Строгановская церковь нижнего новгорода
Содержание:
- Современное состояние
- На гране гибели
- Немного истории
- Информация для посетителей
- Интерьер Строгоновской церкви
- Строгановская церковь в Нижнем Новгороде. Расписание богослужений
- Социальная работа, повседневная жизнь
- Чудо-часы
- Колокольня
- Памятники архитектуры
- История храма
- Часы на колокольне
- Архитектура храма
- Архитектура и материалы для строительства и отделки
- История Успенского храма
- История
- Архитектура и внутреннее убранство
- История
Современное состояние
В настоящее время церковь действующая. Ранее в храме богослужения совершались на втором этаже, так как изначально этот придел был домом Строгановых. Теперь службы совершаются на двух ярусах.
Уникальные часы, размещенные на колокольне, сохранились. Они имеют 17 делений в соответствии со славянским исчислением времени, а также указывают на фазу солнца и луны.
Архитектура и внешнее убранство
На первый взгляд здание можно сравнить с замысловатой, резной шкатулкой. Тонкая резьба по камню украсила фасады обители сложными завитками и ракушками, виноградными ветвями, цветами и фруктами. Главное отличие храмов этого стиля – пять глав и богатый декор в соответствии с барокко. Колокольня располагается отдельно.
Купола до конца XIX ст. были окрашены в зеленый цвет, но затем им придали сразу несколько оттенков, что сделало их похожими на главки Покровского собора в Москве. Церковь имеет ряд архитектурных особенностей:
- форма ковчега, протянутого с востока на запад;
- каждый купол указывает на сторону света, а главный из них высится над алтарем;
- колокольня представляет собой четверик, возведенный на восьмерике.
Стенка-крепида
Главы Рождественской церкви
Верхние фрагменты колокольни
Внутреннее убранство
Алтарь церкви трехапсидный, расположенный на возвышенности. Непосредственно зал храма, в котором находятся прихожане, небольшой, но в нем достаточно света. Солнечные лучи проникают в помещение через окна ярусов и световой барабан. Иконостас хорошо сохранился, он имеет четыре яруса и восхищает своим величием и богатством. Малый иконостас украшен виноградными ветвями.
Из 46 икон старинного иконостаса до наших дней сохранились 43. Хорошо сохранились некоторые древние иконы, а интерьер старинной церкви был утрачен, и его пришлось восстанавливать. Стены украшают фрески, которые окантовываются рамками-картушами. В трапезной настенная роспись посвящена Библейским событиям.
На гране гибели
Все, представлявшее ценность в глазах большевиков, было конфисковано еще в первые годы советской власти, но сама Строгановская церковь оставалась действующей до 1934 года, после чего была закрыта и определена под снос, как «рассадник религиозного мракобесия». Никакие аргументы, основанные на художественной и исторической ценности здания, не действовали на «хозяев новой жизни», и уникальный памятник архитектуры был практически обречен.
Своим спасением он обязан настоятелю – нижегородскому священнику отцу Сергию (Вейсову). Собрав большое количество архивных документов и фотографий, он прочитал не один десяток лекций в кабинетах высших партийных функционеров и добился, наконец, желаемого.
Немного истории
Церковь была заказана богатым купцом и солепромышленником Г. Строгановым в 1679 г. и первоначально предназначалась в качестве домового храма. Строганов проводил большую часть года здесь, руководя соляными заводами, поэтому обустроился основательно: возвел солидное поместье, частью которого и должна была стать церковь. Строительство заняло около 6 лет, церковь была освещена во имя Собора Богоматери, и первая служба прошла здесь в 1719 г. В 1722 г. храм был закрыт личным указом Петра I, но через несколько лет службы возобновились. В начале 19 века церковь была отреставрирована потомками Строганова. От разрушения в советскую эпоху храм спасся благодаря своей художественной ценности. В новейшее время службы идут здесь с 1993 г.
Издали Строгановская церковь — точь-в-точь барочный особняк какого-нибудь итальянского вельможи.
Информация для посетителей
Ознакомиться с жизнью церкви и правилами ее посещения можно на официальном сайте: https://hramnn.ru/.
Кроме Рождественской церкви, стоит посетить Вознесенский и Александро-Невской соборы в Нижнем Новгороде.
Совет автора
Расписание богослужений
Двери церкви открыты для всех православных христиан каждый день с 7:00 до 19:00. Богослужения совершаются ежедневно. Во время Великого поста расписание служб меняется. Собираясь посетить церковь, можно заранее узнать о возможности принять участие в литургии и Таинствах по телефону.
Престольные праздники
В храме особо почитают Богородичные праздники: Ее Зачатие и Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение. Кроме этого, празднуются иконы Царицы Небесной. Престольным праздником является Собор Пресвятой Богородицы, который празднуется 8 января, на следующий день после Рождества Христова. Так как обитель особо чтит Матерь Божию, ее называют храмом Похвалы Пресвятой Богородицы.
Богослужение в храме в честь Собора Пресвятой Богородицы
Адрес и как добраться
Прекрасная церковь находится в Нижнем Новгороде по адресу: ул. Рождественская, 34. Чтобы сюда попасть, нужно доехать на трамвае №11 до остановки «Речной вокзал». Также сюда идут городские автобусы и маршрутки. Выбрав метро, следует выходить на ст. «Горьковская». Не стоит путать храм Рождества Пресвятой Богородицы в Гнилицах со строгановским храмом в районе Стрелки.
Церковь находится в том же районе слияния двух рек, что и собор Александра Невского, поэтому паломникам не составит труда отыскать эти два святых места. Несмотря на реставрационные изменения, Рождественская церковь – уникальное украшение и достояние города, ее обязательно стоит увидеть.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Интерьер Строгоновской церкви
Интерьер церкви скромнее фасадов. Алтарь храма трехапсидный. Апсида – пониженный выступ здания, примыкающий к основному объему. Апсиды в церквах устраиваются в память о времени гонения на ранних христиан. Монахи, скрываясь от преследования, молились в пещерах и маленьких, низких кельях, выдолбленных в скалах.
Внутреннее обустройство церкви
В северной апсиде – жертвенник, на котором совершается Проскомидия, когда кислый хлеб и вино особым образом готовятся к таинству Причащения. В южной апсиде – ризница для хранения облачений при богослужении и священных сосудов. В средней апсиде – престол, священное место в храме. Престол церкви посвящен православному празднику Собору Пресвятой Богородицы.
Престол храма – это место присутствия Божественной Славы. Здесь совершается таинство Евхаристии (Причащения) – в переводе с греческого языка «благодарение». Алтарь устроен на возвышенном месте и знаменует горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками. В алтаре три окна – символ троического света Божества.
В алтаре у восточной стены, напротив престола – горнее место, где установлено кресло-трон, что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя Господа Иисуса Христа.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, – солея, полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат – амвон. Амвон – символ камня, отваленного ангелом от дверей Гроба Господня и возвестившего о Воскресении Христовом.
Молельный зал
Молельный зал церкви небольшой по размерам, но очень светлый. В каждой из пяти глав церкви – окна, солнечные лучи легко попадают в молельный зал, падая на иконостас. Поражает тонкая пышная резьба и красочная живопись иконостаса. Выразительны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», « Спас Вседержитель», написанные крепостным мастером, учившимся в Голландии.
Пол молельного зала выложен из метлахской плитки. На втором этаже – хоры, прославившиеся пением. На стенах вокруг хоров фрески:
- Иудеи побивают камнями первомученика архидьякона Стефана.
- Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом.
- Пророк Моисей молится перед Господом за народ Израилев.
- Моление царя Соломона.
- Моление Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила у входа в Иерусалимский храм.
- Встреча Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей).
Вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа:
- Иоанна Златоуста;
- Тихона Задонского;
- Игнатия Бренчанинова;
- Феофана Затворника;
- Григория Богослова.
Здесь же фрески равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Ольги В киотах – иконы Благовещения и святителя Николая Чудотворца.
Трапезная
Стены трапезной части храма расписаны картинами на библейские сюжеты. Восточная стена – малый иконостас, украшенный виноградными гроздьями, – покрыта белокаменной резьбой с позолотой. Вверху – иконы Иисуса Христа и четырех евангелистов. Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа.
Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божьих тайн. Луку изображают с Тельцом, подчеркивая жертвенное служение. При евангелисте Матфее изображен Ангел как символ послушничества в мир Сына Божия. Венчает ряд Голубь – символ Святого Духа.
Ниже – фрески-иллюстрации:
- беседа Господа с самаритянскою;
- несение Господом Креста;
- воскресенье четырехдневного Лазаря.
Строгановская церковь в Нижнем Новгороде. Расписание богослужений
В наши дни уникальный памятник русского храмового зодчества вновь вернул себе статус крупного духовного центра, религиозная жизнь которого возобновилась после долгих десятилетий, омраченных проводившейся в стране политикой тотального атеизма. В завершении статьи мы приводим для всех, кто желает посетить Строгановскую церковь, расписание, проводимых в ней богослужений. По будним дням они начинаются в 8:30 и затем продолжаются в 12:00 и 13:00. Вечерние же службы совершаются в 16:00. По воскресеньям им предшествуют исповеди, начинающиеся в 6:00. Кроме того, в 15:00 проводится еще одно дополнительное богослужение.
Социальная работа, повседневная жизнь
Храм Рождества Христова в Измайлово регулярно осуществляет духовную и материальную помощь всем нуждающимся. Приход храма занимается адресной гуманитарной помощью малоимущим и многодетным семьям, оказывает патронажную помощь пожилым людям и инвалидам.
Приход храма оказывает транспортную помощь и помогает взаимодействовать с лечебными и правовыми заведениями на территории района, оказывая бесплатные юридические услуги. Клирики и прихожане храма регулярно посещают и оказывают социальную помощь в Пансионате для ветеранов труда, детской городской больнице, клинических больницах, центре социального обслуживания.
В качестве катехизаторской работы регулярно проходят общие причастия и соборования, при необходимости – крещения во всех вышеперечисленных заведениях. В школьные и городские библиотеки передается православная литература, молитвословы, библии, детские книги.
При храме так же работает общество трезвости «Трезвение». Братство проводит регулярные встречи, читает лекции, выпускает литературу и участвует в различных городских мероприятиях, направленных на борьбу с алкогольной и табачной зависимостью.
Чудо-часы
Особенный же интерес представляли башенные часы, помещенные на колокольню. Кроме времени они показывали фазы луны, чем вызывали у обывателей почтительное удивление. Еще одной их любопытной особенностью являлись каменные плиты с нанесенными на них славянскими литерами, разделявшими циферблат на 17 частей, что соответствовало древнерусскому времяисчислению.
Рассказывают, что именно эти часы пробудили интерес к технике у И. П. Кулибина, родившегося в Нижнем Новгороде. Однажды ему довелось ремонтировать их механизм, который в послереволюционные годы бесследно исчез, а в наши дни заменен современным устройством. Сами же часы сегодня можно увидеть на их прежнем месте.
Колокольня
Колокольня представляет собой строение бело-красного цвета в виде восьмерика на четверике, расположенное немного выше от храма. На колокольне под крестом установлен флюгер, что необычно для православного храма и объясняется развитием морского дела в ту эпоху и, возможно, символизирует принадлежность города к речному пути.
На колокольне были установлены куранты с музыкальным боем, Видно, что круг часов разделен на 17 частей, что осталось с тех времен, когда часы указывали на фазы Луны и времена года. В свое время часы были отремонтированы еще совсем юным пятнадцатилетним изобретателем Иваном Кулибиным. Судьба старого механизма неизвестна, он утерян еще в начале XIX века и на колокольне был установлен механизм обычных часов. Сейчас здесь установлены часы, изготовленные в Германии в 1879 году, которые показывают время на четырех циферблатах и бьют в 80-ти килограммовый колокол нужное количество раз. А через каждые полчаса после этого раздается один удар колокола.
Первоначально эти часы были установлены в Нижнем Новгороде на здании Блиновского пассажа, в 1917 году были демонтированы и хранились в Историческом музее. В середине 90-х годов прошлого столетия их установили на Строгановской церкви, но практически сразу они стали неработоспособными. В 2005 году калужский мастер Александр Красников починил часовой механизм.
Для работы часов не используется электричество, они заводятся два раза в неделю ручным способом.
Памятники архитектуры
Рождественская улица. Вид сверху
Рождественская улица вечером
- Ночлежный дом Н. А. Бугрова (Рождественская ул., д. 2)
- Общественный дом (Рождественская ул., д. 6)
- Доходный дом Н. А. Бугрова, где располагался Волжско-Камский банк (Рождественская ул., д. 27)
- Жилой дом Строгановых (Суетинская ул., д. 23)
- Усадьба Строгановых (Рождественская ул., д. 45а, д. 45б, д. 45в)
- Усадьба князей Голицыных (Рождественская ул., д. 47а, д. 47в, д. 47с)
- Гостиница Смирнова (Рождественская ул., д. 28)
- Блиновский пассаж (Рождественская ул., д. 24)
- Комплекс банка Рукавишниковых (Рождественская ул., д. 23, Нижневолжская наб., д. 9)
Храмы
Здесь стояло шесть храмов. Начиная от Кремля:
- Церковь Рождества Иоанна Предтечи (архитектурный ансамбль, состоящий из храма и двух часовен: «Спасской» (у алтаря церкви) и «Царской» (слева от паперти храма)). Сохранилась. Восстановлена.
- Церковь Николая Мир Ликийского Чудотворца «на Торгу» (сейчас на её месте расположен БЦ «Муравей»). Разрушена.
- Церковь Живоначальной Троицы (пер. Вахитова). Разрушена.
- 2 церкви св. бессребреников Козьмы и Дамиана: старая и новая (совр. пл. Маркина). Обе разрушены.
- Церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская, Рождественская). Сохранилась.
Вид на восточную часть Рождественской улицы с Кремлёвского холма (Часовой горы)
История храма
Род крупных землевладельцев и промышленников Строгановых
фигурирует в истории Россиис 15-16 вв . К 18 веку члены этой фамилии носили исключительно графские и баронские титулы. В Нижегородской области Строгановы стали скупать земли и строить усадьбы ужес 16 века – сначала в районе Гордеевки, затем в центральной торговой части города.
Наибольший след в истории города оставил Григорий Строганов
, получивший прекрасное по тем временам образование и огромные земельные владения в наследство. Он часто и подолгу жил в собственном имении, расположенном вселе Гордеевка, находящимся в заречной части – на так называемой Нижегородской Стрелке, которая в те времена не входила в городскую черту.
Г.Строганов много сделал для Нижнего Новгорода в плане благотворительности, но наибольшую известность ему принесло сооружение двух нижегородских храмов – Рождественской церкви
на одноименной улице и Смоленской – в Гордеевке. Обе эти церкви являются памятниками нового архитектурного стиля конца 17-нач.18 вв., названного также по его фамилии –«строгановским барроко» .
После возведения Григорием Строгановым
Церкви Собора Пресвятой Богородицы, которая долгое время служила домовой семейной церковью, недалеко от нее строится каменная усадьба Строгановых.
Усадьба Строгановых на Рождественской улице
Однопрестольная Строгановская церковь появилась в Нижнем Новгороде в самом начале 18 столетия, но из-за пожара была закончена только к 1719 году
. А в 1722 году она была закрытаПетром Первым после его присутствия на одном из богослужений. Чем не угодил храм российскому императору так до конца и не ясно, но до времени его смерти Строгановская церковь не работала. Пожары преследовали этот храм весь 18 век. Трижды она горела, восстанавливалась и вновь горела.
В начале 19 века
один из потомков Строгановых опять-таки на свои деньги осуществил капитальный ремонт здания. А чуть позже для укрепления церкви ниже нее была установлена стенка-крепида. Этот инженерно-архитектурный проект был осуществленА.Бетанкуром, построившим Нижегородскую ярмарку, и И.Ефимовым. Тогда же крытый переход соединяет стоящую отдельно колокольню с церковной папертью. В 70-х гг. 19 века церковь снова реставрируется.
Стенка-крепида
В советский период над храмом нависла угроза уничтожения, однако настоятель церкви — отец Сергий сумел убедить тех, от кого зависела судьба храма, в его историко-архитектурной ценности. В здании храма было решено разместить Музей истории религии и атеизма
, что и спасло его от уничтожения. Причем директором этого музея некоторое время был отец Сергий. Позднее в церковном здании находилсякраеведческий музей .
В 1993 году
церковь была возвращена верующим.В 2004 году храм постигло очередное несчастье – из нее было похищено около двадцати икон. Но одна из икон – «Воскресение Христово», вскоре купленная эстонским коллекционером и опознанная им как украденная, была возвращена храму.
Часы на колокольне
Обратите внимание на часы, установленные на колокольне. Они немецкие, изготовлены в 1879 году
А до начала XX века звонницу Рождественской церкви украшал удивительный старинный механизм — астрономические часы, которые показывали не только время, но и различные фазы движения небесных светил. Однажды они сломались, и в городе не нашлось никого, кто смог бы починить их. Вызвался 15-летний подросток, и каково же было изумление горожан, когда он осилил «басурманскую» технику — часы заработали вновь! Стоит ли говорить, что этим мальчиком был юный нижегородец Иван Кулибин?..
К сожалению, астрономические часы впоследствии были безвозвратно утеряны. Но и нынешний механизм с 4 циферблатами и 80-килограммовым колоколом, отбивающим время, является настоящей гордостью города.
Архитектура храма
От Строгановых осталось в России пять храмовых сооружений в разных городах, в том числе и в Троице-Сергиевской лавре. В Нижнем Новгороде, как уже упоминалось, ими построено две церкви, но именно Рождественская выделяется изысканной монументальностью и пышностью декоративного оформления.
Храм со стороны Рождественской улицы
Церковное сооружение выполнено в стиле барокко
, которое получило название строгановского, с пышным декором из белокаменнойрезьбы в виде виноградных лоз с гроздьями плодов и прочих растительных фрагментов. Растительно-райские орнаменты украшают и внутреннее храмовое помещение, создавая ощущения райского уголка.
Двухъярусная церковь изначально строилась как сочетание теплого
(зимнего) ихолодного (летнего) вариантов. Второй ярус (теплый) состоял изалтаря с молельным залом,трапезной и паперти. Поскольку основными прихожанами нового храма первое время были только члены семьи Строгановых и их окружение, то службы проходили только на втором этаже.
Церковь в зимнем убранстве
Интересно архитектурное решение по размещению церковных глав
, которые стоят не в углах сооружения, а на специальных крестообразующих выступах. Пять глав изначально были выкрашены в зеленый цвет, нок концу 19 века они окрашиваются как главы Собора Василия Блаженного, и церковь приобретает нынешний праздничный облик.
Главы Рождественской церкви
Вообще, вся архитектурная композиция Рождественского храма выполнена в ступенчато-пиромидальном ключе, что создает ощущение многогранности и декоративной выразительности этому храмовому сооружению.
Высокая колокольня
сооружена по классическим канонам. Над крестом расположенфлюгер – дань времени создания флота в России. На колокольне изначально имелись часы, которые, говорят, ремонтировал сам И.Кулибин. Но механизм часов 18 века до наших дней не сохранился, и сегодня колокольня снабжена новым современным.
Верхние фрагменты Колокольни
Несмотря на то, что после последней реставрации несколько изменился первоначальный облик храма, он и сегодня остается достойным украшением туристической Рождественской улицы.
О других храмах Нижнего Новгорода см. Храмы Нижнего Новгорода
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Архитектура и материалы для строительства и отделки
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней.
Концепция церкви
Внешне церковь напоминает драгоценную резную шкатулку: монументальность здания сочетается с изысканным, ювелирно выполненным пышным убранством. Изящная каменная резьба – виноградная лоза и цветы, яблоки и груши, гранаты и персики, раковины и причудливые завитки покрывают сплошным ковром стены.
Пять глав церкви, поставленные по сторонам света, увенчаны коваными ажурными крестами сложного рисунка. Красно-кирпичные стены, затейливая белокаменная резьба и разноцветные маковки, как главы храма Василия Блаженного в Москве, – украшение города.
Темно-малиновый цвет фасадов, на котором нарядно смотрелась белокаменная резьба, расписан желтыми, голубыми и зелеными цветами. Наверху двухъярусной церкви – двухапсидный алтарь, молельный зал, трапезная и паперть.
С начала образования церкви богослужения проходили во втором, пышном и красивом, ярусе, первый этаж заняли склады. Богатое внешнее оформление церкви символизирует райский сад, Царство Небесное на земле.
Колокольня
Стройная колокольня, устремленная ввысь, символизирует земную свечу Богу. Первый ярус, выполненный в виде триумфальной арки, – парадный вход в церковь, который украшают изящные гирьки-висяги и предваряют иконы преподобного Сергея Радонежского, Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.
По уровню второго яруса колокольню соединили с папертью собора крытым переходом. На колокольне Строгановской церкви – часы, которые музыкальным боем отмечают фазы Луны и времен года. 80-килограммовый колокол в верхней части колокольни каждый час отбивает нужное время. На верху колокольни, под крестом – флюгер в виде узорного флажка, символическое значение Святого Духа.
История Успенского храма
Строительство храма имеет довольно долгую историю и связано с судьбой русского предпринимателя, купца и политического деятеля, представителя именитого дворянского рода Строгановых — Григория Дмитриевича. Григорий был единственным сыном Дмитрия Андреевича Строганова. В наследство от отца он получил богатые владения – несколько городков, сел и деревни, а также более 1,5 тыс. крепостных крестьян.
Общий вид на церковь
Природный ум и предпринимательское чутье позволили Григорию Строганову значительно умножить фамильное богатство, и он стал владельцем более 200 деревень, где проживало 15 тыс. крепостных крестьян. В Нижнем Новгороде Строганов имел большие коммерческие интересы, поскольку здесь можно было выгодно торговать солью. В 1696 году на деньги солепромышленника в городе начали строительство каменного храма. За пять лет эту церковь почти построили, но произошел большой пожар, и новый, еще не открытый храм сильно пострадал.
В 1703 году в России была введена государственная монополия на производство и торговлю солью, и поэтому Нижний Новгород перестал интересовать Строганова, и он несколько нет даже не появлялся в городе. Как предполагают исследователи, Строганов просто прекратил финансировать возведение храма, и на долгие годы стройка приостановилась.
Общий вид на церковь и колокольню на фоне Канавинского моста
В 1715 году в возрасте 59 лет Строганов умер, и достроить церковь взялась его вдова Мария Яковлевна. Благодаря ее трудам и выделенным средствам, в храме провели внутреннюю отделку и в 1719 году освятили престол. Церковь стала домовым храмом в городской усадьбе Строгановых.
Прошло всего два года, и личным указом царь Петр I закрыл строгановский храм. Поэтому богослужения здесь не проводили вплоть до кончины государя в 1725 году.
Вид церкви с улицы Рождественской
Из истории церкви известно также, что она несколько раз страдала во время пожаров. Особенно сильные разрушения пришлись на 60-80-е годы XVIII века. Однако, на средства внука Григория Строганова – Александра Сергеевича Строганова в начале XIX века храм капитально отреставрировали.
Следующие перестройки храма произошли в 1820-е годы, и руководили ими Августин Бетанкур и академик архитектуры Иван Ефимович Ефимов
Они понимали, насколько важно сохранить красивейшую строгановскую церковь, и решили укрепить ее специальной дополнительной стенкой, а здание колокольни, стоявшее раньше отдельно, соединить с папертью при помощи нового крытого перехода. Интересно, что при этой реконструкции использовался кирпич, оставшийся от разобранной старой Рождественской церкви, которая и дала имя улице
Вид на южный фасад церкви
В 1860 году из-за проседания грунта храмовая колокольня начала давать заметный крен. За последующие два десятилетия она отклонилась от вертикального положения на 1,2 м. Ситуация была настолько критической, что здание в любой момент могло обрушиться. Поэтому пришлось срочно заменять фундамент и верхние ярусы колокольни (1887 г.). Руководили этими работами известные нижегородские архитекторы Лев Владимирович Даль и Роберт Яковлевич Килевейн. А последняя перед революцией капитальная реставрация прошла в храме в 1913 году.
После прихода советской власти судьба церкви переменилась. Поначалу ее хотели просто разрушить. Отец Сергий (Вейсов), бывший настоятелем храма с 1915 года, приложил немало усилий, чтобы старинную церковь признали архитектурным памятником. Он собирал документы и старые фотографии, читал лекции о значении строгановского барокко и добился своего. Храм не тронули, но во время активной антирелигиозной борьбы церковные службы здесь проводить запретили (1934 г.). Внутри здания разместили городской атеистический музей. И первым его директором назначили бывшего настоятеля храма – Вейсова, а сторожем – иеромонаха Спиридона.
Церковная колокольня
Реставрационно-восстановительные работы в храме начались после того, как его вернули верующим (1992 г.). А спустя год церковь повторно освятили.
История
В XVII веке купец солепромышленник Григорий Строганов обосновался в Нижнем Новгороде, где возвел обширное подворье, а в 1697 году начал строить удивительную церковь, которую в народе называли Строгановской и восхищались ее красотой.
Храм в основном был построен к 1703 году, но отделочные работы затянулись на долгие годы. Это объясняется тем, что все лучшие мастера в это время были отправлены на строительство Санкт-Петербурга, к тому же тогда была введена государственная монополия на торговлю солью и Григорий Строганов на несколько лет уехал из города. Он так и не дождался окончания строительства храма (умер в 1715 году) и работы по обустройству завершила его жена Мария Яковлевна.
В 1719 году храм был освящен архиепископом Нижегородским Питиримом в честь Собора Богоматери.
Рядом находилась церковь во имя праздника Собора Пресвятой Богородицы, построенная в 1653 году. В начале XIX века ее разобрали, а название храма перешло Строгановской церкви, которую многие называют Рождественской, поскольку праздник Собора Пресвятой Богородицы отмечается на следующий день после Рождества.
В 1722 году Петр Первый присутствовал здесь на божественной литургии, после чего по его приказу храм был опечатан и открылся только в 1727 году после смерти царя. Предполагают, что причины закрытия храма могли быть следующие:
- Возможно, что Петр в двух иконах местного чина узнал те иконы, которые он заказал итальянскому художнику Луи Караваку для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, а Строганов перекупил их
- Согласно народной молве, Петр Первый заметил, что иконостас изображает Спасителя с лицом Григория Строганова. «Это что же? Я должен своему холопу кланяться?», — воскликнул рассерженный царь и выбежал из церкви. И все же эта версия маловероятна. По мнению историков, это было бы невиданным богохульством, на которое вряд ли согласился бы Григорий Строганов. А писал образ Спасителя его крепостной художник Степан Нарыков, обучавшийся живописи в Голландии.
В 1860 году колокольня храма начала крениться и за 20 лет отклонение составило 1,2 метра, поэтому в 1887 году был заменен фундамент и переложены верхние ярусы.
В 1870–1880 годах Строгановская церковь была отреставрирована по проектам архитекторов Льва Даля и Роберта Килевейна.
Архитектура и внутреннее убранство
Нижегородский храм построен в стиле строгановского барокко, отличающегося пышным декоративным убранством и сочетающего элементы европейского барокко и русской национальной архитектуры. Снаружи и внутри храм украшен белоснежным лепным узором, изображающим гроздья винограда и сказочные цветы, яблоки и груши, выполненные знаменитым мастером Григорием Ивановым.
Храм является пятиглавым, главы которого направлены по сторонам света и украшены коваными ажурными крестами, представляющими один из лучших образцов кузнечного мастерства.
А про удивительной красоты церковные купола очевидцы говорили: «Всякими красками раскрашены».
Впечатляет и внутреннее убранство храма — здесь сохранился деревянный позолоченный иконостас, поражающий своей красочной живописью и резьбой. Иконы местного ряда «Собор Богоматери» и «Поклонение волхвов» написали в 1723 году игумен Нижегородского Благовещенского монастыря Корнилий Уланов и его ученик Алексий Городчанинов.
Автором двух центральных икон — «Спас Вседержатель» и «Богоматерь» является придворный живописец, учившийся в Европе, Степан Нарыков.
История
Храм имеет четыре престола. Кроме главного престола освященного в честь Рождества Христова, придел Покрова Пресвятой Богородицы, придел святого Пророка Илии, нижний придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Под алтарем придела во имя Илии пророка бьет источник. При храме построены часовня и купальня во имя Илии пророка. Рядом с ними разбит сад, в котором все лето цветут прекрасные цветы.
После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить церковь в честь Рождества Христова.
Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598—1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя преподобной Феодосии.
В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. В 1765 г. Екатерина II пожаловала его графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому.
В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили небольшой придел во имя святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и сооружена трехъярусная шатровая колокольня.
В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, превращено в овощехранилище.
В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим. В последнее время силами прихожан церковь восстановлена, и в нижней части храма освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Одновременно при Скорбященской церкви создан учебный класс. На целебном источнике сооружена часовня во имя пророка Божия Илии.