Молитвы и каноны по усопшим

Значение 17-й кафизмы

В течение всех сорока дней по смерти
человека его родные и близкие должны читать Псалтирь.
Сколько кафизм в день — зависит от времени и сил
читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным.
Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала.
Только не следует забывать, что после каждой «Славы…»
надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего
(из «Последования по исходе души от тела»). Многие
родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет
времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать
по-церковнославянски, доверяют это чтение другим
(чтецам) за плату или иное вознаграждение. Но молитва
будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий
умершему человек будет сам просить Бога о помиловании
усопшего.

В третий, девятый, сороковой дни следует
читать по усопшему 17-ю кафизму.

В этой кафизме изображается блаженство
ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных
людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются
в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не
скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под ред.
А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение:
«Жизнь на земле есть странствование, путешествие,
совершаемое человеком для достижения своего отечества и
постоянного, вечного местопребывания. Очевидно,
последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то
земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к
ней может привести только безошибочно избранный на земле
путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в
заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и
не достигнет загробной обители, т.е. загробного
упокоения, как награды за понесенные труды к его
достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного
существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Правила чтения

Любой ребенок может спасти души отца и матери. Главную роль в этом играет церковь. Для этого заказать вечное повиновение, сорокоуст и неусыпаемый молебен. Во время каждой службы церковные служители молятся за душу умершего человека, прося Бога помиловать его.

Главные молитвы читают на Божественной литургии. Если дочь или сын хочет, чтобы там вспомнили об их родителях, то могут написать на листочке необходимые имена в родительном падеже. Записку подать служителю церкви, который нарисует сверху восьмиконечный крест. Но такой шаг не освобождает просителей от собственной молитвы. Рекомендуется произносить ее утром, после восхода солнца.

Божественная поминальная литургия в храме

Для этого посетить церковь. Но если дома есть образ спасителя, то все можно сделать в более теплой обстановке. Перед иконой ставят чашечку соли, в нее втыкают свечу, а рядом кладут хлеб и ставят стакан воды. Проситель становится перед образом и читает священные слова без уныния и других скорбных чувств. Они отягощают молящегося человека и покойного, которого он вспоминает. Его душа будет метаться и забудет про собственный покой.

После чтения молитвы приносят жертву. Это может быть свеча, деньги, конфеты, вино и т.д. Выходя из церкви, нужно подать милостыню нуждающимся. Пусть они тоже вспомнят об усопших.

Памятник на могиле родителей должен быть священным местом. От детей требуется, чтобы они поддерживали там чистоту и порядок. При желании разрешается читать молитвы на кладбище. Для этого нужно иметь при себе церковную свечу. Но это все, что можно там делать. Любое распитие напитков и поедание еды запрещено. Такими действиями посетители показывают неуважение памяти умершего человека.

На кладбище пить и есть запрещено

Песнь 8

Ирмос: Седмери́цею пещь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Сконча́в тече́ние и к Тебе́ прибего́х, Го́споди, преста́вленный вопие́т ны́не, прегреше́ния оста́ви, Христе́ Бо́же, и не осуди́ мене́, егда́ хо́щеши суди́ти всем, ве́рно бо Тебе́ взыва́х: вся дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Поне́сшаго, Влады́ко, и́го Твое́ на ра́ме свое́м, и бре́мя Твое́ ле́гкое, а́ще и не всегда́, оба́че в ме́сте преподо́бных Твои́х всели́ ду́шу его́, воспе́вшаго Тебе́, Христе́ Спа́се: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те Его во ве́ки.

Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.

Безнача́льная Тро́ице Свята́я, Бо́же Отче и Сы́не и Ду́ше Святы́й, в ли́це святы́х причти́ ду́шу преста́вленнаго раба́ Твоего́ и огня́ ве́чнаго изба́ви, да Тя хва́лит, воспева́я во ве́ки: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те Его́ во ве́ки.

И ныне: Тя, Де́во, проро́честии ли́цы прореко́ша, прозря́ще бо Тя прозорли́выма очи́ма: ов у́бо жезл нарече́ Тя, ин же дверь восто́чную, ов же го́ру челове́ки несеко́мую. Мы же испове́дуем Тя вои́стинну Богоро́дицу, Бо́га вся́ческих ро́ждшую, Его́же моли́ упоко́ити преста́вленнаго во ве́ки вся.

Молитва о новопреставленном до 40 дней

В период до 40 дней молитвы об усопшем человеке следует читать, следуя определенным правилам. Все дело в том, что со дня наступления смерти Господь призывает к себе своего раба и с этого момента начинается сложный и тернистый путь для определения места для души усопшего.

Текст молитвы, читать над телом усопшего до 3 дней

Третий день после смерти человека называется третинами. На данные сутки душа упокоившегося отправляется на небо

Поэтому очень важно все три дня возносить молитвы над телом и после похорон, чтобы душа не маялась, а получила временное успокоение

Сразу после смерти совершается специальный обряд омовения и облачения покойного. После него близкие люди могут прочитать молитву-обращение к Ангелу Хранителю над телом покойного.



Звучит она следующим образом:«Святой Ангел Хранителю, ты был назначен усопшему рабу Божьему (имя умершего )! Так прошу тебя не бросай в этот период его душу, охраняй ее от злых страшных бесов; будь ей защитником в невидимом мире духов, прими душу усопшего под крыло свое и проводи ее через врата воздушные; предстань ходатаем за нее у Бога и моли Всевышнего смилостивиться и отпустить все земные прегрешения раба Божьего (имя покойника). Умоли Господа не отправить душу усопшего в место вечного мрака, а отправить ее в Царствие Небесное, где она найдет вечный покой».

Молитва за упокой после похорон

Молитва за упокой сразу после похорон очень важна, так именно в этот момент душе очень важна поддержка живущих близких людей. Ни в коем случае нельзя относится небрежно к умершим людям, так как в этом случае Господь оценит такое отношение и не окажет снисходительности к душе умершего на Страшном Суде.

Считается, что после похорон лучше всего прочесть специальную молитву в храме. Это самая сильная молитва. С ее помощью можно вымолить прощение многих грехов покойного человека, которые он свершил при жизни.

Текст молитвы после похорон звучит так:

«Помяни, Господи Всевышний, в вере и надежде жизни вечной преставившегося раба Твоего (имя усопшего), и как великий и Милостивый Человеколюбец, отпусти ему грехи вольные и невольные, ослабь, оставь и прости все его согрешения, свершенные по неразумности человеческой и неопытности, не позволь ему муки вечные принимать в геенне огненной, даруй ему причащение и забери его в Царствие Небесное, чтоб смог он насладится благами и щедротами Божьими, приготовленными для тех, кто искренне любил Господа, Спасителя нашего и искренне восхвалял Имя Его в молитвах своих. Уповаю только на Тебя, Господи, только твоя правда во веки веков. Аминь».

Молитва на 9 день после смерти

С третьего на девятый день на небесах душе усопшего показывают райские кущи. После этого ей придется блуждать по аду, переживая разные мытарства. Чтобы поддержать душу усопшего перед ожидаемыми испытаниями, в тот день рекомендуется обязательно устраивать поминки.

Молитва, которая читается на 9 день после смерти, звучит так:

«Боже Всемогущий духов и всякой плоти, смерть поправший и самого дьявола упразднивший, жизнь всему миру даровавший! Господи, упокой душу усопшего Раба Твоего (собственное имя), а также всех тех кто верой служил Тебе и в молитвах своих Имя Твое Святое прославлял. Аминь».

Что читать самостоятельно

Даже в такой, а лучше сказать — особенно в такой тяжелой ситуации, следует придерживаться обычных молитв

Также дома особое внимание следует уделить текстам из Псалтири. Еще апостолы советовали именно ими сопровождать души умерших христиан в вечность

Слово Божие — это та живая вода, которая подарит покой умершему, и благотворно подействует на тех, кто остался на земле.

Возможно, тяжело прочесть всю кафизму — можно договориться с кем-то и читать одновременно (каждый в своем доме) или по очереди. Главное, чтобы молитва звучала. Господь принимает ее, как жертву, угодную Себе больше, чем звонкая монета. Душа ему нужна, усердие, а не деньги. То же самое можно сказать об усопшем, который в течение 40 дней путешествует как по райским обителям, так и в аду. Представьте, каково ему там. А молитва — как свежий ветерок, поднимающий ввысь.

Какой именно псалом читать — не так важно, главное — вложить все свои лучшие пожелания, чувства к усопшему, простить ему все обиды от души. Ведь и те, кто еще жив, останутся здесь не навсегда

Молитвами святых отец наших Господь да помилует и спасет усопших родителей, братьев и близких наших!

Молитва об усопшем до 40 дней — текст читать

Молитва по усопшему до 40 дней — текст was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Читайте далее:

Каноны о усопших восьми гласов

Шрифт

  • Каноны Октоиха
  • Каноны о единоумершем
  • Поминовение некрещеных и не покаявшихся
  • Моление при разлучении души от тела и за новопреставленных
  • О грехе убийства чад во утробе

Чтение заупокойных канонов при поминовении усопших

Заботится и спасении душ усопших, молиться о них Господу Богу, чтобы Он простил им согрешения вольные и невольные, — священный долг каждого верующего во Христа. По усопшим обычно читают Псалтирь, каноны, Панихиды, в современной трациции Православной Церкви так же акафисты.

Настоящий раздел Православного молитвослова включает тексты канонов о усопших, взятые из Октоиха и Следованной Псалтири и адаптированные для чтения в домашней молитве.

Каноны о усопших входят в большинство заупокойных служб; они весьма разнообразны по содержанию и настроению, в зависимости от назначения.

Каноны о усопших 8-ми гласов помещаются в субботней службе Октоиха (одной из основных богослужебных книг) в качестве вторых канонов на Утрени. По Уставу их положено петь в пятницу вечером (т.к. богослужебный круг — сутки начинается с вечера). Эти же каноны могут входить в последование панихиды, их можно читать и в домашней молитве о усопших.

Каноны о усопших Октоиха написал преподобный Феофан исповедник, Начертанный, епископ Никейский.

Его имя указано в акростихе канона 5-го гласа (а в славянском Октоихе он, кроме того, указано отдельно в 3-м, 6-м и 7-м гласах), однако и другие каноны о усопших Октоиха несомненно принадлежат преподобному Феофану.

Каноны поставлены в численном порядке, который обозначается в акростихах: «Верою усопшим первую песнь приношаю», «Умершим второе сплетаю пение», и т. д. Все они неразрывно связаны и составляют единое целое.

Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник

Преподобный Феофан исповедник родился в Иерусалиме в христианской семье. Вместе со своим старшим братом Феодором обучался в Лавре святого Саввы, где оба брата приняли иночество и сан пресвитера. Братья Феодор и Феофан прославились как поборники иконопочитания.

Канон во Вселенские Субботы

Канон за умерших, читаемый во Вселенские Субботы (Мясопустную и Троицкую), направлен на поминовение очень многих преставившихся душ, в частности, и за таковых, кто скончался при неизвестных обстоятельствах, пропал без вести, умер при массовых бедствиях и т. д. Разумеется, что многие из таких людей умерли без покаяния. Данный канон, поскольку он обращен к Самому Господу Богу, если его читать с усердием, окажет большую пользу душам усопших, скончавшихся без покаяния.

Семипоклонный начал.  Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти 3 поклоны кладет только старший, а именно — тот, кто замолитствует).

Запев Исусу «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне  Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).

Псалом 90 «Живыи в помощи Вышняго…»

Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).

«Господи, помилуй» (трижды).

Затем читается тропарь, глас, 8 – й: «Иже глубинами мудрости…»

Слава, и ныне. Богородичен: «Тебе град и пристанище имамы…»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон)

Канон состоит из 9-ти песен. По 1-й песни читается запев: «Покой Господи, душа усопших раб Своих»(поклон). По 3 –й песни читается седален, глас 6-й «Воистину суета всяческая…». По 6-й песни читается кондак, глас  8 –й «Со святыми покой…». Икос «Ты искони един еси безсмертен…». По 9-й песни канона читается:  «Достойно есть…» (поклон земной).

Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова.  Глас 4-й: «Со духи праведными…». Слава «Ты еси Бог сошедыи во ад…». И ныне «Едина Чистая…». «Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне.

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс). «Именем Господним благослови Отче».

Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс)

И далее молитва «Помяни Господи Боже…»

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс). Слава (поклон). И ныне (поклон)

Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»

«Рабом Божиим иже от века  преставльшимся всем православным християном, о них же и  поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».

Потом молятся за умерших тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душа усопших раб Своих, иже от века преставльшихся всех православных християн (поклон). И елика в житии сем яко человецы согрешиша. Ты же яко человеколюбец Бог прости их и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царствию причастники учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».

«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.

Что надо читать

Чтобы лучше понять смысл поминальных действий надо осознавать, что именно происходит с душой усопшего человека после его смерти. Считается, что до 40 дней его будущее еще не определено. Именно поэтому молитва в этот период должна быть усиленной. Ведь за чертой, которую переходят после расставания души с телом, человек уже не может влиять на свое будущее, не имеет возможности каяться. Это все необходимо делать во время земного пути. Близкие же могут помочь, этим они развивают и свою духовность.

Первым делом требуется заказать следующие молитвы об усопшем:

  • дома читается Канон за единоумершего — ежедневно, только до 40 дней.
  • отпевание;
  • проскомидию (сорокоуст) — можно подавать сразу, ждать 3 дня не надо;
  • неусыпаемый Псалтырь.

Все это делается сразу после смерти, но в любом случае до наступления 40 дней. Священника надо привезти в дом для отпевания, либо доставить тело покойного в храм. Раньше его оставляли в церкви на ночь, кто-то из родни всю ночь читал псалмы. В период до 3 дней покойный еще находится возле тела. Поэтому нельзя сильно убиваться, плакать, чтобы не задерживать душу.

  • Частота для большинства молитв — произвольная, чем больше — тем лучше. Единожды проводится только отпевание. Вот заказывать все остальное можно на любой срок.
  • До 40 дней умерший человек называется новопреставленным, затем — усопшим.

Лучше всего в такой ситуации поможет чтение молитв. Отвлекают, конечно, многочисленные дела, но покой душе может дать лишь общение с Господом. В православной конфессии очень сильно заботятся об усопших членах церкви. Они считаются живыми, поэтому поминаются за главным богослужением — Литургией. В нем приносится бескровная жертва Богу, в том числе за тех, кто уже перешел от жизни в смерть. По учению церкви, эти люди дожидаются всеобщего воскресения и суда.

Песнь 9

Ирмос: Ужасе́ся о сем не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бог яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее небе́с. Тем Тя, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Иису́се Бо́же мой, Спа́се, Ада́мле Ты взял еси́ преступле́ние и сме́рти вкуси́л еси́, да челове́ки от нея́ свободи́ши, Милосе́рде. Те́мже мо́лим Тя, Ми́лостиве: преста́вленнаго поко́й, я́ко Благ, во дво́рех святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Всеблаги́й и Милосе́рдый.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Несть никто́же, Милосе́рде, и́же не согреши́ в челове́цех, то́кмо Ты Еди́н, Иису́се Христе́, взе́мляй грехи́ всего́ ми́ра. Те́мже, очи́стив раба́ Твоего́ от прегреше́ний, вчини́ во святы́х Твои́х дво́рех: Ты бо живо́т еси́ и поко́й, и свет, и весе́лие всех, Тебе́ благоугоди́вших.

Слава: Удиви́ся все естество́ челове́ческое, ка́ко Безнача́льнаго Отца́ Сын сый Единоро́дный, плоть от Де́вы де́йством Свята́го Ду́ха прия́л еси́, и пострада́л еси́ я́ко челове́к, да уме́ршия оживи́ши. Тем и преста́вленнаго ны́не от нас, приле́жно мо́лим Тя, во стране́ живы́х, я́ко Благ, всели́.

И ныне: Неве́сту Тя нарица́ем, Пречи́стая, Отца́ неви́димаго, и Ма́терь Сы́на, из Тебе́ Ду́хом Святы́м воплоще́ннаго, и моле́бницу Тя о усо́пшем рабе́ Твое́м предлага́ем: Тебе́ бо помо́щницу и́мамы, земни́и, и любо́вию пою́ще Тя велича́ем.

При чтении панихиды:

Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.

Повторяем ирмос: Ужасеся о сем Небо…

И окончание панихиды (литию).

Один Дух

Сказано: Спаси себя – и вокруг спасутся тысячи. Имея один Дух с родными, больше всего поможет умершим, обладатель освященной Богом души. Молитва любящего сердца творит чудеса. Она спасает тех, кто не может сделать этого сам. Какой силой? Благодатью Святого Духа (по милости Господа) вызволяется душа из ада. Для этого надо:

  • Молиться об усопших на Литургии.
  • Заказывать Панихиду в значимые даты.
  • Читать псалтырь.
  • Заказать сорокоуст.
  • Поминать ежедневно в утренних молитвах.
  • Читать канон за единоумершего и
  • Литию для мирян.

Благодаря молитвам церкви и родных душа не только получает облегчение, но постепенно ослабляет земные привязанности. Освобождается от пут страстей. Освещается молитвами любящих людей. Получает надежду на спасение в вечной жизни.

Примечание: Панихиду можно заказать в любой будний день. В период Великого поста служится краткая лития по усопшему. Три службы (3; 9 и 40) необходимо совершить обязательно.

Можно ли читать Акафист за единоумершего

Каноническим считается тот Акафист, который есть в духовном сборнике, признан официальной православной Церковью. Для этого текст изучает специальная комиссия (Комитет Цензуры). Священный Синод, убедившись, что содержание соответствует канонам (правилам) утверждает его для употребления в служении. К сожалению, Акафист за единоумершего такого подтверждения не имеет. Хотя в некоторых храмах, например, в г. Болгар его читают. У священнослужителей к этому тексту двоякое отношение:

  1. Стиль Акафиста – гимн и хвала. С одной стороны странно радоваться смерти; с другой – в православии ее, как таковой нет. Возвышенные слова касаются Христа, даровавшего нам вечную жизнь. Это вселяет надежду и упование на милость Господа, что усопший обретет жилище в Царствие Божьем. Так рекомендуют воспринимать слова.
  2. Другие считают, что текст имеет сомнительное содержание, появился недавно, принадлежит неизвестным составителям. К тому же нет самого основного – ходатайства за конкретного умершего. Поется гимн Господу, Богородице, Святым, но Акафист носит название «За единоумершего».

Примечание: Если возникают сомнения, или, наоборот, уверенность, что хотите читать именно этот текст, пожалуйста. Для домашнего чтения (раз даже в храмах читают) его использовать можно. Но знать о других молитвах, не помешает.

Правила и схема чтения канона преподобному Паисию Великому о умерших без покаяния

Молитвенные слова об упокоившихся без покаяния родителях, родственниках, друзьях, читается с учетом целого свода правил, важных рекомендаций. Живые отмаливают грех, избавляют душу умершего от тяжести.

День памяти Великому и святому Паисию – 19 июня. Молитва и канон – обращения из реликвенной Азбуки Веры. За словами епископа Афанасия (Сахарава) источник называют необходимым для избавления от мук непокаянных усопших. Святой отец Афанасий автор многочисленных публикаций, книг о глубинных аспектах уставного богослужения.

Не каждый мирянин знает правила чтения великого канона для непокаянных умерших

Моменты, на которых стоит заострить свое внимание:

  1. Семипоклонный начал сопровождается тремя поклонами. Если молитва Паисию Великому носит коллективный характер, то поклоны совершает старший из присутствующих.
  2. При каноне молитвы за непокаянного умершего, после слова Аминь все кланяются в пояс.
  3. Фраза «Господи, Помилуй», при молитве Великому святому Паисию, должна прозвучать 12 раз.
  4. После фразы «Приидите, поклонимся…» следует сделать три поклона в пояс.
  5. По псалму 50, при молитве Великому преподобному по непокаянных усопших, нужно совершить поклон на слове «Аминь».

Молитва об усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39).Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Молитва в храме

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

О разделе

Разнообразные чины и молитвы о усопших, содержащиеся в церковных богослужебных книгах, составляют огромное богатство Церкви. Однако для многих современных христиан эта церковная сокровищница остается в значительной части закрытой, так как богослужебные книги малодоступны и пользоваться ими сложно. Вместе с тем сейчас распространились различные неканонические тексты молитв о усопших, как правило, взятые из униатских молитвословов или новосочиненные.

Выдающийся знаток церковного Устава и исповедник веры ушедшего века святитель Афанасий (Сахаров, †1962) в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» указывает на необходимость послушания Церкви во всяком духовном делании, особенно же в молитве. Молитва не по чину церковному, — говорит он, — подобна тому «чуждому огню», который принесли Богу Надав и Авиуд, недостойные сыновья священника Аарона . Поступая самочинно, мы можем стать на опаснейший и гибельнейший путь гордости и вместо пользы причинить вред и себе и другим. Это относится не только к храмовому, общественному богослужению, но и к домашней молитве. Церковные чины и последования, в частности, и правила поминовения усопших, слагались из молитвенного опыта святых, под руководством Духа Божия , и христиане со смирением и любовию принимали их – не как иго неудобоносимое, а как благое и легкое, полученное от возлюбленной и любящей Матери – и, следуя им, спасались . Так и все желающие идти путем спасения должны быть послушными чадами Церкви и постараться усвоить строй ее жизни и молитвенный опыт отцов, не изобретая ничего своего и не беря в употребление ничего чуждого.

Настоящий раздел сайта, который является частью Православного молитвослова, имеет целью сделать уставные заупокойные последования доступными широкому числу прихожан и облегчить им возможность молиться о усопших в соответствии с правилами православной Церкви. Он включает в себя каноны о усопших, содержащиеся в богослужебных книгах- Октоихе и Следованной Псалтири, молитвы о усопших, чин чтения заупокойной Псалитри, акафисты о умерших и многое другое. Тексты большинства последований изложены для чтения мирянами в домашней (келейной) молитве.

Святой Иоанн Златоуст на Деяния и Послания апостольские пишет:
«Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние… Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга».

Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла, глава 4 (13-18)
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.

Православные традиции

Уже первые христиане осознавали важность периода, который длится до 40 дней по смерти. Первые разрешительные (прощальные) молитвы приписывают Феодосию Печерскому, сегодня их принять класть в руку покойного

Знаменитый Иоанн Дамаскин написал много стихов (стихир), которые сегодня входят в чин отпевания. Существует также особый чин, который читается непосредственно над умирающим.

Если кончина не внезапная, обязательно надо пригласить священника! Он проведет исповедь, причастие, прочитает необходимые молитвы именно для этого случая. Это необходимо душе, чтобы легче войти в новый для себя мир.

В течение 40 дней по усопшему близким следует каждый день читать Псалтирь, можно на выбор, но обычно это 17-я кафизма. Надо распечатать вариант с ударениями и русским шрифтом. В молитвах, которые чередуются с Псалмами, подставляется необходимое имя.

  • Условием для церковного поминовения является факт крещения умершего в православной церкви. Даже если он не был воцерковлен, записки должны принимать. Считается, что до всеобщего суда у каждого есть шанс на милосердие Божие.
  • Запрещено подавать записки за самоубийц. Но за них можно ставить свечи и молиться дома.

Для отпевания в церковных лавках продается особый набор, надо приобрести. Священника, как правило, требуется доставить. Посудите сами, удобно ли ехать в метро в облачении, с кадилом, да и сколько времени это займет, ведь батюшка нужен не в одном месте. Молитвы по усопшему могут читать не только родственники. Недаром принято за покойного раздавать милостыню. Нищим следует называть имя, просить их молитв. Чем их больше — тем лучше.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

В сердце человека никто не может заглянуть, кроме Господа, вдруг ваша милостыня перевернет чью-то душу? И человек всю оставшуюся жизнь, а не только до 40 дней, будет молиться за вашего усопшего папу (дедушку, брата). Не проходите мимо.

Можно ли читать акафист на могиле?

Посещение кладбища — обязанность друзей и родственников усопшего. Но не стоит ходить на могилу против воли. Искреннее желание помочь умершему должно стать причиной посещения кладбища или молитв за почившего.

Нельзя устраивать поминки на могиле — для христиан оптимальны только молитвы, добрые слова об умершем. Можно зажечь свечи, прибраться. Близкие иногда интересуются у Святых Отцов: «Как произносить на кладбище акафист за единоумершего? Можно ли читатьего на могиле?»

Если на кладбище много народа, то вряд ли чтение акафиста принесет пользу. Не стоит отвлекаться от молитвы на мирские заботы. Поэтому на кладбище лучше прийти в такой день, когда никого поблизости не будет. В тишине и спокойствии должны звучать молитвенные слова. Тогда ходатайство об усопшем пойдет ему на пользу. Можно зажечь свечи, принести небольшую икону.

Священнослужители особенно настаивают на том, чтобы венков или искусственных цветов не было на могилах христиан. Живые цветы — символ жизни и Воскресения. Поэтому лучше принести на могилу один живой цветок, чем устилать ее искусственными венками.

Могила в православии считается местом будущего вознесения. Ее необходимо содержать в чистоте и порядке. Бессмертная душа испытывает потребность в постоянной молитве, так как не может сама за себя просить. Чтение акафиста и молитв у могилы покойного — долг христианина.

Как читать акафист

Люди часто задают священникам такие вопросы, как «как правильно читать акафист» и «акафист за единоумершего — когда читать?».

Акафист — полноценная служба. Он может читаться:

  • в церкви,
  • на кладбище,
  • дома.

Для тех, кто никогда не читал таких молитв, можно приобрести или найти в сети акафист за единоумершего с текстом с ударениями, это избавит начинающего от лишних отвлечений на непривычный лексикон и раздумья, как произнести то или иное слово.

Платок и юбка для женщин обязательны лишь во время нахождения в храме. Акафист можно начинать со стандартного зачала:

  • «Молитвами святых отец…»,
  • «Слава Тебе, Боже наш…»,
  • Царю Небесный,
  • Святый Боже,
  • Слава, и ныне,
  • Приидите, поклонимся,
  • 12 раз Господи, помилуй,
  • Слава, и ныне,
  • Отче наш,
  • псалом 90.

И начинают акафист.

Можно начать и так:

  • «Молитвами святых…»,
  • «Слава Тебе, Боже наш…»
  • затем Царю Небесный и сразу начинается акафист.

После завершения чтения обязательно во всех случаях мы благодарим нашу Помощницу — Пресвятую Богородицу. Поэтому читаем «Достойно есть».

Гимн читается или поется стоя. Однако всегда учитываем свое состояние. Если чтец устал, болен или скверно чувствует себя, то можно и сидя.

Мирянам желательно взять благословение на это доброе дело от священника. Согласно церковному опыту, будет легче читать, потому что вместе с добрым делом — милостыни ради усопшего, чем по сути и является молитва, человек будет выполнять послушание. А это, как известно, добродетель, которая угодна Богу.

Читать нужно с первого дня перехода человека в мир иной и по сороковой. Далее можно читать его каждую субботу — это день усопших.

Нет непременного условия стоять перед иконостасом. Гимн позволяет произнесение молитв без образов. В данном случае гораздо важнее внутренний настрой чтеца. Ленивое или озлобленное состояние души не доставит пользы никому — ни читающему, ни покойному. Напротив, сокрушенное перед волей Божией, смиренное настроение во время молитвы станет свидетельством любви к усопшему. Усердие в молитве утешительно и для души отошедшего в мир иной, и для самого запоминающего.

Канон мученику Уару

Мученик Уар. Фреска в афонском монастыре Дионисиат, 1547 год

Также о людях, умерших в неверии или еретичестве,  читается канон мученику Уару. Существует два канона ему, второй канон — великий.  Память мученику Уару совершается 1 ноября (н.ст.). Надо отметить, что молитва о людях, умерших в ереси или неверии, совершается келейно, дома, вне церкви, поскольку во время своей жизни эти люди не посещали храм Божий. Бывают случаи, когда люди при жизни открыто богоборствовали или кощунствовали. В таких случаях о возможности поминовения усопшего следует советоваться со своим духовным отцом или другим опытным священником.

Семипоклонный начал.  Молитва мытаря «Боже, милостив…»(3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти 3 поклоны кладет только старший, а именно — тот, кто замолитствует).

Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне  Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).

Псалом  142  «Господи, услыши молитву мою …»

Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).

«Господи, помилуй» (12 раз). Слава, и ныне.

«Бог Господь и явися нам, благословен грядыи во имя Господне».

«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».

«Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им».

«Не умру, но жив буду и повем дела Господня».

«Камень, Его же не брегоша зиждущии, Сей бысть во главу углу, от Господа бысть  Сей и есть дивна во очию нашею» (и после каждого стиха глаголем: «Бог Господь…».).

Далее читается два тропаря мученику Уару: «Мученик Твой Господи Уар…», «Воинством святых страждущих законне…»

Слава, и ныне (богородичен): «Иже от века утаенное …»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Далее читается сам канон мученику Уару. Канон состоит из 9-ти песен, 2-ая песня отсутствует. По 1-й песни читается запев: «Святыи мучениче Уаре, моли Бога о нас» (поклон). По 3-й песни канона читается седален, глас 1-й: «Страсти честных видев мученик…». Слава, и ныне, богородичен: «Надежде християном Пресвятая Дево…». По 6-й пенсии канона читается кондак, глас 4-й: «Христу последуя мучениче Уаре…». Икос: «Пение ми даруй Боже мой…». По 9-й песни читается «Достойно есть…»(поклон земной).

Затем читается Трисвятое, и по Отче наш. Исусова молитва. Два тропаря мученику Уару: «Мученик Твой Господи Уар…», «Воинством святых страждущих законне…»

Слава, кондак: «Христу последуя мучениче Уаре…». И ныне, богородичен: «Иже от века утаенное…».

«Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне. «Честнейшую херувим…». Слава, и ныне. Господи, помилуй(дважды), Господи, благослови (с поклонами в пояс). Отпуст: «Господи Исусе Христе Сыне Божии….»

«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.

Великий канон мученику Уару имеет такую же схему чтения, как предыдущий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector