Последования и молитвы на каждый день. тропари, каноны, акафисты

Содержание:

Церковные праздники и посты в 2021 году

  • Пасха в 2021 году —2 мая (Светлое Христово Воскресение).
  • Рождество Христово — 7 января 2021 года.
  • Крещение Господне (Богоявление) — 19 января 2021 года.
  • Сретение Господне — 15 февраля 2021 года.
  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — 25 апреля 2021 года.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля 2021 года.
  • Вознесение Господне — 10 июня 2021 года
  • День Святой Троицы (Пятидесятница) — 20 июня 2021 года.
  • Преображение Господне — 19 августа 2021 года.
  • Успение Пресвятой Богородицы— 28 августа 2021 года.
  • Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября 2021 года.
  • Воздвижение Креста Господня— 27 сентября 2021 года.
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря 2021 года.

Великие церковные праздники в 2021 году

  • Обрезание Господне (Святителя Василия Великого) — праздник 14 января 2021 года.
  • Рождество Иоанна Предтечи — праздник 7 июля 2021 года.
  • Апостолов Петра и Павла — праздник 12 июля 2021 года.
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — праздник 11 сентября 2021 года.
  • Покров Пресвятой Богородицы — праздник 14 октября 2021 года.

Средние церковные праздники в 2021 году

  • Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста — 14 февраля 2021 года
  • Великомученика Георгия Победоносца — 6 мая 2021 года
  • Апостола Иоанна Богослова — 21 мая 2021 года
  • Святителя Николая Чудотворца (Летний Николай) — 22 мая 2021 года
  • Равноапостольных Кирилла и Мефодия — 24 мая 2021 года
  • Равноапостольного князя Владимира — 28 июля 2021 года
  • Апостола Иоанна Богослова — 9 октября 2021 года
  • Святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября 2021 года
  • Святителя Николая Чудотворца (Зимний Николай) — 19 декабря 2021 года

Церковные посты в православном календаре на 2021 и на любой другой год – важная часть жизни добропорядочного христианина. Они выступают механизмом очищения души и тела, осветления, подчинения телесных потребностей уму.

Правило держать пост пришло нам еще с тех незапамятных времен, когда Бог запретил Адаму и Еве есть яблоки со священного дерева. Нарушив этот наказ, первые люди совершили грех. Теперь же с помощью постов мы проходим обратный путь – очищаемся от грехов, отказываясь от пищи.

Считать, что пост – это только отказ от еды, в корне неверно. Без молитв и духовных поисков это всего лишь диета, причем вредная. Только с молитвами, смирением и богоугодными деяниями пощение превращается в пользу для тела и духа. Нехорошие плотские желания тянут нашу душу вниз, а пост дает духовную сладость и легкость души, которая и тело способна поднять вместе с собой.

Во время поста христианину надлежит помогать обездоленным и нищим и совершать больше добрых поступков. Монахи и священнослужители в такие дни стараются больше времени уделять беседам с прихожанами, ответам на их вопросы.

Поскольку одним из самых распространенных грехов является гнев, в пост также следует усмирять гневливость, избегать конфликтов.

Сложности при освоении Писания

Начиная чтение, многие замечают интересную особенность. Как бы человек ни старался проштудировать текст быстро, это не получается. Иногда просто клонит в сон, с которым не так уж и легко бороться. Это доставляет определенные неудобства. Чем же объяснить такое? Священники считают, что это препятствие, которое учиняют демоны, на пути к Богу начинающем христианину.

Испытание необходимо преодолеть, и тогда сила и красота Евангелия откроется перед упорным читателем в полной мере. У воцерковленных лиц подобные проблемы почти не возникают, так как они сильны духом и вера их непоколебима. Любые искушения и трудности отступают, если проявлять стойкость и приложить определенные волевые усилия.

К началу чтения надо подходить, отбросив все негативные мысли, успокоившись внутренне, отстранившись от повседневных мелких дел и суеты. Лишь после этого освоение святых страниц будет успешным.

Главные правила чтения Евангелия

Установлены определенные нормы, которые верующий должен соблюдать при чтении евангельских текстов.

  1. Читать впервые надо от корки до корки. При последующем обращении к книге можно избирательно обращаться к полюбившимся страницам и отрывкам.
  2. Чтение проходит стоя.
  3. Исключается поспешность.
  4. Никто не принуждает к беспрерывному чтению.
  5. Нельзя отвлекаться на посторонние вещи: телевизор, музыку, разговоры и прочее.

Это общепризнанные правила, но есть и интересные мифы. О них ниже.

Дополнительно к вопросу о чтении

Некоторые считают, что если за изучение Евангелия берется женщина, то она должна быть нейтрально одета и с покрытой головой. Другие утверждают, что в домашних условиях это соблюдать не обязательно.

Запомнить все Писание за многоразовое чтение в любом случае не получится, лучше читать, чем стараться воспроизвести по памяти или заменять молитвой.

Если что-то непонятно в словах, не надо из-за этого прерываться. С каждым новым прочтением перед человеком откроется все больше сокровенного и интересного. Иногда, чтобы понять весь смысл прочитанного, стоит посмотреть толкователи. Есть такие книги. Надо использовать только разрешенные церковью.

Главные правила чтения Евангелия

Установлены определенные нормы, которые верующий должен соблюдать при чтении евангельских текстов.

  1. Читать впервые надо от корки до корки. При последующем обращении к книге можно избирательно обращаться к полюбившимся страницам и отрывкам.
  2. Чтение проходит стоя.
  3. Исключается поспешность.
  4. Никто не принуждает к беспрерывному чтению.
  5. Нельзя отвлекаться на посторонние вещи: телевизор, музыку, разговоры и прочее.

Это общепризнанные правила, но есть и интересные мифы. О них ниже.

Дополнительно к вопросу о чтении

Некоторые считают, что если за изучение Евангелия берется женщина, то она должна быть нейтрально одета и с покрытой головой. Другие утверждают, что в домашних условиях это соблюдать не обязательно.

Запомнить все Писание за многоразовое чтение в любом случае не получится, лучше читать, чем стараться воспроизвести по памяти или заменять молитвой.

Если что-то непонятно в словах, не надо из-за этого прерываться. С каждым новым прочтением перед человеком откроется все больше сокровенного и интересного. Иногда, чтобы понять весь смысл прочитанного, стоит посмотреть толкователи. Есть такие книги. Надо использовать только разрешенные церковью.

Святоотеческие советы

Исходить надо от внутренней потребности верующего, но лучше включить чтение Нового завета, в том числе Священного Писания, в домашнее молитвенное чтение. Лучше по две части из Деяний и одну Евангелия.

С наступлением Великого поста надо приложить ещё больше усилий

Особенно важно обратить внимание на глвыы, в которых повествуется о последних земных днях Христа. Его мучениях, распятии, воскрешению. Более чем уместно делать это на Страстной неделе

Более чем уместно делать это на Страстной неделе.

В какой позе читать

Вопрос о том, стоя или сидя читать Евангелие, задаётся священникам часто. Идеальный вариант, конечно, когда это делается стоя. Например Серафим Слободской советовал стоять, а перед началом обязательно один раз перекреститься. Как только процесс чтения подошёл к концу, надо ещё раз трижды положить крест.

Если же человек в силу разных причин сидит, болен или устал, то поза должна быть пристойной, без скрещенных ног или закинутых одна на другую. Известная фраза святителя Филарета о том, что лучше в сидящем положении размышлять о Господе, чем стоя — о своих ногах, прекрасно иллюстрирует вопрос.

Можно прежде, чем открыть книгу, прочитать следующую молитву. По завершении так же прибегают к молитвам, но это не строго обязательно, а лишь по желанию самого верующего. Читать следует душевно и не торопясь.

Чтобы не одичать

Когда я размышлял над темой многократного чтения Евангелия, у меня возникла такая аналогия. Воскресный день мы празднуем пятьдесят два раза в году — зачем это нужно? Разве не хватает Пасхи один раз в год? К чему нам каждую неделю эта малая Пасха, особые приветствия, заповедь посвящать Богу седьмой день недели? Для чего? Да чтобы человек не очерствел, чтобы не одичал совсем, не превратился в животное, не забыл Бога! По этой же причине и Евангелие читать нужно как можно чаще. Оно требует вдумчивого отношения к себе. Человек должен искать себя на его страницах, иначе — зачем это всё вообще? Надо читать — и узнавать себя, находить свои проблемы в том, что слышишь из уст Спасителя, когда Он говорит о том или ином моменте духовной жизни.

В спорте, чтобы достичь определённой физической формы, надо посвятить тренировкам как минимум месяц. Если долгое время не занимался, то за меньший срок никак не выйдет обрести силовую выносливость. А потерять форму можно за три дня бездействия. То же самое происходит и в духовной жизни. Наша природа нам подсказывает, как нужно жить, чтобы не терять те или иные навыки. Если человек не двигается физически, у него происходит атрофия мышц. Если он не тренирует свой главный орган — мозг, то через некоторое время в дверь постучится дедушка Альцгеймер.

Если пренебрегает чтением Священного Писания — откуда христианин будет знать, как жить? Откуда узнает, что блаженны нищие духом, что нельзя красть, что надо подражать Христу? Он начнёт постепенно сходить с ума. Выглядеть будет нормальным, но жизнь его станет безумной. Люди практически не изменились на протяжении многих тысяч лет. Да, у нас есть айфоны и невероятные технологии, но в духовном смысле мы полные профаны, а это путь в никуда.

Нам неизвестны авторы Евангелия

Названия «От Матфея», «От Марка», «От Луки» и «От Иоанна» — это дань традиции. Дело в том, что первые христианские аналитики собирали по крупицам те предания, которые дошли до их дней. Было, например, известно, что существовали некие письменные свидетельства от Матфея, которые тот обращал к еврейскому народу.

Но были ли иные, веские основания приписать авторство Матфею? Нет.

Определить настоящих авторов евангелий невозможно.

Аналогично и с «Евангелием от Луки». Его, по преданию, якобы написал Лука. Ему же приписывают авторство Деяний. И в книгах действительно находят ряд параллелей. Но глубокий анализ текста показывает, что автор Деяний просто был знаком с Евангелием от Луки, — оттуда и сходства.

Плюс к этому остаётся вопрос, о каком именно Луке речь? В Деяниях, например, упомянут Луций Киренеянин, что сокращённо — тоже Лука, но к Луке, ученику апостола Павла он не имеет отношения. Возможно, что и он — автор третьего Евангелия. Хотя, автора могли звать и иначе.

Евангелие от Иоанна тоже названо таковым на основе произвольной интерпретации фразы:

Ин. 21:24

Оснований считать, что речь именно об Иоанне Богослове, нет. И по манере письма бесспорно ясно, что писал этот текст совсем не тот же человек, который создал Откровение Иоанна Богослова.

Перевод названий евангелий как «Евангелие от Марка» и т.д. неверен. Правильно по-русски было бы писать: «Евангелие по Марку», «Евангелие по Луке» и т.д.

Помимо лингвистической точности, такой заголовок больше соответствует реальности: евангельские тексты действительно могут быть изложением событий по версии того или иного их рассказчика, но не являться их прямым произведением.

Иными словами, кто-то мог записать Евангелие со слов Иоанна Богослова, так что оно действительно «по Иоанну», но никак не «от Иоанна».

Так известны ли нам авторы Евангелий, хоть один?

Нет. Все авторы Евангелия остались анонимны. Те названия, какие они есть сегодня, — удобные ярлыки, но не более.

Значение слова евангелие

Примеры употребления слова евангелие в литературе.

Как бы то ни было, при существующем положении вещей нашего внимания заслуживают лишь вопросы стратегии и метафизики, те, что приковывают нас к истории, и те, что нас из нее вырывают: злободневность и абсолют, газеты и Евангелие. Евангелие читают и лекторы антирелигиозные, и любой грамотный человек может его прочесть, но им это, как с гуся вода: они абсолютно остаются глухи.

Главное, о чем можно с уверенностью сказать: и Апокалипсис, и Иоанновы писания — послания и Евангелие — вышли из одного круга.

Сходство Евангелий от Матфея, Марка и Луки в отношении к происхождению их из устного апостольского предания.

Наши Евангелия сложились уже на исходе апостольского века, поэтому Павлово наследие есть самый ранний из известных нам письменных документов Церкви.

Павла Евангелие Христово сохранилось в апостольском веке и сделалось потом стихией, претворяющей историю.

Известны ауто философские, ауто на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, ауто, вдохновленные параболами из евангелия, ауто на легендарные и исторические сюжеты.

Он сбросит с себя свой барский наряд, прикосновение которого жжет его тело, наденет грубый крестьянский армяк и лапти, и, покинув богатый дом родных, в котором ему душно, как в тюрьме, он отправится в народ, в какую-нибудь затерянную в глуши деревушку, и там, слабый и изнеженный барчонок, он будет исполнять тяжелую крестьянскую работу, будет подвергать себя всевозможным лишениям, чтобы только внести в эту несчастную среду слово утешения, евангелие наших дней — социализм.

В свое время Иван Странник принадлежал к секте богоискателей, которые модернизировали Евангелие и утверждали, что жизнь вечная заключается просто в ваших детях.

Накануне поездки, в гостях у Корнхилла, епископ Джонсон назвал меня богохульником потому, что я усомнился в истинности четырех евангелий.

Стоит здесь отметить, что Авраам поверил в евангелие за десять лет до того, как его вера вменилась ему в праведность.

Ответ на наш вопрос, поэтому, таков: вера человека в Евангелие вменяется ему в праведность в акте его крещения в это Имя.

Но мы, как исповедники, излечивали их Евангелием, в котором говорится, что Христос через распятие отменил приговор проклятия, и таким образом потушил адский огонь, открыв небеса всем освященным верой, коим вменяется заслуга Сына Божьего.

Урок состоял в выучиванье наизусть нескольких стихов из Евангелия и повторении начала Ветхого завета.

В той книжке говорится, что Иоанн Креститель — это на самом деле Иоанн Кресцентий, и что в Евангелиях, которые существуют сейчас, условно пересказывается некоторые события из жизни самого Гильдебранда, или же Гильдебранд — частичный отблеск своего современника — Иисуса Христа.

Как правильно читать Евангелие ежедневно

Ни для кого не секрет, что часто человек обращается к Богу лишь в трудностях и бедах, которые преподносит порой жизнь. На самом деле чтение Писания должно быть логически выстроено. Надо стремиться к регулярности определенной системности.

Начиная чтение Евангелия дома, надо с уважением и со всей внимательностью относиться к каждому слову. Понимать, что в руках не просто обычная книга, а Божие Откровение.

Рекомендуется чтение по главам, т. е. за раз лучше прочитать главу полностью, не прерываясь и не бросая работу на полдороги. Если позволяет время, то лучше начинать свой день с прочтения и завершать его последующей частью.

Когда будет дочитала последняя страница, надо начинать снова. С каждым новым прочтением священных фраз христианин получает новые душевные силы, перед ним открывается то, что раньше было неведомо.

Псалтирь по усопшим

Молитвы за упокой в христианстве по большей части читаются над телом усопшего до того, как он будет похоронен. И по одной кафизме из текстов сделано после.

Читать подобные молитвы могут только родственники усопшего. Делать нечего делать это стоя, не прерываясь, в течение нескольких суток до самого момента либитина. Прекратить процесс можно только время панихиды.

Родственники сменяют побратанец друга, по очереди зачитывая молитвы. Если нет возможности собираться по-над телом покойного, они могут делать это каждый у себя в доме.

По прошествии времени погребения псалтырь читают еще сорок дней. Согласно православным канонам, сие время необходимо для того, чтобы душа попрощалась с земной жизнью, покинула (юдоль и отправилась к Богу.

Читая священные тексты за упокой, вы также помогаете душе успошего очиститься от земных грехов и прийти к покою, отправившись в райские кущи.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Святое Евангелие – главная книга человечества

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Каждый раз открываешь как первый

Церковь учит, что человек может спастись благодаря исполнению евангельских заповедей. А разве можно исполнить то, чего не знаешь? Из этого следует, что первый шаг навстречу к Богу — это молитва и чтение Евангелия.

Это совершенно уникальная книга. Скептик скажет: подумаешь, четыре повествования от разных авторов, притом что у троих по-разному изложены практически одни и те же сюжеты — что в этом нового и уникального? Особенность Евангелия в том, что каждый раз его открываешь иначе

Многие христиане неоднократно читали его, но каждый раз обращали внимание на что-то новое

Рассказывает православная христианка «со стажем», по образованию радиофизик: «Мне говорят друзья-сокурсники: и что ты там в своей религии нашла? Ты же умный человек, физик по образованию. А я и отвечаю: понимаете, в нашей отрасли я уже достигла «потолка», а читая Евангелие, каждый раз открываю для себя что-то новое. Иногда сидишь и понимаешь: 20 лет ежедневно держу в руках эту книгу. Но такое чувство, что этого фрагмента я еще ни разу не читала. Здесь открывается такая глубина, что дна не достигнешь даже за всю жизнь».

Если человек регулярно читает Евангелие, думает над прочитанным, то он просто не может не измениться.

О феномене, с которым мы сталкиваемся во время чтения Евангелия

– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?

– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.

Действительно, Вы отметили очень интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, нам спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть нам в руки какой-то духовной книге – имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание – как тут же нас почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются в нашей черепной коробке, начинают разлетаться в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.

Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким вот явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает нас к Богу.

Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, – вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам – все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(2 Тим. 4, 5-8; Мк. 1, 1-8). Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: «покайтесь — и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна.

Молитвы

Тропарь преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго,в Дальних пещерах почивающаго
глас 8

Постническое житие облобызав/ и многими труды от младых ногтей себе обложив,/ на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, / во еже спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго,в Дальних пещерах почивающаго
глас 2

Велие имел еси воистинну воздержание, славне, / и многое показал еси лощение, о Ахило, / зане едва единою в седмицы,/ и се едину малу просфору снедаше/ и бденным стоянием к Нему выну дручашеся,/ тем тя, яко постника и преподобным сообщника/ чтуще, ублажаем.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского
глас 4

Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского
глас 6. Подобен: Еже о нас:

Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь апостола Фаддея
глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Ин тропарь апостола Фаддея, общий
глас 3

Апостоле святый Фаддее,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Дополнительные занятия

Умственное и физическое развитие маленького человека — это не две противоположности, а две необходимые составляющие становление личности. На способности ребенка к чтению очень влияет и развитость его мелкой моторики, и то, сколько времени он проводит на свежем воздухе, играет ли в подвижные игры, занимается ли спортом

В небольших дозах даже компьютерные игры могут быть полезны, если они развивают скорость реакции, внимание, способность ориентироваться по картам

То, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, было замечено еще в древности. Не зря в фольклоре разных народов существует масса игр для маленьких детей с участием рук и пальчиков. То, что люди знали интуитивно, доказала наука: развитие отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность, стимулирует и находящийся рядом речевой центр. Чем больше у малыша будет возможностей взаимодействовать с мелкими предметами, тем лучше и правильнее будет развиваться его речь, а значит, и способность к чтению.

Развитие мелкой моторики актуально для детей любого возраста, разница лишь в размере деталей и выборе материалов.

  • Рисование — младенцы могут рисовать пальчиковыми красками или безопасными восковыми мелками, ползая по листу ватмана, а для детей постарше возможности в этом плане не ограничены.
  • Лепка — начинать лучше с неокрашенного соленого теста, а потом переходить на пластилин, различные массы для лепки и глину.
  • Игра с конструктором — чем младше ребенок, тем крупнее детали, и наоборот.
  • Собрание головоломок — размер пазлов и деталей мозаики подчиняется той же закономерности.
  • Различные виды плетения — из резинок, ниток, проволоки — подойдут детям от 5-6 лет, в этом возрасте они способны подолгу увлекаться подобной кропотливой работой, что очень полезно для будущего развития навыков чтения и письма.

Видов творчества и спортивной активности очень много, и, практикуясь в любом из них, малыш получает в свою копилку ценный опыт, который обязательно пригодится ему в будущем. Если на занятиях по рисованию он красиво выводит мелкие цветочки — это не значит, что из него непременно вырастет художник. Зато это совершенно точно поможет ему быстро и правильно освоить письмо в школе. Так же, как и постройка башен из конструктора не говорит о том, что в семье растет строитель, зато, когда придет время, ребенок успешно научится строить слова из слогов, а из слов — предложения и тексты.

Техника чтения скорость и понимание

Строго говоря, термин «техника чтения» подразумевает не только скорость, выраженную в количестве прочитанных слов в минуту. Кроме скорости в это понятие входят:

  • способ чтения – по слогам или целыми словами;
  • степень выразительности чтения – правильные логические ударения, соблюдение интонаций и пауз;
  • уровень понимания прочитанного – механическое складывание слогов в слова должно происходить параллельно с пониманием текста;
  • формирование отношения к прочитанному — вместе с пониманием у хорошо читающего ребенка должно складываться определенное отношение к прочитанному.

Эти требования растут по мере перехода учеников из класса в класс. Если в 1 классе еще допустимо читать сложные слова по слогам, то в 4 классе уже оценивается последний пункт. Поэтому упражнения на повышение скорости чтения обязательно должны включать отработку интонаций и учитывать степень понимания текста.

Это сложно?

Да, поначалу может быть сложно, но это не страшно. Главное — читать. Мне в этой связи вспоминается притча о том, как к духовнику пришёл послушник и пожаловался, что читает Писание, но ничего не понимает. «Возьми грязный кувшин, налей в него воду, а потом вылей», — сказал старец. Юноша сделал, что было велено. Старец попросил повторить так несколько раз, а потом посмотреть в кувшин. «Что ты видишь?» — спросил он. «Вижу, что кувшин стал чище», — ответил послушник. «Вот так и ты!» Читая Евангелие, мы можем не полностью его понимать, но след от чтения остаётся: душа, разум, сердце становятся чище.

Сейчас принято ругать Кураева, но у него были хорошие мысли, с которыми я согласен. Он как-то сказал, что находит в христианстве много того, что не понимает, и это убеждает его в том, что оно истинно. Если бы всё было понятно, — это значило бы, что собрались люди, которые всё придумали, записали и логично по полочкам разложили — чтобы никаких сомнений не возникало. У нас же есть целый перечень богословских вопросов, которые не имеют ответов. И эти непонятные моменты убеждают нас в одном: нам известно о Боге ровно столько, сколько Он нам Сам открыл. Он непостижим — и, тем не менее, стал таким же, как и мы, пришёл в наш мир, и это абсолютно удивительно.

Евангелие для нас — это навигатор, инструкция к жизни. Если выстраивать жизнь по нему, это исцеляет душу, избавляет от многих проблем: тревожности, невротической обеспокоенности, страхов и фобий.

Подытоживая, я хотел бы призвать наших читателей изучать Священное Писание, потому что оно приводит в порядок и гармонию наши волю, ум и чувства. Читать его надо, чтобы у нас в голове не было каши, а была, как пишет святой Паисий Святогорец, «фабрика добрых помыслов». Если ум будет занят чтением Писания, то удастся навести порядок и в жизни. Будешь меняться сам — изменится и всё вокруг тебя. Это ли не повод обращаться к Евангелию как можно чаще?

Как читать Евангелие дома с детьми

Приобщать ребенка к этому прекрасному дело желательно как можно раньше. Однако не стоит брать какие-то облегченные тексты и уж тем более использовать сказочные формы. Этот подход ошибочный.

Приветствуется чтение взрослого Писания, но если малышу будет можно слушать, то лучше приобрести специальные адаптированные под детей православные тексты. Сейчас их можно приобрести в некоторых церковных лавках.

С самых первых дней надо дать понять, что это не развлечение очередное, а серьезное дело. Не надо перегружать ребенка большими объемами. Лучше приобщать его небольшими порциями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector