Святейший синод
Содержание:
- Как работает Священный Синод
- Правовой статус
- Восстановление патриаршества и учреждение Священного Синода
- Состав
- Священный Синод РПЦ в 20 веке и сегодня
- Литература
- Дорога к Синоду
- Святейший Синод Русской Церкви
- Первенствующие члены
- Протестантские синоды
- Белое духовенство
- Обязанности синода
- Правила Вселенской церкви
- Синоды в Православных Церквях
Как работает Священный Синод
Священный Синод – орган управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами. Синод ответственен перед Собором и через Патриарха представляет ему отчёт о всех действиях за межсоборный период. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, синодальный год состоит из двух сессий: летней и зимней. Первая длится с марта по август. Вторая – с сентября по февраль. Заседания обычно закрытые и проходят в соответствии с принятым регламентом.
Повестка дня предоставляется председателем и одобряется Синодом в начале первого заседания. Члены Синода могут вносить предложения, а также поднимать вопросы, предварительно уведомив об этом председателя. Секретарь Священного Синода (управляющий делами Московской Патриархии) несёт ответственность за подготовку синодальных материалов и составление журналов заседаний. Решения принимаются общим согласием или большинством голосов (воздержаться от участия в голосовании нельзя). В случае равенства голосов решающим является голос председателя.
Помимо попечения о сохранении неповреждённой православной веры и церковном единстве, в обязанности Священного Синода входит: издание дисциплинарных постановлений; регулирование богослужебных вопросов; поддержание должных отношений Церкви с государством, а также многое другое.
Священный Синод занимается избранием и назначением архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных учебных заведений, игуменов (игумений) и наместников монастырей. Синод может создавать комиссии, занимающиеся вопросами канонизации святых, духовного просвещения, благотворительности, хранения церковно-исторических памятников и т.д.
Приведём пример одного из решений современного Синода РПЦ. В июле 2012 года Священным Синодом был официально учреждён чин поминовения некрещёных младенцев. Поскольку отпевание для них не возможно, Церковь установила данный чин, призванный упокоить душу усопшего младенца и утешить его родителей.
Правовой статус
После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.
Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.
Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.
Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами. Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора
Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению
Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.
Причины и цели создания
Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.
Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.
В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод
Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.
Функции
Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:
- Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
- Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.
Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:
- избрание епископов;
- учреждение новых кафедр;
- назначение епископов;
- регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
- осуществление цензуры всех богословских трудов;
- регламентирование брака;
- духовное просвещение прихожан;
- канонизация святых.
Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).
Восстановление патриаршества и учреждение Священного Синода
В начале 20 века синодальная система всё чаще подвергалась критике со стороны представителей духовенства и православной интеллигенции. Церковь пребывала в состоянии «застоя». Назревала необходимость созыва Всероссийского Поместного собора для обсуждения восстановления патриаршества. Собор, подготовка к которому велась с начала 1900 годов, был созван лишь в августе 1917 года. Он проходил до сентября 1918 года на фоне таких значимых событий как падение монархии, свержение Временного правительства, Октябрьское восстание, начало Гражданской войны, а также издание Советом народных комиссаров декрета об отделении церкви от государства.
Общественно-политическая обстановка в стране положила конец колебаниям духовенства и подтолкнула его к принятию решения о восстановлении патриаршества. Приведём слова митрополита Митрофана (Краснопольского):
Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном соборе патриархом избрали митрополита Московского Тихона (Белавина) (1865-1925). Тот же Собор учредил высший орган управления в РПЦ – Священный Синод. Это было не видоизменение старого Синода, а создание нового, теперь уже не государственного, а церковного органа под председательством патриарха. Прежний Святейший Правительствующий Синод спустя несколько месяцев был окончательно упразднён.
Состав
Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:
- президент;
- два вице-президента;
- пять асессоров;
- четыре советника.
Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.
Обер-прокурор
По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.
В результате реформы Петра І Церковь полностью утратила независимость от светской власти
Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.
Первенствующие члены
Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:
- Стефан Яворский;
- Феофан Прокопович;
- Амвросий Юшкевич.
Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.
Священный Синод РПЦ в 20 веке и сегодня
В 20 веке Священный Синод, как и вся Церковь, находился под давлением безбожной советской власти. Он претерпевал множество изменений, его распускали и восстанавливали. Так, в 1922 году патриарх Тихон был арестован, и РПЦ в течение 5 лет пребывала на «нелегальном положении» без полноценного Синода. Позднее власти разрешили создать Временный Синод, однако в 1935 году он был распущен.
В годы Великой Отечественной Войны государство пошло на некоторые уступки Церкви. В 1943 году был сформирован постоянный Священный Синод. Он состоял из шести членов под председательством патриарха Сергия (Старгородского) (1867-1944). Позднее количество членов Синода увеличивалось.
Сегодня Священный Синод является совещательным органом при главе Церкви и состоит из 12 епископов. Половина из них сменяется каждые полгода. Среди постоянных членов Синода архиереи из Украинской и Белорусской Православных Церквей (юрисдикции Московского Патриархата).
В ведении Священного Синода находятся множество церковных учреждений: отдел внешних связей, миссионерский отдел, учебный комитет, отдел благотворительности и социального служения, издательский совет и т.д. Также существует три синодальные комиссии: библейско-богословская, богослужебная и заведующая канонизациями святых.
Литература
- Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856—1904. — СПб.: Наука, 2003. — 276 с.
- Алексеева С. И. Святейший Синод и Государственный совет в России (вторая половина XIX в.) // Страницы российской истории. Проблемы, события, люди. Сборник в честь Бориса Васильевича Ананьича. — СПб., 2003. — С. 10—16.
- Алексеева С. И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856—1904 гг. // Нестор. Ежекварт. тематич. журн. истории и культуры России и Вост. Европы. Православная церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография. — СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2001. — № 1. — С. 291—310.
- Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. / отв. сост. Д. И. Раскин, отв. ред. Н. П. Ерошкин. — СПб.: Наука, 1998. — С. 134—147. — ISBN 5-02-028394-0 ; 5-02-028386-X
- Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении. — СПб., 1898.
- Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. — М., 1886.
- / Сообщ. Г. В. Есиповым // Русский архив. — 1870. — Стлб. 1953—1959.
- Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву. — СПб., 1914.
- Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. — Ч. III. Гл. 35. Бюрократия в Церкви.
- Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению. // Богословский вестник, издаваемый Имп. Моск. духовною академиею. — 1904. — № 1 и 2.
- Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Париж, 1937.
- Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 56—147. — ISBN 5-98574-011-0
Дорога к Синоду
Когда в 1700 году умер консервативный патриарх Адриан , Петр оставил эту должность незаполненной и вместо этого около двадцати лет руководил церковью архиепископ Стефан Яворский , сторонник реформ. В 1721 году церковь официально перешла под прикрытие русского национального правительства с Духовным орденом, который якобы был написан главным образом архиепископом Феофаном Прокоповичем .
После смерти Патриарха Адриана Петр по вдохновению и поддержке своего чиновника А.А. Курбатова решил упразднить патриарший Разрядный приказ, который отвечал за гражданское и военное управление, и перенаправил все дела в соответствующий приказ, административный или судебный офис. Это и другие события продемонстрировали, что мало-помалу администрация Петра лишила силы каждое церковное подразделение, а их обязанности были переданы параллельным правительственным ведомствам. Однако некоторые ученые утверждают, что Петр не намеревался упразднять Патриархат, когда он начал изменять административную структуру церкви. Отсрочка выбора нового патриарха оказалась экономически выгодной; Ограничивая церковную собственность на землю и другие финансовые излишества духовенства, государство экономило деньги. Это дало Петру дополнительный стимул к отмене патриархата.
В 1711 году реформа предоставила Сенату юрисдикцию над всеми народами, в том числе и церковными подданными. Это означало, что государство теперь имело власть над вопросами, которые ранее оставались за церковными властями. С этой властью у государства появилась возможность в определенных ситуациях определять клерикалов для управления на религиозных должностях.
В 1716 году Петр сформулировал клятву на епархиальном новоизбранному Вологды и Астрахани и Яворский. Присяга, разделенная на семь частей, служила дополнением к настоящей присяге. Первые две части посвящены подходящему способу борьбы с еретиками и оппозиционерами. В третьем разделе говорится, что монахи их епархий не должны выезжать за пределы епархии, кроме как по срочному делу, и только тогда с письменного разрешения. Клятва запрещала строительство любых ненужных церквей (пункт 4) и наем любых несущественных священнослужителей (пункт 5). Клятва требовала от духовенства посещать их епархию не реже одного раза в год, чтобы рассеять суеверия или отступников и собрать верующих (пункт 6). Наконец, присяга заставляла епископов поклясться, что они не будут участвовать в светских делах или судебных разбирательствах.
Святейший Синод Русской Церкви
Первым русским патриархом был избран Иов в 1589 году. В течение последующего столетия Церковь являлась независимой от государства. Её предстоятель был практически равен царю.
Во времена правления Михаила Фёдоровича Романова патриарший престол занимал его отец. Патриарх Филарет — в миру Фёдор Романов, 1553-1633. Глава Церкви был фактическим соправителем государя и обладал полномочиями издавать собственные царские указы. Например, в соответствии с одним из них, патриарх мог вершить суд над крестьянами подведомственных ему земель.
Попытки проведения самостоятельной политики предпринимал и патриарх Никон (1605-1681). Например, он протестовал против Соборного уложения 1649 года. Этот законодательный корпус стал первой серьёзной попыткой государства умалить роль Церкви и подчинить её себе. Конфронтация патриарха с царём, боярами и частью духовенства привела к тому, что Никона извергли из сана и простым монахом сослали в монастырь.
Возшедший на престол в конце 17 века Пётр I стремился отказаться от всего старого. Он желал построить новое государство по западному типу. Консервативная, всё ещё независимая и влиятельная Церковь воспринималась царём-реформатором как серьёзный конкурент и соперник. Для ликвидации автономности Церкви, встраивания её систему государственной власти Пётр I пошёл на радикальные меры. В 1700 году, после смерти десятого русского патриарха Адриана, царь запретил избрание очередного предстоятеля Церкви.
В 1721 году в качестве замены патриарху была основана Духовная коллегия. Вскоре она стала именоваться Святейшим (титул главы Церкви) Правительствующим Синодом. Что такое Синод? Это было действовавшее от имени императора государственное учреждение, которое занималось церковным управлением, бракоразводными делами и духовным просвещением народа. Синод состоял из назначаемых царём представителей духовенства, а также одного светского чиновника, (представителя императора) – обер-прокурора. На протяжении 18-19 веков роль последнего постепенно усиливалась.
Первенствующие члены
-
Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский
- Феодосий (Яновский), первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
- Феофан (Прокопович), первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
-
Феофан (Прокопович)
К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы
(15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский
- Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
- Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
- Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
- Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
- Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
- Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
- Гавриил (Петров) (1775 — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
- Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
- Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
- Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
- Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
- Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
- Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
- Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
- Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
- Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
- Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
- Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
- Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)
Протестантские синоды
В пресвитерианской синодальной (или пресвитерианской-синодальной) системе, которая является наиболее распространенной формой церковного управления как в реформатской, так и в лютеранской (например, церкви Швеции или лютеранской церкви — Синод Миссури ) или англиканских церквях , синод — это название, данное церкви собрание самого высокого уровня, часто на национальном уровне, которое решает все существенные вопросы, в частности:
- исповедание веры
- общая организация ( Дисциплина ),
- обучение, набор и зарплата министров ,
- отношения с другими Церквами.
В некоторых церквях, например в Шотландской церкви , модератор национального синода также является президентом церкви или, по крайней мере, ее представителем.
Во Франции первый протестантский национальный синод состоялся в Париже в 1559 году. Он развил исповедание веры, которое, ратифицированное в 1571 году синодом Ла-Рошели, получило название исповедания Ла-Рошели . С тех пор было проведено множество других синодов, списки которых доступны для ознакомления.
Сегодня в рамках Объединенной протестантской церкви Франции, созданной в 2013 году встречей реформатской и лютеранской церквей Франции, действуют региональные и национальные синоды. Региональные синоды — совещательные собрания. Каждый из них объединяет представителей соответствующего регионального совета и делегатов от всех поместных церквей в регионе (пасторов и мирян, действующих в качестве делегатов синода). Обсуждение региональных Соборов представлены, для 2 е уровня анализа и обсуждения на национальном синоде. Национальный синод — это суверенный орган, решающий вопросы веры и организационные вопросы, от обращения со служителями до международных или межконфессиональных соглашений. Он избирает национальный совет, который управляет Союзом и реализует синодальные решения и направления между двумя ежегодными сессиями.
Белое духовенство
По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.
Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.
Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.
Обязанности синода
Что такое синод? Думаю, вы уже прекрасно поняли смысл и значение этого слова. Теперь же вам стоит более подробно ознакомиться с обязанностями этого органа, о которых мы упоминали ранее:
- Попечение о неизмененном хранении и истолковании христианства, а также устоявшихся правил нравственности и благочестия, проповедуемых этой религией.
- Служение внутреннему единству РПЦ (Русской православной церкви).
- Поддержание союза с Православными Церквами из других государств.
- Поддержание необходимых отношений с государственными структурами, которые в полной мере соответствуют действующему уставу и законам.
- Планирование внутренней и внешней деятельности церкви, а также решение вопросов, возникающих на данной почве.
- Оценка ключевых событий, которые происходят в жизни самой церкви, в отношениях с другими конфессиями и религиями.
- Контроль действий всей Полноты РПЦ в ее попытках по достижению всеобщей справедливости и мира.
- Установка порядка владения и использования зданий и имущества, которые принадлежат Русской православной церкви.
Теперь вы знаете значение слова синод, историю этого церковного органа, а также его основные функции. Очень надеемся, что предоставленная в статье информация была вам интересна, и вы узнали из нее много нового.
Правила Вселенской церкви
По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:
- Синодальная канцелярия.
- Духовно-учебный комитет.
- Управление Синодальных типографий.
- Канцелярия обер-прокурора.
- Духовно-училищный совет.
- Хозяйственное управление.
Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).
Синоды в Православных Церквях
Синод 1917 г. после избрания Тихона Московского .
Это слово имеет три значения, все из которых относятся к управлению Церковью:
- постоянное собрание епископов, которые заседают под председательством предстоятеля, независимо от того, носит ли он титул патриарха или архиепископа, во главе одной из автокефальных церквей православного общения.
- собрание русских епископов в изгнании, которые с 1925 года пытались увековечить организацию Русской Церкви и объединили русские общины за рубежом. Слово синод обозначает все общины, входящие в состав этого органа.
- производным образом, синодальный период русской истории, то есть период, когда Московский патриархат был подавлен (1721-1917) и заменен . Во главе синода был поставлен светский чиновник, а Церковь находилась под наблюдением священнослужителя.