Третьеиюньский переворот 1907 года — причины, суть и последствия политического кризиса

Выборы

В выборах 1995 года участвовали 69 избирательных объединений (блоков), из которых 43 были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией. От избирательных объединений в выборах по единому федеральному избирательному округу баллотировались 5700 кандидатов на 225 депутатских мандатов. На выборах в одномандатных округах на остальные 225 мест баллотировались более 2600 зарегистрированных кандидатов в депутаты.

В выборах участвовали более 69,5 миллионов человек, или 64,7 процента от общего числа избирателей. Пятипроцентный барьер преодолели четыре избирательных объединения: Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), «Наш дом — Россия» (НДР), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и «Яблоко».

Предыстория формирования Государственной думы

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка«, в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Деятельность II Государственной думы

Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.

Состав II Государственной думы

По составу вторая Дума оказалась «левее» первой. Хотя количество крайне правых в ней увеличилась, но куда значительнее вырос левый блок – социал-демократов, трудовиков, Крестьянского союза, эсеров. Во вторую Думу были избраны и большевики. Кадеты же утратили свое доминирующее положение.

Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.

Законодательная деятельность II Думы

В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.

Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.

«Камнем преткновения» стал вопрос о военно-полевых судах и чрезвычайных мерах против участников революционных выступлений. Депутаты проголосовали против репрессий, что вызвало недовольство правительства. С подачи премьера и министра внутренних дел П.А. Столыпина был разработан новый закон о выборах. Отказ Думы 1 июня 1907 года отстранить от работы депутатов-социалистов и дать разрешение на арест некоторых из них (по обвинению в «стремлении к ниспровержению государственного строя») был использован как повод для ее разгона.

Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.

Второй манифест о Государственной Думе

На помощь Николаю II пришел бывший министр финансов Витте, который до недавнего времени был в опале. Репрессии не давали никакого эффекта. Поэтому Витте настаивал на либеральных реформах. Только так можно было успокоить оппозицию и примирить ее с государем. По программе Витте был составлен новый манифест. Император долго не хотел его подписывать, но напряженная ситуация в стране вынудила его это сделать 17 октября.

Согласно обновленному документу:

  • Дума получала законодательные права.
  • Население получало больше демократической свободы.
  • Круг лиц, допускавшийся к выборам депутатов, значительно расширился.

Дополнительно 19 октября Николай II подписал указ о реорганизации Совета министров. Этот орган на бумаге существовал с 1857 года, но на деле собирался редко. Теперь же это было постоянно действующее высшее учреждение. Председателем Совета министров стал Витте.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Деятельность

Третья Государственная Дума работала с 1907 по 1912 год. За этот период состоялось 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2571 законопроект. Большая часть законов, рассматриваемых Думой, представляли собой «законодательную вермишель»

И лишь немногочисленные проекты имели важное значение и поэтому вызывали бурное обсуждение на заседаниях

За время работы III Госдумы было рассмотрено и принято несколько важных законов:

  • О частной собственности крестьян на землю (столыпинские реформы);
  • О страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни;
  • О земстве в Западных губерниях;
  • О преобразовании суда в сельских местностях.

Третья Государственная Дума не хотела повторить судьбу своих предшественниц, поэтому искала компромиссы с правительством и пыталась предупредить крупные скандалы. Спорные законопроекты просто «застревали» в Госдуме или не рассматривались без объяснений.

В 1911 году после смерти председателя Совета министров Столыпина, имеющего влияние на Думу, начались крупные разногласия внутри органа. Резко ухудшились отношения октябристов и националистов, была расколота проправительственная национальная фракция. Многие высказывались за роспуск Госдумы, но к этому времени истек срок ее полномочий.

Деятельность Думы

За четыре года работы депутаты приняли 1036 федеральных законов (715 из них на данный момент обрели юридическую силу) и ратифицировали 212 законов, двусторонних договоров и соглашений, международных конвенций. Всего депутаты этого состава рассмотрели 1730 законопроектов.

Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Государственная дума также приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»

Кроме того, депутатами Думы второго созыва приняты Бюджетный кодекс РФ, II часть Гражданского и I часть Налогового кодексов. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы. Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс.

 — заявил журналистам РИА «Новости» на пресс-конференции спикер Госдумы второго созыва Геннадий Селезнев. По его мнению, Государственной думе третьего созыва в приоритетном порядке предстоит рассмотреть вопрос о ратификации Договора СНВ-2. Думе также предстоит принять Земельный кодекс РФ и завершить работу над общей частью Налогового кодекса.

В августе 1996 года Госдума утвердила премьером Виктора Черномырдина, в апреле 1998 года Сергея Кириенко, сентябре 1998 года Евгения Примакова, мае 1999 года Сергея Степашина, августе 1999 года Владимира Путина.

В мае 1999 года коммунистами была предпринята попытка импичмента президента России Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

24 декабря 1999 года в Москве состоялось заключительное пленарное заседание Государственной думы Российской Федерации второго созыва. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, 18 января 2000 года на первое пленарное заседание собрались депутаты Думы третьего созыва.

Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)

Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.

Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.

В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.

Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах.

Народы Средней Азии вовсе лишились избирательных прав, представительство от других национальных районов было ограничено. Новый закон почти вдвое увеличил число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую курию разделили на две: в первую входили только владельцы крупной собственности, получившие значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией, составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных избирателей кадетов-либералов.

Рабочие могли провести своих депутатов фактически только в шести губерниях, где сохранились отдельные рабочие курии. В результате на долю дворян-помещиков и крупной буржуазии приходилось 75% общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным сторонником консервации феодально-помещичьего статус-кво, а не ускорения развития буржуазно-капиталистических отношений вообще, не говоря уже о буржуазно-демократических тенденциях.

Норма представительства от помещиков-землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Третья Государственная Дума в отличие от первых двух просуществовала установленный срок (01.11.1907- 09.06.1912).

Процессы позиционирования и взаимодействия политических сил в третьей Думе царской России поразительно напоминают то, что происходит в 2000-2005 году в Думе демократической России, когда во главу угла ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.

Целью настоящей работы является исследование особенностей третьей Государственной Думы Российской империи.

Сочинение

Выборы во 2-ю Государственную Думу. Председатель избирательной комиссии Василий Тимирязев (слева) опечатывает урну для голосования по окончании голосования.

Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты распределились следующим образом:

  • по возрасту: до 30 лет — 72 человека, 30–40 лет — 123 человека, 40–50 лет — 175 человек, 50–60 лет — 140 человек, старше 60 лет — 8 человек.
  • по уровню образования: 38% депутатов имели высшее образование, 21% — среднее, 32% — низшее, 8% — домашнее, 1% — неграмотные.
  • по роду занятий: 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих, 1 поэт, 24 государственных служащих (в том числе 8 из судебной системы), 3 офицера, 10 профессоров и доцентов, 28 других учителей. , 19 журналистов, 33 юриста (адвокатов), 17 купцов, 57 дворян-помещиков, 6 промышленников и директоров заводов.

Только 32 члена Думы (6%) были депутатами первой Думы. Такой небольшой процент объяснялся тем, что после роспуска Первой Думы 180 депутатов подписали Выборгский манифест , за что были лишены права голоса и не могли участвовать в новых выборах.

Участие в выборах большего числа политических сил привело к большему разнообразию политических сил по сравнению с предыдущей Думой. По партийным фракциям они распределились следующим образом: трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, в которую вошли собственно трудовики — члены Трудовой группы (71 человек), члены Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующие. (19), кадетов — 98, социал-демократической фракции — 65, беспартийной — 50, польского коло — 46, октябристской фракции и умеренной группы — 44, революционных социалистов — 37, мусульманской фракции — 30, казачьей группы. — 17, народных социалистов — 16, правых монархистов — 10, один депутат принадлежал к Партии демократических реформ .

Председателем Думы стал правый курсант Федор Александрович Головин, избранный от Московской губернии. Николай Познанский (беспартийный левый) и Михаил Березин (трудовик) стали заместителями председателя. Секретарем был Михаил Челноков (курсант).

Попытка импичмента Борису Ельцину

Процедура импичмента от Бориса Ельцина была начата в мае 1999 года на основе пяти зарядов: от распада Советского Союза ; Конституционный кризис 1993 года ; начало войны в Чечне ; ослабление обороны страны и геноцид русского народа.

Была сформирована специальная комиссия под руководством Вадима Филимонова.

15 мая 1999 г. было проведено голосование об импичменте Ельцину, но ни одно из обвинений не набрало необходимых 300 голосов.

Обвинение (я) Голос фракций Результат
Коммунистическая партия Либерально-демократическая партия Наш дом — Россия Яблоко Аграрная партия Народовластие Регионы России Независимый Демократический выбор России
Распад Советского Союза 127 1 1 5 35 год 43 год 20 9 239/300
Конституционный кризис 1993 года 128 2 24 35 год 43 год 22 9 263/300
Война в Чечне 128 1 1 37 35 год 42 22 12 283/300
Ослабление обороны страны 127 2 2 3 35 год 43 год 20 9 241/300
Геноцид русского народа 127 2 2 35 год 43 год 19 9 238/300

Работа Думы

Карикатура «Головин пишет ответ Столыпину». Справа — Федор Головин с Йозефом Гессеном. За столом, сбрасывая министерскую форму, сидит Николай Кутлер ; перед ним депутаты Александр Кизеветтер и Семен Нечитайло; за его спиной — Григорий Алексинский . В бурке — товарищ председателя Николай Познанский. В том числе депутат Иван Пьяных и другие.

Дума продолжала борьбу за влияние на деятельность правительства, что приводило к многочисленным конфликтам и было одной из причин короткого срока ее деятельности. В целом Вторая Дума оказалась даже радикальнее своей предшественницы. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках закона. Руководствуясь нормами статей 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы от 20 февраля 1906 г., депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки дел к рассмотрению в Думе. Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Главным вопросом оставался аграрный вопрос, согласно которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала госбюджет на 1907 г., вопрос о призыве новобранцев, об упразднении военно-полевых судов и т. Д. При рассмотрении вопросов кадеты проявляли гибкость, призывая за то, что «позаботились о Думе» и не объяснили правительству причину ее роспуска.

Основным предметом дискуссии в Думе весной 1907 г. был вопрос о чрезвычайных мерах против революционеров. 17 мая 1907 года Дума проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Управление МВД подготовило проект нового закона о выборах тайно от Думы. 1 июня 1907 года Петр Столыпин потребовал отстранения 55 социал-демократов от участия в заседаниях Думы и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке «свержения государственного строя» и заговоре против царской семьи.

На основании этого Николай II 3 июня 1907 г. объявил о роспуске II Думы и изменении закона о выборах. Депутаты второй Думы разошлись по домам. Как и ожидал Петр Столыпин, революционной вспышки не было. Принято считать, что акт 3 июня 1907 г. ( июньский переворот 1907 г. ) означал завершение русской революции 1905–07 гг.

Комитеты

В Государственной Думе 2-го созыва действовали 27 комитетов.

  • Комитет по праву и судебно-правовой реформе
  • Комитет по делам ветеранов
  • Комитет труда и социальной политики
  • Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам
  • Комитет по экономической политике
  • Комитет по собственности, приватизации и экономической деятельности
  • Комитет по информационной политике
  • Комитет по энергетике, транспорту и связи
  • Комитет по промышленности, строительству и высоким технологиям
  • Комитет по образованию и науке
  • Комитет по культуре и туризму
  • Комитет по охране здоровья
  • Комитет по делам женщин, семьи и молодежи
  • Комитет по аграрным вопросам
  • Комитет Обороны
  • Комитет по безопасности
  • Комитет по международным делам
  • Комитет по делам Содружества Независимых Государств и отношениям с соотечественниками
  • Комитет по регламенту и организации Государственной Думы
  • Проблемы Северного комитета
  • Комитет по геополитике
  • Комитет по делам Федерации и региональной политике
  • Комитет по местному самоуправлению
  • Комитет по окружающей среде
  • Комитет по природным ресурсам и окружающей среде
  • Комитет общественных объединений и религиозных организаций
  • Комитет по делам национальностей

Выборы

Вторая Государственная Дума Российской Империи просуществовала с 20 февраля по 2 июня 1907 года. Выборы во Вторую Думу прошли по тем же правилам, что и в Первую Думу (многоэтапные выборы курии). При этом сама избирательная кампания проходила на фоне угасающей, но продолжающейся революции: «аграрные бунты» в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. 50% уездов Европейской России были вовлечены в крестьянские волнения.

Карта выборов во вторую Государственную Думу

В течение 8 месяцев революция была подавлена. Согласно Закону от 5 октября 1906 г. крестьяне были равноправны с остальным населением страны. Второй земельный закон от 9 ноября 1906 года разрешал любому крестьянину в любое время требовать причитающуюся ему долю общинной земли. Согласно «сенатским разъяснениям» избирательного закона (январь – февраль 1907 г.) часть рабочих и мелких помещиков была исключена из выборов в Думу.

Президиум Государственной Думы 2 созыва

Правительство любым способом стремилось обеспечить приемлемый состав Думы: крестьяне, не являющиеся домовладельцами, исключались из выборов, рабочие не могли быть избраны в городскую курию, даже если у них была квартира, требуемая законом, и т. Д. от Петра Столыпина , вопрос об изменении избирательного законодательства (8 июля и 7 сентября 1906) обсуждался дважды в Совете министров, но члены правительства пришли к выводу , что такой шаг не подходит , потому что это было связано с нарушением из основных законов и может привести к обострению революционной борьбы.

На этот раз в выборах приняли участие представители всего партийного спектра, в том числе крайне левых. В общем, боролись четыре течения: правые политики , выступающие за укрепление самодержавия ; Октябристы , принявшие столыпинскую программу; курсанты ; левый блок, объединил социал — демократов , то эсеры и другие социалистические группы. Состоялось много шумных предвыборных митингов с «спорами» между кадетами, социалистами и октябристами. И все же избирательная кампания носила иной характер, чем на предыдущих выборах в Думу. Тогда никто не защищал правительство. Теперь борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий.

Торжественный молебен в честь открытия II Государственной Думы и первого заседания состоялся 20 февраля 1907 года.

Известные депутаты

  • Алфёров, Жорес Иванович
  • Бабурин, Сергей Николаевич
  • Боос, Георгий Валентинович
  • Боровой, Константин Натанович
  • Брынцалов, Владимир Алексеевич
  • Бурбулис, Геннадий Эдуардович
  • Галазий, Григорий Иванович — старейший депутат
  • Говорухин, Станислав Сергеевич
  • Гдлян, Тельман Хоренович
  • Глущенко, Михаил Иванович
  • Дмитриева, Оксана Генриховна
  • Жириновский, Владимир Вольфович
  • Зюганов, Геннадий Андреевич
  • Кобзон, Иосиф Давыдович
  • Лапшин, Михаил Иванович
  • Мельников, Иван Иванович
  • Митрохин, Сергей Сергеевич
  • Невзоров, Александр Глебович
  • Памфилова, Элла Александровна
  • Починок, Александр Петрович
  • Рогозин, Дмитрий Олегович
  • Рыжков, Владимир Александрович
  • Рыжков, Николай Иванович
  • Севастьянов, Виталий Иванович
  • Старовойтова, Галина Васильевна
  • Титов, Герман Степанович
  • Фёдоров, Святослав Николаевич
  • Хакамада, Ирина Муцуовна
  • Харитонов, Николай Михайлович
  • Хачилаев, Надиршах Мугадович
  • Шандыбин, Василий Иванович
  • Шахрай, Сергей Михайлович
  • Явлинский, Григорий Алексеевич

Новый избирательный закон

В июньском Манифесте речь шла не только о роспуске Думы, но и изменении законодательства. Николай II обозначил, что видит причину «двукратного неуспеха деятельности Госдумы» в несовершенстве избирательного закона и, как следствие, пополнении этого учреждения членами, не являющимися выразителями народных нужд и желаний.

В этот же день в свет вышло новое «Положение о выборах в Государственную думу». Согласно этому документу выборы были непрямые и проходили по куриальной системе. Основными куриями (разряд избирателей, класс или группа населения) являлись:

  • волостная;
  • землевладельческая;
  • 1-я и 2-я городские (высший и низший избирательные цензы);
  • рабочая.

Избирательное право имели далеко не все подданные России. В выборах не участвовали женщины, лица младше 25 лет, учащиеся и военнослужащие. Кроме того, новым Положением вводились ограничения по имущественному, национальному и религиозному признаку.

Всего избиралось 442 депутата, в том числе:

  • 403 – от Европейской России (без Финляндского княжества),
  • 14 – от Польши,
  • 10 – от Кавказского края,
  • 9 – от Сибири,
  • 5 – от Дальнего Востока,
  • 1 – от Уральского казачьего войска.

В выборах не участвовали Средняя Азия, Казахстан, некоторые отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока (Чукотка, Якутия, Сахалин и другие).

Положение не предусматривало квоту по партийной принадлежности. Формально все лица, претендующие на депутатский мандат, являлись независимыми самовыдвиженцами, т.е. голосование проводилось персонально по каждой кандидатуре.

Социально-политические итоги

Значение и суть третьеиюньского переворота состояли в попытке сохранить старую систему власти, полностью подконтрольную императору, парламент при которой должен был выполнять фактически декоративную функцию или же был бы громоотводом при принятии непопулярных решений. Частично это удалось. Решениями Думы стала управлять не сила закона, а желания «сильных и богатых», совпадающие с указаниями сверху.

Следующая Дума проработала весь установленный ей пятилетний срок. Принадлежащее к центристским партиям большинство всё это время без эксцессов работало с правительством, принимая предложенные им законы. Но третьеиюньская политическая система реформы П. А. Столыпина так и не обеспечила, хотя премьер-министр и был одним из основных инициаторов этого переворота, надеясь на содействие проправительственной Думы своим начинаниям.

Но Государственная дума при этом перестала быть голосом народа. Большая часть населения снова была лишена возможности на законодательном уровне влиять на жизнь страны, отстаивать свои интересы. Интерес народа к работе Законодательного собрания внешне угас, недовольство действиями властей снова ушло в частные разговоры с оглядкой на окружающих.

Истинная причина третьеиюньского переворота была в нежелании правящего класса Российской империи модернизировать политическую систему соответственно требованиям времени. Как бы то ни было, ещё одно фактически насильственное недопущение в высший законодательный орган страны представителей «черни» заложило под государство бомбу замедленного действия. Очередная попытка грубо проигнорировать волю простого народа, лавирование между его требованиями и интересами господствующих классов, чтобы избежать «больших потрясений», на этой раз окончилась катастрофой.

Итоги

Результаты деятельности Третьей Госдумы, проработавшей весь срок, неоднозначны. С одной стороны, она не была источником постоянных конфликтов и взаимодействовала с правительством. С другой стороны, текущая законодательная работа исполнялась, но Дума принимала лишь бюджет и мелкие законы. Рассмотрение политически значимых и резонансных законопроектов всегда затягивалось.

Государственная Дума по факту не справилась со своей основной задачей – выражением волеизлияния населения в виде законов. За эти годы доверие простого народа к депутатам серьезно снизилось.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Итоги

В соответствии со Сводом основных государственных законов император был вправе досрочно распустить Думу, но при этом не мог изменить избирательный закон без согласия Госсовета и Госдумы. Именно по этой причине события 3 июня 1907 года вошли в историю как «третьеиюньский государственный переворот».

Избирательное законодательство было изменено таким образом, что круг избирателей существенно сузился. Теперь в выборах могли участвовать преимущественно обеспеченные избиратели, проживающие на территории Европейской России. Благодаря таким изменениям в Думу III созыва попали представители центра и правых партий, что позволило органам власти наладить эффективное взаимодействие.

Роспуск II Госдумы совпал с ослаблением забастовочного движения и массовых крестьянских волнений. Жизнь в Российской империи вошла в спокойное русло. Поэтому 3 июня принято считать последним днем революции 1905-1907 гг.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector