Толкование библии

Как понимать пророчества

Хотя многие события, описанные в Библии, и подтверждены археологами и историками, сложные места Писания неуместно толковать буквально. Многие притчи и пророчества преподносились слушателю с “зашифрованным” смыслом.

Эти кажущиеся непонятными слова были адресованы Богом сатане. Господь предрекает, что лукавому предстоит “воевать” с женщиной и ее семенем. Под семенем понимается рожденный Женой Ребенок.

Но возникает вопрос: почему именно с семенем женщины предстоит вражда, а не мужчины? Ведь в ветхозаветные времена род начинался от отца семейства. В истории был только один случай, когда на свет появился ребенок, который был зачат без мужчины. Его Отцом был Бог, а матерью – Дева Мария. Таким ребенком стал Иисус Христос – то семя, которое победит сатану.

Толкование слов, обращенных к сатане, “ты будешь жалить его в пяту” дает святитель Филарет Московский: пята – “есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого”. Речь в повествовании идет о искушениях, телесной смерти, бедах и напастях – то, чем сможет соблазнить лукавый змий человека. Это первое пророчество о пришествии в мир Мессии – Иисуса Христа.

Что лучше читать в Великий пост?

Великий пост — особо благословенное время для насыщения нашей души Словом Божьим, поэтому важное место в нем занимает духовное чтение. Невозможно представить себе, чтобы христианин провел этот период, ни разу не взяв в руки Библии, святоотеческой литературы

Есть две книги, которым Великим постом придается первенствующее значение:

  • Евангелие;
  • Псалтирь.

Ветхозаветные книги

Из Ветхого Завета в Великий пост читаются еще три книги:

  • Бытие;
  • Притчи Соломона;
  • Книга пророка Исаии.

Они звучат на службах в храмах чаще всего. Псалтирь прочитывается по два раза за неделю, Евангелие в Страстную седмицу должно прозвучать полностью. Почему же именно эти книги Священного Писания предлагает нашему вниманию Церковь?

Псалтирь является образцом молитвословной литературы, почему некоторые даже называют ее «устной иконой» Христа. Главной темой Великого поста является покаяние. Большинство псалмов также написано в покаянной тональности.

Чтение избранных ветхозаветных книг связано с ранней традицией крестить всех оглашенных (готовящихся к крещению) в Великую Субботу. Такой обычай существовал в древней Церкви. Именно с этой целью — учения и наставления в вере — прочитывались перечисленные книги.

Хотя эта традиция у нас не сохранилась, однако чтение именно книг Ветхого Завета из всего Священного Писания в Великий пост нельзя назвать случайным. Весь этот период для каждого из нас можно сравнить со временем ветхозаветного ожидания своего Мессии — Иисуса Христа.

Евангельское чтение

Поэтому Евангелие положено читать только в последнюю, Страстную неделю поста, причем полностью. Однако по причине продолжительности таких служб во многих храмах чтение Евангелия начинается раньше. Хорошо, если дома вы сможете тоже сосредоточенно и молитвенно пройти Его целиком за пост.

Кроме того, конечно, рекомендуется также читать книги святых отцов. Помимо знаменитой «Лествицы», это могут быть творения Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), аввы Дорофея, Иоанна Кронштадтского и других подвижников. Можно прочитать только один (любой) из трудов этих подвижников, но внимательно.

Советы для начинающих

Хорошо, если у вас есть знакомый священник, который поможет определиться с кругом православной литературы и мерой вашего чтения. Никон Оптинский вообще советовал на каждую книгу брать отдельное благословение, но можно взять и одно общее на выбранную литературу.

Что же делать, если такого наставника у вас нет? В этом случае можно воспользоваться несколькими советами:

  1. Объем духовного чтения нужно соизмерять со своими силами и обстоятельствами. Лучше читать мало, но постоянно.
  2. Выбор литературы должен соответствовать тому образу жизни, который вы ведете, вашим духовным наклонностям. Занятие окажется праздным, если вы не сможете применить прочитанное к своей жизни.
  3. Можно подбирать чтение по теме той греховной наклонности, которая вас больше всего мучает: читать о ней или о противоположной ей добродетели. Так легче будет победить борющую вас страсть.
  4. Не стоит браться сразу за духовные вершины и читать классику аскетической литературы, как это часто делают новоначальные в православной вере. Начинать лучше с чего-то попроще. Например, взять современных авторов, умеющих говорить ясно и доступно для любой аудитории. Александр Торик, Андрей Ткачев, Тихон (Шевкунов) — их книги сегодня можно запросто найти как в интернет-пространстве, так и на книжных полках.
  5. Если что-то в книгах святых отцов или Писании вам кажется непонятным, следует спросить у того, кто знает. Так как попытки понять самому, от своего ума и без знания контекста, могут иметь вредные последствия, то полезно обращаться к качественным толкованиям. Если вы каждый день читаете по главе из Евангелия, то можно обратиться к объяснениям Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского или епископа Михаила (Лузина). Если же вопрос все равно остается нерешенным, то лучше оставить его до времени, потом он прояснится.
  6. Прилагать все прочитанное следует только к себе, сравнивать со своей жизнью, а не с чужой. Иначе мы начнем осуждать и поучать ближних, тем самым нанесем себе только вред.
  7. Перед чтением духовной литературы и Священного Писания нужно просить Господа со смирением, чтобы Он просветил наш ум и даровал правильное понимание написанного. Молиться можно своими словами, есть и специальная молитва перед чтением духовных книг:

О том, какие книги полезно читать мирянам, рассказывает профессор А. И. Осипов:

Ошибки при толковании Библии

Толкование Библии подразумевает многие ошибки. Одной из самых распространенных является “выдергивание” слов или отдельных фраз из контекста повествования, что приводит к искажению библейских событий.

В современном мире Библия самовольно и произвольно трактуется далекими от веры людьми для извращения смысла библейских текстов и критики христианства. Так, вырванные из контекста слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), атеисты любят приводить в пример верующим людям. Тем самым указывая на то, что верующие должны буквально претерпевать побои от других людей. Но этой фразой Иисус Христос указывал на заповедь о том, что на всякое зло нужно отвечать добром. В другом месте повествования, когда слуга первосвященника ударил схваченного Спасителя, Иисус Христос отвечал ему: “если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Ин 18:23). 

Также буквально историческое толкование Библии неуместно: Священные тексты это в первую очередь Слово Божье, а лишь потом исторический документ.

При изучении Писания многие сложные тексты долгое время могут оставаться непонятными. Во-первых, это происходит из-за сложностей корректного перевода библейского текста. Во-вторых, а также по причине ментальных различий взглядов на жизнь и образа жизни еврейского народа того времени и современного общества. 

Книги Библии

Христианская Библия состоит из Старого и Нового Завета, при этом книги Нового Завета одинаковы для всех конфессий. Ветхий Завет состоит из книг Танаха — Еврейской Библии и дополнительных. Количество книг Ветхого Завета различается в зависимости от конфессии.

Дополнительные книги Ветхого Завета называются неканоническими в Русской Православной церкви, рекомендуемыми для чтения в греческих Православных Церквях, второканоническими в католицизме и апокрифами в протестантстве. Различается не только количество книг в Библии, но и их последовательность.

Библия – Священное Писание.

Библию часто называют Священное Писание или Святая Библия. Весь канонический текст Библии и в особенности книга Левит пронизана идеей святости. Тексты Библии богооткровенны и богодухновенны, это значит они написаны под влиянием Святого Духа. Таким образом, читать Библию – значит знакомится с первоисточником и первоосновным правилом веры.

В XIII в английский богослов Стефан Лэнгтон разделил книги Библии на главы. В XVI в Роберт Этьенн, французский книгопечатник и лексикограф, разделил Библию на стихи. Сегодня Библия цитируется по книге, главе и стиху. На сайте мы придерживаемся аналогичному подходу, потому читать библию онлайн Вам будет удобно и привычно.

Язык Священного Писания.

Ветхий Завет изначально написан на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей на арамейском. Новый Завет написан на древнегреческом. Долгое время евреям удавалось сохранить первоначальный текст Священного Писания без искажений в содержании и языке. Однако после Вавилонского плена первоначальный текст Писания стал непонятен евреям, которые к тому времени начали массово говорить по-арамейски. Это отразилось и на текстах Писания, которые начали переводится / создаваться на арамейском.

Несмотря на это древний еврейский язык, более не использовавшийся в обиходе, оставался языком религии и пророки, жившие после плена, писали священные тексты на древнееврейском языке.

Время создания и авторство.

Библия создавалась с XV в. до н. э. по I в. н. э. (некоторые ученый датируют Библию более поздним периодом.). Библия – коллективный труд, считается, что авторство принадлежит как минимум сорока авторам. По мнению ученых Большинство книг Ветхого Завета и все Евангелия были написаны анонимными авторами, а авторство им было приписано во втором веке.

Исторические церкви считают авторами святых мужей, которые слышали проповедь Евангелия либо от самих апостолов, либо от их ближайших учеников. Таким образом, подлинность книг Библии удостоверяет святоотеческое наследие.

Ученые считают, что книги Ветхого Завета были собраны воедино боговдохновенным книжником Ездрой, который жил приблизительно за 450 лет до н. э. Книги Нового Завета были канонизированы христианской церковью на Вселенских Соборах.

Наиболее древними рукописями Нового Завета считаются кодексы IV в. н. э., написанные на греческом:

  • Александрийский кодекс
  • Ватиканский кодекс
  • Синайский кодекс

Переводы Библии

На английский язык Библия была переведена в 1380 г Джоном Виклифом — профессором Оксфорда.

В 1517 г. Мартин Лютер перевел Библию на немецкий.

На армянский язык Библия впервые была переведена в 431 год.

В IX веке Кириллом и Мефодием Библия была переведена на язык, понятный восточным славянам. К сожалению, не сохранилось ни одного текста, переведенного Кириллом и Мефодием, а потому доподлинно не известно, на какой из славянских языков братья-миссионеры перевели Библию. Вероятно, это был один из вариантов староболгарского. Факт перевода Библии на один из восточнославянских языков, несомненно, поспособствовал крещению Руси.

На западнорусский язык Библию перевел Франциск Скорина в первой половине XVI века

Основные постулаты Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас

— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано…

— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас

Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

Толкование Нового Завета

Название “Новый Завет” происходит от латинского названия “Новум Тестаметум”, что в свою очередь является переводом с греческого “Хе каине Диатеке”.

Греческий термин использовался больше в значении как «последняя воля или завещание». Так как именно «завещание» является самым лучшим образцом данного документа, было употреблено латинское слово “Тестаментум”, что в русском переводе – «Завет».

Завет – это договор, который включает в себя две действующий стороны. Завет обязывает выполнять обещанное обоим сторонам, без права на ошибку.

Примером такого завета есть место в Писании, Исх.24:1 – 8, где описывается  принятие закона народом Израиля на горе Синая. Из этого следует, что  Новый Завет является  описанием  нового договора Бога  с  людьми, через  Иисуса Христа. Господь Бог  выдвигает условия, которые человек может  принять или отвергнуть, но не может влиять на  их изменения.

В то время, когда человек принимает условия завета, то вместе с Богом они обязаны исполнить все требования согласно заключенному “контракту”.

“Новый Завет воплощает откровение святости Бога в совершенно праведном Сыне, Который дает тем, кто примет это откровение, власть  быть сынами Божьими через то, что Он их делает праведными” (Иоан.1:12).

Оглавление

Предисловие
Введение к Новому Завету
Введение в ЕвангелияУильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Матфей. Главы 1-4Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Матфей. Главы 5-10Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Матфей. Главы 11-15Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Матфей. Главы 16-22Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Матфей. Главы 23-28Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Марк. Главы 1-8Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Марк. Главы 9-16Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Лука. Главы 1-5Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Лука. Главы 6-10Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Лука. Главы 11-16Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Лука. Главы 17-24Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Иоанн. Главы 1-3Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Иоанн. Главы 4-6Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Иоанн. Главы 7-10Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Иоанн. Главы 11-15Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Иоанн. Главы 16-21Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Деяния. Главы 1-4Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Деяния. Главы 5-13Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Деяния. Главы 14-19Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Деяния. Главы 20-28Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Иакова. Главы 1-2Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Иакова. Главы 3-5Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Петра. Главы 1-2Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Петра. Главы 3-5Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 2 Петра.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Иоанна.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 2 Иоанна.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 3 Иоанна.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Иуды.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Римлянам. Главы 1-4Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Римлянам. Главы 5-9Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Римлянам. Главы 10-16Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Коринфянам. Главы 1-6Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Коринфянам. Главы 7-11Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Коринфянам. Главы 12-16Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 2 Коринфянам. Главы 1-5Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 2 Коринфянам. Главы 6-13Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Галатам.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Ефесянам. Главы 1-2Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Ефесянам. Главы 3-6Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Филиппийцам.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Колоссянам. Глава 1Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Колоссянам. Главы 2-4Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Фессалоникийцам.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 2 Фессалоникийцам.
Пастырские посланияУильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Тимофею. Главы 1-2Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 1 Тимофею. Главы 3-6Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. 2 Тимофею.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Титу.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Филимону.Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Евреям. Главы 1-8Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Евреям. Главы 9-13Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Откровение. Главы 1-9Уильям МакДональд. Комментарии Нового Завета. Откровение. Главы 10-22

О Священном Предании

Говоря о Священном Писании, не следует забывать ещё об одном способе распространения божественного откровения — Священном Предании. Именно через него в древние времена передавалось учение о вере. Такой способ передачи существует и по сей день, ибо под Священным Преданием мыслится передача не только учения, но и таинств, священных обрядов, Закона Божия от правильно почитающих Бога предков к таким же потомкам.

В ХХ веке произошло некоторое изменение в соотношении взглядов на роль этих источников божественного откровения. В связи с этим старец Силуан говорит, что Предание охватывает всю жизнь церкви. Поэтому то самое Священное Писание являет собой одну из его форм. Здесь не противопоставляется значение каждого из источников, а лишь подчёркивается особая роль Предания.

Толкование Нового Завета Святыми Отцами

Толкование Нового Завета является важнейшей составляющей вероучительных догматов. Неверно истолковав слова и поступки Иисуса Христа, существует большая вероятность впасть в заблуждение, ошибку

Поэтому в Православии большое внимание уделяется Священному Преданию. Святые Отцы сформулировали основные вероучительные положения, а также истолковали Священное Писание, не допустив распространение многих еретических учений

Ярким примером самовольных, зачастую ошибочных умозаключений служит Протестантизм. Приверженцы этого учения не признают Священного Предания. Толкование Нового Завета в частности и Библии в целом осуществляется каждым человеком отдельно. В результате чего протестанты разделены на тысячи церквей, вероучение которых может значительно отличаться друг от друга.

Поэтому каждому православному христианину необходимо опираться на мнения Святых Отцов. В то же время следует научиться самостоятельно анализировать различные толкования.

Для упрощения изучения Священного Писания существуют издания Библии с комментариями, где сложные для понимания события и слова объясняются авторами. Например, Андрей Десницкий «Введение в библейскую экзегетику», книги Федора Козырева («Поединок Иакова», «Искушение и победа Святого Иова»), “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета” Архиепископ Аверкий (Таушев), Андросова В.А. «Библия для всех», “Толковая Библия. Под редакцией А. П. Лопухина”.

Канон Нового Завета

В предыдущей статье об истории создания Ветхого Завета, мы уже давали определение, что же такое канон.

Напомним вам, что он обозначает «жезл» или «трость». В грамматике это слово обозначает правило процедуры; в хронологии – таблицу дат; а в литературе – список трудов определенного автора.

Получается, что, если канон Нового Завета нельзя установить с точностью, то он теряет свою авторитетность и, тем самым, не является твердым мерилом веры и времени.

Но канон не может решаться только вопросом авторства. Девять разных людей писали его книги, и нет особой линейки, которой измеряли, вымеряли и выбирали именно эти девять человек.

Нет определенного объяснения почему, к примеру, Филипп не получил вдохновения написать евангелия, как это было с Матфеем.

Канон не может быть установлен исключительно на основании принятия книг церковью. Одни книги принимались повсеместно и с радостью, другие принимались нерешительно одними церквями и вовсе не принимались другими, а третьи – не упоминались до поздних времен, или их право находиться в каноне подвергалось дискуссиям.

Истинным критерием каноничности является богодухновенность.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16 – 17).

Иными словами, то, что было дано посредством Божественного вдохновения, и есть Писание.

Что касается содержания книг Нового Завета, то у всех в центре внимания стоит личность Христа и Его служение. Евангелия носит биографических характер, Деяния описывают исторические последствия Его личности. Послания – теологические и практические учения, которые проистекают из принятия во внимания Его личности, и Апокалипсис предсказывает Его связь с будущим.

Новозаветные писание не только полезны, но и обладают могущественной силой для человека.

С самого начала некоторые отрывки информации и понятия слова о Христе передавались от одного человека другому как Слово Божие.

В Послании к Галатам Павел утверждал, что его Евангелие «не есть человеческое; ибо и я принял Его и научился не от человека, но через откровения Иисуса Христа» (Гал. 1:11,12).

В 1-м Послании к Коринфянам 15:3,4 Павел определяет свое Евангелие как слово,  «что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию».

Таким образом, с самого начала своей писательской карьеры Павел смотрел на свои произведения как на авторитетное Слово Божье.

Не все писания Нового Завета содержат подобные ссылки, но все обладают этим самоавторитетным качеством. Евангелия посвящены почти полностью цитатам Христа и описанию Его дел.

Научный и религиозный подходы в чтении Библии

В толковании Библии важно придерживаться принципа “золотой середины”. Нельзя недооценивать научно-исторический подход и в тоже время переоценивать религиозный

Священное Писание изобилует образной, иносказательной речью. Например в Евангелие от Иоанна (Ин 10:7) Спаситель указывает на себя, говоря “я есть дверь” или “я есть виноградная лоза” (Ин 15.1). Очевидно, что это метафоры призванные выразить значение проповеди Христа для спасения человеческой души. Или библейский сюжет о 6 днях сотворения мира: с точки зрения научных исследований земная жизнь зародилась в течение более продолжительного времени. Религиозные толкователи отвечают, что 6 дней являются условным обозначением определенного временного периода.

Но можно впасть в другую крайность и предавать иносказательный окрас всем событиям. Тем более, что в библейских текстах очень тонка грань между реальными событиями и символическими

Поэтому важно уметь сопоставлять научный и религиозный подход в толковании Священного Писания. Существенную помощь в этом могут оказать тексты Святых Отцов, досконально изучавших Библию

План книги:

I. События первобытного времени (1:1 — 11:26)

А. Творение (1:1 — 2:3)

Б. Порядок событий, начиная от сотворения неба в земли (2:4 — 4:26)

1. Сотворение мужчины и женщины (2:4-25)

2. Искушение и грехопадение (глава 3)

3. Грех «заявляет о себе» в убийстве Авеля Каином (4:1-16)

4. Распространение безбожной цивилизации (4:17-26) В. Родословие Адама (5:1 — 6:8)

1. Родословие от Адама до Ноя (глава 5)

2. Развращение рода человеческого (6:1-8)

Г. О житии Ноя и о его сыновьях (6:9 — 9:29)

1. Наказание потопом (6:9 — 8:22)

2. Завет с Ноем (9:1-17)

3. Проклятие Ханаана (9:18-29)

Д. Родословие сыновей Ноя (10:1 — 11:9)

1. «Таблица народов» (глава 10)

2. Рассеяние из Вавилона (11:1-9)

Е. Родословие Сима (11:10-26)

П. Повествования о патриархах — жития праотцев (11:27 — 50:26)

А. Потомство Фарры (11:27 — 25:11)

1. Заключение завета с Аврамом (11:27 — 15:21)

2. Аврам, чья вера окрепла в испытаниях, получает обетование о семени (16:1 — 22:19)

3. По верности Авраама наследником обетовании становится Исаак (22:20 — 25:11)

Б. Родословие (потомство) Измаила (25:12-18)

В. Родословие (потомство) Исаака (25:19 — 35:29)

1. Обетованное благословение наследуется Иаковом, вместо Исава (25:19 — 28:22)

2. Благословение Иакова на путях его (главы 29-32)

3. Возвращение Иакова в начало моральной деградации в земле его (главы 33-35)

Г. Родословие Исава (36:1-8) Д. Родословие Исава, отца идумеев (36:9 — 37:1)

Е. Родословие (житие) Иакова (37:2 — 50:26)

1. Иосифа продают в Египет (37:2-36)

2. Развращение семьи Иуды и подтверждение Божьего избрания (глава 38)

3. Иосиф я Египте; его восхождение к власти (главы 39-41)

4. Переселение Иакова в Египет (42:1 — 47:27)

5. Обетованное благословение не иссякает (47:28 — 50:26)

Лопухин А.П.

Ст. 14-16 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти

Краткое высказанное еще в ст. 4 осуждение лжеучителей на вечную гибель Апостол теперь подтверждает пророчеством о суде Божием над нечестивыми, высказанным допотопным (седьмым) патриархом Енохом. В Библии не сохранилось пророчества Еноха, а лишь краткое упоминание о праведной его жизни и внезапной кончине (Быт. 5:21-24). Но в предании ветхозаветной церкви это пророческое изречение Еноха сохранялось и нашло свой отголосок, а быть может, и точное выражение в апокрифической иудейской книге «Книга Еноха». Книга эта, долго известная лишь по отрывкам у церковных писателей, сохранилась до нашего времени в эфиопском переводе и была в употреблении у абиссинских христиан. В 1853 году она появилась в полном немецком переводе с объяснениями А. Дилльмана (Лейпциг), а в 1888-ом году — в русском переводе с объяснениями проф. о. А. В. Смирнова (Казань). В одной из речей Ангела к Еноху (I:9) во время видения, когда ему был открыт будущий суд, и находят те слова, которые приведены в послании Ап. Иуды и которые, быть может, ближайшее отношение имели к нечестивым каинитам (ср. ст. 11; см. Быт. IV). По свидетельству блж. Иеронима (Catal. сар. IV), именно заимствование одного свидетельства из апокрифической книги Еноха служило основанием сомнения в каноническом достоинстве послания Ап. Иуды. Но, независимо от возможности заимствования Апостолом пророчества Еноха непосредственно из устного предания, и самая ссылка на апокрифическое произведение нимало не вредит истине и достоинству послания (ср. 2 Тим. 3:8; Тит. 1:12 и др.). С библейским представлением о всемирном суде Божием данное пророчество вполне согласуется ( ср. Дан. 7:10; Мф. 24:31; Мф. 25:31 сл.; 2 Сол. 1:10 и др.).

В ст. 16 Апостол, «оставив уподобление нечестивых, уже самым делом приступает к обличению их, называя их ропотниками, укорителями. Ропотник — тот, кто сквозь зубы и несмело порицает неприятное ему, а укоритель — тот, кто всегда над всеми смеется. Эти гнусные суть ропотники и укорители. Они — ропотники; ибо не дерзают открыто пользоваться учением своим, по его гнусности, так как не безопасно обнародовать нечестие свое, соединенное с развратом и хулением. Они укорители, потому что клевещут на все чужое и на самую истину, чтобы тверже поставить собственное зло и разврат. Сказанное выше, что еретики, подобно Валааму, увлеклись мздою, теперь поясняет словами: они удивляются лицам для пользы. Удивляться, значит льстиво обращаться с начальниками, а пользою назвал корысть» (блж. Феофил).

Толковая Библия. Толкование на Послание Иуды.

предыдущий стихследующий стих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector