Митрополит алексий московский: великий архипастырь и мудрый правитель

Образование и военная служба[править | править код]

Начальное образование получил дома. С до гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в г.

В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.

В — гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).

Выступление перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы, 2 октября 2007 года (видео)

Выступление Предстоятеля Русской Православной Церкви перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы

2 октября 2007 года в ходе визита в Страсбург Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось его выступление на сессии ПАСЕ перед парламентскими делегациями 40 стран, входящих в Совет Европы.

Во вступительном слове председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден назвал визит Предстоятеля Русской Православной Церкви историческим, подчеркнув, что он стал итогом ряда встреч и мероприятий, проходивших в последние годы. Также председатель ПАСЕ напомнил об участии Святейшего Патриарха Алексия в межхристианском диалоге, о создании по его инициативе Межрелигиозного совета России, а также о том, что во время его Патриаршества состоялось воссоединение Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. «Послание мира, которое несет Святейший Патриарх Алексий, ведет Россию и другие страны к тому, чтобы люди смогли жить вместе в мире», — подчеркнул он.

Обращаясь к депутатам, Святейший Патриарх Алексий напомнил, что «европейский континент испытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас, но именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации», что христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни.

«Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека — важнейшая политическая идея Европы, — возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем, — сказал Святейший Патриарх Алексий. — Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека».

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой, считает Предстоятель Русской Православной Церкви: «Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека».

Святейший Патриарх Алексий выразил убеждение, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. «Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений различных мировоззрений, и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира», — подчеркнул Святейший Патриарх, предложив, чтобы одной из площадок такого диалога был Совет Европы, «имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях».

Святейший Патриарх Алексий также ответил на вопросы участников заседания ПАСЕ.

По материалам информационного агентства РПЦ

Путь епископа

В 1961 году будущий патриарх Алексий Второй (фото его все чаще можно было увидеть в обзорах поездок иностранных делегаций по России) получает новое назначение. Он становится епископом Таллинским и Эстонским, также временно ему поручают управлять Рижской епархией. Русской православной церкви остро не хватало молодых образованных кадров, тем более что она вновь переживает виток новых гонений в России. Хиротония, по просьбе Алексия, проводится в соборе Александра Невского г. Таллина. Сразу молодой епископ получает вызов от властей. В его приходе планируется закрыть несколько храмов из-за «нерентабельности», а любимый Пюхитцкий монастырь отдать под дом отдыха шахтеров. Нужны были срочные и сильные меры.

Алексий организует несколько визитов крупных зарубежных делегаций в свой приход и в монастырь, в результате в западной прессе появляются публикации о нем, за год сюда приехали представители почти всех мировых религиозных организаций, властям пришлось сдаться, и вопрос о закрытии обители больше не поднимался. Пюхитцкий монастырь благодаря усилиям Алексия стал местом для визитов и общения представителей всех европейских церквей.

Алексий прослужил в Таллинском приходе четверть века. За это время он значительно укрепил здесь православную церковь, издал большое количество литературы, в том числе на эстонском языке. Его усилиями были сохранены многие храмы региона, в том числе собор Александра Невского, в котором долгое время служил отец Алексия, скончавшийся в 1962 году, Казанский храм в Таллине. Но пропаганда и усилия властей делали свое дело: количество верующих неуклонно сокращалось, чтобы в селах оставались действующие церкви, архимандрит оплачивал их содержание из церковных фондов.

В 1969 году на Алексия возложили дополнительное служение в качестве митрополита Ленинградского и Новгородского.

Как провожали Алексия II в последний путь

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева .

Андрей Шарый : Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго похоронили сегодня в Богоявленском Кафедральном соборе Москвы. Патриарх скончался 5 декабря. Ему было 79 лет. Отпевание Алексия Второго проходило в храме Христа Спасителя в Москве. Это было почти кремлевское мероприятие. Присутствовали президент России с супругой, премьер-министр России с супругой. Людмила Путина была в черном, довольно открытом платье и элегантной шляпке. Юрий Лужков, Владислав Сурков, Никита Михалков, Виктор Черномырдин. Я называю разных людей со всем разных политических и общественных групп. Православный мир представляли Александр Лукашенко, Борис Тадич, Сергей Багапш, Эдуард Кокойты. Президент Украины Виктор Ющенко не приехал. Его замещала секретарь Совета безопасности Украины Раиса Богатырева. Ей даже стало плохо во время церемонии отпевания. Ее отправили в посольство. К счастью, все обошлось. Из Тбилиси приехал патриарх Грузии Илия. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.

Ольга Вахоничева : Прощание с патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым продолжалось три дня. Храм Христа Спасителя, где был установлен гроб, за эти дни посетили около 80 тысяч человек.

— Если я позавчера простояла четыре часа и не смогла пройти, потому что у меня с сердцем плохо было, а сегодня по такой погоде я с больным сердцем, инвалид второй группы, иду к патриарху, чтобы попросить у него прощения. У меня есть основания просить у него прощения. Очень печально, что при его жизни нам ничего о нем не рассказывали. Он делал свое дело, а мы не знали. Мы просто в него верили. У меня есть основания попросить у него прощение.

— Такое горе! Такая потеря! Не знаю… Как бы он для церкви столько делал. Хочу просто последнюю дань ему отдать. Поклониться ему за все его хорошие дела для народа, для церкви. Просто поклониться.

— Он просвещал нас все эти годы последние и приближал нас к высокой нравственности. Я считаю, что это один из главных людей в нашем государстве, который сеял зерно нравственности. Мы ему за это очень благодарны.

— Я здесь живу. Меня обязали в порядке церковного циркуляра.

-Он святой наш.

Ольга Вахоничева : Заупокойную Божественную литургии провел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Отпевание патриарха возглавил приехавший в столицу патриарх Константинопольский Варфоломей. Проводить обряды им помогали представители других поместных церквей, а также архиереи Русской православной церкви.

На службу в храм Христа Спасителя ближе в полудню приехали президент Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин, министры, депутаты, главы Белоруссии, Украины и Сербии. Согласно последней воле патриарха место его упокоения в Благовещенском приделе Богоявленского Кафедрального собора в Елохово. Здесь же хранится рака с мощами Святителя Алексия Московского, который был митрополитом в конце XIV века.

Панихиды сегодня служили во всех приходах Русской православной церкви. Вспоминают Алексия Второго и представители православной церкви за рубежом. Священник американской православной церкви протоиерей Джозеф Ликуар.

Джозеф Ликуар: В том, что касается нашей церкви, он поддерживал автокефалию, дарованную нам в 1970 году. Он способствовал возвращению Зарубежной православной церкви в лоно патриархии, вернув ее в семейство православных церквей и, что самое главное, он стал лидером, обеспечившим восстановление православной жизни в России. Ведь за эти почти два десятилетия произошли удивительные вещи — такой рост числа монастырей, такое количество церквей восстановлено и построено. Православная церковь превратилась в стабильный организм. Это позитивное наследие.

Не будем при этом забывать, что церковь в России находилась в совершенно особых обстоятельствах. И мы вряд ли когда-нибудь узнаем, на какие компромиссы пришлось пойти патриарху для того, чтобы сохранить и укрепить церковь.

Ольга Вахоничева : После смерти Алексия Второго временным главой Русской православной церкви стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он будет управлять церковью до официальных выборов нового главы.

Детские годы

23 февраля 1929 года в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой в столице Эстонии Таллине появился на свет мальчик Алеша. Его потомками были обрусевшие немецкие дворяне и эстонцы. Семья Ридигеров в свое время эмигрировала из Санкт-Петербурга в Эстонию. Михаил Александрович был священнослужителем. Семья славилась глубокой верой и благочестием, которое пустило глубокие корни в душу Алеши.


Патриарх Алексий II

Семейная жизнь четы Ридигеров была неотделима от церковного служения. В возрасте 6 лет маленький Алеша впервые участвовал в богослужении в качестве помощника, он разливал для прихожан святую воду во время празднования Крещения Господнего.

Стремление мальчика служить в храме, выучившего к 9-ти годам Литургию, вызывало смущение у родителей, которые успокоились после посещение Валаамских монахов. Старцы посоветовали не сдерживать мальчика в стремлении служить, если он относится к церковному служению серьезно, со всем пониманием.

Во время семейных паломнических поездок в монастыри, Псково-Печерский, Свято-Успенский, Свято-Преображенский на Валааме, Алеше Богом была дарована встреча с благословенными монахами. Особое влияние на дальнейшую жизнь отрока оказали старцы:

  • схиигумен Иоанн (Алексеев);
  • иеросхимонах Ефрем (Хробостов);
  • монах Иувиан (Красноперов).

Святые отшельника сразу почувствовали в отроке родную душу, они с радостью беседовали с ним во время паломнических поездок семьи. Через родник русской святости Валаам юный Ридигер узнал о преподобном Иоанне Кронштадтском, который был причислен к лику святых во время патриаршего служения Алексия ІІ. Допущенный прислуживать в алтаре Валаамских святынь, юноша принимает решение посвятить себя Богу и служению людям.

Биография Патриарха Алексия II

Род Ридигеров. Детство и юность

Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот. Сергий Четвериков. Нач. 30-х гг. XX в.

Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rüdiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей к-рого был гр. Федор Васильевич Ридигер — ген. от кавалерии и ген.-адъютант, выдающийся полководец и гос. деятель, герой Отечественной войны 1812 г. От брака Федора Ивановича с Дарьей Федоровной Ержемской родились 7 детей, в т. ч. прапрадед А. Георгий (7 окт. 1811 — 1848). Второй сын от брака Георгия Федоровича Ридигера и Маргариты Федоровны Гамбургер — Александр (4 февр. 1842 — 1877) — женился на Евгении Германовне Гизетти. Их второй сын Александр (26 июля 1870 — 3 июля 1929) — дед А.- имел большую семью, к-рую в тяжелое революционное время сумел вывезти в Эстонию из охваченного беспорядками Петрограда. Отец А., Михаил Александрович Ридигер (28 мая 1902 — 9 апр. 1964), был последним, четвертым, ребенком в браке Александра Александровича и Аглаиды Юльевны Бальц (26 июля 1870 — 17 марта 1956); старшими детьми были Георгий (род. 19 июня 1896), Елена (род. 27 окт. 1897, замужем за Ф. А. Гизетти) и Александр (род. 4 февр. 1900). Братья Ридигер учились в привилегированном столичном учебном заведении — имп. Уч-ще правоведения — перворазрядном закрытом учреждении, воспитанниками к-рого могли быть только дети потомственных дворян. Семилетнее обучение включало в себя классы, соответствовавшие гимназическому образованию, затем специальное юридическое образование. Уч-ще успел закончить только Георгий, Михаил завершил свое образование уже в гимназии в Эстонии. По семейному преданию, семья А. А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского м., примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было, и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отд-ния до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям А., «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботившиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали мон-ри: Псково-Печерский Успения Божией Матери муж., Пюхтицкий Успения Божией Матери жен., Иверская жен. община в Нарве. Многие священнослужители Эстонской Церкви и миряне посещали обители, расположенные в епархиях зап. части бывш. Российской империи: рижский Сергиев жен. мон-рь во имя Св. Троицы, виленский Свято-Духовский муж. мон-рь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском в честь Преображения Господня мон-ре, находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей преподобных Сергия и Германа.

Во времена Хрущева

Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.

Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.

При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.

Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.

Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.

Мемориальная доска на Московском доме, в котором жил Патриарх Алексий

Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.

За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.

17 апреля 1970
Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности

Личная жизнь

Данилов монастырь , резиденция Патриарха и Священного Синода

Он женился на Вере Алексеевой, дочери таллиннского священника Георгия Алексеева, впоследствии епископа Таллинна и архиепископа Горького, 11 апреля 1950 года, во вторник Светлой седмицы, когда браки обычно запрещены по церковной традиции; однако было дано митрополитом Ленинградским Григорием по просьбе епископа Таллинского Романа и отцов жениха и невесты (оба были священниками и вместе сослужили брак). Московские новости утверждали, что согласно доносу, написанному священником-инспектором Парийским в Ленинградский совет по делам религий, брак был ускорен для того, чтобы Ридигер стал диаконом и не был призван в ряды советских военных (брак невозможен после рукоположение в православие). Вплоть до 1950 года семинаристам была предоставлена ​​отсрочка от призыва, но в 1950 году это было изменено, и только духовенство было освобождено. По причинам, которые остались личными, они развелись менее чем через год.

Особняк Патриарха располагался в селе Лукино (недалеко от Переделкино ), ныне западном пригороде Москвы; Он включает в себя церковь XVII века, музей и просторный трехэтажный дом, построенный в конце 1990-х годов. Согласно интервью Патриарха в мае 2005 года на территории резиденции, все домашние дела берут на себя монахини из Пюхтицкого монастыря .

В центре Москвы находилась и рабочая резиденция — городской особняк XIX века, переданный Патриархату по указу Сталина в сентябре 1943 года. Обе резиденции одновременно служили жилыми помещениями и Патриаршим кабинетом. Он передвигался на броневике и с января 2000 года находился под защитой федеральных агентов ( ФСО ).

Формальная резиденция (нечасто используемая для некоторых официальных функций) находится в московском Даниловом монастыре  — двухэтажном советском здании, построенном в 1980-х годах.

Он умер 5 декабря 2008 г. от сердечной недостаточности в возрасте 79 лет. Он умер за 80 дней до своего 80-летия (23 февраля 1929 г. — 5 декабря 2008 г.), будучи всего на один день старше на момент смерти, чем предыдущий российский патриарх, который умер. 81 день до его 80-летия (23 июля 1910 — 3 мая 1990)

Награды

Церковные

  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени 11/V-1963 г.
  • орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени 27/V-1968 г.
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени 21/II-1979 г.
  • орден св. равноап. Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви 20/Х-1962 г.
  • ордена Болгарской Православной Церкви св. Иоанна Рыльского 1-й степени (май 1968) и св. царя Бориса-Крестителя (1998)
  • орден апостола Марка Александрийской Православной Церкви 1969 г.
  • право ношения двух панагий (18 июня 1971).
  • орден Животворящего Креста 1 и 2 степени Иерусалимской Православной Церкви 1968, 1984 г.
  • орден св. вмч. Георгия Победоносца 1-й и 2-й ст. Грузинской Православной Церкви 1968, 1972 г.
  • орден ап. Петра и Павла 2-й степени Антиохийской Православной Церкви 1/IХ-1981 г.
  • ордена митрополий Антиохийского Патриарха
  • медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата 1965 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. великомуч. Димитрия Солунского (Греция) 25/IХ-1980 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. вмч. Екатерины Митрополия Катерини (Греция) 4/V-1982 г.
  • именная панагия (9 сентября 1986, к 25-летию архиерейской хиротонии)
  • именная панагия (4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведения празднования 1000-летия Крещения Руси).

Светские

  • Государственный орден СССР «Дружбы народов» 22/11-1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира 23/VII-1969 г.
  • медаль Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971 г.
  • памятная настольная именная медаль Советского фонда мира 1969 г.
  • медаль Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976 г.
  • медаль Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974 г.
  • почетная грамота Советского комитета защиты мира 11.1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979 г.
  • памятная медаль Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981 г.
  • почетный знак Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982 г.
  • грамота общества советско-индийской дружбы (ЖМП. 1986, № 5, 7).

Основные сведения из биографии

С 15 до 16 лет парень работал иподиаконом, то есть церковнослужителем, архиепископа Нарвского Павла.
В 16 лет он перешёл на службу с Валаамского храма в Александро-Невский собор, где год служил алтарником и ризничим.
В 1946 году семнадцатилетний церковнослужитель в связи с переездом снова устроился работать в другой храм. Теперь им стал Семёновский храм. В нём Алексий, как и в прошлом, проработал год, только теперь в сане псаломщика.
В этом же сане с 1947 года церковнослужитель работал в Казанской церкви.
В 17 лет Алексий II сдал экзамен в Ленинградскую духовную семинарию, но не смог начать там обучение, так как являлся несовершеннолетним. Алексий был принят в семинарию только через год, в 1947. Церковнослужитель проучился в семинарии три года вместо пяти, потому что при поступлении пропустил первые два класса и попал сразу в третий.
В 1949 году парень поступил в Духовную академию, расположенную в городе Ленинград.
В 1950 году, в возрасте 21 года, Алексий II был посвящён в сан пресвитера и начал служить в Богоявленском храме, где и продолжал работать на протяжении всей учёбы в академии.
В 1953 году Ридигер окончил академию и получил звание кандидата богословия.
В возрасте 28 лет Алексий II перевёлся со службы в Богоявленском храме на службу в Успенский Собор, находящийся в Эстонии. Спустя год службы в этом храме священник получил сан протоиерея.
В 1961 году, в возрасте 32 лет, священнослужитель постригся в монахи. Решение о переходе из белого духовенства в чёрное Алексий принял ещё в 1959 году, сразу после смерти своей матери. Спустя полгода после принятия монашества Алексий был возведён в сан архимандрита.
На протяжении 70-ых годов XX века церковнослужитель сотрудничал с органами КГБ (Комитета государственной безопасности) для того, чтобы, как он сам утверждал, «спасти православие». В этот период Алексий успел сделать многое. Он положительно высказался о лишении Солженицына гражданства Советского Союза и основал общество под названием «Родина», которое служило прикрытием для основной деятельности церковнослужителя и его сторонников. Также в 70-ые годы священнослужитель являлся тайным агентом, о чём свидетельствует сходство биографических сведений Алексия II и агента Дроздова, информация о котором была добыта из секретных материалов Комитета госбезопасности. Однако с этим мнением не все исследователи могут согласиться, и вопрос о сотрудничестве будущего патриарха с КГБ и целях подобного сотрудничества до сих пор остаётся открытым.
Помимо церковной деятельности Алексий II также занимался политической деятельностью: в 1989 году будущий патриарх стал народным депутатом Советского Союза.
В 1990 году митрополит был избран на должность патриарха Московского путём проведения голосования между членами Поместного собора.
В 1996 году патриарх Московский и всея Руси принял участие в инаугурации Бориса Николаевича Ельцина.
Через год, в связи с открытием сайта патриархии города Москвы в сети Интернет, Алексий Михайлович направил приветствие пользователям сайта

В данном обращении говорилось о том, почему важно в современности служителям церкви осваивать пространство Интернета
Весной 2008 года патриарх направил обращение Дмитрию Медведеву, победившему на выборах в президенты Российской Федерации. В этом обращении содержались развёрнутое поздравление Медведева с победой, а также благодарность Владимиру Владимировичу Путину за внесённый вклад в судьбу страны.
В мае того же года патриарх Алексий II осуществил священный молебен в связи с вступлением Дмитрия Анатольевича Медведева на должность президента Российской Федерации.
В ноябре 2008 года митрополит присутствовал на встрече с делегатами патриархии из Грузии

Встреча была организована в Москве после урегулирования политического конфликта между Россией и Грузией.
В 2008 году патриарх провёл своё последнее богослужение, после которого (в ночь с 4 на 5 декабря) умер. Долгое время многие известные личности, журналисты, церковнослужители и обычные люди выстраивали собственные предположения о причинах смерти церковнослужителя. Точные обстоятельства смерти экспертами выяснялись целый год, и, наконец, в сентябре 2009 года было сообщено, что причиной смерти митрополита стал удар затылком в туалете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector