«не отрекайся ни от бога, ни от священнического сана»

Актуальная информация

Великие старцы — такие же люди. Ни один человек еще не смог прожить вечную жизнь в материальном мире. Все рано или поздно уходят. К сожалению, некоторых священнослужителей не так давно не стало:

  • 2 февраля 2018 года умер протоиерей Иоанн Слугин, служивший клириком в храме Сошествия Святого Духа в Москве. Ему было 77 лет;

  • 13 октября 2020 года отошел к Богу, старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры. Отзывы о священнослужителе передавались из уст в уста, многие люди мечтали о встрече с ним. Священнослужитель был одним из самых почитаемым старцев Православной Церкви;
  • 20 февраля 2020 года не стало архимандрита Кирилла. На момент смерти ему было 97 лет. Воспоминания людей, которым посчастливилось встретиться со старцем, легли в основу книги. Редактором издания выступил священнослужитель Виктор Кузнецов;
  • 1 декабря 2020 году после длительной борьбы с болезнью, умер Архимандрит Дионисий (Шишигин). Батюшка до самых последних дней был предан служению. Он не только встречался с людьми лично, но и передавал священные знания в своих статьях. Его работы можно встретить на крупных православных ресурсах. Одно из важнейших творений архимандрита — труд «Патриарх Пимен и его время», написанию которого он посвятил часть своей жизни;
  • Архимандрит Иероним (Шурыгин) последние годы которого проходили в Чувашии, отошел к Господу 28 августа 2013, в день Успения Богородицы. Но и сейчас с ним связаны необыкновенные явления. Люди, которые приходили на его могилку, заметили, что у них стали происходить настоящие чудеса. Все о чем они искренне просили — сбывалось. Могила находится в г. Алатыре, где ее часто посещают паломники. Архимандрит более 40 лет был насельником Успенского Псково-Печерского монастыря;
  • А также паломничества не прекращаются и в месте погребения саранского старца Феофана. Отец Феофан был очень светлой и отзывчивой личностью, все, кто знали его при жизни, любили святого отца. Он был духовником в Макаровском Иоанновском Богословском монастыре в Мордовии. Сейчас люди приезжают на могилку старца, как и раньше за советами, помощью и исцелением. Говорят, что чудеса стали происходить чаще.


Светлая память великим старцам, вся жизнь которых являлась служением Богу и людям. Но тем, кто нуждается в помощи, не стоит отчаиваться. В России и Украине еще здравствуют ныне наделенные дарами Господа, и преданно выполняют свой долг. Ни один из тех, кто обратился за поддержкой к этим мудрым людям, еще не пожалел о своем решении. Однако стоит подумать над словами старицы монахини Матроны. Она утверждала, что прежде чем отправиться к старцу, стоит помолиться Господу, чтобы он дал ему правильный ответ на вопрос. Так или иначе, будущее зависит не только от наказов мудрецов, но и оттого, будут ли этим советам следовать.

Русская православная церковь в начале двадцатого века оказалась в затруднительном положении. Страна раскололась на два лагеря – красных и белых. Среди батюшек также не находилось единства.

Это привело к расколу церкви и образованию так называемой Западной православной церкви. Оставшиеся в России церковники вынуждены были принять условия советской власти и оказались сильно ограничены в своих возможностях.

Но священники не сломались под натиском трудностей и продолжали свое дело. Одним из них стал протоиерей Валериан. Продолжил он свои проповеди и в Российской Федерации.

Протоиерей Валериан (Кречетов). Его биография – готовый сюжет для мотивационного кино

Отец Валериан вырос в трудное послевоенное время, когда страна оправлялась после ужасов Великой Отечественной Войны. Долгое время работал инженером, но ближе к середине жизни пришел к Богу.

Сейчас он духовник Московской епархии, пишет духовные книги. Среди народа он заслужил уважение, и с каждым годом на его проповеди приходит все больше людей.

Московская духовная академия, в которой учился Кречетов

Биография отца Валериана: семья, взросление и образование

Будущий батюшка Валериан не сразу оказался священнослужителем.

В миру Кречетов Валериан Михайлович родился в 1937 году в Зарайске.

14 апреля 1937
день рождения протоиерея Валериана

Его родители оказались там в результате ссылки его отца, Кречетова Михаила. Вслед за репрессированным муже поехала жена — Любовь и два старших сына, Николай и Петр. Известно, что семья имела тесные связи с церковью и возможно за это и оказалась в ссылке.

Отец Валериана участвовал в Великой отечественной войне. Служил на фронте, а после возвращения поступил на обучение в духовную семинарию. Где получил образование и начал проповедовать. Известно, что родился Михаил в 1900 году, а вот дата смерти покрыта тайной.

Сам Валериан и старший брат Николай решили пойти по стопам отца и получить духовное образование. На что мудрый родитель сказал: «Хочешь служить Богу? Готовься к тюрьме». Видимо, на отца повлиял печальный опыт посещения Соловецкого лагеря.


Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН, «Соловки»)

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН, «Соловки»)
— крупнейший в СССР исправительно-трудовой лагерь на территории Соловецких островов, действовавший в 1920 — 1930-х годах.

Соловецкий монастырь в течение многих лет использовался в качестве места изоляции непокорных воле государя православных иерархов, еретиков и сектантов.

Попадали сюда и политически неблагонадёжные.

Соловецкая монастырская тюрьма существовала с 1718 года, без малого 200 лет, и была закрыта в 1903 году.

Деда протоиерея Валериана расстреляли большевики во время Великой отечественной войны.

Кроме того, Михаил посоветовал сыновьям для начала получить светскую профессию, способную пригодиться в лагерной жизни. Как вариант он предлагал освоить ремесло врача. Однако, братья не послушали совета отца до конца и решили поступить в наиболее подходящий ВУЗ — Московский лесотехнологический институт.

Первоначально Валериан поступает на факультет «Водного транспорта леса», но вскоре переходит на более трудное и требовательное механическое отделение. При этом молодой человек регулярно отправляется на выезды.

Например, на третьем курсе добровольцем поехал осваивать целину. Видимо на механическом факультете имелась военная кафедра, поэтому кроме профильного образования Валериан получает свидетельство штурмана ВВС.

На фото Наталья, жена протоиерея Валериана

В СССР, в отличии от РФ, существовала традиция принудительного распределения окончивших обучение студентов по местам их крайней необходимости. Так Кречетов оказывается на холодном Северном Урале, близ города Чусовой.

Там он проработал по профессии три года после чего специалиста перевели в Москву. Здесь Валериан продолжает трудится по специальности, а также встречает свою жену — Наталью.

Кроме того, Валериан не оставляет без внимания церковь. Ходит на службы и регулярно исповедуется. Таким образом Кречетов оказывается на церемонии погребения святого отца Стефания, где знакомится с Сергеем Орловым. Батюшка замечает Валериана и советует ему поступить в духовную семинарию.

Поначалу инженер отказывается, ссылаясь на недостаток опыта и наличие светской профессии. Но Орлов все-таки уговаривает его и Валериан начинает получать образование в Московскую духовную семинарию.

При этом пришлось обойти закон СССР, по которому человека с высшим образованием запрещалось принимать любой духовный сан. Поэтому Кречетова принимают как инженера.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно здесь уже 40 лет служит отец Валериан

Общецерковная деятельность

Отец Валериан не только «добрый пастырь своих овец», ответственный настоятель, трудолюбивый строитель, он возрождает миссионерскую, катехизаторскую деятельность. По его благословению прихожане ведут активную социальную политику, в частности, они принимали непосредственное участие в ремонте воскресной школы, посещают стариков в домах престарелых.

Воскресная школа

При воскресной школе открываются различные кружки и секции, например, дети занимаются рукопашным боем, валянием шерсти, художественным вязанием, изобразительным искусством, прикладным рукоделием, фотографией, конструированием. Они поют в церковном хоре, ставят театральные постановки. Воспитанники с удовольствием отправляются в паломнические поездки.

В 2003 батюшка создал воскресную школу для взрослых. Они посещают Библейско-богословские курсы им. Сергия Радонежского.

Воскресная школа имеет три детских и одну взрослую группы. Общее количество детей — примерно 80 человек, а взрослых – 50 человек.

В воскресной школе проходят занятия по воскресным дням по Закону Божьему, по Основам православной нравственности, по Катехизису. А взрослые слушатели прослушивают курс по Основам православного мировоззрения.

Колыбельная тещи

– Батюшка, 14 апреля – ваш юбилей – 80 лет. Поделитесь секретом долгой и счастливой жизни…

– «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Пятая заповедь). А самое главное, что я вырос в церкви, в любви семейной, в любви родителей. Про меня еще в детстве говорили: ласковый теленок двух маток сосет. Я всегда тянулся к любви, потому что как-то моя душа чувствовала, что только это и есть жизнь на самом деле. Конечно, мы, мальчишки, иногда между собой дрались, но потом быстро мирились, слава Богу.

Но самое главное, что в детстве я молился Матери Божией, чтобы Она сподобила меня послужить Богу, – больше ничего не просил. И Господь мне все и дал. Когда-то дал золотую жену Наталью Константиновну. Через тещу Елену Владимировну Апушкину я соприкоснулся с отцом Сергием Мечевым, святым праведным Алексием Мечевым, вообще с определенным кругом людей того времени – «маросейскими», которых она знала.

– Елена Владимировна была редактором-составителем книги об Алексие Мечеве «Пастырь добрый»?

– Да. А книга «Отец Арсений» написана ее братом Владимиром Владимировичем Быковым.

– Отец Арсений – это реальный персонаж или собирательный образ?

– Это действительно реальная личность. И он своих некоторых духовных чад посылал к отцу Сергию (Орлову), служившему в Акулове. Поэтому Господь меня, как в оранжерее, окружил такими любящими людьми, старцами добрыми, что я только любовь Божию на себе и испытывал во всех вопросах. И испытываю. Вот и отец Кирилл (Павлов) когда-то при прощании мне сказал: «Береги себя». С такой любовью… И когда я поехал на его отпевание 23 февраля в Троице-Сергиеву Лавру, подумал: возьму-ка безрукавку меховую – вдруг мысль пришла такая. И хорошо, что взял, потому что вспотел, а было холодно, ветер, и я надел ее. Думаю, старец даже после смерти заботится. Я сподобился навестить его месяца за два до кончины.

Отец Николай Гурьянов, старец с острова Залит, так меня утешал… Какие слова-то у него были: «Как я рад, что тебя встретил». То есть он чувствовал душу любящую. А в любви-то на самом деле только и жизнь. Мне жалко людей, которые живут в озлобленности. Бедненькие. Ну, кто-то как-то поступил – это его дело, часто, когда привыкаешь, – смиряешься.

Меня теща, Царство ей Небесное, воспитывала иногда: «ду-ду-ду». Это, правда, сначала немножечко задевало (гордый, конечно). Но потом привык, Божией милостью смирился. Помню, как-то она заботливо меня пилит- пилит, а я начинаю засыпать. Блаженное состояние, когда на тебя ворчат, а ты засыпаешь от этого. Дай Бог такое.

– Она не обиделась?

– Нет, я не заснул совсем, я боролся со сном, чтобы ее не обижать, конечно. Но до конца жизни она только у меня исповедовалась – это нужно сподобиться еще.

И спросила кроха

– Отец Валериан, социологи из МГУ подсчитали: через 50 лет население России сократится вдвое – примерно до 70 млн человек. Но свято место пусто не бывает – российские просторы кто-то займет? Нас ожидает мультикультурализм, процветающий в Европе?

– Так нигде не рожают – некому просторы занимать. Даже Китай отказался от некогда заявленного принципа «одна семья – один ребенок», разрешив иметь второго, потому что население стареет. В Европе чуть ли не 40% детей сегодня рождается вне брака.

Родители отца Валериана Кречетова

– У нас ненамного меньше: по подсчетам социологов из МГУ – 32%.

– Ну, над этим потрудились. Федор Михайлович Достоевский писал в «Бесах» о современном разложении: «Одно или два поколения разврата теперь необходимо. Разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую и себялюбивую мразь». 45 лет назад я беседовал с Григорием Ивановичем Суворовым, директором 31-й школы в Москве, и он сказал: «У нас семьи нет и не будет, мы идем к краху».

Разрушение семьи – это всемирный процесс. Семьи практически нет. Теперь разврат – так называемые однополые браки – назвали семьей. Но это не брак. Во все времена люди жили в дружеских отношениях, даже в любви – любовь царила между сестрами, братьями и сестрами, соседями, бескорыстная дружба мужская воспевалась в песнях. Были и побратимы, но никогда это не называлось семьей. Сегодня, к несчастью, понятие семьи свели до сексуального процесса, все равно с кем: можно с собаками семью заводить, со всяким скотом. А разрушение семьи, естественно, приводит к сокращению деторождения. Потому что цель-то семьи была, как Господь сказал:

Но что будет – сказать трудно. Еще недавно прогнозировали, что у нас будет коммунизм, но что-то прогнозы не осуществились – построили капитализм, да и то в какой-то извращенной форме. Были прогнозы, что последнего попа покажут по телевизору. Видимо, поэтому мне приходится по телевизору теперь выступать – я, действительно, и есть самый «последний» поп. Кто бы мог подумать, что у нас будут православные праздники на государственном уровне отмечать? Я уж не говорю о строительстве храмов, о возвращении монастырей Церкви.

Братья Кречетовы Николай, Петр и Валериан в 1956 году

То же самое касается прогнозов в отношении семьи, деторождения: как это будет – еще вопрос. Преподобный Серафим Вырицкий предсказал некоторое возрождение в духовном смысле: кто-то все-таки одумается. Но так всегда было: росла пшеница, росли и плевелы. Дети (а они же вырастут) сейчас такие вопросы задают, которые, знаете, и в голову не могут прийти многим взрослым. Как у меня один ребенок спросил: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Понятно: глядя на то, что происходит вокруг, он задумался – как же так? И я сказал, что Бог сотворил человека не для того, чтобы он так жил, что Бог есть любовь: «Ты маму, папу любишь, они тебя любят, все любят друг друга. Когда люди живут в любви, это и есть жизнь. А любовь не может замыкаться в себе, она должна изливаться, она всегда желает, чтобы другие разумные существа жили в этой любви. Господь сотворил человека по образу Своему, чтобы он жил в любви. Вот ты – то слушаешься, то не слушаешься. Когда слушаешься, значит – живешь в любви, а когда не слушаешься – это не в любви».

А другая девочка спросила бабушку:
– А что такое «хорошо»?

Бабушка сказала:
– Хорошо слушаться старших, хорошо помогать друг другу. А вот капризничать – плохо.

– Бабушка, я спрашивала, что хорошо, а не что плохо.

Маяковский, непростой был человек, между прочим, пророчествовал: «…и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Кроха спросила. Видите, приходит время, когда, действительно, кроха спрашивает, что такое хорошо, что такое плохо. Потому что этот вопрос – извечный, такой же, как «что делать?» и «кто виноват?». Наши современные юмористы написали:
«Душа отпылала, погасла, состарилась, влезла в халат,
Но ей, как и прежде, не ясно: что делать? и кто виноват?»

Действительно, с чем больше всего приходится соприкасаться батюшке – так это выяснять, что делать и кто виноват. Обычно винят всех, кроме себя. А что делать? Очень просто – каяться, молиться, просить помощи Божией и исправляться. А остальное Господь соделает.

В Переделкине с семьей

Служба состоит из двух частей, во второй происходит изгнание бесов

Служба состоит из двух частей. Во второй священник совершает саму отчитку. При этом многие люди в храме начинают себя вести странно. Они становятся буйными, кричит, как животные, шипят и ругаются матом.


Протоиерей Валериан ведет службу

Многие бегут из храма, едва начинается молебен. Их не останавливает даже то, что дорога заняла немало времени. Верх берёт одно единственное желание — оказаться вне стен церкви.

В конце службы верующих окропляют святой водой, мажут елеем и дают приложиться к иконе Божьей Матери.

Хотя священник Валериан практикует эту деятельность свыше десяти лет, далеко не все христиане её одобряют. Широко распространено мнение, что отчикой может заниматься только монах. Отец Валериан — представитель иного, белого духовенства. Сам же протоиерей с такой точкой зрения решительно не согласен и не считает этот аргумент препятствием для своей деятельности.

Лень – матушка, прогресс – батюшка

– Батюшка, насколько демографическая проблема связана с проблемами в экономике, в частности с безработицей?

– В некоторой степени взаимосвязь существует. На что же кормить детей? Но, увы, мало детей часто бывает как раз у тех, у кого денег немерено. А много детей – у тех, кто еле концы с концами сводит. Так что экономический фактор здесь не является главным.

– А где жить семье – разве не важно?

– Где жить? Мы жили в одной комнатке – пять человек, на ночь раскладывали кровати, утром убирали…

– Молодым хочется жить в своей квартире…

– Вы правильно сказали – «хочется в своей». А когда ее нет, живешь там, где придется. Я, например, сначала думал в кооператив вступить. Но вдруг оказалось – нам выдали квартиру – 26,9 м – уже была радость! В одной комнате я жил с женой, тремя детьми и бабушкой, в другой маленькой комнатке была прабабушка. И ничего, все выросли.

Помните анекдот, когда один человек приходит к раввину, говорит: «Равви, тяжело мне, тесно». Тот отвечает: «Возьми козу». Потом еще овцу… Человек через некоторое время приходит: невыносимо! Раввин отвечает: продай тогда козу, овцу. Тот возвращается: «О, – говорит, – теперь живу нормально!».

– У нас все рейтинги популярности побила статья «Муж на диване», в ней затрагивается тема инфантильности мужчин, которые лежат на диване, и женщин, которые все взяли на себя.

– …даже мужские брюки. С мужа сняли брюки, ему неудобно ходить без штанов, поэтому он сидит на диване.

– Тем не менее в современном обществе мужчины чаще всего страдают зависимостями – от компьютера, телевизора, алкоголя, наркотиков…

– У нас теперь все рвутся к равноправию, и, я думаю, здесь также положение уравнивается: женщины не отстают и в отношении интернета, и в отношении диванов: если есть возможность – каждый пользуется. Кто-то очень хорошо сказал, что двигатель прогресса – это лень. И результат прогресса – это тоже лень. Это общее состояние сейчас. Смотришь иногда – собираются люди, и не на диване, а просто так сидят и смотрят в мобильные телефоны, на кнопки нажимают. Мы как-то путешествовали в довольно отдаленных от центра местах, едем – наслаждаемся: кругом – леса, плавучий мостик, птицы… Вдруг видим – девочка. Откуда она взялась, непонятно. Ребенок сидит, нажимает кнопки эти. Она даже не видела, что мимо нее машина проезжала – и не взглянула – была занята. Я думаю – бедный ребенок, я уж не говорю о природе – она ничего не видит.

Греки, оказывается, слово «уныние» переводят как любопытство. Философ Александр Ильин отмечал, что любопытство – как пылесос, затягивает все подряд, не смотрит, что именно, лишь бы что-то новое. Но новое ли это? Это как «последние известия». Во-первых, они – одни и те же, а во-вторых, уже не последние. Когда передают, это давно уже было… Это просто такая уже своего рода наркомания, есть ведь теленаркомания, мелонаркомания и т.д.

– А есть средство от интернет-наркомании, от теленаркомании?

– Средство? Отключить – и все. А так, человек настолько безвольный, что не может ни в чем себе отказать. Вообще принцип духовный заключается в том, что человека к чему-то приучают. Нам тоже хотелось побегать, поиграть. Но нужно было воду таскать, дрова колоть, копать, сажать, полоть, поливать, окучивать. Жизнь заставляла: не потопаешь – не полопаешь. Наше поколение прошло войну, послевоенные годы, я школу окончил с керосиновой лампой, электричества не было. Какие там телевизоры… Нужно было засветло сделать уроки, потому что могут сказать «керосина не хватает». И я думаю, что хорошо вижу до сих пор именно потому, что вырос с керосиновой лампой. Недавно менял права, проверял зрение – предпоследнюю строчку прочитал.

Матушка-голубушка

– Исповедником был и ваш отец – священник Михаил Кречетов. Минувшим летом исполнилось 30 лет со дня его кончины. Принятие священства в годы гонений – это, конечно, подвиг. Но подвиг в том числе и вашей мамы, которая вышла замуж за осужденного…

– Это, знаете, как на войне: подвиг тех, кто сражается, – видимый. Они жертвуют своей жизнью, поражают врага, отстаивают свою землю. Но без тыла, без сестер милосердия, пропитания, обеспечения армия не может существовать. Пока одни сражались, сидели в окопах, другие сутками работали на производстве – чтобы обеспечить армию оружием, боеприпасами, питанием. Собирали теплые вещи, передавали на фронт. Тыл – это как раз тот крепкий фундамент, подчас незаметный, в земле, но на котором выстраивается здание, красивое в своих победах.

Мама моя, когда папа ушел на войну, написала ему письмо, которое он, уже истертое, все время носил с собой. В нем были такие слова: «Где бы ты ни был, что бы с тобой ни случилось, если ты будешь без рук, без ног, я всегда тебя найду. И ты не думай, мы проживем, иди, исполняй свой долг».

Это были жены… Да и невеста-то она была такая, что пошла замуж за осужденного, «политического», так называемого «врага народа» (хотя никаким врагом он не был – а был тем самым народом). И она с тремя маленькими детьми на руках писала: ты не беспокойся, мы проживем.

Протоиерей Валериан Кречетов у могилы матери

Сейчас у нас говорят: а кто их будет обеспечивать? А она вырастила нас – папа учился в семинарии, и не было такой стипендии, на которую можно было бы кормить семью. Современным людям непонятно. А тогда это был именно подвиг веры.

Она была псаломщицей, а кормились с огорода. И когда ее вызывали, спрашивали, почему вы детей водите в храм, она отвечала: Церковь помогает мне воспитывать детей. И когда я этим летом был в Зарайске на празднике Святителя Николая Чудотворца Зарайского (городу исполнилось 670 лет. – Ред.), услышал рассказ одной рабы Божией, Ольги Владимировны, отец которой работал учителем в нашей школе, о том, как ее папа в свое время передавал дома разговоры в учительской: дескать, можно было бы дать медали Кречетовым, но нельзя, потому что они ходят в церковь. И только сейчас я об этом узнал.

– Сегодня можно услышать: у православных хуже, чем у атеистов, – венчаются и расходятся, семьи разваливаются.

– Да ничего подобного! Не совсем так. Кто проводил такую статистику? Просто сейчас многие семьи разваливаются. И православные тоже находятся в многоконфессиональном обществе, воспитанном в атеистическом духе, да еще под воздействием СМИ, где царит дух разложения целомудрия, развращения и самоубийства семьи в виде так называемых «однополых браков», насаждаемых из-за границы даже принудительно. Как сказано пророком Давидом, «с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26–27). К сожалению, молодежь слаба, им трудно противостоять всем этим «соблазнам» мира. Тут скорее можно удивляться, что среди этого моря искушений еще что-то остается и живет, как во времена потопа и Содома и Гоморры. Ведь появление «гражданских браков» – это как раз плод атеистов. В этом, что ли, они лучше православных? Или отлучение родителей от воспитания собственных детей при помощи соответствующих законов?

Когда оба человека истинно православные, семья не рассыпается. Распадаются не православные семьи, а полуправославные или «наполовину православные», когда одна сторона считает так, а другая – так, у каждого свое «православие».

Поэтому духовник моего отца, дед ректора ПСТГУ, священник Владимир Воробьев (1876–1940), сказал: бери жену, чтобы была христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее перла. То есть чтобы были христианские семейные устои. Разговор проходил в алтаре, он повел папу к Горнему месту и сказал: «Даст тебе Господь жену, которая возьмет тебя и поведет в Царство Небесное. Ты думаешь – ты идешь? Нет, она тебя ведет».

Поэтому о ма¬моч¬ке – именно за ¬ее терпение, за смирение – в конце жизни папа и говорил: по имени твоему тако и житие твое. А она была Любовь.

Образование

Кречетов Валериан имеет как светское, так и духовное высшее образование.

1959-1962 гг. — учеба в МЛТИ. Отец всегда наставлял своих сыновей на путь истинный и готовил их к священству. Он говорил: прежде рукоположения нужно приобрести светское образование, чтобы выжить в тюрьме. Ведь раньше священнослужителей очень часто преследовали и сажали в тюрьмы. Братья выбрали лесной институт, т. к. осужденных отправляли на лесоповал. Затем Валериан вызвался осваивать целину. Стал штурманом Военно-Воздушных сил, но работал инженером в лесхозе. Вскоре он женился. Женой Кречетова Валериана стала Наталья Константиновна Алушкина.

1962-1969 гг. – учеба в МДС. Через некоторое время Кречетов Валериан перевелся работать инженером в Патриархию, откуда поступил в семинарию. За один год он экстерном смог сдать экзамены за четыре курса семинарии.

Очередное свидетельство

Отзывы о церкви в Смиловичах и о настоятеле только положительные. Люди искренне благодарны ему за помощь. Многих исцелил отец Валериан, еще большим облегчил страдания.

Об одном мальчике и его маме рассказывают «старожилы» храма. Пареньку всего 12 лет, а он уже одержим «лукашкой». Женщина призналась прихожанам, что дед ее сына был колдуном. А на мальчишке отражается родовое проклятие.

До трех лет он был нормальным ребенком. Все началось позже, парень превратился в злобное и неуправляемое существо. Куда только не возили его: к экстрасенсам, бабкам, обычным врачам. Но ничего не помогало. Мальчик делался все агрессивнее.

Когда его мать узнала об отце Валериане, она привезла сюда сына. В первый раз ребенок напрочь отказывался идти в храм. Он стоял на месте, упираясь ногами в землю, и рычал. Три взрослых человека с трудом затащили парня внутрь. А во время молебна он кричал, бился в припадке, пытался пинать и бить кулаками сопровождающих. Удерживать ребенка было очень сложно.

После сеанса парень начал ходить по храму. В последующие приезды он ходил мимо людей, заглядывая им в глаза. Если кто-то из присутствующих не нравился, мальчик с размаху ударял человека.

Сейчас, после регулярных приездов к отцу Валериану, пареньку стало легче. Он ведет себя уже не так, как прежде. Мать благодарит Бога и батюшку за помощь ее сыну.

О розовых очках и черных красках

– Батюшка, жизнь современного человека полна тревог, страхов. Страх – это разновидность уныния?

– Я думаю, страх – это разновидность уныния, или уныние – разновидность страха. Вопрос сложный, в любом случае нужно помнить, что страх возникает на почве неосознанного чувства. А потом приходят мысли. Это чисто бесовская работа. Святые отцы именуют врага художником, он рисует картины. Две вещи люди делают безумно: иногда всю жизнь мучают себя тем, что уже прошло, или тем, что еще не наступило. Вот это печальная картина. Потому что одно уже прошло, но диавол снова напоминает, чтобы подогревать злопамятство и внести разделение. А большей частью люди живут будущим, но почему-то рисуется оно разными красками. При этом враг знает, кому что показать. Самое интересное, что молодежь видит картины, как правило, в розовом цвете. Все мечтают о счастливой, роскошной, красивой жизни, о богатстве, об удовольствиях. И потом разочаровываются, в сущности, в своих фантазиях. А другим подсовывают страхи. И если одни хоть услаждаются мечтами пустыми, то другие мучают себя плохими мыслями.

Конечно, не лучший вариант – мечтательности предаваться. Но, если не сильно уж уповать на розовые мечты, то это, наверное, все-таки лучше, чем страхам предаваться: может, ничего не получится, так хоть помечтаешь. А так, может, и не случится ничего, а ты будешь мучить себя. Но это уже от натуры большей частью зависит: есть оптимисты и пессимисты.

Книги

Наставления и проповеди отца Валериана опубликованы в виде нескольких книг. Изучив их, люди, начинающие свой духовный путь, могут найти советы для укрепления духа и веры. Слова проповедника дают страждущим людям утешение и душевный покой.


Книга В. Кречетова «Счастье жить в истине»

В настоящее время изданы следующие книги протоиерея Валериана Кречетова:

  • «Вера маленького мальчика», которая освещает основные вопросы православного воспитания детей.
  • «Всё ли равно, как верить?» — сборник статей об особенностях становления духовной жизни современных людей.
  • «Размышления перед исповедью» рассказывает о необходимости регулярной исповеди и подготовки к ней.
  • «Ключ к настоящему — в прошлом» — сборник интервью, в которых священник отвечает на вопросы, связанные с духовной жизнью людей, устройством церкви и основами православной веры.

Библиография

Что говорят прихожане о своем духовном отце, каковым является протоиерей Валериан Кречетов? Отзывы всегда благодарственные, добрые. Кроме основной службы, митрофорный прот. Валериан является духовным писателем, чьи книги ищут с большим ажиотажем и читают с неподдельным интересом, о чем можно прочитать в отзывах и услышать от прихожан. Книги Валериана Кречетова обращены к широкому кругу православных читателей. Некоторые хотят получить духовное утешение, другие – совет, а третьи – вразумление и наставление. Каждый найдет то, что ему по душе. Представляем аннотации некоторых из книг.

«Изведи из темницы душу мою», 2012 г.

Книга адресована разным категориям людей: от начинающих христиан до воцерковленных прихожан. Душа человека нуждается в духовном росте. Каждый раз, побеждая грехи и делая усилия над собой, мы поднимаемся на одну ступеньку выше на пути к спасению. При этом соблюдение поста и искренняя регулярная молитва являются главными помощниками на пути восхождения.

«Как нам обустроить себя?», 2013 г.

В книге отец Валериан учит соединять движение ума и сердца во единый порыв. Наше сердце и наш ум должны одновременно хотеть просимое у Бога. Тогда мы сможем получить то, что просим. Автор проводит параллель наших душ с душами святых. Души святых всегда настроены на одну волну, а нас все время куда-то заносит: то влево, то вправо. Родители должны сами заботиться о своих душах и детей наделять чистым и светлым наполнением. Это главные мысли, изложенные в книге.

«Ключ к настоящему — в прошлом», 2014 г.

В книгу вошли интервью, данные журналу «Покров» и радио «Радонеж». Прот. Валериан, отвечая на вопросы, поясняет, что все наши проблемы и неурядицы идут из прошлого. Поэтому ключ от счастливой жизни можно найти, только исправив ошибки прошлого. Батюшка отвечает на вопросы о счастье, о радости, о достойной смене, о правильной жизни в Церкви и др.

«Марфа или Мария?», 2006 г., 2012 г.

Первая книга с таким названием вышла в 2006 году и была отмечена верующими как интересная и познавательная. Поэтому в 2012 г. вышло продолжение первого издания Валериана Кречетова. В книгах освящаются сложные темы. О. Валериан простым языком поясняет сложные вещи. В конце своего творения он вспоминает об о. Николае Гурьянове.

«Несть наша брань к крови и плоти…», 2011 г.

В книге изложены проповеди Валериана Кречетова. Духовная борьба – главная тема этой книги. Борьба не на материальном, а на духовном уровне, которая ведется в сердцах людей и является самой тяжелой. Победить духовную брань – вот главная задача христианина.

«О самом важном», 2011 г.

Название книги красноречиво говорит за себя. В ней действительно собраны главные беседы батюшки. В книге затрагиваются важные вопросы: жизнь и смерть; грех и покаяние; страх Божий и страх вражий; семейное счастье. Эти и многие другие темы подняты в этом издании.

«От суеты земной к жизни истинной», 2012 г.

В книге собраны духовные беседы, которые затрагивают самые актуальные вопросы. Зачем поститься? Как поступать с обидчиками? Частота причащений и соборований. Зачем нужны несчастья? Как за светской суетой не потерять духовность? Что важнее — храм или наличие добрых дел? Эти и многие другие вопросы освящаются в этой книге, прочитав которую, читатель сможет найти в себе физические и духовные силы.

«Размышления перед исповедью», 2014 г.

Новая книга предназначена для людей, готовящихся исповедоваться, а также для сомневающихся в необходимости покаяния. Батюшка простым и доступным языком объясняет значение этого великого таинства. Нужно ли исповедоваться, если никого не убил, не ограбил? Зачем каяться? Что говорить на исповеди, если ничего плохого не делал? На эти и на многие другие вопросы о. Валериан дает четкие, живые и проникновенные ответы. Каждый прочитавший эту книгу почувствует необходимость покаяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector