Проправительственная третья государственная дума
Содержание:
- Комитеты
- Выборы и состав Думы
- Деятельность II Государственной думы
- Второй созыв, 1996 — 2000
- Восьмой созыв, с 2021
- Шестой созыв, 2011 — 2016
- Деятельность Думы
- Деятельность
- Пятый созыв, 2007 — 2011
- Предыстория формирования Государственной думы
- Деятельность Думы[ | код]
- Развитие парламентаризма
- Известные депутаты
- Коалиции
Комитеты
В Государственной Думе третьего созыва действовало 28 комитетов.
- Юридический комитет
- Комитет по делам ветеранов
- Комитет труда и социальной политики
- Бюджетно-налоговый комитет
- Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам
- Комитет по экономической политике и предпринимательству
- Комитет по имущественным вопросам
- Комитет по информационной политике
- Комитет по энергетике, транспорту и связи
- Комитет по промышленности, строительству и высоким технологиям
- Комитет по образованию и науке
- Комитет по культуре и туризму
- Комитет по охране здоровья и спорта
- Комитет по охране здоровья
- Комитет по делам женщин, семьи и детей
- Комитет по аграрным вопросам
- Комитет Обороны
- Комитет по безопасности
- Комитет по международным делам
- Комитет по делам Содружества Независимых Государств и отношениям с соотечественниками
- Комитет по регламенту и организации Государственной Думы
- Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока
- Комитет по делам Федерации и региональной политике
- Комитет по местному самоуправлению
- Комитет по окружающей среде
- Комитет по природным ресурсам и окружающей среде
- Комитет общественных объединений и религиозных организаций
- Комитет по делам национальностей
Выборы и состав Думы
Вторая Государственная Дума, приступив к работе, сразу же вступила в конфронтацию с правительством. Постоянные конфликты и неповиновение не устраивало царя и министров. Поэтому 03 июня 1907 года Николай II распустил непокорную Думу и сразу же изменил избирательный закон.
Согласно новому положению выборы были непрямыми и не предусматривали равного представительства от разных слоев населения. Всего избиралось 442 депутата, в число которых входили представители:
- Европейской России – 403 человека;
- Польши – 14;
- Кавказского края – 10;
- Сибири – 15.
Новая избирательная система позволила сформировать Госдуму, устраивающую правительство. Депутаты по партийной принадлежности распределились таким образом:
- Правые и октябристы – 225 человек;
- Кадеты – 52;
- Национальные меньшинства – 26;
- Трудовики – 14;
- Социал-демократы – 14.
В последствии умеренно правые и часть октябристов объединились, создав главную группировку в Госдуме – Партию русских националистов. Они и стала «законодательным центром» III Думы.
Деятельность II Государственной думы
Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.
Состав II Государственной думы
По составу вторая Дума оказалась «левее» первой. Хотя количество крайне правых в ней увеличилась, но куда значительнее вырос левый блок – социал-демократов, трудовиков, Крестьянского союза, эсеров. Во вторую Думу были избраны и большевики. Кадеты же утратили свое доминирующее положение.
Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.
Законодательная деятельность II Думы
В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.
Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.
«Камнем преткновения» стал вопрос о военно-полевых судах и чрезвычайных мерах против участников революционных выступлений. Депутаты проголосовали против репрессий, что вызвало недовольство правительства. С подачи премьера и министра внутренних дел П.А. Столыпина был разработан новый закон о выборах. Отказ Думы 1 июня 1907 года отстранить от работы депутатов-социалистов и дать разрешение на арест некоторых из них (по обвинению в «стремлении к ниспровержению государственного строя») был использован как повод для ее разгона.
Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.
Второй созыв, 1996 — 2000
Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.
По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.
Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.
Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.
Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.
Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.
После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.
Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.
Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.
Восьмой созыв, с 2021
О том, как в 2021 году пройдут сентябрьские выборы в Госдуму сейчас говорить непросто.
К тому же, на них вновь будет использована система трёхдневного голосования и возможность голосовать онлайн, что увеличивает поле для фальсификации результатов.
Сейчас партии готовятся к выборам и выдвигают свои партийные списки. Первой это сделала “Единая Россия”, которая уже 19 июля, через два дня после старта избирательной кампании, провела съезд партии и утвердила список своих кандидатов.
В федеральную часть списка вошли министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, главный врач Городской клинической больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова.
Такой “бронебойный” состав может обеспечить “Единой России” большинство, но также он может означать, что партия исчерпала свои ресурсы и задействуют на выборах свои последние силы. Возможно, она даже думает, что это последние выборы, где она сможет получить большинство.
Региональная часть списка включает 57 территориальных групп. С прошлых выборов это число увеличилось на 21, что может быть призвано для мобилизации граждан.
Говоря о возможных тенденциях, первые два созыва Госдумы из-за распределения сил были относительно самостоятельными, третий — переломным, где пришла “Единая Россия”, а вот начиная с четвёртого созыва Дума была скорее партийной, где большинство (а трижды и конституционное) оставались за одной и той же партией.
Какая будет расстановка сил после сентябрьских выборов 2021 года — пока неизвестно. Однако, есть вероятность, что “Единой России” удастся взять большинство и укрепиться в Думе ещё на один срок, возможно, последний для неё.
Шестой созыв, 2011 — 2016
Шестой созыв Госдумы — созыв, во время работы которого Владимир Путин вновь занял пост президента России, а Дмитрий Медведев стал председателем Правительства.
В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” – 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.
В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.
Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.
Говоря о результатах выборов, “Единая Россия” заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.
Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.
После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.
Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.
Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.
Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а “оговорка” в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.
Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.
Деятельность Думы
Избиралась на 4 года. Большинство депутатов входили в состав центристского большинства. За период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом России подписано свыше 700.
В 2000 году Госдума приняла внесённые президентом Путиным решения об изменении порядка формирования Совета Федерации (вместо руководителей исполнительной и законодательной властей регионов в палату были делегированы их представители), ввела единый плоский налог на доходы физических лиц в размере 13 % (ранее действовала прогрессивная шкала). В последующие годы были приняты Трудовой кодекс и Земельный кодекс. В мае 2000 года утверждён премьер-министр Михаил Касьянов. Приняты поправки к избирательному законодательству (утверждено увеличение проходного барьера для избирательных списков до 5 % после выборов 2003 года). В декабре 2000 года Государственная дума также приняла законы о государственной символике: официально утвердила в качестве государственного флага бело-сине-красное полотнище, в качестве государственного гимна — вновь написанные слова С. В. Михалкова на музыку советского гимна, в качестве герба — золотого двуглавого орла в червлёном щите, в качестве военно-морского флага — андреевский флаг. Принят Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Неудачей закончилась попытка вынести вотум недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный «Яблоком».
Деятельность
Третья Государственная Дума работала с 1907 по 1912 год. За этот период состоялось 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2571 законопроект. Большая часть законов, рассматриваемых Думой, представляли собой «законодательную вермишель»
И лишь немногочисленные проекты имели важное значение и поэтому вызывали бурное обсуждение на заседаниях
За время работы III Госдумы было рассмотрено и принято несколько важных законов:
- О частной собственности крестьян на землю (столыпинские реформы);
- О страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни;
- О земстве в Западных губерниях;
- О преобразовании суда в сельских местностях.
Третья Государственная Дума не хотела повторить судьбу своих предшественниц, поэтому искала компромиссы с правительством и пыталась предупредить крупные скандалы. Спорные законопроекты просто «застревали» в Госдуме или не рассматривались без объяснений.
В 1911 году после смерти председателя Совета министров Столыпина, имеющего влияние на Думу, начались крупные разногласия внутри органа. Резко ухудшились отношения октябристов и националистов, была расколота проправительственная национальная фракция. Многие высказывались за роспуск Госдумы, но к этому времени истек срок ее полномочий.
Пятый созыв, 2007 — 2011
В выборах в Госдуму пятого созыва приняли участие 11 партий, но только четыре из них смогли пройти повышенный до 7% барьер.
“Единая Россия” вновь получила конституционное большинство, и такое уже закрепившееся преимущество значительно уменьшило возможность оппозиции влиять на законотворческий процесс.
Во время работы Госдумы пятого созыва пост президента занимал Дмитрий Медведев. Владимир Путин был утверждён на посту председателя Правительства. Его кандидатуру поддержали фракции “Единая Россия”, ЛДПР и “Справедливая Россия” — 392 из 448 присутствовавших членов Госдумы. Против проголосовали 56 депутатов — члены фракции КПРФ.
В этот раз, в отличии от четвёртого созыва, “Единая Россия” воспользовалась большинством и внесла изменение в Конституцию. Срок полномочий Госдумы тогда был увеличен с четырёх до пяти лет, а президента — с четырёх до шести лет.
Одним из основных направлений деятельности Государственной думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было продиктовано мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Оперативно принимались законы, направленные на поддержку финансовой системы страны — в том числе, пакет антикоррупционных законов и законов, направленных на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Депутаты инициировали признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, ратифицировали соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота, договор с США о СНВ.
Также среди принятых законов — переименование милиции в полицию, отмена перевода часовых стрелок на летнее время, закон, уточняющий порядок формирования Совета федерации. Также была введена практика общественного обсуждения социально значимых и спорных законопроектов.
Всего по количеству принятых законов палата поставила абсолютный рекорд: 1581 федеральных и 27 федеральных конституционных законов, ратифицировано свыше 270 международных договоров и соглашений.
Предыстория формирования Государственной думы
Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.
В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».
Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.
Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.
17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.
В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.
Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.
Деятельность Думы[ | код]
Избиралась на 4 года. Большинство депутатов входили в состав центристского большинства. За период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом России подписано свыше 700.
В 2000 году Госдума приняла внесённые президентом Путиным решения об изменении порядка формирования Совета Федерации (вместо руководителей исполнительной и законодательной властей регионов в палату были делегированы их представители), ввела единый плоский налог на доходы физических лиц в размере 13 % (ранее действовала прогрессивная шкала). В последующие годы были приняты Трудовой кодекс и Земельный кодекс. В мае 2000 года утверждён премьер-министр Михаил Касьянов. Приняты поправки к избирательному законодательству (утверждено увеличение проходного барьера для избирательных списков до 5 % после выборов 2003 года). В декабре 2000 года Государственная дума также приняла законы о государственной символике: официально утвердила в качестве государственного флага бело-сине-красное полотнище, в качестве государственного гимна — вновь написанные слова С. В. Михалкова на музыку советского гимна, в качестве герба — золотого двуглавого орла в червлёном щите, в качестве военно-морского флага — андреевский флаг. Принят Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Неудачей закончилась попытка вынести вотум недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный «Яблоком».
Развитие парламентаризма
5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.
Также по теме
«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи
10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…
Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.
Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.
«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.
Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.
- Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца
В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.
По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.
«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.
По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.
«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.
Известные депутаты
- Абрамович, Роман Аркадьевич
- Аверченко, Владимир Александрович
- Аксаков, Анатолий Геннадьевич
- Боос, Георгий Валентинович
- Брынцалов, Владимир Алексеевич
- Булавинов, Вадим Евгеньевич
- Буратаева, Александра Манджиевна
- Володин, Вячеслав Викторович
- Гартунг, Валерий Карлович
- Глазьев, Сергей Юрьевич
- Грызлов, Борис Вячеславович
- Губенко, Николай Николаевич
- Гудков, Геннадий Владимирович
- Дмитриева, Оксана Генриховна
- Жириновский, Владимир Вольфович
- Жуков, Александр Дмитриевич
- Зюганов, Геннадий Андреевич
- Карелин, Александр Александрович
- Кириенко, Сергей Владиленович
- Клинцевич, Франц Адамович
- Комиссаров, Валерий Яковлевич
- Куликов, Анатолий Сергеевич
- Лигачёв, Егор Кузьмич — старейший депутат
- Лукин, Владимир Петрович
- Мельников, Иван Иванович
- Морозов, Олег Викторович
- Невзоров, Александр Глебович
- Немцов, Борис Ефимович
- Пивненко, Валентина Николаевна
- Примаков, Евгений Максимович
- Райков, Геннадий Иванович
- Рогозин, Дмитрий Олегович
- Романов, Пётр Васильевич
- Рыжков, Николай Иванович
- Селезнёв, Геннадий Николаевич
- Семигин, Геннадий Юрьевич
- Скоч, Андрей Владимирович
- Слиска, Любовь Константиновна
- Степашин, Сергей Вадимович
- Титов, Герман Степанович
- Хакамада, Ирина Муцуовна
- Черномырдин, Виктор Степанович
- Чилингаров, Артур Николаевич
- Чуев, Александр Викторович
- Шаккум, Мартин Люцианович
- Шандыбин, Василий Иванович
- Шпорт, Вячеслав Иванович
- Явлинский, Григорий Алексеевич
Коалиции
В Госдуме третьего созыва две коалиции функционировали в разное время как большинство. В обоих случаях инициаторами коалиций выступила фракция «Единство».
Первая коалиция была сформирована сразу после объявления результатов выборов, во время подготовки к первому заседанию нового парламента. Фракция «Единство» и Партия коммунистов (крупнейшая в Госдуме) подписали пакетное соглашение, согласно которому они разделили руководящие должности в Думе и председательство в парламентских комитетах. Что касается «Единства», то в основном оно заключалось в том, чтобы удержать рычаги контроля Госдумы от ее главных конкурентов на тот момент — «Отечество-Вся Россия». Коммунисты заключили договор на выгодных условиях. Позже была сформирована вторая коалиция, так называемая «Коалиция четырех», в которую вошли «Единство», «Отечество — Вся Россия», народный депутат и регионы России, и в нее вошли ровно половина Думы. Две последние из этих групп не являлись партиями как таковыми, а скорее депутатскими группами, сформированными в Думе.
В ходе заседания парламент консолидировал проправительственные силы вокруг президента Владимира Путина : было объявлено об объединении общественных движений «Единство» и «Батькивщина», что повлекло за собой соответствующие изменения в Госдуме. В апреле 2002 года новообразованное большинство в Государственной Думе очистило дом и лишило коммунистов тех льгот, которые они получали вначале. Они были лишены большинства руководящих должностей. Это вызвало кризис внутри фракции КПРФ — председатель Госдумы Геннадий Селезнев , а также главы двух комитетов ( Светлана Горячева и Николай Губенко ) предпочли выйти из фракции и сохранить свои позиции.