Семь православных таинств

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

Понятие о таинствах

Внутренняя жизнь Церкви таинственна, будучи содействием Христа, как Главы и Мужа, с Церковью, как Его телом и Женой (Еф. 5, 32), в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей.» По словам преподобного Иустина (Поповича):

«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство… каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом » .

По воплощении, Сам Господь Иисус Христос положил начало видимому образу преподания Божией благодати в Своей Церкви. Его слова о важнейших и непостижимейших таинствах причащения, крещения и покаяния сохранили Евангелия. Указания на Божественное происхождение других таинственных священнодействий находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков Христианства, таких как святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан Карфагенский.

«Домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1) в Церкви первых веков являлись апостолы. Таинственные элементы пронизывали всё их служение – их призывную проповедь, крещение уверовавших, низведение на них Духа Святого через возложение рук, укрепление единения верующих с Христом через таинство Тела и Крови Его, дальнейшее укрепление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2, 6-7). Диаконы при апостолах, по словам святого Игнатия Богоносца, были «служители тайн Иисуса Христа».

Во внутренней жизни Церкви важнейшими моментами являются священнодействия, и наиболее важные из них постепенно стали называться «таинствами» по преимуществу перед остальными. В таинствах молитвы, благословения и внешние священнодействия являются как бы сосудами, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа. Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией. Таинства признаются «орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным,» как сказано в Послании Восточных патриархов 1723 года. По определению святителя Филарета Московского в Пространном Христианском Кетехизисе

, таинство это: «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия», в таинствах «скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа», они соединяют и являют единство Церкви.

Таинства являются частью Священного Предания Церкви. Вера в них обязательна для православных, что исповедуется в десятом члене Никео-Цареградского Символа Веры, где говодится о крещении, но подразумеваются и другие таинства. Совершение и принятие таинств продолжится до самого второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).

Покаяние

Покаяние

Покаяние (исповедь) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение отпущения грехов от имени Господа Иисуса Христа. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Бога. Власть прощать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви в лице священников): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Исповедь является неотъемлемой частью жизни христианина.

  1. Кающемуся необходимо простить всех, кто так или иначе причинил обиды и огорчения ему самому, а также попросить прощения за нечаянно или преднамеренно причинённые обиды.
  2. При подготовке к исповеди желательно поститься, воздерживаться и дополнительно молиться.
  3. Рекомендуется духовно подготовиться к таинству исповеди: читать покаянные молитвы, духовные книги и размышлять о своей греховности и благости Бога.
  4. Нужно покаянным взглядом окинуть свою жизнь и свою душу, проанализировать свои поступки, помышления и желания с точки зрения заповедей Божьих (лучше даже записать свои грехи, чтобы не упустить чего-либо во время совершения таинства).

К исповеди призываются все православные христиане, достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи и должен исповедоваться только по своей воле. Священнику запрещено принуждать кого-либо к покаянию.

Использованная литература

1. Шмеман А., прот. Евхаристия. П., 1984. С. 304.

2. Катанский А. Л. Догматическое учение о семи таинствах. СПб., 1877. С. 94.

3. Там же. С. 127-128.

4. Там же. С. 421-422.

5. Там же. С. 421.

6. Там же. С. 422.

7. Iugie M. Theologia dogmatica christianoram orientalium. P., 1930. Vol. 3.

8. Леон-Дюфур К. Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974. С. 1159.

9. Там же. С. 1160.

10. Iungel E., Rahner K. Was ist ein Sacrament? Freiburg, 1971. S. 29-30. Мейендорф И. прот. Византийское богословие. Минск, 2001. С. 270.

12. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб., 2006. С. 139-141.

13. Там же. С. 140.

14. Климент Александрийский. Строматы, кн. 4.25. Ярославль, 1892. С. 501-502.

15. Катанский. Пит. соч. С. 266-267.

16. Там же. С. 267.

17. Там же.

18. Там же.

19. Там же.

20. Там же.

21. Там же. С. 267-268.

22. Там же. С. 268.

23. Там же.

24. Bornert R. Les
commentaries Byzantines de la Divine Liturgie du VII e au XV
e Siecle. P.: Institut Francais d’Etudes Byzantines, 1966. S.I 13.

25. Св. Василий Великий. О Святом Духе // Творения СПб., 1911. Т. 1. С.605.

26. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные
и тайноводственные поучения, II, 9, М., 1900. С. 38-39.

27. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. 2,7; СПб., 2001. С. 37.

28. Прот. А. Шмеман. Пит соч. С. 278.

29. Schmeman, Alexander. The World as Sacrament. (London:
Darton, Longman and Todd, 1966. S. 91.

30. I. D. Ziziulas. Some reflections on
Baptism, Confirmation and Eucharist, in Sobornost’ Series V: № 9,1969. S. 644.

31. Шмеман. Цит соч. С. 271-272.

32. Преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 186.

33. Иустин (Попович), архим. Православная Церковь и экуменизм. М., 1997. С. 72.

34. Trembelas P. N. Dogmatique de l’Eglise orthodoxe Catholique, Desclee de
Brouwer. P., 1968. Vol. 3. P. 75-76.

35. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40.

36. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные поучения. М., 1900. С. 4.
37. Там же. С. 291.

38. Н. Афанасьев, прот. Таинства и тайнодействия // «Православная мысль». П., 1951. Вып. VIII. С. 28.

39. Там же. С. 28-31.

40. Там же. С. 24.

41. Там же. С. 25.

42. Там же. С. 20.

43. Там же. С. 25.

44. Tertullianus. Ad Mart., 3; De Spect., 24; De Idol., 19.

45. Теста Б. Таинства в Католической Церкви. М., 2000. С. 27.

46. Augustinus. De doctr. christ. Liber II, c. 1.

47. Adam K. «Gesammelte Aufsatze; zum Dogmengeschichte und Theologie der Gegen wart.
Augsburg: Haas, 1936. S. 258-259.

48. De Lubac H. Corpus mysticum: l’eucharistie et l’eglise au Moyen Age: etude
historique. 2 ed., rev. et augm. P.: Aubier, 1949. S. 59-60.

49. Шмеман. Водою и Духом. П., 1986. С.100-101.

50. Афанасьев. Цит. соч. С. 25-26.

Действительность и действенность таинств

Действительность таинства (т.е. то, что оно само по себе есть благодатная подлинная сила) зависит от внешней правильности его совершения. Необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. Действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства.

Действенность таинства (т.е. от того, насколько принимающий таинство удостаивается его благодатной силы) — иначе говоря его спасительность, плодотворность, обновляющая сила — зависит от того, насколько благоговейно человек приступает к ним

Для спасительности таинств от человека требуется вера, сознание великого значения и важности таинства и, наконец, искреннее желание и готовность принять его. Недостойное принятие таинств может повлечь за собой не оправдание, а осуждение, т.к

благодать не стесняет свободы человека (1 Кор. 11, 26-30). Часто люди, пользующиеся таинствами веры, не получают от них того, что таинства могут дать: ибо сердца принимающих не открыты для благодати или же люди небрежно относятся к принятым ими дарам Божиим. Тем более примечательны чудесные проявления благодати в святых людях, таинственно воспринимающих Божии дары и являющих в себе образ обожения человека.

В школьном богословии встречается определение факторов обеспечивающих действительность таинств «объективными», а действенность — «субъективными».

Елеосвящение, или соборование.

В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных. См. также

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ; ТАИНСТВО.

Таинство Миропомазания

Суть:

Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания:

Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии:В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин7 :37-39), а также в апостольских посланиях:Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин2 :20),Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор1 :21).

История:

Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы»

Зачем нам Таинства Православной Церкви?

Нельзя подходить к Таинствам как к  формальным ритуалам. «Покрещусь по традиции», «повенчаюсь, чтобы не развестись», «причащу ребенка, чтобы не болел» и так далее. Таинства Православной Церкви — это не наше одолжение Богу. Это средства нашего спасения. Главное в Таинствах — не внешние действия, а духовное содержание.

Принятие Крещения и Миропомазания необходимы для начала новой жизни. Они свидетельствует о стремлении человека служить не греху, а Всемогущему Богу. Чтобы достигнуть Небесного Царства, нужно спасти свою душу, приблизиться к Богу. Принимая крещение, люди усыновляются Богу, восстанавливают связь с Ним, потерянную человечеством через грехопадение. Только после Крещения можно принимать участие в других Таинствах. 

Исповедь — это не просто регулярное перечисление совершенных поступков, а работа по изменению образа жизни. На исповеди христианин высказывает свою решимость больше не грешить.  

Особо важным для христиан является участие в Таинстве Причащения. Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от источника жизни — Христа. И наоборот, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие — по слову Господа «пребывают в Нем».

Во время Таинства Евхаристии человек встречается с Самим Богом, поэтому очень важно подготовиться постом и молитвой к достойному принятию Святых Даров. Венчание должно восприниматься не как механизм для счастливой семейной жизни

Это необходимая помощь для совершения сложного служения семье, преодоления своего эгоизма. Венчание — это только начало совместного пути супругов, на которое призывается Божье благословение

Венчание должно восприниматься не как механизм для счастливой семейной жизни. Это необходимая помощь для совершения сложного служения семье, преодоления своего эгоизма. Венчание — это только начало совместного пути супругов, на которое призывается Божье благословение.

Соборование не является магическим средством получения исцеления от телесных болезней. В этом Таинстве прежде всего совершается моление о прощении грехов и исцелении душевных недугов, которые зачастую приводят к телесным проблемам.

Причащение, или евхаристия

(греч. «благодарение») – главное христианское таинство. В завершающей части литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа и преподаются для вкушения верующим во освящение души и тела. Принимая Святые Дары, христианин таинственным образом соединяется с самим Христом и делается сопричастным космической церкви. Православная церковь приобщает верующих Святым Тайнам под двумя видами – хлебом и вином. Священник выносит Святые Дары в чаше из алтаря, верующие подходят к нему, крестообразно сложив на груди руки в знак благоговения, и называют свое имя, полученное в крещении. Священник при помощи лжицы (ложечки) подает каждому подходящему частицу Тела и Крови Христа (пресуществленные хлеб и вино). Помогающий ему диакон отирает уста причастника платом. Причастившийся целует чашу и в притворе храма запивает причастие т.н. теплотой (вином, разбавленным теплой водой). В воспоминание братских трапез апостольских времен всем причастникам раздаются частицы просфоры. По окончании службы причастившиеся обязаны прочесть или выслушать читаемые в храме благодарственные молитвы. Церковь допускает к причастию только тех верующих, которые должным образом подготовились постом и покаянием. Особый вид совершения таинства евхаристии – причащение больных, которые по причине тяжелой болезни не могут присутствовать в храме на литургии. В таких случаях церковь посылает причастие на дом, оставляя для больных часть Святых Даров, приготовленных на литургии. См. также

ЕВХАРИСТИЯ; ЛИТУРГИЯ; МЕССА.

Таинства Православной Церкви

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Таинство (греч. мистерион — тайна, таинство) — священные действия, в которых под видимым образом
сообщается верующим невидимая благодать Божья
.

Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.

  1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
  2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной,
    непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
  3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья
    непостижимым образом сообщается им в видимом.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство.
Всякое священнодействие есть святое таинство. — И даже самое незначительное? — Да, каждое из них глубоко
и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме
Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом»
(архим. Иустин (Попович)).

Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для
обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в
более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для
обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство
святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.

Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из
многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: Крещение,
Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение
«.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

  1. богоучрежденность;
  2. невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
  3. видимый образ (последование) его совершения.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном
происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей
апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент
Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

  1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
  2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на
    путь духовной жизни.
  3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать,
    освобождающую его от грехов.
  4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
  5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи
    душевные и телесные.
  6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а
    также рождение и христианское воспитание детей.
  7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается
    благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинства Православной Церкви делятся на:

  1. неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;
  2. повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

  1. обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
  2. необязательные для всех — Брак и Священство.

Что такое церковные таинства? Какие таинства бывают в православии?

По учению христианской церкви, пройти обряд таинств нужно каждому верующему, ведь человеческая природа постоянно нуждается в видимых символических действиях, которые помогают ощутить незримую силу Господа.

Таинства дарят благодать и оказывают глубокое влияние на духовность, поэтому способны кардинально изменить внутреннюю жизнь человека. Но что же такое таинства и какие они бывают в православных церквях?

Что такое церковные таинства?

Если заглянуть в Священное Писание, можно увидеть, что в Библии под таинством понимают всякие сокровенные мысли и действия. В храмах их внешние признаки представлены церковными обрядами, которые дают благодать при соблюдении двух условий: они должны быть правильно совершены священнодействующим лицом, а человек, над которым совершается таинство, должен иметь расположение к этому действию.

Таинства, совершаемые без искренней веры в Господа и пламенного желания, ведут к осуждению и не оказывают никакого влияния на духовную жизнь человека.

История происхождения таинств

В отличие от традиционных церковных обрядов (например, погребения или освящения воды), таинства были установлены самим Иисусом Христом.

Непосредственно в храмах они вводились постепенно – по мере образования и укрепления христианской религии. Первоначально в церквях совершали всего два обряда – Причастие и Крещение, поскольку только они были описаны в Новом завете.

Впоследствии стали проводить еще пять таинств, которые упоминаются в Деяниях апостолов и свидетельствах служителей церкви раннего христианства.

Таинства в православии

Если у католиков семь таинств являются догмой еще со времен Второго Лионского собора 1274 года, то в православии всё не так однозначно. Византийская церковь никогда не признавала какого-либо определенного списка обрядов, а вот в греческой церкви перечень из семи таинств стал общепринятым еще в XVII веке.

Сегодня многие православные богословы утверждают, что для догматизации таинств нет никаких предпосылок, поскольку их строгой фиксации не существовало ни в Библии, ни в трудах святых отцов. Тем не менее, их совершают повсеместно во всех православных храмах и условно делят на повторяемые и непомторяемые.

Какие неповторяемые таинства бывают в православии?

К неповторяемым таинствам относят те обряды, которые верующий человек должен пройти только один раз в своей жизни. Первое из них – это Крещение, совершаемое над младенцем в знак его приобщения к Богу и очищения от грехов.

Становлению этого таинства предшествовало крещение Спасителя в водах реки Иордан, совершенное при помощи Иоанна Крестителя. С тех пор важную роль в обряде отводят воде и совершают таинство троекратным погружением ребенка в купель с чтением молитвы.

Таинство Миропомазания проводится сразу же после Крещения и связано с дарами Святого Духа, позволяющими людям стать твердыми в своей православной вере.

Обряд состоит в ритуальном помазании отдельных частей тела младенца ароматическими маслами, которые, по христианским преданиям, передают ему божественную благодать. Третье неповторяемое таинство – это Священство, которое совершается только над теми людьми, что посвящаются в священнослужители.

Повторяемые таинства в церквях

К повторяемым относятся четыре обряда – Брак, Исповедь, Евхаристия и Елеосвящение. Таинство Брака подразумевает свободу выбора и являет собой супружеский союз женщины и мужчины, который заключается в храме путем священнодействия.

Православная церковь вполне допускает второй или третий брак, но в этом случае обряд проводится уже не по торжественному, а по покаянному чину. Таинство Исповеди помогает человеку раскрыть перед священнослужителем свои грехи и получить их отпущение от имени Господа.

Евхаристия, или причащение, совершается на божественных литургиях путем вкушения вина и хлеба, предварительно освященных в храме. Согласно Писанию, благодаря причащению верующие могут приобщиться к крови и телу Иисуса Христа и таким образом символично соединиться с Богом.

Елеосвящение заключается в помазании верующего освященным елеем и помогает ему получить отпущение тех грехов, которые он не успел (или забыл) раскрыть во время Исповеди. Обычно таинство проводится над больным человеком, которому уже исполнилось 7 лет, и сопровождается молитвами об исцелении.

Семь Таинств Православной Церкви

В Православной Церкви установлены семь Таинств:

  1. Евхаристия (причастие).
  2. Покаяние (исповедь).
  3. Крещение.
  4. Брак (венчание).
  5. Хиротония (священство).
  6. Елеосвящение (соборование).
  7. Миропомазание.

Таинства покаяния (исповедь), крещения и евхаристия установлены Самим Господом Иисусом, о чем говорится в Евангелии.

Само слово «таинство» означает что- то сокровенное, таинственное. В данном случае оно означает таинственное действие Божьей Благодати, сокровенное не только от людей, но и для ангелов. Господь таинственным образом посылает человеку, принимающему участие в Таинстве, Божественную силу Благодати.

Господь хочет нашего спасения и для этой цели Он ввел церковные Таинства, чтобы люди смогли приобщиться через них Благодати, которая действует таинственным образом.

В некоторых Таинствах человек может принимать участие несколько раз в жизни, например, Таинство причастия, исповеди, соборование. А в некоторых участвует только раз в жизни (крещение, миропомазание). В некоторых Таинствах он вообще не имеет возможности участвовать (священническая хиротония).

Без Таинств хождение в церковь было бы бессмысленным. Участие в Таинствах и получение через них Благодати – главная цель посещения храма.

Стоит добавить, что все Таинства требуют особой подготовки от человека, душевной и телесной. Нельзя принимать участие в Таинствах в состоянии плотской нечистоты.

Стоит рассмотреть каждое Таинство отдельно.

Священство

Священство — это таинство, при котором человек получает священный сан, имеет право проводить православные обряды и таинства. По православию, существует 3 степени священства:

  1. Диакон. Этот сан позволяет священнослужителю помогать более опытному священнику в проведении таинств
  2. Пресвитер (священник). Служитель данного сана может совершать таинства, но лишь от имени епископа
  3. Епископ (архиерей). Наивысший сан в православии. Только епископ может проводить таинство священства и посвящать других для совершения таинств

Таинству священства предшествует проповедь, исповедь принимающего сан и священная присяга. Только после этих действий, епископ говорит, достоин ли человек получить сан.


Священство

Священство

Священство

Священство (рукоположение, хиротония) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом. Есть три степени священства:

  1. При посвящении во диакона ставленник (то есть посвящаемый в сан) получает благодать лишь служить при совершении таинств — только помогать предстоятелю (пресвитеру, епископу) при совершении таинств, но не стоять во главе собрания при совершении таинства.
  2. Посвящаемый во пресвитера человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. 
  3. При посвящении в епископа, ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Рукоположение во диакона или во пресвитера может совершать один епископ. Перед рукоположением ставленник совершает «ставленническую» исповедь, принимаемую епархиальным духовником за всю свою жизнь, и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит правящему епископу, достоин ли ставленник принять священный сан. Следует заметить, что «протопресвитеры», «протодиаконы» и другие являются просто наградными титулами и их получение не проходит через хиротонию.

Любая хиротония совершается только во время Литургии. Конкретное время совершения хиротонии зависит от ступени священства, в которую посвящается ставленник.

Крещение

Крещение

Крещение — трёхкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов. При совершении Таинства Крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который являет собой духовную тьму;
  • помазание елеем перед погружением в воду (купель) для победы в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, чтобы Дух Святой тайно сошёл на крещаемого, даруя ему семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся должен постоянно помнить о кресте — символе спасения и терпеливо нести его всю жизнь;
  • белые одежды — символ того, что крещаемый очистился от грехов и отныне должен стараться вести чистую жизнь, это символ радости от обручения со Христом (душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели — символ вечности;
  • пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются Миропомазание и новокрещённый христианин может участвовать в Евхаристии вместе с другими верующими.

Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

Таинство Причащения (Евхаристии):

Тайная Вечеря. Икона, конец XIV в. Иконописец Андрей Рублёв

Об участии верных в Евхаристии — правила, регламентирующие причастие в Русской Православной Церкви — одобрены на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2 — 3 февраля 2015 года

Таинство Евхаристии — протоиерей Михаил Помазанский

«Таинство Причастия». Листовка — Миссионерский отдел Московской епархии

«Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Спасителя». Листовка — Николо-Берлюковский монастырь Московской епархии

«Желающим приступить к Таинству Причастия». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«Желающим приступить к Таинству Причастия» (в цвете). Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«Как подготовиться к Исповеди и Причастию». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«О Таинствах Исповеди и Причастия»

Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» — Theolcom.Ru

О частоте Причащения — епископ Венский и Австрийский Илларион Алфеев

Причастие — это благодатное приобщение души к к вечной жизни протоиерей — протоиерей Михаил Шполянский

Причастие – радостная весть для плоти — диакон Андрей Кураев

Магия вместо Причастия? — иерей Андрей Дудченко

О том, как мы должны причащаться, и о плодах этого великого Таинства, когда мы причащаемся в любви ко Христу — архиепископ Серафим Соболев

Важно разделять подготовку к причащению прихожан и «захожан» — протоиерей Павел Великанов

Причастие младенцев превращается в профанирование Таинства — митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Пустите детей приходить ко Мне… Часть первая: причащение детей до семи лет — протоиерей Георгий Крылов

Пустите детей приходить ко Мне..

Часть вторая: от 7 до 17 лет (исповедь и причащение)  — протоиерей Георгий Крылов

Подготовка детей к причастию. Часть I — Анна Гальперина

Подготовка детей к причастию. Часть II — Анна Гальперина

Подготовка детей к причастию. Часть III — Анна Гальперина

«Родителям о Таинстве Причастия». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

После Причастия — протоиерей Андрей Ткачев

Почему не допускают к Причастию? — протоиерей Константин Островский

Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений — Николай Успенский

Защита термина «пресуществление» патриархом Сергием Страгородским — Богослов.Ru

Тело Христово в таинстве Евхаристии — Алексей Зайцев

Выдумали ли православные Таинство Причащения? — Андрей Десницкий

Литургия и подвиг — митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий Радович

О причащении тяжелобольных или когда Бог не цель жизни, а средство — протоиерей Александр Стрижак

Новая практика Причащения? — протоиерей Константин Буфеев

Крещение

Церковные Таинства Крещения становятся в буквальном смысле воротами, через которые человек входит в Церковь и становится ее членом. Для совершения таинства всегда необходима вода, ведь сам Иисус Христос принял крещение в Иордане, чтобы подать пример всем своим последователям и показать им кратчайший путь к искуплению грехов.

Крещение проводится священнослужителем и требует некоторой подготовки. Если мы говорим про церковное таинство для взрослого человека, который сознательно пришел к Богу, то ему необходимо почитать Евангелие, а также получить наставления от священнослужителя. Иногда перед крещением люди посещают специальные занятия, во время которых получают базовые знания о христианской религии, церковных обрядах и Боге.

Крещение проводится в храме (когда речь идет о тяжелобольном человеке, обряд можно совершать дома или в больнице) священником. Человек ставится лицом на восток и слушает очистительные молитвы, а затем, повернувшись на запад, отрекается от греха, Сатаны и прежней жизни. Затем он трижды погружается в купель под молитвы священника. После этого крещенный считается рожденным в Боге и в качестве подтверждения своей принадлежности к христианству получает крестик, который необходимо носить постоянно. Крестильную рубашку принято хранить всю жизнь, она является неким оберегом для человека.

Когда таинство проводится над младенцем, то за него на все вопросы отвечают родители и восприемники (крестные). В некоторых храмах допускается участие в обряде одного крестного, но он обязательно должен быть одного пола с крестником. Имейте в виду, что стать крестным — это очень ответственная миссия. Ведь с этого момента вы перед Богом отвечаете за душу ребенка. Именно крестные должны вести его по пути христианства, наставлять и вразумлять. Можно сказать, что восприемники — это духовные учителя для нового члена христианской общины. Выполнение данных обязанностей ненадлежащим образом является тяжелым грехом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector