В чем разница между старообрядцами и староверами

О своем детстве

Я родился в Первоуральске. Когда меня привезли из роддома, бабушка взяла меня на руки, до 10 лет я постоянно был с ней. Основные азы и понятия о вере я получил от нее. Моя мама была верующей — одной из всех трех сестер, которые остались в живых. Она была самая младшая и жила дольше всех с родителями. Одна ее сестра ушла на войну, и там ей промыли мозги — вот и перестала быть верующей.

Бабушка с дедушкой молились дома. В то время люди были напуганы и не показывали всю свою духовную сущность. Ближайшая церковь была в 200 километрах, на Пристани (село в Свердловской области — Прим. ред.). Священники, которые служили на Пристани, знали своих верующих и приезжали к ним раз в год.

В Первоуральске я жил до 17 лет. В городе был новообрядческий храм, и в нем все время работали какие-то производства. А потом он стоял пустой. Люди стали подавать прошения в Москву, чтоб храм отдали верующим. Администрация, чтобы не отдавать храм, взяла и взорвала его. Местные власти испугались и не стали дожидаться ответа из Москвы, боялись скопления верующих. Напротив храма стоял постамент с головой Карла Маркса. Когда храм взорвали, постамент пропал. Была версия, что его утопили в заводском пруду.

В 1930 годы детям в школе внушали: «Вы самые умные, самые образованные. Не слушайте, что вам говорят родители и бабушки, они темные люди. Вы радуйтесь, что мы в советской стране строим коммунизм». Детей противопоставляли своим родителям. У некоторых людей к тетеньке-учительнице было больше доверия, чем к своим родным.

Сколько в России староверов сегодня

Согласно официальным данным в стране проживает около четырехсот тысяч староверов всех течений и обрядов. Однако ученые спорят с этими цифрами. По их мнению, даже в СССР более двух миллионов человек причисляли себя к старообрядцам, а если учитывать количество людей, крещенных в этой вере, то можно насчитать и все три миллиона человек. Кстати, сами староверы согласны с этой цифрой.

Политика по отношению к старообрядцам менялась от власти к власти. От полного запрещения всяческой деятельности до разрешения строить церкви без знаков отличия.

Подобные качели поддерживали интерес к староверию. Многие купцы-миллионщики вышли из этой среды.

В начале 20 века хранители старой веры наконец смогли легализоваться благодаря вышедшему в 1905 году указу «Об укреплении начал веротерпимости». Следующее за этим десятилетие было расцветом старообрядческой традиции.

В частности, в это время возводилось множество храмов, издавались печатные материалы, как грибы возникали культурно-просветительские общества. Представителей староверов можно было встретить в органах власти, например, в Государственной Думе.

Но после революции 1917 года гайки закручиваются вновь. К концу тридцатых годов двадцатого века закрываются последние храмы.

Сегодня в России легально присутствуют четыре согласия староверов: среди поповцев это Русская Православная Церковь Белокринического согласия (РПСЦ) и Русская Древоправославная Церковь (РДЦ). Среди беспоповцев — Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) и Федосеевская Древлеправославная Старопоморская Церковь (ДСЦФС).

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.  

О работе над проектом

На сегодня почти завершена уральская часть проекта. В перспективе мне бы хотелось собрать такие же локальные проекты о других территориях. Только потом должна сложиться общая картина. Так, я уже начал делать материалы о Прибалтике, Нижегородской области, Енисее.

Если говорить о визуале, то я хотел подчеркнуть преемственность между поколениями старообрядцев, сказать о консервативности этой культуры. Для этого я визуально сослался на фотографию конца 19 века и начала 20 века — тот период, с которого мы знаем фотографии старообрядцев. Самый яркий аналог для меня — это фотограф Максим Дмитриев из Нижнего Новгорода. Он первым исследовал старообрядчество на реке Керженец. К слову, Дмитриев — один из моих самых любимых авторов.

В определенный момент я понял, что фотографии для моего исследования недостаточно, нужно что-то еще. Кроме того, было сложно или вовсе невозможно договориться о съемке портретов и событий. В то же время многие герои охотнее шли на беседу. То, что я слышал, было не менее интересным, чем любая фотография. Так появилась идея брать интервью, беседовать о семейной памяти, жизни в СССР и сегодня.

«Я искал подругу жизни…»

— Мои дети сразу видели, одобряем мы их выбор или нет,— говорит Владимир Шамарин.— В хорошей семье и слова излишни. У дочери в ранней юности был избранник-старовер, но нам с женой он виделся неподходящим по ряду причин. Несмотря на сильную влюбленность, этот союз не состоялся…

В старообрядчестве брачные правила до сих пор соблюдают очень строго: семью нельзя создавать не только родственникам до 8-го колена, но и кумовьям, и сватам. Жизнь староверов циркулирует внутри общины, члены которой друг друга знают. Браки с иноверцами не приветствуются: пришлому необходимо принять крещение избранника-старовера. Разводы не приняты. Целомудрие до свадьбы по умолчанию. Часто будущие супруги знакомятся в церкви. Общины организуют выезды на природу, фестивали. Большинство семей не планируют беременность.

Мы встретились с отцом Игорем Карваненом после службы в храме в Транспортном переулке. В 2005-м Свято-Троицкий храм отдали старообрядцам-поповцам. В обители скромно, алтарь пышностью не отличается. Батюшке 46 лет. Отец Игорь рассказывает негромко, даже застенчиво:

— Мама из старообрядцев, отец был финном-лютеранином. Родители жили без венчания. Маму тяготило, что она живет, нарушая закон. Нелегко жить с человеком, когда нет понимания в вере.

Демобилизовавшись, Игорь стал искать жену из своего круга, не желая наступать на родительские грабли. Искал не «барби», а мать будущих детей. В поисках прошел год, пока жизнь не забросила его в станицу Старая Некрасовка. Там Игорь познакомился с 16-летней дочерью уставщика (так старообрядцы называют человека, следящего за соблюдением устава богослужения) Анютой… После окончания школы Аня прилетела в Петербург. Обвенчались. Сейчас у супругов Карванен две взрослые дочки и сын-школьник. Молодой человек старшей, Серафимы, тоже старообрядец.

— Мы с мужем познакомились в храме,— вспоминает флорист Алла Паныш, прихожанка храма отца Игоря.— На нашей свадьбе столы стояли во дворе храма. Ведь мы не отмечаем свадьбы в ресторанах. А вот нынешняя мода бросать букет прижилась и у староверов. Все больше из-за подружек невесты, которые надеются его поймать.

Дети из старообрядческих семей воспитываются в строгости. Если молодой человек начинает ухаживать за девушкой, значит, присматривается как к будущей супруге. Прежде чем сделать предложение, будущий муж ухаживал за Аллой 3 месяца. Гуляли по городу, ходили в театр. Сегодня у Аллы Паныш, мамы четверых детей, расписан каждый час. В выходные семья едет на службу из пригорода в Петербург, с 3 лет дети посещают воскресную школу. Телевизора дома нет, дети в Сети не висят — только по делу, в компьютерные игры не играют. Цветы от мужа Алла получает не 8 Марта, а в день ангела, годовщину свадьбы, День Петра и Февронии и праздник жен-мироносиц…

О преследовании предков

Сейчас приходится сложно людям, которые переосмысливают свои убеждения, потом приходят к вере и выбирают, в какой конфессии спасаться. Для меня все прошло естественно: таких исканий не было. Меня воспитывала бабушка с материнской стороны, она была моим первым наставником. Первый ориентир в жизни я получил именно от нее.

Бабушка родилась в Невьянске, она была из часовенных (часовенное согласие — группа объединений христиан в старообрядчестве — Прим. ред.). Она вышла замуж и переехала в деревню Башкарку, в ней был приход. Тогда перешла из часовенных в церковные, там они и повенчались. Бабушка родилась где-то в 1900-х годах, а ее сын —в 1917 году. С датами рождения в деревнях всегда было сложно. Все метрики хранились в церквях, а потом церкви уничтожили. После этого год рождения записывали со слов человека.

«Вульгарный» напиток

Бочка с квасом — Харрисон Форман

Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.

О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиениче­ском отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простона­родья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».

Квас. На улице Горького — Николай Паламодов

В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.

Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.

Томас Тейлор Хэммонд

В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.

После реформы

Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал
креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками
и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость
корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги
и обряды.

Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО

Однако, появилось целое движение недовольных новыми
правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд
других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий
монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила,
было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись
армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или
отправляли в заключение или в ссылки.

Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались
с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции,
они не признавали этих святых.

Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально
начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная
церковь» или «староверы». Лишь к
концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Как стал священником

До 1985 года я жил в Горьком (ныне Нижний Новгород — Прим. ред), был взрослым семейным человеком. Потом мне духовный отец предложил стать священником. Я подумал, что он меня с кем-то спутал. Всегда думал, что быть священнослужителем — это для тех, кто все время при церкви. Меня нельзя было назвать таковым. Благодаря бабушке, конечно, умел читать на церковно-славянском, знал заупокойный канон и псалтырь. Мне казалось, что это должен знать каждый верующий. Но потом я понял, что игнорировать наставление духовного отца нельзя. Так я и дал согласие.

Мой духовный отец потом рассказывал о том, что к нему из Миасса приезжали матушка Нона и матушка Агриппина и просили помочь найти настоятеля для их женского монастыря. В 1930-е годы его разогнали, но инокини остались тут жить, некоторые построили себе дома. Они были прихожанами храма. Матушка Нона и матушка Агриппина как раз были такими монахинями. Они со мной поговорили и пригласили к себе. Так я приехал в Миасс в 1985 году.

В прошлом между нашим монастырем в Миассе и одним из монастырей в Сибири была связь. Когда миасский монастырь закрыли, монахини решили поехать туда. Какое-то время они жили в сибирских монастырях, но разорительная волна пришла и туда. Когда их об этом предупредили, монахини выкопали ямы и спрятали все церковное облачение и книги. Несколько книг, необходимых для литургии, взяли с собой и ушли в тайгу. Когда их пришли разгонять, в монастыре уже никого не было.

Часть из тех монахинь вернулись в Миасс, потом они жили при храме. Внешняя жизнь у них была мирской. Матушка Нонна работала механиком на швейной фабрике, а дома они жили втроем. Были мини-монастыри, состоящие из трех-четырех монахинь. Они жили монастырской жизнью, но ходили на работу. Когда я приехал Миасс в 1985 году, монахинь уже было мало: большинство умерло.

Старообрядческое пособничество террористам

Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело – расшатывали страну.

 Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.

Старообрядческое пособничество террористам

Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.

Организация старообрядцами революции 1905 года

В августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошло закрытое «частное собрание старообрядцев», которое постановило, что дарованные старообрядцам свободы могут быть у них отняты. Было решено продолжить борьбу до появления в Государственной думе фракции старообрядцев с решающим голосом. Миллионер Рябушинский  предложил создать для этого систему «разъездных пропагандистов».

Старообрядец миллионер Владимир Павлович Рябушинский подготавливал революционных агитаторов

Более 120 человек, финансируемые старообрядцами, разъехались по всем уголкам Российской империи с призывами к революции и социальной справедливости. Их главным лозунгом было: «Наступила свобода! Можно силой забирать землю у помещиков». В то же время, призывов об экспроприации фабрик и заводов, на 60% принадлежащих старообрядцам, конечно же, не звучало. Это объяснялось тем, что  ими двигало вовсе не желание бороться за социальную справедливость, а то, что помещики являлись для них конкурентами. Имела значение и религиозная мотивация: ведь помещики и представители власти были православными,  то есть, в глазах старообрядцев, еретиками – никонианами, новообрядцами – «слугами антихриста».

Почва для революции 1905 года подготавливалась старообрядцами давно. Так, в 1897 году в Замоскворечье ими были основаны «Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о социализме и марксизме. К 1905 году на курсах обучалось уже 1500 человек.  Естественно, эти профессиональные революционеры-агитаторы по вероисповеданию были раскольники – старообрядцы разного толка, недовольные «властью антихристовой».  На курсах могло бы учиться и больше народа, но не позволяли  размеры помещения. Впрочем, это оказалось делом поправимым. Знаменитый клан старообрядцев Морозовых внес 85 тысяч рублей на строительство трехэтажной марксистской школы, землю под которую выделила Городская дума в лице ее руководителя старообрядца Гучкова. На деньги того же старообрядца Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие.

Старообрядец купец Савва Морозов, на деньги которого закупалось оружие для братоубийства

Казалось бы, налицо противоречие: как глубоко верующие люди могли помогать противникам любой религии? Но на самом деле никакого противоречия не было! Старообрядцы боролись не с частной собственностью, а лишь с антихристовой, с их точки зрения, властью, используя марксистов в своих целях, тем самым взращивая зверя, который их же самих и пожрал.

Об интересе к старообрядчеству

Я долго искал тему внутри огромного пространства старообрядчества. Сначала у меня было просто любопытство: дух старообрядчества на Урале витает в воздухе, при этом мало кто знает об этом больше, чем несколько штампов.

Сейчас я сфокусирован на нескольких направлениях. Во-первых, это визуальный образ современного старообрядчества в эпоху глобализации — как одно из самых традиционных и закрытых обществ страны выглядит и живет сегодня. Во-вторых, старообрядчество в личных историях, воспоминаниях — это интервью с потомственными староверами, где они рассказывают о своих предках и о себе. Здесь меня интересуют прежде всего отношения государства, общества и инакомыслящего человека. В-третьих, старообрядчество и региональные особенности. Во время исследования я понял, что место проживания оказывает огромное влияние на образ жизни, судьбы, исторический контекст.

Льготы от советской власти и дальнейшая судьба старообрядцев

За активное участие в деле революции старообрядцы имели некоторое временные льготы. Если красный террор сразу коснулся Русской Православной Церкви, начались расстрелы и разрушения ее храмов, то старообрядцы еще до конца 1920-х годов могли свободно открывать и строить свои храмы, иметь свои печатные издания. Но «медовый месяц» длился не долго, они также были уничтожены, как и РПЦ, хотя некоторые успели уехать. Миллионерам старообрядцам, которые были посмекалистей, советская власть разрешила вывести свои капиталы за рубеж.

В высшем руководстве СССР было много старообрядцев (по своему происхождению). Есть убедительные свидетельства того, что к ним относились Калинин, Ворошилов, Ногин, Шверник (настоящая фамилия – Шверников), Москвин, Ежов, Косарев, Постышев, Евдокимов, Зверев, Маленков, Булганин, Устинов, Суслов, Первухин, Громыко, Патоличев и многие другие.  Немало героев Великой Отечественной войны также были из старообрядцев. 

Пройдя через братоубийство, природа человека становится другой; вот и у многих староверов не осталось ничего от веры в Бога, одна только идеология. Бывшие старообрядцы стали строить советского человека, советское общество, советскую страну. Но при этом знаменитый советский ученый и фантаст, по происхождению старообрядец, Иван Ефремов описал в «Туманности Андромеды», «Часе быка» идеал высоконравственного советского человека. Эти идеальные представления, конечно же, черпались из христианства.

Интересные факты. Оказываться, Рим был прекрасно осведомлен о религиозной ситуации в России, у них были попытки на почве общей ненависти к РПЦ и дому Романовых заключить дружбу-унию со старообрядцами. Но, для старообрядцев иметь дело с бритобородыми  еретиками это нонсенс. Но, тем не менее, римские папы выражали свою несказанную радость в связи братоубийственной революции, говорили: «железная метла Бога руками безбожников выметала православие с России для католической миссии в будущем».

Еще одна интересная тема раскрылась; внутрипартийные зачистки в руководстве СССР,  когда расстреливали активных революционеров, так же имели религиозную идеологическую окраску. Это была борьба двух партий ленинцев-масонов и постправославных. Окончательную точку поставил в этом раздоре бывший семинарист товарищ И.В.Сталин, сказав: «Как Моисей вывел евреев из пустыни, так и я их выведу из аппарата компартии».

Каноны — фундамент для разногласий

До прихода Никона российский народ на протяжении почти 700 лет жил по правилам, что сформировались еще во времена крещения Руси. Патриарх же ввел реформу, следствием которой стал раскол религии на два сильных направления. Первое течение было сторонниками нововведений. Другие несогласные оказались за бортом общества, поскольку не воспринимали предложенных теорий. Так кто такие староверы, в чем разница этой части народа от другой?

Первое и главное отличие — перевод и редактирование священных писаний. Процесс вошел в историю под названием «книжное дело». Изменениям подлежал и Символ Веры, где указаны фундаментальные догматы религии. Из текста были удалены или заменены несколько важных слов. Например, Святой Дух отныне употреблялся без характеристики «истинный», а в строках, где говорилось о будущем, фразу «несть конца» заменили на «не будет конца».

Кроме этого, приобрела другой вид богослужебная литература. Русское слово «Ісус» Никон написал в новом стиле «Іисус».

Остался в прошлом и крест староверов. Молитвенный жест раньше выполняли с помощью двуперстия (особое сложение пальцев правой руки), а после реформы церковь перешла на троеперстие. Поклонники древнего православья утверждали, что два перста – это крест, что символизирует божественное и человеческое начало. А три сложенных пальца (троеперстие) – знак Троицы, которая не имеет отношения к распятью.

По-другому делали поклоны. Хождения вокруг церкви отныне совершались против солнца. Трижды пелась «аллилуйя» вместо двух раз. Изменилось количество просфор.

Основные отличия при богослужении

В отличие от православной службы древнеправославная использует:

  • двуперстие (крестное знамение при помощи двух пальцев);
  • крещение не обливанием, а троекратным полным погружением;
  • восьмиконечное распятие или простой четвероконечный крест.

Кроме того, крестный ход совершается по часовой стрелке (вслед за солнцем), обрядовые действия производятся синхронно. Имя Исус используется в славянской традиции, без добавления второй буквы и. Применяются также некоторые дораскольные термины и старославянское написание отдельных слов.

Во время службы часто бьются земные поклоны, в отличие от поясных, принятых в православии.

Из Бразилии в Туруханск

Ханофер Ефимов ди Кейрос почти два десятилетия назад вместе с матерью переселился из Бразилии в Восточную Сибирь и с тех пор жил в Туруханском районе. Сначала вместе с матерью (в Россию она привезла его подростком) он оставался в одном из скитов, по-прежнему стоящих в тайге, а после ее смерти перебрался в старообрядческую деревню Чулково, расположенную на берегах Енисея, больше чем в 300 км от райцентра, Туруханска.

туруханск


Вид на Туруханск со стороны Енисея

Фото: ТАСС/Владимир Веленгурин

В октябре 2021 года о нем написали большинство федеральных и региональных СМИ: в конце лета его остановили на реке сотрудники рыбинспекции. Попытавшись проверить документы у нарушителя, они обнаружили, что у мужчины их в общем-то и нет — по словам Ханофера, его бразильский паспорт сгорел в пожаре несколько лет назад. Из документов осталось только свидетельство о рождении и то на португальском языке.

Старообрядцы из Южной Америки переселились в Приамурье за «гектаром»

Новое поселение, где проживают 24 старообрядца, сформировалось в 10 км от города Свободный

Дальше ситуация развивалась быстро — в конце сентября Ханофер, оставив в деревне жену Антониду (тоже из числа местных старообрядцев) и троих детей, явился в суд Туруханского района. Судья вынес постановление о депортации Ханофера, его взяли под стражу и этапировали в Красноярск. За него вступились правозащитники и журналисты, сторонники Ханофера призывали власти не разлучать семью, тем более до сих пор благополучно работавшую «на земле». Доводы, да и настойчивость защитников сработали. В начале октября суд Красноярска отменил решение о депортации, в краевом МВД пообещали оказывать ему поддержку, а в паблике, посвященном работе региональных полицейских, даже выложили фотографии счастливого Ханофера вместе с супругой и новым свидетельством о браке.

После этого правозащитники отвезли Ханофера в Москву, где он обратился в посольство Бразилии в России с просьбой о восстановлении паспорта. Документа он пока не получил, но депортация ему как супругу гражданки Российской Федерации больше не грозит, пояснила «Известиям» правозащитница Ольга Суворова, которая помогает семье старообрядца.

старообрядцы

Ханофер Ефимов ди Кейрос, старовер из Туруханского района узаконил свой брак с гражданской женой

Фото: vk.com/Полиция Красноярья

Впрочем, вероятнее всего, история Ханофера — лишь вершина айсберга. Людей с просроченными или отсутствующими документами на Енисее может быть сотни, если не тысячи. Многие из них, вероятнее всего, являются гражданами других государств — и при столкновении с официальными органами, не слишком, судя по всему, подготовленными к их появлению, их будет ждать не менее суровый прием.

Старообрядцы получили почти 6 млн рублей на молочное животноводство

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Нравственно-богословский вывод

Грехопадение – это первый раскол, это трагедия всего человечества, а далее в истории  расколы, отступления от истин Божиих, приобретают разные извращенные формы.

 Старообрядчество стремилось сохранить древнюю правдивую веру, древнее благочестие (аналогичные постулаты были у фарисеев, и в этом стремлении нет ничего плохого), но превратилось в те же самые фарисейство и законничество, которые и распяли Христа. История повторилась: «цедили комара», «сучок видели в чужом оке», а распяли Россию.

Христос у старообрядцев заменился на обряд Христа. Поэтому под благочестивой мотивацией появлялись бесчисленные толки, претендующие на истину в последней инстанции.  Старообрядцы ненавидят друг друга лютой ненавистью (я имею в виду сторонников разных толков), ведь оказывается, что сородичи исказили веру. Господь еще в древности предупреждал о такой модели отношения к вере в Бога: «бойтесь фарисейской закваски». 

По сути, старообрядцы волей или неволей стали соучастниками убийства России, стали ее палачами. Религиозные манипуляции как раз и были использованы в гражданской братоубийственной войне, и сами они оказались заложниками и жертвами этих манипуляций.

Сегодня Россия и Русская Православная Церковь вновь под разными предлогами начинают  раскачивать, конечно же, с самыми благочестивыми намерениями. Это и  та же борьба с антихристовыми печатями и кодами, с антихристовой властью, но при этом  забывается самое главное – ценность единства Церкви Христовой. Технологии и модели религиозных манипуляций столетней дальности вновь были успешно применены в период современных цветных, майданных революций для стравливания людей друг с другом. Не пора ли делать выводы?

Сейчас нужно все же набраться смелости, нравственных сил, духовного мужества признать свои ошибки и просить прощения у Бога и России за свои преступления. Единственная возможность преодоления раскола для старообрядцев – это покаяние,  возвращение в лоно Церкви Христовой. Такая форма,  в виде единоверчества, весьма успешно существует, начиная с 1800 года. 

Поместный собор Русской Православной Церкви Московского патриархата в 1971 году признал старые обряды равноблагодатными и снял те клятвы, которые были наложены на них. Но это было совершено де-юре, а де-факто с самого начала нашей господствующей Церкви она признавала святость древних обрядов. В 2000 году Синод РЗПЦ принес покаяние  перед старообрядцами за причиненные им гонения.

Протоиерей Олег Трофимов,доктор богословия,магистр религиоведения и философских наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector