Именем матери

Что понимается под сквернословием.

Сквернословие включает в себя оскорбительную и непристойную лексику. В любом современном культурном обществе на использование в речи таких слов наложен запрет. Он может быть, в том числе закреплен в законодательстве.

В группу таких слов включены наименование гениталий, естественных физиологических процессов, полового акта и производные слова. Люди, обладающие невысоким уровнем культуры, используют их для выражения самых разных чувств: от негативных до позитивных.

Вред для здоровья от сквернословия и фактор разрушения семьи.

Учёные, проводя исследования феномена мата, пришли к однозначным выводам, что от него страдает здоровье человека и нравственность. Доказано эмпирическим путем, что услышанное или произнесенное матерное слово имеет в себе отрицательные энергетический заряд, который пагубно воздействует на организм человека. У людей сквернословящих, обостряются хронические заболевания. Воздействует мат и на женственность, и на мужскую потенцию. Мужчина, который прибегает к нецензурной лексике, получает бесплодие. А женский организм перевоплощается на мужеский лад. Матерная брань имеет отражение и на интеллекте. Заметно, и является научно доказанным фактом проблема сквернословия — отставание детей в умственном развитии.

Историческая справка. Русское сквернословие.

Далеко не во все времена непристойная лексика считалась таковой. Истоки следует искать в глубокой древности. Во времена язычества у славян существовали обряды, при совершении которых использовали сквернословие. К ним относились, например, ритуальные, свадебные обряды. Но тогда такая лексика не считалась неприличной.

С принятием христианства на Руси отношение к сквернословию изменилось. Уже на Руси за использование ненормативной лексики наказывали. На непристойную лексику был наложен запрет. Известно, что при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче практиковалось телесное наказание.

Сквернословие — это грех.

Как отмечалось выше, сквернословие отнесено Библией к тяжким грехам. Употребление мата в своей речи — это фактически вызов Богу. Неслучайно людей, разрешающих себе произносить непристойные слова, называли богохульниками. Не стоит забывать, что речь человека слышат не только окружающие люди, но и Ангелы, и сам Бог.

Мат — это прославление сатаны. Вместо того чтобы в сложной жизненной ситуации обратиться с молитвой к Богу, человек использует нецензурную брань.

Слово может ранить

Фото: Flickr.com Игумен Нектарий отмечает, что слово – уникальный инструмент, дарованный Всевышним человеку

Важно, что он его использует не только для взаимопонимания с окружающими. Именно в слова в большинстве случаев заключена молитва, обращенная к Господу

В некоторых случаях человек обращается к Всевышнему с помощью мысли или чувства, но обычно это все-таки происходит словесно.

Если безрассудно использовать этот дар, позволив оскорбительные речи, это будет опасно и непродуктивно. Апостол Иаков говорил, что из одного источника не будет одновременно вытекать сладкая и горькая вода. Поэтому нельзя использовать слова, чтобы сначала прославлять Господа и о чем-то его просить, а затем оскорблять ими кого-то.

Начиная материться, каждый человек оскорбляет, в первую очередь, собственную душу. После этого молиться ему становится намного сложнее.

Сквернословие – призывание бесов

Помните, как начинается Евангелие от Иоанна?

Сам Сын Божий – одна из ипостасей Пресвятой Троицы – это и есть Слово – Божественный Логос.

Но в мире, который лежит во зле, существуют и другие слова. Они не имеют ничего общего с любовью и благодарностью, негативно влияют на телесное и душевное состояние человека. Это – ругань. Ну подумаешь – сказал какое-то слово! Если бы люди не придавали ему негативной окраски, все бы было просто хорошо! Но не все так просто.

Специалисты, которые интересуются историей и внутренней сущностью язычества, указывают на интересный факт: во многих древних верованиях определенные слова использовали во время совершения ритуальных действий. С помощью этих слов призывали на помощь богов.

Это связано с фаллическими культами Древнего Востока, с ритуальной практикой древнего Вавилона (принесение в жертву младенцев, ритуальная проституция и так далее).

Но кто такие языческие божества? Если их не существовало на самом деле, то через их образы действовали бесы. Многие слова, которые использовались для «разговора с богами», потом в том или ином виде вошли в язык как… маты. Что получается? Человек, сам того не осознавая, призывает… бесов.

Также действием силы лукавых духов можно объяснить тот факт, что часто грех сквернословия сопровождается и другими пороками. Например, подросток пытается доказать, что он действительно «классный». Сначала приходит гордость, а потом – желание самовыражения. Но поскольку кичиться очень часто просто нечем, в действие идут грубые слова. Цель – показаться более взрослым и модным. Это ведь современно!

Ругань часто также идет в комплекте с грехами пьянства и курения. Зачем бесам трудиться в одиночку, если можно скооперироваться? Выпил, закурил, острое словцо закинул, разозлился на жену, заочно выматерил водителя маршрутки, который очень резко затормозил на светофоре, потом осудил паникующую бабушку… Думаю, для бесов этот день показался более чем удачным.

И еще один аргумент: мат всегда воспринимался как атрибут жизни преступников и заключенных. Разве подростку, желающему быть модным, так хочется попасть именно в такую среду?

Стереотипы и ругательства

В нашей стране принято думать, что именно русские положили начало сквернословию, только в нашей стране столь богат матерный язык. На самом деле, филологи давно установили, что это — всего лишь стереотип. Более того, к числу самых богатых на бранные выражения языков наш не принадлежит. В разных державах бытуют самые разные традиции, что очень наглядно показано в небезызвестном рассказе «Сон в летнюю ночь» за авторством Ю. Рытхэу.

Всякий народ в своем языке воспринимает бранью то, что унижает священные для этих людей понятия, традиции местности. Так, греки в своих бранных словах чаще всего будут делать отсылки к половым актам с божественными персонами, а вот арабы, проживающие в Египте, будут указывать на нетрадиционную ориентацию собеседника.

Пытаясь обидеть соперника, мусульманин назовет его собакой, болгарин – уродом. Кстати говоря, за это можно даже подать на человека суд. А вот в одном из африканских племен самое страшное оскорбление – предложение питаться овощами, так как это считается самым унизительным из возможных действий. Подобная брань может стать причиной безбрачия, если обруганный не нашел, что ответить! Действительно, последствия сквернословия в разных традициях, у разных народов самые разные.

Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись

Бог прощает все грехи, если человек покается. Покаяние невозможно лишь в одном случае – если человек покончит с собой. Мертвые не могут каяться, поэтому самоубийц однозначно ждет ад. Самоубийц не отпевают и хоронят за кладбищенской оградой.

Покаяние перед смертью не поможет. Даже если человек перед страшным поступком покаялся перед Богом, последний его грех остается без покаяния и поэтому Бог не сможет его простить.

Родственникам и близким самоубийцы следует читать молитву, данную преподобным Львом Оптинским:

Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя! Возможно, все-таки Господь смилостивится и облегчит посмертную участь грешника.

Для самоубийц есть исключение — умалишенные люди. Они не владеют собой и не отвечают за поступки. Таких самоубийц хоронят как всех.

Прощение грехов в православии возможно. Надо искренне покаяться и уповать на милость Божию

Грех и хула простятся, если раскаяться искренне. Господь открыт для каждого человека, надо только пустить Его в свое сердце. Исаак Сирин писал так:

Чтобы Господь простил грехи, даже самые тяжкие, нужно читать молитвы.

Во-первых, Иисусову молитву:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.


«Господь Вседержитель» Мозаика храма св. Софии Константинопольской

Для общего вразумления можно читать молитву Иоанна Златоуста:

Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам. Также в православном молитвослове есть молитвы от каждого смертного греха.

Многим интересно, как понять, что Бог простил тебя. Напрямую, конечно никак, но если человек просил с верой, то пусть он не сомневается в прощении.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Возвращаясь к истокам

Чтобы лучше понять, что такое сквернословие, можно изучить исторические особенности развития русского языка. Известно, что такие методы выражения своих мыслей бытовали и в старое время, до прихода христианства. Предки считали, что это поможет оградить себя от демонов, духов, злых сил потустороннего мира. Это сохранилось и до наших дней в присказках, например: «матюгов и черт испугается». Фактически, непристойные слова, словосочетания использовались в качестве оберега.

Русское сквернословие имеет довольно интересную историю и обряды, традиции. Например, в древности мужчины, стремясь отогнать нечистую силу от своего дома, не только использовали соответствующие выражения, но и демонстрировали половые органы, считая, что это может напугать демонов, духов. В некоторой степени это был диалог с потусторонним миром, и для него применяли те средства, которые, как казалось, будут иметь достаточную силу, чтобы помочь пересечь границу материального мира и иного, загадочного, мистического.

Социализация?

Особенно эта болезнь уязвляет детей. На разных этапах социализации, в 5 и 6 лет, в 10 и 14-15 лет — когда они должны показать общность с командой или противопоставить себя взрослым и самим показаться взрослыми, сквернословие входит в их сердце, и они воспринимают его как легкий способ социализации, легкий способ стать более взрослым, чем ты есть на самом деле: научиться говорить как взрослые или как большие мальчики или большие девочки.

Избавляться от этого потом очень трудно. Уже они стали более умными, и их профессия и общество таково, что им нельзя ругаться матом, а они уже не могут от этого отказаться. Это захватывает, как яд, растекается по всему телу.

Но самое чудовищное, самое ужасное именно как признак того, что мы живем во времена последние, когда мы видим — на наших глазах это происходит! — как в церковную среду приходит сквернословие.

Современные традиции

Так сложилось, что в нашей стране с самого детства детишек учат: произносить бранные слова – это плохо

Но нечасто родители, воспитатели задумываются над тем, что важно не только дать установку на то, что это плохо, но и внятно объяснить, почему это так. Психологи говорят, что сквернословие для многих – попытка справиться с собственным стыдом, совестью

Раз победив себя, человек получает возможность и дальше творить, что хочется – постепенно это переходит в привычку.

В Америке был изобретен один удивительный и действенный способ, как избавиться от сквернословия. Когда ребенок приходит домой и спрашивает у родителей значение бранного слова, его не ругают за такой вопрос, но доходчиво объясняют, что оно означает буквально, каково переносное значение этого термина. После этого ребенка отправляют вымыть рот с мылом. Это призвано закрепить в создании маленького человечка, что использование подобной лексики делает грязными сознание, тело, слух, рот, который выговаривает звуки. Проводившие на эту тему исследования психологи отмечают: метод действительно работает.

Святое таинство Покаяния

Что такое Покаяние?

Покаяние есть Таинство, в котором раскаявшийся получает отпущение грехов и примирение с Богом.Какие грехи прощаются через таинство покаяния, а какие – нет? Прощаются все грехи, которые мы совершили после крещения и в которых исповедались священнику и покаялись.

Однако, наследный грех одним покаянием, без крещения, не может быть прощен. Кроме того, некоторые смертные грехи не могут быть отпущены, к примеру, хула «на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32).

Что требуется для свершения этого Таинства?

Исповедание грехов перед священником, после чего священник читает молитву и во имя Пресвятой Троицы отпускает грехи лицу, которое кается.

Откуда мы знаем, что человеку, который раскаивается, грехи прощаются?

Это известно из Библии и Священного Предания. Иисус Христос простил грехи раскаявшемуся, точно так же поступали и Апостолы. Из Священного Предания известны имена многих грешников, которые раскаялись в своих грехах, изменили свою жизнь и стали Святыми.

Кто дал право епископам и священникам отпускать грехи?

Сам Господь Иисус Христос, Который сказал Своим апостолам: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23). Если кто-то согрешил против ближнего своего, а тот ему простил, то нужно ли согрешившему идти на исповедь к священнику?

Рекомендуется, ибо всякое зло, направленное против людей, направлено также и против Бога. Не существует грехов, которые не наносят вреда Богу. Поэтому необходимо всегда приходить к священнику ради исповеди и отпущения грехов. С каким духовным расположением нужно идти на исповедь?

С искренним раскаянием и сокрушенным сердцем, с чувством прощения всех, согрешивших против нас, и с решением покориться священнику, если он наложит эпитимию. Какую эпитимию (наказание) может назначить священник?

Самую разную, в зависимости от тяжести наших грехов, например, поститься, молиться, возместить убытки потерпевшему, сделать милосердное дело, или даже может отлучить от причастия на некоторое время. Как часто нужно каяться?

Чем чаще, тем лучше. Необходимо исповедаться перед таинством причащения. Наконец, нужно исповедаться во время тяжкой болезни, ибо мы не знаем день своей смерти. Поэтому нужно быть готовыми, совершенно готовыми присоединиться к небесной семье Божьей как раскаявшееся, свободное от греха, благословенное чадо Божие.

Из книги Святителя Николая Сербского «Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви»

Что же такое непростительный грех?

Если непростительный грех это не богохульство, не прелюбодеяние, не убийство и не самоубийство, то, что же? Объясняя суть непростительного греха, Иисус Христос говорит об этом так: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не проститься ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:31,32).

Итак: «…всякий грех и хула простится человекам…». Что значит в этом высказывании Иисуса Христа слово «всякий»? А вот что – все виды греха. Разве это не добрая весть из уст самого Спасителя? Человек может совершить самый, что ни на есть, ужасающий грех. Которую из десяти заповедей Закона Божьего он бы не нарушил, если бы даже нарушил все их десять – Бог может просить и такого человека! При каком условии Бог просит Его? Это условие на удивление является очень простым: грешный человек должен сожалеть о содеянных грехах, обратиться к Богу с чистосердечным раскаянием, стремясь получить Божье прощение. И если это будет именно так, то Бог простит грешника. Всякий грех будет прощен человеку. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна,1:9). Для людей, стремящихся к прощению, Бог всегда открыт, и Кровь распятого Иисуса Христа очищает нашу совесть от всех грехов: «…Кровь Христа… очистит совесть нашу…» (Евреям 9:10).

Когда речь идет о непростительном грехе, то имеется в виду не вид или тип греха, а его степень. Это не какой-то единовременный акт, а скорее непрестанный и упорный бунт человека против Святого Духа. И это не простится такому человеку.

Непростительным грехом является постоянное пребывание человека в состоянии мятежа против побуждений Святого Духа и любящих обращений к нему Иисуса Христа. Это постоянное нарушение наставлений Святого Духа, что, в конечном итоге, и приводит человека к такому состоянию, когда он оказывается наглухо закрыт для влияния Святого Духа.

Разберем простой, но наглядный для понимания этого явления пример. Допустим, что вы решили сделать в своей квартире из одной комнаты две, построив посередине комнаты стенку из кирпича. Сначала вы делаете основание, на которое будете укладывать кирпичи. Пока вы работаете, стоя на своей половине комнаты, другой человек, находясь на другой половине комнаты, за будущей стеной, разговаривает с вами, поддерживая беседу. Вы общаетесь, ведете разговор о том, о сем, о погоде, о работе, о каких-то ваших общих интересах. Разговаривая с этим человеком, вы продолжаете работать, укладывая кирпич за кирпичом, и стена поднимается все выше и выше. Работа спорится, и, наконец, остается положить всего несколько кирпичей – один, два и стена будет готова. Связь между вами и вашим собеседником почти прервалась. Вы можете общаться только через это небольшое отверстие и едва можете видеть своего собеседника сквозь него. И вот уложен последний кирпич. Связь между вами полностью прекратилась.

Так вот, непростительный грех – это не первый, положенный вами кирпич в стене, а последний. Если человек постоянно и настойчиво бунтует против призывов Святого Духа, то он воздвигает глухую стену между собой и Им. Иисус Христос через Святого Духа с любовью призывает людей повернуться в Его сторону, прийти к Нему с покаянием. И тогда Господь сможет простить грехи и спасти человека для вечной жизни. Если человек не хочет этого, сопротивляется, то он сам закрывает к себе доступ Святого Духа. В этом случае говорят, что человек заглушил свою совесть. Такой человек будет все меньше и меньше ощущать голос Божий и, спустя какое-то время, голос Божий уже не сможет достичь его сердца совсем. С этого момента человек начинает творить неправые дела, не слыша голоса совести, но не потому, что Бог больше не обращается к нему, а потому, что сердце этого человека совсем огрубело. Человек сам воздвиг между собой и Богом неприступный барьер, прерывающий взаимное общение.

Из всего сказанного следует, что мы должны как можно дальше держаться от мысли построить вышеупомянутую стену – стену отчуждения между собой и Святым Духом. Если мы не положим первый кирпич в фундамент этой стены то, безусловно, не положим и последний. Наши отношения с Богом будут открытыми и ясными. Святой Дух будет иметь свободный доступ к нашему разуму.

Будем же благоразумны! И если Святой Дух обратится к нашим сердцам, то расположим свой разум на то, чтобы сказать ему «да», т. е. признаем свой грех и покаемся в нем.

Подготовил В. Ильин

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» март 2004 г.

Поделиться

Ругающийся матом сам себя проклинает

Если Христос говорит, что за каждое слово человеку придется отвечать, то представьте, как тяжело будет тем, кто просто не мог жить без нецензурной лексики? А разве вам не приходилось видеть людей, речь которых на 50% состоит из ругани? Нецензурную лексику они используют для связи остальных слов в предложения. Их речь настолько бедна, что приходится хоть чем-то ее разбавлять.

Есть и те, что пытаются как-то «приукрасить» свою речь. Когда линейность надоедает, они добавляют остроты – называют имена бесов, сами того не осознавая.

Святые отцы справедливо учат: надо контролировать все свои мысли, слова, поступки. Сам Христос говорит:

Если за празднословие придется так отвечать, то что тогда ждет тех, что сквернословят? Они ведь сами призывают бесов, не оставляя в сердце места Богу.

Слова – это показатель того, что происходит внутри человека, какие мысли его посещают, как он смотрит на мир. Если сердце пребывает в чистоте, то из уст человека льются слова благодарности Богу, если же в сердце грязно, то и речь его сопровождается потоком грязи и гнили, ругани и мата.

В таком сердце не может жить Христос, такого человека не может покрыть Пресвятая Богородица, так как он пребывает во власти бесов.

Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал:

Обратите внимание: если человек один раз заматерится, то он проклинает весь этот день. А если человек постоянно использует мат? Тогда получается, что он регулярно проклинает свою жизнь

Люди, одержимые бесами, не могут контролировать себя, а злые духи от их имени могут произносить худые слова. Это указывает на психический аспект расстройства.

Святые отцы о сквернословии

Апостол Павел пишет: «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 3–5). В Послании к Колоссянам тот же Павел призывает: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол. 3, 8).

Климент Александрийский еще в конце II века по Рождестве Христовом на своих лекциях поучал слушателей катехизаторской школы в Александрии, готовившихся к принятию Крещения: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, говорится, оскверняет человека» (Мф. 15, 18).

А вот Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Как же ты можешь научить целомудрию жену, когда бесстыдными глазами возбуждаешь ее идти в распутство? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если у тебя дурно пахнет изо рта, то ты не прикасаешься к общей трапезе; но когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступать к Тайнам Господним?.. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

Пойманы за делом!

Несмотря на бытующее мнение, будто бы нецензурные выражения – удел простого люда, из истории известно немало примеров, когда подобные оплошности в своей речи допускали известные люди. Например, гневаясь на себя, Гитлер не раз применял к себе же самые нелестные эпитеты немецкого языка.

Известна история о том, как однажды очень неудачно дал волю своему языку принц Чарльз, во время выступления перед школьниками уронивший лист с записанной на нем речью. Выразился он при этом крайне неэтично. Особенную пикантность ситуации добавляет тот факт, что на листке была (как убеждают представители СМИ) записана речь, посвященная как раз неприемлемости сквернословия в повседневности.

Известны из истории случаи, когда позволяли себе «крепкое словцо» Труман, Никсон, Горбачев, Черномырдин. Даже в мемуарах Плисецкой можно встретить подобные казусы, как и в ставших крылатыми фразах Окуджавы.

Актуальность проблемы

Как отмечают многие филологи, могучим русский язык делает вовсе не разнообразие матерных слов, а возможность выразить сколь угодно сложную мысль без применения нецензурных терминов. Более того, в определенных кругах считается гораздо более эффективным способом оскорбить собеседника, тонко играя терминами языка, интонациями, возможностями иронии и сарказма. Такая реплика задевает гораздо сильнее, нежели прямо, в сердцах высказанное, устоявшееся неприличное выражение. Но, как видно из повседневности, именно к штампованным фразам предпочитают прибегать наши соотечественники, желающие выразить экспрессию в речи.

В последнее время мат в разных формах получил широкое распространение среди всех возрастов, социальных слоев. Даже в книгах, с экранов кинотеатров и телевизоров можно слышать нецензурные фразы. Все это влияет на общественность, понижая уровень культуры. Люди привыкают к тому, что именно такой способ выражения своих мыслей – норма. Безусловно, с этим нужно бороться, поднимая общий культурный уровень социума.

Вчера, сегодня, завтра

В настоящее время применяется термин «инфернальная лексика». Именно им обозначают выражения, слова, а также поведение, связанное с попытками взаимодействия с потусторонними сущностями. Наименование идет от латинского слова «преисподняя». Впрочем, беседы о сквернословии в наши дни стали исключительно актуальными, так как эмоционально нагруженные фразы многими используются вовсе без всякой идеи и цели, а просто по привычке. Преимущественно, это характерно среде невежественных людей с низким уровнем образования. Считается, что упоминание человеческих половых органов унижает собеседника, оскорбляет его, а со стороны говорящего демонстрирует отсутствие страха и агрессивную позицию. В некоторой степени, это еще и попытка показать себя раскованной персоной, для которой не играют никакой роли признанные в обществе нормативы поведения.

Основная причина сквернословия – попытка доказать себе и окружающим свое высокое положение. Человек словно бы демонстрирует другим, что он сильнее и выше, поэтому может позволить себе оскорбительное обращение. Тот, кто не чувствует в себе такой уверенности, обругать собеседника, конечно, не решится. Если человек находится под влиянием сильного эмоционального напряжения, резкие слова могут выступать как средство энергетической разрядки, попытка расслабиться. Чем эмоциональнее речь, тем проще выразить через нее внутреннюю экспрессию

Впрочем, психологи обращают внимание, что такой путь приводит к своеобразной зависимости – раз привыкнув выражать свои эмоции этим путем, в будущем человеку уже сложно переключить на формы речи, не оскорбляющие собеседников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector