Как снимался «тот самый мюнхгаузен»: приключения ярмольника, абдулова и янковского в германии

О фильме — краткое содержание

lass=»w3-section w3-button»>
Подробнее: режиссер, в ролях

В ролях: Олег Янковский (барон Мюнхгаузен), Елена Коренева (Марта), Инна Чурикова (Якобина фон Мюнхгаузен), Александр Абдулов (Рамкопф), Игорь Кваша (бургомистр), Леонид Броневой (герцог), Леонид Ярмольник (Феофил, сын барона), Владимир Долинский (пастор), Юрий Катин-Ярцев (Томас), Всеволод Ларионов (судья), Семён Фарада (главнокомандующий).

Барон Мюнхгаузен рассказывает интересные истории.

Про оленя, у которого на голове выросло вишневое дерево. Про то, как он вытащил себя за голову из болота. Вместе с лошадью. Про полеты на луну, про беседы с Шекспиром, Софоклом и Архимедом.

Он стреляет уток через дымоход – и она по дороге успевает хорошенько прожариться и облиться соусом. Он разгоняет облака и объявляет войну Англии. И каждый день с 8 до 10 утра совершает подвиг.

Барон Мюнхгаузен славен не тем, летал он на луну или не летал, а тем, что не врет. Тяжело ему приходится. Ему намекают – присоединяйтесь, барон, незаметно присоединяйтесь. Так ведь, он, подлец такой (собака!), не желает незаметно.

И теперь он улетел. Обещал вернуться. К шести дня.

Зачем стоит пересмотреть фильм «Тот самый Мюнхгазуен»?

— насладиться работой герцога над поднятием верха и опусканием низа;- баронесса, которая доступно объясняет, чем опасен барон на свободе;- барон, решивший своим возвращением испортить всем праздник;- и много чего еще.

Содержание фильма «Тот самый Мюнхгаузен»:

Мюнхгаузен хочет жениться на любимой им Марте, но их не хотят обвенчать, так как имеется живая жена…

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» — повествует об удивительном человеке, бароне Карле Мюнхгаузене. Люди считают его выдумщиком и практически сумасшедшим, но его фантазии имеют свойство сбываться.

Серия 1

Барон — человек честный, не умеющий лгать. В своем замке он живет с Мартой, чудесной девушкой, но они не могут пожениться, потому что у барона уже есть официальная жена Якобина.

Вместе со своим любовником Генрихом Рамкопфом и взрослым, но инфантильным сыном Феофилом, Якобина всячески препятствует разводу и пытается выставить Мюнхгаузена сумасшедшим, чтобы завладеть его имуществом.

Однажды герцог все-таки подписывает прошение о разводе, но на заседании суда, Мюнхгаузен пишет в графе «число» 32 мая — по его расчётам, в этом году должен быть ещё один дополнительный день. Суд отказывает в разводе, от барона требуют признать его истории выдумкой. Друзья, слуги и Марта уговаривают барона подчиниться, он сдается, подписывает отречение от самого себя, сжигает все свои рукописи и удаляется в комнату с пистолетом. Раздаётся выстрел.

Серия 2

Спустя 3 года после смерти барона, он вдруг стал знаменитостью, «великим человеком», ему открывают памятник, о нем слагают песни и рисуют его портреты. Бывшая жена с любовником и сыном переезжают в замок барона, водят по замку экскурсии. Феофил безуспешно пытается повторять подвиги отца.

Вдруг бывший слуга Мюнхгаузена и его верный друг, Томас, зайдя за цветами в магазинчик Мюллера, узнаёт в цветочнике своего бывшего хозяина. Оказывается он инсценировал самоубийство и, став Мюллером, женился на Марте. Но, живя обычной жизнью, барон утратил возможность творить и веселиться и стал угрюм. Марта не выдержала перемен в характере любимого и ушла от него.

Барон решает вернуть любимую, но для этого нужно вернуть себя, но городу не нужен живой Мюнхгаузен. Бургомистр, когда-то — близкий друг барона, узнает об этом и ради сохранения общественного спокойствия объявляет его самозванцем. Барон отправляется в тюрьму. На суде, который должен установить личность барона, знакомые, родственники и друзья барона намеренно отказываются признавать его. Находясь под давлением и пытаясь спасти жизнь барона даже Марта отказывается признать в бароне его самого.

Барону предлагают признать себя Мюллером или повторить полёт на пушечном ядре на Луну. В пушку подкладывают сырой порох, чтобы уберечь барона от смерти и признать его Мюллером, но Марта не выдерживает и признается любимому. Томас приносит сухой порох, но участники этого «спектакля» переживают, они не хотят убивать барона. Герцог признает личность барона и даже признает его второе путешествие на Луну состоявшимся, хотя оно еще не произошло. Но барон — правдолюб, и эта идея ему претит.

«Павильон лжи»

В Германии, где он окончательно отошел от военного поприща и занялся охотой, Мюнхгаузен прославился как талантливый рассказчик необыкновенных историй, случившихся с ним в России и на родине. Жанр, в котором отставной ротмистр травил свои остроумные байки, в Германии именовался «охотничьими анекдотами» («Jagerlatein»). Со своими небылицами он путешествовал по многим немецким городам собирая все больше любопытных слушателей. В своем же поместье Мюнхгаузен отстроил охотничий павильон, стены которого были увешаны его охотничьими трофеями, и где он принимал своих друзей и слушателей. Позже этот домик назовут «павильоном лжи».

Олень, на голове которого выросло вишневое дерево. Илл. Гюстава Доре

Один из современников барона Мюнхгаузена так описал его оригинальную манеру рассказывать небылицы: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».

Лучший из «Дома монахов»

Аристократический немецкий род Мюнхгаузенов («Дом монаха») существует с XII века. Однако из всех многочисленных представителей этого почтенного рода всемирно известен только один. Это Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720 — 1791), который когда-то служил в русской армии и участвовал в двух походах против турок.

Герб рода Мюнхгаузенов, на котором изображен монах с посохом и мешочком, в котором лежит книга

Родина барона – небольшой городок Боденвердер. В 1737 году Мюнхгаузен оказался в России, где в это время процветала служба немцев в русской армии и при императорском дворе.

Центр города Боденвердера — родины Мюнхгаузена

Мюнхгаузен дослужился до высоких чинов, но после очередного дворцового переворота был вынужден уехать в Германию. С тех пор в Россию он не возвращался, зато все деловые бумаги подписывал как ротмистр русской службы.

Борьба за героя

Надо сказать, что Янковского на главную роль Марку Анатольевичу пришлось пробивать. Несмотря на то что Олег Иванович на тот момент сыграл уже в 30 фильмах. Однако Янковский был далеко не так знаменит по сравнению с Андреем Мироновым, который изначально должен был сниматься в этой картине. Зато Янковский всегда добавлял в свою игру нотку иронии, именно это и было нужно Захарову. И Захаров сумел убедить и Горина (тот тоже настаивал на Миронове), и начальников от кино утвердить на эту роль Олега Ивановича.

Именно игра Янковского определила рисунок всего фильма, добавив сюжету комической ленты некой запредельности происходящего, ироничности, сумасшедшинки. «Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу, — рассказывал в одном интервью Янковский. — Распяли человека и спрашивают: „Ну как тебе там?“ — „Да ничего… Только улыбаться больно“. Мюнхгаузен идёт обходным путём, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях — не самый сложный путь».

Статья по теме

Под счастливой звездой. Как роль Бабы-яги «выдала» Инну Чурикову замуж

На роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен Захаров пригласил приму своего театра Инну Чурикову, будучи уверенным, что ленкомовская звезда блестяще сыграет покинутую супругу главного героя. Так и произошло, фразы баронессы из уст царственной Инны Михайловны звучат шедеврально: «Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» Кстати, Чурикова попросила, чтобы на роль её сына Феофила взяли Леонида Ярмольника. Но, как вспоминает Ярмольник, на съемках она была к нему невероятно требовательна и во время дублей с пощечиной молодого человека не щадила, била по-настоящему: «Чтобы было убедительнее».

А звезда труппы Захарова Александр Абдулов, сыгравший любовника баронессы Генриха Рамкопфа, пострадал ради той самой правдивости в кадре. В одной сцене нужно было прыгнуть с высоты. Артист уговорил Захарова, чтобы тот разрешил ему сыграть сложную сцену самому, без каскадёра. В результате Абдулов повредил палец на ноге и работал потом, превозмогая боль.

Инна Чурикова, Олег Ярмольник, Александр Абдулов.  Кадр из фильма

Что касается Броневого, то на момент съемок в картине «Тот самый Мюнхгаузен» в роли курфюрста Ганновера Леонид Сергеевич ещё не состоял в труппе «Ленкома»: туда он придёт лишь в 1988 году и прослужит до самой смерти. Но Захаров, по всей видимости, чувствовал «своих» актёров: он приглашал Броневого сниматься во все свои фильмы без проб. Так было и в этот раз. Леонид Сергеевич в роли курфюрста Ганновера с его заявлениями — «Свободная линия плеча, зауженные панталоны… Вы могли бы стать примером для нашей молодежи!» — оказался блистателен.

Статья по теме

«Врать нет сил!» Как предавали и спасали Владимира Долинского

Но тяжелее всего Захарову пришлось с утверждением на роль в картине ещё одного актёра «Ленкома»: Владимира Долинского, которому предназначалась роль пастора. Ведь Владимир Абрамович тогда только-только вышел из «мест весьма отдаленных». Как рассказывал «АиФ» Долинский, сразу после освобождения из тюрьмы его пригласил в гости Захаров: «Я пришёл, сидел часа четыре у них. Захаров хотел посмотреть, не в наколках ли я или с фиксами, не разучился ли говорить. А я очень смешно и трогательно рассказывал ему и про зону, и про всё… В „Ленкоме“ я тут же начал вводиться в спектакли. 1 февраля 1977 года я вернулся, а 3-го уже работал в театре: с ещё не снятой судимостью, без московской прописки… А дальше пошли приглашения в кино, хотя за меня Захарову приходилось биться».

Олег Янковский, Владимир Долинский, Елена Коренева. Кадр из фильма

Олень безрогий и другие звери

Один из самых запоминающихся моментов приключений барона Мюнхгаузена – история про оленя с цветущим вишневым деревом вместо рогов. Когда съемки дошли до эпизода с оленем, выяснилось, что настал сезон, когда эти животные уже сбросили свои рога, поэтому бутафорию крепить просто не к чему. Вот тут команде пришлось поломать голову.

Но это было еще полдела. На биостанции МГУ достали ствол вишни, к которому прикрепили искусственные цветы. Затем балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем.

Еще одна техническая сложность возникла в эпизоде, когда слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак. Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. «По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры, а чтобы они летели в другую сторону – ни одного, – отмечал Якубович. – Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».

А теперь — цитаты

―Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись.―Ну, что же Вы выбрали?―Угадайте.

―А рука-то у меня, слава богу, о-го, сильная, а голова, слава богу, мыслящая!

―Томас, посмотри, они летят? А?―Летят, господин барон! Сейчас пролетят над нашим домом.―Будем бить через дымоход.

―Может быть, тебе не стоило начинать с Софокла? И с уткой в этот раз ты тоже перемудрил.―Хотелось его развеселить. Мне сказали: умный человек.―Ну мало ли что про человека болтают.

―Но это факт?―Нет, это не факт.―Это не факт?―Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.

―Все решение в талии. Как вы думаете, где мы будем делать талию?―На уровне груди.―Гениально!―Гениально, как все истинное.

―Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть.

―Это еще что такое?―Арестованный.―Почему под оркестр?―Ваше высочество, сначала намечались торжества потом аресты. Потом решили совместить.

―Барон, Вы ведь разумный человек. Я всегда относился к Вам с симпатией. Я уважал Ваш образ мыслей. Свободная линия плеча, обуженные панталоны…

―Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода.

―Господин бургомистр! Его высочество герцог опять промазали! Четвертый раз гоним этого кабанчика мимо его высочества, а его высочество, извините за выражение, мажет и мажет. Прикажете прогнать в пятый раз?―Нет. Неудобно. Он его уже запомнил в лицо.―Кто кого?―Герцог кабанчика.

―Ну а не будет ничего такого не нужного?―Что вы, Ваше высочество. Все пойдет по плану. После увертюры допросы. Потом последнее слово подсудимого, залпы, общее веселье, танцы.

―Они положили сырой порох, Карл! Они хотят помешать тебе, Карл!―Вот. Спасибо. Спасибо, Марта. Пусть завидуют! У кого есть еще такая женщина?

―Прощайте, господа! Сейчас я улечу и мы вряд ли увидимся. Но когда я вернусь в следующий раз… Вас уже не будет. Дело в том, что время на небе и на земле летит не одинаково. Там мгновения, тут века. Все относительно.

―Господи, как умирать надоело.

―И вот тут некоторые стали себе позволять нашивать накладные карманы и обуживать рукав вот этого мы позволять не будем.

―Незаметно присоединяйтесь…―Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!

―Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.

Последняя шутка

Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.

Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере

В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. Вместо лица выступил череп, вместо тела — кости. Гроб закрыли и не стали переносить на другое место».

От Сац до Геббельса

Если говорить по справедливости, то Захаров — далеко не первый, кто решил вывести на экран этого полулегендарного героя. Первый фильм о бароне Мюнхгаузене — «Видения барона Мюнхгаузена» — сняли французы в 1911 году. И барон в нём — вовсе не отчаянно смелый романтик, умеющий говорить правду в глаза, умело переплетая ее с байками, а, выражаясь современным языком, фрик, который к тому же болтается по временам и эпохам. То он телепортируется во дворец фараона, дальше — в античную Элладу, где на него нападают грации-оборотни. В общем, в отличие от барона-Янковского, в этого зрительницы и не думали влюбляться.

Экранизировали эту историю и на родине барона — в Германии — в 1943 году, к 25-летию главной киностудии страны UFA. Заказчиком фильма выступало Министерство пропаганды, а курировал съёмки сам Геббельс.

Да и в Советском Союзе приключениями Мюнхгаузена тоже интересовались: в 1929 году появился чёрно-белый мультфильм, ещё без звука, с титрами, зато сценарий к нему написала знаменитая Наталья Сац, основательница детского театра.

Статья по теме

«Ты жизнь мою сыграл!». Что напророчил себе Олег Янковский

Но Захаров все эти первоисточники отмёл, ведь у него был давний проверенный соавтор, сатирик и драматург Григорий Горин. Поэтому за основу своего фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Захаров взял горинскую пьесу «Самый правдивый», написанную по заказу Театра Советской армии в 1974 году. Роль Мюнхгаузена в той постановке досталась Владимиру Зельдину. Автором музыки выступил композитор Алексей Рыбников, хороший друг Горина. Захаров, прослышав о новом спектакле, при встрече с Рыбниковым в «Ленкоме» (тогда шла подготовка к рок-опере «Юнона и Авось») попросил наиграть ему главную музыкальную тему.

А после премьеры спектакля в Театре Советской армии Марк Анатольевич понял, что про такого Мюнхгаузена нужно снимать кино, и попросил Григория Горина переработать пьесу в сценарий. В принципе, актёры для фильма уже были готовы, они отлично знали рисунки своих ролей: бери и снимай. Тем более что у Зельдина был немалый опыт работы в кино. Так что мы могли бы получить совершенно иного Мюнхгаузена: изящного брюнета с плавными движениями. Но у Захарова были свои принципы: режиссёр «Ленкома» обожал труппу своего театра, и костяк всех его фильмов составляли именно его актёры. Так было и в случае с кинолентой «Тот самый Мюнхгаузен».

Семен Фарада, Олег Янковский, Леонид Броневой. Кадр из фильма

Фильмы

Галлюцинации барона Мюнхгаузена (1911)

Страна: Франция

Порой даже известным выдумщикам необходимо отдохнуть от суеты, торжественных приёмов и шумных вечеринок, чтобы набраться сил. А сказочные сны могут стать источником вдохновения для новых, ещё более удивительных историй.

Барон Мюнхгаузен за короткий послеобеденный отдых не раз облился холодным потом.

Кто ему только не явился во снах! Огнедышащие драконы, бесы, прелестные нимфы, готовые в любое мгновение обернуться злобным хищником…

https://youtube.com/watch?v=ceAPTdsx0FE%3F

Мюнхгаузен (1943)

Страна: Германия

В роли барона Мюнхгаузена: Ханс Альберс

18 век. Барон Мюнхгаузен, пребывая на службе у Екатерины Великой, оказывается в центре дворцовых интриг и сплетен.

Оказав услугу волшебнику Калиостро, барон получает от него вечную молодость. Вскоре царица назначает Мюнхгаузена командиром полка, и барон принимает участие в сражении с турками под Очаковым. Оседлав пушечное ядро, Мюнхгаузен невольно влетает в крепость, занятую турками, и попадает в плен.

Чтобы получить долгожданную свободу, нужно совершить невозможное — доставить султану бутылку изысканного Токайского вина прямо со стола Марии Терезии. Но ещё никому не удавалось добраться из Константинополя в Вену всего за час…

https://youtube.com/watch?v=4obsDERBMgQ%3F

Барон Мюнхгаузен (1961)

Страна: Чехословакия

В роли барона Мюнхгаузена: Милош Копецки

Космонавт Тоник не подозревал, что, высадившись на Луне, он повстречает там барона Мюнхгаузена, Сирано де Бержерака и жюль-верновского героя Бирбикена.

Персонажи известных книг приняли молодого учёного-астронома, одетого в скафандр, за лунного жителя, и решили рассказать первому «лунному человеку» о Земле.

Наших героев ждут невероятные приключения: плавание внутри огромной рыбы, спасение венецианской принцессы из гарема и, конечно же, совершенно фантастическое возвращение на Землю.

https://youtube.com/watch?v=AYYeredHVQU%3F

Новые приключения барона Мюнхаузена (1972)

Страна: СССР

В роли барона Мюнхгаузена: Юрий Саранцев

Барону Мюнхаузену необходимо попасть на встречу с юными читателями, которая проходит в Дворце Пионеров. Но незнание правил дорожного движения приводит к череде невероятных приключений.

Путешествие на вертолёте в огромной банке с надписью «Килька», удивительные события на рыбокомбинате, где нашего незадачливого героя закатали в консервную банку…

Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает, а у барона Мюнхаузена всегда найдётся удивительно правдивое объяснение всех происшествий.

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Страна: СССР

В роли барона Мюнхгаузена: ‎Олег Янковский

1779 год, Германия.

Нет ни одного человека в округе, кто бы не слышала удивительные истории барона Мюнхгаузена. Кто-то считает, что в рассказах барона нет ни капли правды. Однако наш герой патологически не умеет лгать, а все его фантазии дивным образом сбываются.

Барон Мюнхгаузен мечтает жениться на прелестной девушке по имени Марта, но бывшая супруга барона всячески пытается помешать этому браку…

https://youtube.com/watch?v=OWB4k-YXJUM%3F

https://youtube.com/watch?v=tw0VrqbKe7U%3F

Приключения барона Мюнхгаузена (1988)

Режиссер: Терри Гиллиам

В роли барона Мюнхгаузена: Джон Невилл

Только барону Мюнхгаузену известна вся правда о его невероятных приключениях. Однажды он, легендарный романтик, путешественник и фантазёр всё-таки решается рассказать истинную историю своих похождений.

Но неужели ему на самом деле довелось встретиться с обнажённой Венерой, полетать на раскалённом ядре, сразиться с грифоном, и даже столкнуться с собственной Смертью? Это просто невозможно!..

Но всем на свете известно: барон Мюнхгаузен никогда не лжёт. Все его поразительные истории — чистейшая правда.

https://youtube.com/watch?v=wjAqP6tfqQM%3F

Барон Мюнхгаузен (2012)

Страна: Германия

В роли барона Мюнхгаузена: Ян Йозеф Лиферс

Барон Мюнхгаузен, остановившись в крохотной гостинице, рассказывает нам о своих былых подвигах и приключениях.

Кто бы мог подумать, но именно он, барон, спас Санкт-Петербург и Екатерину Великую, остановив наступление турецких войск. Во время этого кровопролитного сражения барону довелось познакомиться с самым быстрым человеком и с самым могущественным человеком на свете.

Ради победы над турецким султаном бесстрашный Мюнхгаузен оседлал пушечное ядро

https://youtube.com/watch?v=f9NYZRbSR_E%3F

Биография

Барон Мюнхгаузен вырос в большой титулованной семье. О родителях мужчины почти ничего не известно. Мать занималась воспитанием отпрысков, отец имел высокий воинский чин. В юношестве барон оставил родной дом и отправился на поиски приключений.

Барон Мюнхгаузен

Молодой человек принял на себя обязанности пажа при немецком герцоге. В составе свиты именитого вельможи Фридрих попал в Россию. Уже на пути в Петербург молодого человека ожидали всевозможные неурядицы.

Зимняя поездка барона затянусь, уже надвигалась ночь. Все было покрыто снегом и селений вблизи не наблюдалось. Молодой человек привязал лошадь к пеньку, а утром обнаружил себя посреди городской площади. Лошадь же висела, привязанная к кресту местной церквушки. Впрочем, с верным конем барона регулярно случались неприятности.

Барон Мюнхгаузен на крыше церкви

Послужив при российском дворе, привлекательный дворянин отправился на Русско-Турецкую войну. Чтобы разузнать о планах неприятеля и пересчитать пушки, барон совершил знаменитый полет верхом на ядре. Снаряд оказался не самым удобным средством передвижения и упал вместе с героем в болото. Барон не привык ждать помощи, поэтому вытащил себя за волосы.

Бесстрашный Мюнгхаузен сражался с врагами, не жалея сил, но все равно попал в плен. Заточение продлилось недолго. После освобождение мужчина отправился в путешествие по миру. Герой побывал в Индии, Италии, Америке и Англии.

Свадьба барона Мюнхгаузена

В Литве барон познакомился с девушкой по имени Якобина. Прелестница очаровала бравого солдата. Молодые люди поженились и вернулись на родину Мюнхгаузена. Теперь мужчина проводит свободное время в собственном имении, посвящая много времени охоте и посиделкам у горящего камина, и с удовольствием рассказывает желающим о своих проделках.

Янковский вместо Миронова

«Семнадцать мгновений весны» длятся 46 лет

Как снимали фильм

Изначально Захаров думал отдать эту роль Андрею Миронову, игравшему в его «Двенадцати стульях» и «Обыкновенном чуде». Миронов оказался занят, и режиссер остановился на кандидатуре Олега Янковского, с которым тоже работал уже не первый раз. Кроме Захарова мало кто поверил в этот выбор с самого начала. Дело в том, что у Янковского сложилось свое актерское амплуа, и совсем не комедийное – он играл суровых, жестких, бескомпромиссных людей, а тут – фантазер и сказочник. К тому же, если театральному «Мюнхгаузену» Владимиру Зельдину на момент постановки спектакля было около 60 лет, что соответствует литературному источнику, то Янковскому было 35. Однако режиссер отстоял перед худсоветом его кандидатуру, ну а актер доказал многогранность своего таланта.

Сам Янковский называл эту роль одной из самых любимых: «Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы».

Фото: Коньков Александр/ТАСС

Экранизации

Название Страна Год Характеристика
«Галлюцинации барона Мюнхгаузена» (фр. «Les Aventures de baron de Munchhausen»)  Франция 1911 Короткометражка Жоржа Мельеса
«Похождения Мюнхгаузена»  СССР 1929 Рисованный мультфильм. Режиссёр Даниил Черкес.
«Барон Хвастун» (чеш.) (чеш. «Baron Prášil») Богемия и Моравия 1940 Режиссёр Мартин Эрик.
«Мюнхгаузен» (нем. «Münchhausen») Германия 1943 Режиссёр Йозеф фон Баки, в главной роли Ханс Альберс. Звуковой. Цветной.
«Барон Мюнхгаузен» (чеш. Baron Prášil)  Чехословакия 1962 Фильм с мультипликацией, в главной роли Милош Копецкий
«Приключения барона Мюнхаузена»  СССР 1967 Кукольный мультфильм
«Новые приключения барона Мюнхаузена»  СССР 1972 Короткометражный фильм для детей о приключениях барона в XX веке. Режиссёр А. Курочкин, в главной роли Юрий Саранцев
«Приключения Мюнхаузена»  СССР /  Россия 1973—1995 Мультипликационный сериал
«Тот самый Мюнхгаузен»  СССР 1979 Фантазия по мотивам Распе. Режиссёр Марк Захаров по сценарию Григория Горина. В главной роли Олег Янковский
«Фантастические приключения легендарного барона Мюнхгаузена» (фр. «Les Fabuleuses aventures du legendaire Baron de Munchausen»)  Франция 1979 Мультфильм
«Тайна жителей Луны» (фр.)  Франция 1982 Полнометражный мультфильм
«Приключения барона Мюнхгаузена»  Великобритания Режиссёр Терри Гиллиам, в главной роли Джон Невилл.
«Мюнхгаузен в России»  Белоруссия 2006 Короткометражный мультфильм. Режиссёр — Владимир Петкевич
«Новые, никому не известные, приключения барона Мюнхгаузена»  Россия 2007 Короткометражный мультфильм. Режиссёр — Сергей Антонов
«Барон Мюнхгаузен» (нем. Baron Münchhausen)  Германия 2012 2-серийный, в главной роли Ян Йозеф Лиферс.

Литературная обработка

Фигура Мюнхгаузена и его лживые истории часто обрабатывались в литературных терминах. В частности, следует упомянуть следующее:

Рохус Граф цу Линар

Еще в 1761 году Рохус Граф цу Линар опубликовал в своей книге Der Sonderling три рассказа , написанных для нравственного воспитания своих слуг , которые, несмотря на отсутствие упоминания имени Мюнхгаузен, были узнаваемы бароном для тех, кто знал.

Вадемекум для веселых людей

В 1781 году в анонимно опубликованном « Vademecum for Funny People» было опубликовано шестнадцать анекдотов, которые были вложены в уста мистера «Mhsn». Вопреки распространенному мнению, небольшую книгу нельзя с уверенностью приписать издателю Августу Милию , в частности, его имя отсутствует на титульном листе. Сам Мюнхгаузен, известный своим нежеланием видеть публику, отнюдь не был в восторге от публикации. В 1783 году вышло новое издание Vademecum с добавлением двух рассказов. Некоторые из рассказов, содержащихся в Vademecum, уже появляются в более старых упомянутых сборниках лжи.

Рудольф Эрих Распе

Немецкий ученый Рудольф Эрих Распе , живущий в Англии, написал свою собственную книгу Мюнхгаузена летом и осенью 1785 года на основе двух текстов Vademecum, а именно «Рассказа барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в России» . Он опубликовал его анонимно в декабре того же года. В апреле 1786 года он расширил его, включив в него морские приключения. В мае и июле 1786 года, весной 1787 и 1789 годов, он опубликовал в Англии 3-е, 4-е, 5-е и 6-е издание. Там он также включил рассказы Лукиана и английские военные отчеты. Второй том, наконец, последовал в 1792 году.

Готфрид Август Бюргер

В сентябре 1786 года немецкий поэт Готфрид Август Бюргер опубликовал свою работу « Прекрасные путешествия по воде и суше — Кампании и забавные приключения барона фон Мюнхгаузена в Геттингене» , которую сегодня можно считать самой известной версией приключений барона. Работа частично является переводом оригинала Распе, частично — собственным творением Бюргера.

На основе пятого издания Распе осенью 1788 года Бюргер опубликовал второе, расширенное издание. Однако Бюргер не обратил внимания ни на шестое издание Распе, ни на второй том.

Переводы и переводы на иностранные языки

Вскоре последовали переводы, в частности работ Распеса и Бюргера, на другие языки, такие как французский, голландский и шведский. Несмотря на то, что они перечисляют шаблон на своих титульных страницах, авторы и переводчики других языков без исключения изобрели, добавили, изменили или смешали несколько старых шаблонов сами.

Дальнейшие правки

Мюнхгаузен делает сальто на своей лошади. Гравюра из Lustiges Post- und Reise-Vademecum , 1795 г.

В 1795 году Эмигке в Берлине опубликовал анонимный сборник анекдотов из Мюнхгаузена под названием Lustiges Post- und Reise-Vademecum, посвященный оживленным путешественникам господином Хемкенгрюбеном, бывшим камердинером лорда фон Мюнххаузена, и опубликованный его смеющимся наследником в 1795 году . В нем, среди прочего, рассказывается, как Мюнхгаузен выиграл скачки, выполнив сальто с лошадью (глава 7), как ему не удалось развести рыбу из-за случайного попадания китов (глава 9) или из блинных кустов, которые он открыл, выращивал свои товары ( Глава 14).

В 1833 году Людвиг фон Альвенслебен рассказал об опыте младшего Мюнххаузена в Der Lügenkaiser . В 1838 г. Карл Леберехт опубликовал «Иммерманн Мюнххаузен». Рассказ в арабесках . В 1895 году состоялась премьера комедии Фрица Пфуделя в двух действиях: Der Blitzjunge или Ein zwei Münchhausen . В 1906 году вышли « Мюнххаузен и Кларисса» Пауля Шербарта , а в 1912 году — его работа «Великий свет». Бревиарий Мюнхгаузена . Наконец, в 1933 году Карл Хензель последовал его примеру с Das war Münchhausen . В 1948 году пять-одноактная пьеса Мюнхгаузен, написанная в 1934 году, была премьера на Газенклевер . В 1957 году Курт Фроста драма Бессмертный Мюнхгаузен появился и в 2006 году Правдивая ложь барона Мюнхгаузена по Dirk Селигер и Анке Селигер. В 1969 году Общество Максимилиана опубликовало в качестве ежегодного подарка к 1968 году тиражом 1600 экземпляров: Freyherr von Münchhausen: Die Land-Abenteuer с 13 рисунками Йозефа Хегенбарта из его поместья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector