Что такое православный пост и зачем его нужно соблюдать?

Общий знаменатель: ради Бога

Вышеперечисленное – не исчерпывающий список поводов к посту Ветхого Завета (для большей информации почитайте книгу Исайи главу 58, книгу Иеремии главу 14, книгу Захарии главы 7-8), но чаще прослеживаются именно эти три причины: покаяние (внутреннее), горевание (внешнее), прошение о милости (грядущее). И общая причина, которая прослеживается во всех видах поста – «по Богу». 

Честный пост, какая бы для него ни была причина, происходит из основной потребности человека – в Боге. Мы нуждаемся в Его помощи, милости, водительстве. Нам необходимы Его спасение и утешение в беде, прощение грехов и благодать. Нам нужен Бог. Именно Он, а не обстоятельства или действия – общий знаменатель поводов к посту. Пост говорит Богу о нашей нужде в Нём. У нас есть нужды повседневные и необычные. Мы просим о хлебе на каждый день, а в час чего-то экстренного привлекаем к молитве пост.

Верующие Нового Завета могут добавить ещё один не менее важный повод: глубина осознания и уверенности в том, что у нас есть Христос. Говоря Богу о своих потребностях – будь то покаяние, утешение в горе, милость в чём-то – мы стоим пред Ним на твердом основании. Когда мы понимаем, что нуждаемся в чем-то и фокусируемся на том, чего у нас нет, пост напоминает нам о том, что у нас есть. Бог уже пришел к нам. Христос умер и воскрес. Мы  уже Его, если верим. Божий Дух уже действует в нас, через нас, и за нас. И наше будущее – предрешено. У нас уже есть истинный дом. 

В посте мы признаем, что мы еще не дома, но помним, что мы – не бездомные. В посте мы обращаемся к нашему Жениху и помним о Его обещаниях. В посте мы признаемся в своей немощи и помним Того Единственного, Которому всё принадлежит и Который придёт на помощь в Своё время.

Христианский пост уникален

«Христианский пост отличается от всех остальных постов этого мира», – говорит Джон Пайпер. – «Он уникален тем, что выражает больше, чем нашу жажду по Христу. Этот пост – жажда, укорененная в уже испытанном присутствии Христа в истории и в наших сердцах».

Во Христе пост – это не просто прошение к Богу позаботиться о нас. Это не просто признание того, что нам недостаточно нас самих. Пост – это утверждение, что мы, хотя и нуждаемся, не оставлены сиротами. 

О Таинствах во время поста

Обязательно во время поста нужно приобщаться к церковным Таинствам: Исповеди и Причастию. Исповедь – это покаяние в своих грехах, где священник выступает посредником между Богом и христианином. Весь груз грехов своих оставляет верующий там. И лишь после этого он может приступить к Великому Таинству Причастия – вкушению плоти и крови Христовой. Сам Бог входит в душу человека через эти Таинства, очищая и излечивая ее. А исходя из сути и смысла православного поста понятно, почему именно в это время так полезны Таинства. Таким образом, пост – это не только ограничение себя в пище, это огромная духовная работа, а для каждого человека она своя.

В помощь постящимся

Пост – дело сложное. Не потому, что трудно на время отказаться от мяса или сметаны. Мы уже поняли, что это борьба с нечистотой. И, конечно, бесы постараются помешать нам очистить и укрепить свой дух.

Для неверующего человека это прозвучит странно, но любой, кто хотя бы раз попробовал держать пост правильно, знает, сколько искушений сразу появляется вокруг! Это могут быть праздники, на которые просто невозможно не пойти. Или, наоборот, наваливаются неприятности, заставляющие забыть о самых благих намерениях…

Именно с этим постящийся должен справиться, выдержать, не отвлечься от своей главной – духовной цели.

Всегда ищите помощи в молитве и в Церкви. Горячая молитва может вмиг рассеять морок, окутавший наш разум, или хотя бы немного облегчить бремя искушения. А бесценный опыт и ежедневная жизнь Православной Церкви являются неисчерпаемым источником вдохновения и сил. 

Обсудите свое желание поститься со священником. Получите наставления и советы, как соблюдать пост правильно. Разрешается приступать к посту и без особого благословения, но в начале пути это станет хорошей опорой. 

Не концентрируйте внимание на списках разрешенных или запрещенных продуктов. Не разыскивайте «замен» привычным блюдам, например, соевых сосисок – смысл в том, чтобы максимально упростить свой стол, а не насытить его поддельными продуктами. 

  • Не берите на себя непосильные обязательства. История Церкви знает примеры, когда подвижники вовсе не ели в течение всего Великого Поста. Правила для монашествующих – намного строже, чем для мирян. Но мы не должны  «соревноваться» ни с кем! – Это станет лишь проявлением греха гордыни.
  • Никогда не забывайте о необходимости внутренних ограничений – в чувствах, в мыслях, в поступках. Пост несовместим с развлечениями, страстными желаниями, вредными привычками, ссорами.
  • Всем известно выражение «постное лицо» – так вот, это не самый лучший образ проведения поста. Стоит находиться в ровном, доброжелательном настроении, поддерживать и ободрять окружающих.

Что делать по окончании

Многие с нетерпением ожидают окончания поста, чтобы поскорее вернуться к привычному образу жизни. Но православные старцы всегда говорили, что подобное мировоззрение обманчиво: такие люди не постятся, а просто соблюдают диету. Подобное мышление о посте опасно тем, что человек сам себя вводит в заблуждение. Пост должен быть любимым периодом для христианина.

Соблюдать ограничения и посвящать больше времени молитве рекомендуется согласно календарю постов. Даты придуманы неслучайно. Они также являются символом послушания, то есть человек не сам себе указывает на что-то, а повинуется определенному закону – в данном случае уставу Православной Церкви.

Кому нужно поститься

До семилетнего возраста дети не способны отвечать за свои действия, они только учатся жизни, воспринимают абсолютно все, что их окружает. Поэтому им не нужно каяться в грехах на исповеди. А по исполнении 7 лет мальчик и девочка должны научиться осознавать ответственность за себя, за свои поступки, дела и мысли, чувства.

То же самое касается и поста. Он взаимосвязан с исповедью. Поэтому дети с семилетнего возраста должны присоединиться к своим родителям. Но не следует насильно заставлять ограничиваться в еде и развлечениях, чтобы ребенок потерял желание быть настоящим христианином. Священники рекомендуют все делать постепенно и если ребенок готов, не сопротивляется.

Что значит «поститься»?

Христианин в первую очередь соблюдает духовный пост. Воздерживается от ссор, недовольства, уныния, злословия, осуждения, пустословия и прочих грехов. Это самая тяжелая часть поста. Постящийся старается держать свои мысли, слова и действия под контролем, не нарушать заповеди.

В дни поста нужно особенно стараться, чтобы молитва была искренней, а не механическим чтением молитвослова. Также практикуется чтение Священного писания и жития святых.

Христианин посещает богослужения, исповедается и причащается Святых Христовых Тайн.

Ограничения касаются и образа жизни. Отказываются от шумных мероприятий, пустых развлечений (телевизор, компьютерные игры, походы в клубы и рестораны).

Также соблюдается супружеский пост — воздержание от близости.

Питание — очень скромное. Не разрешается употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, все молочные продукты и кондитерские изделия. Пища с растительным маслом допускается только в субботу и воскресенье. Понедельник, среда и пятница — дни сухоядения, то есть приготовленная с помощью термической обработки пища запрещена.

В первый день поста, а также в Страстную пятницу (день распятия Христа) полностью воздерживаются от пищи. В Праздничные дни — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — допускаются послабления в виде рыбы, а в Лазареву субботу — в виде икры.

Помимо потребления только допустимой пищи, ограничивают себя и в её количестве.

Христианин не выставляет на показ подвиг поста. Не принято демонстративно отказываться от скоромной (запрещенной) пищи и, тем более, осуждать не постящихся или считать себя чем-то лучше их. Это противоречит смыслу Великого поста.

Успешный пост

Одно из немногих требований к постингу – это грамотность и умение четко и логично излагать свое мнение. Иначе читатель потеряет смысл и не захочет возвращаться к вашим публикациям.

Живая незаезженная информация поможет вам добиться высокого рейтинга среди конкурентов. Ведь если вы собрались зарабатывать на постинге, то они обязательно будут.

Стоит учитывать тематическую уместность для сообществ. Так у автомобилистов вряд ли возникнет желание узнать, о чем советуют разговаривать с комнатными растениями.

Пост должен быть лаконичным и интересным. Это гарантия того, что его дочитают, досмотрят до конца, оценят и прокомментируют.

Чтобы вашу запись увидело большое количество людей, нужно хорошо обдумать, в какое время суток его целесообразнее выложить. В три часа ночи выкладывают посты чаще те пользователи, кого мучает бессонница.

Согласитесь, при стандартном распорядке дня вероятность прочтения вами такого сообщения очень мала.

На многих сервисах предусмотрена функция, при помощи которой можно задать время появления поста.

На форумах для мам с маленькими детьми удачным будет вечернее время, когда чадо накормлено и уложено спать, а мать может отдохнуть, почитать и даже подискутировать в актуальных для нее вопросах.

Что важнее: пост телесный или пост духовный?

Что такое пост? Для чего нужен? Важнее пост телесный или духовный? Для христианина очень важно понимать, что только воздержание от пищи ничего не значит без поста духовного. Скорее, напротив, как было указано выше, это может навредить

При этом вред может заключаться не только в раздражительности, но и в том, что постящийся может проникнуться чувством своего превосходства и излишней благочестивости. А ведь значение поста заключается именно в уничтожении грехов.

Что такое пост? Для чего нужен? Пост — это лекарство. Не всегда сладкое, но действенное. Он помогает оторваться от наслаждений, собраться с мыслями и подумать о своем духовном здоровье.

Если постящийся человек, употребляя лишь скоромную пищу, при этом вместо покаяния и молитвы, помощи ближнему, исполнения добрых дел постоянно испытывает греховные чувства, то пост не будет подлинным, не будет духовным.

Нужно понимать, что когда человек постится, он не голодает. Ни в одной службе Великого Поста не упоминается о нем в привычном для людей понимании, то есть в неупотреблении мяса и вкусной пищи. Церковь призывает поститься телесно и поститься духовно.

Итак, пост лишь тогда будет иметь истинное значение, когда он объединен с духовной работой над собой. Обычный человек, живущий в ритме современного мира, не будет доступен влиянию Высшей силы. Пост смягчает черствость человека, и тогда он становится более доступным для воздействия Высшего мира.

Посты в Церкви

Христианская Церковь, следуя установившейся традиции, практикует многодневные общецерковные посты. Всего их четыре:

  • Великий пост;
  • Петропавловский (Апостольский) пост;
  • Успенский пост;
  • Рождественский пост.

Это время частого посещения богослужений, покаяния, особого внимания к делам милосердия и добра. Постные периоды установлены как время подготовки к четырём великим праздникам:

  • Светлого Христова Воскресения;
  • Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • Рождества Христова.

В рамках духовной подготовки телесное воздержание выглядит вполне уместным. Ведь хозяева, ожидая встречи с дорогими гостями, не находят времени, чтобы поесть спокойно. Они ждут праздничное застолье и долгожданную встречу. Так и христиане в приоритет своих жизненных целей ставят подготовку своей души ко встрече великих торжеств Церкви.

Современный христианин постится, подражая посту апостолов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа.

Однодневным постом обозначаются также особые вехи и события земной жизни Господа. В среду постятся, помня о дне, в который Господь был предан Иудой. В пятницу – в память о дне, когда Господь был распят и умер на Кресте.

В день памяти Усекновения главы пророка и Крестителя Господнего Иоанна постом подчёркивается губительность телесного невоздержания. В день памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста – постом почитается Спасительная Жертва Христова.

Посты в Церкви

Христианская Церковь, следуя установившейся традиции, практикует многодневные общецерковные посты. Всего их четыре:

  • Великий пост;
  • Петропавловский (Апостольский) пост;
  • Успенский пост;
  • Рождественский пост.

Это время частого посещения богослужений, покаяния, особого внимания к делам милосердия и добра. Постные периоды установлены как время подготовки к четырём великим праздникам:

  • Светлого Христова Воскресения;
  • Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • Рождества Христова.

В рамках духовной подготовки телесное воздержание выглядит вполне уместным. Ведь хозяева, ожидая встречи с дорогими гостями, не находят времени, чтобы поесть спокойно. Они ждут праздничное застолье и долгожданную встречу. Так и христиане в приоритет своих жизненных целей ставят подготовку своей души ко встрече великих торжеств Церкви.

Современный христианин постится, подражая посту апостолов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа.

Однодневным постом обозначаются также особые вехи и события земной жизни Господа. В среду постятся, помня о дне, в который Господь был предан Иудой. В пятницу – в память о дне, когда Господь был распят и умер на Кресте.

В день памяти Усекновения главы пророка и Крестителя Господнего Иоанна постом подчёркивается губительность телесного невоздержания. В день памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста – постом почитается Спасительная Жертва Христова.

Можно же не поститься и быть при этом хорошим человеком?

Православие не говорит, что главная цель жизни — это быть хорошим человеком. Достойные человеческие качества — это само собой разумеющееся, и чтобы быть хорошим человеком можно и не быть христианином.

Истинная и самая глубокая цель человека — стяжать Благодать Духа Святого, обрести мир в Духе Святом, соединиться душой и духом со Христом, и утвердить в себе Любовь Христову, которая выше любой любви человеческой — даже материнской или супружеской.

Пост в христианстве — это помощник в достижении этой Благой цели. Пост — это дни (или недели), в течение которых человек осознанно принимает решение: по своим силам и возможностям отвлечься от жизни тела. Отвлечься от жизни суетного мира и поместить свой ум в мысли о Боге — чтобы сосредоточиться на духовном. Потому что земная природа человека, к сожалению, такова: без внешних ограничений мы сосредотачиваться на духовной жизни всецело не умеем. Даже святые не могли!

Вот, зачем нужен пост…

Что готовить в пост?

Предлагаем интересные рецепты постных блюд.

На нашем сайте есть рубрика, посвященная исключительно постным блюдам.

Рулетики из цукини

Ингредиенты:

  • 2 цукини;

болгарский перец;

2 зубчика чеснока;

треть лимона;

3 ст. л. панировочных сухарей;

25 г миндаля;

3 ст. л. оливкового масла;

соль по вкусу;

пару щепоток сушеного базилика;

петрушка по вкусу.

Цукини промойте и порежьте вдоль тонкими слайсами. Обжарьте на масле с двух сторон до мягкости на среднем огне.

Перец запеките в духовке, обернув фольгой, 20 минут при температуре 190 градусов. Снимите кожицу.

В миске смешайте измельченный чеснок, нарезанную петрушку, рубленый миндаль, ложечку масла и лимонного сока, соль, нарезанный маленьким кубиком перец. Если некоторые полоски цукини получились кривыми, нарежьте мелко и также добавьте в начинку.

Выложите на центральную часть полоски начинку тонким слоем по всей длине. Сверните рулетики. Можно уже подавать рулетики в качестве холодной закуски. А можно обвалять рулетики в панировке и обжарить в масле до хрустящей корочки.

Рататуй

Ингредиенты:

  • баклажан;

кабачок;

1 кг помидоров;

2 луковицы;

2 болгарских перца;

3 зубчика чеснока;

50 мл оливкового масла;

соль и прованские травы по вкусу.

Овощи помойте, срежьте хвостики, болгарский перец очистите от семян. Половину помидоров опустите в кипяток, снимите кожицу и измельчите.

Очищенный лук нарежьте кубиком и обжарьте на двух столовых ложках масла с солью. Добавьте измельченную половину помидоров и нарезанный перец, тушите до мягкости.

Кабачок, оставшуюся половину помидоров и баклажан нарежьте тонкими колечками, не толще 5 мм.

В мисочке смешайте пропущенный через пресс чеснок, пару щепоток соли, прованские травы.

На дно формы для запекания выложите зажарку, разровняйте по дну. Затем внахлест уложите кольца овощей, чередуя их между собой. Посолите и полейте ароматным маслом.

Запекайте в духовке при температуре 180 градусов сначала под фольгой в течение 30 минут, затем еще 20 минут без фольги.

Рисовые зразы

Ингредиенты:

  • 300 г круглозернового риса;

200 г шампиньонов;

луковица;

2 зубчика чеснока;

1 ст. л. крахмала;

50 мл растительного масла для жарки;

30 г панировочных сухарей;

соль, перец по вкусу.

Отварите рис с солью согласно инструкции до готовности. Лук и чеснок почистите, измельчите. Грибы мелко нарежьте. На пару ложках масла обжарьте лук в течение пару минут на среднем огне, затем добавьте чеснок и шампиньоны. Жарьте еще минуты 3, посолите.

Вареный рис смешайте с крахмалом, на ладошке сформируйте блин. На центр блина выложите ложку начинки, склейте зразу.

Обваляйте зразы в панировочных сухарях и жарьте на средне-высоком огне на масле до румяности с двух сторон.

Овощной суп с булгуром и чечевицей

Ингредиенты:

  • по 100 г булгура и чечевицы;

300 г консервированных помидоров в собственном соку или пассаты;

болгарский перец;

морковь;

луковица;

2 ст. л. растительного масла;

2 л воды или овощного бульона;

соль и зелень по вкусу.

Промойте булгур и чечевицу, опустите в кастрюлю с кипящей водой и варите на среднем огне 20 минут после закипания.

С помидоров снимите кожицу, разомните вилкой или взбейте блендером. Почистите перец, морковь и лук, нарежьте небольшими кубиками. Обжарьте овощи в сковороде на масле до мягкости на среднем огне. Затем добавьте помидоры, посолите, потушите пару минут.

Добавьте зажарку в кастрюлю к готовым булгуру и чечевице, перемешайте, прогрейте. Выключите огонь и оставьте под крышкой на 20 минут. Подавайте со свежей зеленью.

Драники

Ингредиенты:

  • 5 больших картофелин;

луковица;

1 ст. л. пшеничной муки;

соль и перец по вкусу;

масло для жарки (4-5 ст. л.).

Почистите картошку и лук, натрите на терке. Отожмите руками от сока, добавьте соль и перец. Хорошенько прогрейте сковороду с маслом. Ложкой выкладывайте картофельную массу, растягивая до формы блинчика, и жарьте с двух сторон до золотисто-коричневого цвета, примерно по минутке-полторы. Если надо, добавьте еще масла.

Что делать и чего не делать в пост

Какую же внутреннюю работу должен совершить человек за время Великого поста, чтобы изменить себя?

Часто у тех, кто постится, возникают вопросы, связанные с тем, как им вести себя с непостящимися друзьями и коллегами, как не выставлять свой пост напоказ. Например, нужно ли поститься в гостях, нужно ли, принимая не постящихся гостей, готовить им скоромное? Нужно ли вообще сообщать окружающим, что ты постишься?

«Я бы сказал, что всегда нужно оставаться человеком, живым и верным, – говорит специалист по русскому богословию XIX-XX века, первый проректор СФИ Дмитрий Сергеевич Гасак. – В посте, как и в других духовных усилиях, в молитве, например, нет ничего стыдного. Не нужно навязывать веру, но не стоит и прятать ее. Пост и гостеприимство не исключают закона уважения людей друг ко другу. Поэтому, если вы приглашаете постящихся, позаботьтесь о них. Если вы в гостях, то также проявите уважение к хозяевам, не изменяя и самим себе. Некогда князь Владимир Федорович Одоевский пригласил на обед другого русского дворянина, известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. И тот ответил отказом, весьма почтительным, конечно, объяснив его как раз постом, который тогда держал. Так что наша история имеет богатейший опыт общения и хранения духовных и культурных традиций».

Кроме того, очень важны добрые дела. Пост – самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям или детям, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить.

Подпишись на нас в Telegram

Что делать и чего не делать в пост

Какую же внутреннюю работу должен совершить человек за время Великого поста, чтобы изменить себя?

Часто у тех, кто постится, возникают вопросы, связанные с тем, как им вести себя с непостящимися друзьями и коллегами, как не выставлять свой пост напоказ. Например, нужно ли поститься в гостях, нужно ли, принимая не постящихся гостей, готовить им скоромное? Нужно ли вообще сообщать окружающим, что ты постишься?

«Я бы сказал, что всегда нужно оставаться человеком, живым и верным, – говорит специалист по русскому богословию XIX-XX века, первый проректор СФИ Дмитрий Сергеевич Гасак. – В посте, как и в других духовных усилиях, в молитве, например, нет ничего стыдного. Не нужно навязывать веру, но не стоит и прятать ее. Пост и гостеприимство не исключают закона уважения людей друг ко другу. Поэтому, если вы приглашаете постящихся, позаботьтесь о них. Если вы в гостях, то также проявите уважение к хозяевам, не изменяя и самим себе. Некогда князь Владимир Федорович Одоевский пригласил на обед другого русского дворянина, известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. И тот ответил отказом, весьма почтительным, конечно, объяснив его как раз постом, который тогда держал. Так что наша история имеет богатейший опыт общения и хранения духовных и культурных традиций».

Кроме того, очень важны добрые дела. Пост – самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям или детям, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить.

Подпишись на нас в Telegram

Ранняя церковь постилась

Словам Иисуса следует алгоритм поста, который мы встречаем в первой церкви по мере того, как читаем о её росте в книге Деяний. Один из значимых моментов поста происходит в Антиохии, когда начальники церкви «молились Господу и постились», прося Божьего водительства (Деяния 13:2-3): когда они постились, Дух Святой проговорил к ним: «Отделите мне Варнаву и Савла для труда, на который я их призвал». И они, снова помолясь с постом, возложили на них руки и отпустили их.

После этого в 14-й главе Деяний мы читаем о посте и молитве в каждой церкви: посещая города, в которых они обратили к Господу людей еще в первых миссионерских путешествиях, Павел и Варнава рукополагали старейшин в каждой церкви и с молитвой и постом посвящали их Господу, в которого поверили.

Зачем нужен пост?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть, и благоприятный». Пост — не диета, и воздержание от определенных видов пищи — не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.

Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост — Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.

Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение — сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.

Пост также выступает свидетельством духовной природы человека — в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек — это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост — простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе — стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост — древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.

Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело — темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело — это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.

Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию

Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью — душевному и телесному

Готовить вкусную пищу нельзя

Пост подразумевает, что мы смиряем свои страсти. Мы смиряем чрево — на время поста отказываемся от лакомства. Если мы не можем сделать этого, о каком душевном смирении может идти речь? Однако пост — это не цель. Это средство, чтобы смирить себя. Если вы привыкли есть конфеты, зефир или мороженое, на время поста можно отказаться от них ради смирения. Это будет хорошее духовное упражнение. Но готовить всё без соли, невкусно — уже перебор. Есть сплошную печёную картошку без соли я бы не советовал. Мы не монахи. Мы живём в семьях. Смысл поста не в том, чтобы сделать свою жизнь не выносимой, когда ты садишься за стол и есть это не можешь.

Цель православного поста

Что такое пост? Для чего нужен? Целью православного поста для христианина является уничтожение пагубных душевных проявлений и привнесение в свою жизнь добродетели. Этого верующие добиваются искренней и внимательной молитвой, а также более часто наносят визит в храм для участия в богослужениях.

Как поститься? От чего стоит отказаться? Во время поста православные христиане добровольно воздерживаются от употребления мясных, молочных блюд, десертов. Также они стараются избегать всевозможных удовольствий и развлечений. Но православный христианин, прежде всего, должен позаботиться не о желудке, а о своем душевном состоянии. Пост неправильно воспринимать как диету.

Часто многие люди, соблюдая пост, становятся раздражительными, ждут скорейшего его окончания, забывая о душе. Если бы человек в самом деле начал задумываться о своей душе, то он стал бы непременно радоваться посту. Ведь вся его сущность устремлена на врачевание души.

Таким образом, для истинного христианина время поста является самым лучшим, в это время он становится ближе к Богу.

Устав о посте нужно соблюдать со всей строгостью, включая сухоядение

Устав был написан в V веке в обители прп. Саввы Освященного на Синае, для монахов, постившихся строго и практически не покидавших стен монастыря. Поэтому некоторые моменты устава о посте у нас вызывают недоумение. Например, в нём упоминаются финики и другие экзотические для наших широт фрукты, оливковое масло и прочие продукты, которые у нас достать не так просто. Церковь приняла этот устав и начала им пользоваться, несмотря на то, что предписания о продуктах, благословляемых в пост, не подходят для наших широт.

Второй момент — устав писался для монашествующих. Он не создавался для мирян, которые ведут активный образ жизни, каждый день ездят на работу, тяжело трудятся и живут в нашем холодном климате, где расход калорий намного больше, чем в субтропиках. Поэтому поститься так, как предписывает Типикон, очень и очень трудно.

Лично моё мнение: самое главное — исключить на время поста мясные продукты, а в отношении всего остального брать благословение у своего священника. Господь не ждёт от нас, чтобы мы падали в голодные обмороки или, выйдя на работу, не могли выполнить свои прямые обязанности. Он ждёт от нас очищения души.

Великий пост для мирян

Церковный устав содержит пять степеней строгости поста:

  1. Полноценное пищевое воздержание.
  2. Употребление в еду только сухой пищи.
  3. Прием горячей еды без масла.
  4. Прием горячей еды с растительным маслом.
  5. Прием рыбы.

Миряне чаще всего в Великий пост питаются по 3 -5 степени строгости, то есть обычно ими не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни. Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами – кальмарами, креветками и т.п.

Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост значительно смягчается. Часто этим категориям людей достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чем вкусном, особо любимом, но не необходимом можно себя ограничить.

Также в Великий пост супругам рекомендуется воздержание от интимной близости.


Набор продуктов для постного стола весьма обширен и богат

Какими продуктами можно питаться в Великий пост:

  • крупами;
  • бобовыми культурами (фасоль, горох, бобы, чечевица и пр.);
  • хлебом и постными хлебобулочными изделиями,
  • рыбой и морепродуктами – в определенные дни;
  • овощами и зеленью;
  • грибами;
  • фруктами и сухофруктами;
  • сладкой консервацией и свежими/морожеными ягодами;
  • из сладкого – мед, черный шоколад (без молока в составе), мармелад, халва и козинаки, постный зефир, леденцы.

Внешний вид и правила поведения

В статье мы рассказали о том, нужно ли поститься перед исповедью. Ответ на этот вопрос дан.

Предлагаем коротко поговорить о посещении храма. Как вести себя, когда приходить, что делать.

Начнем с правил внешнего вида и поведения:

Одевайтесь скромно. Понятно, что в храм не ходят в топиках, с декольте и обнаженными плечами. Это касается женщин. Мужчины посещают храм в брюках и рубашках. О шортах, борцовках и футболках придется позабыть.

На женщине должна быть юбка или платье. Голову покрываем платком, шляпой или иным убором.

Мужчина, находясь в храме, снимает головной убор.

Милые женщины, не надо краситься, когда идете в церковь. Это не очень уместно в доме Божьем. Разумеется, маникюр не спрятать. И от наращенных ресниц не избавиться. Но тени и губную помаду отложите до “выхода в свет”. С накрашенными губами не приложишься к иконе, ибо запачкаешь ее. Да и к Чаше не подойдешь, причащаясь, перепачкаешь лжицу.

Если собрались в храм с детьми, не позволяйте им кричать и бегать. Дети должны вести себя спокойно. Не носиться по храму, оглашая его громкими воплями, не отвлекать от молитвы прихожан. И уж тем более не пытаться зайти на амвон и заглянуть в алтарь. За поведение детей в храме отвечают родители.

Нельзя говорить в храме. Тем более кричать и смеяться. Пришли, поставили свечи, приложились к иконам, и молитесь тихонько.

Зачем нужен пост?

Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть, и благоприятный». Пост — не диета, и воздержание от определенных видов пищи — не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.

Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост — Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.

Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение — сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.

Пост также выступает свидетельством духовной природы человека — в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек — это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост — простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе — стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост — древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.

Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело — темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело — это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.

Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию

Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью — душевному и телесному

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector