Суббота!

Соблюдай день субботний

Как указывается в Исходе, Левите, Числах, а также в книге Царств и в некоторых других писаниях, седьмой день у евреев рассматривается как день святого покоя, в который запрещено было работать. Это указание относилось также и к пришлым людям, и к рабам, и даже к скоту.

Нельзя было зажигать огонь, носить ношу. Пищу для субботы нужно было приготовить заранее. Запрещалось покидать место проживания. В связи с этим сбор дров и манны был нарушением. Необходим был перерыв во всякой деловой жизни. Карой за нарушение предписаний была смертная казнь.

Однако основной смысл субботы заключался не в самом бездействии, а в отраде израильтян. Они собирались вместе, чтобы вознести хвалу Господу и совершить богослужение. Ежедневная жертва всесожжения приносилась в двойном размере, а в святилище приносились новые хлебы.

Суббота в ветхозаветном Израиле

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу «не» и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…»

(Левит,23 :32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?» (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

Родительская суббота 3 апреля 2021: приметы, что нельзя делать

ТБИЛИСИ, 2 апр — Sputnik. По православному церковному календарю 3 апреля отмечают родительскую субботу третьей седмицы Великого поста – день особого поминовения усопших.

Родительские субботы – это специальные дни, когда верующие вспоминают умерших родных и близких — как правило, в православном церковном календаре они конкретных дат не имеют и привязаны к важным религиозным праздникам.

Вселенская родительская суббота 2021: приметы, что нельзя делать>>

Это третья родительская суббота в году, в которую совершаются вселенские панихиды и усопшие, по молитвам Церкви, могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний.

Третья родительская суббота

По церковному календарю третья родительская суббота ежегодно приходится на третью седмицу Великого поста, которая в 2021-м выпадает на 3 апреля. Великий пост, который предшествует Светлому Воскресению Христову, начался 15 марта и продлится по 1 мая включительно.

Во время Великого поста обычные ежедневные панихиды и литии не проводятся, и Церковь, чтобы не лишать усопших своего молитвенного покровительства на целых семь недель, установила для молитвы о них три специальных дня — субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста.

Sputnik / Alexander Imedashvili

Торжество Православия 2021: история и значение праздника

Традиции родительской субботы

В православных храмах, по церковной традиции, накануне родительской субботы — в пятницу вечером — проводят панихиды. В родительскую субботу утром проводят заупокойную божественную литургию, а после нее — общую панихиду.

В родительскую субботу, по традиции, в церкви поминают усопших родителей — прихожане подают записочки с именами умерших родных и молятся за упокой их души в загробном мире.

Прихожане, по старой традиции, приносят в храм постные продукты и вино, которые освящают во время богослужения, а потом раздают всем желающим. В родительскую субботу также раздают милостыню с просьбой помолиться за усопших.

В родительскую субботу православные, помолившись в храме, идут на кладбище – убирают могилки и молятся за упокой души покойных.

За упокой души родных и близких помолиться можно и дома, если не удалось посетить храм и кладбище.

Что можно и нельзя делать

В родительскую субботу 3 апреля, как и в другие, нельзя делать по дому тяжелую работу. В эту субботу, помолившись за умерших, можно организовать семейный поминальный обед.

Во Вселенскую родительскую субботу можно сходить на могилки усопших, зажечь свечи и помолиться за них, но нельзя оставлять там алкоголь и сигареты. Уходя с кладбища, нельзя говорить усопшему «до свиданья» – это плохая примета, означающая, что в ближайшее время живой сам может отправиться к покойнику.

В родительскую субботу нельзя на кладбище поднимать с земли оброненную вещь.

Также в родительскую субботу нельзя отказывать в милостыне нуждающимся.

photo: Sputnik / Vitaliy Ankov

Когда можно есть рыбу в Великий пост: рыбные дни 2021, правила поста

В родительскую субботу нельзя венчаться, устраивать шумные застолья и напиваться. Нельзя во Вселенскую родительскую субботу ссориться, ругаться, обижать окружающих, сплетничать и злословить.

Нельзя 3 апреля наблюдать за падающими звездами – это плохая примета, предвещающая неприятности.

По приметам во Вселенскую родительскую субботу нельзя убирать со стола после ужина и мыть посуду – в старину люди верили, что умершие родственники ночью придут покушать.

Приметы

Основные приметы, сохранившиеся за многие столетия, связаны с погодой, которую предсказывали по природным явлениям, а также по поведению насекомых и птиц.

По приметам, весной не будет хорошего улова, если водоемы 3 апреля все еще покрыты льдом.

Гроза 3 апреля явная примета, что урожай в этом году будет богатым, а первый раскат с наступлением утра – указывает на богатую жатву.

Желтые лучи солнца на восходе, пение синиц и комары, летающие 3 апреля, – примета, указывающая на теплую погоду.

По приметам, цветение мать-и-мачехи также указывает на потепление, а синие облака на небе – к теплой, но дождливой погоде.

Большое количество березового сока — примета, указывающая на обилие дождей.

Материал подготовлен на основе открытых источников

В славянских языках

Происхождение слова «суббота» в этимологическом словаре в славянских языках выглядит следующим образом.

В русский язык оно пришло из древнерусского, где есть слово «субота». Из этого источника произошли:

  • русское – «суббота»;
  • украинское, белорусское и сербохорватское – «субота»;
  • болгарское – «събота».

Вам будет интересно:Шайка — это многозначное существительное

От старославянского «собота» происходят:

  • чешское, словацкое, польское, нижнелужское – sobota;
  • полабское – sübǘta.

Чтобы разобраться в происхождении слова «суббота», нужно понять, как оно пришло в древнерусский и старославянский.

Почему дни недели так называются?

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело – гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Почему понедельник называется понедельником? Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).

Почему вторник называется вторником? Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник.

Почему среда называется средой? Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина»

Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними

В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется – средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда – это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Почему четверг называется четвергом? Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» – остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

Почему пятница называется пятницей? С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Почему суббота называется субботой? Слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» – родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто – распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Почему воскресенье называется воскресеньем? Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом (суффикс –ениj-). Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

Примечания[ | ]

  1. Суббота — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. согласно Пятикнижию Моисееву (Исход 23.10-17) изначально иудаизм имел лишь три основных сельскохозяйственных праздника в году, которые всегда были полнолунием/субботой. Но эти три праздника и сегодня являются полнолунием (но уже не субботой по вышеописанной причине)
  3. The Etymology of ‘Sabbath’ by Professor Francois de Blois
  4. Symbol 29:16 Архивировано 10 августа 2011 года.
  5. в британском календаре неделя начинается с воскресенья, следовательно суббота — последний седьмой день недели. Аналогично в русском календаре суббота — последний седьмой день недели, потому что среда — середина недели (воскресенье — день 1, понедельник — день 2, вторник — день 3, среда — день 4 середина недели, четверг — день 5, пятница — день 6, суббота — заключительный седьмой день недели. Аналогично в греческом пятница — букв. «приготовительный» день ко встрече субботы — праздника — последнего седьмого дня недели, по описанию Евангелий и Дидахе)
  6. ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2010. Архивировано 15 июля 2009 года.
  7. Солнце не является планетой
  8. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии
  9. Субботнее богослужение В универе.ру
  10. Священник Сергий Ванюков. Субботнее богослужение с «Бог Господь» Московская Митрополия Русской Православной Церкви
  11. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452, Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  12. James Gibbons. The Faith of Our Fathers Архивировано 29 августа 2006 года.
  13. William Bradford’s Of Plymouth Plantation: 1620—1647
  14. Mourt’s Relation: A Journal of the Pilgrims at Plymouth, 1622
  15. «Братский вестник». (недоступная ссылка)
  16. Г. М. Риггл. Суббота
  17. С. Новикевич. Суббота или воскресенье? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2011. Архивировано 12 июля 2012 года.
  18. В. Филат. Изменил ли Спаситель IV заповедь? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2011. Архивировано 17 февраля 2011 года.
  19. Дэн Корнер. Шесть фактов для размышления субботников.
  20. Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (GAMEO)
  21. Пятидесятники Архивная копия от 26 октября 2006 на Wayback Machine // Энциклопедия «Народы и религии мира»
  22. Субботники — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  23. 123 Суббота // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  24. McClelland, Bruce A. Slayers and Their Vampires: A Cultural History of Killing the Dead (англ.). — University of Michigan, 2006. — P. —79. — ISBN 9780472069231.
  25. 12Димитрова, Иваничка. Българска народна митология (болг.)(неопр.) (недоступная ссылка) (1983). Архивировано 8 марта 2021 года.
  26. Abbott, George F. Macedonian Folklore (неопр.). — 1903. — С. 221—222. InSummers, Montague. The Vampire: His Kith and Kin (неопр.). — Forgotten Books, 2008. — С. 36.
  27. Лев Успенский «Ты и твоё имя» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 17 июля 2012 года.
  28. Истоки. Театр-клуб «Суббота» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 11 января 2012 года.

Заимствование из древнееврейского

В латинский язык изучаемое слово пришло из древнегреческого, а в последний – из древнееврейского. На иврите оно пишется ‏שַׁבָּת и читается как «шабат». Этот термин связан с глаголом «шават», означающим «прекращаться», «воздерживаться», «покоиться».

У иудеев шаббат – суббота – является седьмым днем недели. Тора предписывает в это время воздерживаться от какой бы то ни было работы. Почитается суббота и другими категориями верующих, к которым относятся караимы, самаритяне, представители таких направлений в христианстве, как русские «субботники» и адвентисты седьмого дня. Подробнее о субботе у иудеев будет сказано ниже.

Название пятницы: история, значение

  • Пятница или пяток – это пятый день. У этого дня есть еще название Параскева Пятница, что названа в честь великой мученицы. С греческого языка – она означает «канун субботы». А славяне почитали Святую с таким именем. Считается, что она помогает в семейных и домашних делах. В христианстве это постный день, именно в пятницу распяли Иисуса Христа. На Руси пятница была базарной, поэтому в этот день исполнялись торговые обязательства. Если человек их не выполнял, то про него говорили: «семь пятниц на неделе».
  • В среду и пятницу народные приметы советуют ничем не заниматься, чего не скажешь о вторнике и четверге, когда можно делать все. Но мы уже знаем, что вторник не годится для новых начинаний, поэтому лучше это отложить до четверга.
  • А еще про пятницу нужно упомянуть, что относится она к Венере. Поэтому это день любви и плодородия.

Европейские языки и суббота как день Сатурна


Сатурн В России принято говорить “суббота”, в Англии – “сэтэдэй”, в Словении – “собота”, в Грузии – “шабати”. За счет культурного обмена, связанного в первую очередь с распространением христианства, название этого дня распространилось очень широко и встречается во множестве языков именно в таком виде. Тем более, что слово оказалось созвучным древнеримским “сатурналиям” и “дню Сатурна” как ее именовали в рамках другой, не менее древней и влиятельной культуры.

Интересно: Почему Мёртвое море называется Мёртвым? Причины, фото и видео

Древнеримское влияние на формирующуюся европейскую государственность, было очень велико, и оно во многом формировало также мировоззрения людей, традиции и культуру. Россия с таким мощным фактором внешнего влияния не сталкивалась, а вот в Европе все еще ощущается римское наследие. Даже с приходом христианства дни недели не изменили здесь своего названия, оставаясь посвященными древнеримским богам. А уж при созвучии старого названия субботы с новым вопрос переименования дня и вовсе не возник. Суббота посвящалась богу Сатурну из старого римского пантеона, который изначально считался богом плодородия и покровительствовал землепашцам, но затем стал богом времени, аналогичным греческому Кроносу.

Став неумолимым и хмурым богом, который и возглавил день, который считался неудачным для деловых начинаний. Считалось, что бездействие и отдых, а также духовые практики – единственное, что не будет проклято в этот день недели, и люди отдыхали. В дальнейшем эту традицию переняли племена, которые образовали новую европейскую государственность после того, как римской цивилизации пришел конец. Она укоренилась настолько, что дошла до наших дней.

Таким образом, слово суббота как обозначение дня недели пришло в Россию вместе с христианством из древнееврейского языка, где слово “шаббат” означало “не работать”. Это религиозный день отдыха, название которого прижилось в русском языке, а истинное значение – нет, поскольку днем отдыха уже считалось воскресенье. Сегодня многие люди отдыхают и в субботу, и в воскресенье, у других же в субботу – укороченный день. В любом случае, подобная структура недели прижилась, являясь оптимальным соотношением периодов труда и отдыха, название же дней имеют при этом вторичное значение. В Европе этот день все еще именуется в честь древнеримского бога Сатурна, как было принято тысячелетия назад, во времена Римской империи.

Интересно: Почему свинка называется: морская? Причины, фото и видео

Подробности воскресения Христа

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1-2).

Комментарий: Если время ареста, суда, истязаний и распятия Христа, имевших место в пятницу, зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения скрыт от взора читателя. Известно только, что оно происходит за некоторое время до рассвета, из чего можно предположить, что Бог намеренно ожидал окончания субботы и последовавшей ночи. Таким образом, даже после распятия Иисус продолжал соблюдать священный субботний покой!

Затем, когда воскресное солнце взошло, Евангелия упоминают лишь краткую встречу Спасителя с Марией, после с Петром (вообще без подробностей) и двумя путниками на дороге в Эммаус. Первая же встреча Христа со всеми апостолами в верхней горнице (за отсутствием Иуды и Фомы), при внимательном изучении Библии, состоялась с наступлением темноты, а значит в следующий день – т.е. уже во второй день недели (по-нашему понедельник). Дело в том, что библейский календарь (Быт. 1:5,8, Лев. 23:32) предполагает переход от одного дня к другому с момента захода солнца текущего дня (ведь раньше часов не было). Стоит отметить, то такая практика исчисления дней присуща и некоторым популярным христианским церквям, будучи перенятой от иудаизма и первых христиан.¹

Согласно Лк. 24:28-36, к концу воскресного дня Христос находился в небольшом селении под названием Эммаус, где попутчики уговорили Его зайти к ним в дом: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» (Лк. 24:29; в это время года в Иерусалиме солнце заходит около 18:00). Далее, после того как был преломлен хлеб и Он исчез, эти двое успели преодолеть довольно длительное расстояние до Иерусалима (по разным данным от 12 до 15 километров по горной, каменистой местности), найти там апостолов и пересказать все происшедшее с ними. И только затем в горнице появляется Христос: «И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).

О том, что первое явление Христа своим последователям состоялось после захода солнца свидетельствует и Иоанн: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19-20). Ученики Христа боялись провокации от иудеев именно после того как стемнело, так как в темное время суток более безопасно творить злые дела, а именно нападать на религиозных сектантов – раскольников, коими иудеи считали последователей Иисуса из Назарета.

Слово «вечер» в Библии в большинстве случаев используется для описания наступившей темноты, причем евангелисты не всегда обращают внимание на то, что с заходом солнца сменяется календарный день. Буквально два дня до этого Христос и двенадцать учеников также «вечером» (см

Мф. 26:20, отсюда у обряда принятия хлеба и вина есть название «Вечеря»), т.е с появлением первой звезды, приступили к пасхальной трапезе. В своем труде «Из Иерусалима в Эммаус и обратно» священник православной церкви Федор Людоговский указывает, что это событие произошло «среди ночи»; такого же мнения придерживаются и многие другие комментаторы Нового Завета.

Таким образом, первая соборная служба первоапостольской церкви, когда к ученикам в первый раз явился воскресший Христос, по иудейскому канону, признаваемому и перенятому многими христианскими церквями, состоялась после окончания воскресного дня. То есть ее нужно классифицировать, как первую службу понедельника. Следовательно, с богословской точки зрения, этот евангельский эпизод некорректно приводить в качестве доказательства воскресной доктрины.

¹ Вот как это положение изложено в официальном издании Русской Православной Церкви (РПЦ):

«В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

«В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру… Эта особенность библейского календаря сохраняется до сих пор в православной богослужебной традиции. Поэтому, например, в субботу вечером служится «воскресная всенощная», а в сам воскресный вечер служба будет уже вполне будничной…» (Андрей Кураев, книга «Протестантам о православии»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector