Схима

Содержание:

«Святоша» и «монашка в бегах»

В школе меня не любили, я была не такая как все: не красилась, могла рассказать впечатлившую меня историю из Библии или жизни святых. Меня обзывали «святошей», «монашкой в бегах», даже били. Приходилось многое терпеть, но зла на одноклассников я не держу.

У меня с детства был духовник. Мне очень повезло встретить епископа Серафима Глушакова, ныне покойного. Он пригласил меня в воскресную школу, часто разговаривал со мной. Я ходила в детский хор при храме на улице Черемшанской, сейчас там мужской монастырь. Однажды собиралась со своими родными отдохнуть за Волгой и пришла к духовнику за благословением. А он говорит: «Никакой Волги. Поезжай в монастырь. Посмотри, что там и как».

Х

Хариесса Коринфская, мц.: Мр. 10; Ап. 16 – милая Харита Римская, мц.: Ин. 1 – любезная Харитина – благодатная – Амисийская (Понтийская), мц.: Окт. 5 – Литовская, Новгородская, княжна, игумения: Окт. 5 || Белорус.; Новг.Хиония – снежная – Аквилейская, мц.: Ап. 16 – (Архангельская), исп.: Окт. 4 || Новомуч. – Кесарийская (Палестинская), мц.: Ил. 16Хрисия, Хриса – золотая – Могленская – см. Злата – Римская, дева, мц.: Ян. 30Христина – Христова – Владимирская, княгиня, мц., супруга князя Мстислава Георгиевича: || Влад. – Кесарийская (Каппадокийская), мц.: Ф. 6 – Лампсакийская, мц.: М. 18 – Персидская, мц.: Мр. 13 – Тирская, мц.: Ил. 24Христодула Антиохийская, исп.: С. 4 – Христова раба

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Как называется рубашка священника, зависит от той конфессии, к которой он принадлежит

В православии все иереи — монахи, при этом они имеют право совершать богослужение. При этом стоит отметить, что как таковой рубашки священника у них нет. Все священники и монахи носят подрясник.

Монах запрещается его снимать даже во сне. Что же касается рубашки священника, то как самостоятельная одежда она известна у протестантских пасторов. Протестантизм очень упростил униформу священничества, убрал из нее все лишнее, но сохранил ключевой символический элемент.

Это специальный воротничок белого или чёрно-белого цвета, так называемый «ошейник раба», а также рубака пастора — колоратка. Первый говорит о то, что его носитель — раб Божий, воторая же символизирует одежды священника.

Протестантский священник в колоратке. Рубашка священника — это атрибут протестантских священников. В православии монашествующие священники и белое духовенство её не носят.

Становление православного монаха проходит в 2–3 этапа: послушничество, монашество, великая схима

Монашество делится на три этапа:

Этап 1. Послушничество. Человек на этом этапе ещё ничего не обязан монастырю. Он сам только присматривается, а монахи присматриваются к нему. Будущему монаху дают поручения, которые тот должен исполнять. Это своего рода испытание, чтобы избежать ошибок. Ведь дороги назад не будет. Суть послушничества — исполнение различных работ в монастыре. Обычно оно идёт пару лет, но может продлиться дольше или меньше, по ситуации.

2 года

примерно столько длится послушание перед монашеством

Бывают ещё и трудники. Это несколько иное явление. Трудник работает при монастыре, но не имеет цели стать монахом.

Встречаются рясофорные послушники — это те, которые имеют некоторые монашеские привилегии (например, ношение рясы)

Этап 2. Монашество или пострижение в мантию. Для многих это конец монашеского пути. Человек уже принят в монастырь на равных правах с другими. Он начинает вести обычную монашескую жизнь. Монаху дают новое имя, старое как бы умерло для материального мира.

Этап 3. Великая схима — то самое уподобление ангелу. Схимник — это монах, который живёт в самых строгих ограничениях, постоянных молитвах, отшельничестве. Он будто бы уже находится одной ногой в духовном мире и далёк не только от мирян, но и от монахов. Ему опять дают новое имя.

Литература

  • Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Рясофор // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.Инок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Испытание для лиц, желающих вступить в монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Домника (Коробейникова), игум. О рясофоре как о начальной степени монашеского чина // ЖМП. № 10, октябрь 2012.
  • Митрополит Волоколамский Иларион Монашество как Таинство Церкви

Разговор по душам с настоятельницей Николо-Сольбинского монастыря Игуменией Еротиидой

Матушка Еротиида получила назначение восстановить монастырь, когда ей было всего 33 года. На территории современного церковного комплекса тогда не было ровным счетом ничего. Кругом царила разруха, а там, где сегодня стоят монашеские кельи, жили бомжи. «Я поняла, что здесь главное – не монастырь поднять, а людей ободрить, проявить о них заботу. Я увидела состояние медицины, образования, людей без работы и жилья, мне стало очень их жалко. Первые десять лет я почти не спала, было очень много энергии. Сначала мы установили монастырские правила, потом начали организовывать праздники для людей, кормили их, делали подарки своими руками, приглашали молиться. Потом появились дети, сначала их привозили на каникулы, а потом стали оставлять на постоянное время», – рассказала игумения Еротиида. Социальная работа с детьми была выбрана не случайно. Сначала Игумения принялась помогать взрослым, дала им работу и кров. Но все это не привело к желаемой цели.

«Когда мы начали знакомиться с людьми в округе, первым делом я хотела дать им работу. Мы взяли местный разоренный колхоз, коров там резали за бутылку, пьянствовали, бесчинствовали. Когда я все это увидела, я не знала, за что хвататься, чтобы людей стабилизировать и ориентировать на надежду. Мы отремонтировали этот колхоз, ферму, заплатили все долги за них, в течение нескольких лет оплачивали кредит, развивали хозяйство.

Реальность дала ответ на вопрос, каким должен быть современный монастырь. Уединиться и жить тихой монашеской жизнью, игнорируя происходящее, – было бы не по-христиански, объяснила настоятельница. «Я заметила, что люди очень разобщенные, эгоистичные, они разделены даже внутри семьи. Пообщавшись с народом, я поняла, что люди раздваиваются даже внутри себя. Наш монастырь стал одним из первых, кто взял курс на социально-миссионерское служение.  Поэтому когда я увидела, что взрослых людей очень трудно призвать к совести и вернуть в правильное русло, то поняла, что для того, чтобы изменить общество, надо начинать с воспитания детей. К сожалению, все, что можно сделать для взрослого поколения, – это позаботиться о том, чтобы они достойно встретили старость», – пояснила матушка.

Самая большая проблема монастыря заключается в том, что дети занимают больше половины территории, то есть вытесняют сестер. Правильнее было бы построить большую школу, но за пределами самого монастыря. Земля есть, а денег на реализацию нет.

Помимо всего прочего, матушка Еротиида поддерживает науку и искусство. «У нас есть научно-исторический отдел, который я поддерживаю с самого основания монастыря. Я платила ученым, и они искали материалы во всех архивах страны о нашем монастыре. В медицинском центре мы хотим поставить только современное оборудование, а врачи должны быть только высококвалифицированными. А к искусству я неравнодушна с самого детства. В Евангелии говорится, что таланты надо развивать. У кого-то он один, у кого-то пять, а у кого-то десять. Мы все должны развивать то, что дал Господь. В каждом человеке есть добро, есть свой талант, своя индивидуальность и красота», – подчеркивает настоятельница.

Кто может стать иеромонахом?

Иеромонахом имеет право стать монах, решивший стать наставником, либо выдвинутый к рукоположению другими монахами. Как правило, это человек, который прожил монахом достаточное время и имеет некоторое преимущество перед теми, кто только принял постриг.

Интересно! Сан иеромонаха могут получить как священники, принявшие решение перейти в монахи, так и монахи, прошедшие хиротонию, позволяющую самому совершать церковные таинства, и получившие статус священника.

Место службы иеромонаха

Как правило, иеромонах служит при мужских монастырях, как велось издревле. Однако это означает некоторую закрытость и обособленность церковной жизни иеромонаха, поэтому в сегодняшнем мире иеромонах имеет права на служение в своей церкви, которые чаще всего расположены в сельской местности.


К иеромонаху положено обращаться со словами: «Ваше Преподобие!»

В наши дни иеромонах может проводить такие церковные таинства, как:

  • причащение;
  • исповедь;
  • отпевание;
  • соборование.

Также он проводит Божественную литургию и молебен.

Как обращаться к иеромонаху

К иеромонаху прихожанам является общепринятым обращением «отец», добавляя при этом имя, к примеру, отец Сергий, а также можно обращаться таким словом, как «батюшка».

Оба эти обращения будут уместны, однако, в более официальной ситуации лучше выбирать первый вариант обращения, а второй вариант можно использовать в личной беседе.

Как становятся монахами

Подготовка к принятию монашества называется послушничеством. Послушник живёт в монастыре и выполняет различные послушания. Этот этап необходим для того, чтобы человек понял, насколько ему близок такой образ жизни и чувствует ли он к нему призвание. Как правило, послушничество длится 3 года (Правила святых Вселенских Соборов). Если послушник остался твёрд в своих намерениях, то его посвящают в первую степень монашества. 

В наше время вступать в монашество могут и молодые люди. Как уйти в монастырь — сегодня популярный вопрос среди верующих. Однако в древности к постригу готовились очень долго. Стать монахом мог лишь достаточно зрелый человек.  Постриг был итогом многолетнего искуса (проверки) и подтверждал, что человек действительно призван к монашеству (митрополит Иларион (Алфеев), «Вы  – свет мира»).

Всего в русском Православии существует три степени монашества. Первая степень – рясофор (иночество). Вторая – мантия (малая схима). Третья – схима (великая схима). Все они отличаются друг от друга количеством даваемых Богу обетов, послушаниями и монашеским облачением. Схима, как последняя, высшая степень монашества, подразумевает практически полное отрешение от мира. Схимонахи не выполняют никаких послушаний, кроме непрестанной молитвы и, как правило, живут в затворе или отшельниками. В монашеском духовенстве (священстве) существуют следующие чины:  иеродьякон, архидьякон, иеромонах, архимандрит, игумен, епископ, архиепископ, митрополит, викарий, патриарх.

Посвящение в монахи называется постригом, поскольку оно сопровождается пострижением части волос будущего монаха. Такой символический обряд совершается в знак принадлежности монаха к Церкви, его добровольной жертвы Богу. Постригаемый произносит обеты, ему даётся новое имя и небесный покровитель, так как с этого момента начинается совершенно другая жизнь. Постриг со сменой имени совершается при каждом переходе на следующую степень монашества.

Я

Яздундокта – см. Снандулия

  • Именины. Как определить день именин
  • Как праздновать именины
  • Именины. Как узнать дату своего дня Ангела
  • Православные имена мальчиков

Словарь “Правмира” – Календарь – 2017

Православное имя (каноническое, церковное) — в русской традиции именования, личное имя человека, закреплённое традициями христианства. К числу канонических обычно относят имена, взятые из православного календаря, где имена святых перечислены по месяцам и дням их памяти. Такие имена ещё называют календарными, или агиографическими. Большинство из них греческого происхождения. Также есть имена древнееврейского или латинского и славянского происхождния. Во времена средневековья каноническими были, как правило, только крёстные (крестильные, церковные), монашеские (иноческие) и схимнические имена.

Для чего становятся монахами

Целью монашества является духовное совершенствование путём подражания образу жизни Иисуса Христа.

Монах призван отказаться от всего мирского и как можно больше приблизиться к этому идеалу. Почему это идеал для христианина? Потому что бренные земные ценности, как балласт, замедляют движение человека к главному  – к Богу. Очистившейся от мирских страстей душе намного легче идти ко спасению.

Преподобный авва Исаия сказал:

Слово «монах» образовано от греческого корня, который переводится как «один», «одинокий». Однако такая характеристика применима к монахам лишь с внешней, мирской точки зрения. В христианстве есть два пути спасения: брак и монашество. И оба этих пути решают задачу восполнения одиночества человека. Решая, как уйти в монастырь, человек не «хоронит себя заживо». Просто монашество делает это другими способами, нежели семья. Митрополит Иларион (Алфеев) писал, что неполнота, ущербность одиночества в браке преодолевается обретением другого человека. «В монашестве же этот другой – Сам Бог» («Таинство Веры»).

Инок не может принять великую схиму

Высшая степень монашества — это великая схима. Чем отличается малая и великая схима указана в Положении РПЦ о монастырях и монашествующих. Согласно ему под великой схимой понимается полнейшее отчуждение от мира для соединения со Христом.

Иначе она называется великий ангельский образ. В просторечии схимонах называется схимником. Схимником инок не может стать, не приняв перед этим малую схиму.

Монах, принявший великую схизму в полном облачении. Великая схизма — это высшая ступень монашества

Во время принятии великой схимы монашествующий принимает особые обеты и вновь меняет имя. Таким образом, у него появляется второй святой покровитель. В русских православных монастырях великосхимники обычно живут отдельно от других монахов и кроме непрестанной молитвы не занимаются никакими иными послушаниями. Все принявшие великую схиму стремятся жить в затворе, вне контакта с другими людьми.

Великий схимник облачается в особую одежду: подрясник, рясу, аналав (особый род парамана), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, сандалии, пояс и хитон, он также носит чётки.

В современной практике Русской Православной Церкви великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжелобольных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.

В православии есть шесть степеней монашества

Практически все, поступившие в монастырь, кроме трудника (трудницы), послушника (послушницы) и рясофорного послушника (послушницы) принимают монашеский постриг. Под монашеским постригом понимается обет отречения от мира, так как монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Бог.

Кроме того, монах или монахиня также приносят следующие обеты ради любви ко Христу: послушания, девства, или целомудрия, и нестяжания. Во время обряда пострижения в монахи у человека символически постригаются волосы. Кроме того, ему также дается новое имя, избираемое в память того святого, который становиться покровителем постригаемого.

Постриг
обет отречения от мира

В некоторых монастырях разработано шесть степеней подготовки к монашеству:

  1. трудник (трудница).
  2. послушник (послушница).
  3. рясофорный послушник (рясофорная послушница).
  4. инок (инокиня).
  5. малая схима (монах/монахиня.
  6. схима или великая схима (схимник, схимонах/схимница, схимонахиня).

Необходимо отметить, что в любом случае монах обязан исполнять своё основное служение в Церкви — непрестанное пребывание в богообщении и молитве за весь мир. Монахи благовествуют о Христе своим живым примером деятельного покаяния, любви к Богу и служения Ему.

Монашество основано на словах Господа Иисуса Христа:

Мф. 19, 21

Таким образом, это не продукт человеческой мысли, но Воли Божией.

Кто такой иеромонах?

Один из знакомых многим церковных чинов — иеромонах. Иеромонах — это человек, который является одновременно и монахом, и священником, т.е. в отличие от простого монаха он может вести богослужение и часто даже имеет свой церковный приход.


Иеромонах — это священник, который является монахом

Обращаясь к истории, стоит сказать, что изначально монахам было строго запрещено принимать священный сан по той причине, что они выбирали жизнь отшельника, а значит, не могли вести пасторскую и общественную деятельность, с которой всегда была связана жизнь священника. По этой причине в первые несколько веков христианства сан иеромонаха мыслился как нечто несопоставимое.

Но постепенно, когда монахи стали объединяться в общины и затем обители, стала появляться потребность в духовном наставнике и соответственно — священнике, которого стали выбирать к рукоположению из монахов.

Происхождение термина

Слово «иеромонах» пришло из Греции и происходит оно из слияния двух корней — «иерос» и «монос». Первый корень — «иерос» дословно переводится как прилагательное «священный», второй корень — «монос» означает «один».

Соответственно все слово имеет перевод близкий к значению «священный одиночка».

Значение слова «иеромонах»

Термин «монос» обозначает человека, выбравшегося для себя отшельничество и духовное совершенствование, но при этом и отказ от брачных уз и многих мирских благ. Вероятно, по этой причине в русском языке слово прижилось в значении «монах».

Возвращаясь к слову «иерос», можно добавить, что именно от этого слова происходит другое греческое слово «иереус» — священник. Таким образом, можно сделать вывод, что слово «иеромонах» на русской православной почве закрепилось в значении «монах-священник».

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.

Терновый Венец

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

(Мф. 27:29)

(Мк. 15:17)

(Ин. 19:2)

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.


Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.


Мирта — атрибут одеяния высших священнослужителей

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Мирта с крестом — атрибут иподиаконов.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Первый и единственный дом

Людей в монастыре сейчас мало. Новые не идут, а пожилые матушки уходят.

Чтобы попасть в монастырь, не нужно никакого взноса. Это раньше богатые купцы строили себе кельи и уединялись там, отмаливая грехи. Сейчас все проще. Не принимают только без справки о состоянии психического здоровья. Религия часто привлекает душевнобольных людей, а это может быть опасно и для них, и для окружающих. А постриг надо заслужить упорной работой.

Для меня Иверский монастырь даже не второй дом, а первый, единственный. Я когда пришла сюда еще в детстве, сразу поняла, что хочу жить только здесь. Никакие другие места не искала и не рассматривала. Это мое. И даже несмотря на эту уверенность, постриг приняла только через 12 лет

И это очень важно. Многие уходят, потому что не справляются — тут ведь непросто

Первое время всем светло и радостно, а потом бывает так, что благодать пропадает. Силой никого не удержишь, человек может уйти в любой момент. Но я считаю, если уж пришла — отдай всю себя на служение Богу и Царице Небесной.

Фотографии: Екатерина Елизарова

Что такое монастырь

На Руси православная вера всегда занимала особое место в сердцах людей. Русскому человеку свойственно страстное влечение к небесному. Он не может отдавать себя полностью на благоустройство комфорта в земной жизни, как это делают европейцы. Этот мир для него тесен, несмотря на бесконечные пространства. Поэтому распространение монашества стало закономерным явлением на Руси. Повсеместно стали образовываться обители — как мужские, так и женские.

Итак, монастырь — это земное пристанище душ, ищущих уединения для:

  • служения Богу;
  • очищения от греховных навыков и помыслов;
  • ведения праведного образа жизни, не запятнанного мирскими пристрастиями.

Монастырские стены призваны оградить от любопытного вмешательства внешнего мира. Строгий устав внутри них управляет и поддерживает порядок в общине.

Происхождение слова

Невозможно переоценить влияние на христианство такого явления, как монашество. Всякий искренний христианин хотя бы раз в жизни думал о принятии иночества. Да и просто уставший от мирской суеты человек в сердцах говорит: «Все, ухожу в монастырь!». А кто-то так и делает.

«Монастырь» — от сл. monos, в переводе — «один, одинокий». Человек удаляется от общества и сам один в тишине возрастает духовно для того, чтобы быть ближе к Богу.

Монашество возникло как движение:

  1. За святость.
  2. Против обмирщения церкви.
  3. Из-за прихода в церковь большого количества людей, не утвержденных в вере, а стремящихся получить какие-то светские преимущества.

Однажды преподобный Арсений Великий в ответ на свою молитву услышал голос, нисходящий с небес: «Беги людей, и ты спасешься», что святой незамедлительно поспешил исполнить. Он без малейшего сожаления бросил все мирские блага, стал монахом — человеком, который живет один на один с Богом и только к Нему стремится.

Значение понятия

Уходящий в монастырь христианин ищет уединения. Но удаляется монах не столько от мира, сколько от страстей, наполняющих и искажающих жизнь людей. Монастырь – это главное поле духовной битвы со страстями, а основное дело его насельников — молиться и плакать за всех людей. По преданию, пока жив хоть один монах, мир будет стоять.

Идет такой период истории, когда становление на путь монашества расценивается как готовность к противостоянию всем тем негативным явлениям, которые процветают и укрепляются в нашем обществе. Свт. Игнатий Брянчанинов приравнивает монашеский подвиг к мученичеству.

Степени монашества

Послушник

Монашеский подвиг начинается с послушничества. Послушник – это еще не монах, а мирянин, который желает стать монахом. Послушники не приносят обетов, не носят монашеской одежды, но живут в монастыре, постигая особенности распорядка, уклада монастырской жизни и выполняя «послушания» — различные работы.

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует достаточную твердость своего намерения, он дает новоначальному благословение стать рясофором. Рясофор – это еще не монах в полном смысле слова, а послушник, носящий монашеские одежды. Рясофоров иногда называют иноками.

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. С этого момента монах становится как бы другим человеком. Он отказывается от собственной воли, вверяя себя духовному наставнику, и от всех искушений мира. Эту ступень называют «мантийным монашеством», потому что частью облачения бывает мантия. Иногда такое монашество носит так же наименование «малой схимы», в отличии от «великой схимы», которая является высшей степенью монашеского подвига.

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского общежития. Монах, принявший схиму, вновь получает другое имя. Он не живет с другими монахами, его келия находится в стороне от других, если есть возможность – в скиту, расположенном в уединенном месте. Схимников не занимают работами, общими для всего монастыря. Отныне их дело – непрестанная молитва. Схимники в старину брали на себя обеты затвора или полного молчания. В этом смысле схимничество –подражание древним пустынникам.

Краткая биография

Каждый человек, который хочет узнать больше о жизни этого известного летописца, должен детальнее ознакомиться с информацией, взятой из его биографии.

Происхождение

О жизни Нестора известно совсем мало информации, и поэтому историкам удалось узнать о его жизни только благодаря изучению трудов, которые были написаны летописцем при жизни. Точная дата появления монаха на свет неизвестна. Однако принято считать, что он родился в первой половине 1064 года в Киеве.

О близких и родственниках Нестора практически ничего не известно. Однако многие считают, что он был из зажиточной семьи. Некоторые историки думают так, потому что летописец получил хорошее образование, которое было недоступно простым людям. Уже к подростковому возрасту парень научился читать и грамотно писать.

Начало служения Богу

О службе Господу Нестор начал задумываться еще с ранних лет. Однако окончательное решение он принял в семнадцать. Именно тогда он обратился к Феодосию, который на тот момент был основателем монашества на Руси. Он попросил принять его в послушники. Феодосий долго не мог ответить на просьбу, однако со временем он удовлетворил прошение молодого парня. Сначала Нестор выполнял различные мелкие поручения на территории храма. Этим занимались новички, которые в дальнейшем собирались стать монахами.

Затем ему пришлось пройти специальный монашеский курс, в ходе которого священнослужитель столкнулся с несколькими серьезными испытаниями. Нестор успешно прошел курс и доказал, что он имеет полное право на то, чтобы стать частью монашеского братства. Постриг поручили провести местному игумену Стефану, который в будущем стал преемником Феодосия. После нескольких лет служения Нестор был посвящен в иеродиакона.

Все монахи, которые проживали на территории Киево-Печерского монастыря, во многом себя ограничивали. Послушники монашества даже воздерживались от большого количества пищи. Единственное, что им дозволялось есть каждый день — вода с хлебом. Некоторые монахи отказывались даже от этого и начинали добровольно голодать. На протяжении голодания они много времени уделяли произнесению молитв.

Во время служения в монашеском братстве с летописцем произошел один интересный случай. Однажды ему пришлось участвовать в изгнании беса другого служителя монашества Никиты, у которого было прозвище «затворник». В монашестве ходили слухи, будто дьявол спустился к нему с небес, притворившись ангелом. Он ввел монаха в заблуждение, после чего священнослужитель начал давать послушникам монашества странные пророчества.

Сначала на странное поведение Никиты не обращали внимания. Однако потом он заперся в пещере. Это насторожило остальных монахов. Нестору и другим священнослужителям удалось вывести его оттуда и избавить от бесовских мыслей. Усилия братства закончились успехом, так как со временем Никита не просто встал на праведный путь, но и стал архиереем монашества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector