Василий сухомлинский — биография

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Принципы деятельности

Изучив далее биографию педагога Сухомлинского, читатель узнает об основных принципах его научной и практической деятельности:

Педагогика гуманизма – это полная вера в ребенка. Воспитатель не должен заставлять ребенка познавать мир и наказывать за проступки. Педагогика гуманизма, в понимании Сухомлинского, это: высокая нравственность; сотрудничество воспитателей (родителей и педагогов) с учащимися; труд в качестве творчества. Талантливый педагог считал, что ребенок должен свободно делать выбор своего жизненного уклада, а также, как ему поступать и вести себя в обществе. Становление личности должно происходить в команде и развивать ее должно общество, а также природа. Важным аспектом педагогики гуманизма являлся баланс в воспитании. Обучение личности педагогом и коллективом должно проводиться поровну. В. А. Сухомлинский создал методики развития детского творчества и педагогику семьи. Он выяснил, что существует теснейшая связь между дошкольным и школьным образованием. Свои идеи Василий Александрович активно практиковал. Он считал, что любую мысль в педагогике нужно качественно и долгое время творчески воспроизводить в команде учеников. Его разработки стали основой для собственной программы развития и образования учащихся. Великий учитель внедрил и систему выставления оценок. Оценки ставили подросткам, а не малышам. Поддержание личного авторитета учителем (он должен быть человечным, чтобы дети делились с ним проблемами). Нужно всегда вызывать интерес ребенка к получению знаний. Учебное заведение не должно уничтожать в ученике желание изучать. Сухомлинский учил, что нельзя увеличивать скорость получения новых знаний ребенком, нужно помочь развить способности. Главное, научить его любви к людям и природе. Родители должны только одобрять действия ребенка, если их вызвали в учебное заведение. Стать воспитателем может только коллектив, который формировался в радости, а также в уважении и в большом труде. Личность и коллектив должны быть одним целым

Великий педагог считал, что особое внимание нужно уделять детям среднего возраста. Если частным образом воспитывать дитя, не наказывать, обходиться с ним по-доброму и ласково, понимать его потребности и желания, то при соблюдении всех этих правил у учителя получится научить ученика, как ему создать верное мировоззрение

Если у учителя получится подготовить ребенка к жизни, чтобы он владел своими эмоциями, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет. Говоря о взаимоотношениях преподавателя и ученика, Василий Александрович считал, что педагог должен расти духовно вместе с каждым учеником. Он должен заново открывать с ним мир и понимать в нем личное. Учителем может быть только тот, кто может обратиться к личности каждого дитя, верит в силу воспитания и имеет призвание учить. Настоящее общение между учеником и учителем и полноценные отношения возникнут тогда, когда у первого проявятся интерес и внимание, дитя будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Большое и маленькое

У коровы Лыски родился Телёночек. Он ещё маленький, даже дрожит. Припал Телёночек к матери, напился молока, и захотелось Телёночку погулять.

Пошёл он по двору, видит — сидит маленький зверёк. Дотронулся Телёночек до маленького зверька, а на нём пух мягкий-мягкий, мягче, чем материнское вымя.

Дивится маленький зверёк на огромного зверя — телёнка, сжался и сидит себе тихо-тихо.

— Кто ты такой? — спрашивает Телёночек.

— Я старая Крольчиха, — отвечает маленький зверёк.

— Неужто ты старая Крольчиха? — удивляется Телёночек. — Значит, у тебя и детки есть?

— Есть у меня маленькие детки — крольчата. А ты кто?

— Я маленький Телёночек, — отвечает Телёночек. — Я только что родился.

— Неужто ты только что родился? — удивилась старая Крольчиха. — Чудно: ты ж ещё маленький, а уже такой огромный…

— А ты уже старая Крольчиха, а такая маленькая, — ещё больше удивился Телёночек. — Неужели всё на свете такое чудное?

Значительные произведения

  • Сердце отдаю детям.
  • Сто советов учителю.
  • Рождение гражданина.
  • Родина в сердце / Сухомлинский, Василий Александрович, Автор; Сухомлинская, А. И., Составитель; Голованов, Леонид Витальевич, Составитель; Кулешова, А. А., Фотограф; Прохоров, И., Редактор; Авотин, Роберт Жанович, Художник. — Москва : Молодая гвардия, 1978. — 173, с.: портр. л. + вкладные л.; 21 см.- 100000 экземпляров (в переплёте)
  • Родительская педагогика.
  • Как воспитать настоящего человека.
  • Методика воспитания коллектива.
  • Письма к сыну.
  • О воспитании.
  • Этюды о коммунистическом воспитании (1967).
  • Мудрая власть коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

В. А. Сухомлинский: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987.— 255 с.

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой»

В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР 1974 года, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

Педагогическая деятельность

В 1944 г. Украину освободили от оккупации фашистов, и Сухомлимский смог вернуться на родину. Он получает должность заведующего районного отдела народного образования, но все же его тянет к детям. До конца своих дней он проработает директором школы.

Работая директором школы в Павлыше, Сухомлимский всю свою жизнь посвятил написанию работ по детскому воспитанию и педагогике, цитаты и выдержки из которых актуальны и известны до сих пор.

В Павлышской школе педагог занимался исследовательскими проектами по психологии детей под названиями «Школа радости» и «Школа под голубым небом». Кроме этого, проводил педагогические семинары. 

Со старшеклассниками проводились отдельные факультативные занятия, обучающие детей этике и семейной жизни. Для родителей учеников устраивал специальные собрания, которые вскоре переросли в создание школьного родительского клуба.

Педагог считал, что учебный процесс должен приносить удовольствие и ученику, и учителю. Чтобы заинтересовать детей, Василий Александрович разработал программу «Воспитание красотой». Она основывалась на сочинении рассказов и сказок для детей.

Память

Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе

Вход в музей в Павлышской школе

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 — Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Александрийский педагогический колледж в городе Александрия. Во дворе колледжа установлен памятник Сухомлинскому.
  • Именная аудитория в Институте образования НИУ ВШЭ.
  • В 2018 году в Геническом районе Херсонской области Украины был изготовлен бюст В. А. Сухомлинского для использования в качестве переходящей награды для лучшего учреждения образования района.
  • В сентябре 2018 года Национальный банк Украины выпустил в обращение памятную монету с Сухомлинским, в серии «Выдающиеся личности Украины».

Кому же идти за дровами?

На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий — подросток Юра — маленький, тоненький, как тростинка.

Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит — как будто сама себе, но чтобы дети слышали:

— Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?

Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.

— Я пойду за дровами, мама, — сказал младший сын.

— А мороза ты не боишься? — спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.

— Нет, не боюсь, — отвечает сын и одевается.

— Ну что ж, иди, Юра, — сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.

Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:

— Мы тоже пойдём в лес, мама.

— Идите, сыны, — прошептала мать и заплакала от радости.

Личная жизнь писателя

Война отразилась и на личной жизни Сухомлинского. С первой женой они оформили отношения в 1939 г., а спустя два года началась война, Василий ушел на фронт. 

Жена осталась в Полтаве и была беременной мальчиком. После снятия оккупации от немцев Василий узнал, что жена трагически умерла. Сына он так и не смог отыскать.

Второй раз педагог женился в 1943 г. на учительнице русской словесности. В браке родилось двое детей.

В 1970 г. всеми любимого учителя, директора и педагога не стало. Похоронили Василия Александровича на территории школьного двора в поселке Павлыш.

За свой вклад в педагогику и добросовестный труд в обучении детей Сухомлимский получил награды:

  • «Заслуженный учитель школы»;

  • «Государственная премия Украинской ССР»;

  • «Герой Социалистического Труда».

Цитаты о воспитании детей в семье родителями

***

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

***

Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.

***

Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

***

Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

***

Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей.

***

С первого взгляда это может показаться странным и парадоксальным: в хорошей, трудовой, честной семье, у добрых, чутких, отзывчивых, сердечных родителей дети вырастают иногда равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает с каменным сердцем потому, что он лишь потребитель радостей, все радости его жизни заключаются только в том, что он берет, получает, а это самое страшное, что может быть в семейном воспитании.

***

Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Думается, идеалом здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот.

***

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

***

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

***

Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.

***

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться тво­рить добро.

***

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

***

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

***

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

***

Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

***

Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

***

Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

***

Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог!

Пример доклада:

Имя Василия Сухомлинского широко известно как у нас в стране, так и далеко за её пределами. Он был удивительным человеком, педагогом-новатором, который создал уникальную систему воспитания. Она основана на гуманном отношении к личности ребёнка, и благодаря ей ему удалось растить гармоничных и самое главное счастливых людей.

Биография

Родился Василий Александрович Сухомлинский 18 сентября 1918 года в простой крестьянской семье. Его отец был народным активистом и учителем в семилетней школе, мать работала в колхозе села Васильевка. Мальчик рос в атмосфере любви и уважения, и это оказало большое влияние на его последующую жизнь.

В пятнадцать лет юноша уезжает в Кременчуг и поступает в педагогический институт. Уже в семнадцать лет Сухомлинский начинает работать учителем в сельской школе. В 1938 году он заканчивает Полтавский педагогический институт и возвращается на родину. Там молодой педагог продолжает работать учителем.

Когда начинается Великая Отечественная Война, Василий Александрович уходит добровольцем на фронт. В боях под Москвой он был тяжело ранен и после лечения демобилизован. За героизм и мужество Сухомлинский был награждён орденом Красной звезды.

В 1948 году он становится директором Павлышской средней школы, которой и руководил до самой смерти.

Педагогическая деятельность

Главная заслуга Сухомлинского была в создании собственной оригинальной педагогической методики, в которой высшей ценностью объявлялась личность ребёнка. Воспитательная методика, по мнению Василия Александровича, должна была строиться на творческой деятельности учеников,  чтобы превратить сам процесс получения знаний, в радостный труд.

Важная роль в методике Сухомлинского отводилась личности учителя, развитию творческих способностей учащихся, сочинению сказок и чтению книг. Он ратовал за воспитания красотой, как высшей гуманистической ценностью.

Свои мысли и идеи Сухомлинский изложил во многих трудах по педагогике, главным из которых является монография «Этюды о коммунистическом воспитании».

Педагогом-новатором написано более 30 различных книг, основными из которых являются «100 советов учителю» и «Сердце отдаю детям».

В своей исследовательской деятельности великий учитель особое внимание уделял режиму дня, считая, что правильно подобранный режим сна и учёбы помогает детям лучше учиться. Он писал, что новые знания лучше усваиваются в первые пять часов после пробуждения, а хуже всего в последние пять часов перед сном

Так же Сухомлинский заметил связь между подростковой преступностью и чтением книг. Чаще всего свершали преступления те подростки, в семье которых не было книг.

Сухомлинский всю свою жизнь посвятил школе и воспитанию детей. В школе он и умер 2 сентября 1970 года в возрасте 51 года.

Богатства, подаренные другим людям

Всю свою жизнь учитель посвятил детям, он считал, что воспитать ребёнка можно только лаской и добрым отношением. Он очень сильно любил детей и подарил им свою любовь, всю без остатка. Эта любовь великого педагога и есть главное богатство, отданное им людям. Его идеи живут и продолжают использоваться учителями. Миллионы детей, воспитанных по методике Сухомлинского, стали хорошими людьми, настоящими сынами своей Родины.

Память

Труд Сухомлинского получил самую высокую оценку, он был награждён двумя орденами Ленина и стал героем Социалистического труда. В его честь названы многие учебные заведения, в городе Николаев установлен памятник великому педагогу.

Вывод

Труд педагога является одним из самых сложных и ответственных, ведь от того, как учитель относится к своей работе, зависит какими вырастут его ученики. Станут ли они настоящими людьми, чьими делами будет гордится Родина.

Камень

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.

Как-то раз к дубу пришёл парень. Он любил баловаться. Вот он и подумал:

«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»

Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Парень засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.

Камень упал на дно и закрыл жерло.

Вода перестала наполнять криницу.

Криница засохла.

Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.

На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.

Замолкла соловьиная песня.

Грустно стало на лугу.

Много лет миновало. Парень стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.

Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.

«Куда ж оно всё подевалось?» — подумал дед.

Ласковый Ветер и холодный Ветрище

В тёмном лесу, в глубоком овраге спали два ветра. Ласковый Ветер — юноша с синими глазами. А холодный Ветрище — дед с колючею бородою.

Пришла зима. Солнышко не могло подняться высоко над землёю. Белый снег покрыл поле. Зашумели тревожно вершины деревьев. Проснулся в глубоком овраге холодный Ветрище. Встал, вышел из лесу. Застонали чащи. Идёт по земле холодный Ветрище, замерзают речки, гудит лес.

Но вот поднялось солнышко выше над землёй. Заболела спина у холодного Ветрищи. Поплёлся он в тёмный лес, залез в глубокий овраг.

Проснулся ласковый Ветер, вышел из лесу.

Засмеялось солнышко, потекли ручейки, зацвели цветы, зашумели травы.

Составляем идеальную автобиографию учителя: образец документа

Бизнес юрист > Трудовое право > Автобиография учителя: образец, рекомендации в написании

Зачастую, чтобы устроиться на работу обязательным условием является составление автобиографии. Если вам необходимо знать, как составить хорошую автобиографию учителя, а также нужен образец, то эта статья для вас.

Правила написания

Строго установленных критериев для составления автобиографии учителя нет. Это не означает, что автобиография должна быть написана на скорую руку на коленке.

Чтобы составить данный документ рекомендуется брать во внимание некоторые советы:

Профессия учителя

  • В оформление текста очень важна грамотность, почерк должен быть разборчивый
  • В тексте должны быть элементы делового стиля
  • Не должно быть исправлений или помарок
  • Документ должен быть по размеру не больше, чем два листа А4
  • Информация, которую вы предоставляете в документе должна быть объемной и в ней уточнить следующие сведения о вас: ФИО, дата и место рождения, информацию о близких членах семьи
  • Нужно содержательно описать все значимые моменты вашей жизни, но старайтесь делать все в меру
  • Придерживайтесь хронологического порядка
  • Вся информация, представленная в документе должна быть достоверной. Не нужно стараться приукрасить себя
  • Автобиографию не следует составлять в свободной форме, придерживайтесь определенной последовательности. Все перечисленные сведения должны быть структурированы

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Книги (14)

В.А. Сухомлинский об умственном воспитанииРаздел: Педагогика

В книге отобран и систематизирован материал из основных трудов В.А. Сухомлинского об умственном воспитании — важнейшем звене в системе коммунистического воспитания.

Открывает издание вступительная статья о вкладе выдающегося советского педагога в разработку проблемы умственного воспитания подрастающего поколения.

Далее »

Избранные произведения в 5 томах. Том 1Раздел: Педагогика

Том 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива.

Цель данного издания «Избранных произведений» В.А. Сухомлинского — популяризация научного наследия выдающегося советского педагога и содействие творческому использованию в практике учебно-воспитательной работы его ценнейших теоретических достижений.

В пятитомник вошли самые значительные труды В.А. Сухомлинского, в которых решаются почти все проблемы, поставленные в других произведениях, не охваченных данным изданием, а также важнейшие проблемные статьи, написанные в разные периоды практической деятельности педагога.

Далее »

Избранные произведения в 5 томах. Том 2Раздел: Педагогика

Том 2. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения. Как воспитать настоящего человека. Сто советов учителю.

Далее »

Избранные произведения в 5 томах. Том 3Раздел: Педагогика

Том 3. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Произведения, вошедшие в том, являются своеобразной трилогией, в которой автор ставит актуальные проблемы коммунистического воспитания детей, подростков и юношества.

Далее »

Избранные произведения в 5 томах. Том 4Раздел: Педагогика

Том 4. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы. В произведениях обобщен опыт работы в сельской средней школе.

Далее »

Избранные произведения в 5 томах. Том 5Раздел: Педагогика

Том 5. Педагогические статьи. В том вошли статьи, посвященные проблемам теории и практики воспитания, образования и обучения.

Далее »

Как воспитать настоящего человекаРаздел: Педагогика

Проблему нравственного воспитания замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский считал самой главной в работе школы.

В книгу включены беседы, которые учитель может использовать в воспитании у учащихся патриотизма, коммунистической идейности, гражданственности, любви к близким, природе, учителю.

Далее »

Книга о совестиРаздел: Педагогика

Существует мир, где правит совесть. Сердца великих педагогов, мыслителей создали тот мир.

Часть 1 говорит о красоте природы и человеческих поступков, о героизме и подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Часть 2 рассказывает о долге перед людьми, об отношении к близким, почитании старших.

Часть 3 — о значении учителя, его ответственности перед ребенком, о смысле жизни в борьбе и в преодолении трудностей.

Часть 4 — о красоте труда, о нравственных основах человека.

Далее »

Письма к сынуРаздел: Педагогика

Воспитать в семьях гражданина, который сможет осознать, сложный мир собственного сына и тоже его воспитать!

Далее »

Родительская педагогикаРаздел: Педагогика

«Педагогика должна стать наукой для всех»,- писал В.А.Сухомлинский.

Родители, учителя, воспитатели, — все, кого волнуют вопросы воспитания, найдут в этой книге и практический совет, и размышления ученого о насущных проблемах педагогики.

Далее »

Рождение гражданинаРаздел: Педагогика

Книга «Рождение гражданина» — плод многолетних раздумий над сложными вопросами формирования подростка.

Как воспитать у ребенка интерес к знанию, как научить его трудиться с радостью, как пробудить и развить в нем стремление к красоте, вызвать желание стать настоящим человеком, человеком высоких нравственных идеалов.

Далее »

Сердце отдаю детямРаздел: Педагогика

В своей книге автор не только ставит и решает научно-теоретические проблемы, но и знакомит читателя с тем, как он вводил своих воспитанников в мир познания окружающей действительности, помогал овладевать знаниями и др.

Далее »

Сто советов учителю (в сокращении)Раздел: Педагогика

B работе даются советы учителям по различным вопросам организации, содержания, форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы, по вопросам самовоспитания учащихся, формирования у них верных идеалов, воспитания гражданского долга, гуманизма.

Далее »

Хрестоматия по этикеРаздел: Педагогика

В книгу включены оригинальные произведения: рассказы, новеллы, притчи, написанные В.А.Сухомлинским.

Они могут быть использованы учителями и родителями для проведения этических бесед с детьми о добре и зле, трудолюбии, любви к близким, об отношении к товарищам.

Далее »

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга  на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой.  После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района.  Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector