Трифонов монастырь

Итак мы начинаем экскурсию

Первые изображения Трифонова монастыря.

Трифонов монастырь в настоящее время.

Входя на территорию Трифоного монастыря,перед нами открывается изумительный вид архитектурного ансамбля Успенского собора.
Он был основан в 1580 г. Преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Зимой 1580 г. в Хлынов прибыл Преподобный Трифон, обратившийся к «земским судьям, старостам, целовальникам и всему православному христианству» города с просьбой доверить ему построение монастыря за речкой Засорой на месте городского кладбища, где стояли две ветхие церквушки. Горожане, уже давно думавшие об этом, согласились и составили челобитную к царю и митрополиту от имени жителей Слободского, Хлынова, Котельнича, Орлова, Шестакова. Весной 1580 г. с челобитной Трифон отправился в Москву, где был благосклонно принят царем, благословившим его быть строителем новой хлыновской обители, пожаловал ей в дар икону Божьей Матери Одигитрии и посвятил Преподобного в сан иеромонаха.Царь Иван Грозный грамотой от 2 (12) июня 1580 г. пожаловал обители земельные владения и приказал передать ей обе кладбищенские церкви с книгами и колоколами.Сначала, в 1581 году, он поставил деревянный храм во имя Благовещения и монастырь был обнесен деревянной оградой, а в1589 — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.
Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Мудрость народная гласит: Земля без праведника не стоит

Икона Святого Трифона

Изображение Святого Трифона

Святой Трифон родился в 1546 году. В семье крестьян Подвизаемых в Архангельской губернии. В семье он был младшим сыном. До монашества его имя было Трофим. Был постриженником Пермского Песковского монастыря, знаменитым просветителем остяков и вогулов. В 1580 г. он был приглашен жителями города Хлынова, как тогда называлась Вятка, для основания монастыря. По грамоте царя Ивана Грозного преподобный Трифон основал в городе обитель во имя Успения Божией Матери. Вскоре количество иноков в обители увеличилось настолько, что материальных средств для ее содержания стало недостаточно. Поэтому преподобный Трифон был вынужден отправиться в Москву и обратиться к царю Федору Иоанновичу с просьбой о помощи. Преподобный был милостиво принят в Москве и щедро одарен благочестивым царем и другими именитыми людьми. Патриарх Иов возвел его в сан архимандрита. Возвратившись в обитель с богатыми дарами, преподобный Трифон продолжал трудиться для процветания созданной им обители вплоть до блаженной кончины в 1612 г. До него на Вятке не было ни одного монастыря.
Монастырь быстро рос, превращаясь в крупное феодальное владение, а с ним и увеличивалось влияние Трифона в крае.
Дозорная книга городового приказчика Федора Рязанцева, составленная в 1601 г. свидетельствует, что: «Монастырь имел четыре деревянных храма: 1. Соборный Успенский, шестиглавый, круглый седмипрестольный… 2. Благовещенский – четырехугольный, клецки, однопрестольный. 3. Иоана Предтечи и Преподобного Сергия четырехугольный с трапезою и келарскою, двуглавый с двумя престолами. 4. Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный».
С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам старец.

Канонизация Святого Трифона

Икона»Трифон Вятский перед Богоматерью»,1692-1695г.

Серебряная рака с мощами Святого Трифона

После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован.
По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака.
Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного.
До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.

Бывшие владения[ | код]

Царь Фёдор I Иоаннович подписал 31 декабря 1595 (10 января ) года Грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте» от 31 декабря 1590 (10 января ) года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи, здесь в 67 дворах проживали 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с учётом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели около 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.

Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили четыре села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. По переписи 1678 года, в этих местах обитало крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.

В 1595 году монастырь получил новые незаселённые земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятке (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и Хлынова.

Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых вотчин.

Примечания[править | править код]

  1. Другой источник добавляет: «церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается».
  2. Алексей (Гоголев), свящ., Кустова Е. В. Судьба братии Успенского Трифонова монастыря в советское время // III Регион. церк.-науч. конф. «Обретение святых» / сост. А. Балыбердин. — Киров, 2012.
  3. Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — 2-е изд.. — Вятка (Киров): Буквица, 2013. — Т. 2. — С. 4. — 312 с. — ISBN 978-5-903929-17-7.
  4. Никольский А. И. Иоасаф (Потемкин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2014.

О чем свидетельствуют монастырские башни.

Северо-восточная башня монастыря, начало 20в, построена в 1742г.

Юго-западная башня монастыря

Башни монастыря всего их четыре, строились в качестве композиционного приема, который позволял бы усилить живописность монастыря, шатры башен зрительно притягивали горизонтали монастырских стен к некому высотному центру.
Значительный интерес представляет северо-восточная башня, объединенная с Братским корпусом. Башня была построена в 1742 году. Два, поставленных друг на друга, равных по площади сечения четверика перекрыты Коробовыми сводами. Третий, рубленый этаж несет оригинальной формы «бочку» в завершении. Не менее интересно был оформлен вход в верхнее помещение башни: на подволоку братских палат из башни сверх конька крыши вела лестница с крытым рундучком, уютно примкнувшим к южному скату кровли. Обособленные помещения башни в середине XIX века были отданы под губернский архив, нижний этаж использовался как провиантский амбар. Одно время башня сдавалась под квартиры, а в начале XX века здесь расположили монастырскую библиотеку и архив, в котором хранились ценные старинные рукописи.

Архитектура

Экстерьер основного Успенского храма прост и скромен, фасад делится на части с большими украшенными стенами. В интерьере находится живописная роспись на тему Евангелия, относительно новая живопись иллюстрирует деяния преподобного основателя Трифона. Главное украшение Успенской церкви — пятиярусный иконостас, являющийся блестящим образцом высочайшего профессионализма местных мастеров. Наместником с 2012 г. служит отец Феодор (Рулев).

Надвратная Никольская церковь имеет типичное композиционное решение. Кубическое основание поднято на высокий фундамент, с боковых сторон находится трапезная и апсида. Фасады строения выделяются художественным подходом к декорированию. Стройное и изящное строение дополняется братскими кельями и настоятельским корпусом. Это соседство придает дополнительной торжественности при въезде на территорию.

На юго-западе комплекса расположен Трехсвятительный собор. Его бесстолпный четверик дополняет алтарную часть, композиция завершена луковичной главой. Фасады украшены в стиле «узорочья» XVII столетия, пышности экстерьеру придают декоративные пассажи из кирпичей и оконные наличники. Сегодня община собирает пожертвования на восстановление интерьера Трехсвятительной церкви.

Благовещенский храм — самое первое строение на территории Трифоновы монастыря.


Благовещенская церковь Вятского Успенского Трифонова монастыря

Здание выполнено в духе посадского зодчества, имеет пятигранный алтарь, массивный четверик и трапезную, по центральной оси находится притвор, напоминающий глухое крыльцо. В форме фасадов сочетаются элементы «узорочья» и петровского барокко. Сегодня здание нуждается в реконструкции.

Благовещенский храм.

Благовещенская церковь.

Благовещенский храм располагается к юго-западу от главного собора монастыря. Выстроенный за центральной площадью ансамбля, он придает многоплановость и глубину всей живописной группе основных монастырских сооружений и как бы отделяет официальную парадную часть ансамбля от внутренней монастырской территории, занятой кладбищем и хозяйственными постройками.
Своеобразной формы купол, венчавший Благовещенскую церковь, перекликался с кубоватым покрытием башни у Братского корпуса и луковичными главами Успенского собора, подхватывая мягкий рисунок диагональной перспективы, открывающейся с северо-востока..

В XVII веке значимость первого монастыря в Вятской области стала активно расти

С 1600 года настоятели стали носить чин архимандритов. В XVII столетии значимость первого монастыря в Вятской области активно возрастала. В управление вотчиной присылались различные старцы, которые основывали здесь новые поселения.

Монастырь занимался духовной и  просветительской деятельностью. На других землях строились новые обители, храмы и часовни.

Трифонов монастырь в Кирове первый стал обучать монахов грамоте.

Они составляли и списывали  труды и жития. Поэтому ближе к концу столетия у них сложилась великолепная библиотека.

На то время обитель стала культурным и духовным центром Вятской земли. Средства, находящиеся в казне монастыря, позволяли быстро восстанавливать обитель после пожаров и других непредвиденных оказий.

Посетим «сердце» монастыря — главный храм Свято-Успенский кафедральный собор.

Свято-Успенский кафедральный собор.

Иконостас Свято-Успенского собора Трифонова монастыря.

Средоточие же монастыря, сердце его — собор, построенный в конце 16 столетия из дерева и освященный в честь Успения Божией Матери. Главный храм Вятского Трифонова монастыря — Свято-Успенский кафедральный собор. Он был построен в 1580 году и сначала был деревянным, а в 1689 году стал каменным,отразив в себе черты Успенского собора в Московском Кремле. Здание было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году.
В его интерьере находится огромный пятиярусный иконостас с древними, отреставрированными в XIX в. иконами. Большинство этих икон были присланы из Москвы в дар монастырю от царя и патриарха. В соборе как реликвии хранились Евангелие, писанное по преданию самим преподобным Трифоном, его вериги и посох из черного дерева.

Архитектурный ансамбль

  1. Собор Успения Богородицы (1684—1689)
  2. Никольская Надвратная церковь (1692—1695)
  3. Колокольня (1714, 1764, разобрана в 1935, воссоздана в 1994-1995)
  4. Трёхсвятительская церковь (1711—1717)
  5. Благовещенская церковь (1728)
  6. Настоятельские палаты (1719, 1818)
  7. Братский корпус (1742, 1831)
  8. Северо-восточная башня (1742)
  9. Северо-западная башня (1742, воссоздана в 1993)
  10. Монастырская караульня (1740-е)
  11. Братские кельи и семинария (1764)
  12. Юго-западная башня (1774—1775, воссоздана в 1994)
  13. Юго-восточная башня (1774—1775)
  14. Монастырская поварня (1769)
  15. Часовня Трифона Вятского (1684, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990)
  16. Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища (1856)
  17. Летний дом настоятеля в саду (1849)

Примечания[ | код]

  1. Другой источник добавляет: «церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается».
  2. Алексей (Гоголев), свящ., Кустова Е. В. Судьба братии Успенского Трифонова монастыря в советское время // III Регион. церк.-науч. конф. «Обретение святых» / сост. А. Балыбердин. — Киров, 2012.
  3. Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — 2-е изд.. — Вятка (Киров): Буквица, 2013. — Т. 2. — С. 4. — 312 с. — ISBN 978-5-903929-17-7.
  4. Никольский А. И. Иоасаф (Потемкин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2014.

Архитектурный ансамбль

  1. Собор Успения Богородицы (1684—1689)
  2. Никольская Надвратная церковь (1692—1695)
  3. Колокольня (1714, 1764, восстановлена в 1994—1995)
  4. Трёхсвятительская церковь (1711—1717)
  5. Благовещенская церковь (1728)
  6. Настоятельские палаты (1719, 1818)
  7. Братский корпус (1742, 1831)
  8. Северо-восточная башня (1742)
  9. Северо-западная башня (1742, восстановлена в 1993)
  10. Монастырская караульня (1740-е)
  11. Братские кельи и семинария (1764)
  12. Юго-западная башня (1774—1775, восстановлена в
    1994)
  13. Юго-восточная башня (1774—1775)
  14. Монастырская поварня (1769)
  15. Часовня Трифона Вятского (1684, восстановлена по новому
    проекту в 1990)
  16. Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища
    (1856)
  17. Летний дом настоятеля в саду (1849)

Идея экскурсии

Путешественников прошлого века поражала краcивейшая панорама древней Вятки удивительным своеобразием своих старинных построек, вереницей растянувшихся вдоль набережной. Запоминающийся силуэт городской застройки, прорисованный стройными шпилями колоколен и куполами храмов, эффектно венчал линию высокого левого берега реки.
Мы мало знаем о святых людях, живших на территории нашего города.Паломники со всех концов страны презжают поклониться и помолиться к иконе святого Трифона. Оказывается этот человек был основателем первого монастыря на нашей вятской земле.Мы хотим рассказать историю этого монастыря, показать значимость и красоту святого места для верующего народа.

В 1991 году Священный Синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель

В 1991 году Священный синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель. В это время были отреставрированы многие монастырские постройки. Обновлены палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена  колокольня.

Патриарх Московский Алексий второй посетил Трифонов монастырь. Фото: palomnik63.ru

В 1904 году был расписан заново Успенский собор. Во время проведения этих работ Трифонов монастырь сподобился посещения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго.

Также были восстановлены другие церкви, благоустроен прилегающий участок. В настоящее время Успенский храм является памятником архитектуры.

История[ | код]

Основан в 1580 году преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 года — уникальную деревянную Успенскую церковь с шестью разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает:

Рядом с обителью вскоре выросли две монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Мужской Трифонов монастырь в начале 1900-х гг.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII веках на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856—1857 годах в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

Успенский Трифонов Монастырь — серебряная памятная монета Банка РФ

В 1918 году монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 году были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 году южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-х годах; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-х годах. В конце XX века на территорию монастыря стали свозить старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

После революции

Трифонов монастырь Кирова распустили в 1918 году, монахов выслали, однако благодаря подвижнице Юлии Лавровской, в стенах монастыря была организована православная община, которая обязалась использовать все храмы монастыря исключительно для богослужений. В 1923-м монастырь захватили представители раскольничьей обновленческой церкви. Но и они продержались не долго. В 1929 году началось буквальное разорение обители.

Еще в предвоенные годы в святой обители успели «прописаться» общежитие, обслуживающие его столовая с прачечной, а в скором времени здесь стали обустраивать и коммунальные квартиры жилого фонда. К ним быстро добавились пекарня, мастерская обувщиков, филиалы различных учебных заведений. Когда же закончилась война, территорию монастыря облюбовал местный электромеханический завод, разместивший в храмах чугунный и сталелитейный цеха.

Без должного ухода многие строения монастыря попросту развалились, только в 1980 году был составлен проект реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля.

В 1989 году Успенский собор вернули церкви, а два года спустя передали весь монастырь епархиальному управлению, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

Вскоре была восстановлена гордость обители — Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрел статус кафедрального собора.

Литература

  • Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 1. История монастыря от основания до наших дней. — Вятка : Буквица, 2012. — 752 с. 
  • Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 2. Справочные материалы. — Вятка : Буквица, 2012. — 312 с. 
  • Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря / А.Г. Тинский. — Киров: «Кировская правда», 1989. — 64 с. — 20 000 экз.
  • Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. — ГИПП «Вятка», 1996. — Т. 5 — Архитектура. — 385 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-86645-012-7.
  • Успенский монастырь // Славянская энциклопедия. XVII век.- Т.2.- М., 2004.- С.525-526
  • Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря.- Вятка, 1912
  • Сойкин П. П. Трифонов Успенский монастырь в Вятке // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 116-117. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Трифонов-Успенский-Хлыновский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кустова Е. В. Документы Госархива Кировской области как источник по изучению некрополя Вятского Успенского Трифонова монастыря // Отечественные архивы. — 2013. — № 4.
  • Кривошеина Н. В. Святой преподобный Трифон Вятский чудотворец в иконографии XVII—XX веков  : (монография). — Киров : Полекс, 2006. — 218 с., илл.- ISBN 978-5-88186-717-1
  • Кривошеина Н. В. «Вятский Палех» в монументальной церковной живописи конца ХIХ века  : (монография). — Киров : Лобань, 2009. — 152 с., илл. — ISBN 978-5-85908-129-5
  • Кривошеина Н. В. Житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца из коллекции Пермской государственной галереи // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Общество — наука — инновации» : в 4 т. — Киров : ГОУ ВПО «ВятГУ», 2010. — Т. 1. — С. 250—252.
  • Кривошеина Н. В. Новые открытия: житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца (к вопросу иконографии святого преподобного Трифона Вятского)  : (ст.) // Церковь в истории и культуре России : сб. материалов Междунар. науч. кон., посвящ. памяти преп. Трифона Вятского (1546—1612), Киров, 22-23 окт. 2010 г. — Киров : ВятГГУ (Вят. гос. гуманит. ун-т), 2010. — С. 48-50.
  • Кривошеина Н. В. SPECIFIC THEMES AND SUBJECTS OF CHURCH PAINTING IN VYATKA Natalia Krivosheina//W: SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts : Arts, Performing Arts, Architecture and Design : History of Arts, Contemporary Arts, Performing and Visual Arts, Architecture and Design, 26 Avgust — 1 September 2015, Albena, Bulgaria : conference proceedings. — Sofia : STEF92 Technology Ltd., 2015. — (SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts, ISSN (2367-5659). — S. 17-24: 26 August — 1 September 2015. — ISBN 978-619-7105-50-06

История[править | править код]

Основан в 1580 году преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 года — уникальную деревянную Успенскую церковь с шестью разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает:

Рядом с обителью вскоре выросли две монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Мужской Трифонов монастырь в начале 1900-х гг.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII веках на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856—1857 годах в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

Успенский Трифонов Монастырь — серебряная памятная монета Банка РФ

В 1918 году монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 году были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 году южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-х годах; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-х годах. В конце XX века на территорию монастыря стали свозить старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Примечания

  1. Другой источник добавляет: «церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается».
  2. Алексей (Гоголев), свящ., Кустова Е. В. Судьба братии Успенского Трифонова монастыря в советское время // III Регион. церк.-науч. конф. «Обретение святых» / сост. А. Балыбердин. — Киров, 2012.
  3. Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — 2-е изд.. — Вятка (Киров): Буквица, 2013. — Т. 2. — С. 4. — 312 с. — ISBN 978-5-903929-17-7.
  4. Никольский А. И. Иоасаф (Потемкин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2014.

Настоятели

  • Трифон (Подвизаев), строитель (1580—1590), игумен (1590—1600),
    архимандрит (1600—1601, до 8 сентября 1612)
  • Иона I (Мамин), здесь и далее архимандрит (1601—1612,
    1612—1614)
  • Иона II (Калязин) (1614—1628)
  • Сергий I (1628—1630)
  • Герасим (Путников) (1631—1633, 1635—1640)
  • Иосиф I (1633—1634)
  • Александр I (1641—1649)
  • Иоаким (1650—1653)
  • Моисей (1654—1657)
  • Парфений I (1657—1658)
  • Сергий II (1659—1672)
  • Иов (1673—1676)
  • Иопль (1676—1679)
  • Александр II (1680—1711)
  • Лаврентий I (1711—1715)
  • Феодосий (1716)
  • Парфений II (1716—1717)
  • Никанор (1718)
  • Иосиф II (?)
  • Парфений III (1726—1728)
  • Пафнутий (1728—1732)
  • Александр III (Корчемкин) (1732—1734)
  • Лаврентий II (1734—1739)
  • Парфений IV (1739—1740)
  • Даниил (1741—1742)
  • Иоасаф (Потёмкин) (1744—1750)
  • Никон (1754—1756)
  • Давид (Успенский) (1757—1764)
  • Иов (Муравьев) (? — 5 октября 2011)
  • Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012)

Свято-Успенский Трифонов монастырь

В Кировской области находится много храмов, многие из них были разрушены в годы Советской власти или частично утратили первоначальный вид. Не минула эта чаша и Свято-Успенский Трифонов монастырь. Здесь было уничтожено несколько строений, кладбище, находящееся при обители. Разрушению подверглась и каменная ограда.

А начиналась история православной жемчужины Вятского края с XVI века. Идейным вдохновителем и строителем монастыря был сын крестьянина из Архангельской губернии Трофим, получивший имя Трифон (1546–1612). В молодости он слыл юродивым, а затем был пострижен в монахи. В 1580 году он приехал в Вятку, где и предложил жителям создать монастырь. Заручившись от горожан челобитной для царя, он уезжает в Москву, и там получает от Ивана 4 грамоту, разрешающую отвести под обитель часть земель в районе старого вятского кладбища с имеющимися старыми церквями.

Монастырь быстро строился. И уже в 1601 году было воздвигнуто несколько деревянных храмов: Успенский, Благовещенский, Никольский, Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия. Первоначально все постройки обители были из дерева, но позже их заменили каменные строения.

Долгие годы Трифонов монастырь получал богатые пожертвования. А также ему было выделено множество земель. Первым зданием из камня здесь стал Успенский собор, где с конца XVII века стали находиться мощи Преподобного Трифона, канонизированного после смерти.

Почти до XVIII века обитель вела активную просветительскую и миссионерскую деятельность. Политика императора Петра I принесла церкви и монашеству много испытаний, в результате численность братии Трифонова монастыря сократилась до минимума, а само монашество испытывало серьезные трудности.

В XIX веке возрастает духовное влияние монастыря на православных Вятской губернии. Он еще продолжает расширяться территориально и принимает всё больше паломников, которые хотели поклониться мощам святых. При монастыре работала большая библиотека, начало которой дал ещё преподобный Трифон. Позже здесь появится и музей церковных древностей.

После революции в помещениях монастыря находилась партийная школа. До 90-х годов прошлого века монашеская обитель сменила несколько организаций. Здесь размещался архив, столовые, сапожная мастерская, пекарни, несколько учебных заведений и даже были квартиры для служащих. Но когда в конце XX века стал вопрос, отдать монастырь под Краеведческий музей или возвратить вятской епархии, было выбрано второе. Чему способствовал сбор подписей православных верующих.

Новое открытие монастыря состоялось в 90-х годах прошлого века, тогда же Успенский собор получил статус кафедрального. В 2004 году в обители появился новый колокол, весящий 3,5 тонны. Многие помещения монастыря были восстановлены, но его полная реконструкция еще продолжается и сегодня.

На сегодняшний день в монастырский комплекс входит почти 20 строений. Среди них несколько церквей, восстановленная после разрушения колокольня, часовая святого Трифона и угловые башни, выстроенные в XVIII веке. Свято-Успенский Трифонов монастырь — древнейшая обитель Вятской земли. Уже который век она является духовным, образовательным и культурным центром этого края.

Успенский Трифонов монастырь

Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне.

В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас.

Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол.

Сегодня в архитектурный ансамбль монастыря входят постройки XVII–XIX веков: собор Успения Богородицы, Никольская надвратная церковь, колокольня, Трехсвятительская церковь, Благовещенская церковь, часовня Трифона Вятского, настоятельские палаты, братский корпус, башни и другие постройки.

В монастыре покоятся мощи преподобного Трифона Вятского (он скончался в 1612 году), погребены мощи блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого. Родники, изливающиеся из-под Успенского собора, забраны в трубы с общим выводом на склоне коренного берега реки Вятки. Источник освящен в честь преподобного Трифона, архимандрита Вятского. По преданию, в этом месте преподобному явилась Матерь Божия, и он выкопал здесь колодец.

Адрес монастыря: 610000, г. Вятка (Киров), ул. Горбачева, вл. 4.

2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector