Вериги

Вериги святого Петра


Вериги апостола Петра. Основная статья: Вериги святого Петра

Вериги святого Петра

— цепи, которыми, по преданию, был скован апостол Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии, во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.

В Православной церкви празднование поклонения честным веригам апостола Петра совершается 16 января (по юлианскому календарю).

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Архитектура

Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.

Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь

  • Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
  • Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
  • Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.

Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.

Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря

  • Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
  • Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
  • В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
  • Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
  • С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.

Другие постройки

В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия  Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.

В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.

Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря

Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.

На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.

Что такое православное монашество?

Жизнь в монастыре построена на исполнении послушания, совершении постоянной молитвы, уважении к старшим и заботе о ближних.

Для воспитания послушания Господу монахи сначала учатся этому в послушании старшим в монастыре. «Послушанием» в обители еще называется обязательное исполнение какой-либо работы каждым насельником. Послушание зависит от уклада жизни монастыря.

По мнению святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867) «прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином». Однако заблуждением будет считать всех приходящих в монастырь праведниками, почти готовыми святыми. Монахами становились и грешники, которые с течением времени являлись для других образцом покаяния. Как, например, святой Моисей Мурин (330-405), который был разбойником и пьяницей, но раскаявшись, ушел в монастырь.

Ложное и правильное представление о монашестве

Невоцерковленные люди часто поддаются влиянию сложившихся ложных стереотипов о монашестве. 

Издавна существовало мнение, что постриг в монахи сам по себе спасителен. То есть для человека будет достаточно лишь произнести монашеские обеты и облачиться в монашеское одеяние, чтобы сразу выделиться из среды обычных мирских христиан и встать на верный путь спасения. В этом некоторые видят объяснение стремлению русских князей на смертном одре принять монашество. Пусть даже за час до смерти — чтобы это «засчиталось» им в особую заслугу для спасения души. Это ложное представление опровергал преподобный Максим Грек (1475-1556), говоря, что

Многие полагают, что, раз монахи часто творят молитву, постоянно посещают церковные службы, читают разные каноны, постятся, то этим одним они непременно спасут свои души. На самом деле

Постриг в монахи: завершение

Завершается постриг в монахи братским целованием. Таково взаимное приветствие, при котором  присутствующие в церкви подходят к новопостриженному с вопросом: «Как твое имя, брат?» Инок, назвав свое новое имя, трижды полуобнимается с подошедшим, соединив с ним руки в рукопожатии.

Далее, чтобы монах побыл «наедине» с Господом, его могут на несколько ночей оставить одного в храме для молитвы.

Как происходит постриг в монахини? Пострижение в женской обители совершается  тем же порядком. Единственное отличие — пострижение совершается не настоятельницей монастыря, а иеромонахом (монахом, имеющим сан священника).

Небольшая путаница

В 2010 году на зимней Олимпиаде в Ванкувере после неудачного выступления нашей сборной В. В. Путин, который тогда занимал пост премьер-министра, отметил, что оно является поводом для проведения серьезного анализа. Он дал указание сделать оргвыводы и исправить ситуацию, создав необходимые условия для хорошего выступления российских спортсменов на сочинской Олимпиаде в 2014 году.

Премьер также отметил, что в Ванкувере от наших олимпийцев ожидали гораздо большего, но это не значит, что нужно опустить руки и, посыпая пеплом голову, избивать себя веригами. Следует отметить, что в данном случает имеет место неточность. Ведь как видно из сказанного выше, никто себя не собирался бить веригами, их носили на теле.

Скорее всего, речь шла о самобичевании, иначе называемом флагелланством. Это движение «бичующихся», которое возникло в XIII веке. Его представители использовали самобичевание как один из вариантов «умерщвления плоти». Оно могло быть и келейным, и публичным.

При этом орудием был бич или плетка с тремя хвостами. На плетке имелись многочисленные узлы с шипами длиной в палец. При ударе они вонзались в плоть с такой большой силой, что для их извлечения необходимо было сделать дополнительный рывок.

Подтверждает ошибку и этимология слова «вериги», образованного от старославянского «верига», обозначающего «цепь», которое происходит от праславянского verti, что значит «связывать».

Постриг в монахи: подготовка

Что такое постриг в монахи? Так в Православии называется посвящение в иноческий образ (монашество). Это священнодействие не принадлежит к числу церковных Таинств. С другой стороны, оно занимает исключительное место среди остальных церковных священнодействий. При постриге христианином даются обеты, то есть обещания Богу. Давать эти обеты можно только один раз в жизни. Если монах самовольно отказывается от обетов и уходит из монастыря, он совершает тяжкое духовное преступление. Ведь тем самым он нарушает торжественное обещание, лично данное Господу. В царской России такой человек не имел права на церковное погребение после своей смерти.

Поэтому перед принесением обетов у послушника всегда есть время. До принятие малой схимы (пострига в монахи) может пройти от одного года до 10 лет. Это время, которое нужно потратить на размышления, на трезвую оценку своих духовных и физических сил. Хватит ли их для несения монашеского подвига до конца своих дней? В этот период еще можно поменять свое решение, отказаться от монашества и покинуть монастырь. В таком шаге не будет никакой трусости, это не позор. Лучше заранее понять, что монашество не по силам, чем затем нарушить обеты.

Разговор старца Иринарха и пана Сапеги

«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:

— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?

Старец отвечал ему:

— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

Многие из панов стали говорить Сапеге:

— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

Старец возразил:

— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.

Сапега сказал:

— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.

— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.

Старец отвечал:

— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.

Сапега сказал:

— За то пан Сушинский повешен.

После сего старец дал такой совет пану Сапеге:

— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:

— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.

Старец сказал:

— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.

Сапега сказал:

— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».

Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.

Святыни Борисоглебского монастыря

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни. Как дорогая святыня сохранялся в монастыре простой деревянный крест — благословение преподобного Сергия, из алтаря для поклонения верующим выносятся хранящиеся там многокилограммовые железные вериги преподобного Иринарха.

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни.

В монастыре хранятся чудотворные мощи его основателей святых преподобных Феодора и Павла, преподобного Иринарха Затворника, жившего в Борисоглебском монастыре в Смутное время, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. По свидетельству верующих, после смерти преподобного Иринарха возле его гроба совершалось много чудес и исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Каждому верующему известно, что в стенах Борисоглебского монастыря можно не только приобщиться к миру духовному, но и получить ответ на свои молитвы, исцелиться от болезней, освободиться от всяких недугов и наполниться миром и радостью.

Каждый год перед праздником Илии Пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 км от Борисоглебского монастыря, недалеко села Кондакова — родины святого. Верующие приезжают сюда за чудом, туристы — за впечатлениями. Совершенно точно, что каждый получает то, за чем приехал в Ростовский Борисоглебский монастырь.

Монашеские обеты

При постриге монах дает обещания Богу до самой смерти строго соблюдать целомудрие, послушание, нестяжание. По учению Церкви, отменить их невозможно, даже если человек решил покинуть монастырь.

Обет целомудрия заключается в том, что монах отказывается от семейной жизни. Это свидетельствует о стремлении служить всей душой только Господу, а не отдельным людям. Для монаха обязательным является соблюдение девства, то есть безбрачия.

Но обет целомудрия не сводится только к безбрачию. Слово «целомудрие» имеет более глубокий смысл. Оно говорит о том, что монах должен «целостно мудрствовать», то есть во всех своих поступках и помыслах руководствоваться «мудростью, сходящей свыше».

В миру каждый человек самостоятельно принимает решения. Монах же отказывается от этой самостоятельности, «отсекает» свою волю, разум и чувства и предоставляет душу и тело Богу. То есть под послушаем понимает стремление максимально приблизить свою волю  к воле Божией. Послушания не бывает без смирения, под которым понимается доброе отношение к Богу, готовность во всём следовать Его заповедям.

Обет нестяжания означает, что монах отказывается от владения личным имуществом и не привязывается ни к чему земному. Это делается ради достижения духовной свободы и более полного выражения любви ко Господу.

Самобичевание — это намеренное причинение себе душевных или физических страданий

А что же такое самобичевание? Самобичевание — это осознанное и намеренное обвинение себя в совершенных поступках, а также самокритичное отношение к своей собственной личности, чтобы снизить или смыть чувство вины и стыда. Это скажем так, немного иная форма почитания Господа.

Также самобичевание — это намеренное причинение себе душевных или физических страданий, нанесение ударов плетью в сознательном или экстатическом состоянии, связанное с религиозными практиками.

Всем известно, что грешат не только простые люди, но и даже святые. Кто-то грешит больше, кто-то меньше. Но всякие грехи требуют покаяния.

Укорение себя за свои грехи — важная форма христианского делания.

Также есть люди, которые не осознают в себе грехов, такое состояние духа можно определить как беспечность. Но есть же и такие, которые намеренно сокрушаются даже в самых малых проступках, а порой даже доводят себя до отчаяния.

Такая форма может быть рассмотрена как не только самобичевание, но и как самоедство. Это скорее связана с тем, что человеку недостаточно веры, надежды на милосердие Божие. А отчаяние — это страшный грех, и если случиться так, что человек стоит на пороге отчаяния, ему срочно нужно что-то изменить в своей жизни. Как избавиться от этого?

Для начала нужно включать критику к себе не после того, как ситуация уже произошла, а до нее. Также необходимо изменить форму жесткой критики к себе, так если человек привык обзывать себя неприятными словами, стоит заменить их на более мягкие. Во многих произошедших ситуациях нужно искать хоть какие-то плюсы.

Самобичевание, как и самоуничижение, должно быть, но без переусердствований, иначе это будет хуже.

Многие преподобные говорит о том, как иметь смиренномудрие.

Но чтобы прийти к самоуничижению, нужно иметь в сердце и душе своем смирение. Смирение получить довольно тяжело. Что же говорили святые отцы о смиренномудрии.

Преподобный Исаак Сирин:

Исаак Сирин

Преподобный

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Иоанн Кассиан Римлянин

Преподобный

Преподобный Силуан Афонский:

Силуан Афонский

Преподобный

Преподобный Иосиф Оптинский:

Иосиф Оптинский

Преподобный

Значение слова вериги

вериги

Вериги Вери́ги ( — «цепь») — изделие, разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее.

1.Цепи, оковы и т.п., которые носили на теле религиозные фанатики для умерщвления плоти, самоистязания.

2. перен.То, что тяготит, сковывает свободу действий, чувств и т.п.

Большой современный толковый словарь русского языка

мн. 1) Цепи, оковы и т.п., которые носили на теле религиозные фанатики для «умерщвления плоти», самоистязания. 2) перен. То, что тяготит, сковывает свободу действий, чувств и т.п.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

железные цепи, надевавшиеся на тело религиозными фанатиками Юродивый в веригах.

Словарь русского языка Ожегова

тяжелые железные цепи, обручи и т. п., носимые на голом теле для доказательства преданности Богу.

Современный толковый словарь, БСЭ

вериги мн. 1) Цепи, оковы и т.п., которые носили на теле религиозные фанатики для «умерщвления плоти», самоистязания. 2) перен. То, что тяготит, сковывает свободу действий, чувств и т.п.

Толковый словарь Ефремовой

вериг, ед. верига, вериги, ж. Железные цепи, оковы, надеваемые с аскетическими целями (церк.). || перен. Всякое нравственное или душевное бремя (книжн.). Отложив условностей вериги, прямой задать вопрос. Кузьмин.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

Ковыляли убогие по стаду, Говорили страдальные речи: «Все единому служим мы господу, Возлагая вериги на плечи».

В крови омочены знамена Багреют в трепетных полях, Враги нам вьют вериги плена, Насилье грозно в их полках.

Вообще у меня такое подозрение, что наш народ настолько силен некоею тайной силой, что нормально двигаться может, только возложив вериги на плечи, набив карманы мусором потяжелее и напялив ботинки со свинцовыми подошвами.

Облачение при постриге

Пострижение волос и наречение имени заканчиваются одеванием (облачением) постригаемого в монашеские одежды. Настоятель в определенном порядке подает вещи, при этом объясняет их духовное значение. Одежда монахов —  как доспехи у воинов, идущих на поле боя. Монах также вступает в битву, только духовного характера кожаным поясом обретается «сила истины». Мантия выступает в роли «брони праведности». Клобук — это «шлем спасения». Чётки — «меч духовный, который есть слово Божие». Сандалии выступают знаком того, что он «отправляется» свидетельствовать о Христе.

Каждая новая ступень восхождения к Богу (то есть последовательные иноческие степени) дает монаху больше «средств» для духовной борьбы. Это находит отражение и в его внешнем виде. Иноческое одеяние предельно простое по покрою. Его черный цвет призван напоминать о смерти, смирении, уединении и покаянии. 

Признание себя ничтожным — возможно только после смирения

Признание себя ничтожным возможно только после смирения. Как говорили многие святые отцы, где произрастает смирение, там и источается слава Божия. Если человек будет постоянно пребывать в самоуничижении, то Бог прославит, а если же человек будет еще иметь смирение, то в сердце Бог покажет славу Свою.

Человек, который будет иметь самоуничижение, прославиться самим Господом.

Порой часто слышим фразу «Самоуничижение паче гордыни». Уничижение человека паче гордости считается парафразой притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14), и слов апостола Петра:

(Лк. 18, 10-14)

Гордость же один из самых страшных грехов в православие.

Всегда ли полезно для духовного делания нравственное самобичевание?

Как известно, все люди, живу­щие земной жизнью, грешат, даже святые ( 1Ин.1:8 ). Неко­то­рые грешат меньше, неко­то­рые больше. Но и боль­шие, и малые грехи, тре­буют пока­я­ния. Вот почему пока­ян­ное уко­ре­ние себя за грехи явля­ется одной из важ­ней­ших форм хри­сти­ан­ского дела­ния.

Неко­то­рые веру­ю­щие, не осо­зна­ю­щие себя поги­ба­ю­щими греш­ни­ками, каются от случая к случаю. Такое состо­я­ние духа можно опре­де­лить как бес­печ­ность.

Неко­то­рые, наобо­рот, столь неуме­ренно сокру­ша­ются даже и о незна­чи­тель­ных про­ступ­ках, даже и после их испо­ве­да­ния и про­ще­ния в Таин­стве Пока­я­ния, что дово­дят себя (а слу­ча­ется, что и своих ближ­них) до отча­я­ния. Такая форма сокру­ше­ния может быть оха­рак­те­ри­зо­вана не только как само­би­че­ва­ние, но и как само­ед­ство. Как пра­вило, она бывает свя­зана с недо­стат­ком веры, недо­стат­ком надежды на бла­гость и мило­сер­дие Божьи. Отча­я­ние — страш­ный грех, и если чело­век стоит на пороге отча­я­ния, ему непре­менно необ­хо­димо что-то в жизни менять.

Другое дело, когда сокру­ше­ние о грехах хотя и бывает глу­бо­ким, но пере­жи­ва­ется не в отрыве от Бога, а в Боге. При­меры такого рода сокру­ше­ния встре­чаем в псал­мах, как то: «Я изне­мог и сокру­шен чрез­мерно; кричу от тер­за­ния сердца моего» ( Пс.37:9 ).

Исто­рия мона­ше­ской жизни напол­нена подоб­ными при­ме­рами. Кроме того эта исто­рия зна­ко­мит нас и с такими слу­ча­ями само­би­че­ва­ния, когда глу­бо­кое нрав­ствен­ное само­уко­ре­ние сопро­вож­да­лось физи­че­скими само­ис­тя­за­ни­ями. Однако эти само­ис­тя­за­ния осу­ществ­ля­лись не без бла­го­сло­ве­ния опыт­ных духов­ных настав­ни­ков и имели высо­кую цель. «Многие отцы-свя­то­горцы, — пишет по этому поводу мит­ро­по­лит Иеро­фей (Влахос),— измож­дали тело уда­рами , чтобы побе­дить страсть и пре­быть во Христе » («Знаю чело­века во Христе…»: жизнь и слу­же­ние старца Софро­ния, исих­а­ста и бого­слова).

Источник

Отрывок, характеризующий Вериги

В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу. – Mais charmante! – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу. – Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба! Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante. Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить. Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно. Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису. Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней. Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector