Иллюстрации

Ранние годы[править | править код]

Родился 11 января в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.

В окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 назначен судовым священником на корабль «Память Азова».

В назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к Петербургской духовной академии. С 13 декабря назначен исполнять должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

Удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».

В вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.

29 июля определен ректором Петербургской духовной семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором Петербургской духовной академии. С 21 января  — ректор той же духовной академии.

патологическая речь

ругательные слова

теория

Тот, кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или Православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни… Ведь, не от filioque католичество, а наоборот… Точно так же и Православие узнается не из его теоретического учения.

юридизм
  • Жизнь Церкви так сложилась, что вполне законное и вполне понятное применение к духовному развитию членов Церкви послужило источником того коренного заблуждения, которое теперь отличает христианство западное; на этой почве развилась правовая (юридическая) постановка учения о спасении.
  • При правовом жизнепонимании, и нельзя понять, почему Слово Божие и вся отеческая литература с такой силой настаивает на том, что человек спасается только верой во Христа и только в церкви.

приемы патологической речи

приемы цитирования

Свт. Серафим (Соболев) сообщает о неправильном методе митр. Сергия в пользовании святоотеческим учением, одностороннем и отрывочном приведении цитат без их связи с воззрением Святых отцов на совершение нашего спасения.

библейская аллюзия

И бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19)

Литература

  • «ЖМП» 1934, № 18-19, с. 8.
  • «ЖМП» 1934, № 20-21, с. 3, 4.
  • «Правда о религии в России». МП, 1942, с. 62, 24.
  • «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».
  • Сборник церковных документов, с. 33-36.
  • «Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия», с. 27.
  • ФМП № 60, с. 24.
  • ФПС I № 279 с. 11.
  • ФПС II с. 7.
  • ФПС IV с. 7.
  • ФПС V № 170.
  • ФАМ 14.
  • W. Alexeev, Russian orthodox Bishopsin Soviet Union, 1941-1953 (New York) s. 65-69.
  • W. Alexeev (Th. Stavrou, The Great Revival. The Russian Church Under Geman Occupation 73-78.
  • W. Alexeev, Le drame de l’exarque Serge Voskresenskij et l’election du patriarche de Moscou, in Irenikon 1957, 181 -202.
  • W. Alexeev, L’Eglise orthodoxe russe sous l’occupation allemande (1941-1944) 243-276.
  • W. Alexeev, The Orthodox Churh Under German Occupation: An Unpublished Memorandum by the Exarch of the Baltic Area, Metropolit Sergii, in; Eastern Churches Review VI (1974) 131E.-161.
  • E. Treulieb, Metropolit Sergii von Riga und die «Orthodoxe Mission»in Pleskau, in: KiO 8(1965)55-66.
  • W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum. Ein Uberblick, in: KiO 21/22 (1978) 97.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 31-35, 65. (История Церкви России в новое время. В 3-х томах Мюнхен / Зальцбург 1965-1968гг).
  • свящ. А. Ионов, Записки миссионера (Псковская миссия) в: «Правосл. Русь» 1982, 22 с. 9-11; 23, 7-10.

  • Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 511, 512.)

  • A.E Levitin (Krasnov), Die Glut deiner Hande 121.
  • D. Pospielovsky, The Russian Church, 6, 147, 187f, 190, 377; Exarch 183, 227, 232.
  • N. Struve 49, 72, 77, 523.
  • Вестник русского христианского движения. 127 (1979) 246.
  • W. Fletcher, Studi in Survival. New York 1965, s. 101f.
  • W. Fletcher, The Russian Orthodox ground,Churh Under 81f, 154.
  • А. Андреев, Г. Героник, Крест на службе у свастики, в: NiR 1963, 11 43-48.
  • A. Чертков, Москва 1968, 161.Н. Китев, Исповедники и мученики 30-х годов, в Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 150 (1987) 235-248.
  • Быль и другая правда, в: NiR 1988, 5, 14-15.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, 166, 168.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 67, 170.
  • Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Gtschichte (860-1980), hg. Von P. Hauptmann und G. Stricker (Gottingen 1988):R. Rossler, Die Russiche Orthodoxe Kirche in Sowjtstaat (seit 1917), hier: Dokument № 280. (Ортодоксальная Церковь в России. Документы ее истории (869-1980 гг.), под ред. П. Хауптмана и Г. Стрикера Русская ортодоксальная Церковь в Советском Государстве(после 1917 года), здесь документ № 280.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 6, с. 96-100.
  • Губонин М. Е., сост., _Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы

    и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях_, М., 1994, с. 991.

  • У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове), М.: Даниловский благовестник, 1996, с. 43.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие, СПб., 1999, с. 5.
  • Голиков А., свящ., Фомин С., Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1952 гг., М., 1999, с. 8-32.
  • Киреев Александр, протодиак., Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, М., 2002, с. 188.
  • Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). -М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. С. 519.

Средняя Азия

75

Туркестанская и ТАШКЕНТСКАЯ

Викариатство:

Пишпекское и Семиреченское

Лука (Войно-Ясенецкий), еп.

Мелхиседек (Аверченко), еп.

Ср., например: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 235–236.

Протоиерей Владислав Цыпин. О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов // Альфа и Омега. 2002. № 3(33). С. 109–110.

Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 32.

Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство. (1917–1922). М., 2005. С. 250–254, 346.

Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. В 2 кн. Кн. 1. М.–Новосибирск, 1997. С. 212. Ср. Покровский Н. Н. Предисловие // Там же. С. 48–49.

Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности // Религии мира. 2004. М., 2004. С. 213.

Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004. С. 245–286.

Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 155–157.

Ср. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. С. 275.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 498–500; Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 222–223; Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997. С. 166.

Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 223–224.

Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 166.

Указ митрополита Сергия с извещением о легализации Патриаршего Синода датирован 22 сентября 1927 г. См.: Акты Святейшего Тихона… С. 515.

Там же. С. 295, ср. С. 540.

Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 203; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 164. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 8 декабря 1923 г., власть трактовала такое поминовение как “политическую демонстрацию” и считала его достаточным основанием для уголовного преследования клира или, по крайней мере, для отобрания у верующих храма. См.: Акты Святейшего Тихона… С. 305.

Там же. С. 517–518; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 163.

Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 196.

Послание (Декларация) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти // Акты Святейшего Тихона… С. 512–513.

Ср. Протоиерей Владислав Цыпин. О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов. С. 117.

Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 250–261; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. С. 33–34.

Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности. С. 213–214.

Ср.: Следственное дело патриараха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 753; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 136–137.

Освободился из ссылки в феврале 1927 г. В сентябре назначен епископом Краснослободским. Мог не успеть приступить к управлению Мордовской и Саранской епархией между февралём и сентябрём.

Есть сведения, что епископ Григорий (Козырев) в 1927 г. два месяца (не известно точно, каких) провёл в заключении. Возможно, к этому периоду относится назначение на Вольскую кафедру епископа Симеона.

После революции[править | править код]

В декабре 1917 года был избран членом Учредительного Собрания по нижегородскому округу. Участия в работе Собрания не принимал.

Участник Всероссийского Священного Собора — в Москве. С 10 августа архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. С епархией не управлял.

В январе митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. На Пасху был выпущен на свободу. Известно, что за него поручился архиепископ Владимир (Путята). Основанием для его ареста был бракоразводный процесс.

3/16 июня митрополит Сергий вместе с Нижегородским архиепископом Евдокимом (Мещерский) и Костромским архиепископом Серафимом (Мещеряковым) публично признает обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью в так называемом Меморандуме трех. Таким образом, с 16 июня по 27 августа пребывал в обновленческом расколе. Был членом Высшего Церковного Управления; принят по покаянии Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей Церкви. Чин покаяния, в отличие от такового, принесенного большинством прочих епископов, проходил публично, за литургией в день Успения в Донском монастыре.

основные сочинения →

источники

  •  Бабкин М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. — М.: Индрик, 2008.
  •  Виктор (Островидов) св. Новые богословы // Церковь. — 1912. — № 16. — С. 381-383.
  •  Виктор (Островидов) св. Ответы на пятнадцать вопросов ОГПУ. Публикация и вступ. статья о. Александра Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. — 2006. — № 3(20). — С. 136–147.
  •  Виктор (Островидов) св. Письмо к ближним. Декабрь 1927 г // Польской Михаил о. Новые мученики Российские. — Джорданвиль, 1957. — Т. 2. — С. 75-76.
  •  Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. — М.: ПСТГУ, 1994.
  •  Дамаскин (Орловский) о. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. — Тверь: Булат, 1996.
  •  Данилушкин М. Б., Шкаровский Михаил. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. — СПб.: Воскресение, 1997.
  •  Димитрий (Першин) о. Патриарх Сергий (Страгородский): миссионер, богослов // Приход. — 2008. — Декабрь. — С. 35–50.
  •  Елевферий (Богоявленский) митр. Неделя в Патриархии. — Париж, 1933.
  •  Еремина Вера. Из жизни патриарха Сергия // Альфа и Омега. — 1999. — №02 (20). — С. 196-206.
  •  Еремина Вера. Подвиг патриарха Сергия // Русский вестник. — 1991. — №16.
  •  Записка секретаря при Священном Синоде при Святейшем Патриархе Тихоне Н. Нумерова о состоянии Православной Церкви в России (Москва, 1/14 сентября 1921 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 115 об., 119 об.
  •  Иоанн (Разумов) митр. Святейший Патриарх Сергий (жизнь и деятельность). — М.: Петровский, 2013.
  •  Иоанн (Снычев) митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. — Сортавала, 1993.
  •  Левитин А., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996.
  •  Лосский В. Н. Личность и мысли Святейшего Патриарха Сергия // Журнал Московской Патриархии. — 1984. — № 11.
  •  Никон (Рклицкий) архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том I. От рождения до вступления на Уфимскую кафедру. 1863-1900 // Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. — Нью-Йорк, 1956. — Т. 1.
  •  Никон (Рклицкий) архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том III. Всероссийские церковные труды. 1904-1913 // Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. — Нью-Йорк: Северо-Американская и Канадская епархия, 1957. — Т. 3.
  •  Новиков М. Тупики православного модернизма. Критич. анализ богословия XX века. — М.: Политиздат, 1979.
  •  О положении Православной Церкви в СССР. газета «Правда» // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 57
  •  Одинцов М. Патриарх Сергий. — М.: Молодая гвардия, 2013.
  •  Ответ Православной Русской Церкви на интервью митр. Сергия (Москва, 12 марта 1930 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 58-66
  •  Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2004.
  •  Патриарх Сергий и его духовное наследство. — М., 1947.
  •  Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. — Новосибирск, М.: Сибирский хронограф, РОССПЭН, 1997.
  •  Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. — Киров, 2009.
  •  Правда о религии в России / Ред. коллегия: митр. Николай (Ярушевич), митр., проф. Григорий Петрович Георгиевский, прот. Александр Павлович Смирнов. — М.: Московская Патриархия, 1942. — 456 с.
  •  Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. — Париж: YMCA-Press, 1977.
  •  Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. — М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 1996.
  •  Серафим архиеп. Письмо от 17 февраля 1925 г.//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 264 лист 124-125
  •  Серафим (Соболев) архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. — София, 1943.
  •  Сикорская Л. Е. Вятский исповедник. Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды. — М.: Братонеж, 2010.
  •  Сикорская Л. Е. Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. — М.: Братонеж, 2008.
  •  Феофан Полтавский архиеп. О Декларации митр. Сергия Нижегородского (Письмо № 22)
  •  Фирсов С. Л. Время в судьбе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. — СПб.: Сатисъ, 2005.
  •  Andreev Ivan. Russia’s Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs. — Platina, Ca.: St. Herman of Alaska Brotherhood Press, 1982.

Сноски

Епископская деятельность до революции[править | править код]

25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, епископ Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.

С 6 октября  — архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 году участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.
С этого же года состоял Почетным членом Петербургской духовной академии. С 6 мая  — член Святейшего Синода.

В марте назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. 6 мая награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 4 апреля назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде.

С 14 января , по просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. (В книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство» на с. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см. «Церковные Ведомости», 1915, № 3, с. 26.).

Декларация Сергия и реакция на неё[править | править код]

См. статью Сергианство

Первые годы фактического (после ареста митрополита Петра) управления митрополита Сергия Патриаршей Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Полное признание митрополита Сергия законным возглавителем Патриаршей Церкви пришло лишь в конце 1930-х.

29 июля Заместитель Местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий издал Послание Православным Архипастырям, Пастырям и пасомым Московского Патриархата, в литературе обычно именуемое Декларацией м-та Сергия или Декларацией 1927 года

Послание прежде всего отмечает факт ожесточенной вредительской и диверсионной деятельности «наших зарубежных врагов», в связи с чем особо важно «теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством».. Главная цель, которую преследовал м-т Сергий, издавая Послание, состояла в получении официальной регистрации Временного Патриашего Синода при нем, о чем он сам говорит в Послании:

Главная цель, которую преследовал м-т Сергий, издавая Послание, состояла в получении официальной регистрации Временного Патриашего Синода при нем, о чем он сам говорит в Послании:

Первоначальная реакция на Послание в среде Церкви не была резко критической: так, Послание Соловецких епископов 14 (27) сентября , по существу, выдвигает те же принципы взаимоотношения Церкви с государством.

Протест духовенства становится более резким после попытки м-та Сергия перевести, по указанию властей, Ленинградского м-та Иосифа (Петровых) в Одессу. Это было истолковано как его позволение властям вмешиваться в кадровую политику, что вызвало резкое неприятие. В конце осени центром сопротивления курсу м-та Сергия стал Ленинград во главе с м-том Иосифом.

К концу насчитывалось до 37 архиереев Патриаршей Церкви, отказавшихся от административного подчинения м-ту Сергию.

воззрения

митр. Сергий (Страгородский)

В случае митр. Сергия (Страгородского) налицо полное соответствие учения и жизненного пути. В его изложении нравственный монизм приобретает подчеркнуто аморальный смысл. Как до него Барух Спиноза и Фридрих Шлейермахер, митр. Сергий (Страгородский) понимает грех как чувство дискомфорта, внутренней раздвоенности. Поэтому если греховный поступок не вызывает этого дискомфорта, то и греха в нем нет. В этом смысле греха и зла в мире просто нет: нам лишь кажется, что он существует.

Для митр. Сергия (Страгородского) «раскаяние, покаяние имеет тот смысл, что благодаря возвышению человека к истине преступление осознается им как в себе и для себя преодоленное, не имеющее само по себе силы». Он всегда остается в рамках естественного объяснения: переворот в душе человека – это и есть прощение (оставление) грехов: «Благодаря этому перевороту в душе человека и грехи ему оставляются», оставляются в том смысле, что он сам оставил грех и больше не грешит. «Прежние грехи человек бросил и потому они ему не считаются,- вместо же греха у него теперь решение служить Богу».

Грех помнится, и потом грех забывается: «Грех в буквальном смысле удаляется от человека, перестает быть частью его внутреннего содержания». В этом и состоит, согласно митр. Сергию (Страгородскому), прощение греха: «Нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силукак бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека».

Митр. Сергий (Страгородский) рассматривает грех натуралистически и приходит к выводу о его неустранимости. Грехи, для митр. Сергия (Страгородского), неуничтожимы: «На последнем суде раскроется книга жизни каждого, и каждый даст ответ за всякое дело и слово, за всякую мысль, как бы ничтожна и мимолетна она ни была. Совершенного нельзя назвать несовершенным».

Поскольку митр. Сергий (Страгородский) отрицает всякое значение Христовой Жертвы, кроме воодушевляющего, то оказывается, что за грех нет и не может быть никакого удовлетворения: «человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех». Удовлетворение правде Божией митр. Сергий (Страгородский) отвергает как ненужное: «Причина наказания… не в необходимости как-нибудь удовлетворить правде Божией (ведь этого удовлетворения нет и после покаяния), а в том, что грешник не кается, продолжает пребывать во грехе и тем отчуждает себя от жизни Божией».

Все вместе это оставляет человека с его грехами без всякой сверхъестественной помощи Божией.

Избавиться от греха никак невозможно, но, учит митр. Сергий (Страгородский), можно узнать о милости: «Человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех: милость Божию он только узнает, а не заслуживает». Милость же понимается митр. Сергием (Страгородским), как знание о том, что грех не имеет значения и веса, и следовательно, грех не препятствует спасению, а лишь приводит к большему смирению: «Совершенного греха нельзя назвать несовершенным. Но это раскрытие жизни для одних будет только источником смирения, только приведет их к сознанию незаслуженности помилования и тем еще теснее привяжет их к Богу; для других же обличение совести на суде принесет отчаяние и окончательно отторгнет их от Бога и царствия. «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный». Кто куда направлен был душой, туда и поступает».

По системе митр. Сергия (Страгородского), грехи не прощаются, а остаются, и «спасение» происходит помимо их. Сама Христианская вера становится способом узнать, что грех не препятствует общению: «Вера во Христа является тем средством, чрез которое человек узнает волю Божию, то есть то, что содеянный грех отнюдь не препятствует сближению Бога с человеком, что Бог простил грех и все Свое домостроительство направляет к тому, чтобы как-нибудь возвратить к Себе греховного человека».

светская мистика

Мистика прошлого и настоящего у митр. Сергия (Страгородского) сводится к тому, что невозможно и не нужно лично предстоять пред Богом. Предстояние пред Богом, память о Боге, страх Божий не поддаются освоению в светских терминах, которые предлагает митр. Сергий, а только в христианских богословских, которые митр. Сергием отвергаются как схоластические.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector