Великий пост и подготовительные недели

Содержание:

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Седмицы Великого поста в 2021 году: календарь важных дат

В первую неделю Великого Поста отмечается Торжество Православия.
В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная.
В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином).

22 марта День памяти Сорока Севастийских мучеников.

7 апреля – пятница, праздник Благовещения.

15 апреля Стояние преп. Марии Египетской.

Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день поста). День памяти преп. Марии Египетской

Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста.

Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста).

24 апреля – суббота. Лазарева суббота.

25 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.

26 апреля – Великий Понедельник
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22

27 апреля — Великий Вторник
В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.

28 апреля — Великая Среда
В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16

29 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря
В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии.

30 апреля – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа
В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца.

1 мая – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.

В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи.

Страстная неделя (Вербная седмица)

События этой недели посвящаются воспоминаниям об испытаниях, казни и погребении Господа. 6 дней православные держат строгий пост, стараясь вознестись молитвами к Всевышнему. Исходя из значимости происходивших деяний, все дни этой недели называют великими. Стоит отметить, что более всего молебнов и песнопений происходит в течение последних трёх суток.

На протяжении трёх дней этой недели все действа посвящены воспоминаниям о последних диалогах Иисуса Христа со своими учениками. Что касается богослужений, то в утреннее время, следом за шестопсалмием и «Аллилуей», поют тропарь «Се Жених грядет в полуночи». Следом за каноном поют «Чертог Твой вижду, Спасе мой». На протяжении этих дней проводят литургии.

В четверг служители вспоминают Тайную вечерю и проводят таинство Святого Причащения, православные христиане стремятся причаститься. Также в этот четверг после вечерней службы читаются все 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием.

В пятничную вечернюю службу служители выносят из алтаря и возлагают на середину церкви Плащаницу Иисуса Христа. Этот ритуал отображает победу Иисуса над грехами и смертью, его бесконечную веру в человечество и людской долг ему за искупление собой грехов.

В утреннюю субботнюю службу под колокольный звон и торжественные песнопение «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас…», плащаницу проносят на глазах у прихожан вокруг церкви, провожая этим каждый год Христа в иной мир.

На этом службы Великого поста завершаются.

Великий пост – время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале “Фомы” мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа. Вы можете скачать и его в формате А4.

Питание в Великий пост

В последнее время сложилось мнение, что пост — это ограничения по питанию, и огромное внимание уделяется именно этой стороне великопостной аскезы. Однако пост предполагает внимание к душе, в первую очередь

Пост не цель сам по себе, а средство достижения духовных плодов — смирения, покаяния, кротости.

Однако после долгих лет безбожия были утрачены традиции проведения поста мирянами. Монашествующие руководствуются Уставом своей обители, могут ослаблять или усиливать его по благословению духовника. Миряне, не имеющие духовного руководства, подобны щепке в бушующем море — их швыряет из крайности в крайность. Следует заметить, что церковные календари подчас содержат самые противоречивые ограничения. Лучше всего новоначальным христианам идти царским, срединным, путем.

В Почаевской лавре, например, паломники и послушники постятся по такой схеме:

  • понедельник и вторник первой седмицы — сухоядение;
  • среда, четверг и пятница первой седмицы — вареная еда без масла;
  • суббота и воскресенье — вареная еда с маслом;
  • все остальные недели поста — вареная еда с маслом;
  • понедельник, вторник, среда Страстной седмицы— вареная еда без масла;
  • четверг Страстной седмицы — вареная еда с маслом;
  • Великая пятница — воздержание от пищи;
  • Великая суббота — вареная еда с маслом.

Рыба разрешена на Благовещение и Вербное воскресенье 2 раза в день. Пост можно усилить или ослабить, но не стоит делать это самостоятельно. Прежде желательно посоветоваться со священником, который, исходя из опыта, даст совет, как проводить пост и поможет избрать правильную меру.

Пройти поприще Великого поста несложно, если иметь решимость в самом начале. Если бы сомневающиеся знали, что ожидает их на Пасху, как духовная радость и ликование переполняют душу, изливаются на все вокруг, то без сомнения последовали бы за Христом, терпеливо сражаясь со своими духовными недомоганиями.

Великий Пост — выражение благодарности Христу. — Осипов А.И.

Три приготовительные недели

Великий Пост имеет три приготовительных недели.

Первая приготовительная неделя

Она называется “Неделею Мытаря и Фарисея“. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: “Покаяния отверзи ми двери” …

Вторая приготовительная неделя 

Эта седмица называется “Неделей о Блудном Сыне“. В притче “О блудном сыне”, которую мы слышим за Литургией в Евангельском чтении, Св. Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона” … Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.

Третья приготовительная неделя 

Она называется “Мясопустною” или “Сырною”, а в народе она называется “Масляной”, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье “Мясопустной недели” называется “Неделей о Страшном Суде”, т. к. за Литургией читается Евангелие о Страшном Суде и о последнем мздовоздаянии, чем Св. Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.

Известно, что после литургии в Великую Субботу положено освящение куличей и яиц. С чем связана эта традиция?

Церковная традиция часто проистекает из сложившихся устоев жизни верующих. Церковный устав, который, по сути, ориентирован на монашествующих, указывает на то, что раньше происходило освящение пасхальной трапезы. То есть ни куличи, ни яйца не освещались. Вообще древним христианам и в голову не пришло бы освещать куличи и яйца в тот день, когда нужно молчать, пребывать в покое, ожидая Воскресения Христа.

Фото Владимира Ештокина

Трудно установить появление этой традиции. В Белоруссии и на Украине, например, куличи и яйца почти везде освещают после ночной пасхальной службы. Возможно, в России это освящение связано с советским периодом, когда власть всячески воспрещала посещение ночной пасхальной службы и люди пытались хоть как-то прикоснуться к торжеству этого дня. Хотя бы через освящение куличей и яиц. Тайных символов за ними нет, и само их освящение — это не какой-то мистический обряд. Церковь просто благословляет верующим вкушение скоромной пищи после пасхальной ночной службы — и все.

Я знаю точно:  если вы постоянный прихожанин того или иного храма, то всегда сможете освятить пасхальные снеди после ночной службы, а затем вместе со всеми верующими разделить радость торжественной трапезы.

Правильное питание на период Великого поста

Великий пост самый строгий по сравнению с другими постами, которые соблюдаются верующими в течение года. Хочется отметить следующее. У неподготовленных и с ослабленным здоровьем людей ограничения себя в еде, могут вызвать трудности. То же самое относится и к тем, кто занимается тяжелым физическим трудом, Поэтому нужно очень внимательно отнестись к вопросу соблюдения поста.

В богослужебном уставе есть описание трапез во время Великого поста:

  1. На период Великого поста нужно отказаться от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко, сливочное масло и т.д.).Первая и заключительная недели поста являются наиболее строгими.
  2. В понедельник первой недели и в пятницу последней недели (Страстная пятница) ничего не едят.
  3. Во вторник первой недели разрешено хлеб и воду.
  4. По понедельникам, средам и пятницам предусмотрено сыроедение. Пищу употребляют только единожды в сутки в вечернее время. Она должна быть холодной и без растительного масла.
  5. По вторникам и четвергам разрешено прием горячей пищи, но в ней не должно быть масла. Прием пищи также однократно в сутки по вечерам.
  6. По субботам и воскресеньем можно есть горячую пищу с добавлением масла и пить вино. Исключением является суббота в первую неделю. Употребление пищи такое же, как и в предыдущие дни первой недели. А в воскресенье шестой недели, которое называют Вербным воскресеньем, разрешена рыба.
  7. Также послабление в еде допускается, если на период Великого поста попадают праздники великих святых. В эти дни разрешена горячая пища с добавлением растительного масла и вино.

В чем проявляется уникальность богослужений этой недели?

В том, что символизм богослужений Страстной седмицы приобретает максимальную конкретность. Церковь, например, поет «Днесь висит на Древе» — то есть прямо сейчас висит, в храме, перед верующими. Время богослужения — это время тех страшных дней. В этой простоте, в этой конкретике ясно раскрывается вся скорбь происходящего.

Через все богослужения этой недели проходит также еще одна очень важная мысль — о непосредственном соучастии христианина в событиях Страстной седмицы. В эти дни Церковь старается поставить верующего в положение участника, зрителя того, что происходило почти 2000 лет назад. Например, уже в Великий Четверг, после литургии в кафедральных соборах совершается действо, которое называется «Чин омовения ног». Оно включено в саму литургию.

«Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Великий четверг. Божественная литургия, чин освящения мира, чин умовения ног» Фото www.patriarchia.ru

«Чин омовения ног» — это прямая отсылка к событиями евангельской истории, когда Христос перед Тайной Вечерей омыл ноги своих учеников. Таким образом, Церковь вводит человека внутрь священной истории.

Не случайно, что в четверг вечером на утрене читаются именно 12 Евангелий, то есть 12 отрывков из Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В остальное время года мы такого на утрене не увидим. И эти 12 Евангелий символически указывают и описывают последние 12 часов земной жизни Иисуса Христа. В Великую Пятницу, после выноса плащаницы, перед ней читается канон (особенные стихи) — «Плач Богородицы». Он читается как бы от лица Богоматери. Вот Она стоит перед гробом Спасителя и оплакивает тело Своего мертвого Сына. И мы, как участники этого богослужения, тоже становимся вместе с Ней у гроба, тоже сострадаем Ее горю.

Фото www.flickr.com/photos/spbpda

Утреня Великой Субботы, которая совершается в пятницу вечером, также вводит некоторые богослужебные особенности. Например, так называемый «чин погребения плащаницы». Плащаница — это покрывало, на котором вышито изображение умершего Спасителя. Она символизирует собой Его бездыханное Тело. Кто ее погребает? Мы — верующие. То есть богослужение погружает нас в то время, когда апостолы и Богородица погребали Господа, и мы участвуем в этом, погребаем Его вместе с ними. Так Церковь позволяет христианину вступить внутрь событий Страстей Христовых и пережить их духовно.

Каков основной смысл Великой Субботы? Каковы богослужебные мотивы этого дня?

Великая Суббота — это день особого покоя. Помните первую главу книги Бытия, когда Господь творил мир. Там сказано, что в день субботний Он почил от дел Своих. И теперь Господь вновь почил, умер на Кресте, и время как будто остановилось. Все замерло в ожидании того, что же произойдет дальше. Тело Спасителя во гробе, а Его Душа в аду. Великая Суббота — это молчание всего мира перед тайной произошедшего. Во мраке гроба Спасителя готовится новая эра истории человечества. Пока это тайна, сокрытая от всех, кроме Бога.

Фото www.flickr.com/photos/spbpda

В этот день на литургии вместо Херувимской песни мы слышим слова: «Да молчит всякая плоть человеческая». Согласно древней христианской традиции, в эту Субботу не положено было говорить. Но на самой литургии начинает приоткрываться новая богослужебная тема — тема пасхальная. Перед чтением Евангелия священники снимают темные облачения и одеваются в белые, и само Евангелие уже пронизано духом воскресения. Вспоминается пришествие Жен Мироносиц ко гробу Христа. Они не находят Его Тела. Это первая весточка Пасхи, хотя Христос еще не явился перед Своими учениками.

У меня еще с детства самым любимым моментом Страстной седмицы было утро Великой Субботы. Я был алтарником и рано приходил в храм, еще до начала службы. В храме почти никого нет. Ты заходишь внутрь — и перед тобой лежит плащаница, а вокруг тишина, покой, ожидание чего-то великого. Того, что скоро должно свершиться. Христос воскреснет. И при этом благоговение перед лежащим телом Спасителя, который сейчас душой сошел в ад. Благоговение, что теперь можно быть во гробе вместе с Богом.

Великий Пост

Великий пост символизирует подвиг Иисуса Христа. Для спасения людей, Святой Дух направил Иисуса в пустыню. Там на протяжении сорока дней дьявол подвергал его различным искушениям. Христос устоял перед соблазнами дьявола. Сорок дней Иисус воздерживался не только от всевозможных утех, но и от еды и воды.

Великий пост каждый год начинается в разное время. Его начало зависит от того, в какой день в этом году будет празднование Пасхи.Великий пост – важнейший и самый древний из постов. Он символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Великий пост подводит православных людей к Страстной неделе (седмице). А далее, к Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению. Во время Великого Поста молитвой и покаянием, говением и исповедью, каждый из православных может испросить у Господа прощение своих грехов. А затем и причаститься.

Длительность Великого Поста

Продолжительность Великого Поста установленная Святыми Апостолами, составляет десятую часть года – Святую Четыредесятницу. Эту десятину года необходимо посвящать Богу, чтобы мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течение целого года.Таким образом Великий Пост – Святая Четыредесятница – есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу – на спасение своей души.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной».

Священное Писание

Бытие. Глава I, стих 1–13

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево , приносящее плод, в котором семя его по роду его . И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

Притчи. Глава I, стих 1–20

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;

3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;

4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;

5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;

6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;

13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;

14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —

15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,

16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,

18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой.

Кому разрешается не поститься

Святые отцы никогда не делали акцент на телесной стороне поста. Главное – не ограничение в пище, а очищение души от страстей. Тело лишь должно служить этой цели. Как сказал святой: тело подобно ослику, если не докормишь – не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь – взбесится». Мы не должны служить телу, а оно – нам для достижения высшей цели.

Святой Пимен Великий сказал: «мы – не плотеубийцы, а
страстеубийцы». Если человек страдает временными и хроническими заболеваниями,
то после консультации врача и благословению батюшки, может вкушать определенные
продукты для подкрепления немощного своего тела. О.Андрей Ткачев сказал, что
если человек по немощи пьет молоко в пост, но каждый день читает Священное
Писание, то он – хороший человек. А если не ест ничего скоромного, но гордится,
ругается с ближними, развлекается в интернете, то он не постится.

В Апостольских правилах также сказано, что если жена роди во время Великого поста, то может не соблюдать пост. То же самое касается беременных женщин, детей и стариков. Пост для детей, по словам того же А.Ткачева – это ограничивать сладости, слушаться родителей, читать книги и забыть про телевизор и гаджеты.

Люди, которые вынуждены путешествовать в Великий пост и
работать на тяжелых работах, могут также пост не соблюдать.

Державная икона Божией Матери

Державной иконы Пресвятой Богородицы является, наверное, одной из самых новых икон. Обретена в начале XX века, в день отречения государя императора Николая II. Евдокии Адриановой, обычной крестьянке, во сне было открыто, что существует образ Богородицы, через который будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Крестьянка слышала такие слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Когда женщина рассказала об этом настоятелю храма, он стал искать эту икону и обнаружил ее в подвале церкви. Когда образ очищали, на большой деревянной доске проступил лик Богородицы, сидящей на царском троне. Когда образ привели в порядок, обнаружили, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу (знаки царской власти), на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия. Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена в 1990 году.

Житие святого великомученика Феодора Тирона

Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 – 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 – 397).

Настольная книга священнослужителя, Т. II

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда человек спрашивает: «С чего начать духовное восхождение? Ведь во мне так много грехов и пороков и “от юности моея мнози борют мя страсти”. Невозможно же объявить войну сразу всем порокам и всем грехам, которые тяготеют над нами!» — Да, это невозможно. Но попробуем для начала избрать из этого греховного множества хотя бы один порок, чтобы выйти на решительный бой с ним. Скажем себе: этот грех я постараюсь одолеть в себе за время Великого поста, будь то порок пустословия, осуждения или лжи. И какое же великое облегчение мы испытаем в душе, когда осознаем: мы сумели выстоять и победить грех, мы сделали то, что реально меняет нас самих и нашу жизнь к лучшему!

Рецепты постных блюд:

  • Рецепты постных блюд — Православные посты и праздники
  • Жизнь без масла (рецепты Великого поста) — Виктория Свердлова
  • Рецепты постных блюд: завтраки — Нина Борисова, Максим Сырников
  • Рецепты постных блюд: салаты и закуски — Нескучный сад
  • Рецепты постных блюд: постные супы — Максим Сырников, Нина Борисова
  • Рецепты постных блюд: вторые блюда — Нина Борисова, Максим Сырников
  • Рецепты постных блюд: выпечка и десерты — Нина Борисова
  • Постные рецепты: напитки в пост — Максим Сырников, Нина Борисова
  • Монастырские постные рецепты — Алексей Реутовский
  • История русской кухни: мы в России обречены есть каши — Максим Сырников
  • Особые блюда Великого поста: кресты, жаворонки, лествицы, тетерки — Максим Сырников
  • Коливо: афонский рецепт — Нескучный сад
  • Фруктовый стол — Православие.Ru
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector