения Ферраро-Флорентийского собора. Но церковный народ отверг обе унии, что привело к воссозданию Константинопольского патриархата. В середине 15-го столетия сторонники унии были изгнаны турками-османами со своей территории. Признание от них получил лишь Константинопольский патриархат.
В 1862-1923 гг. патриархия управлялась Смешанным советом, куда входили четыре архиерея и восемь мирян, избранных на двухлетний срок. В это же время ввели многоступенчатую процедуру выборов патриарха, которая опиралась на «Общие уставы» 1860 г.
Отношение к Турецкой Республике
После провозглашения Турецкой Республики 29 октября 1923 года турецкое государство признает патриарха только духовным лидером греческого меньшинства в Турции и официально называет его «греческим православным патриархом Фанара» или «римско-православным патриархом». Патриарх Константинополя »( турецкий : Fener Rum Ortodoks Patriği ) ( Фанар — район в Стамбуле, где расположен патриархат). Согласно турецкому законодательству, все еще действующему сегодня, он подчиняется власти Турецкой Республики; однако Турция разрешает Постоянному Синоду митрополичьих епископов избирать патриарха. Чтобы быть избранным, турецкое законодательство требует, чтобы кандидаты были гражданами Турции по рождению. С момента основания современной Турции пост вселенского патриарха заняли родившиеся в Турции граждане греческой национальности. Поскольку почти все греческие православные покинули Турцию (см. Обмен населением между Грецией и Турцией и Стамбульский погром ), это значительно сужает круг кандидатов на престол.
Правозащитные группы уже давно протестуют против условий, поставленных светским правительством Турции вселенскому патриарху, религиозному учреждению. Та же политика применялась и к институту исламского халифата, который был отменен Турцией. Например, экуменический статус, присвоенный ему традиционно в восточном православии и ранее признанный правительствами Османской империи, время от времени становился источником разногласий в Турецкой Республике. Такая политика приводит к проблемам в функционировании патриархата, поскольку духовенство, прибывающее из-за границы, не имеет права подавать заявление на получение разрешения на проживание и работу. В первые дни своего существования турецкое государство поддерживало конкурирующий Турецкий православный патриархат , прихожане которого, однако, оставались ограниченными.
Правозащитные группы также ссылаются на экспроприацию церковной собственности и условия государственного контроля, наложенные на православную богословскую школу Халки , которые привели к ее закрытию Патриархатом. Однако в 2004 году Патриарху Варфоломею с помощью турецкого правительства удалось через восемьдесят лет изменить состав Постоянного Синода митрополичьих епископов в Константинополе, состоящего из двенадцати членов, таким образом, чтобы он мог включать шесть епископов из-за пределов Турции. Он также каждые два года созывает в Константинополе собрания всех епископов, находящихся в его юрисдикции.
Вселенский Патриархат Константинополя периодически подвергался нападениям с 1993 по 2004 год, включая осквернение патриархальных кладбищ, а также нападения на Вселенского патриарха.
Монашество:
Сергей Михеев
О качестве аргументации в меморандуме двух Синодальных комиссий ЭПЦ в пользу признания «украинской автокефалии»
/Исследования
Cвященник Александр Мазырин
В чем заблуждается Патриарх Варфоломей. О сути, причинах и путях преодоления современного кризиса межцерковных отношений
/Исследования
Священник Михаил Желтов
Историко-канонические основания единства Русской Церкви
/Исследования
Протоиерей Андрей Новиков
Апофеоз восточного папизма
/Исследования
Священник Александр Мазырин
Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол
/Исследования
Сергей Платонов
Монастыри в СССР: экономическое и юридическое положение 1943-1953 годов
/Исследования
Использованные материалы
-
Н. Е. Новиков. «Иеремия II» // Православная энциклопедия, Т. 21, С. 296-301
см.: Лебедева И. Н. Поздние греч. хроники и их рус. и вост. переводы. Л., 1968. (ППС; 18)
Welykyj A. G. Litterae Nuntiorum Apostolicorum, historiam Ucrainae illustrantes. R., 1959. Vol. 1. P. 197-198, 263-265
Stiernon. 2000. P. 1000
Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 31
АЮЗР. Т. 1. С. 226-227
Monumenta. 1895. P. 181-182
Monumenta. 1895. P. 188-189
Monumenta. 1895. P. 193-194
Monumenta. 1895. P. 194-201, 203-210
Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 367-368
Жукович П. Н. Сеймовая борьба правосл. западнорус. дворянства с церковной унией (до 1609 г.). СПб., 1901. С. 90-92
Chodynicki K. Kościół prawosławny a Rzeczpospolita Polska: Zarys historyczny, 1370-1632. Warszawa, 1934. S. 339-340
Monumenta. 1895. N 105, 107
Фонкич. 1974
Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: Генезис Брестской церковной унии 1595-1596. М., 2003. С. 271
новогреч. перевод Мануила Малакса соч. «О патриархах Константинопольских» Дамаскина Студита
РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 3; Посольская книга. 1988
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Мировое православие объединяет 250-300 млн православных христиан по всему миру. Однако точных цифр не назовет никто. Структура православной церкви очень отличается от католической. Католическая церковь – как большая пирамида, на верхушке которой находится епископ, и он – безоговорочный глава. Православная церковь состоит из 15 таких, равных на первый взгляд, пирамид – автокефальных церквей.
«Если попасть в Гизу или Мексику, то там на одной территории могут стоять несколько пирамид. Все они одной высоты – формально. Но, как и в Гизе или Мексике, некоторые пирамиды построены раньше. Так и с православными церквями», – объяснил Говорун.
В первом тысячелетии самыми влиятельными были Римская (до раскола), Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви. И только в средние века к ним начали присоединяться славянские патриархаты. Все они были частью Константинополя. «Вселенский патриархат играл очень важную роль, – отмечает Говорун. – Хотя он и был равным среди других, все-таки он был первым. Из ближайшей к этому устройству политической модели можно назвать Британское Содружество. Там тоже формально признают политическую роль британской королевы как лидера содружества, но она не вмешивается во внутренние дела государств».
«Первенство чести» вселенского патриарха Константинополя в православном мире признают практически все поместные церкви – до недавних пор включая РПЦ. «Сейчас это больше дань традициям. Конечно, за патриархом Варфоломеем не стоит огромное количество парафий. И это очень раздражает РПЦ. Они считают, что если у них самая крупная церковь, то они и должны диктовать условия», – отметил Горевой.
Патриарх Варфоломей «первый по чести», но не может навязать свое решение другим. «Должно быть согласие церкви, – говорит архимандрит. – Константинополь не может ни одну церковь принудить к чему-то. Он может только убедить. Или поощрить».
Инфографика – Алина Подлесная/LIGA.net
Внутри Вселенского патриархата у предстоятеля гораздо больше влияния. Но и тут оно небезгранично. Позиция патриарха Варфоломея чем-то напоминает светскую должность президента. А синод из митрополитов – Верховную Раду. Он собирается ежемесячно, а каждые полгода – переизбирается. «Нет такого, как в РПЦ, что синод постоянный и годами прикормлен, – объясняет Горевой. – Тут действительно есть элементы церковной игры».
В решении сложных вопросов Варфоломей часто обращается к советникам и экспертам. «Все они очень хорошо образованы, – уточняет Говорун. – Его круг общения очень разнообразен. Он не сидит в теплой ванне, в которую (условно) руководитель офиса заносит ему информацию и формирует взгляды. Он получает разные точки зрения».
Константинополь уже предоставил – до Украины – автономию еще девяти поместным церквям. Сегодня некоторые в корыстных целях отрицают это факт. Какое безрассудство – патриарх Варфоломей
Но все же есть в структуре Вселенского патриархата несколько людей, которые могут влиять на Варфоломея. К его ближайшему окружению относятся: помощник и главное доверенное лицо – митрополит Варфоломей Самарас; влиятельный иерарх Константинополя, митрополит гальский Эммануил Адамакис; американский архиепископ Элпидофор Ламбриниадис.
«Два сильных лидера – Эммануил Гальский и архиепископ Элпидофор в США. Один из них, возможно, в будущем займет престол патриарха», – не исключает Горевой.
Эммануил занимается новой церковной политикой и решает все вопросы, связанные с межцерковными каноническими делами. Он отвечал за всеправославный собор и украинскую автокефалию, участвовал в переговорах по Македонской церкви.
«А Элпидофор – это ястреб, он выстраивает отношения с США. С победой Байдена это сотрудничество усилится. Оно заключается в том, чтобы снизить роль РПЦ во влиянии на другие церкви. Для США церковь Кирилла – это инструмент Кремля», – считает Горевой.
Именно их электронную почту пытались атаковать российские хакеры из группировки Fancy Bear. В 2018 году Associated Press писала, что взломщики рассчитывали получить доступ к перепискам окружения Варфоломея (сам патриарх почтой не пользуется), и это было связано с подготовкой томоса для ПЦУ.
Этимология
В русском языке, как в большинстве славянских языков, термин «церковь» восходит к греческому прилагательному Κυριακόν, «Господне» (принадлежащее Господу), от которого также происходит название церкви в германских языках. Согласно Фасмеру, прежде чем попасть в славянские языки, слово прошло через языки германские. Однако в греческой христианской традиции, включая новозаветную и святоотеческую, церковь обозначается словом греч. Ἐκκλησία (экклесия), «собрание» (перевод на греческий др.-евр. קהל «собрание» из Писания), непосредственно к которому восходит название церкви на латыни, у большинства народов романской языковой группы, валлийцев, армян, грузин, а также у турок и арабов.
От слова Ἐκκλησία также происходит название экклезиологии — раздела христианского богословия, освещающего вопросы, связанные с церковью.
История и значение
Тронный зал в здании Вселенской патриархии. На троне возлежит Евангелие; Патриарх восседает на троне ниже, на переднем плане
Титул и статус епископа Константинополя оформились в эпоху становления Византийской империи, когда Константинополь начал играть роль столицы Римской империи.
Герб Константинопольского патриархата над входом в собор Святого Георгия, Фанар
Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) появилось у патриарха Акакия (472—489) вскоре после Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора (451), правила 9-е, 17-е и 28-е которого провозгласили общеимперскую юрисдикцию епископа Нового Рима как второго после Римского (решения Собора были приняты в Риме в 453 году, но с протестом против 28-го правила). К концу VI века титулование и роль закрепились окончательно как в гражданских актах империи, так и в церковных. 36-е правило Трулльского собора (конец VII века) гласило: «Определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нём: после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».
После завоевания Константинополя турками в 1453 году епископ города, ставшего столицей Османской империи, сохранил свой титул и обрёл статус главы (этнарха) православных в Османской империи. В XIX веке, по мере обретения политической независимости от Османской империи православными странами Юго-Восточной Европы, пределы юрисдикции Вселенского патриарха сокращались, учреждались новые национальные церкви: среди прочих, и Церковь Эллады в 1850 году. Османская империя прекратила своё существование после Первой мировой войны. Константинополь, который в октябре 1923 года после победы движения во главе с Кемалем Ататюрком и установления Турецкой республики утратил статус столицы, официально именуется с 1930 года İstanbul, а по-русски — Стамбул.
Начиная с 1920-х годов при Мелетии II утвердилась концепция, согласно которой Вселенскому патриарху принадлежат определённые прерогативы в отношении полноты Церкви, в частности, исключительная юрисдикция над всею православной диаспорой. Данная концепция, именуемая её противниками восточным папизмом, оспаривается некоторыми поместными церквями, прежде всего, Московским патриархатом.
Почившие Патриархи Нового времени погребены в женском монастыре в честь иконы «Живоносный источник» в Валукли́ (греч. Βαλουκλή, тур. Balıklı) на западе исторической части Стамбула.
Из 223 Константинопольских патриархов лишь 95 скончались на своей кафедре (все они были избраны пожизненно), 35 вступали на кафедру дважды, восьмеро — трижды, трое — четырежды и трое — шесть раз. В 72 случаях были низложены светской властью или народом, 36 Патриархов бежали со своей кафедры, причём один из них — дважды.