История адама и евы. первородный грех и изгнание из рая
Содержание:
- Лилит, первая жена Адама, никак не описана в православии
- Были ли на земле обитатели до сотворения Адама (а.с.)?
- Интересные факты
- Чем занимались наши прародители в обычном мире?
- Символика имен Адама и Евы
- Грехопадение
- Иконография
- Авель в культуре
- Изгнание
- В Ветхом Завете
- О переселении Пророка Ибраhима, мир Ему, в территорию Шама[1] (в Палестину)
- Сотворение первого человека [↑]
- Чем занимались наши прародители в обычном мире?
- Источники, упоминающие о первых людях
- Православие считает Адама и Еву первыми людьми на земле, другие учения имеют свои взгляды
- И умерли почти в один день
- Сколько детей было у Адаме и Евы
Лилит, первая жена Адама, никак не описана в православии
Ещё один персонаж, мимо которого нельзя пройти, — это Лилит.
Если Адам — сын Божий, то Лилит вполне можно назвать Его дочерью (это никак не роль старшей сестры Евы, ибо у них разное происхождение). Она сотворена равной мужу — из глины.
В Библии упоминаний этого персонажа нет. Но ряд исследователей указывают на следующий стих:
Бытие 1:27
Картина Джона Кольера «Лилит», 1892, на которой изображена первая жена Адама согласно не православным источникам Есть мнение, что речь в стихе не о Еве, так как сотворена она из ребра Адама, а здесь описывается некто равный мужчине.
Лилит — древний персонаж, она старше христианства и иудаизма. Она относится к временам, когда в мире ещё царил матриархат. Её имя уходит корнями куда-то в утраченные корни человеческой истории. Тем не менее, мы знаем о ней по некоторым источникам:
- Апокрифы;
- Каббалистические труды;
- Иудейские предания;
- Эзотерические трактаты.
По разным легендам, Лилит была наказана Богом и стала не то злым демоном, не то матерью разной нечисти. По другой версии, её наказали бесплодием, за что Лилит теперь мстит человечеству.
Ряд источников упоминает Лилит как жену или любовницу Каина. Православная традиция к этой женщине равнодушна и не исследует всерьёз её роль и возможность существования.
Были ли на земле обитатели до сотворения Адама (а.с.)?
Были ли на земле обитатели до сотворения Адама (а.с.)?
Ответ:
По мнению некоторых алимов, до сотворения Адама (алейхи салям) на земле жили обитатели. Поскольку земля в то время отличалась от земли в наше время, то и ее обитатели, жившие в то время, не были похожи на современных людей. Вероятно, что в то время землю населял какой-то вид джиннов. И поскольку среди них были как хорошие, так и плохие, справедливые и несправедливые, то спустя какое-то время между ними возникла вражда, которая привела к кровопролитию.
Тогда Аллах Всевышний уничтожил их за их неповиновение, создав вместо них человека, который должен был быть совершать поклонение Аллаху и быть покорным Ему.
Алимы пришли к этому заключению исходя из возможного значения следующего аята: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакара 2/30).
Из этого аята следует, что на земле жил некий народ, который проливал на ней кровь, и поэтому у ангелов возник вопрос о мудрости сотворения других творений, которые так же будут проявлять неповиновение. Значит, до Адама (алейхи салям) на земле жил народ, являвшийся предшественником рода человеческого.
Некоторые геологи так же поддерживают это мнение. Так как некоторые геологические находки, в виде древних останков, подтверждают, что раньше на земле жили иные существа, отличавшиеся от людей. Предположительно эти находки могут относиться к периоду, предшествовавшему приходу Адама (алейхи салям).
Другая часть алимов предпочитала не рассуждать на эту тему, говоря, что поскольку по этому поводу нет никакого бесспорного доказательства, то любые предположения безосновательны. А поскольку данный вопрос не относится к вопросам вероубеждения, то и его изучение не является обязательным.
Из всего вышесказанного следует, что первым человеком, появившимся на земле, является Адам (алейхи салям). И мы – человеческий род, являемся его потомками и будем жить на этой земле до наступления конца света. И в это мы обязаны верить. Так как это подтверждается ясными и открытыми аятами Корана. Что же касается тех, кто жил до появления Адама (алейхи салям), то этот вопрос не относится к категории вопросов вероубеждения, и мы не обладаем исчерпывающей информацией об этом.
Islam-Today
Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!
Интересные факты
- В различных учениях представлены собственные варианты сотворения Адама. Некоторые очень любопытны, например, в религии мандеев сначала появилось безжизненное тело человека и только потом из мира Света принесли душу. В гностическом представлении Адама-андрогина разделили на две половинки – мужскую и женскую.
- В исламе Адам – не просто первый человек. Мужчина возглавляет плеяду пророков Аллаха.
- По поводу происхождения имени ходят легенды. Так, считается, что слово Адам представляет собой аббревиатуру четырех сторон света. Получается, что мужчина – настоящий космополит.
- По преданию, тело Адама похоронено на горе Голгофа, где позднее распяли Иисуса.
Чем занимались наши прародители в обычном мире?
В том-то и беда, что мир стал необычным — враждебным для человека, не исполнившего своего предназначения, которое состояло, по мысли Максима Исповедника, в том, чтобы достигнуть святости самому и привести к Богу всю сотворенную природу. Адам и Ева были вынуждены приспосабливаться к жизни в новой реальности, в холодном и негостеприимном мире.
В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19) — это определение Бога о падшем человеке не сводилось только к тому, что Адаму и его потомкам пришлось отныне тяжело трудиться: возделывать землю, учиться пахать и сеять, выпалывать сорняки — терния и волчцы, которые норовили заглушить добрые посевы. У людей появилась сама необходимость в пище — новом источнике жизненной энергии, заменившем собой древо жизни, но так быстро иссякающем…
Пришлось и приручать животных, которых некогда Сам Бог приводил к Адаму, чтобы тот нарек им имена (ср. Быт 2:19). Пришлось думать об укрытии от непогоды…
Но, может быть, самым тяжелым для Адама и Евы было привыкнуть к мысли, что чудная райская жизнь вместе с ее главной радостью — непосредственным общением с Богом — осталась в невозвратном прошлом. Как поется об этом в стихире, которая звучит в храме в субботу накануне Великого поста:
«Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!»
(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред.)
Символика имен Адама и Евы
В библейских текстах слово “Адам” имеет несколько значений. Это не только имя первого человека. Слово “Адам” используется в книге Бытия как “человек” (Быт.5:2). В других книгах Священного Писания “Адам” толкуется как “мужчина” (Еккл.7:28), “всякий” (Числ.19:14), “каждый” (Зах.13:5), “люди” (Суд.16:7), “первый человек” (Иов.15:7). Чаще всего еврейское слово adam в первых глава книги Бытия используется в обобщенном смысле “человек”. И только после изгнания из рая становится именем первого мужчины.
Свое имя Ева получила не сразу. В Библии говорится о создании женщины. Адам называет ее женой (Быт.2:23). Но после нарушения заповеди Бога, грехопадения “Ева” становится именем первой женщины. В переводе с иврита hawwa “жизнь” или “дающая жизнь”.
Грехопадение
Созданная из ребра Ева уже не считала себя равной мужу, но тоже принесла тому неприятности. Создавая Эдемский сад, Бог «включил в проект» два особенных дерева — Древо познания добра и зла и Древо жизни. Плоды со второго даровали вечную жизнь, а плоды с первого Господь запретил пробовать. Наказанием тем, кто преступит запрет, станет смерть. Остальная флора в Эдеме была в полном распоряжении Адама и Евы.
Первое время люди соблюдали Господень запрет, пока к Еве не обратился змей, бывший «хитрее всех зверей полевых». Змей стал уговаривать Еву отведать запретного плода. Сначала Ева отказывалась слушаться змея и говорила, что Бог запретил приближаться к тому дереву и пробовать плоды с него под угрозой смерти.
Змей убеждал Еву, что смерть им не грозит, напротив — съев плод, люди сами станут как боги. Увлеченная речами дьявольской рептилии, Ева попробовала плод, который в массовой культуре принято считать яблоком. На самом деле вид плода в Библии не уточняется и по поводу того, что конкретно съела Ева, есть разные мнения — от фиги или инжира в версии иудеев до персика в версии армян.
Попробовав плод, Ева накормила тем и мужа. Отведав запретного плода, Адам и Ева неожиданно заметили, что оба обнажены, смутились и попытались спрятаться от Бога. Господь наказал каждого участника событий. Змея проклял, чтобы тот вечно ползал на брюхе и питался прахом. А совершивших первородный грех Адама и Еву изгнал из Эдема.
После столь рокового поворота биографии мужчине пришлось всю жизнь трудиться в поте лица и возделывать землю, а Ева была обречена подчиняться мужу и «в болезни рождать детей». Люди утратили бессмертие, которое было им свойственно в саду Эдема, и после смерти обречены были вернуться в прах — в землю. Чтобы люди не пробрались обратно в Эдем и не вкусили там плодов Дерева жизни, которые дают бессмертие, Господь поставил на входе херувима — многокрылого ангела с огненным мечом.
После изгнания из рая люди начали плодиться и размножаться. Ева родила первого сына — Каина, а за ним второго — Авеля. Третий сын, Сиф, родился у Евы, когда той было уже 130 лет. Из рода Сифа произошел Ной — ветхозаветный патриарх, который спасся в ковчеге во время Всемирного потопа вместе с небольшой группой избранных праведников. Потомки других сыновей Евы — Каина и Авеля — погибли во время потопа. Таким образом, Сиф считается родоначальником современного человечества.
Иконография
Сошествие во ад. Дионисий. 1502-1503 гг. |
Быт 2, 7Быт. 3, 1Быт. 4, 1
Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.
Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа, где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом — капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с IX в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева — в красном платье и мафории.
Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .
В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .
Авель в культуре
Иллюстрации к текстам Библии — памятники христианского искусства, сохранились и до наших дней. В живописи Авель чаще всего представляется безбородым юношей в греческом хитоне и надетой сверху гаматии.
Самыми распространенными сюжетами стал обряд жертвоприношения и самого убийства. Первые изображения братьев датированы IV веком и присутствовали в росписи катакомб Виа-Латина в Риме. На фреске пастух сидит верхом на овечке.
В русском искусстве иконы с изображением Авеля были представлены в Мирожском монастыре (XII век). Чуть позже библейский персонаж появился в росписи новгородской церкви Спаса.
Не всегда художники передавали истинно библейский смысл. К примеру, работа Антона Лосенко 1768 года «Авель» изображает сломленного, лежащего в полной темноте мужчину. Живописец поставил цель продемонстрировать характер сильного человека в момент страдания, а вот религиозный контекст в полотне отсутствует.
Изгнание
Бок о бок с парочкой первых людей жил хитрый змей-искуситель, который долго убеждал Еву попробовать плод запретного дерева. Гад уверял, что смерть не грозит, наоборот, люди станут равными Богу и, наконец, познают добро и зло. В конце концов, женщина сдалась, а вслед за ней и Адам вкусил плод. Волшебство не заставило себя ждать – герои вдруг почувствовали стыд от наготы и поспешили спрятаться от взора отца.
Адам, Ева и змей-искуситель
Разгневавшийся Бог проклял змея, обрекая того навеки ползать и питаться прахом. Адам же вместе с супругой был изгнан из рая. В нагрузку к этому персонажи получили россыпь неприятных последствий: отныне женщина обречена рожать в муках, а мужчина ради пропитания должен ежедневно трудиться до семи потов.
Отобрал создатель у детей и еще один бонус – бессмертие. С тех пор людей преследовали старость и непременная гибель, которая возвращает прахом в землю, откуда и появился когда-то Адам. Но, отправляя в изгнание жителей Эдема, Бог хотя бы даровал им «кожаные одежды».
Адам и Ева изгоняются из Рая
В исламской традиции в роли искусителя выступил джинн Иблис. И если в христианстве в ослушании Бога обвиняют женщину, то в Коране вина за содеянное ложится на плечи Адама. Кстати, в исламе отсутствует понятие первородного греха, а поступок мужчины – его личный выбор, последствия которого не затрагивают потомков.
Новая жизнь Адама наполнилась страданиями от болезней и тяжкого труда. Герой стал отцом Авеля, Каина и Сифа. Последний отпрыск удостоился чести стать родоначальником современного человечества, потому как потомство старших братьев исчезло в эпоху Всемирного потопа.
В Ветхом Завете
Сотворение
В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о сотворении мира и человека:
Согласно первому варианту (Быт. 1:26-29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы Богом одновременно после создания всех зверей, птиц и рыб. По Библии, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Священное Писание говорит далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами (Быт. 1:27).
Согласно второму варианту, Бог сначала сотворил одного мужчину, затем создал райский сад и поселил в нём мужчину в качестве садовника: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Затем Бог создал всех зверей и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот выбрал себе из них помощника (Быт. 2:18-20). Однако подходящего помощника не нашлось, поэтому Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Грехопадение и изгнание из Эдема
Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.
Змей же (образ Сатаны), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога. По словам Иоанна Златоуста, изначала Бог создал этого человека самовластным, иначе он не стал бы наказывать его за преступления заповеди либо награждать за её соблюдение. Грехопадение заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.
После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».
Жизнь после изгнания из Эдема
Адам познал свою жену Еву, и та родила Каина. Затем Адам ещё раз познал Еву, и она родила второго сына — Авеля (Быт. 4:1-2). В 130 лет у них родился третий сын — Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа (Быт. 7:21).
О переселении Пророка Ибраhима, мир Ему, в территорию Шама[1] (в Палестину)
Народ Пророка Ибраhима, мир Ему, по-прежнему упорствовал в своем неверии. Уверовало из них только небольшое количество людей. Тогда, видя, что люди не внемлют Его призыву и упорно не хотят принимать Веру, Пророк Ибраhим, мир Ему, решил уехать в другую местность, где Он смог бы беспрепятственно поклоняться Аллаhу и призывать людей к Исламу. Может быть, там люди откликнутся на Его призыв и примут Веру, признав, что только Аллаh – Единственный Создатель, Которому принадлежит Власть над всем.
В Священном Кур`ане сказано (Сура «Ас—Саффат», Аят 99):
﴿وَقَالَ إِنِّي ذَاهِبٌ إِلَى رَبِّي سَيَهْدِينِ﴾
Это означает: «Пророк Ибраhим, мир Ему, сказал, : «Я направляюсь туда, куда Мой Господь повелел мне идти, , где смогу беспрепятственно поклоняться Всевышнему Аллаhу».
А также в других Аятах Кур`ана сказано о Пророке Ибраhиме (Сура «Аль-‘Анкабут», Аяты 26-27):
﴿فَآمَنَ لَهُ لُوطٌ وَقَالَ إِنِّي مُهَاجِرٌ إِلَى رَبِّي إِنَّهُ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ وَجَعَلْنَا فِي ذُرِّيَّتِهِ النُّبُوَّةَ وَالْكِتَابَ وَءَاتَيْنَاهُ أَجْرَهُ فِي الدُّنْيَا وَإِنَّهُ فِي الآخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ﴾
Это означает: «Пророк Лут был верующим, как и другие Пророки, и Он первым признал Ибраhима, мир Ему, как Пророка, когда увидел, что огонь не навредил Ему. Пророк Ибраhим сказал: «Я переселяюсь туда, куда повелел мне Мой Господь . Воистину, Аллаh сохранит меня от врагов, и Он знает обо всем». Аллаh даровал Ибраhиму Исхака и Я‘куба, и даровал потомкам Ибраhима Пророчество и Небесные Писания. Аллаh дал Ибраhиму особенность в этой жизни , и на Том Свете Он будет в Раю».
Пророк Ибраhим, мир Ему, выполняя Повеление Всевышнего, переехал вместе со своей женой Сарой и племянником Лутом на благословенную землю Шама.
Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Аль-Анбия`», Аяты 71-73):
﴿وَنَجَّيْنَاهُ وَلُوطًا إِلَى الأَرْضِ الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا لِلْعَالَمِينَ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ نَافِلَةً وَكُلاًّّ جَعَلْنَا صَالِحِينَ X وَجَعَلْنَاهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا وَأَوْحَيْنَا إِلَيْهِمْ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ وَإِقَامَ الصَّلاةِ وَإِيتَاءَ الزَّكَاةِ وَكَانُواْ لَنَا عَابِدِينَ﴾
Это означает: «По Повелению Аллаhа Пророк Ибраhим и Лут переселились на особую, благословенную территорию . Аллаh даровал Пророку Ибраhиму благочестивых потомков, среди них – Исхака и Я‘куба. Они были Пророками, ведущими людей путем Истины, как им повелел Всевышний. Аллаh повелел Им через Откровение совершать благие дела – выполнять Намаз, давать Закят. Они поклонялись только Аллаhу Всевышнему».
_________________________________________
Шам – это территория Сирии, Ливана, Палестины, Иордании.
Лут был сыном брата Ибраhима, мир Им.
Сотворение первого человека [↑]
Как уже было указано выше, Адам и его жена Хава (Ева) созданы Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана — первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а
).
И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7
), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот ). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б ).
Тело Адама было «изготовлено» из тех же природных элементов, что и тела животных. Поэтому он подобен им по строению органов. Но высшая душа (нешама
), благодаря которой человек обрел мышление и речь, сродни обитателям высших миров, не имеющим материального тела и не подверженным смерти (Рамбан, Берешит 1:26 ). В высшей душе заключалась основная суть человека, и именно к ней относится слово «сотворил» (бара ) и выражение «по Своему образу» (Берешит 1:27 ). Но тело называется лишь «плотью человека», а не самим «человеком» (Виленский Гаон, Адерет Элияу 1:27 ).
Адам был сотворен на горе Мория
, на месте, где впоследствии был возведен Иерусалимский Храм (Пиркей дераби Элиэзер 11:20 ). Он появился на свет взрослым (как двадцатилетний) (Берешит раба 14:7 ) и обрезанным (Авот дераби Натан 2:5 ). Его кожные покровы состояли из «тонкой материи», подобной свету, и его лицо излучало сияние (Зоар1, 36б, 3:261б; Эц Йосеф, Берешит раба 8:10 ).
Тело первого человека было огромным: когда он лежал, его голова находилась далеко на востоке земли, а ноги достигали крайнего запада (Санхедрин 38б, Раши
). Некоторые комментаторы полагают, что указания Талмуда на то, что Адам был ростом «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Хагига 12а ), являются лишь образными сравнениями, подобно тому, как в Торе сказано: «Города большие и крепости до небес» (Дварим 1:28 ). Просто он был очень высокого по человеческим меркам роста (Яд рама, Санхедрин 38б ). А есть толкователи, относящие указания Талмуда вообще не к росту, а к мудрости, которой наделил Адама Творец: постижение первого человека охватывало все «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а ).
Сотворив Адама, Всевышний показал ему всех людей, которым еще предстоит прийти в мир до эпохи воскрешения мертвых: «каждое поколение и его вождей, каждое поколение и его мудрецов, каждое поколение и его пророков» (Берешит раба 24:2, Эц Йосеф; Шохер тов 139
). Адам особенно обрадовался, когда дошел до времени раби Акивы: его восхитили мудрость и праведность этого человека. Но затем он был поражен его мученической смертью (Санхедрин 38б ).
На пятый час дня Адам «встал на ноги» — и его голова уходила высоко в небеса (Санхедрин 38б
, Раши). Когда все прочие создания увидели человека, сотворенного «по образу Б-га» (Берешит 1:27 ), они решили, что это и есть их Творец, и склонились перед ним в трепете. И тогда Адам указал им на истинного Владыку Вселенной, которому, действительно, следует поклоняться (Пиркей дераби Элиэзер 11 ).
На шестой час Всевышний провел перед Адамом всех созданных животных и птиц, и Адам «нарек им имена» (Берешит 2:19—20
): одно из животных он назвалшор (бык), другое —хамор (осел), третье —сус (конь), четвертое —гамаль (верблюд) и т.д. (Берешит раба 17:4 ). Каждое живое существо он назвал в соответствии с его природой, разделил их по видам, внутри которых возможно размножение (Рамбан, Берешит 2:20 ). И имя, данное им на святом языке, точно соответствовало духовному корню каждого из живых существ. Поэтому-то в Торе сказано: «И как Адам назовет каждое живое существо — таково его имя» (Берешит 2:19 ) — т.е. «таково его подлинное имя, отражающее его духовный источник в высших мирах» (Эц Йосеф, Берешит раба 17:4 ).
Когда ангелы-служители впервые увидели человека, они тоже впали в заблуждение, решив, что перед ними — Шехина (проявление Творца в сотворенном мире), и они стали прославлять его как Творца: «Кадош, кадош, кадош!»
. Чтобы указать ангелам на их ошибку, Всевышний «навел на человека глубокий сон» (Берешит 2:21 ), и обитатели небес сразу поняли, что увидели всего лишь Адама (Берешит раба 8:10, Раши ).
Чем занимались наши прародители в обычном мире?
В том-то и беда, что мир стал необычным — враждебным для человека, не исполнившего своего предназначения, которое состояло, по мысли Максима Исповедника, в том, чтобы достигнуть святости самому и привести к Богу всю сотворенную природу. Адам и Ева были вынуждены приспосабливаться к жизни в новой реальности, в холодном и негостеприимном мире.
В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19) — это определение Бога о падшем человеке не сводилось только к тому, что Адаму и его потомкам пришлось отныне тяжело трудиться: возделывать землю, учиться пахать и сеять, выпалывать сорняки — терния и волчцы, которые норовили заглушить добрые посевы. У людей появилась сама необходимость в пище — новом источнике жизненной энергии, заменившем собой древо жизни, но так быстро иссякающем…
Пришлось и приручать животных, которых некогда Сам Бог приводил к Адаму, чтобы тот нарек им имена (ср. Быт 2:19). Пришлось думать об укрытии от непогоды…
Но, может быть, самым тяжелым для Адама и Евы было привыкнуть к мысли, что чудная райская жизнь вместе с ее главной радостью — непосредственным общением с Богом — осталась в невозвратном прошлом. Как поется об этом в стихире, которая звучит в храме в субботу накануне Великого поста:
«Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!»
(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред.)
Источники, упоминающие о первых людях
У многих народов земли существовало предание про Адама и Еву, которым мы обязаны своим происхождением. Их биография отражена не только в текстах ранних христиан, но и в апокрифах (в том числе, «Жизнь Адама и Евы»), талмудической, даже в чуждой духу Писания каббалистической средневековой литературе, в учении мендеев. Первые люди и повествование о них встречается в Коране — мусульмане почитают Адама как первого пророка.
В своих исторических, природных и культурных аспектах Библия согласуется с археологическими данными. Это доказала Библейская археология, около 150 лет работающая над изучением, восстановлением происходивших в священной Книге событий, в том числе о жизни Адама и Евы.
Православие считает Адама и Еву первыми людьми на земле, другие учения имеют свои взгляды
Рассказывать про сотворение мира и рождение Адама подробно не будем. Библейская история известна всем.
Скажем о другом. Есть разные толкования первых глав Бытия. Мы здесь рассматриваем православный взгляд. Но монополии на Священное Писание нет ни у одной религии, так что все имеют право делать свои выводы.
Тициан «Адам и Ева»
Например, в истории изгнания из Эдемского сада есть такой фрагмент:
Бытие 3:21
Кожаная одежда эзотериками трактуется как плоть, а Адама и Еву представляют бесплотными душами. Сама история грехопадения превращается не в изгнание из некого сада, а в переход души в материальную природу. На подобные эпизоды богата литература герметизма.
Также Адама и Еву могут рассматривать как аллегорических персонажей, которые иллюстрируют человеческие эпохи или целые миры.
Православие не считает Адама и Еву аллегорическими персонажами.
Ещё одна точка зрения — мнение, что Адам и Ева — не первые люди на земле, а обычная семья, которая жила бок о бок с другими людьми. Тогда вопрос о том, как появились у них потомки, сразу отпадает.
Православие не ставит перед собой задачу вступать в полемику со всеми этими и другими мнениями. Оно лишь развивает своё вероучение.
Поэтому дальнейшие рассуждения будут следовать традиционным взглядам православия, никак не учитывая альтернативные, не христианские толкования.
И умерли почти в один день
Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.
Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.
Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей
и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».
Сколько детей было у Адаме и Евы
Все дети Адама и Евы не перечислены в Библии. Точно так же Книга Бытия подробно не описывает всю родословную Адама. Ведь смысл библейского повествования заключается не в статистических данных кто, когда и кого родил. Смысл — в раскрытии замысла Бога о человечестве. Протоиерей Андрей Ефанов разъясняет:
Некоторую информацию о родословной Адама и Евы можно найти в апокрифической Книге Юбилеев. В ней говорится, что после Каина, Авеля на свет появилась дочь Аван. После убийства Авеля рождается Сиф, а после него дочь Азура. Философ и историк Иосиф Флавий утверждал, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.